Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА'

ЭКОНОМИКА КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / конгрессный туризм / событийный туризм / конгресс / MICE / событие / туристская дестинация / турист / tourism / congress tourism / event tourism / congress / MICE / event / tourism destination / tourist

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Я. Зиба

В данной статье рассматривается конгрессный туризм как специализированная форма туризма, включающая встречи, конгрессы и выставки, ориентированные на обмен профессиональными знаниями. В статье даётся определение таким понятиям, как «конгрессный» и «событийный» туризм. Рассматриваются особенности конгрессного туризма, концепцию MICE, а также его роль в развитии регионов и обмене культурным опытом. Приводятся характерные особенности данного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMICS OF CONGRESS TOURISM

This article examines congress tourism as a specialized form of tourism that encompasses meetings, conferences, and exhibitions oriented towards the exchange of professional knowledge. The article provides definitions for concepts such as "congress" and "event" tourism. It discusses the characteristics of congress tourism, the concept of MICE, and its role in regional development and the exchange of cultural experiences. The distinctive features of this type of tourism are also highlighted.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА»

ЭКОНОМИКА КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА

Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-137-139

Аннотация. В данной статье рассматривается конгрессный туризм как специализированная форма туризма, включающая встречи, конгрессы и выставки, ориентированные на обмен профессиональными знаниями. В статье даётся определение таким понятиям, как «конгрессный» и «событийный» туризм. Рассматриваются особенности конгрессно-го туризма, концепцию MICE, а также его роль в развитии регионов и обмене культурным опытом. Приводятся характерные особенности данного вида туризма.

Ключевые слова: туризм, конгрессный туризм, событийный туризм, конгресс, MICE, событие, туристская дестинация, турист.

Конгрессный туризм - специализированный вид туризма, включающий комплекс мероприятий, ориентированных на обмен научными и профессиональными знаниями и опытом, связанных с поездками и пребыванием людей в месте проведения конгресса. Одновременно это также предложение сопутствующих программ в рамках конгресса или в рамках использования свободного времени на площадке конгресса [1]. По сравнению с традиционными формами туризма, конгрессный туризм имеет много особенностей.

Конгрессы - это профессиональные встречи, которые обычно проводятся через определенные промежутки времени и имеют международное значение. Целью участия является обмен профессиональным опытом и знаниями и личные встречи участников. Важной частью конгрессных мероприятий является общественная программа, которая обычно включает культурную часть - концерты, театральные представления, торжественные общественные встречи, а также туры и экскурсии. Конгрессы предъявляют высокие требования к уровню услуг - проживанию, питанию, транспортной доступности.

Согласно ряду научных исследований, зонтичным видом туризма для конгрессно-го является событийный туризм. То есть, конгрессный туризм является частью событийного туризма.

По мнению исследователей

С.В. Булганиной и Н.С. Лопаткиной, «со-

бытийный туризм» - «это направление туризма, в котором туристские поездки приурочены к каким-либо определенным мероприятиям» [2].

Как сказано в книге учёного Котиковой, Дональд Гетц характеризует событийный туризм как «систематическое планирование и развитие факторов, формирующих имидж достопримечательностей и направлений. Сегмент рынка включает участников туризма, которые едут на мероприятие или могут быть заинтересованы посетить мероприятие вдали от дома» [3].

В связи с конгрессным туризмом часто используется термин MICE: Meetings (встречи), Incentives (инсентивы), Conférences (конференции), Exhibitions (выставки). Отрасль разделена на четыре основных сегмента:

- Meetings - закрытые встречи для узко определенного круга участников, например, для сотрудников компании или клиентов, с рабочей или иной тематической программой. Сюда относятся семинары (обучающие программы в форме тренингов) и коллоквиумы (неформальные встречи людей из академической среды с целью обмена мнениями и мнениями);

- Incentives - поощрительные поездки -мотивационный инструмент вознаграждения сотрудников, наиболее распространенной формой являются оплачиваемые организацией поездки для сотрудников организации за вознаграждение или с це-

лью укрепления отношений сотрудников с организацией и в качестве мотивации к дальнейшей работе;

- Conferences - конференции, конгрессы, экспертные встречи;

- Exhibitions - выставки, ярмарки [4].

По словам исследователей М. Пасковой

и Й. Зеленки, аббревиатура MICE выражает «обозначение рынка деловых и служебных поездок, включая деловые встречи, командировки за плату, деловые, мотива-ционные и ознакомительные поездки, конгрессы, конференции ивыставки». Продуктовый рынок MICE - одна из наиболее экономически эффективных форм туризма и одна из ключевых составляющих туризма в целом. Эта специфическая форма туризма требует широкого спектра качественных услуг и активного подхода всех заинтересованных сторон, квалифицированных участников и т.д. [5].

Как указывает в своей научной работе Петра Добишова, к характерным особенностям и преимуществам конгрессного туризма относятся следующие:

1) это массовый туризм;

2) трудовой и профессиональный характер - не связанный со свободным временем участников, а организованный в связи с трудоустройством;

3) более высокие расходы участника, участие оплачивается третьим лицом;

4) характерен высокий уровень и сложность предоставляемых услуг;

5) конгрессные мероприятия реализуются в основном в крупных городах;

6) значимость конгрессных мероприятий поддерживает положение и имидж города как важного делового и культурного центра;

7) нет привязки к типичному туристскому сезону [4].

Существенным преимуществом является подавление сезонности и меньшая чувствительность к экономическим колебаниям. С другой стороны, конгрессный туризм очень требователен с точки зрения привлекательности местности и предпосылок для реализации, конгресс-залов, наличия международного аэропорта, качества услуг, менеджмента дестинации, способного организовать мероприятия. Конгрес-

сный туризм географически сильно сконцентрирован в небольшом количестве де-стинаций, отвечающих вышеупомянутым требованиям, которые в основном включают мегаполисы, спа-курорты, морские или горные центры или исторические города.

По отношению к человеку и обществу конгрессный туризм выполняет несколько функций. Учёный Ян Ориешка различает научно-информационную, культурно-познавательную, экономическую функции конгрессного туризма, а также воспринимает его как фактор регионального развития [6]:

- Конгрессный туризм выполняет научно-информационную функцию в том

смысле, что позволяет специалистам из различных научных, технических или социальных областей встретиться и узнать друг друга. Данный вид туризма способствует как обмену знаниями и опытом, так и получению новой, актуальной информации в этой области. Это также дает возможность установления рабочих контактов и расширения научного и профессионального сотрудничества. Общим интересом всех участников является встреча, в ходе которой происходит обмен профессиональной и научной информацией. Конгрессы ориентированы непосредственно на профессиональную общественность.

- Культурно-познавательная функция заключается в знакомстве с городом, регионом или страной, где проводится конгресс. Это также связано со знакомством с памятниками истории и культуры, обычаями и традициями.

- Экономическая функция связана с экономической выгодой от организованных конгрессных мероприятий. Как учёный пишет, конгрессы экономически очень эффективны, так как приносят доход на одного участника выше среднего, который может достигать двух-трех раз по сравнению с расходами обычных туристов. Это связано с тем, что конгрессные мероприятия обычно посещают образованные люди из средних и высших социальных слоев. Кроме того, им часто возмещает работодатель или телерадиоорга-

низация, по крайней мере, часть расходов, связанных с участием в конгрессах.

- Конгрессный туризм также является важным фактором регионального развития, в связи с тем, что развитие услуг кон-грессного туризма также связано с развитием услуг деловых и некоммерческих субъектов, т.е. городов, муниципалитетов, предприятий общественного питания и средства размещения, посреднические или рекламные компании и тому подобное.

Заключение. На основе проведенного

грессный туризм представляет собой важный сегмент индустрии событийного туризма, ориентированный на обмен профессиональными знаниями и опытом. Этот вид туризма характеризуется высокими стандартами обслуживания, организацией конгрессов и выставок, а также богатой общественной программой. Конгрессные мероприятия имеют значительное экономическое значение для городов и дестина-ций, способствуя развитию их инфраструктуры и имиджу.

исследования можно утверждать, что кон-

Библиографический список

1. Pellesová P., Kajzar P. Ekonomika cestovního ruchu: distancní studijní opora. - Karviná: Slezská univerzita OPF, 2017. - 264 p.

2. Булганина С. В., Лопаткина H. С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Т. 7, №3 (2015). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf (дата обращения: 24.09.2023).

3. Kotíková H. Nové trendy v nabídce cestovního ruchu. - Praha: Grada, 2013. - 208 p.

4. Dobisová P. Kongresovy cestovní ruch v Ceské republice a ve Francii. - Brno: Masarykova univerzita, 2016. - 100 p.

5. Pásková M. Vykladovy slovník cestovního ruchu / M. Pásková, J. Zelenka. - Praha: Minis-terstvo pro místní rozvoj CR, 2002. - 448 p.

6. Orieska J. Kongresovy cestovní ruch. - Praha: Idea servis, 2004. - 139 p.

THE ECONOMICS OF CONGRESS TOURISM

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article examines congress tourism as a specialized form of tourism that encompasses meetings, conferences, and exhibitions oriented towards the exchange of professional knowledge. The article provides definitions for concepts such as "congress" and "event" tourism. It discusses the characteristics of congress tourism, the concept of MICE, and its role in regional development and the exchange of cultural experiences. The distinctive features of this type of tourism are also highlighted.

Keywords: tourism, congress tourism, event tourism, congress, MICE, event, tourism destination, tourist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.