Научная статья на тему 'Конгресс-туризм как драйвер роста региональных и национальных экономик'

Конгресс-туризм как драйвер роста региональных и национальных экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
сфера услуг / туризм / конгресс-услуги / mice / индустрия / service industry / tourism / congress services / mice / industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Севрюков Иван Юрьевич, Петренко Никита Евгеньевич

Глобальная сфера туризма постоянно эволюционирует, релевантно реагируя на социально-экономические изменения и вызовы времени. Как результат – появляются новые виды туризма, а также набирают или утрачивают свою популярность существующие отдельные направления туристской деятельности. Одним из перспективных векторов развития туристской сферы является конгрессный туризм. Последние десятилетия показывают, что именного конгрессный туризм выступает обособленным драйвером роста экономик отдельных стран посредством аккумулирования в единую систему экономических, политических и научных начал. Значительное влияние оказывает конгресс-туризм на индустрию гостеприимства через призму тесного взаимодействия с гостиничным бизнесом, создающим в крупных местах размещения бизнес-центры, конгресс-холлы, выставочные залы и прочее. Конгрессы и выставки направлены на обеспечение модернизации промышленности, сельского хозяйства и всего механизма организации сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Севрюков Иван Юрьевич, Петренко Никита Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Congress tourism as a driver of growth of regional and national economies

The global tourism industry is constantly evolving, relevantly responding to socio-economic changes and challenges of the time. As a result, new types of tourism appear, as well as existing individual areas of tourism activity gaining or losing their popularity. One of the promising vectors of tourism development is congress tourism. Recent decades have shown that congressional tourism is a separate driver for the growth of individual economies by accumulating economic, political and scientific principles into a single system. Congress tourism has a significant impact on the hospitality industry through the prism of close cooperation with the hotel industry, which creates business centers, congress halls, exhibition halls and more in large locations. Congresses and exhibitions are aimed at ensuring the modernization of industry, agriculture and the entire mechanism for organizing the service sector.

Текст научной работы на тему «Конгресс-туризм как драйвер роста региональных и национальных экономик»

Конгресс-туризм как драйвер роста региональных и национальных экономик

Нюренбергер Лариса Борисовна,

доктор экономических наук, профессор, завкафедрой бизнеса в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НиНх», [email protected]

Севрюков Иван Юрьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнеса в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НиНх», [email protected]

Петренко Никита Евгеньевич,

аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», [email protected]

Глобальная сфера туризма постоянно эволюционирует, релевантно реагируя на социально-экономические изменения и вызовы времени. Как результат - появляются новые виды туризма, а также набирают или утрачивают свою популярность существующие отдельные направления туристской деятельности. Одним из перспективных векторов развития туристской сферы является конгрессный туризм. Последние десятилетия показывают, что именного конгрессный туризм выступает обособленным драйвером роста экономик отдельных стран посредством аккумулирования в единую систему экономических, политических и научных начал. Значительное влияние оказывает конгресс-туризм на индустрию гостеприимства через призму тесного взаимодействия с гостиничным бизнесом, создающим в крупных местах размещения бизнес-центры, конгресс-холлы, выставочные залы и прочее. Конгрессы и выставки направлены на обеспечение модернизации промышленности, сельского хозяйства и всего механизма организации сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, туризм, конгресс-услуги, mice, индустрия

Актуальной тенденцией функционирования мирового и российского рынков делового туризма выступает кон-грессная индустрия, представляющая собой относительно молодую высокодоходную сферу экономики, реализующую важную задачу экономического и политического характера, и, выступающая своеобразным индикатором ее развития. Конгрессный туризм, наряду с пополнением доходной части бюджета конкретной страны, региона, города, формирует определенные тренды, инновационные решения в цифровизации туризма, информатизации делового взаимодействия, при этом параллельно развивает межгосударственные отношения, и определяет тенденции развития мирового интеллектуального рынка [1].

На протяжении последних десятилетий именного конгрессный туризм выступает обособленным драйвером экономического роста ряда стран за счет аккумулирования в единую систему экономических, политических и научных начал. По этой причине в США, Франции, Швейцарии, Великобритании и ряде других стран деловому туризму отводится ключевое место в государственных программах поддержки и развития туризма территории.

В развитых странах конгрессная деятельность стабильно выступает высокодоходным сектором экономики, характеризующимся мультипликативным эффектом, предполагающим развитие смежных секторов экономики и формирующим инвестиционную привлекательность территории. Значительное влияние оказывает конгресс-туризм на индустрию гостеприимства через призму тесного взаимодействия с гостиничным бизнесом, создающим в крупных местах размещения бизнес-центры, конгресс-холлы, выставочные залы и прочее [2]. Так, порядка 60% загруженности номерного фонда в отелях по всему миру обеспечивается за счет поездок с деловыми целями. Следует отметить, что кон-грессная деятельность оказывает стимулирующее влияние и на такие важные секторы экономики любой страны, как транспорт, связь, производство потребительских товаров и сельское хозяйство.

Лидирующие позиции по числу международных кон-грессных мероприятий в 2018 году занимали США, Германия, Испания [3]. В 2019 году США остаются на первом месте, занимают которое в течение последних двух десятилетий. Германия остается на втором месте, Великобритания опускается на пятое место, обогнав Испанию, которая поднимается на третье место. Франция вновь входит в 2019 году на четвертое место. Италия заменяет Францию на шестом месте, а Япония и Китай остаются на седьмом и восьмом месте еще один календарный год. В свою очередь, Нидерланды и Канада меняются местами, занимая соответственно девятое и 10-е места. Португалия остается на 11 месте, а Республика Корея поднимается на одну позицию на 12 место. Бразилия и Польша опустились на одно место на 17 и 19 места соответственно, при этом Швейцария опустилась на 20 место, Австралия и Швеция поднялись на 13 и 14

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о es

0 es

in

01

О Ш

m

X

<

m О X X

места. Австрия остается в ТОП-20, но падает на четыре места до 16-го. Новичок Аргентина восстанавливает свои позиции в топ-20 после падения на 21-е место в 2018 году, способствуя снижению Дании с 20-го на 22-е место (таблица 1).

Таблица 1

ТОП-20 мировых стран-лидеров по количеству проведенных

ний, за ней последовала Северная Америка с чуть менее двадцати двумя процентов доходов всех участников [3].

Место в рейтинге Страна Количество проведенных конгрессных мероприятий

1 Соединенные Штаты Америки +947

2 Германия 642

3 Испания 595

4 Франция 579

5 Объединенное королевство 574

6 Италия 522

7 Япония 492

8 Китай 449

9 Нидерланды 355

10 Канада 315

11 Португалия 306

12 Республика Корея 273

13 Австралия 265

14 Швеция 257

15 Бельгия 252

16 Австрия 240

17 Бразилия 233

18 Аргентина 232

19 Польша 211

20 Швейцария 208

В рейтинге «ТОП-10 городов - лидеров по количеству проведенных конгрессных мероприятий за 2010 год» Париж возглавил рейтинг и остался лидером (212 мероприятий), второе место заняла Вена (172), третье -Мадрид (165). Четвертое место в рейтинге - Барселона (163), пятое - Берлин (162), шестое - Лиссабон (152), седьмое - Лондон (150), восьмое - Сингапур (145), девятое - Прага (136) и десятое - Бангкок (135).

По данным Международной ассоциации конгрессов и съездов, деловые мероприятия в 2018 году обеспечили 621,4 млрд. долларов Соединенным Штатам Америки прямого ВВП и оказали влияние на общий ВВП (глобальный валовой внутренний продукт) в размере 1,5 трлн. долларов. По данному показателю этот сектор занимает 14 место в мире, опережая ВВП Австралии, Испании, Мексики, Индонезии и Саудовской Аравии [3].

Общее влияние деловых мероприятий на ВВП отдельных регионов представлено на рисунке 1.

Согласно данным Международной ассоциации конгрессов и съездов, мероприятия мирового конгрессного туризма создают более 10,3 миллионов рабочих мест в мире. По итогам 2018 года мировые расходы на бизнес-поездки выросли до 1,07 трлн. долларов. Средняя сумма расходов на одного туриста составила 704 доллара. На 50 основных стран пришлось 96% всех доходов, при этом Соединенные Штаты лидировали с 325 миллиардами долларов. Китай, Германия, Великобритания и Япония пополнили пятерку лидеров. Азия выступила крупнейшим регионом с точки зрения участников деловых мероприятий, составляя почти треть от 1,5 млрд. в мире. Западная Европа заняла второе место с почти тридцатью процентами от общей суммы поступле-

Рисунок 1 - Величина доходов от деловых мероприятий в ВВП отдельных регионов за 2018 г., млрд. долларов США

К 2025 году мировой рынок делового туризма будет оцениваться в 1,67 трлн. долларов, а ежегодный прирост составит 3,2% [4]. Представленные выше положения подтверждают тот факт, что для большинства зарубежных стран конгрессная индустрия становится важнейшей отраслью, не только обеспечивающей поступление денежных средств в бюджет территории, но и стимулирующей деятельность смежных секторов экономики, и формирующей положительный инвестиционный климат.

Процесс интенсивного развития делового туризма и конгресс-туризма затронул и Российскую Федерацию. При этом, по вполне объективным причинам, конгрессная деятельность в настоящее время позиционируется как зонтичный бренд России в мировом MICE-бизнесе [4].

В свою очередь, по данным World Travel and Tourism Council и International Congress and Convention Association, российский рынок делового туризма к 2021 г. увеличится до 17,4 млрд. долларов. Отрасль, зародившаяся на Западе, в России приобрела популярность относительно недавно, в 90-е годы - с появлением в стране первых международных компаний и представительств зарубежных фирм. Сейчас рынок деловых встреч в РФ демонстрирует рост в среднем на 6% ежегодно. По данным Комитета по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, только российскую столицу в 2014 г. посетили около 5,6 млн. туристов (что на 1,6% больше по сравнению с прошлым годом), при чем более половины из них преследовали в ходе поездки деловые цели.

Однако повышение спроса последние годы непрерывно сопровождается замедленными темпами развития мировой экономики, что значительно влияет на рынок деловых путешествий, приводит к сокращению расходов компаний на бизнес-услуги. В условиях жесткой конкуренции и сложной экономической ситуации решающим фактором процветания компаний индустрии становятся не только хороший сервис, но и гибкая ценовая политика контрагентов, а также диверсификация услуг [5, 6].

Организация и реализация конгрессной деятельности - исключительно важное направление для российской экономики. Конгрессы и выставки направлены на обеспечение модернизации промышленности, сельского хозяйства и всего механизма организации сферы услуг [7].

Необходимо также понимать, что конгрессная деятельность - это самостоятельная отрасль. Она создает налогооблагаемую базу, участвует в формировании ВВП, создает рабочие места, а, значит, как и любая другая отрасль требует самостоятельно нормативно-правового регулирования.

Доля Российской Федерации в конгрессно-выставоч-ной деятельности на уровне международного направления пока невелика. Так, свыше 80% от общего рынка деловых мероприятий приходится на научные события и лидером в данной области выступает Франция. Всего в мире за 2018 год провели 12 500 встреч, посвященных науке, и из них лишь 506 приняла французская компания конгрессов, организовав на международном уровне форумы и принеся в казну страны около 1 032 000 000 долларов, а доля России составила в этом аспекте 87 встречи и 86 миллионов долларов [8]. До некоторых направлений конгрессных мероприятий Россия ещё не достает, однако успешно развивается в этом секторе.

Создание в 2017 году ассоциации «Национальное конгресс-бюро» обусловлено положением дел Российской Федерации в сфере делового туризма. Одна из задач Национального конгресс-бюро - это эффективное развитие событийной отрасли страны и интеграция в мировую индустрию встреч. Организация занимается продвижением событийного потенциала регионов России на международном уровне, привлечением зарубежных мероприятий с целью формирования имиджа России как страны с благоприятным климатом для инвестиций и развития бизнеса.

Национальное конгресс-бюро является представителем отрасли перед федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, способствует активному взаимодействию между участниками рынка, аккумулирует актуальную информацию по состоянию российской событийной отрасли. Кроме того, Национальное конгресс-бюро делает рынок более прозрачным для его участников, а также активно развивает образовательные программы для профессионалов отрасли [9].

Национальное конгресс-бюро России примет участие в отдельных отраслевых мероприятиях (например, конгресс ICCA, выставка IBTM и IMEX, и др.) с организацией единого выставочного стенда России, презентацией и продвижением различных территорий и имеющихся инфраструктурных возможностей регионов России, выстраиванием партнерских отношений с организаторами деловых мероприятий, организацией ознакомительных туров в российские регионы для зарубежных участников. Кроме этого компании-члены ассоциации НКБ России получат возможность быть в пуле надежных партнеров НКБ, информация об их деятельности будет размещаться на интернет-странице НКБ и в различных печатных материалах, распространяемых на международных профильных выставках и мероприятиях. Также у компаний появится возможность принять участие в крупнейших интернациональных отраслевых мероприятиях на условиях льготы, получать заявки, поступающие в НКБ, на участие (RFP) и организацию различных меж-

дународных конгрессно-выставочных мероприятий, получать доступ к актуальной информации по event-от-расли расширять свои профессиональные знания за счет участия в различных образовательных мероприятиях [10].

На сегодняшний день свыше 165 городов России располагают возможностями для проведения конгресс-ных мероприятий. При этом на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 75-80% всего рынка делового туризма страны [11].

В России аналогично зарубежной практике проведение конгрессов выступает мощным стимулом к развитию смежных с туристической индустрией отраслей - гостеприимство, транспорт, торговля, коммуникационный бизнес, связь, досуг, развлечения и ряд других из 53 отраслей народного хозяйства [12].

Федеральное правительство, регионы и города России в настоящее время уделяют пристальное внимание вопросам развития конгрессной отрасли, и решению связанных с ней проблем. К числу основополагающих проблем конгрессной индустрии в России целесообразно отнести следующие:

- материально-техническая база (недостаточное количество площадок для крупных мероприятий от трех тысяч человек, сложности с залами-трансформерами, недостаточное использование существующих конгресс-ных возможностей);

- несовершенство нормативно-правовой базы;

- отсутствие комплексного подхода к развитию конгрессной инфраструктуры;

- отсутствие статистических данных о влиянии отрасли на экономику страны;

- отсутствие координации игроков рынка: совпадение мероприятий по срокам, местам и темам, необходимость в ранжировании мероприятий.

- отсутствие профессиональных конгрессных ассоциаций;

- отсутствие концепции продвижения конгрессного потенциала регионов и городов;

- несовершенство кадрового обеспечения, необходимость в профессиональном образовании специалистов [13].

Растущая популярность регионов РФ - одна из основных тенденций развития отечественного рынка М1СЕ-туризма. Если ранее в тройку самых популярных деловых направлений, по данным Skyscanner, входили Прага, Стамбул и Москва, то сейчас иностранные площадки были вытеснены Санкт-Петербургом и Сочи.

Сегодня российские заказчики бизнес-мероприятий все чаще останавливают свой выбор на внутренних направлениях, что позволяет существенно минимизировать затраты за счет того, что вся логистика осуществляется в пределах одной страны, а ценообразование -в рублях. Как отмечают эксперты, несколько лет назад половину всех внутрикорпоративных событий, проводимых субъектами бизнеса, организовывали за границей, однако в 2019 году лишь около 10%. Такая тенденция связана с тем, что клиенты из государственных структур и бизнес-сообществ почувствовали ощутимую выгоду от их проведения на территории РФ. Кроме того, бюджеты на мероприятия в нашей стране могут быть минимум на 40% ниже, чем в Европе, а компании, выбирающие отечественные направления, существенно экономят на трансфере и размещении [10].

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о es

0 es

in

01

О Ш

m

X

<

m О X X

Привлечение и проведение международных конгрес-сно-выставочных мероприятий имеет важное значение с точки зрения развития экономики любой страны и обеспечивает определенный экономический эффект для всех участников отрасли: компаний-организаторов мероприятий, конгрессно-выставочных площадок, отелей, транспортных и сервисных компаний, а также вносит весомый вклад в экономику (таблица 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Прогнозные показатели развития конгрессной деятельности в России

Показатель 2018 г. 2022 г.

Вклад событийной индустрии в ВВП РФ, млрд. рублей 42,9 58,4

Количество действующих региональных конгресс-бюро 8 30

Позиции РФ в зарубежных рейтингах событийной индустрии (рейтинг 1ССА) 41 место 38 место

Количество привлеченных Национальным конгресс-бюро международных предприятий 11

Количество проведенных мероприятий в год (рейтинг 1ССА) 87 117

Доля России на международном событийном рынке Менее 0,8 % 1,7 %

В 2017 году НИЦ R&C проведено маркетинговое исследование, в рамках которого специалистами обозначены следующие возможные траектории развития кон-грессного рынка в России:

- будет расти и развиваться (отметили 55% опрошенных);

- будет развиваться, но замедленными темпами (33%);

- сложно прогнозировать в складывающихся условиях (6%);

- будет падать и стагнироваться (6%).

Более того, по прогнозам 1ССА в Российской Федерации к 2022 году потенциально возможно организовать и провести более 8000 конгрессных мероприятий, только с участием международных ассоциаций.

К числу перспектив развития конгрессного туризма в России целесообразно отнести следующие:

- Строительство и реконструкция площадок для проведения крупных мероприятий с количеством от трех тысяч человек и выше.

- Переориентация индустрии на внутренние рынки (российские регионы) для проведения конгрессных мероприятий.

- Консолидация усилий региональных Конгресс-бюро, облегчение визового режима, оптимизация расходов.

- Усовершенствование нормативно-правовой базы: принятие законов, утверждение разработанных концепций.

- Процесс ведения статистики закрепить за определенным органом. Нужны профессиональные рейтинги.

- Разработка отраслевых образовательных и исследовательских программ, проведение просветительских конференций, конгрессов.

- Создание профессиональной конгрессной Ассоциации (типа 1ССА).

- Консолидация органов власти, регионов и городов, Торгово-промышленных палат, деловых кругов по созданию условий для развития конгрессной индустрии.

- Профессиональное образование специалистов индустрии, разработка образовательных стандартов для обучающих программ.

Кроме того, к перспективным трендам ряд экспертов относит возникновение нового формата конгрессных мероприятий, организуя их на стыке делового формата и ивент-индустрии. Одним из главных трендов может стать создание креативных пауз, интерактивов, предполагающих воздействие на эмоции участников различными способами и их вовлечение.

Использование мобильных приложений, онлайн-го-лосований, различных инструментов для нетворкинга и общения позволяют усилить эффект вовлечения каждого участника в содержательную часть мероприятия.

Очевидное преимущество России на мировом рынке конгрессного туризма заключается в том, что конгрес-сно-выставочная деятельность существует достаточно давно и является довольно зрелой индустрией. Благодаря конгрессной активности г. Москвы, работе Национального конгрессного бюро и ряда международных событий, например, FIFA 2018, перед Россией открываются большие возможности не только для укрепления позиций на международном рынке конгрессных мероприятий, но и повышения имиджа страны.

Литература

1. Дорофеева А.А., Переверзев М.В. Инновационное аспекты развития предприятий сферы гостеприимства // Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «кФу им. В. И. Вернадского» в г. Ялте. Ответственный редактор А.В. Оли-фиров, 2019. С. 281-283.

2. Щетинина Н.А., Попова А.А. Дополнительные услуги как источник формирования конкурентных преимуществ гостиничного предприятия / Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 408-413.

3. International Congress & Convention Association (ICCA) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.iccaworld.соm (дата обращения: 03.05.2020).

4. Грошев И.В., Давыдова Ю.А., Краснослободцев А.А., Эриашвили Н.Д. Особенности влияния конгресс-ного потенциала России на мировой рынок делового туризма // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2018. №2. С. 14-35.

5. Щекотин Е.В. Проблема благополучия в турбулентном социуме: аспект безопасности // Вестник развития науки и образования. 2017. № 11. С. 53-61.

6. Рашбам Е. Тенденции развития индустрии встреч в России // CongressTime. 2015. № 1. С. 52-56. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://congresstime.ru.gg (дата обращения: 03.05.2020).

7. Шарков Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент. М.: Альфа-Пресс, 2016. 256 с.

8. Фонд Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://roscongress.org (дата обращения: 03.05.2020).

9. Калачёв С.Г. Роль профессиональных сообществ в развитии индустрии // Open to the world. 2018. №1. С. 12-33.

10. Калачев А. Цель поставлена: на мировой рынок // CongressTime. 2017. № 5. С. 51-52. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://congresstime.ru.gg/ (дата обращения: 03.05.2020).

11. Киселёв С.П. Развитие средств размещения как способ активизации делового туризма (на примере г. Новосибирска) // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Сборник научных статей 9-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2019. С. 35-40.

12. Лучина Н.А., Леушина О.В. Конгресс-центры как фактор активизации MICE туризма // Передовые инновационные разработки. перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: сборник научных статей по итогам шестой международной научной конференции, 2019. С. 124-125.

13. Конгрессная школа // CongressTime. 2015. № 7. С. 94-96. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://congresstime.ru.gg (дата обращения: 03.05.2020).

Congress tourism as a driver of growth of regional and national economies

Nyurenberger L.B., Sewruikov I.Yu., Petrenko N.E.

Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)

The global tourism industry is constantly evolving, relevantly responding to socio-economic changes and challenges of the time. As a result, new types of tourism appear, as well as existing individual areas of tourism activity gaining or losing their popularity. One of the promising vectors of tourism development is congress tourism. Recent decades have shown that congressional tourism is a separate driver for the growth of individual economies by accumulating economic, political and scientific principles into a single system. Congress tourism has a significant impact on the hospitality industry through the prism of close cooperation with the hotel industry, which creates business centers, congress halls, exhibition halls and more in large locations. Congresses and exhibitions are aimed at ensuring the modernization of industry, agriculture and the entire mechanism for organizing the service sector. Keywords: service industry, tourism, congress services, mice, industry

References

1. Dorofeeva A.A., Pereverzev M.V. Innovative aspects of the development of hospitality enterprises // Financial, economic and information support for the innovative development of the region. Materials of the II All-Russian scientific-practical conference. Dedicated to the 75th anniversary of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "KFU named after IN AND. Vernadsky "in Yalta. Executive Editor A.V. Olifi-rov, 2019. pp. 281-283.

2. Shchetinina N.A., Popova A.A. Additional services as a source of formation of the competitive advantages of a hotel company / Study of the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development. Collection of scientific articles of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. In 3 volumes. Executive Editor A.A. Gorokhov. 2019. pp. 408-413.

3. International Congress & Convention Association (ICCA) [Electronic resource]. Access mode: URL: http: //www.iccaworld.com (accessed date: 05/03/2020).

4. Groshev I.V., Davydova Yu.A., Krasnoslobodtsev A.A., Eriash-vili N.D. Features of the influence of the congressional potential of Russia on the world business tourism market // World Economy: Security Problems. 2018. No2. pp. 14-35.

5. Schekotin E.V. The problem of well-being in turbulent society: the safety aspect // Bulletin of the development of science and education. 2017. No. 11. pp. 53-61.

6. Rashbam E. Trends in meeting industry in Russia // Congress-Time. 2015. No. 1. pp. 52-56. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://congresstime.ru.gg (accessed date: 05/03/2020).

7. Sharkov F.I. Exhibition communication management. M .: AlfaPress, 2016. 256 p.

8. The Roscongress Foundation. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://roscongress.org (accessed date: 05/03/2020).

9. Kalachev S.G. The role of professional communities in the development of industry // Open to the world. 2018. No. 1. pp. 1233.

10. Kalachev A. The goal is set: on the world market // Congress-Time. 2017. No. 5. pp. 51-52. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://congresstime.ru.gg/ (accessed date: 05/03/2020).

11. Kiselev S.P. Development of accommodation facilities as a way of enhancing business tourism (for example, Novosibirsk) // Research on the innovative potential of society and the formation of directions for its strategic development. Collection of scientific articles of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. In 3 volumes. Executive Editor A.A. Gorokhov. 2019. pp. 35-40.

12. Luchina N.A., Leushina O.V. Congress centers as a factor in the activation of MICE tourism // Advanced innovative developments. prospects and experience of use, problems of implementation in production: a collection of scientific articles based on the results of the sixth international scientific conference, 2019. pp. 124-125.

13. Congress School // CongressTime. 2015. No. 7. P. 94-96. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://congresstime.ru.gg (accessed date: 05/03/2020).

X X

О

го А

с.

X

го m

о

2 О

to о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.