Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, РАЗВИТИЕ'

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3840
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / MICE / КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нюренбергер Лариса Борисовна, Рогалева Надежда Леонидовна, Петренко Никита Евгеньевич

Одним из относительно новых и динамично развивающихся видов туризма, сегодня является деловой туризм, который за последнее десятилетие показал прирост объема турпотока более чем на 10%. В структуре глобального делового туризма лидирующие позиции занимают индивидуальные туры, посещение выставки, конференции, и конгресс-мероприятия. Конгрессно-выставочный туризм является наиболее подвижным сегментом рынка делового туризма. Цель исследования сосредоточена в области обобщения и систематизации подходов к содержанию понятийного аппарата делового туризма, выявления специфики организации бизнес-туров в России и за рубежом, в обосновании его роли и перспектив развития в регионах России. Объектом исследования является современная сфера делового туризма которая тонизирует активность целого ряда смежных отраслей, обеспечивает рост региональной и национальной экономик, формирует межгосударственное политическое взаимодействие. В процессе исследования применялись методы общенаучного и специального характера обобщения, анализа, диалектического подхода. В рамках полученных результатов сделаны системные обобщения, содержательно раскрыты основные понятия и категории, определены особенности и выявлена специфика развития делового туризма в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BUSINESS TOURISM: STRUCTURE, FEATURES, DEVELOPMENT

One of the relatively new and dynamically developing types of tourism today is business tourism, which over the past decade has shown an increase in the volume of tourist traffic by more than 10%. Individual tours, visits to exhibitions, conferences, and congress events occupy leading positions in the structure of global business tourism. Congress and exhibition tourism is the most mobile segment of the business tourism market. The purpose of the research is focused on the generalization and systematization of approaches to the content of the conceptual apparatus of business tourism, identifying the specifics of the organization of business tours in Russia and abroad, justifying its role and prospects for development in the regions of Russia. The object of the research is the modern sphere of business tourism, which tones up the activity of a number of related industries, ensures the growth of regional and national economies, forms interstate political interaction. In the course of the research, methods of general scientific and special generalization, analysis, and dialectical approach were used. Within the framework of the obtained results, system generalizations are made, the main concepts and categories are meaningfully disclosed, the features are defined and the specifics of the development of business tourism in Russia and abroad are revealed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, РАЗВИТИЕ»

Современный деловой туризм: структура, особенности, развитие

Нюренбергер Лариса Борисовна,

д-р. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Бизнес в сфере услуг», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)» E-mail: l.b.nyurenberger@nsuem.ru

Рогалева Надежда Леонидовна,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Экономика, технология и таможенное дело», Российский университет кооперации (Камчатский филиал), E-mail: nadya.6425@mail.ru

Петренко Никита Евгеньевич,

аспирант кафедры «Бизнеса в сфере услуг», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ)» E-mail: nepetrenko@ro.ru

Одним из относительно новых и динамично развивающихся видов туризма, сегодня является деловой туризм, который за последнее десятилетие показал прирост объема турпото-ка более чем на 10%. В структуре глобального делового туризма лидирующие позиции занимают индивидуальные туры, посещение выставки, конференции, и конгресс-мероприятия. Конгрессно-выставочный туризм является наиболее подвижным сегментом рынка делового туризма. Цель исследования сосредоточена в области обобщения и систематизации подходов к содержанию понятийного аппарата делового туризма, выявления специфики организации бизнес-туров в России и за рубежом, в обосновании его роли и перспектив развития в регионах России.

Объектом исследования является современная сфера делового туризма которая тонизирует активность целого ряда смежных отраслей, обеспечивает рост региональной и национальной экономик, формирует межгосударственное политическое взаимодействие. В процессе исследования применялись методы общенаучного и специального характера обобщения, анализа, диалектического подхода. В рамках полученных результатов сделаны системные обобщения, содержательно раскрыты основные понятия и категории, определены особенности и выявлена специфика развития делового туризма в России и за рубежом.

Ключевые слова: деловой туризм, MICE, корпоративные мероприятия, конгрессно-выставочный туризм, деловой туризм.

UQ

CL

е

см

см

со

Z

28

Введение. В Российской Федерации, как и во многих других странах, туризм играет значимую роль в развитии экономики и в привлечении иностранного капитала в страну. Кроме того, туризм создает новые рабочие места и активно участвует в формировании валового внутреннего продукта, оказывая значимое влияние на развитие смежных отраслей национальных экономик: общественного питания, торговли, транспорта, сферы гостеприимства и т.д. Динамика развития сферы туризма зависит от ряда факторов, в частности:

- ресурсный фактор - наличие в регионе туристско-рекреационных ресурсов, непосредственно используемых в туристском обслуживании. Например, культурно-исторических, природно-климатических, человеческих и др. [1].

- экономический фактор, который предполагает обеспечение региона необходимой туристской инфраструктурой и материально-технической базой, которая, по своей сути, представляет собой средства производства турпродукта [2]. Международная практика ведения туристского

бизнеса показывает, что в современных условиях деловой и конгресс туризм рассматриваются как одни из самых высокодоходных и активно развивающихся направлений организованных путешествий. Деловой туризм, как в России, так и за рубежом, является достаточном «молодым» видом туризма. Как самостоятельное направление путешествий его начали рассматривать лишь в 70-80е годы ХХ века. При этом из-за высоких темпов общемирового экономического развития и благодаря росту количества деловых поездок, данная сфера в настоящее время является одной из лидирующих. В Европейских странах за последнее десятилетие данный вид туризма увеличил свои показатели почти на 10%, при этом, показатели туризма в целом демонстрируют рост порядка 5%. По прогнозам экспертов в сфере туризма и гостеприимства, данные показатели будут только возрастать из за активизации межрегиональных и международных бизнес-коммуникаций и, как следствие, приведут к увеличению спроса на бизнес-путешествия.

В связи с тем, что становление и развитие делового туризма происходило с укреплением внешнеэкономических связей, его обособление в самостоятельную сферу туристской индустрии повлияло на успешность бизнеса современных туристских организаций. Этот вид туризма признан экономическим феноменом XX века, благодаря тому, что он выделялся быстротой темпа роста и значительным влиянием на развитие экономики, что мы можем наблюдать и по сей день.

Связь между историей человечества и деловым туризмом является абсолютной, ведь первыми бизнесменами были средневековые купцы VII-X вв., которые заключали торговые сделки, благодаря чему налаживались международные связи, и происходил обмен товарами что влияло на межгосударственную политику и экономику.

Результаты исследования. Профессор Р. Де-видсон отметил: «Бизнес-туризм связан с людьми, которые вынуждены путешествовать по работе. Тем самым, представляется одна из самых древних форм туризма, когда с древних времен человек осуществлял путешествия с деловыми целями». Можно предположить, что именно новые потребности и любопытство выступали толчками к деловым путешествиям. Так, например, «Великий Шелковый путь» из Китая возник благодаря торговым караванам из Западной Европы, а новые земли, и торговые мосты между континентами были открыты, благодаря мореплавателям и путешественникам.

Авторы, изучающие данную сферу, раскрывают содержание понятия «деловой туризм» по-разному. Так, например, Л.А. Волкова и А.Т. Кириллов под этим термином понимают «поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей», а И.В. Зорин и В.А. Квартальнов дают более обширное определение, это «временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов в месте командировки». В распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 № 1903) деловой туризм именуется как «путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п». [7, 9, 10]

В соответствие с определением А. Агилеры, [3] деловой туризм является совокупностью отношений и явлений, возникающих и происходящих в рабочее время с целью посещения деловых мероприятий в местах отличных от места работы. В свою очередь, Р. Дэвидсон [4] характеризует деловой туризм, делая акцент на его связи с выполнением, путешествующим лицом профессиональных функций и реализацией бизнес интересов фирмы, направленных на выполнение стратегических и оперативных задач задач, формирование у сотрудника необходимых знаний с целью совершенствования его профессиональных качеств, а также поощрением работника за хорошее исполнение его функциональных обязанностей. Данная позиция находит свое подкрепление в большинстве трудов отечественных авторов, среди которых: И.Т. Балабанов, И.В. Зорин, А.Т. Кириллов и другие. Российская ассоциация делового туризма, при определении содержания

понятия «деловой туризм» делает упор на то, что деловые поездки не связаны с получением основного или дополнительного заработка в месте пребывания.

Таким образом, деловой туризм - это подвид туризма, когда путешественник посещает страны или регионы с деловыми или профессиональными целями, исключая получение доходов.

Специфику этого вида туризма наиболее емко дает англоязычная аббревиатура «MICE» (рис 1), которая широко используется в бизнес-индустрии и обозначает четыре ведущих направления деятельности в этой сфере, а именно:

M

meetings

«

incentive

организация деловых встреч любого уровня

стимулирующие или поощрительные туристические поездки для сотрудников, клиентов или партнеров

conference

exhibitions

комплекс услуг по организации корпоративных, либо тематических конференций, учебных семинаров (конгрессы)

организация и участие в различных выставках, с целью поиска партнеров, привлечения внимания к товарам и услугам.

Рис. 1. Англоязычная аббревиатура «MICE»

Считается, что MICE-индустрия наиболее перспективная отрасль мировой экономики. Это объясняется тем, что деловой туризм преследует цели, в полной мере отвечающие задачам современной бизнес-индустрии, в частности:

- основное и дополнительное образование и обучение сотрудников, партнёров, клиентов компании;

- формирование и расширение профессиональных, специальных, личностных коммуникаций;

- мотивация сотрудников к более эффективному выполнению своих функциональных обязанностей и креативному отношению к профессиональной деятельности;

- продвижение компании, корпоративного бренда, с целью повышения конкурентоспособности, популяризации норм, ценностей, потенциала и т.д.

Благодаря специфике MICE, эта индустрия пользуется все большей популярностью и становится значимой на международном рынке услуг туризма и гостеприимства.

Движущей силой, благодаря которой MICE столь успешно развивается, на наш взгляд являются (рис 2).

ориентация исключительно на клиентов с высоким уровнем дохода;

внесезонность делового туризма, который ориентирован не столько на отдых, сколько на коммуникационные мероприятия и обмен опытом;

прогнозируемость и планомерность любых мероприятий, организованных в рамках MICE.

Рис. 2. Специфика MICE

сз о

со £

m Р

сг

СТ1 А

Как уже отмечалось, современный деловой туризм оказывает существенное влияние на развитие экономик отдельных регионов и стран, участвуя в их интеграции в глобальное экономическое пространство. Деловые путешествия разнообразны и включают в себя: индивидуальные и групповые туры, участие в съездах, конференциях и семинарах, организуемых торговыми, промышленными компаниями и научно-образовательными учреждениями, посещение отраслевых выставок и ярмарок. Данный вид туризма открывает возможности знакомства с инновационными технологиями и изобретениями в различных отраслях и сферах деятельности, встреч с инвесторами, поставщиками и т.д. Деловые поездки неразрывно связаны с формированием и развитием внешних связей, что не может не оказывать положительного влияния на экономические показатели и уровень социального развития отдельных территорий и регионов в которых проводятся деловые мероприятия. [5]

В структуре глобального делового туризма сегодня лидирующие позиции занимают индивидуальные туры (70,8%), далее по популярности следуют поездки с целью посещения семинаров и конференций - 12,6% от общего числа деловых поездок, а на посещение отраслевых выставок отводится порядка 10,9%. Конгрессные и интенсив туры занимают всего по 3%. В общемировом объёме туристского потока доля деловых туристов составляет около 25% от общего числа поездок. (рис. 3) [7].

10,90%

12,60%

3%

3%

1 Индивидуальные туры 1 Инсентив туры ■ Выставки

70,80%

1 Конгрессные туры 1 Конференции и семинары

в

см со

Рис. 3. Структура мировой сферы делового туризма

Нельзя не сказать, о том что, «business travel» в нашей стране - это относительно новое направление. Основные изменения произошли в конце XX века, когда в нашу страну потянулись международные компании для обмена опытом, укрепления бизнес-связей, увеличения интеллектуального потенциала, изучения тенденция для совершенствования индустрии, поиска новых партнеров и, самое главное, освоения перспективных рынков. Таким образом, можно говорить, что глобальные международные компании «спровоцировали» зарождение основ теории обслуживания индустрии business travel, без которых сегодня невозможно представить развитие экономики делового туризма. В ответ на возникшую потребность в профессиональных агентствах делового туризма, появились первые travel-агентства (ТМС), работаю-

щие в сегменте B2C и B2B, специализирующиеся на организации делового туризма. Сегодня Россия является игроком международного рынка business travel, о чем свидетельствует приход на Российский рынок крупных отраслевых ассоциаций: ACTE (Association of Corporate Travel Executives, Ассоциация корпоративных управляющих деловыми поездками) и GBTA (Global Business Travel Association, Международная ассоциация делового туризма). GBTA на отечественном рынке появилась в 2013 году, а уже в 2014 году Ассоциация Бизнес Туризма (АБТ), крупнейшая Российская организация, функционирующая в сфере делового туризма на территории России и СНГ, подписала соглашение о партнерстве с ACTE, в рамках которого стала официально представлять интересы международной ассоциации на территории России под объединенным брендом АБТ-АСТЕ RUSSIA [7].

По прогнозам WTTC к 2020 г. число доходов от бизнес туристов возрастет втрое - до 1600 млрд руб. за год. Данные по объему рынка business travel отражены на рисунке 4.

Рис. 4. Динамика Российского рынка делового туризма, (2012-2020 гг. млрд руб.)

Конгрессно-выставочный туризм можно рассматривать как наиболее подвижный сегмент в структуре делового туризма, под ним чаще всего понимается деятельность по организации конференций, выставок, конференций, ярмарок, проходящих в рамках делового туризма. Согласно статистике Всемирной туристской организации (UNWTO), доля конгрессно-выставочного туризма составляет порядка 9% от общего количества туристских поездок в мире [8].

Сегодня, в условиях изменившейся внешней среды и переориентации туристских потоков, внутренний туризм России стал более привлекателен и востребован для бизнеса.

Деловые туры рассматриваются и как возможность для развития бизнеса, и как средство укрепления межрегиональных связей, доверия, реализации совместных бизнес проектов [9].

Количество и интенсивность внешнеэкономических контактов России с зарубежными странами, неуклонно растёт. В крупнейших мегаполисах -промышленных и культурных центрах страны Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Сочи и других городах - быстрыми темпами растёт число средств размещения и сопутствующей инфраструктуры для развития бизнес и конгресс туризма.

Ежегодно около 50 городов страны организуют на своих площадках крупные бизнес мероприятия.

При этом, нельзя не отметить что развитие делового туризма в нашей стране отличается от зарубежного опыта. Агентства по оказанию услуг бизнес туризма, взаимодействующие с иностранцами отмечают:

- рост количества неорганизованных туристов;

- запросы на специализированные отраслевые мероприятиях;

- увеличения количества разноформатных конференций;

- среднюю продолжительность бизнес поездок -2-3 дня.

В свою очередь, внутрироссийскому рынку делового туризма присуще следующие особенности:

- деловые путешествия носят многоцелевой характер, включают отдых, обучение, коммуникации;

- мероприятия организуются в курортных дести-нациях, как внутри страны, так и за её пределами;

- наибольшей популярностью пользуются три города: Москва, Санкт-Петербург и Сочи, что связано с высокой технической оснащённостью конференц-комплексов и отелей;

- высокая цена бизнес-туров, что связано с тем, что это новый вид туризма, который активно развивается;

- ярков выраженная сезонность бизнес поездок. В рейтинге всемирной ассоциации организаторов конгрессов по данным ВТО в 2018 году Россия занимала 42-е место (таблица 1).

Таблица 1. Россия в мировом рейтинге конгрессных дестинаций [11]

Место в рейтинге Страна

1 2

1 Соединенные Штаты Америки

2 Германия

3 Испания

***

41 Словения

42 Россия

43 ОАЭ

***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 Вьетнам

***

60 Латвия

Деловой туризм - активно развивающаяся отрасль, однако направление и география отечественного делового туризма из года в год сохраняется. Как правило являются лидерами, Москва и Санкт-Петербург, хотя список внутрироссийских ТОП-направлений расширяется и изменяется. Например, в 2018 году в ТОП-5 направлений для бизнес-поездок по стране входили Самара, Сочи и Новосибирск, а через год места с третьего по пятое распределились иначе: Екатеринбург, Самара, Краснодар [10].

Краснодарский край - это регион со стабильно развивающейся экономикой, благоприятным инвестиционным климатом, комфортными условиями для ведения бизнеса. Здесь проводятся национальные и международные мероприятия, что положительно сказывается на увеличении туристского потока. В регионе ежегодно проводится более 500 мероприятий, которые относятся к кон-грессным формам туризма.

Проведение мероприятий и участие Краснодарского края в выставочно-ярмарочных и кон-грессных мероприятиях в России и за рубежом повышает деловую активность в регионе, способствует распространению информации для потенциальных инвесторов об инвестиционных интересах и возможностях. Повышает инвестиционный потенциал, даёт представление о возможностях региональных компаний для развития экспорта товаров и услуг. Это повышает экономическую эффективность компаний функционирующих в сфере туризма, гостеприимства и смежных отраслей. И способствует наполнению регионального бюджета [11].

Сегодня можно констатировать, что Краснодар и Сочи - города обладающие развитой инфраструктурой для организации и проведения крупномасштабных конгрессно-выставочных мероприятий. При этом руководство Краснодарского края высказывает заинтересованность в развитии конгрессно-выставочной деятельности в других городах и муниципалитетах. [12]

Заключение. В целом, можно утверждать, что современная индустрия конгресс туризма тонизирует активность многих смежных отраслей экономики. Деловой туризм, как весомый сектор индустрии туризма обеспечивает рост доходности экономики страны. Строительство специализированных конгресс-центров и бизнес-отелей, развитие сферы общественного питания и транспорта, прокладка новых дорог, появление новых транспортных маршрутов, рост числа турагентских компаний - все это способствует созданию новых рабочих мест, росту платежей в бюджеты всех уровней, развитию инфраструктуры, формирует устойчивый инвестиционный климат, активизирует въездной туристский поток.

Литература

1.

2.

3.

Ушакова Е.О. Исследование ресурсного потенциала Новосибирской области для развития туристской отрасли / Г.Е. Мекуш, Е.О. Ушакова // Вестник Сибирской государственной геодезической академии. 2015. № 1 (29). С. 101 — 110.

Балабанов И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2002. 250 с.

Aguilera A. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A.P. 1109-1116.

C3

о

CO £

m Р

СГ

от А

IE

Q. в

4. Davidson R. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel / R. Davidson, B. Cope. London, United Kingdom: Pearson Education, 2003. 290 p.

5. Клейман А.А. Тренды развития туристского рынка и формирования потребительских предпочтений / А.А. Клейман, О.А. Бабанчикова // Менеджмент предпринимательской деятельности. Материалы XVII международной научно-практической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов, 2019. С. 399-405.

6. Симченко Н.А. Экосистемная модель медико-рекреационного развития республики крым / Симченко Н.А., Яновская А.А., Цёхла С.Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 77-86.

7. Маркова В.Д. Новые принципы управление бизнесом в цифровой экономике / Маркова В.Д. // В сборнике: ВЕКТОР РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 62-66.

8. Дорофеева А.А. Инновационные технологии развития туристской деятельности Крымского региона / А.А. Дорофеева, П.Е. Житный, А.Н. Казак и др. Симферополь: Изд-во: ООО «Издательство типография Ариал», 2017. 163 с.

9. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2015. 368 с.

10. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме / А.Т. Кириллов, Л.А. Волкова; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 184 с.

11. Макринова Е.И. Индустрия туризма в современной мировой экономике: иерархия постановки задач и результаты социально-экономических исследований на международном, национальном и региональном уровнях / Е.И. Макринова, В.В. Лысенко, С.П. Никулина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2 (75). С.54-65.

12. Феденева И.Н. Потенциал Транссибирской магистрали для развития внутреннего и въездного туризма в России / Л.К. Комарова, И.Н. Фе-денева // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2018. С. 54-61.

MODERN BUSINESS TOURISM: STRUCTURE,

FEATURES, DEVELOPMENT

Nyurenberger L.B., Rogaleva N.L., Petrenko N.E.

Novosibirsk State University of Economics and Management (NINH); Russian

University of Cooperation (Kamchatka Branch)

One of the relatively new and dynamically developing types of tourism today is business tourism, which over the past decade has shown an increase in the volume of tourist traffic by more than 10%. Individual tours, visits to exhibitions, conferences, and congress events occupy leading positions in the structure of global business tourism. Congress and exhibition tourism is the most mobile segment of the business tourism market. The purpose of the research is focused on the generalization and systematization of approaches to the content of the conceptual apparatus of business tourism, identifying the specifics of the organization of business tours in Russia and abroad, justifying its role and prospects for development in the regions of Russia.

The object of the research is the modern sphere of business tourism, which tones up the activity of a number of related industries, ensures the growth of regional and national economies, forms interstate political interaction. In the course of the research, methods of general scientific and special generalization, analysis, and dialectical approach were used. Within the framework of the obtained results, system generalizations are made, the main concepts and categories are meaningfully disclosed, the features are defined and the specifics of the development of business tourism in Russia and abroad are revealed.

Keywords; business tourism, MICE, corporate events, congress and exhibition tourism, business tourism

References

1. Ushakova E.O. Research of the resource potential of the Novosibirsk region for the development of the tourism industry / G.E. Mekush, E.O. Ushakova // Bulletin of the Siberian State Geodetic Academy. 2015. No. 1 (29). pp. 101-110.

2. Balabanov I.T. Tourism economics / I.T. Balabanov, A.I. Bala-banov. M.: Finance and Statistics, 2002. 250 p.

3. Aguilera A. Business travel and mobile workers // Transportation Research. 2008. Vol. 42. Part A.P. 1109-1116.

4. Davidson R. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibitions, Corporate Hospitality and Corporate Travel / R. Davidson, B. Cope. London, United Kingdom: Pearson Education, 2003. 290 p.

5. Kleiman A.A. Trends in the development of the tourist market and the formation of consumer preferences / A.A. Kleiman, O.A. Babanchikova // Management of entrepreneurial activity. Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference of teachers, doctoral students, postgraduates and students, 2019. pp. 399-405.

6. Simchenko N.A. Ecosystem model of medical and recreational development of the Republic of Crimea / Simchenko N.A., Yano-vskaya A.A., Tsekhla S. Yu. / / Bulletin of the Volgograd State University. Economy. 2021. Vol. 23. No. 1. pp. 77-86.

7. Markova V.D. New principles of business management in the digital economy / Markova V.D. / / In the collection: VECTOR OF DEVELOPMENT OF MANAGERIAL APPROACHES IN THE DIGITAL ECONOMY. Materials of the III All-Russian Scientific and Practical Conference. Kazan, 2021. pp. 62-66.

8. Dorofeeva A.A. Innovative technologies for the development of tourist activity in the Crimean region / A.A. Dorofeeva, P.E. Zhit-ny, A.N. Kazak, etc. Simferopol: Publishing house: LLC "Publishing house tipografiya Arial", 2017. 163 p.

9. Zorin I.V. Encyclopedia of tourism / I.V. Zorin, V.A. Kvartalnov. M.: Finance and statistics, 2015. 368 p.

10. Kirillov A.T. Marketing in tourism / A.T. Kirillov, L.A. Volkova; St. Petersburg State University, St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 1996. 184 p.

11. Makrinova E.I. The tourism industry in the modern world economy: the hierarchy of setting tasks and the results of socioeconomic research at the international, national and regional levels / E.I. Makrinova, V.V. Lysenko, S.P. Nikulina // Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2019. No. 2 (75). pp. 54-65.

12. Fedeneva I.N. The potential of the Trans-Siberian railway for the development of domestic and inbound tourism in Russia / L.K. Komarova, I.N. Fedeneva // Innovative factors of transport development. Theory and practice. Materials of the international scientific and practical conference: in 3 parts, 2018. pp. 54-61.

СЧ CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.