Экономика Ирака и ценовая война на мировом рынке нефти The economy of Iraq and the price war on the world oil market
Кудрин Григорий Михайлович
Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ
Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student. spbu. ru
Kudrin Grigory Mikhailovich
Student 1 term Faculty of Political Science SPbU
Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается влияние на экономику Ирака ценовой войны, развязанной Саудовской Аравией на мировом рынке нефти. Снижение мирового спроса на энергоносители в результате пандемии COVID-19 и рост предложения, вызванный наращиванием объемов нефтедобычи бывшими участниками соглашения ОПЕК+, привели к профициту на мировом рынке нефти и падению нефтяных цен в 2020 г. Падение цен негативным образом сказалось на состоянии экономики стран - экспортеров нефти, в том числе и на экономики Республики Ирак.
Annotation.
This article discusses the impact of the price war waged by Saudi Arabia on the Iraqi economy. The decline in global oil demand as a result of the COVID-19 pandemic and the increase in supply as a result higher in oil production by former members of the OPEC+ agreement led to a surplus in the global oil market and a drop in oil prices in 2020. The fall in prices negatively affected the state of the economy of the Republic of Iraq.
Ключевые слова: Ирак, экономика Ирака, национальные энергетические интересы, ценовая война на мировом рынке нефти, обвал мирового рынка нефти.
Key words: Iraq, Iraq's economy, national energy interests, price war on the world oil market, plummeting world oil market.
Соглашение ОПЕК+ о снижении добычи нефти, действующее с 2017 г., привело к стабилизации нефтяных цен на приемлемом для стран - экспортеров энергоносителей уровне. Важным условием достигнутых соглашений стал консенсус крупнейших в мире экспортеров нефти - Саудовской Аравии и России. Соглашение неоднократно продлевали и, согласно договоренностям 2018 г., страны - участницы соглашения приняли на себя обязательства по сокращению добычи до конца 2019 г. на 1,2 млн. баррелей в сутки от уровня добычи октября 2018 г. [6]. В начале 2020 г. в рамках соглашения ОПЕК+ было решено сократить нефтедобычу на 0,5 млн. баррелей в сутки [2]. Однако в рассматриваемый период страны, не участвовавшие в соглашении об ограничении нефтедобычи, в первую очередь США, продолжили наращивать добычу нефти с целью увеличения своей доли на мировом рынке энергоносителей. Стоит отметить, что Соединенные Штаты нарастили добычу нефти с 8,77 млн. баррелей в сутки в конце декабря 2016 г. до 13,1 млн. баррелей в конце февраля 2020 г. [17]. Повышение нефтяных цен в результате сокращения добычи стран ОПЕК+ создавало благоприятные условия для увеличения объемов добычи менее рентабельной сланцевой нефти. Подобная политика со стороны американских нефтегазовых компаний ограничивала экспортные возможности стран - участниц соглашения ОПЕК+ и задерживала рост цен на нефть, что представляло угрозу лонгации соглашения ОПЕК+.
Пандемия коронавируса парализовала мировую экономику и привела к снижению мирового спроса на энергоносители. Согласно прогнозам ОПЕК, рост спроса на нефть в 2020 г. будет на 230 тысяч баррелей в сутки
ниже, чем прогнозировалось до пандемии. Международное энергетическое агентство (МЭА) в своем ежемесячном обзоре нефтяного рынка придерживается менее оптимистических позиций. Ранее МЭА прогнозировало, что спрос в 2020 г. снизится на 365 тысячи баррелей в сутки. В пессимистическом сценарии, спрос может упасть на 730 тысяч баррелей в сутки. Нефтяными трейдерами также ожидается снижение спроса. Согласно Goldman Sachs, прогнозируется снижение нефтяного спроса на 150 тысяч баррелей в сутки [2].
В условиях падения мирового спроса на энергоносители продление соглашения ОПЕК+ стало особенно актуальным. Сохранение прежнего уровня добычи могло негативным образом сказаться на мировых ценах на энергоносители. Однако саммит стран-экспортеров нефти, на котором предполагалось продлить соглашение, ограничив нефтедобычу на 1-1,5 млн. баррелей в сутки, оказался неудачным. Саудовская Аравия и Россия не смогли достичь консенсуса относительно новых квот на нефтедобычу. Москва выступила против дальнейшего снижения нефтедобычи, поскольку это приводило к уменьшению валютных поступлений в российский бюджет и сокращению доли на мировом рынке в пользу стран, не участвующих в соглашении ОПЕК+. Отсутствие консенсуса с Москвой, увеличение добычи сланцевой нефти в США и изменение баланса на мировом нефтяном рынке в пользу стран, несвязанных квотами ОПЕК+, подтолкнули Эр-Рияд к решительным действиям.
Отсутствие обязательств перед ОПЕК+ позволило Саудовской Аравии нарастить добычу. Эр-Рияд заявил о готовности увеличить экспорт нефти до 10 млн. баррелей в сутки в апреле и до 10,6 млн. баррелей в сутки в мае 2020 г. [4]. Саудовская Аравия пошла и на более агрессивные демпинговые меры: государственная нефтегазовая корпорация Saudi Aramco в апреле 2020 г. предоставила скидку на нефть марки Arab Light до 8 долл. США за баррель [5]. Снижения мирового спроса на энергоносители в условиях пандемии коронавируса и ценовая война, развязанная Саудовской Аравией против США и России, привели к обрушению цены на нефть в марте 2020 г.
Падение цен на нефть серьезно угрожает большинству нефтедобывающих стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которым необходимы более высокие цены для достижения бюджетного баланса. Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), Алжиру необходима цена в 109 долл. за баррель нефти марки Brent, Бахрейну требуется 96 долл. за баррель, Оману - 82 долл. за баррель, Катару - 55 долл. за баррель, ОАЭ -70 долл. за баррель, Ираку - 60 долл. за баррель. Даже Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, нуждается в цене в 91 долл. США за баррель. Данные показывают, что Ливии нужно около 100 долл. за баррель, чтобы сбалансировать своq бюджеты в этом году, а Иран нуждается в колоссальных 195 долл. за баррель. Для стран, не входящих в ОПЕК, таких как Россия, Мексика и Казахстан, средняя безубыточная цена на нефть марки Brent составляет 42 долл. США за баррель, 49 долл. США за баррель и 58 долл. США за баррель соответственно [11]. Падение цен ниже отметки 30 долл. США, которое наблюдалось в марте - апреле 2020 г. (так, нефть марки WTI 20 апреля 2020 г. впервые в истории приобрела отрицательное значение [8]) негативным образом сказалось на странах-экспортерах нефти. Если в этом году цены на нефть в среднем составят около 40 долл. США за баррель, то, по оценкам Международного института финансов, в девяти странах-экспортерах нефти только региона Ближнего Востока и Северной Африки, доходы от экспорта углеводородов сократятся на 192 млрд. долл. США [12]. Также, согласно данным Международного института финансов, в нефтедобывающих странах данного региона в 2020 г. будут наблюдаться менее высокие темпы экономического роста. Экономический рост в Саудовской Аравии составит 0,7% в 2020 г., что контрастирует с предыдущим прогнозом роста в 2%. Экономический рост в Кувейте снизится до 0,8% с 2,8%, в ОАЭ до 0,6% с 1,9%. Ряд стран ожидает экономический спад: например, экономику Ирана ожидает спад не на 5,1 %, а на 8,4 % [11].
Нефтегазовый комплекс является структурообразующим сектором экономики Республики Ирак, с которым связаны перспективы экономического роста и стабилизации. Стоит отметить, что Ирак занимает пятое
место в мире и четвертое место в ОПЕК по разведанным запасам нефти (145 млрд. баррелей) [16]. Это 9 % от общемировых запасов и 18,4% от ближневосточных запасов нефти, однако данный показатель может быть значительно выше, поскольку из-за военных действий, нестабильной внутриполитической ситуации и продолжительного санкционного давления со стороны западных стран на протяжении десятилетний не проводилась систематическая геологоразведка. Объемы добычи нефти в Ираке в 2018 г. составили 4,41 млн. баррелей в сутки [13], по данному показателю Ирак занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и России. Экспорт энергоносителей составляет основу иракского экспорта: в 2017 г. совокупный экспорт составил 63.6 млрд. долл. США, из них 59,73 млрд. долл. США пришлось на экспорт нефти (93,9% от совокупного экспорта) [14]. Экспорт нефти в 2017 г. был равен 33% ВВП Ирака и составил 90% валютных поступлений государственного бюджета [3]. Нефтегазовый комплекс обеспечил сырьем большую часть промышленного производства. Ирак полностью удовлетворяет внутренний спрос на нефть: в 2018 г. добыча нефти в Ираке составила 4,41 млн. баррелей в сутки, спрос на нефть - 0,7 млн. баррелей в сутки, то есть 15,87% от добываемой нефти [15]. Экономика Ирака носит сырьевой характер: отрасли промышленности, не связанные с нефтегазовым комплексом, развиты слабо. Нефтегазовый сектор создает условия для диверсификации экономики и развития его несырьевого сегмента, интеграции в мировую экономику, он является главным драйвером экономики Ирака.
Экономика Ирака наиболее уязвима в условиях падения мировых цен на нефть. Международный институт финансов прогнозировал рост иракской экономики в 2020 г. на 3,2 %, однако снижение цен на энергоносители и квотирование нефтедобычи соглашением ОПЕК+ от 12 апреля 2020 г. снизят иракский экономический рост до 0,3 % [11]. Снижение цен на нефть нанесло сильный удар по государственному бюджету Ирака. Так, дефицит бюджета за апрель 2020 г. составил 2 млрд. долл. США [12]. Ожидается, что дефицит бюджета в 2020 г. составит около 41% от общих годовых расходов. Это беспрецедентный дефицит с 2003 г. Сообщество иракских экономистов отмечает, что в данных реалиях Багдад будет вынужден использовать все имеющиеся валютные резервы, составляющие 67,6 млрд. долл. США. Однако отсутствие безубыточных цен на нефть приведет к истощению финансовых резервов Республики, которые в случае рецессии в 2020 г. сократятся до 39,8 млрд. долл. США. [9]. Использование аккумулированных в государственных счетах средств и привлечение инвестиций в высокорентабельную нефтегазовую отрасль, которая может принести инвесторам прибыль уже в среднесрочной перспективе в условиях мирового экономического роста и стабилизации рынков энергоносителей.
Падение цен на нефть негативным образом скажется на государственном секторе экономики, основу которого составляет национализированный в 1970 г. топливно-энергетический комплекс. Кризис окажет негативное влияние на внутреннюю торговлю, транспортную сферу и строительство. Прогнозируется рост безработицы [9]. С сокращением валютных поступлений Ирак будет вынужден сократить импорт ряда товаров, что скажется как на технической оснащенности промышленных предприятий, в первую очередь предприятий нефтегазовой сферы.
Как было сказано, нефтегазовый сектор является структурообразующей отраслью экономики Ирака, а ключевым источником формирования бюджета остаются доходы от экспорта нефти. От экспорта нефти напрямую зависит потребительская способность и благосостояние населения Ирака. 4,5 млн. граждан Республики (около 30% занятых) являются государственными служащими или сотрудниками компаний, выполняющих государственные контракты. Выплаты заработных плат составляют 40% расходов государственного бюджета Ирака [12]. Секвестр расходов может сказаться на заработных платах, осуществляемых государством. Снижение доходов население приведет к снижению спроса и нанесет серьезный ущерб иракскому производителю. Также ожидается снижение уровня жизни и рост бедности в стране. Согласно
прогнозу Сообщества иракских экономистов, уровень бедности в Ираке вырастет более чем на 20%, а в некоторых провинциях он может превысить 50% [10]. Рост бедности и безработицы потребует увеличения социальных расходов бюджета. Также в условиях пандемии коронавируса для Ирака особую актуальность приобретает увеличение расходов на здравоохранение. Так, в середине марта 2020 г. министр здравоохранения Ирака Садик Джафар Аллави заявил, что в текущем месяце министерству потребуется 150 млн. долл. США на приобретение оборудования, необходимого для борьбы с коронавирусом.
Ограниченность финансовых резервов и невозможность государства выполнять весь комплекс социальных обязательств усиливают для Ирака угрозу политической нестабильности и риски безопасности. Такие отрасли социальной системы, как здравоохранение, образование и правоохранительные структуры, испытывали многочисленные проблем в период стабильных цен на нефть. Падение цен на нефть может привести к усугублению социального кризиса в стране. Отсутствие должного уровня социального обеспеченья и снижение благосостояния населения могут привести к социальным волнениям, которые сотрясали Ирак еще в октябре 2019 г.
9 апреля 2020 г. было заключено новое соглашение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, которое вступит в силу с 1 мая. Страны-участницы соглашения, в число которых входят и ключевые игроки - Россия и Саудовская Аравия, планируют снизить добычу минимум на 15,4 млн. баррелей в сутки в течении двух лет. США и Канада, формально не участвующие в сделки, также заявили о сокращении добычи, что станет гарантом имплементации соглашения ОПЕК+. Стоит отметить, что подобные масштабы сокращения добычи вполне соответствуют объемам снижения мирового спроса на энергоносители (мировой спрос снизился на 20 млн. баррелей в сутки) [7]. Соглашение ОПЕК+ будет способствовать снижению предложения и нефтяного профицита на мировом рынке. Однако продолжающиеся пандемия коронавируса, рецессия мировой экономики, а также перенасыщения рынка в период ценовой войны станут факторами, сдерживающими мировой спрос на энергоносители в 2020 г. Потребуется время, чтобы цены, комфортные для стран-экспортеров нефти, восстановились. Ожидается, что до конца 2020 г. цены на нефть будут ниже уровня января - февраля 2020 г. [9]. Ирак также приступил к сокращению нефтедобычи в рамках квоты ОПЕК+. До конца 2020 г. Багдад планирует снизить добычу нефти на 18,2% по сравнению с уровнем нефтедобычи марта 2020 г., что должно способствовать повышению цены на иракскую нефть марки Basra light, стоимость которой в апреле 2020 г. увеличилась до 30 долл. США за баррель [9]. Пока цены на нефть не стабилизируются на комфортном для Ирака уровне в 60 долл. США за баррель, Багдад будет вынужден использовать свои валютные резервы и пересматривать бюджет, сокращая расходы, связанные с издержками государственного сектора экономики.
Список используемой литературы:
1. Башер М.А. Ирак: современная экономика, задачи и перспективы // Азия и Африка сегодня. - 2019. -№5. - С. 69-73.
2. Грушевенко Е. 3. Война в ОПЕК+. Что ждет рынок нефти и мировую экономику после обвала. Московский центр Карнеги. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/81244 (дата обращения 19.05.2020).
3. Аль Халиди Хайдер Ибрагим Хассун. Перспективы восстановления и развития нефтегазовой отрасли Ирака: дисс. ... канд. эк. наук // Российский университет дружбы народов. - М., 2019.
4. Саудовская Аравия сохраняет планы нарастить с апреля добычу до 12,3 млн б/с. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8113305 (дата обращения 12.05.2020).
5. СМИ узнали о планах Эр-Рияда нарастить добычу нефти до рекордного уровня. [Электронный ресурс]
- Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/08/03/2020/5e6463c29a7947f3d594062e (дата обращения 19.05.2020).
6. Страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки. Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/641323 (дата обращения 18.05.2020).
7. Страны ОПЕК+ заключили соглашение о рекордном сокращении добычи нефти. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/12/04/2020/5e9357129a79473d1267e1d6 (дата обращения 19.05.2020).
8. Цена нефти WTI впервые в истории стала отрицательной. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5e9d64b29a79473df1ade0b1 (дата обращения 19.05.2020).
9. Bilal Qasim. The Iraqi economy in the face of a double crisis: lessons we have not learned. Iraqi Economists Network. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iraqieconomists.net/ar/2020/04/18/%d8%a8%d9%84%d8%a7%d9%84-%d9%82%d8%a7%d8%b3%d9%85-%d8%a7%d9%84%d8%a7%d9%82%d8%aa%d8%b5%d8%a7%d8%af-%d8%a7%d9%84%d8%b9%d8%b1%d8%a7%d9%82%d9%8a-
%d9%88%d9%85%d9%88%d8%a7%d8%ac%d9%87%d8%a9-%d8%a7%d9%84/ (дата обращения 20.05.2020).
10. Coronavirus to raise poverty rate in Iraq to over 20%, warns minister. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iraqieconomists.net/en/2020/05/09/coronavirus-to-raise-poverty-rate-in-iraq-to-over-20-warns-minister/ (дата обращения 19.05.2020).
11. Low oil prices drag Middle East economies to collapse. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nation.com.pk/04-Apr-2020/low-oil-prices-drag-middle-east-economies-to-collapse (дата обращения 18.05.2020).
12. Oil Prices Crash, Virus Hits, Commerce Stops: Iraq Is in Trouble. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2020/03/29/world/middleeast/virus-iraq-oil.htmI (дата обращения 18.05.2020).
13. OPEC Members crude oil production. [Электронный ресурс] - Режим доступа https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-upstream (дата обращения: 17.05.2020).
14. OPEC Members exports of petroleum products [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-trade (дата обращения: 17.05.2020).
15. OPEC Members oil demand. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-downstream (дата обращения: 17.05.2020).
16. OPEC Members proven crude oil reserves. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-upstream (дата обращения: 17.05.2020).
17. U.S. Energy Information Administration. Crude Oil Production. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.eia.gov/dnav/pet/pet crd crpdn adc mbbl m.htm (дата обращения 19.05.2020).