Научная статья на тему 'Сделка ОПЕК+ 2020 года: предпосылки и интересы участников'

Сделка ОПЕК+ 2020 года: предпосылки и интересы участников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1302
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / КРИЗИС / ОПЕК+ / НЕФТЬ / США / СЛАНЦЕВАЯ НЕФТЬ / РОССИЯ / САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / PANDEMIC / CRISIS / OPEC+ / OIL / USA / SHALE OIL / RUSSIA / SAUDI ARABIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юшков Игорь Валерьевич, Дроздова Юлия Дмитриевна

В статье проведён анализ предпосылок для заключения сделки ОПЕК+ в 2020 г. Автор указывает на то, что политические действия разных стран, приводившие к дестабилизации нефтяного рынка, в прошлом давали ложные сигналы инвесторам. В итоге периоды высоких цен на нефть создали избыточные инвестиции и привели к перепроизводству нефти. Кризис затоваривания усугубился резким и глубоким падением спроса в начале 2020 г., вызванным карантином в рамках борьбы с распространением COVID-19 . Автор делает вывод о том, что падение цен в марте апреле 2020 г. приведёт к естественной балансировке рынка, а падение спроса будет частично нивелировано манёвром добычи странами ОПЕК+.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEC + 2020 DEAL: BACKGROUND AND INTERESTS OF PARTICIPANTS

The article analyzes the prerequisites for concluding an OPEC+ deal in 2020. The author points out that the political actions of various countries that led to the destabilization of the oil market in the past gave false signals to investors. As a result, periods of high oil prices created excessive investment and led to overproduction of oil. The overstocking crisis was compounded by a sharp and deep drop in demand at the beginning of 2020, caused by quarantine in the fight against the spread of the COVID-19 virus. The author concludes that the fall in prices in March-April 2020 this will lead to a natural balancing of the market, and the fall in demand will be partially offset by the OPEC+ countries' production maneuver.

Текст научной работы на тему «Сделка ОПЕК+ 2020 года: предпосылки и интересы участников»

МИРОВЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Игорь ЮШКОВ Юлия ДРОЗДОВА*

СДЕЛКА ОПЕК+ 2020 ГОДА: ПРЕДПОСЫЛКИ И ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ

В статье проведён анализ предпосылок для заключения сделки ОПЕК+ в 2020 г. Автор указывает на то, что политические действия разных стран, приводившие к дестабилизации нефтяного рынка, в прошлом давали ложные сигналы инвесторам. В итоге периоды высоких цен на нефть создали избыточные инвестиции и привели к перепроизводству нефти. Кризис затоваривания усугубился резким и глубоким падением спроса в начале 2020 г., вызванным карантином в рамках борьбы с распространением СОУГО-19. Автор делает вывод о том, что падение цен в марте — апреле 2020 г. приведёт к естественной балансировке рынка, а падение спроса будет частично нивелировано манёвром добычи странами ОПЕК+.

Появление дисбалансов на мировом рынке нефти в 2000-х гг.

2020 г., безусловно, войдёт в историю как год беспрецедентного кризиса. Начавшись с пандемии коронавируса СОУШ-19 в Китае в январе, проблемная ситуация перешла на весь мир. Из исключительно медицинской сферы кризис перешёл в экономику и создал большие проблемы в разных отраслях. В сфере энергетики 2020 г. станет таким же событием, как 1973 г., когда арабские страны объявили о нефтяном эмбарго для стран, поддержавших Израиль в ходе войны Судного дня, или как исламская революция в Иране

ЮШКОВ Игорь Валерьевич, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 125993, Ленинградский пр-т, д. 49. E-mail: ushkovigor@gmail.com. SPIN-код: 5693-0136

ДРОЗДОВА Юлия Дмитриевна, бакалавр Финансового университета при Правительстве РФ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 125993, Ленинградский пр-т, д. 49. E-mail: juliadrozdova99@ gmail.com

Ключевые слова: пандемия, кризис, ОПЕК+, нефть, США, сланцевая нефть, Россия, Саудовская Аравия.

* Научный руководитель — Юшков Игорь Валерьевич.

1979 г., в результате которой государство существенно сократило добычу нефти. Каждое из таких событий было классическим «чёрным лебедем», т. е. его невозможно было спрогнозировать, но оно изменило ситуацию в мире.

В нефтяной сфере проблемы возникли из-за перепроизводства нефти к началу 2020 г. и резкого сокращения её потребления в связи с карантинными мерами, используемыми в большинстве стран для борьбы с распространением COVID-19. Но фундамент нынешних проблем с перепроизводством нефти является закономерным следствием дисбалансов на мировом рынке, заложенных более 10 лет назад. Чтобы понимать, почему мир сейчас столкнулся с таким тяжёлым кризисом в нефтяной отрасли, нужно рассмотреть причины дисбаланса в системе производства и потребления углеводородов.

Условной точкой отсчёта для событий, которые привели к нынешнему кризису, можно считать 11 сентября 2001 г. Важно сразу оговориться, что упоминание данных событий делается не для построения в дальнейшем конспирологической теории, а для обозначения причины череды происшествий, которые имели экономические последствия. После террористического акта на территории США 11 сентября 2001 г. данное государство начало вести новую политику на Ближнем Востоке. Общие черты этой стратегии Дж. Буш-младший озвучил в ходе «Обращение к нации президента США» 29 января 2002 г. Он заявил: «Наша страна находится в состоянии войны, наша экономика испытывает спад, а цивилизованному миру грозят беспрецедентные опасности. Однако положение нашей страны никогда не было сильнее» [President Delivers State of the Union Address, 2002]. К тому моменту (с 7 октября 2001 г.) США уже начали военную операцию против «Талибана» в Афганистане. Буш заявил, то США и их союзники будут продолжать бороться с террористами по всему миру, а также странами, поддерживающими неугодные США режимы. Фактически теракт 11 сентября 2001 г. дал США возможность открыто распространять свою политику по всему миру. В своей речи в 2002 г. Буш заявил, что «Ирак по-прежнему открыто демонстрирует свою враждебность к Америке и поддержку террора» [President Delivers State of the Union Address, 2002], а в 2003 г. войска западной коалиции во главе с вооружёнными силами США начали вторжение в Ирак и свергли Саддама Хусейна.

Война в Ираке привела к существенному сокращению добычи нефти в этой стране, так как множество объектов нефтяной индустрии были уничтожены в ходе отступления войсками иракской армии. В результате добыча нефти в Ираке снизилась в 2003 г. на 36,5 % (с 103,9 млн т в 2002 г. до 60 млн т в 2003 г.) (рис. 1).

Вторжение США в Ирак часто трактовалось как попытка получения контроля над месторождениями страны, запасы нефти которой в 2003 г. составляли 8,4 % от общемирового объёма (4 место в мире) [Bignel, 2011]. Однако,

по другой версии, США было выгодно сокращение добычи нефти в Ираке и отсрочка её восстановления, так как это провоцировало рост цен на мировом рынке. Это, в свою очередь, ограничивало экономический рост Китая, который уже тогда был крупным импортёром энергоносителей [ Симонов, 2007]. В пользу последней версии говорит то, что право на разработку ирак-

Рис. 1. Добыча нефти в Ираке, млн т

Источник: [BP Statistical Review of World Energy June 2019]

Рис. 2. Цены на нефть сорта Brent, долл.

Источник: [BP Statistical Review of World Energy June 2019]

Рис. 3. Рост добычи нефти в отдельных странах с высокой себестоимостью

производства, млн т

Источник: [BP Statistical Review of World Energy June 2019]

ских месторождений впоследствии получили преимущественно азиатские компании, а импорт нефти из Ирака в США оставался на низком уровне [U. S. Imports from Iraq of Crude Oil...].

Для нашего исследования важен сам факт роста цен на нефть после вторжения США в Ирак и падения добычи в это стране. За два года цены на нефть выросли почти в два раза (рис. 2), с 28,8 долл. в 2003 г. до 54,5 долл. в 2005 г. Далее цены росли до 2009 г., когда из-за глобального экономического кризиса произошло падение, но после этого цены вышли на новые пики, благодаря политике экономического смягчения США.

Рост цен на нефть привёл к увеличению объёмов инвестиций в добычные проекты по всему миру. При высоких ценах на нефть стали выгодны проекты добычи углеводородов с высокой себестоимостью. В частности, во всём мире стали запускаться проекты по добыче нефти на шельфе, в том числе сверхглубоководные проекты. В Канаде стала активно расти добыча нефти на участках битуминозных песков, в Бразилии — добыча нефти на глубоководном шельфе, а в США — производство нефти из труднопроницаемых коллекторов (сланцевая нефть) (рис. 3).

Важно подчеркнуть, что инвестиции в новые проекты происходили именно из-за высоких цен на мировом рынке нефти. Самый значительный рост добычи нефти в последние годы пришёлся на США. Добыча нефти тут в период с 2008 по 2018 г. увеличилась более чем в два раза. Это происходило частично из-за роста добычи на месторождениях в Мексиканском заливе,

14,0

12,2

2,0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 4. Добыча нефти в США, млн барр. в сутки

Источник: [Energy Information Administration]

но преимущественно за счёт наращивания производства сланцевой нефти. По итогам 2019 г. на сланцевую нефть приходилось около 63 % производства всей нефти в США — 7,7 млн барр. в сутки (рис. 4).

Принятие инвестиционных решений по проектам в разных странах мира на фоне высоких цен на нефть привело к тому, что на рынке образовался существенный профицит. С 2014 г. переизбыток предложения стал влиять на цены, и они стали снижаться. С 108,7 долл. за баррель в 2013 г. котировки снизились до 52,4 долл. в 2015 г. и 43,7 долл. в 2016 г. за сорт марки Brent [S&P GlobalPlatts OilService].

Первая сделка ОПЕК+

Падение цен на нефть из-за переизбытка предложения подняло вопрос о снижении добычи странами ОПЕК. Эта организация в целом и создавалась для манипуляции ценами с помощью маневрирования объёмами производства. Однако в современных условиях для того, чтобы повлиять на рынок, странам ОПЕК пришлось бы очень сильно снижать свою добычу, уступая место на мировом рынке нефти. Причём подросшие цены позволили бы другим производителям продолжить наращивать собственную добычу. Доля ОПЕК в мировой добыче в 2016 г. составляла только 43,2 %, поэтому в одиночку картель действовать не хотел.

На первом этапе Саудовская Аравия как лидер ОПЕК и страна, традиционно бравшая на себя основное бремя маневрирования производством внутри этой организации, заявила, что будет бороться за долю рынка. Позиция Саудовской Аравии была проста: себестоимость добычи нефти в королевстве и во многих странах ОПЕК низкая, в то время как в последние годы увеличилась добыча на проектах с высокой себестоимостью в странах, не входящих в ОПЕК. Поэтому Эр-Рияд заявлял о том, что картель не должен вмешиваться в рынок и нужно просто подождать, пока низкие цены на нефть не остановят добычу на дорогих проектах.

В январе 2016 г. цена нефти сорта Brent падала на бирже до 28 долл. за баррель. «Блицкриг» ближневосточных производителей против сланцевых компаний США и других высоко затратных проектов Саудовской Аравии не удался. А наличие высоких расходов саудовского бюджета приводило к активному «проеданию» Эр-Риядом резервов, так как их бюджет при низких ценах на нефть становится дефицитным. Поэтому в 2016 г. Саудовская Аравия поменяла стратегию и решила пойти на переговоры о сокращении добычи нефти для повышения цен на мировом рынке. Но подобная сделка становилась возможной только при условии участия других крупных производителей, не входящих в ОПЕК, стран, на которые приходится более 50 % мировой добычи.

Рис. 5. Добыча нефти в России, млн т

Источник: [Министерство энергетики России.

Добыча нефтяного сырья]

Россию цены на нефть в 2015 — 2016 гг. также не устраивали, так как бюджет 2016 г. был свёрстан, исходя из 50 долл. за баррель сорта Urals, а в 2016 г. средняя цена этой марки составила 41,9 долл. за баррель. Поэтому российское руководство вступило в переговоры с ОПЕК для координированного сокращения добычи нефти. В декабре 2016 г. было подписано соглашение расширенного состава ОПЕК, новый формат работы получил название «ОПЕК+». Участники договорились снизить объём производства нефти на 1,2 млн баррелей в сутки, до 32,5 млн баррелей. Россия должна была сократить производство на 300 тыс. барр. в сутки от уровня добычи октября 2016 г. Важно отметить, что наша страна вошла в соглашение с ОПЕК на комфортных условиях. Добыча нефти в РФ в октябре 2016 г. составляла 11,247 млн баррелей в день. От этого уровня Россия сокращала добычу на 300 тыс. баррелей до 10,947 млн баррелей в день (рис. 5) Таким образом, даже выполняя условия соглашения добычи нефти в рамках ОПЕК+, Россия имела возможность увеличивать производство нефти по итогам года.

Важно ещё раз отметить, что сделка ОПЕК+ преследовала цель повысить цены на нефть, чтобы страны-участницы могли сверстать свои бюджеты без дефицита (в расчёт не берётся Венесуэла, для которой нужны слишком высокие цены на нефть для того, чтобы сверстать бездефицитный бюджет).

Усугубление кризиса на мировом рынке нефти в 2020 г.

В начале 2020 г. ситуация на мировом нефтяном рынке напоминала 2014—2015 гг. Из-за высоких цен на нефть, сложившихся благодаря усилиям участников соглашения ОПЕК+, в странах, не принимавших участие в координации производства углеводородов, продолжался рост добычи нефти. В США за период действия соглашения ОПЕК+ — с 2017 по 2019 г. включительно — добыча увеличилась примерно на 3,4 млн барр. в сутки. А в ноябре 2019 г. США достигли максимального показателя добычи нефти за всю свою историю — 12,866 млн барр. в сутки [Energy Information Administration. U. S. Field Production ofCrude Oil].

Руководство США понимало, что перепроизводство может привести к падению цен, что негативно скажется на производстве сланцевой нефти, которая имеет высокую себестоимость. Поэтому в последние годы Вашингтон с помощью санкций устранял отдельных производителей нефти с мирового рынка, тем самым искусственно его балансируя. В частности, США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, действие которого предусматривало отмену санкций против Исламской республики. После выхода из сделки с Ираном, Вашинг-

1 ОПЕК с партнёрами договорились о сокращении добычи нефти, 2016 // https://www. уе8И.ги/ёос.Ы:тГ?1ё=3092277, дата обращения 16.04.2020.

тон ввёл фактический запрет на покупку нефти у Тегерана. Это привело к сокращению добычи нефти в Иране примерно на 30 %. В 2019 г. США ввели фактически полный запрет на покупку иранской нефти. В настоящий момент достоверных данных об объёмах производства и экспорта иранской нефти нет.

В 2019 г. США ввели запрет на покупку нефти из Венесуэлы. Хотя пока американские регуляторы предоставляют лицензии на работу с венесуэльской нефтью отдельным компаниям. Однако логика действий США заключается в выдавливании с рынка других производителей, чтобы поддерживать цены на нефть. Применяя такую тактику, Вашингтон мог бы довольно успешно наращивать добычу нефти на протяжении многих лет. Но такие действия можно осуществлять только в период стабильного предложения и спроса на нефть. Поэтому в 2020 г. подобная стратегия перестала работать

События 2020 г., которые привели к уникальному кризису на нефтяном рынке, развивались поэтапно, но на каждое из них повлиял такой фактор, как пандемия коронавируса. В январе вирус стал активно распространяться в Китае. Пекин стал бороться с заражением, вводя карантин, что привело к сокращению транспортного сообщения и остановке ряда промышленных предприятий. Как следствие, потребление нефтепродуктов упало. Производители углеводородов продолжали добывать нефть в тех же объёмах, что и прежде, что стало провоцировать переизбыток.

Более того, в 2019 г. Россия договорилась с остальными участниками ОПЕК+ о том, что добыча газового конденсата не будет учитываться при оценке производства нефти, что позволило нашей стране увеличить производство жидких углеводородов. В итоге цены на нефть со второй половины января начали снижаться.

В начале марта, когда должны были пройти переговоры участников соглашения ОПЕК+, цена на нефть опустилась ниже 50 долл. за баррель.

4 марта в Вене начались переговоры участников соглашения ОПЕК+. Позиции сторон в переговорах разнились. Саудовская Аравия настаивала на том, что все участники должны сократить добычу ещё на 1,5 млн барр. в сутки от объёма первого квартала. В этом случае России нужно было бы сократить производство ещё на 250 тыс. барр. в сутки. Российская позиция заключалась в том, чтобы сохранить квоты на добычу нефти на прежнем уровне и продолжать наблюдать за развитием ситуации.

Российская делегация обосновывала свою позицию имеющимися на начало марта данными: коронавирус был распространён преимущественно в Китае и пандемии не было в Европе. Россия была готова терпеть относительно низкие цены на нефть, пока Китай не справится с COVID-19. А далее, по мере ликвидации вируса, КНР восстановила бы и потребление углеводородов. В случае реализации данного сценария маневрирование добычи принесло бы больше потерь, чем период низких цен, так как новости

0 повышении квот на добычу привели бы к снижению цен в качестве психологической реакции игроков рынка.

Саудовская Аравия занимала другую позицию. Эр-Рияду нужны были более высокие цены на нефть, чем сохранялись на рынке в последние годы.

Во-первых, высокий уровень государственных расходов требовал соответствующих доходов. Бюджет королевства становится бездефицитным при цене на нефть около 85 долл. за баррель [Невельский, 2019].

Во-вторых, Саудовская Аравия в 2019 г. провела IPO своей компании Saudi Aramco, и теперь Эр-Рияду не хотелось бы, чтобы её акции стоили бы ниже, чем в момент размещения.

В-третьих, новое руководство Саудовской Аравии стремится максимально быстро монетизировать запасы своих углеводородов, так как воспринимает теорию «энергетического перехода» как серьёзную угрозу. Эта теория говорит об отказе мира от ископаемого топлива и переход на ВИЭ. В этом случае Саудовская Аравия останется с никому не нужными запасами нефти.

Исходя из данных тезисов, Эр-Рияд, вероятно, заранее готовил как предложение о сокращении добычи, так и ультиматум партнёрам по ОПЕК+, в случае, если те откажутся от дополнительного снижения производства нефти. Именно Садовская Аравия, а не Россия на переговорах в Вене 4 марта поставила вопрос о фактическом расторжении соглашения о регулировании добычи в случае отказа от дополнительного сокращения на 1,5 млн барр. в сутки.

Россия не согласилась с такой постановкой вопроса и предпочла отказаться от сделки. Хотя формат ОПЕК+ был сохранён, 6 марта стало известно, что стороны не договорились о квотах на добычу на второй квартал 2020 г., а значит, каждый может добывать столько, сколько захочет. Эта новость в совокупности с последовавшими заявлениями Саудовской Аравии о том, что она с 1 апреля нарастит добычу нефти на 3 млн барр. в сутки и даст скидки потребителям по 8 долл. на баррель, привели к падению цен.

Отказываясь от предложенных Саудовской Аравией вариантов, российская сторона исходила из следующих аргументов. Отсутствие квот на добычу со второго квартала 2020 г. приведёт к падению цены, но саудовский бюджет будет нести издержки выше, чем Россия, так как наш бюджет свёрстан из среднегодовой цены на нефть сорта Urals—42,4 долл. за баррель, т. е. в два раза ниже, чем для саудовской казны. Резервные фонды Саудовская Аравия «проест» быстрее, чем Россия. В Фонде национального благосостояния на

1 марта 2020 г. было накоплено 8,250 трлн руб. [Министерство финансов России. Суверенные фонды].

Существенную роль в решении России отказаться от предложения Эр-Рида сыграл глава «Роснефти» И. Сечин. С момента подписания соглашения ОПЕК+ он высказывал свою критику по поводу данного решения.

Главный аргумент «Роснефти» против соглашения заключается в том, что пока мы сделкой с ОПЕК сдерживаем добычу и повышаем цены, США пользуются результатами наших усилий и наращивают добычу. Таким образом, Россия и другие участники теряют рынки сбыта. У «Роснефти» есть возможность нарастить добычу, хоть и в небольших объёмах, но сделка ОПЕК+ выступает для компании реальным сдерживающим фактором.

И. Сечин ведёт активную лоббистскую деятельность, обращаясь с просьбами к президенту предоставить «Роснефти» льготные условия разработки месторождений. В случае наличия ограничений со стороны ОПЕК+, у оппонентов Сечина появляется аргумент о необходимости отказа в предоставлении льгот, так как России нельзя наращивать добычу нефти.

Сечин торпедировал сделку и с точки зрения аппаратной борьбы политических элит: сделка ОПЕК+ является проектом министра энергетики А. Новака. Существование сделки показывает успешность данного проекта.

После разрыва соглашения в начале марта началась борьба производителей нефти на истощение. В стандартных условиях (при сохранении обычного уровня потребления нефти в мире) она продолжалась бы более полугода. Однако в 2020 г. уже к апрелю стороны предпочли вновь заключить новую сделку о сокращении добычи. Можно выделить две причины для изменения стратегии всех производителей.

Во-первых, цены на нефть ниже 30 долл. за баррель сделали фактически все проекты добычи сланцевой нефти в США нерентабельными, и произ-

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

796

781 796 794 790 790 790 791 790 793 792 772

7; >8 664

602

5; !9 4?

rtVJ nVJ Л"0 nSJ «V

# & # А0 J Л ¿у лг

„о1.

<V" -V6*' г' N V V v v

•О" S

«£>' sv

(Х>

Рис. 6. Количество работающих в США буровых установок

Источник: [Rig Count Overview & Summary Count]

водство на них стало стремительно снижаться. Производство нефти в США с 13 млн барр. в сутки в начале марта упало до 12,2 млн барр. в сутки к 17 апреля. Количество буровых установок сокращается рекордными темпами. 24 апреля 2020 г. стало известно, что количество работающих в США буровых установок сократилось до 526 штук по сравнению с аналогичной датой прошлого года (рис. 6). А за неделю в апреле количество уменьшилось на 64 штуки [Rig Count Overview & Summary Count].

Особенностью добычи сланцевой нефти является необходимость постоянного бурения. Остановка буровой работы указывает на дальнейшее снижение объёма добычи.

Сокращение производства нефти крайне негативно для администрации Д. Трампа. Его политическая программа основана на создании рабочих мест в США в ходе новой индустриализации страны. Это происходит за счёт низких цен на электроэнергию, которые в свою очередь сохраняются за счёт переизбытка газа на внутреннем рынке США. А переизбыток газа удаётся поддерживать за счёт того, что убытки при его добыче компенсируются компаниями прибылью от добычи и продажи сланцевой нефти. Поэтому нынешнее сокращение производства нефти в США приведёт к появлению сотен тысяч безработных, что ставит под вопрос переизбрание Д. Трампа на новый президентский срок.

Поэтому в начале апреля 2020 г. Д. Трамп стал вести активные телефонные переговоры с руководителями России и Саудовской Аравии с целью вернуть их за стол переговоров формата ОПЕК+. Содержание переговоров не разглашается, возможно, лидеры стран обсуждали не только совместные действия по сокращению добычи, но и другие вопросы политического и экономического характера. Именно на этих переговорах мог происходить определённый размен. На это указывает тот факт, что Россия поменяла своё мнение по поводу участия США в сделке по сокращению добычи. Если на первом этапе переговоров В. В. Путин заявлял о том, что США так же, как и участники ОПЕК+ должны взять на себя жёсткие обязательства по сокращению добычи, а не давать прогноз о снижении по экономическим причинам, то на втором этапе Москва занимала уже более мягкую позицию и не настаивала на жёстких квотах для США.

Во-вторых, мартовские и апрельские переговоры происходили на фоне беспрецедентного снижения объёмов потребления нефти во всём мире. Коронавирус распространился по разным странам, и большинство из них стали вводить карантин для борьбы с инфицированием, что привело к ограничению передвижений. Снижение потребления в мире оценивается в 30 %. Вся «лишняя» нефть, объём которой в апреле оценивался в 25—15 млн барр. в сутки, закачивалась в нефтехранилища. Быстро возник риск того, что в случае сокращения добычи хранилища переполнятся к концу мая — середине июня. Тогда странам придётся экстренно останавливать около 30 %

своей добычи, а цены на нефть упадут до нуля, так как нефть просто некуда будет девать физически.

В итоге 12 апреля страны ОПЕК+ заключили новую сделку по сокращению добычи. Суммарно они должны снизить объём производства в мае — июне 2020 г. на 9,7 млн барр. в сутки, далее, до конца года сокращение составит 7,7 млн барр. в сутки, а с января до мая 2021 г. — 5,7 млн барр. в сутки. Россия должна сократить добычу на 2,5 млн барр в сутки от уровня первого квартала 2020 г. Если в 2016 г. сделка была нацелена на увеличение цены на нефть, то сделка 2020 г. призвана не допустить реализации негативного сценария: переполнения нефтяных хранилищ. Сокращение добычи отодвинет срок переполнения нефтехранилищ. Предполагается, что к этому времени спрос на нефть в Азии и Европе восстановится и переполнения не произойдёт.

Уровень добычи нефти участниками ОПЕК+ будет корректироваться в зависимости от восстановления потребления нефти, а также падения производства в США, Канаде и других странах с высокой себестоимостью производства. Однако даже после восстановления спроса цены на нефть будут оставаться на низком уровне продолжительное время, так как закачанная в больших объёмах нефть в хранилищах поступала туда по низким ценам. Пока мир не «проест» эти запасы, цены на нефть не восстановятся. Это приведёт к сокращению Фонда национального благосостояния в России и резервных фондов в других странах.

Следствием нынешнего курса станет сокращение добычи сланцевой нефти в США. Однако по мере восстановления цены будут возвращаться на прежний уровень. При этом себестоимость сланцевых проектов будет возрастать, так как банки будут включать в стоимость кредитных средств риски повторения нефтяного шока. США останутся «закрывающим поставщиком» для мирового рынка. Уровень цен будет таков, чтобы бы производство сланцевой нефти окупалось. Но есть риск того, что США попытаются и далее вытеснять производителей углеводородов с мировых рынков, чтобы дать возможность развиваться своим. В этом случае запустится новый цикл дисбалансов на мировом рынке, который приведёт к новым кризисам.

Список литературы

Министерство финансов России. Суверенные фонды. Фонд национального благосостояния // https://www.minfin.ru/ru/statistics/fonds/, дата обращения 17.04.2020.

Министерство энергетики России. Добыча нефтяного сырья // https:// minenergo.gov.ru/node/1209, дата обращения 17.04.2020.

President Delivers State of the Union Address. The President's State of the Union Address. The United States Capitol. Washington, D. C. // https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html, дата обращения 15.04.2020.

BP Statistical Review of World Energy June 2019 // https://www.bp.com/content/ dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2019-full-report.pdf, дата обращения 15.04.2020.

Energy Information Administration. U. S. Field Production of Crude Oil // https:// www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=pet&s=mcrfpus2&f=m, дата обращения 17.04.2020.

Oil Production in the United States // https://www.eia.gov/dnav/pet/hist/ LeafHandler.ashx?n=PET&s=MCRFPUS2&f=A, дата обращения 16.04.2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rig Count Overview & Summary Count // https://bakerhughesrigcount.gcs-web. com/rig-count-overview, дата обращения 17.04.2020.

S&P Global Platts Oil Service // https://www.spglobal.com/platts/en/products-services/oil, дата обращения 16.04.2020.

U. S. Imports from Iraq of Crude Oil and Petroleum Products // https://www.eia. gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=PET&s=MTTIMIZ2&f=A, дата обращения 15.04.2020.

Симонов К. В. 2007. Глобальная энергетическая война. М.: Алгоритм. С. 155.

Невельский А. 2019. Дешёвая нефть тормозит экономику Саудовской Аравии // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810364-deshevaya-neft-ekonomiku-saudovskoi, дата обращения 15.04.2020.

Bignel P. 2011. Secret Memos Expose Link between Oil Firms and Invasion of Iraq // https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/secret-memos-expose-link-between-oil-firms-and-invasion-of-iraq-2269610.html, дата обращения 15.04.2020.

ОПЕК с партнёрами договорились о сокращении добычи нефти, 2016 // https://www.vesti.ru/doc.html? id=3092277, дата обращения 16.04.2020.

IGOR V. YUSHKOV,

Senior lecturer of Financial University under the Government of the

Russian Federation.

Address: 49, Leningradsky Ave., 125993, Moscow, Russian Federation.

E-mail: ushkovigor@gmail.com

SPIN-code: 5693-0136

YULIA D. DROZDOVA*,

Bachelor of Financial University under the Government of the Russian

Federation.

* Research advisor - Igor V. YUSHKOV

Address: 49, Leningradsky Ave., 125993, Moscow, Russian Federation.

E-mail: juliadrozdova99@gmail.com

OPEC + 2020 DEAL: BACKGROUND AND INTERESTS OF PARTICIPANTS

Keywords: pandemic, crisis, OPEC+, oil, USA, shale oil, Russia, Saudi Arabia.

Abstract

The article analyzes the prerequisites for concluding an OPEC+ deal in 2020. The author points out that the political actions of various countries that led to the destabilization of the oil market in the past gave false signals to investors. As a result, periods of high oil prices created excessive investment and led to overproduction of oil. The overstocking crisis was compounded by a sharp and deep drop in demand at the beginning of 2020, caused by quarantine in the fight against the spread of the COVID-19 virus. The author concludes that the fall in prices in March-April 2020 this will lead to a natural balancing of the market, and the fall in demand will be partially offset by the OPEC+ countries' production maneuver.

References

Russian Finance Ministry. Sovereign Wealth Fund. National Welfare Fund // https://www.minfin.ru/ru/statistics/fonds/, accessed 17.04.2020. (InRuss.)

Ministry of Energy of Russia. Production of Crude Oil // https://minenergo.gov.ru/ node/1209, accessed 17.04.2020. (InRuss.)

President Delivers State of the Union Address. The President's State of the Union Address. The United States Capitol. Washington, D. C. // https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html, accessed 15.04.2020. (InEng.)

BP Statistical Review of World Energy June 2019 // https://www.bp.com/content/ dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2019-full-report.pdf, accessed 15.04.2020. (InEng.)

Energy Information Administration. U. S. Field Production of Crude Oil // https:// www.eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=pet&s=mcrfpus2&f=m, accessed 17.04.2020. (InEng.)

Oil Production in the United States // https://www.eia.gov/dnav/pet/hist/ LeafHandler.ashx?n=PET&s=MCRFPUS2&f=A, accessed 16.04.2020. (InEng.)

Rig Count Overview & Summary Count // https://bakerhughesrigcount.gcs-web. com/rig-count-overview, accessed 17.04.2020. (InEng.)

S&P Global Platts Oil Service // https://www.spglobal.com/platts/en/products-services/oil, accessed 16.04.2020. (InEng.)

U. S. Imports from Iraq of Crude Oil and Petroleum Products // https://www. eia.gov/dnav/pet/hist/LeafHandler.ashx?n=PET&s=MTTIMIZ2&f=A, accessed 15.04.2020. (InEng.)

Simonov K V. 2007. Global Energy War. Moscow: Algorithm, 2007. P. 155. (InRuss.)

Nevelsky A. 2019. Cheap Oil Slows down the Economy of Saudi Arabia // https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810364-deshevaya-neft-ekonomiku-saudovskoi, accessed 15.04.2020. (InRuss.)

Bignel P. 2011. Secret Memos Expose Link between Oil Firms and Invasion of Iraq // https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/secret-memos-expose-link-between-oil-firms-and-invasion-of-iraq-2269610.html, accessed 15.04.2020. (InEng.)

OPEC and Its Partners Agreed to Reduce Oil Production, 2016 // https://www.vesti. ru/doc.html? id=3092277, accessed 16.04.2020. (InRuss.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.