Научная статья на тему 'Нефтегазовый комплекс Ирака: состояние и факторы развития'

Нефтегазовый комплекс Ирака: состояние и факторы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1316
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / ЭКОНОМИКА ИРАКА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС ИРАКА / IRAQ / IRAQ'S ECONOMY / OIL AND GAS COMPLEX OF IRAQ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кудрин Григорий Михайлович

В данной статье рассматривается состояние нефтегазового комплекса Ирака, его роль в национальной экономике, место в структуре ВВП и внешней торговли, оценивается потенциал развития данной отрасли. В статье выделен ряд экономических и политических факторов, определяющих развитие нефтегазового комплекса Ирака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iraq's oil and gas complex: state and development factors

This article discusses the state of the Iraqi oil and gas complex, its role in the national economy, its place in the structure of GDP and foreign trade, and assesses the development potential of this industry. The article highlights a number of economic and political factors that determine the development of Iraq's oil and gas complex.

Текст научной работы на тему «Нефтегазовый комплекс Ирака: состояние и факторы развития»

Нефтегазовый комплекс Ирака: состояние и факторы развития Iraq's oil and gas complex: state and development factors

Кудрин Григорий Михайлович

Студент 1 курса Факультет Политологии СПбГУ

Россия, Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 1/3 e-mail: st068642@student. spbu. ru

Kudrin Grigory Mikhailovich

Student 1 term Faculty of Political Science SPbU

Russia, Saint Petersburg, Smolnii Str., 1/3 e-mail: st068642@student.spbu.ru

Аннотация.

В данной статье рассматривается состояние нефтегазового комплекса Ирака, его роль в национальной экономике, место в структуре ВВП и внешней торговли, оценивается потенциал развития данной отрасли. В статье выделен ряд экономических и политических факторов, определяющих развитие нефтегазового комплекса Ирака.

Annotation.

This article discusses the state of the Iraqi oil and gas complex, its role in the national economy, its place in the structure of GDP and foreign trade, and assesses the development potential of this industry. The article highlights a number of economic and political factors that determine the development of Iraq's oil and gas complex.

Ключевые слова: Ирак, экономика Ирака, нефтегазовый комплекс Ирака.

Key words: Iraq, Iraq's economy, oil and gas complex of Iraq.

Ирак обладает богатыми запасами углеводородов. По разведанным запасам нефти Республика занимает пятое место в мире и четвертое место в ОПЕК (145 млрд. баррелей) [19]. Это 9 % от общемировых запасов и 18,4% от ближневосточных запасов нефти. В связи c военными конфликтами, длительным санкционным давлением и отсутствием иностранных инвестиций недра Ирака разведаны в недостаточной степени, чтобы делать выводы о реальных запасах энергоносителей страны, которые могут значительно превышать разведанные запасы. Систематическая геологоразведка может повысить этот показатель до 200 млрд. баррелей [8]. Географически запасы энергоносителей распределены по территории Ирака неравномерно. Основные запасы нефти расположены на юге (Румейла, Западная Курна - 1, Западная Курна - 2, Зубайр, Меджнун, Гарраф, Миссан, Халфая и некоторые другие) и на севере страны (Киркук, Бай Хасан, Джумбур, Хаббазон и другие) [8]. Ряд месторождений северного Ирака контролируется Региональным Правительством Курдистана. Объемы добычи нефти в Ираке в 2018 г. составили 4,41 млн. баррелей в сутки [13], по данному показателю Ирак занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и России. Качество нефти зависит от конкретного месторождения, превалируют легкие высокосернистые сорта. Эталоном иракской нефти является торговая марка Basra Light, использующаяся при установлении цены на другие марки экспортной нефти в регионе Персидского залива. Ее можно охарактеризовать как легкую (плотность составляет 30.5° API) и высокосернистую (содержание серы — 2.90%). Объемы добычи природного газа в Ираке за 2018 г. составляют 11,13 млрд. м3 [20]. Добыча природного газа в Ираке непосредственно связана с добычей нефти: газ производится при обработке газоконденсатной смеси нефтегазоконденсатных месторождений. Добыча «чистого» природного газа в Ираке является экономически нерентабельной, поэтому объемы добычи газа зависят от объемов добычи нефти. При

этом газовая инфраструктура Ирака не позволяет реализовать весь потенциал отрасли: при поддержании высокого уровня добычи нефти сжигается значительная часть попутного природного газа [6]. Богатство запасов энергоносителей, незначительная глубина их залегания, высокое качество нефти и низкая стоимость ее добычи определяют гигантский потенциал развития нефтегазового комплекса Ирака.

Нефтегазовый комплекс Ирака входит в государственный сектор экономики. Государство контролирует и регулирует добычу и экспорт нефти, распределяет контракты на строительство крупных инфраструктурных объектов, поддерживает обменный курс валюты. Нефтяная промышленность управляется Министерством нефти Ирака через ряд государственных компаний:

- Нефтяная компания, отвечающая за геологоразведочные и геофизические работы (Oil Exploration Company (OEC)).

- Государственная компания нефтяных проектов, занимающееся развитием проектов по добыче

нефти (State company for oil projects (SCOP)).

- за непосредственную добычу нефти отвечают четыре основные компании: Южная нефтяная компания (Southern Oil Company (SOC)); Нефтяная компания провинции Миссан (Missan Oil Company (MOC)); Централния нефтяная компания (Midland Oil Company)); Северная нефтяная компания (North Oil Company)).

- Государственная компания по торговли нефтью контролирует экспорт нефти и отвечает за связи ОПЕК (State Organization for Oil Marketing (SOMO)).

Региональное Правительство Курдистана имеет право распоряжения рядом месторождений, расположенных на территории автономии, однако экспорт нефти данных месторождений остается в компетенции Государственной компании по торговле нефтью (SOMO).

Нефтегазовый комплекс является структурообразующим сектором экономики Республики Ирак, с которым связаны перспективы экономического роста и стабилизации. Экспорт энергоносителей составляет основу иракского экспорта: в 2017 г. совокупный экспорт составил 63.6 млрд. долл. США, из них 59,73 млрд. долл. США пришлось на экспорт нефти (93,9% от совокупного экспорта) [14]. Экспорт нефти в 2017 г. был равен 33% ВВП Ирака и составил 90% валютных поступлений государственного бюджета [8]. Нефтегазовый комплекс обеспечил сырьем большую часть промышленного производства. Ирак полностью удовлетворяет внутренний спрос на нефть: в 2018 г. добыча нефти в Ираке составила 4,41 млн. баррелей в сутки, спрос на нефть - 0,7 млн. баррелей в сутки, то есть 15,87% от добываемой нефти [18]. Экономика Ирака носит сырьевой характер: отрасли промышленности, не связанные с нефтегазовым комплексом, развиты слабо. Нефтегазовый сектор создает условия для диверсификации экономики и развития его несырьевого сегмента, интеграции в мировую экономику.

Ирак экспортирует до 80% добываемой нефти [8]. Для Ирака, как страны традиционно ориентирующейся на экспорт сырой нефти, актуальна проблема развития нефтеперерабатывающей промышленности. На 2018 г. в Ираке функционирует 15 НПЗ общей производительностью 1026 тысяч баррелей в сутки. Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы расположены в городах Бейджи (7,5 млн. тонн в год), Даура (5 млн. тонн в год) и Басра (3,5 млн. тонн в год). В целом, нефтеперерабатывающая промышленность Ирака характеризуется слабым развитием: Ирак испытывает нехватку нефтепродуктов и вынужден их импортировать. В 2017 г. импорт нефтепродуктов составил 0,116 млн. баррелей в сутки, а экспорт 0,04 млн. баррелей в сутки при экспорте нефти в 3,86 млн. баррелей в сутки [8]. Нефтепереработка стимулирует экономику страны, способствует удовлетворению внутреннего спроса на нефтепродукты, создает добавленную стоимость, увеличивая национальный доход и уровень жизни населения, что делает необходимым развитие нефтеперерабатывающего комплекса в Ираке.

Основной инфраструктурой для экспорта нефти остаются Басра (нефтяной терминал мощностью в 80 млн. тонн в год), Хор-эль-Амайя (нефтяной терминал мощностью в 35 млн. тонн в год). К важнейшим территориальным направлениям экспорта энергоносителей можно отнести северное (турецко-иракский нефтепровод), западное (сирийско-иракский нефтепровод), юго-восточное (экспорт через Персидский залив), юго-западное (экспорт через Саудовскую Аравию и Красное море) [7].

Развитие нефтегазового комплекса экономики Ирака во многом определяют тенденции энергетического рынка. Среди основных тенденций развития энергетического рынка можно выделить растущий спрос на энергоносители; становление новой энергетической политики, направленной развитие альтернативной энергетики и решение экологических проблем; глобализацию мировой экономики. Важнейшими факторами развития нефтегазовой отрасли являются экономические, административно-правовые, политические, а также социальные факторы.

Первостепенным фактором развития нефтегазовой отрасли стран - экспортеров энергоносителей, в том числе и Ирака, является мировой спрос на углеводороды. В Кратком обзоре мировой энергетики 2017 г. Международного энергетического агентства отмечается, что мировая экономика в среднем будет демонстрировать рост в 3,4% в год, также прогнозируется рост населения с 7,4 млрд. человек в 2017 г. до более чем 9 млрд. в 2040 г. [4]. Сохранение стабильно высокого потребления нефти в развитых странах и стремительное увеличение потребления углеводородов развивающимися странами, особенно странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), способствуют расширению мирового рынка энергоносителей. Мировой спрос на нефть в 2018 г. по данным ОПЕК составил 98,73 млн. баррелей в сутки, что на 12,82% превышает показатели 2010 г. (87,51 млн. баррелей в сутки) и 29,18% превышает показатели 2000 г. (76,43 млн. баррелей в сутки) [23]. По прогнозам МЭА, спрос на углеводороды будет увеличиваться, а нефтегазовая отрасль сохранит высокую рентабельность [22]. Анализ мирового рынка энергоносителей и прогнозы роста спроса на углеводороды позволяют сделать вывод о широких перспективах развития нефтегазовых комплексов стран-производителей нефти и газа.

Также важным фактором развития отрасли для стран - экспортеров энергоносителей является прибыльность энергетического экспорта, зависящая от цен на углеводороды и определяющая объемы инвестиций. Структурообразующая роль нефтегазового комплекса для экономики Ирака обуславливает ее зависимость от мировых цен на нефть. Так падение цен на нефть марки Brent с 98,9 долл. США за баррель в 2014 г. до 44 долл. США за баррель в 2016 г. (падение на 55,51%), несмотря на увеличение объемов добычи нефти в Ираке с 3,11 млн. баррелей в сутки (2014 г.) до 4,65 млн. баррелей в сутки (2016 г.) [13], сказалось на динамики ВВП, продемонстрировавшего падение с 228415,67 млн. долл. США в 2014 г. до 166602,5 млн. долл. США в 2016 г. (падение на 27,06%) [15].

Существенным фактором функционирования и развития нефтегазового комплекса стран -производителей и экспортеров энергоносителей, в том числе и Ирака, является членство в международных организациях, в первую очередь в ОПЕК. Основная цель ОПЕК - контроль мировых цен на нефть, обеспечение их стабильности рыночными средствами и защита интересов стран-участниц. Ирак, как и другие страны -участницы, обязан поддерживать ценовую стратегию ОПЕК и осуществлять добычу в рамках ее квот. Так в настоящее время Ирак осуществляет снижение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. В день продления соглашения о сокращении нефтедобычи 7 декабря 2018 г. министр нефти Ирака Тамер аль Гадбан заявил, что Ирак, как и другие страны ОПЕК сократят добычу на 3% от уровня октября 2018 г. [9]. 1 июля 2019 г. соглашение о сокращении объемов добычи нефти было продлено на девять месяцев.

Актуальной проблемой нефтегазового комплекса Ирака является дефицит инвестиций и слабые государственные ассигнования. Низкий финансовый потенциал иракских банков делает невозможным привлечение внутренних инвестиций, привлечение иностранных инвестиций в данных условиях становится приоритетным направлением государственной политики в нефтегазовой сфере. Качество нефти и низкая стоимость ее добычи способствуют привлечению инвесторов, окупая расходы, связанные с модернизацией нефтегазового комплекса и обеспечением безопасности. Иностранные инвестиции в нефтегазовый сектор Ирака могут создать условия для модернизации нефтегазового комплекса и полной реализации ресурсного потенциала Республики. Стимулируя развитие нефтегазового комплекса, иностранные инвестиции укрепляют структурообразующий сектор экономики Ирака и обеспечивают увеличение темпов экономического роста.

В 2003 г. резолюцией 1483 с Ирака были сняты экономические санкции, включая «ограничения деятельности в нефтегазовом секторе и в экспорт иракской нефти». C 2003 г. наблюдается рост активности иностранных инвесторов в Ираке. В настоящее время на иракском рынке представлены компания ExxonMobil Iraq, филиал ExxonMobil Corporation (США) и Royal Dutch Shell (Великобритания/Нидерланды), корпорации China National Offshore Oil Corporation (Китай), Turkish Petroleum Corporation (Турция), Total S.A. (Франция), British Petroleum (Великобритания).

Однако увеличение объемов иностранных инвестиций невозможно без упрощения процедуры получения иностранными компаниями прав на освоение месторождений углеводов. Это одна из административно -юридических задач, решение которых определит развитие отрасли. Среди административных факторов, определяющих состояние нефтегазового сектора Республики, также можно выделить подготовку высококвалифицированных кадров в административной и технической сферах.

Существенное влияние на развитие нефтегазового комплекса Ирака с середины 1970-х гг. начинает оказывать политический фактор. В эти годы к власти в стране пришла партия Баас во главе с Саддамом Хусейном. Наращивание военно-промышленного комплекса Ирака и рост военных расходов привели к уменьшению государственных ассигнований нефтегазовому сектору, что негативно сказалось на его развитии. Агрессивная внешняя политика Саддама Хусейна привела к участию Ирака в ряде военных конфликтов. Война с Ираном (1980-1988 гг.) за богатую углеводородами провинцию Хузистан нанесла большой урон экономике: по оценкам специалистов, потери составили примерно 452 млрд. долл. США [3]. Агрессия Ирака в отношении Кувейта негативно отразилась на состоянии нефтяного сектора Ирака. В результате войны в Персидском заливе (19901991 гг.) сильно пострадала инфраструктура отрасли. Со стороны Организации Объединенных Наций против Ирака были введены жесткие экономические санкции и эмбарго на поставки иракской нефти, Республика оказалась в экономической и политической международной изоляции, в следствии чего добыча нефти в 1990 г. сократилась до 300—500 тыс. баррелей в сутки. Агрессивная позиция США по отношению к Ираку, определяемая целями экономического и геополитического характера, легитимировалась обвинениями режима Саддама Хуссейна в связях с международными террористическими организациями, в частности с Аль-Каидой, и необходимостью разоружения Ирака, обладавшего арсеналом химического оружия, представляющим угрозу региональной безопасности. Интервенция США 2003 г., последующая оккупация и дестабилизация Ирака отрицательно сказались на развитии нефтегазового комплекса. Американская агрессия привела к ослаблению государственных институций, децентрализации власти и росту террористической активности.

К концу 2011 г., в соответствии с американо-иракским соглашением об обеспечении безопасности, из Ирака были выведены американские войска. Долговременность относительной стабилизации, достигнутой к 2010 г., и устойчивость правительства Нури аль-Малики были переоценены Вашингтоном. В апрели 2013 г. в

результате слияния нескольких экстремистских исламских организаций была образована группировка ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта»), целью которой провозглашалось создание «Исамского халифата» на территории Ирака, Сирии и Ливана. Результатом активной экспансии «Исламского государства» стало расширение подконтрольной террористической организации территории, на которой оказались города Такрит, Мосул, Фалуджа, Таль-Афар в Ираке и Эр-Ракка в Сирии. ИГИЛ активно эксплуатировало нефтегазовые месторождения, находившиеся на подконтрольной территории, экспорт энергоносителей составил финансовый базис экстремистской организации. Комплексное международное противодействие ИГИЛ (действия сирийской армии при поддержке ВКС России и вооруженных сил правительства Багдада, курдских военизированных подразделений «Пешмерга» и шиитских племенных организаций при поддержке ВВС США) привело к освобождению оккупированных террористами территорий. 20 января 2017 г. был окончательно освобожден Мосул, а 19 декабря 2018 г. президент США Дональд Трамп заявил в «Твиттере» о победе над ИГИЛ: «Мы победили ИГИЛ, это была единственная причина оставаться там во время президентства Трампа» [10]. Однако террористическая организация ИГИЛ и ряд других радикальных исламистских организаций все еще представляют угрозу стабильности Ирака и продолжают осуществлять локальную активность.

Также важным фактором развития нефтегазового комплекса Ирака являются отношения Багдада и Регионального Правительства Курдистана, контролирующего северные месторождения углеводородов. Согласно Конституции Ирака, Курдистан имеет статус федерального района. Предметом разногласий центрального правительства Ирака и Курдистана являются границы федерального района, режим контроля экспорта нефти со спорных территорий, система распределения доходов от экспорта энергоносителей с месторождений Курдистана. Курдистанская система регулирования энергетического сектора продемонстрировала эффективность. В 2007 г. Регион Курдистан принял закон об углеводородах, открывавший три нефтяных провинции (Эрбиль, Сулейманию и Дахук), а также спорные с Ираком территории для иностранных инвестиций, что привело к эскалации напряженности в отношениях с Багдадом. В результате боевых действий против ИГИЛ курдские военизированные формирования установили контроль над провинцией Киркук. Однако последовавшая после референдума Курдистана о независимости операция официального Багдада по восстановлению безопасности и стабильности в провинции Киркук нивелировала этот успех. Установив контроль над Киркуком, премьер-министр Ирака аль-Абади призвал к диалогу в рамках конституции [1].

В заключение отметим, что развитие экономики Ирака и преодоление ее сырьевого характера в значительной мере зависят от состояния ее структурообразующей сектора - нефтегазовой отрасли. Экономическая ситуация в Ираке не позволяет стране самостоятельно решить проблемы модернизации инфраструктуры нефтегазового комплекса и повышения интенсивности освоения новых месторождений, что обуславливает необходимость привлечения иностранных инвестиций. В настоящее время Ирак активно привлекает иностранные инвестиции и развивает сотрудничество с международными энергетическими корпорациями в нефтегазовой сфере. Но эффективность реализации проектов иностранных компаний, как и развитие нефтегазового комплекса Ирака в целом, определяется рядом факторов политического и экономического характера. Спрос на углеводороды, прибыльность энергетического экспорта, ценовая стратегия ОПЕК оказывают существенное влияние на нефтегазовый сектор, его рентабельность и инвестиционный потенциал. Центральным фактором развития отрасли и улучшения инвестиционного климата остается обеспечение безопасности. Политическая стабилизация, противодействие террористической активности, урегулирование курдского вопроса являются приоритетными направлениями политики иракского правительства.

Стабильность и безопасность в совокупности с интенсификацией притока иностранных инвестиций - главные гаранты восстановления и развития инфраструктуры нефтегазового комплекса Ирака.

Список используемой литературы:

1. Беленькая М. Разделенный Курдистан. Кто освоит и как продаст нефть Киркука. Московский Центр Карнеги. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/73485 (дата обращения: 21.01.2020).

2. Жизнин С. З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: Ист Брук, 2005.

- 638 с.

3. Манафова А. Д.. Нефтяная политика Ирака 2003-2016 гг. М.: Первая оперативная типография, 2017. -

196 с.

4. Мохаммед Ф. Х., Абрагим М. Х. Нефтяной сектор и его влияние на экономику Ирака (перспективы иракской нефти) // Проблемы экономики и управления нефтегазовым сектором. - 2010. - №2. - С. 38-40.

5. Пашкова Е. В., Аль-Халиди Хейдер Ибрагим Хассун. Роль нефтяной отрасли в экономическом и политической развитии Ирака // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: международные отношения. - 2014. - №3. - С. 110-115.

6. Субханкулова Р.Р. О нефтегазовой отрасли Ирака. М.: Институт Ближнего Востока, 2014. - 98 с.

7. Хаидер Салех Азизи. Анализ состояния нефтегазового комплекса Ирака.

8. Аль Халиди Хайдер Ибрагим Хассун. Перспективы восстановления и развития нефтегазовой отрасли Ирака: дисс. ... канд. эк. наук / Российский университет дружбы народов. - М., 2019.

9. ОПЕК продлила соглашение об ограничении добычи нефти еще на девять месяцев. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www.interfax.ru/business/667411 (дата обращения: 21.01.2020).

10. США начали вывод войск из Сирии. Трамп объявил о победе над ИГ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-46608472 (дата обращения: 21.01.2020)

11. OPEC Basket Price. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.opec.org/opec web/en/data graphs/40.htm?selectedTab=annually (дата обращения: 19.01.2020).

12. OPEC launches 2018 Annual Statistical Bulletin. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.opec.org/opec web/en/press room/5027.htm (дата обращения: 19.01.2020).

13. OPEC Members crude oil production. [Электронный ресурс] - Режим доступа https ://asb.opec.org/index.php/interactive -charts/oil-data-upstream (дата обращения: 19.01.2020).

14. OPEC Members exports of petroleum products [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-trade (дата обращения: 19.01.2020).

15. OPEC Members GDP at current market prices. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/macro-economics (дата обращения: 19.01.2020).

16. OPEC Members GDP at current market prices. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/macro-economics (дата обращения: 19.01.2020).

17. OPEC Members marketed production of natural gas. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/gas-data (дата обращения: 19.01.2020).

18. OPEC Members oil demand. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/oil-data-downstream (дата обращения: 19.02.2020).

19. OPEC Members proven crude oil reserves. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://asb.opec.org/index.php/interactive -charts/oil-data-upstream (дата обращения: 19.01.2020).

20. OPEC Members proven natural gas reserves. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/gas-data (дата обращения: 19.01.2020).

21. OPEC Members values of petroleum exports. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://asb.opec.org/index.php/interactive-charts/macro-economics (дата обращения: 19.01.2020).

22. World Energy Outlook 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.org/weo2017/ (дата обращения: 20.01.2020).

23. World oil demand. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://asb. opec.org/index.php/interactive -charts/oil-data-downstream (дата обращения: 20.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.