Научная статья на тему 'Экономика и разум (Окончание. Начало в № 1, 2, 5)'

Экономика и разум (Окончание. Начало в № 1, 2, 5) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗУМ / МЫСЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ОТЧУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Корняков Василий Иванович

Объективный закон действует в разумных акциях индивидов, отражаясь в них, но при этом подчиняясь не разуму, а объективной логике. В историческом развитии, глобально-космическом статусе человечества и его взаимоотношениях с Природой происходят грандиозные изменения чрезвычайного порядка. Проведен анализ факторов, которые, вопреки предсказаниям ряда ученых о близкой гибели человечества, не позволят этому осуществиться. Рассмотрены возможные перспективы дальнейшего развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и разум (Окончание. Начало в № 1, 2, 5)»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

7

ЭКОНОМИКА И РАЗУМ

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В №1, №2 И №5)

Корняков Василий Иванович

доктор экономических наук, профессор. Ярославский государственный технический университет, кафедра экономической теории

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. Объективный закон действует в разумных акциях индивидов, отражаясь в них, но при этом подчиняясь не разуму, а объективной логике. В историческом развитии, глобально-космическом статусе человечества и его взаимоотношениях с Природой происходят грандиозные изменения чрезвычайного порядка. Проведен анализ факторов, которые, вопреки предсказаниям ряда ученых о близкой гибели человечества, не позволят этому осуществиться. Рассмотрены возможные перспективы дальнейшего развития человечества.

Ключевые слова: разум; мысль; человечество; производственные отношения; творчество; отчуждение

Код УДК: 330.112

Annotation. The objective law can be traced in reasonable actions of individuals and it is reflected in these actions. The objective law doesn't submit to reason, it submits to objective logic. The historical development, the global and cosmic status of the humanity and human relationships with Nature are getting enormously changed. The author's research shows that predictions of different scientists concerning imminent death of the humanity are not likely to come true. The author also considers possible prospects of further development of the humanity.

Keywords: mind; thought; humanity; relations of production; creative work; estrangement

КАКИМ ОБРАЗОМ ДЕЙСТВУЮТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАК

РАЗУМ СОЗНАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕТ ИХ

Как я уже показал (см. «Все-таки объективность?»), появление экономического разума произошло в порядке принудительного «выдавливания» объектом, рождающейся экономикой в индивидуальных разумах действий и решений, адекватных появившимся объективным необходимостям. Разумы остались при этом активно, инициативно и разумно действующей силой, не во всем и не всегда покорствующей развернутым объективной экономикой позициям. Преобразование экономики в сложную систему сопровождалось образованием соответственной системы экономических законов. Она объемлет все акции субъектов в сфере экономики по поводу производства, распределения, обмена и потребления. И все они - разумные, предприняты решениями разумов. Все же иные их действия - это уже не экономика.

Все разумные действия индивидов по поводу производства, распределения, обмена и потребления обязательно оказываются в зоне регулирования того или иного объективного закона, но на их явленческих уровнях. Представим себе, что мы совершили сознательное действие, в точности соответствующее требованиям определенного закона. Что произошло?

В этом случае одновременно с нашей разумной индивидуальной акцией «сработал» и сам

объективный закон, причем оптимальным образом. Только так. Иного не дано. Никаким другим путем закон не «сфукционирует» соответственно своей сущности. Не будем забывать, что экономические законы - это всегда законы именно сознательных действий людей в области экономики (как-то по-другому, нежели чем через «благословленные» разумом акции, экономические законы действовать не могут: в экономике люди действуют всегда сознательно).

Проверим «от противного». Представим обратную картину. Ни одно из реальных действий субъекта экономики не соответствует сущности того же самого экономического закона, не затрагивает ее. То есть закон для субъектов экономики словно бы не существует. Как в этом случае будет обстоять дело с объективным действием объективного закона?

В позитивном смысле - никак. Неоспоримо: при указанных обстоятельствах данный экономический закон в смысле своего позитивного содержания, своих объективных позитивных требований (таких-то и таких-то совершенно определенных движений и метаморфоз производственных отношений) о себе видимо, ощутимо никак не заявляет. Указанное его позитивное содержание проводиться в жизнь никак и никем не будет. С точки зрения этого содержания он вроде бы перестал действовать. Так было бы с законом стоимости, например, если бы субъекты экономики вдруг перестали бы покупать и продавать. Кто бы тогда смог видеть-наблюдать содержательное функционирование этого закона, - например, различие величин стоимости у разных товаров?

Однако даже и в этом гипотетическом случае не происходит бездействия закона, утраты им своего функционирования. Если закон - объективен, фиксирует сущность определенных действительно необходимых обществу производственных отношений, он действует всегда, даже тогда, когда реальные осмысленные экономические действия людей почему-то игнорируют содержание-требования закона. Он действует и в этих обстоятельствах, причем не единственным способом.

Главное в том, что своим «нулевым» действием, не действием в позитивном смысле, он реально тяжко травмирует всю системную экономику, все законы которой, как и она сама, есть системная целостность. Попытаемся представить себе простое товарное или капиталистическое производство без действия закона стоимости: оно становится нежизнеспособным, распадается. И сам ход жизни принуждает разум (через сознательную активность субъектов) сообщить закону то или иное позитивное действие. То есть рассматриваемое не действие закона тождественно его негативному разрушительному действию, как бы антидействию. Становится ясным-понятным, что сходным эффектом обладает не только полное игнорирование разумом требований определенного закона. Возможны множество вариантов с сознательными действиями, частично и неполно соответствующими объективному закону. При этом также наступают те или иные негативные последствия либо смесь позитивных и негативных. И в каждом случае это будет особое, можно сказать, малое, видовое реальное действие все того же объективного закона. Меня всегда удивляло, что в экономической литературе этого не показывается.

Итак, в той структуре-системе, которой является человеческое общество и в которой все действия элементов-индивидов разумны, ее объективные законы действуют-осуществляются через осознанные акции образующих элементов этой структуры - людей. И существует два основных типа действия-использования объективных законов. Первый тип - действие законов через индивидуальные несогласованные хаотические акции. Весьма характерным примером является виртуальное образование, соответствующее модели «свободного рынка», в котором общее развитие диктуется целиком и исключительно свободными волями множества индивидов, каждый из которых преследует свой особенный частный интерес. Хаотичность действий, потери от нее перекрываются однородностью движущих экономических интересов. Индивидуальные разрозненные действия сливаются в некоторое общее. Но для теории наиболее важен второй тип,

который зримо представлен современными передовыми экономиками.

Здесь экономические системы функционируют при высоком развитии общественного технологического процесса производства, как бы их «позвоночника», весьма четко определяющего всю конфигурацию экономики. Главными «позвонками» выступают 2-3 тысячи так называемых сверхкорпораций (сверхконцернов), - крупнейших всемирно распростертых ТНК, которые хорошо знают о проходящих через них (во многих случаях «кружащихся» в них) продуктовых и финансовых потоках и вынуждены функционировать единенно, с оглядкой друг на друга, с пониманием, что все они - в одной «лодке». Вокруг сверхконцернов сконцентрированы десятки тысяч просто крупных, миллионы средних и многие десятки миллионов малых экономических субъектов. Все они достаточно согласованно годы и годы, порой десятилетиями функционируют как единый слаженный социально-экономический организм (с «органистическим» взаимодействием всех составляющих сходно со своими биологическими прообразами).

Это - обстановка невозможности индивидуальных хаотических разнонаправленных экономических действий. Общим правилом становится либо единое-общее (особенно через государство), либо согласованное (и, по существу, тем самым тоже единое) сознательное экономическое действие, учитывающее-использующее объективный экономический закон (законы). Однако, как и по первому варианту, здесь экономический закон, будучи совершенно объективным по своему содержанию, требованиям, оказывается осуществленным опять же лишь тогда, когда разумное (только на этот раз обширное-объемное согласованное-единое) действие «выпускает» его из самых глубин экономики, как бы «вливает» в разработанные-предложенные этим разумом конкретные хозяйственные формы и начинает сознательно манипулировать ими. Полная аналогия с естественными законами, применяемыми людьми. Например, объективные законы электричества «заработают», освещая наше помещение, лишь тогда, когда установлена-подготовлена электропроводка (нами же изготовленная), и я нажму кнопку выключателя. В этом смысле действие объективного (экономического, естественного) закона и его сознательное использование разумом совпадают. (Для некоторых профессионалов это звучит, мягко говоря, греховно, но давайте же вспомним, что разум - это тоже природная сила).

Однако необходимо принять и признать, что, совпадая по моменту инициации, даже по реальным движениям экономической материи (товаров, денег и т.д.), сознательные-волевые и объективные экономические действия остаются содержательно разными. (Здесь главная логико-теоретическая трудность всей теории экономических законов). Первые - целевые: чего, как и сколько хотел и хочет разум. «Фотопортрет» вторых тот же, что и у первых. Но все «кадры» (фиксирующие не что-нибудь, а, мы знаем-видели, сознательно привнесенное!) оказываются подчиненными не логике, наперед установленной разумом, а иной логике, логике невидимого объективного закона. Всем известно: установленные-смонтированные разумом хозяйственные устройства (процедуры, правила и т.д.) обычно функционируют не совсем так, а нередко и совсем не так, как провидел разум. Причина очевидна. Разум манипулировал в сфере существования, функционирования и действия объективного закона, пытался (осознанно или просто фактически) его использовать, и действительный объективный закон объял сознательно привнесенные людьми элементы, принялся действовать через них, но действовать не по предписаниям людей, а соответственно своей объективной логике. Продолжаю сравнение с естественными законами электричества: в поле действия-видения разума вдруг оказались не задуманные им позитивные процессы, а объективное естественно-экономическое «электричество» (в точности как в случае с принесенной и смонтированной людьми электропроводкой). Оно соотносится уже не с разумом, а с зависимостями невидимого экономического закона, невидимая арматура которого задана производительными силами. Движение этой невидимой логики определяется не тем, что задумано разумом, а тем, насколько хорошо или плохо выполняются в напридуманных разумом хозяйственных процедурах требования

объективного закона, каким малым-видовым действием этого закона является происходящее.

Здесь - один из непостижимейших труднейших уроков и одна из самых заковыристых тайн национальных, многонациональных и всемирных экономических политик. Проходят сотни и сотни лет, но лидеры больших и малых государств, вопреки Гераклиту, как зомбированные с поразительным упорством входят в одну и ту же воду экономического невежества, снедаемые нелепым фанфаронским убеждением, что все насочиненное-напридуманное-учрежденное-введенное ими заработает в экономиках именно так, как они, видите ли, насочиняли. «... Никто ничему не учится.» - грустно комментирует ситуацию игумен Филипп, он же доктор экономических наук В.В. Симонов [1]. Это замаскированное-запутанное, до сих пор не понятое элитами различие между субъективным и объективным в протекании одного и того же процесса афористически обозначил В.С. Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Субъективное наполнение экономического действия может быть сколько угодно мажорным, -можно, например, с энтузиазмом сажать кукурузу в Архангельской области. Но точнехонько то же самое действие со своей объективной «экономикозаконной» стороны может быть весьма удаленным от оптимума, не использовать возможностей экономики, более того - наносить ей ущерб, прямо-таки губить и разорять ее.

В экономической литературе давно проводится различие между единичным конкретным действием экономического закона и его общим действием в масштабах всей экономической системы. В частности, распространен подход, что экономические законы действуют как законы больших чисел, что действие «закона как такового» (К. Маркс) образовано россыпью различающихся индивидуальных проявлений, а в целом это действие - некая общественная средняя среди бесчисленных колебаний-отклонений.

Эта позиция не безупречна. Здесь получается, что, например, случай самой высокой результативности как бы выходит за рамки требований закона. А главное, здесь не принимается во внимание роль разума, сознания, которые определяют степень «попадания» индивидуальной разумной акции ближе-дальше к «сердцевине» закона (располагающейся, повторим, не там, где его поместил разум экономиста имя рек, а там, где он помещен самой экономикой, ее производительными силами) и отсюда реальную объективную наполненность всякого отдельного его действия.

На мой взгляд, разум не имеет отношения к возникновению закона. Это всецело итог общего движения производительных сил и производственных отношений. Оно творит «сваи», «каркас», логику успешного действия закона. Другое дело - реальное действие закона. Каждый экономический закон действует только через задумки разума, сознания. Но разум «ловит» невидимку, которая может и не даться в руки, ускользнуть. А «попавшись» (в той или иной конкретной сознательной акции), может «танцевать» лишь по-своему, как она устроена. Разум не поправляет, не корректирует содержания закона - здесь полная независимость закона от субъекта, от его воли и сознания.

Я полагаю, что экономические законы действуют как функциональные зависимости у = /(.х). Здесь независимая переменная х есть мера познания разумом экономического закона, выраженная процедурой (набором) конкретных сознательных экономических действий для воздействия на экономику, экономической программой таких-то содержания, размерности. Опять все, как при использовании естественных законов, когда, познав закон, люди для его применения сознательно изготавливают-собирают искусственную установку, затем «запускают» ее. Знак функции означает «запуск» экономического аналога такой установки, подставу сознательных мер-процедур, программы в то «место» экономики, где должен был бы действовать закон. Наконец, знак (и значение) у - итог, результат самого реального малого-видового действия закона. Как разум постигает сущность, содержание объективного экономического закона, какую программу его

использования он определяет (х), - так он, этот закон, и действует (у). Каждое п-е конкретное разумное экономическое действие х (в зоне действия определенного экономического закона) совершенно независимо от субъектов разума, от их общественного статуса, званий, регалий, знаков отличия влечет такой у, который детерминируется всецело объективным экономическим законом, является его малым-видовым действием. Вся возможная совокупность малых п-ых действий закона образует его «большое» родовое действие У: У = ¥(Х). «Большое» охватывает всю совокупность «малых», и задача-максимум разума при использовании объективного экономического закона -найти такое «малое» его действие (с такой сознательно разработанной программой х), которое в наибольшей мере устраивало бы общество, соответствовало бы его интересам.

Итак, абсолютное господство объективной экономики?

ЧТО МОЖЕТ И ЧЕГО НЕ МОЖЕТ РАЗУМ В ЭКОНОМИКЕ

Основания для такого заключения, казалось бы, очевидны. Чего бы ни предпринимал разум, сколь бы ни были продвинутыми в каких угодно областях знания лица, принимающие решения, какими бы благородными мотивами они не руководствовались, - их разумы, решения абсолютно беспомощны, если не согласуются с «анатомией и физиологией» социально-экономического организма, экономической системы, к которой они обращены. В США в эпоху промышленного капитализма не удалось укоренить плантационное рабство. Ш.Фурье в XIX веке не дождался желающих поучаствовать в создании его коммунистических фаланстеров, а идеальная просоциалистическая фабрика Р.Оуэна враз прекратила существование после его смерти. СССР, героически выстояв в интервенциях и войнах, не удержал доверия народа и не победил в соревновании с капитализмом в мирных условиях. И т.д., и т.п. Разумы в состоянии побеждать лишь тогда, когда к ним, как к лайнерам, объективное «подъезжает» со своими «трапами», обеспечивающими им выход в фазу активной позитивной результативной деятельности.

Но... оказывается, современная объективная экономика большего как будто бы и не может ничего сделать. Давайте всмотримся. Объективная экономика в состоянии лишь, во-первых, отказывать разумам (при заданных «нестыковках» объективного и субъективного) в возможностях сделать что-либо значащее, воздвигая перед ними непреодолимые запреты, либо, во-вторых, открывать перед ними сферы-зоны, где у разумов есть шансы и козыри к реальным свершениям, где такие свершения уже востребуются реальной жизнью, объектом, но явно-внятно, естественно, не подсказывая-показывая, где, как и что нужно сделать («В каждой строчке только точки: догадайся, мол, сама»). Наконец, в-третьих, объективное, не творя без разума ни одного, ни единого нового экономического отношения, своими видимыми и невидимыми противоречиями и недостатками «давит» на разум и эмоции, «провоцирует» их, инициирует обстановку социально-экономической неустойчивости, а то и революционных ситуаций, разумно-эмоциональных поисков лучшего и всем этим принудительно задает обществу его дальнейшее развитие, можно сказать, вынуждает таковое, сопровождая его своими запретами (см. «во-первых») и как бы приоткрытыми «дверями» (см. «во-вторых»). То есть своими тремя названными выше функциями объективная экономика непреложно определяет социально-экономический прогресс социума, причем прогресс, несомненно, направленный, повседневно опровергая К. Поппера с его «История не имеет смысла».

При такой диспозиции разумному социуму (социуму и его разуму), фигурально говоря, не отвертеться, не ускользнуть. Объективное, конечно, не ведет его за руку, заботливо выверяя каждый шаг вперед и сдувая пылинки. Но оно непрерывно отжимает его своим «корпусом» в некотором своем, не детерминированном разумом направлении. И человеческой цивилизации, если только она не сотворит сама себе катастрофы, не уйти, не миновать своей исторической предопределенности.

Много это или мало?

Тогда чего же может и что действительно делает в экономике разум?

Можно сказать, все остальное. Но это не что иное, как вся окружающая нас хозяйственная-экономическая и всякая иная реальность. Разум - ноги, освещение, глаза и руки экономики, та ее сила, которая непосредственно рассчитывает все безо всяких исключений экономические действия людей (успешные и провальные), предпринимает эти действия, проводит их, командует ими. Объективное может сколько угодно теснить субъектов экономики, но не в состоянии реально «поработать» за них в экономике: движение к новому состоянию, новым отношениям - только разумное как реализация принятых разумом решений. Устройство экономики существует для ее субъектов только в том виде, которое высветил и обрисовал разум: в какой-то части (хотя бы и в небольшой) экономика всегда будет не увиденной «вещью в себе». То есть могут быть как ситуации правильного, верного видения объективного, так и прямо противоположные случаи даже массовых заблуждений и ошибок, негативных малых-видовых действий объективных экономических законов (всегда сознательно проводимых людьми так, как показано выше). Именно от разума решающим образом зависит характер фактического хозяйственного развития, экономического роста, - от оптимального до ущербного. Решения разума, выразившись в реальных экономических акциях, а масштабно - и в процессах, объективируются и соответственно объективируют в ту или другую сторону всю экономику. Поскольку каждое сознательное действие становится малым-видовым действием экономического закона (см. выше), некоторая совокупность скоординированных действий разумных субъектов может стать системным малым-видовым действием экономических законов иной, отличной или даже новой экономики. Разум в состоянии дать постигнутый им вариант такой экономики, стоящий в некотором отношении к первообразному варианту, к тому сгустку объективных необходимостей, повязанных объективной же логикой, которые объективно присущи данным производительным силам и находятся вне прямого видения разума. Таким образом, в возможностях разума - и качественное совершенствование, и «порча» существующих-сложившихся экономических систем. Возникают немецкое чудо Людвига Эрхарда, японское чудо, сталинская экономика, парадокс гибели СССР и другие аналогичные феномены.

Именно разумы в сферах трех миров современной экономики - первого, второго, третьего -реально расставляют те или иные национальные экономики по их «местам» на пьедестале экономического динамизма. Но, конечно, творимые разумами экономические системы всегда -«дубликаты». И сотворенные «дубликаты» всегда отличны от оригинала - от того, как пролегает в этих отношениях диктуемая производительными силами объективная необходимость. Разумы определяют (хотя могут сами не знать этого), сколь точно-полно «схвачена» в разработанных ими (разумами) экономических системах никак не зависящая от них системная логика, порождаемая производительными силами. Парадокс как науки, так и самой жизни в том, что, как в сказке, «полено» оживает, что эта творимая разумами иная экономика своим дальнейшим «поведением» становится для них, разумов, внешней-объективной, иногда даже враждебной. Получается, что в определенной степени сами экономические объекты, объективно действующие экономические отношения (с их законами) - творение разума (хотя здесь не следует забывать о более общих необходимостях, задаваемых Природой, силой которой является разум).

Выявляется непривычная-необычная диалектика. Да, экономический разум и объективная экономика с ее законами - диалектическое единство противоположностей. Да, в любой точке объективной экономической материи - взаимодействующие с ней изменения, направляемые разумом. Да, каждая противоположность (реально действующий экономический разум и объективная экономическая материя) объемлет все и выглядит самодостаточной-всесильной, но только в сцеплении с иной. По отдельности, не совмещенными они не существуют и, естественно, не функционируют. На каждом шагу реальных процессов они функционируют лишь в этом единстве. Да, вместе могут все, порознь же и та, и другая превращаются в ничто. Но сверх и помимо всего этого экономический объект творится экономическим субъектом как силой Природы, причем

не только общеисторически, и подобрать этому хотя бы какие-то аналогии мне пока не удается.

Насколько все это «вписывается» в традиционную диалектику учебников философии? И диалектика ли это?

ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ИХ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИИ

Высказанные положения об использовании-действии экономических законов иллюстрируются, в частности, и российской историей ХХ-ХХ1 веков.

В СССР было в общем виде осознано, что его начавшееся с 1960-х годов отставание -следствие неадекватного использования объективных экономических законов. О необходимости более правильного использования экономических законов прямо говорил, например, в своих докладах отец «косыгинской» реформы - самой крупной из ряда попыток спасти советскую экономику. Но советское руководство и подпиравший его круг экономистов того времени ни научно, ни практически не нашли тех малых-видовых действий экономических законов, которые объективно распахнули бы им пути к новым успехам. «Косыгинская» же реформа по самой своей сущности была поразительным историческим парадоксом. Советский социализм изначально заявлял себя не просто противоположностью капитализму, не просто соперничал с ним, но позиционировал себя как более высокая социально-экономическая система, сменяющая исторически отжившую капиталистическую. И, тем не менее, тогдашний советский государственный и даже академический разум решил для усиления социализма. использовать в советской экономике капиталистические (то есть подлежащие исторической замене) стимулирующие механизмы прибыли и нормы прибыли. Фактически было заявлено: чтобы быстрее тебя обогнать, начну тебе, отстающему, подражать. Причем - при полном отсутствии теории, как это делать (такой теории, конечно, нет и не может быть, она противоречила бы здравому смыслу).

Реформы, проводимые якобы на основе марксистского коммунистического учения, даже формально-риторически не ставили своей целью возвысить бенефициария этой теории -трудящегося: рабочего, ИТР, колхозника, экономически обеспечить рост его производственной активности-инициативности-поисковости-предприимчивости. Экономически стимулировались лишь руководители предприятий, их предпринимательство, то есть те, кто затем, в 1990-ые, стали частными капиталистами. Кричаще антиисторический характер «соломинки»-реформы не оставлял сомнений: советский социализм без подлинно научного реформирования обречен. И «косыгинская» реформа, конечно, не переломила негативных хозяйственных тенденций, напротив: породила новые (например, инфляцию). Экономического чуда, естественно, не произошло. Вполне понятно, что в конечном итоге трудящиеся, в интересах которых, согласно теории, создавались социалистические строй, экономика, на рубеже 1990-х годов не поддержали их и, в массе, пассивно наблюдали за их разгромом.

В 1990-е годы Россия судорожно перешла к принципиально иной системе экономических отношений, основанной на частном предпринимательстве и погоней за прибылью, капиталистических формационных экономических законах. Преемственность с советскими реформами имеется, но определившееся движение к частному предпринимательству осуществлено разовым правовым рывком, командно, назначенчески-непотически. Последовал неописуемый беспощадный, даже бешеный погром советской системы под лозунгами выхода государства из экономики. Он повлек огромные экономические и социальные разрушения, тяжкие нравственные потери, крупные человеческие жертвы. И итог в принципе никак не мог быть таким, который виделся академическим соавторам смехотворной программы «500 дней» (за полтора года сравняться по жизненному уровню со Швецией).

Как стало очевидным, у реформаторов («чикагских мальчиков») не было ни наималейшего понимания, что многие свойства европейского-американского экономического порядка принципиально «непересаживаемы», существуют только вместе со своей «почвой», причем вместе с сотнями лет особого исторического проращивания. «Почве» же РФ - ее реальным предприятиям, работникам, инфраструктуре, вообще производительным силам - много ближе «советскость» (точнее говоря, особая связанная с ней цивилизация, выявленная в работах С.Г. Кара-Мурзы), нежели «западноевропейскость». Пересаженные правовые отношения провисли, наполнились экономическими «дичками» теневого и криминального капитализма без ясных перспектив позитивного развития. Страна легла на дно международных рейтингов коррупции. В ней, как обнаруживают беспристрастные социологические исследования, отсутствует заинтересованный субъект провозглашенной модернизации, не оказалось ни одной (!) социальной группы, которая была бы заинтересована в инновациях, в росте производительности труда [2]. Например, в отличие от всех стран с капиталистической традицией отсутствует спрос частных фирм на инновации, - нечто совершенно противоестественное для экономической системы, движимой производством прибавочной стоимости. Уже поэтому необходимо было прекратить «отрезать», начать заново «отмеривать», думать. Все видят: у реформаторов получилось опять же совершенно не то, чего они ожидали. Почти как у поэта: родила реформа в ночь/ не то сына, не то дочь,/ не мышонка, не лягушку,/ а неведому зверюшку.

Сегодня разбиты-развеяны практически все социально-экономические иллюзии реформаторов. В общественном производстве не оказалось таких направлений, по которым капиталистическая Россия превзошла бы СССР. В годы кризиса с позором замолкли сказочники благостного свободного рынка, который якобы «все устроит», да еще с полным уходом государства из экономики. Напротив, первый сказочник России - министр финансов - провозгласил, что «без госденег не будет прорыва в экономике» [3]. А первый сказочник уже всего мира - глава ФРС - без обиняков громко обвинил в экономическом кризисе следование ортодоксальной рыночной теории. И вдруг происходит как бы «русское чудо». После всего случившегося, под знаменем эмоциональных поисков якобы новых идей (через «народный фронт»), прямо над развалинами и гарью предшествующих «уходов государства из экономики», буквально вдруг, без каких-либо теоретических обоснований, руководство РФ летом 2011 года опять и опять (мало не под литавры) оповестило как о своем новом (!!!) экономическом курсе о новом (и опять же «полном») уходе государства из экономики (правда, с оговоркой: если не будет нового кризиса). Не взирая на предупреждения профессионалов, что этим в стране будет совсем прекращена генерации инноваций: «Нет ни одного случая, даже включая США, - сообщает известный специалист,- когда инновации создавались и реализовывались исключительно на основе частной инициативы» [4]. И, конечно, без каких-либо сомнений, обеспокоенностей, так ли в стране используются какие-то там объективные экономические законы. Полагаю, здесь достаточно комментария радио «Эхо Москвы»: «.После 20 лет гайдаровских реформ в стране стреляют, коллапс управления и развал всех систем. Заливать пожар керосином? Ведь то, что это керосин, уже многократно доказано.». Одна из газет следующим образом разъясняет «керосиновую» метафору «Эха Москвы»: «Мы имеем дело с безумными врачами, которые, добиваясь раз за разом отрицательных показателей применения ложного лекарства, раз за разом прописывают увеличенные дозы» [5].

То есть, установлены экономические отношения (с соответствующими объективными законами), обрекающие страну в лучшем случае на стагнирующий «рост без развития». И на этой объективной базе никакие усилия разума, власти не в состоянии добиться значимых успехов, ибо таким - «керосиновым» - выстроен с 1990-х годов сам экономический корабль. Ломовая телега при всех усилиях интеллекта никогда не обретет аэродинамических качеств лайнера. Пока это не будет осознано, возобновления ноосферного развития, конечно же, не произойдет. Стране нужна иная экономическая система с другими скрепами-законами, не отбивающая, не парализующая

стремления государства, разумов к экономическому восхождению, но активно откликающаяся на них. И тогда государство, его мыслящие капитаны смогут разумно ранжировать-отбирать свои задумки в зависимости от того, как в них будут «работать» малые-видовые действия законов.

Сегодня в экономике как будто бы нет более настоятельной проблемы, нежели разумный-научный поиск, проектирование новой системы экономических отношений, действительно адекватных нашим времени, стране. Я доказывал: в наше время новая становящаяся экономика -всегда дело разума. Разум - соучастник (то - умный, а то и «глупый», глубоко заблуждающийся) всей той общественной практики, которая творит, развивает производительные силы. По ходу этой общественной практики он одновременно, не допуская критических перерывов в производстве, уже комбинирует-ищет, как людям лучше примениться к обнаружившимся новациям, то есть выстроить адекватные экономические отношения (с заключенными в них законами) для манипулирования новыми методами производства. То есть в экономике в соотношении объективного и субъективного само их становление (для «запуска» общеизвестной диалектики объекта и субъекта) упирается опять же в разум!

Разум и современное сжатие исторического времени. Никто из нас не сомневается, что, каковы бы ни были перипетии исторического процесса, разум не может и не должен оказаться (и не окажется) среди потерпевших фиаско. И этому есть фундаментальная причина не просто глобального, но вселенско-космического порядка. Торжество человеческого Разума абсолютно необходимо Природе. Труды В.И. Вернадского, Тейяр де Шардена, С.А. Подолинского, П.Г. Кузнецова и других исследователей раскрыли эту главную роль Разума в системе Природа-общество-человек. Создав за «чудовищный» (И. Ефремов) срок в примерно 4 млрд. лет человеческий Разум, Природа тем самым определила в нашем околоземном космосе единственный плацдарм концентрации энергии, негэнтропийного развития, причем — на миллионы и миллиарды лет вперед. Таким уникальным негэнтропийным источником является производительность труда (за коей и коим «скрывается» Разум), процесс, действие которого в астрономически долгосрочной перспективе, несомненно, изменит весь сценарий развития Вселенной. И с этой точки зрения мне как будто бы неплохо было бы завершить мой очерк позитивно оптимистической страницей-мелодией гимна Разуму (что-нибудь вроде «Близится час торжества моего»).

Однако факт таков, что за целых 400 лет после появления в 1615 году «Трактата о политической экономии, посвященного королю и королеве» Антуана де Монкретьена, предметно нацеленный институализованный Разум в облике политической экономии, экономической теории так и не вошли в число наук первого класса - по шутливой, но уже весьма авторитетной классификации А.И. Китайгородского, соавтора Л. Д. Ландау. Сюда знаменитый физик отнес науки, не только оперирующие с прошлым и настоящим, но, главное, могущие предсказывать будущее. Науки третьего класса могут всего лишь объяснять прошлое, а второго также и настоящее, в частности, налагать запреты - чего нельзя. То есть согласно этой классификации экономическая теория находится в процессе перехода во второй класс: многие ее «низзя» не вызывают сомнений, но оказываются и ошибочные. Масштабы исторического времени, потребовавшегося экономической теории для перехода (все еще незавершенного) всего-то во второй класс, располагают к ожиданию, что при сложившемся-существующем развитии нашей теории ее «час торжества» на пьедестале наук первого класса нам не придется увидеть еще что-нибудь с сотню лет.

Вспомним также рассмотренные выше трудности разума (как бы его «ловушки»). Они не могут не затягивать общего восхождения экономического разума. Говорить об их («ловушек») искоренении пока что рано. Напротив, есть основания озаботиться весьма значимыми прибавлениями к ним. Чего стоит хотя бы усиливающееся разбегание-размельчение науки на направления и субнаправления, новые и новые школы. В одном только институционально-

социальном направлении счет пошел уже на десятки таковых. Причем взаимоотношения между ними отнюдь не всегда гармонические. Да и поиск научной истины также далеко не всегда - на первом плане их исследований.

Растущие научные трудности идут со стороны изучаемых объектов. Да, современные наука, техника, технологии вооружили разум фантастически мощным инструментарием научного исследования. Казалось бы, что при таких могучих средствах экономической навигации, которыми сегодня (наконец-то!) оснащено человечество, оно уже может перепоручить руководство экономикой «автопилоту». Даже Ф. Энгельс говорил о грядущей простоте такого руководства. Однако оказалось, что взаимосвязи между «интеллектуальной субстанцией» и объективной экономикой проще не становятся. Парадокс здесь в том, что чем дальше вперед - тем сложнее и труднее собирательному интегрированному разуму. Еще В.М. Глушков показал, что при росте производства в арифметической прогрессии масса связей, подлежащих разумному согласованию, возрастает иначе - уже в геометрической прогрессии. Или такой фактор, как непрерывный количественный и качественный рост «позвоночника» современных экономик - общественного технологического процесса производства. Он приводит к тому, что зонально расширяются, «растягиваются» (по «позвоночнику»), охватывают все больше субъектов и объектов сферы действия экономических законов, сами действия становятся все многозвенней-сложнее, их все труднее «вписать» в сознательно разработанные методики, программы, адаптировать к реальному позиционированию экономических объектов и субъектов. В итоге же всех этих процессов познавательные задачи, встающие перед разумом, становятся все сложнее.

А трудности, созданные для разума беспрецедентным разгромом и расхищением национальной экономики в 1990-х годах, учиненным безграмотными, безответственными и безнравственными реформаторами? Нелепостями экономической политики 2000-х годов, -например, обращением финансовых ресурсов страны в источник развития не своей, а чужих экономик (что, впрочем, не спасло их от краха)? И т.д., и т.п. Подытоживая: если смотреть на происходящее развитие-саморазвитие экономического разума, науки, перед ними (с точки зрения повышения классности, перехода в первый класс) впереди - как будто бы не просто весьма тернистый (с откатами и поражениями), но, главное, также и весьма долгий путь.

Однако сегодня эта ситуация в корне меняется. И я вынужден отразить это в настоящих очерках, даже изменить их тональность. По моему мнению, сейчас развертывается, происходит пока еще не замечаемое некоторыми кругами общественности, специалистов сжатие исторического времени чрезвычайного порядка, такое, какое свойственно, например, большим революциям, когда каждый год значим больше, чем десятилетия-столетия традиционного развития.

Я опускаю первую половину XX века, хотя корни - там, в Октябрьской революции. Ее поколения ушли, но крупнейшие, порожденные ею сдвиги в мироустройстве «работают». Однако не сами по себе мирохозяйственные и не обычные социально-классовые отношения образуют оселок нового чрезвычайного значения всемирного критического перелома в судьбах человеческой цивилизации. Я вижу, среди ряда других, три иных его, с моей точки зрения, наиглавнейших составляющих. Все три - новые, не действовавшие ранее ни порознь, ни, тем более, вместе.

Первая и наиболее очевидная составляющая: информационное прозрение-пробуждение обделенного-угнетаемого большинства человечества и отсюда - новый надвигающийся отчаянный-неотвратимый силовой поход этого большинства к социальной справедливости. Вторая: предстоящий вынужденный (хотя и, увы, крайне запоздалый) отказ развитых стран от рыночного механизма как несомненной-очевидной главной силы, уничтожающей производящие (воспроизводственные) возможности их национальных экономик. И третья: грандиозная многолетняя силовая операция Природы по «усмирению» и «зачистке» давно уже ведущего против нее истребительную войну человечества.

В рождении и развитии первой составляющей принципиальным толчком послужила опять же Октябрьская революция. Она втянула в мировое развитие основную массу населения Земли, не принадлежащую к жителям метрополий развитых стран. Итог же, специфическое новое (как бы сегодняшнее, еще «вчера» отсутствовавшее) качество этого мирового развития, определился лишь недавно, в конце ХХ - начале XXI века. Технологически этот итог - новая всемирная информационная инфраструктура. Но гвоздь вопроса не в технологических успехах, а в их феноменальных социальных последствиях. С экономической, социальной, гуманитарной стороны суть дела в том, что сегодня по всему миру, в неприступных горах и среди скудно возделываемых пашен, по берегам океанов, морей, рек и в песчаных пустынях народы зримо-хорошо видят-знают, кто, как живет в Нью-Йорке или Копенгагене, где, кто, как, сколь бедно-богато питается, одевается, укрывается от непогод, выживает или, напротив, прожигает жизнь с яхтами и Куршевелями. Но особый импульс драматическому развороту событий вокруг этой всемирной обозримости придают те необратимость и скорость, с которыми на виду у всего земного шара одни низвергаются в круги ада, а другие возносятся на вершины богатства. «За последние годы доходы 0,01% богатейших людей планеты повысились настолько, что если 30 лет назад они превышали доходы беднейших 90% почти в 200 раз, то теперь превышают их более чем в 1 тыс. раз». По историческим меркам, роковой разрыв нарастает не по дням, а по часам, все быстрее, и притом виден каждому. В итоге сегодня 1 проценту населения принадлежит половина собственности планеты [6].

Еще в период и после второй мировой войны на земном шаре преобладала социальная ситуация, когда индивиды знали лишь свое ближайшее сообщество (в пределах нескольких поселений), а свой и соседей жизненный уклад воспринимали как единственно и естественно возможный. Теперь все они знают-понимают его убожество и алкают иной жизни, которая во всей своей яви (хотя и виртуально) присутствует среди них (Даже в не принадлежащей к третьему миру России, по данным социологов, 50 процентов намерены уехать из России, а 63 процента хотели бы, чтобы их дети учились и работали за границей) [7]. Здесь чувства не только безнадежности и отчаяния. Свершившийся факт, что в глобальных масштабах информационно-социальные сети уже просветили и соединили всех обделенных, - к сожалению, пока что при весьма малом участии разума. Образовалась гигантская всемирная платформа неустройства и ненависти, и зимой 20102011 года она бурно заполыхала. Противостояние вошло в свою активную фазу. Наивно надеяться, что катаклизмы ограничатся Северной Африкой и сведением счетов с коррумпированными компрадорскими режимами. Нельзя не видеть, что теперь библейский исход «голодных и рабов» в мировые центры благосостояния неостановим. Как бы ни развивались события в политическом смысле, экономически раньше или позже должен произойти передел источников жизни, и от него никуда не уйти. Обездоленные получат много больший доступ к всемирному ВВП, Европейский Союз окажется значимо размытым, а США - подорванными бурной многомиллионной многоканальной миграцией, жизненный уровень в развитых странах понизится. Получится крайне неустойчивое, чреватое (и прорывающееся) новыми взрывами, квазиравновесие. И, пусть далеко не сразу, никак не миновать и того, что требования к плодотворности экономики - основного источника жизни, как и «цена» такой экономики - резко, принципиально, качественно повысятся, а сама она станет объектом всеобщих внимания, даже посягательств.

Второй составляющей начавшегося всемирного перелома будет сама экономика, загнавшая себя в рыночный тупик, его разрушительные процессы. В обстановке эволюционного роста и относительной стабильности социальных отношений можно было отбиваться-отмахиваться даже от прямых указаний на бреши, в которые утекает общественное богатство1. Другое дело - ситуация

1 Такие проломы, как отмечено выше, раскрыты и в моих работах. Я сейчас имею в виду самоуничтожение экономикой своих собственных усилий в повышении производительности труда [8], а также тяжкие потери производства от специфического «внутреннего дефицита» спроса, показанные мной на основе исследований М.Л. Хазина [9]. Я показывал: чтобы перекрыть, снять проблемы, требуется «цепочка» логически взаимосвязанных решений, тождественных в своем итоге переходу к иной экономической системе.

«бури и натиска», общей нехватки и дефицитов, битвы мира нужды с миром обеспеченности, когда станет учитываться, остро востребованной не только каждая произведенная, но и каждая могущая быть произведенной единица продукции. Здесь непременно (и наконец-то!) услышат специалистов, предлагающих перейти к более плодотворной, производительной и экономичной экономике. Главной проблемой экономики будет во все большей мере становиться максимизация не прибыли, а обеспечения жизненных потребностей 99% населения планеты. Развернется кардинальная перестройка экономики индивидуализма, возможно - без ее надлежащего подготовительного-всеохватывающего осмысления разумом, а иначе - в порядке простых целесообразных решений в ситуации пожара.

«Пожарные» акции разума не обязательно провальные. Здесь особое значение имеет то обстоятельство, кто их возглавляет. Октябрьскую революцию 1917 года и последующее 35-летие возглавили деятели, которых общественное мнение относит к числу самых выдающихся умов человечества. Принимаемые ими решения носили, по преимуществу, характер чрезвычайных мер, но в итоге страна вышла победительницей из величайшей разрушительной войны и заняла положение второй державы мира. Здесь разум, несмотря на «пожарность», чрезвычайность, на все ограничения, тем не менее смог действовать именно по линии, по канве, незримо задаваемым объективными необходимостями и потребностями. Совсем иными (прямо противоположными) оказались последствия чрезвычайных «пожарных» решений реформаторов 1990-х годов.

Если даже пока не принимать во внимание третью составляющую, то по совокупному воздействии первой и второй в предстоящие десятилетия можно ожидать нарастания трудностей, стагнации или даже негативной динамики общей производительности труда. Она ведь почти не росла и в более благополучные для капитализма последние десятилетия. Не исключаю и некоторого разрушения производительных сил. Но, в конце концов, надо ожидать также и замирения «поля боя» социальных образований и цивилизаций на базе того или иного компромисса сторон. От него не уйти. Должна восторжествовать простая идея решающего значения производства как источника жизнеобеспечения всего населения планеты и соответствующей заботы о производстве. Однако в этот сложный, но, тем не менее, вроде бы предвидимый расклад «вмешивается» мало-трудно предвидимая третья составляющая.

Правда, меня удивляет ее отсутствие в ряде перспективных разработок и прикидок социально-экономических процессов в масштабе планеты и крупных стран. Ведь речь идет о событиях чрезвычайного значения, накладывающихся на нашу эпоху и меняющих исторические судьбы человеческой цивилизации.

КРЕСТ И ИСКУПЛЕНИЕ РАЗУМА

Рулевой-правящий разум, а с ним заодно весь разум и все человечество приговорены. Причем приговорены опять же разумом, только другой его частью - не рулевым, а научным. Со времен первой версии книги П. Медоуза в 1972 году (третья вышла в 2004-м) десятки и десятки авторов, индивидуальных и коллективных, доказывают, что чудовищному хищному истреблению человечеством ресурсов жизнеобеспечения приходит конец и потому скорая гибель человечества неизбежна-неотвратима. За это время не появилось исследований, устанавливающих, что это не так, что люди, несмотря ни на что, все-таки располагают достаточными источниками жизни. Следовательно, данный тысячи раз озвученный вердикт - это Крест разума, его вполне обоснованный приговор не кому-нибудь, а самому же себе и развернутой его усилиями и «второй природе», и всей сложившейся жизни в целом. И неотвратимо приближаются сроки исполнения. Многие считают, что уже в 2020-е годы начнется уничтожение-удушение людей безжалостными дефицитами ресурсов. А примерно в середине века с человечеством будет покончено (хотя некоторые специалисты называют и более длительные сроки, - вплоть до конца века).

В этой трагедии роль разума многозначна. Тысячелетиями разум был полным-активным соучастником безжалостной (весьма часто - безнравственной и преступной) войны людей с Природой. В Новое время пришло полупрозрение, раздвоение. Продолжая истреблять Природу, разум начал резонерствовать и давать нелицеприятные оценки своему же разрушительству. Наконец, уже в ХХ веке резонерство превратилось в осознание трагизма проблемы, в крики отчаяния, призывы к решительному повороту, к новым отношениям с Природой (хотя как решающий фактор реального производства разум оставался погруженным в ее истребление). Да, экологическая составляющая в человеческой практике появилась, но главные тенденции в системе Человек-Природа не изменились, и предсказанная разумом катастрофа вот-вот станет фактом. Все это верно, научно неопровержимо. Очевидна виновность разума, человечества. Поведение всей нашей цивилизации по отношению к Природе даже сейчас, на грани апокалипсиса, следует худшим образцам прошлых эпох: «После нас хоть потоп». Люди безжалостно-беспощадно уродуют природу уже не ради насыщения, а ради пресыщения: треть производимого на планете продовольствия, по данным ФАО, не потребляется по назначению, а выбрасывается [10]. То есть истребление красоты природы люди проводят ради мерзкого удовольствия творить из ее цветения разложение и гниль. Когда видишь и знаешь все это, поневоле возникает вопрос: а не заработало, не заслужило ли человечество вкупе со своим коллективным разумом оглашенный экологами приговор? Однако, по моему мнению, ликвидации провинившегося человечества все же не произойдет. Природа не действует себе же во вред. И именно поэтому она не допустит уничтожения своих же природных сил - разума, мысли.

При анализе соотношения Природы и жизни, разума, мысли исследователи высказали немало положений, пока что не имеющих фактических подтверждений. Например, неизвестны факты развития косной материи в живую (эту концепцию выдвигали И. Пригожин и другие). Однако можно считать установленным и доказанным другое: опеку, защиту Природой развития жизни на Земле, завершившегося созданием человеческих разума, мозга, мысли, а тем самым -просапиенсное целеполагание Природы. Сейчас наука знает, что жизнь на Земле существовала «чудовищно» (И. Ефремов) долго (3,5 млрд. лет или дольше). Между тем, указывал Н.П. Дубинин, она хрупка и уязвима: ДНК всей биосферы по своей суммарной массе - всего одна капля. Однако тысячи, десятки и сотни тысяч, десятки и сотни миллионов, миллиарды лет, переполненные бесконечными смертоносными для жизни катастрофами, тем не менее, пронесли-сохранили «каплю» к нынешним разуму, мысли. Случайное, но непрерывно, вновь и вновь повторяющееся счастливое стечение обстоятельств? Миллиарды и миллиарды лет слепого везения? Чудо, опять чудо, и «эх, раз, еще раз, еще много-много раз» все того же чуда? Конечно, необходимо отбросить столь перенасыщенную чудесами ненаучную посылку. Но тогда остается одно-единственное серьезное все объясняющее положение. Конечно же, этого «чуда» никак не могло бы произойти без нацеленного патронажа Природы относительно жизни и разума как опять же природных сил. Она (Природа), как я уже упоминал, направленно готовила в определенном пункте (пунктах?) космоса -на нашей Земле - долгосрочный (в миллионы-миллиарды будущих лет деятельности) источник высочайшей концентрации энергии посредством неограниченного роста производительности труда - главной миссии человека и его разума. Только разум - единственная природно-космическая сила, располагающая потенциями-возможностями вооружать труд все более мощными силами природы (сейчас на виду в не столь отдаленной перспективе использование уже термоядерной энергии), сосредотачивающими энергию.

Человеческий разум «стоит» Природе так дорого, что это вряд ли может быть оценено сегодняшним сознанием. Это почти 4 млрд. лет сложнейших сотворения (цифра сравнима со временем существования нашей Вселенной) и сбережения. И это, главное, миллиарды предстоящих лет негэнтропийной конденсации энергии, процесс, содержание и последствия которого ныне вообще не поддаются никакому воображению. Ведь продуктивно-полезное использование разума,

интеллекта, по В.А. Иванову, пока что составляет что-то около 1% - чудовищно мизерный КПД! Расстилающиеся впереди возможности просто необозримы. Все зло, сотворенное человеком Природе за последний десяток тысяч лет, мало по сравнению с потерей от уничтожения ноосферно направленных человеческих разума и мысли, если бы таковое произошло. Но такая потеря невозможна, немыслима, недопустима, напрочь исключена поступательностью развития, мудростью Природы.

Тем не менее, общественный человек и его разум, повторюсь, тяжко виновны. Они виновны в несказанно варварском тупо-безжалостном обезображении нашей Голубой Планеты, становящейся переполненной безжизненными отходами помойкой, во втаскивании ее в экологическую катастрофу грандиозных масштабов. И Природа не может не принять своих, природных жестких, даже жестоких мер для исправления ситуации. Что же она может сделать и, весьма вероятно, сделает?

Во-первых, она обязательно напрочь пресечет нынешние безразмерные свободу и возможности доступа людей к мировым ресурсам. Значимым, а может быть, и основным путем станут изменения климата. Согласно исследованиям Стэнфордского университета, уже устанавливается долгосрочный переход к все более жарким летним погодам, и через 20 лет человеческая жизнь в тропической зоне земного шара станет невозможной [11]. Человечество будет заперто в умеренных широтах, в которых сверхжаркие лета, по-видимому, будут сменяться по-сибирски сверххолодными зимами в связи с «ликвидацией» Гольфстрима [12]. Человечество окажется в положении гарнизона осажденной крепости с весьма ограниченными, строжайше учитываемыми, жестко рационируюкмыми ресурсами. Во-вторых, Природа непременно решительно сокрушит нынешнюю безнравственную идеологию разнузданного индивидуализма, потакания истреблению благ Природы под девизом якобы «прав человека». Утвердится иная аксиология, во многом противоположная нынешней. Место нынешних «прав человеческой личности» займут абсолют спасения-сбережения человеческого сообщества, Разума и святость Природы и ее ценностей. В-третьих, Природа вряд ли когда-либо в будущем ослабит эти новые резко ужесточенные объективные рамки существования человечества. Выжившим в этих условиях человечеству, его разуму, его мысли придется выполнять свою естественно-историческую миссию неограниченного повышения производительности труда, концентрации энергии в строжайше обеспечиваемых (не столько доглядом, сколько объективной ситуацией, контролем Природы) рамках новых социальных и экологических обязательств, которые оно будет, приучится рассматривать как единственно и естественно возможные.

А как же экономика и разум?

Экономика вынужденно получит статус не фактора накапливаемой и наследуемой денежной выгоды, а прямого обеспечения жизней членов человеческого сообщества (что-то наподобие полевой кухни на войне). По мере роста производительности, преодоления особо жесткого рационирования она, по-видимому, уже не утратит этого своего прямого естественного общественно контролируемого назначения, не станет фактором возвышения и господства одних, повержения других. Люди, спасая друг друга (а по-иному им не выжить), конечно, вполне осознают, что допустить в их новой ситуации выраженное социальное неравенство, да еще в условиях применения (прежде всего в производстве) столь могущественных сил природы, равнозначно прекращению человеческого рода. Экономика, став общей системой прямого, буквального спасения человечества, волей-неволей обретет ту же акцентированную всеобщую понятность, какой сейчас обладают средства тушения пожара, недопущения распространения пламени. Но с ростом производительных сил и производительности труда к экономике будет возвращаться определенная сложноустроенность, потребность в научном осмысливании, системном знании. Однако плодами этого развития будут уже иные экономическая наука, научный разум.

Научная мысль ХХ - начала ХХ1 веков всерьез принимала презумпцию экономического человека, перманентно конкурирующего с себе подобными за обладание жизненными благами, богатством, - для предстоящей эпохи недопустимая самоубийственная сама себя исключающая нелепость. Причем наряду с установками неоклассиков общественность вслушивалась во многие другие столь же непродуктивные установки. Спасшемуся человечеству для создания рабочих теорий могут понадобиться лишь те версии былой науки, которые уже опирались на решающую роль производительности труда. Это не столь уж большое наследство для борющегося за спасение под обрушившимися проблемами своего выживания человечества. Достаточно сказать, что даже марксизм с его «первым экономическим законом» (экономии времени) не зафиксировал ни крупнейших изменений в механизмах действия производительности общественного труда к концу ХХ века, ни соответственного особого политэкономического образования, сложившегося в современных экономических системах (я надеюсь подготовить к публикации соответствующее исследование). У меня нет сомнений, что схваченное Природой за горло человечество в том, что касается экономической теории, окажется перед необходимостью разработки этой науки как развернутой концепции производительности общественного труда.

И, наконец, что же предстоит собственно разуму - этому и началу, и завершению всего, чего только не просходило, не происходит и не произойдет с человечеством. Он, конечно (если представленная в этих очерках точка зрения верна), тоже будет заперт в осажденной крепости проштрафившегося «человейника». Но, несмотря на имманентную свободу-простор мышления, рвущегося (оборот де Голля) «по все азимутам», по ходу предстоящих людям испытаний он, не сомневаюсь, твердо займет совершенно определенную позицию - позицию сконцентрированности на единственно возможном спасении человечества посредством рационально гармонических взаимоотношений экономики и Природы. При всех своих дефектах и «ловушках», о которых немало говорилось выше, он все-таки - умный, очень, проницательно умный. Пусть резонерски, отстраненно от рычагов управления, но он все же провидел беду. Он прекрасно будет знать, что произошло с ним, с человечеством и экономикой, и навеки, навсегда «зарубит себе на носу», какие могучие силы и обстоятельства всегда готовы «схлопнуть» его и человечества существование при возврате к идеологии ХХ века. Прекрасно зная также и себя, свои провалы, лукавства, хитрости и ловушки, изворотливость, он, наконец-то, запретно-железно-гарантированно перекроет сам себе какие бы то ни было «пути кривые» возврата к прошлому. А для его творческих возможностей внешние ограничения - не всегда помеха. Жизнь уже явила тому немало примеров - от явно положительного воздействия ссылок А.С. Пушкина на его творчество до заточения в Гулаг С.П. Королева и А.Н. Туполева (кстати, великий А.Л. Чижевский при освобождении из Гулага обратился к начальству с просьбой повременить с таковым, чтобы он смог завершить свои исследования). Умудренный всем происшедшим, обогащенный принципиально новым опытом, с иными, более высокими установками разум будет в состоянии принципиально помогать человечеству органически войти в режимы предстоящих ему новых естественно-общественных бытия и сознания. Можно не сомневаться, что, несмотря на коренные изменения в земной и околоземной Природе и в ее отношениях с человечеством, эти бытие, сознание в конечном итоге будут того именно типа, который В.И. Вернадский определил как ноосферный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васянин А. Крест чиновника [Электронный ресурс] / А. Васянин // Российская газета. - Режим доступа: // www.rg.ru/2011/02/04/filipp.html.

2. Федоров В. Два мира, две России [Электронный ресурс] / В. Федоров // Московский комсомолец. - Режим доступа: http://www.mk.ru/polltlcs/artlcle/2010/10/13/536515-dva-mira-dve-rossii.html.

3. Кукол Е. Минфин бездефицитный [Электронный ресурс] / Е. Кукол // Российская газета. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/20/forum-poln.html.

4. Гринберг Р. Сколько стоит уравнение Максвелла [Электронный ресурс] / Р. Гринберг // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/09/13/grinberg.html.

5. Авагян В. Л. И так неизменно - до ручки, до точки, и так без конца - до конца [Электронный ресурс] / В.Л. Авагян // Экономическая и философская газета. - Режим доступа: http:// www.eifgaz.ru/avagyan23-1123-11.htm.

6. Почти половина всего имущества Земли принадлежит 1% жителей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2011/3/5/473589.html.

7. Дымарский В. Мы едем, едем, едем [Электронный ресурс] / В. Дымарский // Российская газета. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/07/07/dymarskij.html.

8. Корняков В.И. О воспроизводстве новых рабочих мест / В.И. Корняков // Экономист. - № 7. -2008. - С. 55-62

9. Корняков В.И. Высветить, понять и стреножить экономического монстра / В.И. Корняков // Философия хозяйства. - № 4. - 2010. - С. 153-166

10.Треть всех продуктов питания в мире теряется или выбрасывается [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.b-port.com/index/item/61518.html.

11.«Жаркое» будущее Земли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rus.ruvr.ru/2011/06/10/51547266.html.

12. Федеральная резервная система против Гольфстрима [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dynacon.ru/content/articles/526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.