6
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
ЭКОНОМИКА И РАЗУМ
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО В №1)
Корняков Василий Иванович
доктор экономических наук, профессор. Ярославский государственный технический университет, кафедра экономической теории
г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Все действия субъектов экономики разумны. Разум функционирует как сила природы. С пониманием роли разума связаны особенно экономика знаний, творчество и творческий труд, отчуждение, правильное использование экономических законов в современных условиях и т.д.
Ключевые слова: разум; мысль; производительные силы; производственные отношения; творчество; отчуждение
Код УДК: 330.112
Annotation. All the actions of economics' subjects are reasonable. The mind functions as the natural force. With the understanding of the mind's role is connected especially economic knowledge, creative work and creative labor, estrangement make the most of economic lows in modern conditions and so on.
Keywords: mind; thought; productive forces; relations of production; creative work; estrangement
ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ?
Правда, в литературе роль основного ресурса современного человечества часто отводят не собственно разуму, а образованию, образовательным знаниям, и не без определённых оснований: обученный работник почти всегда более умелый и производительный. Возникло и широко используется понятие «экономика, основанная на знаниях» или в сокращении «экономика знаний». Этот термин имеет ныне де-факто статус всеобщности, «права гражданства». Тем не менее, он неточен, некорректен. Обученность, знания (подобно предметам и средствам труда) не являются субъектами экономической деятельности. В экономике действуют отнюдь не они. Они -инструменты разума, индивидов, к которым последние могут прибегать, но могут от этого и воздержаться. Такими субъектами экономики остаются сами люди, работники, а «ядром» субъектности выступает разум каждого человека, придающий его действиям нацеленность, содержательность, сосредоточенность, завершенность, а также многообразные взаимосоотносимость, скоординированность, скооперированность с действиями (и с разумами) других людей.
Указанная неточность не очень видна при сравнениях работ знающих, образованных с работами недостаточно знающих, необразованных. Образование, знания обогащают всех без исключений1 и потому выглядят вполне самостоятельной творящей силой. Тем не менее такой автономно-самостоятельно действующей силой знания всё-таки не являются, это всё же только
1 По данным журнала Nature, обучение умению читать и писать изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах [1].
обязательное современное вооружение субъекта, повышающего производительность, но не сам этот субъект. Если бы было наоборот, - мировые проблемы, катаклизмы всё более успешно снимались бы с повестки дня. Нужно было бы только подбрасывать ресурсов в образовательную сферу, всячески развивать её, и вся масса работников, всё более «образовываясь», неограниченно повышала и повышала бы плодотворность своего труда, пока поток создаваемых благ не «перекрыл» бы катаклизмы, надвигающиеся ныне на цивилизацию, - и придут «и на земли мир, в человецех благоволение». Но, увы, общеизвестно: обучение-образование, серьёзно воздействуя на выбор профессии, на квалификацию, в то же время не в состоянии предписать-продиктовать личности, каким будет (должно быть) её напряжение в предстоящей работе, как глубоко человек войдёт в профессию, насколько овладеет ею, как будет работать, - «от и до» или с интересом и с инициативой, станет ли постигать смежные профессии, будет или не будет склоняться к «оппортунистическому» поведению, станет ли вседневно учиться дальше путями самообразования... Подобных «непреодолимых» для образования как такового вопросов -множество.
В обществе недостаточно осознано, не «прочувствовано», что между содержанием обучения и обучаемой личностью - не Унтер ден Линден, а род отгораживающего экрана. Фактов предостаточно. Получение знаний приходится завершать экзаменами, выяснять, «сварилась» или «не сварилась» в его (образования) «котле» «каша», «получился» или «не получился» специалист. И экран между образованием и реальной личностью в реальной экономике столь значим, что даже после экзаменовки «продукцию» образования приходится испытывать на практике, причём не все это испытание выдерживают. И это в том, что касается стандартных профессиональных знаний! А «подсказки» по поставленным выше вопросам? Они в вузах, конечно, предлагаются, но ни одной из академий наук неизвестно, каким образом переместить эти «подсказки» вовнутрь людей, сделать имманентными качествами каждой индивидуальности и её разума. И никто, кроме самого человека и его зашторенного от всех окружающих разума достоверно не знает, каковы же его собственные действительные ответы на вышеприведённые и другие аналогичные вопросы. Между ожидаемыми и фактическими ответами может оказаться даже не экран, а стена. Образование может послужить не тому, чтобы субъект успешнее изыскивал резервы повышения производительности, а тому, чтобы он убедительнее скрывал, не использовал эти резервы. Ибо хозяйственное поведение индивида определяется, конечно, не его образованием, а его экономическими интересами, причём не теми интересами, которые ему пытаются вменить сторонники тех или иных концепций, а теми и только теми, которые «выбирает» разум этого индивида исходя из окружающих (прежде всего -объективных) обстоятельств, развившийся в определённом соответствии с его (и только его) генами индивидуальности.
Итак, с одной стороны, упования на прямые точечные транспортацию и инъектирование знаний, желательных моделей экономического поведения (от вузов, администраторов бизнеса) в индивидуальные разумы в качестве готовых личных решений чаще всего не оправданы. С другой стороны, реальный человек (разум) обычно научно не понимает «расклада» окружающих обстоятельств и большей частью эмпирически, сериями проб и ошибок улавливает в фактической обстановке свои выгоды-интересы, которые далее перерабатываются им в некое подобие программы действий, поступков в данной экономике.
Таким образом, задача не в том одном, чтобы вооружить субъектов экономики современными знаниями. Одно это, при всех достижениях науки и техники, не станет исчерпывающей самонарастающей движущей силой процветающей экономики. Советская образовательная система считалась лучшей в мире, но на предприятиях так и не стали массово гоняться за научно-техническими новинками, продолжая «шарахаться от них, как чёрт от ладана». Конечно, «знание -сила», и правота этой максимы Ф. Бэкона только нарастает, но «работающим» знание становится лишь тогда, когда обладающий им разум применяет его «по делу», с тщанием. Действенность
бэконовской силы знания - функция «настоящности» трудовых поиска и предприимчивости, их сознательной-разумной нацеленности на вскрытие-выявление пока ещё неиспользованных путей-возможностей получить максимальный результат на затрачиваемую рабочую силу.
Тем не менее, в настоящее время основное внимание общества, экономистов направлено не на разум, который как «хозяин» и концентрат индивидуальности окончательно предрешает все характеристики труда, но на сам труд. Общая схема здесь нередко такова: высота, качественность образования - соответственные содержательность, качество труда. Причём весьма нередко её обращённое к современности смысловое наполнение выражают ещё более обязывающие: образование, базирующееся на высших достигнутых знаниях - сам творческий труд (де-факто -творческий разум).
КАК И ОТКУДА ТВОРЧЕСКИЙ РАЗУМ ПОЛУЧАЕТ «ПРОДУКЦИЮ» СВОЕГО
ТВОРЧЕСТВА, ИННОВАЦИИ?
Откуда - сомнений не вызывает, хотя ответ при нынешнем состоянии науки может быть лишь предельно общим. Достаточно посмотреть на любую инновацию, новую вещь. Ещё совсем непродолжительное время назад её не существовало. Но всё, что её образует - из жизни, из используемых людьми законов природы, материалов и т.д. Абсолютно ничего такого, что не коренится в познаваемой объективной действительности. Значит, и сама она - из объективной действительности, но - из особой её области объективно возможного, того, что пока ещё материально не создано, но может создаваться-производиться. И здесь мы обнаруживаем «работу», истинную роль разума. Это разум «проманипулировал» обеими сферами - реально существующего и возможного производства - таким образом, что «набрёл» на новацию. Иногда он «набредает» на неё так же, как животное случайно-внезапно находит пригодную пищу. Но чаще - как многие учёные: в итоге напряжённых, даже тяжёлых-мучительных длительных, а, то и многолетних поисков, когда, наконец, решение словно бы «подсовывается» им «само», неизвестно откуда, внезапно, даже во сне. Сами учёные весьма нередко так именно и объясняют свои достижения: «это не я».
В действительности, мы полагаем, в мозгу сознаваемо и несознаваемо (основная, решающая часть творческой «работы» сознания - это несознаваемая умственная деятельность) вершатся акции комбинаторики. Факт таков, что этих акций в «трудных» случаях как будто бы больше, нежели допускают все мощности современных электроники-информатики. Так, каждую секунду в головном мозгу проходит 200 тыс. электрических импульсов. Причём разум, мозг - такая субстанция, которой присущи особые не «схваченные» нынешним формальным знанием алгоритмы, в том числе чрезвычайно быстродействующие. Какие - иллюстрирует пример, приводимый корифеем устного счёта. Он узнал о своих способностях, когда при нём в школе нечаянно просыпали коробку спичек. Приятель сказал: целых сто. Он возразил - восемьдесят три. Сосчитали - оказалось восемьдесят три. Он не знает, как он считает, - просто как-то считает. В его несознаваемую умственную деятельность оказались «впрессованы» соответствующие механизмы, которые с позиций сегодняшнего знания выглядят трансцендентными (да и являются пока таковыми). Они присущи и так называемому изменённому сознанию, известному по деятельности Николы Теслы, Леонардо да Винчи и других гениев. В этой «работе» изменённого сознания, по-видимому, велика роль правого «образного» полушария головного мозга, художественного мышления, эмоций, эстетики (является фактом сплетённость в жизни и деятельности гениев логического и художественного мышлений). Но абсолютно непереходимых границ между признанными субъектами изменённого сознания и сознания основной массы людей, конечно, нет. Тот же Н. Тесла в отрочестве был обычным человеком, но в конечном итоге ценой громадных напряжений добился того, что мог по своему желанию вводить свой разум в указанное состояние (в, так сказать, трансцендентность). Значит, и многие люди, хотя бы частично, временно могут постигать его, изменённого сознания, элементы,
моменты. Изменённое сознание - такая же природная сила, как сами разум и его продукт - мысль.
Факты появлений изменённого сознания, возможности «прорываться» в него уже сегодня (конечно, не основной массе, но некоторому числу индивидуальностей) - знаковые. Думается, их можно трактовать как сигнал Природы, что в «рукаве» у неё человечество вправе ожидать найти превышающие всякое воображение почти «готовые» производительные силы. Совокупность фактов допускает осторожный вывод, что Природа как бы озабочена проблемой создания могучей разумной планетарной силы своего ноосферного развития и поэтому всё настойчивей даёт людям знать, что они у порога овладения её гигантскими покамест закрытыми тайнами. Но, конечно, - в интересах самой Природы. В Природе нет процессов и сил самоуничтожения, самоаннигиляции, -иначе она давно бы самоуничтожилась. Возможно, единственное исключение - человечество ХХ-ХХ1 веков, такая природная сила, которая развёртывает против Природы громадную безумную разрушительную деятельность. И все видят: грозный ответ Природы год от года набирает мощь. Аномальная жара лета или ледяные дожди зимы 2010 года - далеко-далеко не самые могучие проявления её сокрушительных возможностей. Или человечество придёт, наконец, в разум, или ему попросту не быть. Ряд религий и эзотерических направлений дружно (с повторяющимися подробностями) утверждают, что таковое с жизнью и разумом на Земле происходило уже не раз: Природа уничтожала жизнь, паразитически хищно отсасывавшую её ресурсы. Если эти легенды верны, у перворазумов не доставало ума остановиться, узнать, наконец, в Природе собственную мать. Хватит ли у нашего человечества разума вернуться в статус конструктивной силы самопознания Природы?
ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД - ТВОРЧЕСКИЙ РАЗУМ
Литература изобилует положениями - совершенно верными - о громадном экономическом и цивилизационном значении творческого труда. Вряд ли требует развёрнутых доказательств то обстоятельство, что инициатором, направителем, «автором» и «командиром» всех движений и действий творческого труда, всего того, что делает этот труд творческим, является творческий разум. Поэтому к нему-то в качестве фактического «адресата» относятся де-факто все научные постановки о творческом труде. Творческий же труд - это уже материальная бытийная копия виртуальных, прямо не запечатляющихся в вещах перводействий творческого разума. Архитектор может быть посрамлён пчелой как раз тогда, когда его профессиональный разум «трудится» рутинно, нетворчески. Когда уважительно говорят об «умных руках» замечательного мастера, творца, речь всё-таки фактически идёт, прежде всего, о его голове.
Природа, создавая человеческую голову, мозг как природную, а разум, мысль как даже космическую силу, «заинтересована», конечно, именно в творческом разуме. Высокорезультативный труд (соответственно - разум) она выделяет из всех других людских качеств самым щедрым бонусом, который только мыслим для человека - более продолжительной жизнью. Специалист-геронтолог А. Шабалин посчитал главным фактором долголетия физический и творческий труд: «Может, природа и генетика так распорядились: кто может интеллектуально больше дать обществу, тот дольше и живет»2. «То, что биологический возраст сдвинут, -продолжает учёный, - это не заслуга цивилизации. Это заслуга того внутреннего глубинного развития, которое претерпела материя, - интеллектуальная биомасса, которой по сути является человек. На нынешнем этапе эволюция заинтересована уже не просто в развитии человечества, а в приумножении старшей возрастной группы. Численность старшей возрастной группы ... увеличивается в 4-5 раз быстрее, чем общая численность населения. Значит, эволюция заинтересована уже сейчас в качественном развитии интеллектуальных свойств человечества.
2 Другое отличительное качество долгожителей, по А.Шабалину, - их высокая социальность: «Долгожители отличаются от обычных людей умеренностью во всем, спокойным характером, общительностью и любовью к людям». «Я ни разу не встречал долгожителя с вредными привычками», - заключил специалист [2].
Возрастные отрицательные процессы... постепенно обращаются вспять. Природа затормаживает старение... Природа предназначает жизнь человека для работы»[2].
И творческий разум - особенно «трудное» достижение Природы. Современные труд и ритмы жизни весьма «трудны» для современного нам земного разума. «Всё более опасным недугом нашего времени становится депрессия, ею страдает от тринадцати до двадцати процентов населения развитых стран. Это заболевание стоит на четвёртом месте, и есть угроза, что скоро оно выйдет на второе место по распространённости в мире», - констатируют специалисты [3, 4]. Последними исследованиями установлено, что, создавая творческий разум, Природа вынуждена прибегать к изменениям в геноме человека, влекущим повышенный риск психических отклонений. Доказана взаимосвязь творческих способностей и психических заболеваний [4]. О том же говорят и «зашкаливающие» цифры, которые обозначают количество работников, испытывающих стрессы на работе (в США - 46%), экономического ущерба от этого явления (в США - 68 млрд. долл. за один только 1999 год; и появление нового, ранее неизвестного заболевания - синдрома хронической усталости, которым в США больны 5 млн. работников, и многократно приводившиеся в печати факты бегства от труда, когда работники предпочитают труду и производству различные формы социального паразитизма [5, 6].
Исследователи многократно убеждались в мудрости природы, «стремящейся» не к крайним максимальным, а к оптимальным результатам. Создав гениев, изменённое мышление, Природа, миллионы лет творя разум, по-видимому, не «стремится» «сосредоточиться» только и именно на рождении гениев. А она, как давно стало понятно науке, ничего не делает зря. Тут, несомненно, серьёзный смысл.
В экономической и социальной литературе немало высказываний в том ключе, что воцарение творческого труда не просто желательно: современная экономика якобы уже не допускает нетворческого труда. Настоятельная необходимость-неизбежность массового-всеобщего творческого труда сегодня поэтому якобы столь остра и императивна, что успешно преодолевает различные препятствия и уверенно-ускоренно входит в жизнь, в практику, уже ныне становясь реалией, фактом. Эти постановки обычно не встречают особых возражений. Поэтому мне уже приходилось весьма обстоятельно доказывать, что это не так, что в экономике ещё неопределённо долго будут сохраняться ниши для нетворческого труда [7]. Этот спор, конечно, курьёзен, и его бы не было, если бы проблема было поставлена корректнее, с учётом того несомненного факта, что всегда и всюду, когда речь идёт о творческом труде, необходимо иметь в виду: творческий труд - не что иное, как материализация творческого разума, и никак не иначе. Творческий труд нетворческой личности - очевидная нелепица, бессмыслица, невозможность.
Если поставить эту точку над ^ спорить не о чем. Заявляемый тезис о царстве творческого труда звучал бы в своей истинной интерпретации: как всеобщность творческого разума. Многие специалисты сразу насторожились бы. Каждому, кто работает в учебных, хозяйственных и иных коллективах, очевидны практически непреодолимые различия существующей содержательности духовной составляющей людей, как и то обстоятельство, что индивидов, к которым мог бы быть применён термин «творческий» - явное, даже кричащее меньшинство.
НЕТВОРЧЕСКИЙ РАЗУМ?
Такая постановка, сама эта формулировка вызывают настороженность и, конечно, непринятие. Здесь присутствует идея о естественном неравенстве людей, подозрительная для цивилизованного человека. Хотя неравенство людей ныне отрицается далеко не во всём, причём вполне общепризнанно.
Например, неравенство людей - основа рыночной экономики: людей с предпринимательским
талантом всего 5 процентов, то есть всего один человек из каждых двадцати может выполнять успешно функции предпринимателя - соединять факторы производства, осуществлять решения и инновации, принимать риски и т. д. Большинство людей, как дают понять курсы экономической теории, экономикс, предпринимательским талантом не обладают. Не будь этого вроде бы небольшого невесть откуда возникшего, как будто бы естественного неравенства между людьми -не было бы рыночной экономики, капитализма. Но ведь функции-то предпринимателя -творческие! Чтобы оптимально, наилучшим образом соединить факторы производства, нужны и их исследования, и провидение будущего как относительно этих факторов, так и производства самого продукта, спроса потребителей. А функции нахождения и внедрения новшеств, без чего не может быть успешного предпринимательства? Всё это труднейшие, никак не шаблонные, с экстраполяциями, поисками, несомненно, творческие задачи. То есть уже самые общие положения главенствующей ныне экономической теории построены на предпосылке, что творческий разум -талант, присущий меньшинству людей, и что это естественное обстоятельство - общая предпосылка развития рыночной экономики и капитализма. Но из этого как будто бы следует, что надо публично, показывая пальцем, заявлять о нетворческом разуме таких-то и таких-то субъектов экономики или записывать это в документах: разве это не то же самое, что и говорить работникам об их рутинном, малосодержательном, репродуктивном нетворческом труде?
Нет, не то же самое. Речь пошла о глубинах конкретных индивидуальностей, и недопустимость такого подхода связана, прежде всего, с правовой неприкосновенностью личности. Но проблема не только в этом.
Любой человек не использует сполна своих возможностей, и взгляд, критика со стороны в состоянии помочь ему. Понятно, нужны и структуры, и программы такой помощи. Однако обидность наречения «нетворческим разумом» повлекла бы обессмысливание и угнетение мероприятий по повышению образовательного уровня, подготовки, квалификации наречённых работников.
Однако и это далеко не всё. Много важнее наличие ныне социальных обстоятельств, ввиду которых призывы к субъектам нетворческого труда «стань таким, как я хочу» весьма часто оказываются лишь «сотрясением воздуха, называемым звуком». Сегодня за нетворческими трудовыми акциями отнюдь не обязательно стоит такой же нетворческий разум. Субъектом нетворческого труда и соответственного поведения могут выступать вполне творческие люди.
Продолжение в следующих номерах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грамотность меняет мозг - выяснили колумбийские ученые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/science/20091014/188882555.html. - Дата доступа: 14.10.2009.
2. Денисова, Е. Вода сокращает жизнь [Электронный ресурс] / Е. Денисова. - Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2009/10/15/845642.shtml. - Дата доступа: 08.10.2009.
3. Кузина, С. Умные будут жить до 150 лет, а лентяи вымрут [Электронный ресурс] / С. Кузина.
- Режим доступа: http://kp.rU/daily/24374.3/555616. - Дата доступа: 08.10.2009.
4. Руденко, В. Психиатру нужны союзники / В. Руденко // Российская газета. - 2009. - 23 октября. - С. 6.
5. Доказана взаимосвязь творческих способностей и психических заболеваний [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2009/09/29/psycho. - Дата доступа: 29.09.2009.
6. Офисная чума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rpa-consult.ru/ ^е8^2003/11/140.8^т1. - Дата доступа: 01.11.2003.
7. Корняков, В. И. Тсс. Вот придет-войдет творческий труд / В. И. Корняков // Философия хозяйства. - № 1. - 2005. - С. 173-195.