Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-96-15 e-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной и муниципальной экономики
ВЛАСОВА Наталья Юрьевна
РОГАЧЁВ Евгений Викторович
Аспирант кафедры региональной и муниципальной экономики
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: [email protected]
Экономическое содержание понятия «городской округ»: комплексная характеристика
Ключевые слова: город; городской округ; экономика городского округа; местное самоуправление.
Аннотация. Обоснованы принципы выделения городского округа в качестве самостоятельного элемента территориальной организации местного самоуправления. Представлена комплексная характеристика понятия «городской округ» посредством выделения территориального, поселенческого, публично-правового и экономического аспектов. Раскрыто экономическое содержание понятия «городской округ» на основе широкого подхода к трактовке муниципальной экономики.
Города - основа формирования различных видов муниципальных образований, в первую очередь городских округов и городских поселений. С 1 января 2009 г. завершился переходный период реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], в соответствии с которым претерпела изменения территориальная организация местного самоуправления.
Территориальная организация является одним из самых сложных вопросов организации системы местного самоуправления в современных условиях. От правильного ответа на этот вопрос во многом зависит и эффективность управленческой деятельности должностных лиц местного самоуправления. Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный закон № 131-Ф3 полнее регулирует общие принципы территориальной организации местного самоуправления. Территориальная реформа, развернутая после принятия указанного Федерального закона, стала еще одной попыткой найти оптимальный уровень для осуществления различных властных полномочий.
Принципы территориальной организации местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЗ претерпели кардинальные изменения. Все муниципальные образования в соответствии с ним по-новому трансформированы количественно и качественно. Ст. 10 названного закона провозглашает: «Местное самоуправление осу-
© Власова Н. Ю., Рогачёв Е. В., 2010
ществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения». Таким образом, выделены пять видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория городов федерального значения. Кроме того, вводится новое понятие «межселенная территория» (территория, находящаяся вне границ поселений).
Городской округ - самостоятельное муниципальное образование, сформированное, как правило, на основе города, обладающее как форма территориальной организации местного самоуправления особым экономико-правовым статусом.
По нашему мнению, городской округ следует характеризовать комплексно, в нескольких аспектах:
в территориальном аспекте - как часть территории субъекта Федерации, в пределах которой имеется одна или несколько административно-территориальных единиц;
в поселенческом аспекте - как поселение, объединение людей, проживающих в соответствующих границах. В географическом (физическом) смысле - это территориально целостный и компактный ареал концентрации населения со всеми необходимыми условиями и оборудованием для жизни, труда и отдыха [2. С. 179]. Поселение рассматривается как место постоянного жительства людей. Следует отметить, что в Федеральном законе № 131-ФЗ термину «поселение» придается новое значение для обозначения статуса одного из территориальных уровней муниципального образования;
в публично-правовом (юридическом) аспекте - как самостоятельный вид муниципального образования, которое, будучи публично-правовым, обладает особым правовым статусом. Важнейшими элементами экономико-правового статуса городского округа являются имущество, находящееся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы, местный бюджет;
в экономическом аспекте - как территориальное образование, в пределах которого формируется и функционирует муниципальная экономика.
Мы присоединяемся к мнению Е. Г. Анимицы, считающего, что категорийно-понятийный аппарат муниципальной экономики как науки и учебной дисциплины находится в стадии становления, и к настоящему времени в экономической литературе сложилось несколько подходов к пониманию ее сущности [3. С. 15-43].
Первый подход основан на выделении муниципальной экономики исключительно в территориальном аспекте, т. е. экономики в пределах муниципального образования. При этом объектом муниципальной экономики является совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности.
Второй подход объединяет ученых, которые считают понятие «муниципальный» в словосочетании «муниципальная экономика» указывающим на то, что главным признаком, позволяющим отграничить муниципальную экономику, является муниципальная форма собственности. Сторонники этой точки зрения относят к муниципальной экономике только совокупность объектов муниципальной формы собственности и взаимосвязи между ними. В этом случае муниципальная экономика тождественна понятию «муниципальный сектор экономики».
Третий подход к определению муниципальной экономики можно условно назвать деятельностно-организационным. В его рамках муниципальная экономика рассматривается с учетом деятельности муниципалитета в качестве органа местного самоуправления. Акцент делается на роли муниципалитета в экономике муниципального образования, на полномочиях органов местного самоуправления в экономической сфере.
Мы придерживаемся широкой трактовки понятия «муниципальная экономика». Это позволяет рассматривать ее как систему экономических отношений, возникающих
в пределах муниципального образования между домохозяйствами, субъектами различных форм собственности и органами власти и управления, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных, культурных и духовных благ в целях достижения экономических, социальных и иных интересов местного сообщества. При характеристике экономики городского округа будут учтены именно в широком значении не только признаки муниципальной экономики, но и особенности города как социально-экономической системы (см. рисунок).
Экономический аспект раскрытия понятия «городской округ»
Рассмотрим признаки муниципальной экономики городского округа.
1. Характер и масштабы муниципальной экономики городского округа в определяющей степени зависят от решения вопросов местного значения, которые связаны с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения городского округа.
2. Функционирование экономики городского округа должно строиться на принципе сочетания экономического интереса, экономической эффективности и социальной ответственности. В связи с этим экономика городского округа, используя потенциал предприятий и учреждений различных форм собственности, должна обеспечивать повседневную жизнь городского округа как единой системы, формирование и поддержание системы социальных гарантий, а также реализацию финансовых интересов городского округа в целом.
3. Рыночные отношения неизбежно распространяются на все сферы общественного производства, проникают в различные секторы местного хозяйства. В результате
муниципальное хозяйство экономизируется. Но рыночный механизм не может напрямую регулировать муниципальную экономику и определять оптимальное количество общественных благ. Поэтому муниципальные органы власти должны учитывать пределы коммерциализации жизненных благ, устанавливать степень внедрения рыночных механизмов в те или иные секторы местного хозяйства городского округа.
Общественно значимые блага в полной мере не подпадают под действие рыночного механизма. Даже если рынок предоставляет городскому сообществу некоторые виды общественных благ, они не остаются вне поля зрения муниципальных (и государственных) органов власти, которые проводят определенную политику обеспечения потребностей жителей в этих благах.
4. В качестве субъектов экономики городского округа следует выделить домохозяйства, хозяйствующие субъекты различных форм собственности и органы местного самоуправления. Все они взаимодействуют в воспроизводственном процессе на территории городского округа.
В структуре городского округа как целостной системы выделяется экономическая подсистема. Ее элементы можно структурировать по различным основаниям (см. рисунок). Однако отметим, что город будет оправдывать свое существование и развитие, если его экономическая структура сможет обеспечить:
во-первых, воспроизводственные процессы, обусловленные общественным территориальным разделением труда и поэтому направленные на связь с внешним миром;
во-вторых, воспроизводственные процессы, удовлетворяющие разнообразные потребности горожан, внутригородские нужды и интересы.
Экономика городского округа несет на себе значительную функциональную нагрузку. Первая группа функций может быть обозначена как «внешние», «базовые», «первичные», «градообразующие»; они наиболее полно соответствуют объективным условиям воспроизводства в городе и определяют его место и роль в территориальном разделении труда. Вторая группа функций в экономической структуре городского округа, определяемая как «внутренние», «небазовые», «эндогенные», «градообслуживающие», направлена на удовлетворение нужд собственно городского округа, и в первую очередь интересов горожан.
Нами предложена комплексная трактовка сущности городского округа, позволяющая охватить различные аспекты его функционирования и развития как на муниципальном уровне, так и на уровне региональной экономики.
Источники
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М. : Мысль, 1983.
3. Анимица Е. Г. Муниципальное хозяйство и муниципальная экономика: сущностно-содержательные характеристики // Пространственная организация общества : сб. науч. тр. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.