Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ (1992-1997 ГГ.)'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ (1992-1997 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / экономическое развитие / валовый внутренний продукт / Ким Ен Сам / чеболь. / Republic of Korea / economic development / gross domestic product / Kim Yong Sam / chaebol.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуриева Айгуль Рустамовна, Гибадуллин Марат Зуфарович

В декабре 1992 года в Республике Корея были проведены первые демократические выборы. На них, в условиях реальной политической конкуренции, победу одержал Ким Ен Сам. С этого времени, постепенно избавляясь от наследия военного режима, Республика Корея встала на путь демократического развития. Переход к демократическому образу правления означал и переход к новому типу экономических отношений. Избираемое правительство нуждается в электоральной поддержке большинства населения, а, следовательно, должно проводить экономическую политику в интересах не узкой группы привилегированных лиц, а в интересах большинства членов общества. Экономическая политика первых демократических избранных глав государств Республики Корея не только не ослабила экономику страны, но и вывела ее на новый уровень развития. Именно в правление первых президентов-демократов, Республика Корея начала переход к инновационной модели роста. В этом плане опыт Республике Корея ценен и полезен для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF KOREA IN THE PERIOD OF TRANSITION TO DEMOCRACY (1992-1997)

In December 1992, the first democratic elections were held in the Republic of Korea. On them, in conditions of real political competition, Kim Yong-Sam won. Since that time, gradually getting rid of the legacy of the military regime, the Republic of Korea has embarked on the path of democratic development. The transition to a democraticsystem of government also meant a transition to a new type of economic relationship. The elected government needs the electoral support of most of the population, and therefore should pursue an economic policy in the interests of not a narrow group of privileged persons, but in the interests of most members of society. The economic policy of the first democratic elected heads of state of the Republic of Korea not only did not weaken the country's economy, but also brought it to a new level of development. It was during the reign of the first Democratic presidents that the Republic of Korea began the transition to an innovative growth model. In this regard, the experience of the Republic of Korea is valuable and useful for Russia.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ (1992-1997 ГГ.)»

УДК 94(5)

А.Р. НУРИЕВА1 М.З. ГИБАДУЛЛИН1

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ДЕМОКРАТИИ (1992-1997 ГГ.)

Нуриева Айгуль Рустамовна, канд. эконом. наук, доцент, Гибадуллин Марат Зуфарович, канд. эконом. наук, доцент, Кафедра международных экономических отношений, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: nurieva_a.r@mail.ru E-mail: marat.gibadullin.1973@mail.ru

Аннотация. В декабре 1992 года в Республике Корея были проведены первые демократические выборы. На них, в условиях реальной политической конкуренции, победу одержал Ким Ен Сам. С этого времени, постепенно избавляясь от наследия военного режима, Республика Корея встала на путь демократического развития. Переход к демократическому образу правления означал и переход к новому типу экономических отношений. Избираемое правительство нуждается в электоральной поддержке большинства населения, а, следовательно, должно проводить экономическую политику в интересах не узкой группы привилегированных лиц, а в интересах большинства членов общества. Экономическая политика первых демократических избранных глав государств Республики Корея не только не ослабила экономику страны, но и вывела ее на новый уровень развития. Именно в правление первых президентов-демократов, Республика Корея начала переход к инновационной модели роста. В этом плане опыт Республике Корея ценен и полезен для России.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, экономическое развитие, валовый внутренний продукт, Ким Ен Сам, чеболь.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).

ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм

Для цитирования: Нуриева А.Р., Гибадуллин М.З. Экономическое развитие Кореи в период перехода к демократии (1992-1997 гг.) // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 180-187.

A.R. NURIEVA1 M.Z. GIBADULLIN1

1 Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

ECONOMIC DEVELOPMENT OF KOREA IN THE PERIOD OF TRANSITION

TO DEMOCRACY (1992-1997)

Aigul R. Nurieva, Ph.D of Economic Sciences, associate professor, Marat Z. Gibadullin, Ph.D of Economic Sciences, associate professor, Department of International Economic Relations, Kazan (Volga region) Federal University E-mail: nurieva_a.r@mail.ru E-mail: marat.gibadullin.1973@mail.ru

Abstract. In December 1992, the first democratic elections were held in the Republic of Korea. On them, in conditions of real political competition, Kim Yong-Sam won. Since that time, gradually getting rid of the legacy of the military regime, the Republic of Korea has embarked on the path of democratic development. The transition to a democratic

system of government also meant a transition to a new type of economic relationship. The elected government needs the electoral support of most of the population, and therefore should pursue an economic policy in the interests of not a narrow group of privileged persons, but in the interests of most members of society. The economic policy of the first democratic elected heads of state of the Republic of Korea not only did not weaken the country's economy, but also brought it to a new level of development. It was during the reign of the first Democratic presidents that the Republic of Korea began the transition to an innovative growth model. In this regard, the experience of the Republic of Korea is valuable and useful for Russia.

Keywords and phrases: Republic of Korea, economic development, gross domestic product, Kim Yong Sam, chaebol.

Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

For citation: Nurieva A.R., Gibadullin M.Z. Economic development of Korea in the period of transition to democracy (1992-1997) // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2020. Vol. 1, № 1. P. 180-187.

Введение

В отечественной и зарубежной научной литературе, посвящённой экономическому развитию Республики Корея, внимание авторов акцентируется на периоде правления генерала Пак Чон Хи, которого считают создателем "корейского экономического чуда". Это справедливо лишь отчасти. При военном правителе были заложены предпосылки для экономического рывка Республики Корея, превращения ее из аграрной в индустриально-аграрную страну, одного из "азиатских тигров". Но и после ухода военных от власти, Республика Корея продолжала развиваться по восходящей траектории. При этом за рамками внимания исследователей остается тот факт, что при переходе к демократии создалась принципиально иная экономическая ситуация, когда дешевая рабочая сила - основной фактор конкурентного преимущества для экономики догоняющего типа, перестал играть свою прежнюю роль. В условиях новых политических реалий драйвером экономического роста могли стать только инновации.

Экономика и экономическая политика Республики Корея в период президентства Ким Ен Сама

Макроэкономическая динамика

Первым демократически избранным президентом Республики Корея, после десятилетий диктатуры, стал Ким Ен Сам. Годы его президентства характеризовались благоприятными макроэкономическими показателями национальной экономики. Как следует из таблицы 1 положительная динамика роста ВВП (в постоянных ценах) сохранялась весь период полномочий Ким

Ен Сама, хотя темпы роста южнокорейской экономики постепенно снижались.

Таблица 1

Динамика ВВП Республики Корея в % к предыдущему году (в постоянных ценах) [1, с. 113; 2, с. 82]

1992 1993 1994 1995 1996 1997

Темп роста реального ВВП 114,2 113,5 112,7 108,9 106,8 105,0

К 1997 г. ВВП страны достиг максимального значения и составил 642,9 млрд. долл. США или 61,1% к уровню 1992 г. (За тот же период темп роста индонезийской экономики составил 56,8%, китайской - 189,7%, филиппинской - 137,3, экономики Таиланда - 144,1%, Японии - 118,7%). Таким образом, по темпам роста экономика Республики Корея уступала только показателям КНР (см. табл. 2.).

Тем не менее, Республика Корея удерживала третье место по показателю ВВП на душу населения (по ППС) среди стран региона (см. рис. 1). При этом сократилось ее отставание от экономического лидера азиатского региона - Японии. Если в 1992 г. ВВП на душу населения в РК составлял только 42% от японского, то в 1997 г. -уже 52 процента.

По секторам экономики ВВП страны (1996 г.) распределялся следующим образом: промышленность обеспечивала 28,3% национального дохода, сельское хозяйство только 7,6%. В совокупности удельный вес производственного сектора экономики в общем объеме ВВП составлял около 36 процентов. На сферу услуг приходилось 64%

ВВП, в том числе на строительство - 14,5%, торговлю и общественное питание - 11,2%, транспортные услуги и связь - 6,3%, на финансовые и прочие услуги - 33 процента [4, с.107].

В промышленности страны в 90-е годы ХХ в. преобладало машиностроение и металлообработка, доля которых составляла 43% всего объема производства промышленной продукции. Значительно уступала им химическая и нефтехимическая промышленность (около 18%). Прочие отрасли промышленности играли периферийную роль в экономике (см. рисунок. 2).

Секторальная и отраслевая структура ВВП позволяет характеризовать Республику Корея этого времени, как индустриально-развитую страну с высоким удельным весом третичного сектора экономики.

Детализация объемов выпуска важнейших видов промышленной продукции в Республике Корея представлена в таблице 3. Данные таблицы

демонстрируют неравномерность промышленного производства по отдельным товарным группам. Так, если выпуск легковых автомобилей, синтетических смол и пластических масел, бумаги и картона, химических волокон и нитей имел положительный тренд, то производство пиломатериалов, шёлковых хлопчатобумажных тканей, обуви снижалось.

Из добывающих отраслей промышленности положительная динамика наблюдалась только в производстве электроэнергии. За период с 1992 по 1996 годы выработка электроэнергии увеличилась со 144 до 205 млрд киловатт-часов (или на 43%), а в пересчете на душу населения с 3308 до 4959 киловатт-часов (на 50%). Другие отрасли добывающей промышленности находились в состоянии спада. Неуклонно снижались объемы добычи каменного угля, в состоянии застоя находилась добыча железной руды и соли.

Таблица 2

Динамика ВВП некоторых стран Азии по ППС (млрд. долл. США) [3]

Страна 1992 1993 1994 1995 1996 1997 В 1997 г. к 1992 г.

Индонезия 633,6 700,3 769,1 849,7 932,8 993,4 156,8

Китай 1477,2 1722,6 1989,7 2254,6 2523,1 2802,4 189,7

Респ. Корея 399,1 436,6 486,9 544,7 596,7 642,9 161,1

Таиланд 300,4 334,3 368,7 406,9 437,8 433 144,1

Филиппины 169,3 177 188,7 201,6 217,3 232,5 137,3

Япония 2597,6 2663,9 2744,1 2855,7 2983,8 3083,3 118,7

26000

д

о 21000 л

л 16000 11000

С

Ш 6000 А

1000

1992 1993

^Индонезия Н

1994 1995

годы

■Китай А Корея

1996 1997 1998

Таиланд I Япония

Рис. 1. ВВП на душу населения по ППС стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии 1992-1997 гг.

Рис. 2. Структура промышленного производства Республики Корея в 1994 г.

[4, с. 120]

Таблица 3

Производство отдельных видов промышленной продукции [1, с. 120, 129, 131, 134, 136, 138, 142, 143, 147, 149, 153, 155, 159, 161, 168, 171, 177, 181]

В 1996

Виды промышленной продукции 1992 1993 1994 1995 1996 к уровню 1992

Выплавка чугуна млн. тонн 19,2 21,8 21,4 22,6 23,0 119,8

Выплавка стали млн. тонн 28,1 33,0 33,7 36,8 38,5 137,0

Про-во легковых авт. шт. 1259 1528 1755 1999 2250 178,7

Про-во хим. волокон и нитей тыс. тонн 1625 1679 1845 1960 2207 135,8

Про-во синтет. смол и пластических 5,4 6,1 6,6 7,0 7,6 140,7

масел тонн

Про-во пиломат. млн. куб. м. 3,5 3,2 3,9 3,4 3,4 97,1

Про-во бумаги и картона млн. тонн 5,5 5,8 6,4 6,9 7,7 140,0

Про-во цемента млн. тонн 44,4 47,3 58,1 58,1 58,4 131,5

Про-во х/б тканей млн. кв. м. 483 480 447 379 380 78,6

Про-во шерст. тканей млн. кв. м. 19,7 19,8 20,2 19,8 24,6 124,8

Про-во шелковых тканей млн. кв. м 2785 2213 2286 2335 2350 84,4

Перо-во обуви млн. пар 19,3 12,5 11,2 11,0 11,8 61,1

Про-во растит. масла тыс. тонн 252 255 274 274 265 105,2

Улов рыбы тыс. тонн 2321 2257 23580 2320 2414 104,0

Производство электроэнергии млрд 144 165 183 204 206 143,0

киловатт-часов

Добыча угля млн. тонн 12,0 9,4 7,4 5,7 5,0 41,6

Добыча железной руды млн. тонн 0,3 0,2 0,1 0,2 0,4 133,3

Добыча соли тыс. тонн 772 750 760 770 н/д 99,7

Экономические реформы правительства Либерализация экономики и борьба с коррупцией. Важным направлением экономических преобразований гражданской администрации Ким Ен Сама стала либерализация экономических отношений в стране. Если в период нахож-

дения военных у власти ставка делалась на меры государственного регулирования народного хозяйства, то демократическое правительство сделало упор на расширение механизмов рыночного регулирования хозяйства. В рамках реформ правительство пошло на приватизацию

предприятий, провело реструктуризацию ряда министерств и ведомств.

Большое внимание уделялось мерам по вскрытию и ограничению коррупционных механизмов, прочно укоренившихся в экономике страны в период военного правления. Одним из первых шагов в этом направлении стала антикоррупционная кампания, в рамках которой военные и правительственные официальные лица должны были публиковать свои финансовые отчёты.

Правительство Ким Ен Сама пыталось осуществлять политику разделения интересов бизнеса и власти, стремилось вывести доходы высших чиновников из тени. Впервые, в новейшей истории страны, президент обнародовал данные о своих доходах и имуществе своей семьи, а затем в июне 1993 года по его инициативе был принят "Закон об этике государственных служащих", согласно которого чиновники должны были регулярно заполнять декларацию о своих доходах, а данные об их банковских счетах подлежали обнародованию. Практически сразу же после принятия упомянутого законодательного акта более полторы тысячи государственных служащих высокого ранга были либо уволены, либо вынуждены были подать в отставку. В августе того же года был принят "Чрезвычайный декрет", который обязывал проводить финансовые операции только под реальными именами. Анонимные операции были запрещены. В рамках этой же кампании власти вернулись к традиционной для Кореи практике отправки в регионы тайных финансовых инспекторов, которые должны были проверять жалобы местных жителей на злоупотребления региональных чиновников. Были сформированы специальные группы следователей для рассмотрения коррупционных дел. По данным прокуратуры Республики Корея, в течение 1995-1996 годов в коррупции было изобличено почти пять тысяч человек и более двух тысяч из них были подвергнуты судебному преследованию.

По обвинениям в коррупции аресту подверглись, также, бывшие президенты Чон Ду Хван и Ро Дэ У. Однако борьба с коррупцией, в итоге, вылилась в коррумпирование самого президента и членов его семьи. Череда скандалов вокруг президента и его семьи резко понизила популярность Ким Ён Сама среди избирателей.

Антимонопольная политика. Недовольство общественности вызывало чрезмерное засилье

чеболь в экономике страны, сращивание интересов крупных корпораций и правящей верхушки.

Накануне прихода к власти администрации Ким Ен Сама доля 30 крупнейших чеболь в национальной экономике по объему продаж составляла - 35,7%; по доле концентрации основного капитала - 37,6%. Наиболее влиятельными и могущественными чеболь являлись - Хендай, Сам-сунг, LG, ДЭУ, Сон ген и Ссан Енг.

Демократическое правительство предпринимало попытки ограничить влияние чеболь в экономике страны. По его инициативе был существенно доработан, с учетом мировой правоприменительной практики, принятый еще в 1981 г. «Закон о справедливой торговле», предусматривавший:

- полное запрещение перекрестных инвестиций между дочерними компаниями одной промышленной группы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- запрещение дочерним компаниям конкретных промышленных групп инвестировать в другие компании суммы, превышающие 40% стоимости их имущества за вычетом обязательств;

- запрещение открытия холдинговых компаний и превращение существующих компаний в холдинговые;

- запрещение предоставления долговых гарантий, превышающих 200% собственного капитала, между компаниями, принадлежащими одной промышленной группе;

- запрещение финансовым или страховым компаниям ведущих промышленных групп приобретать акции дочерних компании, расположенных внутри страны [5].

В 1995 г. правительство потребовало от южнокорейских корпораций определить свою специализацию на рынке и избавиться от непрофильных активов. Подчиняясь решению властей, корпорация "Самсунг" определила свою сферу деятельности нефтехимией и тяжелой промышленностью. Компания сократила число своих филиалов с 50 до 24, отказавших от бизнеса в легкой и пищевой отраслях промышленности.

Правительство также потребовало от чеболь реорганизовать структуру менеджмента таким образом, чтобы в них произошло отделение функции собственности от функции управления. Эта мера должна была размыть семейственность в южнокорейских корпорациях, трансформировать их в публичные компании западного образца.

Однако в целом, политика ограничения влияния ТНК в национальной экономике оказалась незавершенной.

Поддержка малого предпринимательства и приватизация. Важным направлением промышленной политики первого демократического правительства Республики Кореи стало создание на рынке конкурентной среды. Программа развития малого предпринимательства предусматривала меры по укреплению финансовой устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, расширение масштабов технического содействия малым предприятиям, развитие местной промышленности, создание совместных малых предприятий с участием иностранных партнеров.

Особые надежды в плане создания конкурентной среды и демонополизации экономики правительство связывало с приватизацией. Была запланирована приватизация четырех крупнейших государственных монополий: Кориа телеком, Ко-риа газ корпорейшин, Кориа тобако энд Гингсен корпорейшин и Кореахэви энд индастриз корпо-рейшин. Однако южнокорейские специалисты в области экономики высказали опасения, что приватизация этих компаний не даст ожидаемого эффекта в виде повышения эффективности их работы. А вот социальные издержки от такого шага будут ощутимыми сокращение занятости, рост монополизации рынка. Учитывая эти предостережения, правительство отложило реализацию программы приватизации на более поздний срок.

Реформа трудовых отношений

Демократизация общественной жизни изменила экономическую ситуацию в стране. В период военной диктатуры Республика Корея имела важное, созданное искусственно, конкурентное преимущество - дешевую рабочую силу. При этих обстоятельствах экспорт ориентированная модель экономического развития оправдывала себя, демонстрировала свою эффективность. В условиях демократии все громче стали звучать требования повышения жизненного уровня широких слоев населения, политические партии, конкурирующие за голоса избирателей, вынуждены были в своих программах учитывать эти настроения.

С переходом к демократии началось институциональное оформление новой модели трудовых отношений в корейском обществе. В 1993 г. правительство приняло нормативный Акт об осно-

вах политики занятости (Basic Employment Policy Act) [6]. В 1995 г. была основана национальная система страхования от безработицы. Но главным достижением правительства Ким Ен Сама можно считать постепенное увеличение заработной платы южнокорейских рабочих. В 1995 г. по отношению к уровню 1990г она выросла на 41,0%, к 1996 г. - на 50%, а к 1997 г. - на 54% [1, с. 103].

Улучшилось положение южнокорейских трудящихся по отношению к другим странам. Как видно из таблицы 6 коэффициент роста заработной платы за десять лет в Республике Кореи был выше, чем в США, Японии и Сингапуре. И хотя почасовая стоимость рабочей силы в Республике Корея оставалась в два с лишним раза ниже, чем в США и Японии, но была уже сопоставима со стоимостью рабочей силы в Сингапуре.

Таблица 6 Почасовая ставка заработной платы в ряде стран 1986 и 1997 годы (в долл. США) [8, с. 44]

Годы Корея США Япония Сингапур

1986 1,29 9,52 10,42 2,03

1997 6,25 17,10 14,2 6,29

Коэффициент роста 4,84 1,79 1,36 3,09

При этом в Республике Корея удавалось поддерживать относительно низкий уровень безработицы. Вплоть до 1997 г. удельный вес незанятой рабочей силы не превышал отметки в 3%. Тем самым хозяйственная практика Республики Корея опровергала известную в экономической науке закономерность, сформулированную Филипсом согласно которой высокая безработица является своего рода платой за высокие доходы.

Приспособить потребности экономики к изменяющимся неблагоприятным факторам экзогенного и эндогенного характера правительство страны пыталось за счет перехода на инновационный тип экономического развития.

Изменение условий хозяйствования, рост затрат на заработную плату в структуре издержек производства, заставил южнокорейскую промышленность приспосабливаться к новой системе экономических отношений, искать источники повышения собственной конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках, подталкивая

ее к модернизации, переходу к более глубокой цепочке технической переработки и создания дополнительной прибавочной стоимости.

Выдвигая новые ориентиры в экономической политике, правительство Ким Ен Сама в качестве стратегической цели развития РК поставило задачу превращения страны в технологически развитое государство. Разработанный органами государственного управления «Первый пятилетний план научно-технических инноваций» предусматривал: увеличение государственных инвестиций в НИОКР (до 5% от объема государственного бюджета); рост государственных инвестиций в фундаментальную науку (до 20% от расходов бюджета); подготовку квалифицированных исследователей (40 чел. на 10 тыс. населения) [7]. Таким образом, Республика Корея начала переход от индустриального к инновационному типу развития.

В 1997 г., когда подходил к завершению срок президентских полномочий Ким Ен Сама Республика Корея, как и некоторые другие страны региона, оказалась втянута в азиатский экономический кризис. Выводить Республику Корея из кризиса пришлось уже другому президенту страны.

Выводы

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что переход от военной диктатуры к демократии создал в стране новые экономические реалии. Избираемое правительство вынуждено было проводить реформы, направленные на повышение эффективности национальной экономики, создание конкурентной среды, ограничение привилегий крупных корпораций, замещение командно-административного метода регулирования хозяйства рыночным. В итоге эти реформы способствовали переходу страны к новой модели развития, основанной не на эксплуатации дешевой рабочей силы, а на использовании инноваций и технологий.

Правительству Ким Ен Сама выпала самая тяжелая миссия - обеспечить переход общества от авторитарной модели управления к демократической и при этом не допустить снижения конкурентного потенциала южнокорейской экономики, сохранить в стране гражданский мир и согласие. С этой миссией первый демократически избранный президент Республики Корея справился, продемонстрировав и корейскому народу, и всему миру, что экономический рост и прогресс возможен не только в условиях диктатуры и мобилизационной экономики.

Список литературы

1. Россия и страны мира. Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1998. - 354 с. (св. за 1992-1994 гг.). - Текст: непосредственный.

2. Россия и страны мира. Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - 394 с. (св. за 1995-1996 гг.). - Текст: непосредственный.

3. Подсчитано по: Валовой внутренний продукт стран в 1980-2015 годах. - Текст: электронный // Svspb.ru: сайт. - URL: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php (дата обращения: 17.09.2019).

4. Россия и страны мира. Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 1998. - 354 с. - Текст: непосредственный.

5. Логвиненко, В. Д. Конкурентное право Республики Корея: антимонопольное законодательством его основные положения (сравнительный анализ) / В. Д. Логвиненко, А. Г. Корчагин. - Текст: электронный. - URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=36703 (дата обращения: 17.09.2019).

6. Профриск. РФ: сайт. - URL: https://profrisk.ru/korea (дата обращения: 17.09.2019). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - Текст: электронный.

7. Халипов, В. Д. Инновацонно-ориентированное развитие экономики Республики Корея / В. Д. Халитов. -Текст: электронный // Теория и практика общественного развития. - 2015. - .№ 14. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionno-orientirovannoe-razvitie-ekonomiki-respubliki-koreya (дата обращения: 17.09.2019).

8. Растянников, В. Г. НТР и проблемы стадий капиталистической эволюции в развивающихся странах Востока // Страны Азии и Африки в XXI веке: экономическое развитие и научно-технический прогресс. К 90-летию Виктора Георгиевича Растянникова / В. Г. Растянников / Отв. ред. А. В. Акимов, И. В. Дерюгина / Институт востоковедения РАН. - М.: ИВ РАН, 2018. - 382 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Rossiya i strany mira. Stat. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 1998. - 354 s. (sv. za 1992-1994 gg.). - Tekst: neposredstvennyj.

2. Rossiya i strany mira. Stat. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 2002. - 394 s. (sv. za 1995-1996 gg.). - Tekst: neposredstvennyj.

3. Podschitano po: Valovoj vnutrennij produkt stran v 1980-2015 godah. - Tekst: elektronnyj // Svspb.ru: sajt. -URL: http://svspb.net/danmark/vvp-stran.php (data obrashcheniya: 17.09.2019).

4. Rossiya i strany mira. Stat. sb. / Goskomstat Rossii. - M., 1998. - 354 s. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Logvinenko, V. D. Konkurentnoe pravo Respubliki Koreya: antimonopol'noe zakonodatel'stvom ego osnovnye polozheniya (sravnitel'nyj analiz) / V. D. Logvinenko, A. G. Korchagin. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://nbpublish. com/library_get_pdf.php?id=36703 (data obrashcheniya: 17.09.2019).

6. Profrisk. RF: sajt. - URL: https://profrisk.ru/korea (data obrashcheniya: 17.09.2019). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej. - Tekst: elektronnyj.

7. Halipov, V. D. Innovaconno-orientirovannoe razvitie ekonomiki Respubliki Koreya / V. D. Halitov. - Tekst: elektronnyj // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2015. - № 14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 innovatsionno-orientirovannoe-razvitie-ekonomiki-respubliki-koreya (data obrashcheniya: 17.09.2019).

8. Rastyannikov, V. G. NTR i problemy stadij kapitalisticheskoj evolyucii v razvivayushchihsya stranah Vostoka // Strany Azii i Afriki v XXI veke: ekonomicheskoe razvitie i nauchno-tekhnicheskij progress. K 90-letiyu Viktora Georgievicha Rastyannikova / V. G. Rastyannikov / Otv. red. A. V. Akimov, I. V. Deryugina / Institut vostokovedeniya RAN. - M.: IV RAN, 2018. - 382 s. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления / Received 05.10.2020 Дата принятия в печать /Accepted 23.11.2020

© Нуриева А.Р., Гибадуллин М.З., 2020 © Nurieva A.R., Gibadullin M.Z., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.