Научная статья на тему 'Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI В. '

Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI В. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Область наук
Ключевые слова
экономика Республики Корея / чеболь / конгломераты / региональная экономика / экономические реформы / South Korea economy / chaebol / conglomerates / regional economy / economic reforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хренов Валентин Валерьевич, Булатова Евгения Андреевна

После Азиатского кризиса 1997-1998 гг. стало очевидно, что для преодоления негативных последствий этого явления необходимо реформирование деятельности чеболей. Комплекс предпринимаемых мер был также направлен на предотвращение концентрации экономической мощи в руках руководства конгломератов, неправомерного наследования полномочий на управление компаниями, тайного сговора между правительством и предпринимателями. В статье исследуются основные тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале ХХI в., последовательно рассматриваются этапы реформ чеболей. При этом особое внимание уделяется комплексу мер, предпринимаемых администрацией президента Мун Чжэина в рамках осуществления его новой экономической политики, а также проблемам, связанным с её реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOUTH KOREA`S CONGLOMERATES IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY

After the Asian crisis of 1997-1998, it became obvious that in order to overcome the negative consequences of this phenomenon it was necessary to reform of chaebols. The set of measures was also aimed at preventing the concentration of economic power in the hands of the leadership of conglomerates, illegal inheritance of authority to manage companies, collusion between the government and entrepreneurs. The article examines main trends of the development of South Korea`s conglomerates in the early XXI century, consistently discusses the stages of reforms of chaebols. At the same time, special attention is paid to the complex of measures taken by the administration of President Moon Jae-in in the framework of the implementation of his new economic policy, as well as problems associated with this process. This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

Текст научной работы на тему «Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI В. »

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКИХ КОНГЛОМЕРАТОВ В НАЧАЛЕ XXI В.

MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SOUTH KOREAS CONGLOMERATES IN THE BEGINNING OF XXI CENTURY

Хренов Валентин Валерьевич, Булатова Евгения Андреевна

Кафедра востоковедения, Уральский федеральный университет [email protected]

АННОТАЦИЯ

После Азиатского кризиса 1997-1998 гг. стало очевидно, что для преодоления негативных последствий этого явления необходимо реформирование деятельности чеболей. Комплекс предпринимаемых мер был также направлен на предотвращение концентрации экономической мощи в руках руководства конгломератов, неправомерного наследования полномочий на управление компаниями, тайного сговора между правительством и предпринимателями. В статье исследуются основные тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI в., последовательно рассматриваются этапы реформ чеболей. При этом особое внимание уделяется комплексу мер, предпринимаемых администрацией президента Мун Чжэина в рамках осуществления его новой экономической политики, а также проблемам, связанным с её реализацией.

Ключевые слова и фразы: экономика Республики Корея, чеболь, конгломераты, региональная экономика, экономические реформы.

Для цитирования: Хренов В.В., Булатова Е.А. Тенденции развития южнокорейских конгломератов в начале XXI в. Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(1): 96-104

ABSTRACT

After the Asian crisis of1997-1998, it became obvious that in order to overcome the negative consequences of this phenomenon it was necessary to reform of chaebols. The set of measures was also aimed at preventing the concentration of economic power in the hands of the leadership of conglomerates, illegal inheritance of authority to manage companies, collusion between the government and entrepreneurs. The article examines main trends of the development of South Koreans conglomerates in the early XXI century, consistently discusses the stages of reforms of chaebols. At the same time, special attention is paid to the complex of measures taken by the administration of President Moon Jae-in in the framework of the implementation of his new economic policy, as well as problems associated with this process.

This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

Keywords and phrases: South Korea economy, chaebol, conglomerates, regional economy, economic reforms.

For citation: Khrenov.V.V., Bulatova E.A. Main trends in the development of south Korea's conglomerates in the beginning of XXI century. Modern oriental studies. 2020; 2(1 ): 96-104

экономика / хренов в.в., булатова е. а./ [email protected] / удк 332.1

Период Азиатского кризиса 1997-1998 гг. стал трудным временем для южнокореиских предприятии и для Республики Корея в целом. Стала очевидна неэффективность рыночного механизма и неустоичивость экономическои ситуации в стране. Избыток производственных мощностеи, дефицит платежного баланса, задолженность по внешним кредитам — все это привело к череде банкротств не только малых и средних предприятии, но и крупнеиших конгломератов (чеболеи). Южнои Корее удалось справиться с кризисом благодаря финансовои помощи МВФ, однако, правительство было вынуждено признать, что чеболи являлись однои из причин краха южнокореискои экономики, и в конце 1990-х гг. пойти на комплексное реформирование финансового и реального секторов экономики, что обусловило появление новых тенденции развития южнокореиских конгломератов в начале XXI в.

С конца 1990-х гг. реформа экономического сектора стала приоритетом государственнои политики правительства Республики Корея, в рамках которои были внесены значимые поправки в Закон о регулировании монополии и честнои торговли.

Однои из важных поправок стала легализация создания холдинговых компании. После кризиса Южная Корея нуждалась в иностранных инвестициях, что обусловило необходимость официально разрешить деятельность холдинговых компании, которые к тому времени уже были легализованы в развитых странах. Также переход к системе холдинговых компании воспринимался как способ упрощения структуры чеболеи и усиления прозрачности управления. Среди крупнеиших чеболеи первыми к холдинговои структуре перешли LG в 2003 г. и SK в 2007 г. [12].

В начале 2000-х гг. наблюдалось стремительное увеличение темпов экономическои глобализации, а южнокореиская экономика естественным путем была вовлечена в этот процесс. В то время на внутреннем рынке шел процесс сокращения производственных мощ-ностеи, что являлось одним из последствии пережитого кризиса. Ситуация усугублялась неизбежностью дальнеишего сокращения производства в связи с падением рождаемости и старением населения Республики Корея. Крупные компании, в особенности чеболи, вынуждены были искать новые возможности. Они пытались вьшти на международныи уровень с помощью экспорта, расширив местное производство в других странах. Чтобы достичь мирового уровня конкурентоспособности, компании вынуждены были инвестировать в развитие новои продукции и снижать цены.

Так, с 2000 г. приоритетным стало технологическое и инновационное развитие экономики. Правительство выделило семь основных направлении, в которые вкладывались большие средства и усилия. К ним относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, окружающая среда, новые виды энергии и материалов [14, р. 426]. При этом большое внимание уделялось наукоемким отраслям промышленности. В 2004 г. общие инвестиции в развитие науки и технологии достигли 19 млрд. долл. [13].

В 2008 г. к власти пришел Ли Менбак, ко-торыи пообещал ослабить государственное регулирование, увеличить инвестиции и создать рабочие места, смягчая нормативные акты и снижая налоги, а также инициировал отмену лимита объема капиталовложении из-за которого, когда дело касалось инвестиции, местные компании оказывались в невыгодном положении

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

по сравнению с иностранными фирмами. Однако это привело к еще большеи концентрации экономическои мощи в руках чеболеи. Также появилась проблема финансового давления на малые и средние предприятия со стороны крупных корпорации. Перед администрациеи Ли Менбака встал вопрос обеспечения энерге-тическои безопасности, так как южнокореиская экономика сильно зависела от импорта энергоресурсов. Правительство озвучило программу по диверсификации источников сырья и по поиску энергоресурсов по более низкои цене [12].

Мировои финансовыи кризис 2008 г. оказал негативное влияние на южнокореискую экономику. В условиях кризиса произошло резкое снижение спроса за рубежом на кореискую экспортную продукцию. Объем продаж товаров широкого потребления снизился за год на 7% по сравнению с показателями декабря 2007 г. [9]. В августе 2008 г. произошло падение цен на сырье во всем мире. Поэтому во время кризиса больше всего пострадали такие отрасли, как нефтепродукты, сельхозпродукция и текстиль.

Все это заставило руководство Республики Корея внести коррективы в экономические планы, в результате чего в октябре 2008 г. правительство представило комплекс антикризисных мер. Он включал в себя гарантии отечественным банкам по зарубежным заимам, поддержку малого и среднего бизнеса, меры по стабилизации фондового рынка, а также участие в международных антикризисных деи-ствиях. Благодаря успешнои антикризиснои политике экономика Южнои Кореи быстро восстановилась после мирового финансового кризиса [5]. Реальныи рост экономики в 2009 г. был положительным, хотя составил всего 0,25% [3, с. 7]. В 2010 г. показатель ВВП дорос до 6,5% (лучшии показатель с 2002 г.) благодаря ста-

бильности внутреннего спроса и резкому росту экспорта на 14,7%. В 2011 г. экспорт снизился до 9,5%, а показатель ВВП стабилизировался на уровне 3,7% [7]. Несмотря на улучшения в экономике, продолжающиися рост чеболеи неоднократно вызывал критику южнокореиского правительства со стороны общественности.

Демократизация национальнои экономики стала вопросом первоочереднои важности на президентских выборах в декабре 2012 г. Кандидат от консервативнои партии Пак Кын-хе выиграла выборы, пообещав построить «креативную экономику» и продвигать экономическую демократию. Она вступила в должность президента в феврале 2013 г., а в апреле того же года Национальное собрание приняло поправку в Закон о заключении субподрядных договоров, предоставляющую субподрядчику право требовать компенсацию в трехкратном размере понесенного убытка в случаях, если главныи подрядчик несправедливо аннулирует заказ, возвращает товар или снижает цену [2].

На основании Плана по реализации креа-тивнои экономики, в 2013 г. был обнародован пятилетнии план под названием «Базовыи план по развитию науки и технологии на 20132017 гг.». Для реализации поставленных правительством задач были отобраны 10 крупнеиших чеболеи, которые обладали необходимыми финансовыми и инфраструктурными ресурсами. Лидером в сфере национальных инновационных технологии стала группа компании Самсунг [10].

Осенью 2016 г. общественность всколыхнул коррупционныи конфликт, которыи в марте 2017 г. завершился импичментом Пак Кынхе. Следом был арестован глава Самсунг групп Ли Чжэен за коррупцию и вмешательство в дела государства [15]. Эти события сфокусировали внимание и на других крупных конгломератах,

экономика / хренов в.в., булатова е. а./ [email protected] / удк 332.1

таких как Хендэ, SK, Лотте [4]. Как следствие, главнои темои на досрочных президентских выборах 2017 г. стала идея реформирования отношении в формате «чеболи-правительство», а также реформирование сектора чеболеи в целом.

На то время кандидат в президенты Мун Чжэин, чеи прошлыи опыт включал в себя участие в демократическом движении в 1980-е гг. и работу в сфере защиты прав человека, был лидером Совместнои демократически партии. Во время своеи предвыборнои кампании он пообещал расширить права акционеров, не владеющих контрольным пакетом акции, повысить требования к холдинговым компаниям и разделить финансовыи и промышленныи капиталы с целью искоренить незаконное наследование бизнеса и предотвратить сосредоточение экономиче-скои мощи исключительно в руках чеболеи [19].

Во время инаугурационнои речи 10 мая 2017 г. Мун Чжэин дал обещание в первую очередь решить кадровыи вопрос. Он также добавил, что возьмет на себя инициативу по реформированию конгломератов и заявил, что понятие «таиныи сговор государства с бизнес сектором» навсегда исчезнет [8]. Решительныи настрои президента на реформирование сектора чеболеи исходил из его твердого убеждения в том, что они являются рассадником коррупции, и что их реформирование необходимо для демократизации государства. Такое стремление президента к кардинальным переменам в отношении конгломератов наглядно отразилось в назначении на должность главы Комиссии по справедливои торговле Ким Санчжо, профессора университета Хансон, получившего известность как «снаипер чеболеи» [16].

На пресс-конференции в мае 2017 г. профессор Ким сказал, что реформирование чебо-

леи будет первым шагом к экономическои демократизации. Однако долгое время в этом направлении не предпринималось никаких конкретных деиствии отчасти из-за того, что назначение на должность Кима Санчжо было отложено из-за возражении со стороны оппозиционных партии [12].

Вскоре после вступления в должность, осенью 2017 г. Ким Санчжо заявил о том, что ожидает от конгломератов добровольного со-деиствия реализации реформ. Однако его заявление не вызвало какого-либо заметного встречного отклика со стороны компании, поэтому государство взяло инициативу в свои руки. В декабре 2017 г. Комиссия по справедли-вои торговле начала проверку некоммерческих организации, подконтрольных чеболям, представители которых были информированы об этои проверке на второи неофициальнои встрече с председателем Комиссии в ноябре 2017 г. [12]. Целью проверки было выяснить, правда ли конгломераты использовали свои некоммерческие организации для усиления системы управления и помощи членам управляющеи семьи избегать налогообложения. Для подготовки анализа сложившеися ситуации Комиссия дала распоряжение руководству конгломератов предоставить необходимую документацию. В декабре 2017 г. после проверки Комиссия изменила решение касательно перекрестного владения акциями. Она объявила, что Сам-сунг SDI в принудительном порядке лишается акции Самсунга С&Т на сумму 4 млн. долл., которые она приобрела при слиянии Самсунг С&Т и Чеиль Индастриз в 2015 г. [12].

В приоритете у президента Муна было инициирование создания рабочих мест. Первым шагом к осуществлению предвыборных обещании (создание 810 тыс. рабочих мест) стало

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

создание Комитета при Президенте по данному вопросу. Также была проведена проверка суще-ствующеи административнои системы в сфере образования, проверка условии труда, социального обеспечения и налоговои системы [17].

Правительство достаточно быстро представило меры по увеличению доходов населения, увеличению минимальнои заработнои платы и перевода временных сотрудников в статус постоянных. Обещание повысить минимальную заработную плату к 2020 г. до 10 тыс. вон в час успешно осуществляется. На 2019 г. минимальная почасовая заработная плата в Республике Корея составляет 8350 вон, что на 29% выше по сравнению с 2017 г. [1].

Все вышеуказанные меры стали реализо-вываться в рамках новои экономическои политики Мун Чжэина, включающеи в себя следующие основные идеи: рост, ориентированныи на извлечение прибыли; рост через инновации; создание новых рабочих мест; честная конкуренция. Причем к последнеи из указанных идеи относится процесс реформирования чеболеи, реализация которои была поручена упомянутому выше главе Комиссии по справедливои торговле Ким Санчжо. Ориентация на рост, направ-ленныи на получение прибыли, была обусловлена тем, что во время правления консерваторов Ли Менбака и Пак Кынхе реальныи ВВП составил лишь 2,9% и в 2013 г., и в 2016 г. [7], в то время как уровень безработицы молодых специалистов уже в 2010 г. достиг наивысшего значения за 20 лет [3, с. 13]. Об определенном успехе даннои политики могут говорить темпы роста социальных расходов. Так, хотя государ-ственныи бюджет 2018 г. превышал бюджет 2017 г. на 7,1%, то затраты на сферу занятости и выплату социальных пособии за этот период выросли на 11,7% (15,2 млрд. вон) [11]. Среди

отраслеи, которым при Мун Чжэине уделяется наибольшее внимание, следует отметить прежде всего нанотехнологии, неиробиология, интеллектуальные технологии. В частности, финансирование предоставляется сферам, связанным с разработкои умных городов, промышленных роботов, дронов и транспорта с систе-мои автоматического управления.

Реформирование чеболеи было необходимо для предотвращения концентрации экономическои мощи в руках руководства конгломератов, неправомерного наследования полномочии на управление компаниями, таиного сговора между правительством и предпринимателями. В начале 2000-х гг. центр экономического развития Республики Корея тяготел к сектору чеболеи, главным образом, к четырем крупнеи-шим конгломератам — Самсунг, Хендэ, SK и LG. По данным Комиссии по справедливои торговле РК, активы этих четырех топовых чеболеи по за период 2013-2017 гг. выросли на 20,8% [18].

Стремительныи рост концентрации эко-номическои мощи в руках чеболеи начался еще в 2009 г. во времена правления Ли Менбака. По мере усиления концентрации власти в руках конгломератов на первыи план стали выходить проблемы неравенства условии труда не только в крупных чеболях, но и малых предприятиях. Например, отмечалась диспропорция в уровне оплаты труда в больших корпорациях с однои стороны и малых и средних предприятиях — с другои. Что касается вида трудоустроиства, то относительно большои процент сотрудников малого и среднего бизнеса являются работниками на непостояннои основе. Средняя заработная плата такого работника примерно в 2 раза ниже, чем заработная плата сотрудника круп-нои корпорации, работающего на постояннои основе. Более низкая, по сравнению с чеболями,

экономика / хренов в.в., булатова е. а./ [email protected] / удк 332.1

производительность малых и средних предприятии вынуждает последних нанимать временных сотрудников с целью снизить затраты на оплату труда. В то же время, такая разница в зарплатах не привлекает высококвалифицированных талантливых сотрудников в малыи и среднии бизнес [16].

Профессор Сеульского национального университета Пак Санин - один из тех специалистов, кто в последние годы наиболее активно выступает за реформирование чеболеи. Он высказывает опасение того, что зависимость юж-нокореискои экономики от малого числа бизнес-конгломератов означает создание угрозы всеи экономике страны в случае кризиса однои из этих компании. Профессор Пак считает, что Южная Корея должна снизить этот риск переходом от экономики, опирающеися на чеболи, к социально ориентированнои рыночнои экономике [12].

Пак Санин также выделяет несколько проблем. Во-первых, структура конгломератов, состоящая из множества вертикально интегрированных фирм, была эффективна во времена, когда кореиская экономика вынуждена была нагонять и набирать обороты, но сеичас эта система лишь препятствие на пути к усовершенствованию экономики и созданию более прогрессивных предприятии. Во-вторых, чебо-ли поглощают технологии малых и средних предприятии, в то же время оказывая на них постоянное давление с требованием снижать цены. Это касается не только неравенства в заработных платах, но и лишает малыи и среднии бизнес необходимых ресурсов для совершенствования. В-третьих, непропорциональное распределение финансового и промышленного капитала увеличивает риски возникновения кризиса в дальнеишем. По этим причинам, про-

фессор Пак настаивает на реформировании сектора чеболь, как на необходимом условии для развития экономики Южнои Кореи [12].

К концу 2018 г. реализация предвыборных обещании Мун Чжэина, главным образом тех, что были изначально направлены на ско-реишую демократизацию национальнои экономики, зашла в тупик. Их несостоятельность заключалась в том, что теперь речь шла не о борьбе за ослабление концентрации экономическои мощи в руках руководства конгломератов, а об укреплении их позиции на международном уровне. Свидетельством этого стало включение президентом глав четырех ведущих конгломератов в делегацию в КНДР в начале осени 2018 г., что неминуемо привело к резкому снижению реитинга Мун Чжэина с 77,4% в апреле 2018 г. до 48,8% к концу ноября 2018 г. [6]. Такои демарш президента Муна в процессе реформирования чеболеи был не в последнюю очередь обусловлен внешнеэкономически конкурен-циеи Республики Корея и КНР.

Таким образом, Республике Корея удалось пережить Азиатскии финансовыи кризис 1997-1998 гг. благодаря помощи МВФ. Кризис показал необходимость реформирования корпоративного управления и разделения частно-предпринимательскои деятельности и государственного регулирования, как и реструктуризации конгломератов в целом в соответствии с рыночными принципами. В начале 2000-х гг. обозначились новые тенденции в развитии южнокореиских конгломератов и экономики Республики Корея в целом. Произошел переход к системе холдинговых компании, был упразднен лимит объема капиталовложении, шел процесс сокращения производственных мощно-стеи. В XXI в. на первое место вышло технологическое и инновационное развитие экономики.

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

Мировой финансовый кризис 2008 г. пошатнул экономику страны, однако, эффективная антикризисная политика помогла быстро восстановить экономические показатели. В последние годы на развитие южнокореиских конгломератов сильно влияет политическая ситуация в стране, и несмотря на то, что деиствующии президент Республики Корея Мун Чжэин выступает за демократизацию экономики и за реформирование конгломератов, кореиская экономика до сих пор сильно зависит от чеболеи. Для усовершенствования южнокореискои экономики и создания более прогрессивных предприятии правительству Республики Корея необходимо подавить влияние глубоко пустивших корни конгломератов и стремиться к созданию «честнои» экономики. Однако правительство, несмотря на многочисленные обещания, на данныи момент не в состоянии противостоять могущественным чеболям и оправдать ожидания общественности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. 2019^ 8,350^ ... 174У

5^150^. (Минимальная почасовая заработная плата в 2019 г. 8.350 вон... минимальная месячная заработная плата 1.745.150 вон] // SBS News. - 2018. - URL: https://news.sbs.co.kr/news/endPage.do? news_id=N1004847426 (дата обращения: 01.02.2019].

2. Итоги деятельности Пак Кын Хе на посту Президента Республики Корея. Досье. - URL: https://tass.ru/info/4084225 (дата обращения: 12.02.2019].

3. Кукла М. П. Экономика Республики Корея в начале 2000-х гг. / М.П. Кукла. - Владивосток, 2014. - 98 с.

4. Патриарха Lotte Group в Южнои Корее осудили за воровство. - URL: https://www.bbc.com/russian/ news-42456963 (дата обращения: 10.04.2019].

5. Республика Корея и Мировой финансовый кризис // Мировое и Национальное Хозяйство. - 2009. - № 1 (8). - URL: https:// mirec.mgimo.ru/2009-01/respublika-koreya-i-mirovoj-finansovyj-krizis (дата обращения: 10.04.2019].

6. Denyer S. South Korea's President Once Decried Powerful Tycoons. Now He Needs Them to Woo Pyongyang // The Washington Post. -2018. - URL: https://www.washingtonpost.com/ world/asia_pacific/south-koreas-president-once-decried-powerful-tycoons-now-he-needs-them-to-woo-pyongyang/2018/12/08/ dfflB0 20-eefb-11eB-9236-bb94154151d2_story.html? noredirect=on&utm_term=.5d9142B 667af (дата обращения: 22.01.2019].

7. International Monetary Fund. Republic of Korea. - URL: https://www.imf.org/en/Countries/ KOR#countrydata (дата обращения: 19.03.2019].

B. Kang H., Cho S., Park J., Lee S., Mandel C. South Korea's New President Moon Jae-In's Campaign Promises On Labor Issues What Changes Should You Prepare For? // Yulchon. - 2017. -URL: http://www.mondaq.com/x/595390/ employee+rights+labour+relations/ South+Koreas+New+President+Moon+Jaelns+C ampaign+Promises+On+Labor+Issues+What+C hanges+Should+You+Prepare+For (дата обращения: 01.02.2019].

9. KDI 2008. (Институт развития Кореи. Экономические перспективы: 2008]. -URL: http://www.kdi.re.kr/forecast/ forecasts_outlook.jsp?p ub_no=10619 (дата обращения: 19.03.2019].

10. Lee K. Where Do Chaebols Fit In Park Geun-Hye's "Creative Economy"? - URL: http:// keia.org/where-do-chaebols-fit-park-geun-hye%E2%80%99s-%E2%80% 9Ccreative-economy%E2%80%9D (дата обращения: 13.03.2019].

11. Ministry of Economy and Finance. Economic Bulletin November 2018. -URL: http:// english.moef.go.kr/pu/selectTbPublicDtl.do? boardCd=P0002 (дата обращения: 13.03.2019].

ISSN: 2686-9675

экономика / хренов в.в., булатова е. а./ [email protected] / удк 332.1

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

Mukoyama H. Will the Chaebol Reform Process Move Forward under the Moon Jae-in Administration? // Pacific Business and Industries. -2018. - URL: https://www.jri.co.jp/ MediaLibrary/file/english/periodical/ rim/2018/67.pdf (дата обращения: 10.04.2019].

OECD Economic Surveys: Korea 2004. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/ oecd-economic-surveys-korea-2004_eco_surveys-kor-2004-en (дата обращения: 10.04.2019].

Radical Environmental Changes and Corporate Transformation: Korean Firms // Long Range Planning. - 2007. - № 40. - P. 419-430.

Premack R. South Korea's Conglomerates // SAGE: Business Researcher. - 2017. - URL: https://scholar.harvard.edu/files/frankel/ files/skorea-conglomerates2 017 sage.pdf (дата обращения: 10.04.2019].

Shin J. Korea Needs to Change Ways of Reforming Chaebol: FTC Chief // Korea Herald. - 2018. - URL: http://www.koreaherald.com/ view.php?ud=2018 1218000653 (дата обращения: 10.04.2019].

South Korean President Moon Jae-In calls for Social Consensus among Labor, Management. [Arirang News]. - 2017. - URL: https:// www.youtube.com/watch?v=HLypBKf7yQo&t=6s (дата обращения: 02.02.2019].

i £1.

(Комиссия по справедливой торговле. Статистический ежегодник за 2017 г.). - URL: http:/ /www.ftc.go.kr/solution/skin/doc.html? fn=1399f45a5f3961779c827177f12ebd68b7f0 88b1fc65d285cd0ecd10e0849bef&rs=/ fileupload/data/result/BBSMSTR000000002405/ (дата обращения: 19.03.2019).

(Чхве А. Что

называется чеболями? 2018) - URL https:// medium.com/@albertseewhy/%EC%9E%AC% EB%B2%8C%EC%9D%B4%EB%9E%80-% EB%AC%B4%EC%97%87%EC%9D%B8% EA%B0%80-94a4b77d75fb (дата обращения: 10.04.2019).

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. 2019^ ^^ 8,350^ ... Щ

174

^5-^150^. (Minimal'naja pochasovaja zar-abotnaja plata v 2019 g. 8.350 von... minimal'naja mesjachnaja zarabotnaja plata 1.745.150 von) // SBS News. - 2018. - URL: https://news.sbs.co.kr/news/endPage.do? news_id=N1004847426 (data obrashhenija: 01.02.2019).

Itogi dejatel'nosti Pak Kyn He na postu Pre-zidenta Respubliki Koreja. Dos'e. - URL: https://tass.ru/info/4084225 (data obrashhenija: 12.02.2019).

Kukla M. P. Jekonomika Respubliki Koreja v nachale 2000-h gg. / M.P. Kukla. - Vladivostok, 2014. - 98 s.

Patriarha Lotte Group v Juzhnoj Koree osudili za vorovstvo. - URL: https:// www.bbc.com/russian/news-42456963 (data obrashhenija: 10.04.2019).

Respublika Koreja i Mirovoj finansovyj krizis // Mirovoe i Nacional'noe Hozjajstvo. -2009. - № 1 (8). - URL: https:// mirec.mgimo.ru/2009-01/respublika-koreya-i-mirovoj-finansovyj-krizis (data obrashhenija: 10.04.2019).

Denyer S. South Korea's President Once Decried Powerful Tycoons. Now He Needs Them to Woo Pyongyang // The Washington Post. - 2018. - URL: https:// www.washingtonpost.com/world/ asia_pacific/south-koreas-president-once-decried-powerful-tycoons-now-he-needs-them-to-woo-pyongyang/2018/12/08/ dfff80 20-eefb-11e8-9236-

bb94154151d2_story.html? noredirect=on&utm_term=.5d91428 667af (data obrashhenija: 22.01.2019).

International Monetary Fund. Republic of Korea. - URL: https://www.imf.org/en/ Countries/KOR#countrydata (data obrashhenija: 19.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kang H., Cho S., Park J., Lee S., Mandel C.

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / международный научный журнал

10.

11.

12.

13.

14.

15.

South Korea's New President Moon Jae-In's Campaign Promises On Labor Issues What Changes Should You Prepare For? // Yulchon. - 2017. - URL: http:// www.mondaq.com/x/595390/ employ-ee+rights+labour+relations/ South+Koreas+New+President+Moon+Jaelns +Cam-

paign+Promises+On+Labor+Issues+What+C hanges+Should+You+Prepare+For (data obrashhenija: 01.02.2019).

KDI 2008. (Institut razvitija Korei.

Jekonomicheskie perspektivy: 2008). - URL: http://www.kdi.re.kr/forecast/ forecasts_outlook.jsp?p ub_no=10619 (data obrashhenija: 19.03.2019).

Lee K. Where Do Chaebols Fit In Park Geun-Hye's "Creative Economy"? - URL: http:// keia.org/where-do-chaebols-fit-park-geun -hye%E2%80%99s-%E2%80% 9Ccreative-economy%E2%80%9D (data obrashhenija: 13.03.2019).

Ministry of Economy and Finance. Economic Bulletin November 2018. -URL: http:// english.moef.go.kr/pu/selectTbPublicDtl.do? boardCd=P0002 (data obrashhenija: 13.03.2019).

Mukoyama H. Will the Chaebol Reform Process Move Forward under the Moon Jae-in Administration? // Pacific Business and Industries. - 2018. - URL: https:// www.jri.co.jp/MediaLibrary/file/english/ periodical/rim/2018/67.pdf (data obrashhenija: 10.04.2019).

OECD Economic Surveys: Korea 2004. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/economics/ oecd-economic-surveys-korea-2004_eco_surveys-kor-2004-en (data

obrashhenija: 10.04.2019).

Radical Environmental Changes and Corporate Transformation: Korean Firms // Long Range Planning. - 2007. - № 40. - P. 419-430.

Premack R. South Korea's Conglomerates // SAGE: Business Researcher. - 2017. - URL:

https://scholar.harvard.edu/files/frankel/ files/skorea-conglomerates2017 sage.pdf (data obrashhenija: 10.04.2019).

16. Shin J. Korea Needs to Change Ways of Reforming Chaebol: FTC Chief // Korea Herald.

2018. - URL: http:// www.koreaherald.com/view.php?ud=2018 1218000653 (data obrashhenija: 10.04.2019).

17. South Korean President Moon Jae-In calls for Social Consensus among Labor, Management. [Arirang News]. - 2017. - URL: https:// www.youtube.com/watch? v=HLypBKf7yQo&t=6s (data obrashhenija: 02.02.2019).

18. 2017^£ ^l^Ä. (Komissija po spravedlivoj torgovle. Statis-ticheskij ezhegodnik za 2017 g.). - URL: http://www.ftc.go.kr/solution/skin/ doc.html?

fn=1399f45a5f3961779c827177f12ebd68b7 f088b1fc65d285cd0ecd10e0849bef&rs=/ fileupload/data/result/ BBSMSTR_000000002405/ (data obrashhenija: 19.03.2019).

19. (Chhve A. Chto nazyvaetsja cheboljami? 2018) - URL https://medium.com/@albertseewhy/% EC%9E%AC% EB%B2%8C%EC%9D%B4% EB%9E%80-%EB%AC%B4%EC%97%87% EC%9D%B8%EA%B0%80-94a4b77d75fb (data obrashhenija: 10.04.2019).

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Valentin Khrenov, Evgeniya Bulatova

Department of Oriental Studies,

Ural Federal University

[email protected]

Принята к публикации: 14.02.2020

Submission Date: 2020.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.