Научная статья на тему 'Экономическое положение населения России в постсоветский период'

Экономическое положение населения России в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин В. А., Гулин К. А.

В статье показаны изменения, происшедшие с начала 1990-х годов в уровне доходов и потребления жителей страны, процессы социально-имущественной дифференциации населения. Проанализирован региональный аспект проблемы, традиционно важный для России, но приобретший в трансформационный период особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое положение населения России в постсоветский период»

В статье показаны изменения, происшедшие с начала 1990-х годов в уровне доходов и потребления жителей страны, процессы социально-имущественной дифференциации населения. Проанализирован региональный аспект проблемы, традиционно важный для России, но приобретший в трансформационный период особое значение.

Экономическое положение населения России в постсоветский период

В. А. ИЛЬИН,

доктор экономических наук, директор Вологодского научно-координационного центра (ВНКЦ) ЦЭМИ РАН,

К. А. ГУЛИН, кандидат исторических наук, заместитель директора ВКНЦ, Вологда

Проблема изменения материального положения населения с начала 1990-х годов представляет собой предмет оживленных дискуссий в сфере публичной политики, научной среде, на обыденном уровне. Такая ситуация вполне объяснима. Несоответствие материальных потребностей населения и возможностей их реализации в связи с тотальным дефицитом потребительских товаров в последние годы советского периода стало одним из важнейших факторов первоначальной поддержки (или, по крайней мере, лояльного отношения) основной частью населения социально-экономических реформ. Но при отсутствии значимых успехов в качестве одного из немногих аргументов в пользу реформирования чаще всего выдвигается наполнение потребительского рынка.

© ЭКО 2006 г.

Динамика доходов населения

Предваряя анализ изменений экономического положения населения России в новейший период ее развития, нам представляется важным дать краткую характеристику ситуации, сложившейся в российском обществе накануне реформ. Имеющаяся статистическая информация, на наш взгляд, не вполне адекватно отражает положение дел: рост благосостояния «на бумаге» шел вразрез с реальностью: пустыми прилавками магазинов, огромными очередями, карточной системой распределения продуктов и промышленных товаров. Для более объективной (с известной степенью условности) оценки обратимся к материалам массовых социологических опросов того времени.

Измерения Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившиеся с 1989 по 1991 гг., показывали следующие результаты:

^ доля населения страны, отмечавшая ухудшение материального положения своих семей, увеличилась с 28% в 1989 г. до 53% в 1991 г., а удельный вес тех, кто фиксировал его улучшение, - сократился с 24% до 10%1; ^ проблемой дефицита продуктов и иных товаров в 1991 г. были обеспокоены около 70%, ростом цен - три четверти жителей страны2; ^ в декабре 1991 г. только 15% жителей страны были против перехода к рынку. При этом 30% населения выступали за быстрый, а еще 40% - за постепенный переход к рыночным отношениям3.

Приведенные данные показывают, что в обществе того периода накопилось большое количество нерешенных проблем в сфере благосостояния населения. Необходимость реформ была очевидной. Вопрос стоял только о форме и темпах. Руководством страны был принят один из наиболее радикальных вариантов («шоковая терапия»). И это моментально сказалось на экономическом положении граждан.

1 Рывкина Р. В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М., 1998. С. 24.

2 Зоркая Н. А. Массовые представления о наиболее острых проблемах российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 6. С.43.

3 Рывкина Р. В. Указ. соч. С. 163.

В 1990-е годы в России произошло падение реальных доходов населения, начавшееся уже в 1991 г., после централизованного повышения цен. В 1992 г. либерализация цен на товары и услуги привела к еще более резкому обесценению реальных доходов населения. Опережающий рост цен по сравнению с ростом доходов обусловил в 1992-1995 гг. снижение средней заработной платы почти в три раза, денежных доходов - более чем в два раза. Эти процессы сопровождались стремительным ростом неплатежей.

По опросам ВЦИОМа, доля населения России, оценивавшая условия своей жизни в целом положительно, в период с 1991 по 1996 гг. неуклонно снижалась (с 57 до 42%). Удельный вес тех, кто оценивал эти условия как ухудшающиеся, соответственно, вырос с 33 до 49%4.

В 1996-1997 гг. наметилась тенденция к росту доходов, прерванная в результате финансово-экономического кризиса 1998 г., который вызвал значительный рост цен на потребительские товары и услуги. Скачок индекса потребительских цен (в 1,8 раза с декабря 1997 г. по декабрь 1998 г.) привел к тому, что реальная заработная плата к концу 1998 г. упала ниже уровня 1997 г. еще на одну треть.

В то же время в результате кризиса сложились благоприятные тенденции в экономике, которые создали условия для восстановительного роста и положительно сказались на макроэкономических показателях доходов. Начиная с 2000 г. отмечается устойчивый рост реальных денежных доходов населения страны. По отношению к посткризисному 1999 г. их уровень возрос в 1,7 раза. Однако это по-прежнему ниже, чем в предреформенном 1991 г. (табл. 1).

С начала 1990-х годов изменилась структура формирования денежных доходов, произошло сокращение в ней удельного веса оплаты труда за работу по найму (табл. 2). Если в 1990 г. за счет заработной платы формировалось 76% денежных доходов, то в 1995 г. - 63%. В последующий период этот показатель, при некоторых колебаниях, существенно не изменился и по-прежнему сохраняет ведущую роль в формировании материальных ресурсов населения.

4 Рывкина Р. В. Указ. соч. С. 18.

Динамика денежных доходов населения Российской Федерации в 1991—2004 гг.

Показатель 1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Среднедушевые денежные доходы, руб.* 466 516 942 1013 1664 1371 2281 3061 3947 5171 6337

Реальные располагаемые денежные доходы, % к предыдущему году 121 85 101 106 84 88 112 109 111 115 108

к 1991 г. 100 59 60 63 53 47 52 57 63 73 79

к 1995 г. - 100 101 107 90 79 89 97 107 123 133

к 1999 г. - - - - - 100 112 122 136 156 168

* 1995-1997 гг. - тыс. руб.

Источник табл. 1-5: Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1999. С. 141; Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 2004. С. 29; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 101.

Таблица 2

Структура денежных доходов населения Российской Федерации в 1990—2004 гг., %

ш

О

Источник 1990 1995 2000 2004

Денежные доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Оплата труда 76,4 62,8 62,8 63,2

От предпринимательской деятельности 3,7 16,4 15,4 11,7

Социальные выплаты 14,7 13,1 13,8 13,8

От собственности 2,5 6,5 6,8 9,1

Другие доходы 2,7 1,2 1,2 2,2

Удельный вес доходов от предпринимательской деятельности в общей структуре денежных доходов населения быстро рос в первые годы реформ (с 4% в 1990 г. до 16% в 1995 г.). Снижение удельного веса этого источника, на наш взгляд, обусловлено стагнацией развития малого бизнеса в стране с середины 1990-х годов на фоне его бурного роста в первой половине десятилетия. В то же время достаточно активно увеличивалась доля доходов от собственности.

В 1991-2004 гг. постоянно росли размеры номинальной среднемесячной заработной платы в расчете на одного трудящегося. Однако параллельный рост цен замедлял или полностью нивелировал увеличение ее реального уровня (табл. 3). Наиболее ощутимый удар по покупательной способности заработной платы был нанес кризис 1998 г. В последующий период, в связи с оживлением экономической ситуации в стране, темпы прироста реальной заработной платы значительно возросли, что позволило превысить уровень 1999 г. в 2,1 раза, а уровень 1995 г. - в 1,6 раза.

Однако после 2000 г. темпы роста реальной заработной платы замедлились, при том, что уровень 1991 г. еще далеко не достигнут. В 2004 г. среднемесячная заработная плата (в ценах 1991 г.) составила 413 руб., что составило 75% от уровня 1991 г. (на тот период она равнялась 548 руб.). Если перед началом реформ средний уровень заработной платы превосходил показатель официально установленного прожиточного минимума трудоспособного населения в 3,4 раза, то в 2004 г. - в 2,7 раза5.

В наиболее сложном положении оказались социально незащищенные слои населения. В первой половине 1990-х годов средний размер назначенных месячных пенсий в России сократился примерно вдвое. Еще заметнее ухудшилось положение этой категории населения после кризиса 1998 г. В 1999 г. размер пенсий в реальном выражении составил только треть от уровня 1991 г. Экономическая стабилизация позволила существенно расширить возможности для повышения уровня пенсионного обеспечения населения. Однако масштабы его

5 Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 109.

Динамика заработной платы в Российской Федерации в 1991—2004 гг.

Показатель 1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Среднемесячная начисленная заработная плата, руб.* 548 472 790 950 1051 1523 2223 3240 4360 5499 6832

Реальная среднемесячная заработная плата, % к предыдущему году 97 72 106 105 87 78 121 120 116 111 111

к 1991 г. 100 45 47 50 43 34 41 49 57 63 70

к 1995 г. - 100 106 111 97 76 91 110 127 141 157

к 1999 г. - - - - - 100 121 145 168 187 208

* 1995-1997 гг. - тыс. руб.

Таблица 4

Динамика пенсионного обеспечения в Российской Федерации в 1991—2004 гг.

ш КО

Показатель 1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.* 185 188 302 328 399 449 694 1024 1379 1637 1915

Реальный размер назначенных месячных пенсий, % к предыдущему году 81 109 95 95 61 128 121 116 105 106

к 1991 г. 100 54 58 55 53 32 41 50 58 61 64

к 1995 г. - 100 109 104 98 60 77 93 108 113 120

к 1999 г. - - - - - 100 128 155 180 189 200

* 1995-1997 гг. - тыс. руб.

падения были таковы, что в 2000-2004 гг., несмотря на двукратное повышение размера пенсий, они достигли только 64% от дореформенного уровня (табл. 4).

Для официальной оценки уровня благосостояния населения в России используется показатель прожиточного минимума, разработанный в 1992 г. (первоначально предполагалось, что он будет действовать только в первые годы радикальных реформ, но он сохраняется и поныне). По данным статистики, в 1990-е годы среднедушевые денежные доходы позволяли обеспечивать в среднем примерно две величины прожиточного минимума для жителя страны (напомним, что последний, по сути, «порог выживания»). Начиная с 2001 г. соотношение между доходами и прожиточным минимумом улучшается, тем не менее пенсия обеспечивает только минимальные потребительские стандарты для данной категории населения.

Таблица 5

Соотношение величины доходов населения с прожиточным минимумом в 1992—2004 гг.

Отношение к прожиточному минимуму 1992 1995 1996 1997 1998

Среднедушевых денежных доходов 210 195 206 226 205

Среднемесячной заработной платы 281 159 190 206 189

Среднего размера месячных пенсий 117 101 116 113 115

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Среднедушевых денежных доходов 183 189 205 220 244 266

Среднемесячной заработной платы 152 168 199 222 239 263

Среднего размера месячных пенсий 70 76 90 100 102 106

Иные результаты дает анализ субъективных оценок населением реального веса своих доходов (табл. 6). На всем протяжении социально-экономических преобразований фактически располагаемые доходы жителей страны составляли сумму, в три с лишним раза меньшую, чем та, которая была необходима, по их мнению, для обеспечения «нормальной» жизни. Наиболее неблагоприятное соотношение «фактического» и «желаемого» доходов отмечалось на начальном эта-

пе реформ и в период кризиса 1998 г. и его последствий. Расчеты, проведенные авторами на основе результатов регулярного мониторинга общественного мнения на территории Вологодской области в период 1996-2004 гг., показывают весьма схожие результаты.

Таблица 6

Реальный вес среднедушевых денежных доходов населения России в 1993-2004 гг.

(по материалам выборочных наблюдений ВЦИОМ)

Показатель 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2004

Фактические доходы населения, руб.* 29 259 552 624 1423 2418 2890

Величина доходов, необходи-

мых для «нормальной» жизни, руб* 120 780 2039 2464 5029 8414 8853

Отношение величины

необходимых доходов к фактическим, раз 4,1 3,0 3,7 3,9 3,5 3,5 3,1

Отношение величины

фактических доходов к необходимым, % 24,2 33,2 27,1 25,3 28,3 28,7 32,6

* 1993-1997 г. - тыс. руб.

Источник: Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С. 52, 53; Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 1. С. 61, 64; Там же. 2000. № 3. С. 52, 56; Там же. 2002. № 6. С. 58, 63; Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 1. С. 67, 74; Там же. 2005. № 1. С. 68, 72.

Расходы и потребление

В период реформ подверглась изменению и структура денежных расходов населения. Основная их часть (табл. 7) направляется населением на текущее потребление (покупку товаров и оплату услуг). При этом за 1990-2004 гг. доля средств, затрачиваемых на эти цели, в общем объеме расходов заметно сократилась (с 83 до 70%). Напротив, значительно возросла доля расходов на увеличение финансовых активов граждан. В период нестабильности 1990-х годов быстро росли накопления населения за счет покупки иностранной валюты. Стабилизация экономической ситуации

после 1999 г. выразилась, в том числе, в приросте сбережений населения в виде вкладов в банковском секторе и приобретения ценных бумаг.

Таблица 7

Структура денежных расходов населения Российской Федерации в 1990—2004 гг., %

Статья расходов 1990 1995 2000 2004

Покупка товаров и оплата услуг 82,6 70,5 75,5 70,1

Обязательные платежи, взносы 12,4 5,6 7,8 9,7

Приобретение недвижимости - 0,1 1,2 1,4

Прирост финансовых активов 5,0 23,8 15,5 18,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из него - прирост денег

на руках у населения 0,7 3,6 2,8 1,7

Источник: Российская Федерация в 1992 году: Стат. ежегодник. М., 1993. С. 149; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 101.

Изменение структуры потребительских расходов домо-хозяйств позволяет судить о сдвигах в формировании потребностей населения (как материального, так и нематериального характера) и возможностей их удовлетворения. С этой точки зрения, в течение 1990-х годов происходило ухудшение структуры потребления жителей страны. Оно выражалось, прежде всего, в увеличении удельного веса расходов на приобретение продуктов питания (табл. 8). В результате произошла переориентация потребления на удовлетворение, главным образом, первичных физиологических потребностей. Этому, с одной стороны, способствовал опережающий, по сравнению с доходами, рост цен на продовольственные товары6. С другой стороны, многократное удорожание услуг в 1992-1994 гг., даже на фоне общей галопирующей инфляции того периода7, вынуждало населе-

6 Сводный индекс цен на продовольственные товары с 1991 по 1995 гг. возрос в 1,8 тыс. раз, тогда как величина номинальных денежных доходов -в 1,1 тыс. раз. Источник: Уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 1996. С. 33, 53.

7 Сводный индекс цен на платные услуги населению с 1991 по 1994 гг. возрос в 10,9 тыс. раз, тогда как уровень инфляции в целом - в 1,7 тыс. раз. Источник: Уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 1996. С. 53.

ние существенно сужать их потребление или вовсе от него отказываться. Это касалось, прежде всего, услуг культурно-бытового характера.

Таблица 8

Структура потребительских расходов населения Российской Федерации в 1990-2004 гг., %

Статья расходов 1990 1995 2000 2004

Потребительские расходы, всего 100 100 100 100

В том числе на:

покупку продуктов для домашнего питания 31,5 49,0 47,6 36,0

питание вне дома 4,6 3,0 1,8 3,5

покупку алкогольных напитков 5,0 2,5 2,5 2,1

покупку непродовольственных товаров 45,8 31,8 34,3 37,2

оплату услуг 13,1 13,7 13,8 21,2

Источник: Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1999. С. 166-167; Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 112-114.

Только в условиях социально-экономической стабилизации, наметившейся после 1999 г., структура потребительских расходов начала претерпевать позитивные изменения в сторону большей сбалансированности. Произошло перераспределение расходов от покупки продовольствия в сторону большего веса затрат на приобретение непродовольственных товаров и платных услуг (табл. 8). При этом сократилась доля расходов на приобретение одежды, обуви, белья и тканей - с 15,5% в 2000 г. до 11,4% в 2004 г. Напротив, возрос удельный вес затрат на покупку теле-, радиоаппаратуры, предметов для отдыха и увлечений, а также транспортных средств - с 6 до 9,7% соответственно; строительных материалов, товаров и принадлежностей по ведению хозяйства, мебели - с 5,5 до 8%. Среди услуг наиболее заметно вырос удельный вес расходов на оплату услуг жилищно-коммунального сектора (с 4,6 до 7,7%), учреждений культуры и образования (с 1,7 до 3,7%). Все это говорит о постепенном переходе населения от «модели выживания» к «модели развития»8.

8 Россия в цифрах: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 112-114.

В то же время потребление значительной части населения остается несбалансированным. В 2003 г. у 40% населения с наименьшими располагаемыми ресурсами доля затрат на приобретение продуктов питания превышала половину общего объема потребительских расходов. Менее трети своих потребительских расходов тратили на приобретение продуктов питания только 20% наиболее обеспеченного населения.

Равномерно распределялась доля расходов на оплату услуг (примерно по 20% во всех группах). Однако, если у 10% наименее обеспеченных основная часть (13,4% от общего объема потребительских расходов) уходила на оплату услуг жилищно-коммунального сектора, то у 10% наиболее обеспеченных - только 4,6%. На оплату бытовых услуг у представителей нижней группы уходило 0,8% расходов, верхней - 3,7%; на оплату образовательных, культурных, медицинских и релаксационных услуг - 1,5 и 5,3 соответственно.

Неравномерным было качество структуры потребительских расходов по отдельным регионам страны. В 2003 г. в 9 регионах страны доля затрат на покупку продуктов питания превысила половину общего объема потребительских расходов (в Дагестане - 64%, в Ингушетии - 77%).

По данным статистики, за годы реформ снизилось потребление мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц, сахара (табл. 9), что свидетельствует о снижении покупательной способности доходов населения.

Начиная с 2000 г. появились некоторые положительные изменения в структуре продовольственного потребления жителей страны. Так, среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов возросло с 46 кг в 2001 г. до 56 кг в 2002 г., молока и молочных продуктов - с 218 до 235 кг соответственно. В то же время стандарты потребления основной части населения остаются крайне низкими. Почти по всем позициям потребление продуктов не соответствует рациональным социальным стандартам (табл. 9). В 1995 г. энергетическая ценность питания (в ккал) составляла 80%, в 2003 г. - 87% от нормативной9. В 2003 г. энергетическая

9 Используются нормы потребления продуктов питания, рекомендованные Российской академией медицинских наук (Лобачева Т. Потребление продуктов питания в России // АПК: экономика, управление. 2003. № 3. С. 51-54).

Потребление продуктов питания населением Российской Федерации в 1991-2003 гг.

Категория продуктов Кг на душу населения В % к рациональной норме потребления*

1991 1995 2000 2003 1991 1995 2000 2003

Мясо и мясопродукты 70 53 50 61 100 76 71 87

Молоко и молочные продукты 378 250 199 225 102 68 54 61

Яйца, штук 231 192 202 208 84 70 74 76

Сахар и кондитерские изделия 32 28 30 26 84 74 79 68

Масло растительное и другие жиры н.д. 6 10 10 н.д. 46 77 77

Рыба и рыбопродукты 15 10 14 14 75 50 70 70

Картофель 94 113 93 86 90 108 89 82

Овощи и бахчевые 85 83 82 84 61 59 59 60

Хлебные продукты 97 102 109 109 91 95 102 102

Фрукты и ягоды 37 30 27 36 49 40 36 48

Источник: Уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 1996. С. 105; Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1999. С. 167; Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 2004. С. 275.

* Используются нормы потребления продуктов питания, рекомендованные Российской академией медицинских наук (Лобачева Т. Потребление продуктов питания в России // АПК: экономика, управление. 2003. № 3. С. 51-54).

ценность фактически потребленных продуктов питания достигала «нормативной» величины только у 20% населения с наиболее высокими доходами10.

Проблема продовольственного обеспечения была переведена из плоскости дефицита продуктов в плоскость недостатка финансовых средств у большинства населения. Во многом она решалась за счет значительного повышения вторичной занятости населения в собственных хозяйствах. В первой половине 1990-х годов жители российских городов активно осваивали близлежащие территории с целью ведения садово-огородной деятельности.

С 1990 по 2004 гг. вклад хозяйств населения в производство сельскохозяйственной продукции в стране возрос с 26 до 51%, в том числе картофеля - с 66 до 92%, овощей - с 30 до 80%, молока - с 24 до 52%, скота и птицы (в убойном весе) - с 25 до 53%п. Производство картофеля с 1991 по 2004 гг. увеличилось с 24,8 до 33 млн т, овощей - с 4,8 до 11,5 млн т, молока - с 13,5 до 16,7 млн т12.

Уровень продовольственного потребления значительно дифференцирован у групп населения с различным уровнем материального достатка. В особенности это касается наиболее дорогостоящих продуктов. Так, представители 10% населения с самыми низкими доходами потребляли рыбы и рыбопродуктов в 3 раза меньше, чем 10% наиболее обеспеченных, фруктов и ягод - в 4,8 раза, мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов - в 3,5 раза меньше.

Значительно уступают представители группы населения с низкими доходами высокодоходным слоям и по параметру пищевой ценности потребляемых продуктов питания, в том числе по потреблению белков - в 2,3 раза, жиров - в 2,5 раза, углеводов - в 1,9 раза. Энергетическая ценность пи-

10 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004: Стат.

сб. М., 2004. С. 277.

11 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1999. С. 350, 351; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 210, 211.

12 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М., 1999. С. 358; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 213.

тания у 10% низкодоходных слоев была в 2,2 раза ниже, чем у высокодоходных (1527 против 3286 ккал)13.

Период 1990-х годов характеризовался активным наполнением домашних хозяйств жителей страны предметами долговременного пользования (табл. 10). Уровень обеспеченности населения соответствующими товарами изначально был невысоким, и расширение потребительского рынка позволило населению приобретать предметы долговременного пользования. Потребительский рынок наполнили товары, произведенные в странах Южной и Юго-Восточной Азии, как правило, невысокого качества, но относительно доступные по цене.

Таблица 10

Динамика обеспеченности населения Российской Федерации предметами долговременного пользования в 1991-2003 гг. (на 100 семей)

Предмет 1991 1995 2000 2003

Телевизоры 112 116 124 133

Видеомагнитофоны, видеокамеры н.д. 15 48 57

Магнитофоны, плееры 59 62 66 57

Музыкальные центры н.д. 2 12 24

Персональные компьютеры - - 6 13

Холодильники, морозильники 95 95 116 114

Стиральные машины 78 81 100 93

Электропылесосы 52 53 77 78

Легковые автомобили 19 28 18 31

Источник: Уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 1996. С. 61; Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. М., 2004. С. 213.

Дифференциация доходов по регионам и отраслям

Чрезвычайно важное значение для анализа изменений в экономическом положении населения имеет проблема неравномерного распределения доходов, так как она затрагивает изменения, происходящие не только в экономической,

13 Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 2004. С. 277.

но и социальной структуре общества. Речь идет о значительно возросшем расслоении людей по уровню их благосостояния. Так, в период с 1991 по 2004 гг. коэффициент фондов (соотношение доходов 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения) увеличился с 4,4 до 14,8 раз, индекс Джини - с 0,260 до 0,406 ед. При общем росте доходов населения в 1999-2002 гг. постепенно увеличивалась дифференциация населения по признаку материального благосостояния. По расчетам авторов, сделанным на материалах Вологодской области, в 2001-2004 гг. доходы 10% наиболее обеспеченного населения возросли в 1,7 раза, 10% наименее обеспеченного - только на 8%.

Удельный вес группы населения страны с самыми высокими доходами в общем объеме доходов населения возрос с 32,7% в 1990 г. до 46,4% в 2004 г., тогда как доля остальных групп - сократилась (табл. 11). При этом уменьшилась доля не только бедных слоев, но и представителей третьей и четвертой групп, которые по своему имущественному статусу обычно являются «ядром» среднего класса.

Таблица 11

Распределение общего объема денежных доходов по группам населения Российской Федерации в 1990—2004 гг., %

Показатель 1990 2004

Денежные доходы - всего 100 100

В том числе по 20%-м группам населения:

первая (с наименьшими доходами) 9,8 5,5

вторая 14,9 10,2

третья 18,8 15,2

четвертая 23,8 22,7

пятая (с наибольшими доходами) 32,7 46,4

Источник: Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. М., 2004. С. 193; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 110.

Процессы имущественного расслоения в постсоветской России нельзя понять вне контекста системы перераспределения доходов, сформированной в советский период. Она позволяла поддерживать устойчивый баланс между доходами различных групп населения, будь то в территориальном,

профессиональном или иных разрезах. На этом фоне выделялись только немногочисленные представители партийно-хозяйственной элиты, в условиях товарного дефицита имевшие «узаконенный» доступ к централизованным источникам распределения материальных благ. Фактическая ликвидация этих механизмов привела к резкому расслоению населения по критериям доступа к источникам доходов и возможностей удовлетворения материальных потребностей.

Усилилась и дифференциация доходов по территориям. При росте среднедушевого дохода (в номинальном выражении) в целом по России с 1991 по 2003 гг. в 11,1 раза, в Москве его уровень увеличился в 23,3 раза, в Тюменской области - в 14,9 раза. В противовес этому в Калмыкии он возрос только в 3,7 раза, в Ингушетии - в 4 раза. В результате разрыв в уровнях среднедушевых месячных доходов жителей крайних по уровню благосостояния населения регионов возрос с 3,8 раза в 1991 г. (Республика Алтай -245 руб.; Магаданская область - 951 руб.) до 12,1 раза в

2003 г. (Москва - 16827 руб.; Республика Ингушетия -1392 руб.).

Коэффициент Джини в большинстве территорий страны в 2003 г. находился в диапазоне от 0,3 до 0,4 единиц. Наиболее неравномерно доходы распределялись в Республике Коми (0,427), Самарской (0,430), Тюменской (0,450) областях и в Москве (0,650). Эти же регионы отличались наиболее неблагоприятным соотношением между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% - с самыми низкими. Если в 2003 г. в целом по России это соотношение составляло 14,3 раза, то в Республике Коми оно достигало 17,4 раза, в Самарской и Тюменской областях - 17,7 и 20,6 раза соответственно, а в Москве -51,8 раза.

В 2000-2004 гг. численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилась с 29% (42 млн человек) в 2000 г. до 18% (26 млн человек) в

2004 г. Однако следует учитывать, что величина прожиточного минимума является крайне низкой и не дает возможностей для полноценного воспроизводства человеческого по-

тенциала. Реальный уровень бедности в стране, по нашим оценкам, в 2-2,5 раза выше.

В 2003 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в целом по России составила 21% населения. При этом в восьми регионах эта доля не превышала 20% населения (наименьший показатель был зафиксирован в Тюменской области - 13%), в 36 - она находилась в диапазоне от 20 до 30%, в 26 - от 30 до 40%, в семи - превышала 40%.

Масштабы бедности в конкретном регионе, как правило, зависят от его ресурсных возможностей и степени адаптации ведущих отраслей экономики к условиям рынка. В число неблагополучных попадают регионы с низким уровнем промышленного развития или такие, где ведущими секторами экономики являются ВПК и легкая промышленность. Конкретное выражение это находит в величине среднедушевого валового регионального продукта (ВРП) той или иной территории. Например, в Ингушетии, где был зафиксирован наиболее высокий удельный вес малоимущего населения (83%), объем ВРП на душу населения был ниже среднероссийского в 8,1 раза, в Ивановской области (58% малоимущих) - в 2,7 раза, в Дагестане (53%) - в 3,4 раза, в Тыве (49%) - в 3 раза и т. д.

Существенной причиной расслоения населения по уровню доходов являются различия в размере оплаты труда по различным отраслям экономики (табл. 12). Относительно высокая оплата труда - в сферах финансов, строительства и связи. Значительно уступает этому уровню заработная плата работников сельского хозяйства и отраслей социальной сферы: здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, ЖКХ и бытового обслуживания.

Более того, отмечаются существенные различия по уровню оплаты труда и в рамках отдельных отраслей. Преимуществом обладают предприятия, работающие в отраслях, связанных с добычей и переработкой сырьевых ресурсов. Так, в 2004 г. уровень среднемесячной заработной платы в топливной промышленности составил 19,3 тыс. руб., в неф-

Соотношение заработной платы работников по основным отраслям экономики РФ в 1990-2004 гг., % от среднего по экономике уровня заработной платы

Отрасль 1990 1995 2000 2004

В среднем по экономике 100 100 100 100

Промышленность 103 112 123 118

Сельское хозяйство 95 50 40 41

Транспорт 115 156 150 142

Связь 85 124 129 134

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство 124 126 126 116

Торговля, общественное питание 85 76 71 72

Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое

обслуживание 74 102 88 85

Здравоохранение, физическая культура,

социальное обеспечение 67 74 62 69

Образование 67 65 56 62

Культура и искусство 62 61 55 63

Наука и научное обслуживание 113 77 122 126

Финансы, кредит, страхование 135 163 244 249

Управление 120 107 120 122

Источник: Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. М., 2004. С. 180; Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. М., 2005. С. 107-109.

тедобывающей - 23,7 тыс. руб., в газовой - 33,7 тыс. руб., тогда как в легкой - 3,4 тыс. руб., в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 5,4 тыс. руб.

Заметный вклад в дифференциацию населения страны по уровню доходов вносит место проживания. В наиболее ущемленном материальном положении оказываются жители сельской местности, лесных поселков вследствие сложившегося межотраслевого диспаритета в оплате труда (основная часть сельского населения занята в сферах сельского и лесного хозяйства, где, как мы уже отмечали, оплата труда -одна из самых низких в экономике). В 2003 г. доля домохо-зяйств, проживавших в сельских поселениях, в общем количестве домашних хозяйств составляла 27%, а в группе малоимущего населения - 35%, то есть в 1,3 раза больше.

Во многом материальное положение человека зависит от его семейного статуса. При прочих равных условиях материального обеспечения в худшей ситуации оказываются семьи, имеющие более высокое количество иждивенцев на одного работающего или получающего иные доходы члена семьи.

По данным бюджетных обследований, проведенных Госкомстатом РФ в 1995 г., доля малоимущего населения среди домашних хозяйств, не имевших детей, составляла 25%, среди домохозяйств с одним ребенком в возрасте до 16 лет - 44%, с двумя детьми - 61%, с тремя детьми - 83%, с четырьмя и более детьми - 96%14. В 2003 г. доля домохозяйств, имевших детей в возрасте до 16 лет, в общем количестве домашних хозяйств составляла 36%, а в группе малоимущего населения - 53%, то есть в 1,4 раза больше; при этом в группе домохозяйств с одним ребенком эта разница составляла 1,3 раза, с двумя - 1,7 раза, с тремя - 2,3 раза.

В рамках теории человеческого развития считается, что более равномерное распределение человеческого богатства в большей мере ускоряет человеческое развитие, чем замедляет его. Эта позиция обосновывается многочисленными эмпирическими исследованиями в странах мира с различным социально-экономическим положением. В частности, закон убывающей полезности дохода объясняет, почему более эгалитарное распределение дает больший эффект для человеческого развития. В этом случае, при прочих равных условиях, ускоренно прогрессируют бедные группы населения15.

Проведенный нами анализ статистических данных по одному из типичных регионов России - Вологодской области - за последние несколько лет демонстрирует ускоренный прирост располагаемых ресурсов именно у высокодоходных слоев населения. Если в 1999 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 25,4% общего объема денежных расходов в регионе, то в 2002 г. - 3','% (табл. 13). Удельный вес всех остальных групп, напротив,

14 Уровень жизни населения России: Стат. сб. М., 1996. С. 93.

15 Человеческое развитие... С. 134.

Структура денежных расходов различных групп населения Вологодской области по объему располагаемых ресурсов, %

В том числе на:

Группа Весь денежный расход покупку продуктов питания покупку алкогольных напитков покупку непродовольственных товаров оплату услуг налоги, сборы, платежи другие расходы

1999 2002 1999 2002 1999 2002 1999 2002 1999 2002 1999 2002 1999 2002

1* 2,7 2,4 3,4 3,5 1,1 1,4 1,7 1,6 2,7 2,7 2,6 2,4 1,1 0,3

2 3,9 3,7 5,0 5,2 1,8 2,1 2,9 2,7 3,5 3,9 3,8 3,7 1,7 0,8

3 4,9 4,7 5,9 6,5 2,5 2,8 3,8 3,5 5,4 5,3 4,3 5,0 2,7 1,3

4 6,0 5,8 7,4 7,5 3,6 3,5 4,5 4,9 6,1 6,4 4,8 5,6 4,0 1,6

5 7,2 6,9 8,5 8,5 3,6 4,5 5,2 6,4 8,3 7,7 6,0 6,8 5,9 1,8

6 9,0 8,0 9,7 9,5 8,1 6,1 7,9 7,2 9,2 9,2 8,2 9,3 10,0 2,3

7 11,1 10,0 11,6 11,2 14,5 8,2 10,2 9,7 11,4 9,7 10,5 11,0 8,9 6,0

8 13,3 12,2 13,2 12,9 10,4 10,1 12,8 13,1 15,9 13,8 12,9 14,9 13,3 2,8

9 16,5 16,1 15,4 15,2 20,8 15,5 17,4 19,7 16,2 14,6 18,5 16,0 17,2 10,3

10 25,4 30,3 19,9 20,0 33,7 45,8 33,6 31,1 21,2 26,7 28,4 25,3 35,1 72,9

* Группа 1 - 10% населенияс наименьшими, группа 10 - с наивысшими доходами.

снизился. В то же время переход на единую шкалу подоходного налога привел к тому, что вклад верхних 10% населения в общий объем налогов, сборов и платежей сократился с 28,4 до 25,3%. Повысилось налоговое бремя для средних слоев населения (группы 3-8). Самый принципиальный момент - перераспределение ресурсов по показателю «другие расходы», включающие в себя сбережения и накопление средств в различных формах. Здесь доля верхней группы возросла с 35,1 до 72,9%, а всех остальных - принципиально сократилась. Этот процесс показывает все большее расхождение жизненных стандартов немногочисленной экономической элиты регионального сообщества и ставит большие преграды на пути формирования среднего класса как основы устойчивого социально-экономического развития региона.

Некоторые итоги

В целом изменения экономического положения населения России в постсоветский период вряд ли можно оценить однозначно. Это связано с разнонаправленностью происходивших в тот период событий в жизни страны.

К числу позитивных можно отнести, во-первых, преодоление товарного дефицита - одного из наиболее ярких «атрибутов» советской экономической системы (особенно ее позднего периода). Другим положительным моментом стало создание условий для повышения самостоятельности населения в обеспечении материальных потребностей. По данным исследований Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН, доля населения России, согласного с выражением: «Сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие», увеличилась с 20% в 1994 г. до 40% в 2003 г.16

Однако повышение экономической самостоятельности населения шло параллельно с сужением зоны социальной ответственности государства. Система жесткого регламен-

16 Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М., 2004. С. 316.

тирования вопросов материального обеспечения населения и государственного патернализма сменилась либеральной практикой, не препятствовавшей реализации частных интересов, что в условиях несовершенства законодательства и низкой правовой культуры общества вело к перекосам в сфере распределения ресурсов. Формально государство сохраняло за собой широкий перечень социальных обязательств, ежегодно закреплявшихся в бюджете страны. Однако на деле проводившаяся правившей элитой политика финансовой стабилизации приводила к сокращению государственных расходов, что сказывалось в первую очередь на благосостоянии работников бюджетной сферы и социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов и т. д.).

Отсюда не случайно, что, по данным ИСПИ РАН, в 2003 г. лишь очень незначительная часть населения РФ (1%) полагала, что российское государство защищает интересы бедных слоев, средних слоев (8%), граждан страны в целом (9%). Большинство полагало, что государство защищает интересы богатых (53%) и государственной бюрократии (54%)17. Доля жителей страны, поддерживавших суждение: «Людям у власти нет никакого дела до меня», возросла с 66% в 1994 г. до 73% в 2003 г.18

Неравнозначность результатов реформ для разных социальных слоев стала их главным негативным последствием в сфере материального благосостояния граждан. Обеднение широких групп населения в условиях многократного повышения благосостояния ограниченных элит обостряло чувство социальной несправедливости и приводило к крайне негативным последствиям в морально-психологическом состоянии общества, что во многом предопределило эскалацию демографического кризиса в стране.

17 Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 году. М., 2004. С. 327, 328. Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли давать более 1 варианта ответов на поставленный вопрос.

18 Там же. С. 316.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.