Научная статья на тему 'Экономическое образование в транспортном вузе'

Экономическое образование в транспортном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LECTURERS' STAFF / WATER TRANSPORT / ENGINEERING-ECONOMIC FACULTY / PROFESSOR / DEAN / SCIENTIFIC ACTIVITIES / SPECIALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расторгуев Игорь Евгеньевич

Статья посвящена становлению и развитию экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic education at water transport university

The article considers arranging and development of economic education at St. Petersburg State University of Waterways Communications.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в транспортном вузе»

ции самостоятельной работы студентов:

■ создать в процессе обучения условия для развития их мышления и интеллектуальной инициативы;

■ научить их осмысленно и самостоятельно, работая вначале с учебным материалом, а затем и с научной информацией, находить и использовать необходимые данные;

■ формировать у них основы самоорганизации и самовоспитания;

■ привить им навыки познавательной активности и самообразования;

■ развивать в них лучшие качества, присущие специалисту-профес-сионалу.

Задача сложная и многогранная, но именно она и составляет суть педагогического труда. Ведь миссия преподавателя состоит не столько в передаче своих знаний новым поколениям, сколько в том, чтобы, образно говоря, «зажечь светильник разума в каждом из обучаемых», чтобы его свет освещал жизненный путь не только ему, но и всем людям. В этом заключена высшая радость педагогического труда.

GRIGORYAN V., KHIMICH P. TEACHERS’ ROLE IN ARRANGING SELFDEPENDENT STUDENTS’ WORK

The article focuses on the main trends in organizing the individual work of the university teacher, gives methodic recommendations to increase the share of individual work while studying the main courses of higher professional education.

Keywords: educational discipline, self-dependent education, baccalaureate, magistrates, motivation, practical work.

И.Е. РАСТОРГУЕВ, доцент, декан факультета экономики и финансов

Экономическое образование в транспортном вузе

Статья посвящена становлению и развитию экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

Ключевые слова: водный транспорт, инженерно-экономический факультет, преподавательский состав, научная деятельность.

Создание экономического факультета (сначала как экономического отделения) в Ленинградском институте инженеров водного транспорта в 1934 г. непосредственно было связано с высокими темпами индустриализации, осуществлявшейся в СССР в предвоенный период. Для подъема народного хозяйства страны требовались квалифицированные инженеры-экономисты во всех отраслях, в том числе и на речном транспорте. Поэтому несколько позже факультет стал именоваться инженерно-экономическим.

Открытие факультета впервые в истории водного транспорта потребовало решения довольно сложных и ответственных задач: создания материально-технической базы; формирования преподавательского коллектива, призванного заложить основы и обеспечить подготовку специалистов по инженерно-экономической специальности; проведения всех видов занятий по профилю факультета. Быстрому становлению инженерно-экономического факультета способствовало функционирование в институте с момента его

организации эксплуатационного факультета, где был уже сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который возглавляли такие транспортники, как В.В. Звонков, основоположник эксплуатационной и экономической наук на водном транспорте, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР; З.А. Шашков, декан эксплуатационного факультета с 1934 по 1938 гг., в период Великой Отечественной войны народный комиссар речного флота СССР, а впоследствии министр речного флота.

Сейчас нередко можно слышать об избыточной подготовке вузами страны экономистов и юристов. Но это не более чем стереотип, который с конца 90-х годов был внедрен в образовательную среду. Несомненным является то, что в постперестроечный период, эпоху массовой приватизации и образования огромного числа малых предпринимательских форм, резко возрос спрос на людей, имеющих экономическое образование. При этом сама система экономического образования значительно дифференцировалась, образовав узкопрофильные специальности в экономической области знаний. Все это объективные процессы в сфере хозяйствования.

В ответ на запросы рынка практически все вузы (технические и гуманитарные, отраслевые и находящиеся в ведении Минобрнауки РФ), которые ранее не занимались подготовкой экономистов, взялись за это дело. Кроме того, в тот период стали появляться и негосударственные вузы социальноэкономического, гуманитарного и юридического профилей.

В результате прием в вузы на экономические специальности значительно возрос. Если в 1980 г. на одного «экономиста» приходилось 7,3 «техника», то в 2004 г. соотношение «физиков и лириков» перевернулось в пользу пос-

ледних в 2,7 раза [1]. Такую ситуацию надо рассматривать как закономерное явление, вызванное ростом интереса молодежи не только к высшему образованию в целом, но и к бизнес-образованию в частности. Так, если в 1980 г. в России насчитывалось 494 вуза, в которых обучалось 3046 тыс. студентов, то соответствующие цифры на 2007 г. такие: 1090 и 7310, т.е. общая численность студентов возросла в 2,4 раза. Другое дело, что качество подготовки специалистов в тех учебных заведениях, которые ранее не занимались обучением студентов по экономическим специальностям, не может быть на достаточно высоком уровне.

Экономическое образование в нашем университете давно и неразрывно связано с деятельностью водного транспорта, с его развитием, с решением основных вопросов формирования материально-технической базы: строительством шлюзов и межбассей-новых соединений; строительством флота и распространением прогрессивных методов работы флота; созданием перевалочных баз и логистических центров; организацией мультимодальных перевозок; совершенствованием системы государственного управления.

Важную роль в развитии факультета, формировании состава экономических дисциплин, подготовке научнопедагогических кадров в свое время сыграли профессора А.П. Ирхин, А.М. Казанцев, С.П. Бланк, стоявшие у истоков инженерно-экономического образования на речном транспорте и создавшие специальные кафедры: организации перевозок, научной организации труда, экономики водного транспорта.

Поскольку факультет с первых лет своего существования формировался как инженерно-экономический, необходимое внимание уделялось инженерной подготовке студентов, изучению ими материально-технической базы водного транспорта: флота, портов, путевого хозяйства, судостроения. Эта работа осуществлялась кафедрами технических факультетов института, крупными учеными, впоследствии заслуженными деятелями науки и техники, такими как профессора Н.К. Дормидонтов, В.Е. Ляхницкий, одновременно внесшими весомый вклад в развитие эксплуатационно-экономического образования на речном транспорте.

За многие десятилетия на факультете сформировалась научная школа «Экономика и управление на водном транспорте». Начало ей было положено профессором В.В. Звонковым, достижения которого впоследствии сформировали два научных направления: 1) «Управление на водном транспорте », с которым связаны имена профессоров А.П. Ирхина, А.М. Казанцева,

A.Н. Мацвейко, А.С. Бутова, Б.А. Атласа; 2) «Экономика водного транспорта», которое сложилось в результате научно-педагогической деятельности таких профессоров, как С.П. Бланк,

B.А. Легостаев, И.В. Сиповская, Н.Н. Селезнева.

Надо заметить, что в наше время все яснее проявляется один из существен-

ных недостатков экономического образования в технических отраслевых вузах - очень незначительная и явно недостаточная инженерная часть образовательного процесса. Существующие образовательные стандарты в части состава дисциплин учебного плана и квалификационных характеристик специалистов не позволяют вузам давать будущим управленцам производственно-технологические аспекты отраслевой деятельности в необходимом объеме.

Первым деканом инженерно-экономического факультета был Н.И. Толкачев, закончивший факультет советского права Ленинградского государственного университета. Он имел учёное звание доцента по кафедре диалектического и исторического материализма и, будучи деканом, сделал очень много для организации экономического образования в институте.

Можно с полной уверенностью сказать, что довоенные выпускники инженерно-экономического факультета составляли основной костяк экономистов речного и морского флота той поры.

В период Великой Отечественной войны ЛИИВТ был эвакуирован в г. Горький и продолжал свою работу в составе Объединенного Горьковского и Ленинградского института инженеров водного транспорта. Во главе факультета находились в это время Н.К. Оганов (1941-1942), С.И. Чехович (1943-1945), затем В.Г. Крашенинников, выпускник Ленинградского политехнического института. Он проработал на факультете в общей сложности свыше 40 лет - с 1935 по 1976 гг.

С 1950 г. деканом факультета стал профессор А.П. Ирхин, заведующий кафедрой организации перевозок. Его деятельность была направлена на развитие эксплуатационно-экономической направляющей учебного цикла. Он всегда стремился связать учебную под-

готовку студентов с практическими навыками управления транспортными процессами. В научной и педагогической деятельности профессор А.П. Ир-хин широко внедрял математические методы исследования, активно стремился к применению современной вычислительной техники в управлении работой речного транспорта. По его инициативе и под его руководством в институте была создана учебная лаборатория АСУ транспортным процессом.

В целом в послевоенный период факультет получил значительное развитие, и к середине 50-х годов выпуск инженеров-экономистов возрос почти до 70 человек в год.

Дальнейшая деятельность факультета проходила под руководством профессора А.М. Казанцева (1966-1973). Он стал первым деканом, который получил высшее образование в нашем вузе. До 1970 г. на факультете были всего две специальные кафедры - кафедра организации перевозок и кафедра экономики водного транспорта. Ими выполнялся весь объем учебного процесса, а также велись значительные научные исследования. Впоследствии, благодаря научно-педагогическому потенциалу факультета, были созданы еще две специальные кафедры - коммерческой эксплуатации и научной организации труда. Расширение состава кафедр дало новый импульс развитию факультета: учебный процесс обогатился новыми дисциплинами, увеличилась численность преподавателей, расширился спектр научной работы.

С начала 1970-х гг. на факультете была открыта вторая специальность -«Экономическая кибернетика», которая позволила осуществлять подготовку специалистов для бурно развивающихся в то время вычислительных центров и отделов АСУ в пароходствах и портах. В сравнительно короткий срок в Минвузе был разработан и утверж-

ден учебный план по новой специальности. Ведущая роль в этом принадлежала коллективу кафедры управления судоходством (бывшая кафедра организации перевозок). Специальность «Экономическая кибернетика» просуществовала на факультете 10 лет. За это время было подготовлено около 300 экономистов-кибернетиков, которые направлялись на работу в вычислительные центры и отделы АСУ пароходств и портов МРФ. За этот период выросли также и кадры преподавателей по новым дисциплинам: АСУ, технические средства управления судоходством, экономико-математические методы и модели и др.

Период 1980-х гг. характеризовался широкими научными исследованиями по вопросам научно-технического прогресса и его влияния на эффективность работы речного транспорта, продления навигации на внутренних водных путях, повышения эффективности работы судов типа «река -море», проектирования автоматизированных систем управления флотом и портами. Результаты НИР широко использовались на практике и обеспечивали существенный экономический эффект. Некоторые работы и их руководители были отмечены медалями ВДНХ. По данной тематике было защищено значительное количество диссертационных работ, а их результаты были отражены в учебном процессе.

И в настоящее время научный потенциал факультета весьма велик. Его можно оценить по научно-методической работе профессорско-преподавательского состава и деятельности специализированного докторского совета. Основными направлениями научной деятельности являются следующие:

• совершенствование тарифной политики и коммерческие условия перевозок;

• управление затратами и пути снижения себестоимости перевозок и перегрузочных работ;

• экономическая эффективность инвестиционной деятельности и оценка инвестиционного потенциала предприятий водного транспорта;

• коммерческо-правовое регулирование перевозок и экономической безопасности на транспорте;

• финансовые аспекты реструктуризации предприятий транспорта;

• использование антикризисного управления как основа экономической безопасности;

• проектирование информационных систем и моделирование экономических процессов на водном транспорте.

В течение длительного времени учебным планом по специальности «Экономика и управление на водном транспорте» была предусмотрена производственная практика после шестого семестра продолжительностью пять месяцев - с мая по сентябрь. В этот период студенты знакомились с реальными условиями работы речных и морских портов, правилами и технологиями перегрузки и перевозки грузов, документального оформления транспортных процедур. По существу, это была штатная работа на должностях тальма-нов, приемосдатчиков, диспетчеров, которая восполняла сезонный недостаток кадров в таких крупных перевалочных речных портах, как Осетрово, Красноярск, Томск, Нижнеянск и другие. Такая практика была хорошей школой для знакомства студентов с реалиями функционирования водного транспорта. Остается только сожалеть о том, что приватизационные процессы прервали тесные контакты вузов с предприятиями речного транспорта. И сегодня нам приходится заново налаживать связи между образованием и производством.

В 1990-е гг. на факультете шла интенсивная перестройка в соответствии с общим реформированием государственной экономической системы и необходимостью обеспечения речного транспорта специалистами в разных сферах экономической и управленческой деятельности. В этот период высшее образование в стране перестраивалось в направлении создания уров-невой системы обучения по схеме «бакалавр - специалист - магистр». Факультет в течение двух лет, с 1998 по 1999 гг., осуществлял последовательную подготовку студентов по направлению «бакалавр экономики» и по специальностям «Экономика и управление», «Финансы и кредит», «Информационные системы в экономике».

В конечном счете университет в целом взял курс на подготовку именно специалистов по тем специальностям, на которые имелся спрос на рынке транспортной отрасли. Прежний состав кафедр уже не мог обеспечить выполнение новых задач, в связи с чем начался динамичный процесс реорганизации существующих и создания новых кафедр и лабораторий, которые соответствовали бы новым задачам образования.

Общая численность студентов факультета составляет сегодня свыше 1200 человек, и факультет остается самым большим подразделением в университете и по числу студентов, и по числу кафедр, и по числу преподавателей.

Гарантией качественного образования являются высочайшая квалификация профессорско-преподавательского состава, собственная научно-педагогическая школа, многолетние традиции и преемственность, а также современные образовательные технологии и информатизация учебного процесса. Общая численность штатных преподавателей факультета составля-

ет 73 человека, из них 13 докторов наук и профессоров, в том числе 6 академиков РАТ, 33 доцента, что составляет около 70% от общей численности профессорско-преподавательского состава.

Сегодня факультет экономики и финансов имеет в своем составе 11 кафедр и осуществляет подготовку по 8 специальностям высшего профессионального образования:

• «Экономика и управление на предприятии »;

• «Финансы и кредит»;

• «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

• «Менеджмент организации»;

• «Антикризисное управление»;

• «Прикладная информатика в экономике»;

• «Налоги и налогообложение»;

• «Организация перевозок и управление на транспорте»; -

и по двум направлениям бакалавриата:

• «Экономика»;

• «Менеджмент».

Особую гордость факультета составляют его выпускники, численность которых более чем за семь десятилетий составляет 5,5 тыс. человек, а с учетом обучения студентов без отрыва от производства - около 8 тыс. Первый выпуск инжене-ров-экономистов состоялся в 1938 г.

Тогда их было 43 человека. В послевоенный период ежегодный выпуск инжене-ров-экономистов постоянно возрастал: с 18 человек в 1946 г. до 62 человек в 1953 г. К 1970-м гг. из стен факультета выпускалось 60-100

человек ежегодно. Впоследствии численность выпускников стабильно составляла около 100 человек, а в 2003 г. мы выпустили 137 человек.

Дипломированные экономисты, выпускники факультета, работали и работают на самых высоких и ответственных должностях: в центральном аппарате Министерств речного и морского флота, Министерстве финансов, Госплане СССР, ФАМРТ. Они являются руководителями морских и речных пароходств и портов, начальниками вычислительных центров, начальниками служб и отделов судоходных компаний и проектных институтов, руководителями и профессорами вузов, руководителями транспортных и других коммерческих структур.

Наиболее показательным взаимодействием факультета с предприятиями отрасли, характеризующим профильную ориентацию подготовки специалистов, является связь вуза с СЗП, главным воднотранспортным холдингом Северо-Западного региона России. Один из бывших студентов факультета в своих воспоминаниях пишет: «Северо-западное пароходство никогда не стало бы столь мощным и несокрушимым транспортным объединением и никогда бы не пережило масштабных

разрушений шоковой терапии 90-х годов (что случилось с абсолютным большинством других пароходств), если бы не его специалисты - выпускники экономического факультета, несущие традиции порядочности, честности, преданности водному транспорту России ». Золотыми буквами в историю СевероЗападного пароходства и входящих в его состав портов, судоремонтных заводов, баз технического обслуживания флота могут быть вписаны имена таких выпускников инженерно-экономического факультета (ныне факультета эко-

номики и финансов), как Н.И. Семенов, В.А. Легостаев, Г.А. Васильев, А.Г. Гни-ренко, И.А. Тинкельман, В.В. Иванов,

В.М. Челноков, С.П. Ивченков, В.С. Белов, В.П. Петров, А.Л. Мазо, Н. Ю. Кар-жин, Н.В. Андреев, Ю.Д. Ходунов и многие другие.

Немалый исторический путь факультета экономики и финансов является поучительным. Его анализ дает возможность коллективу двигаться вперед, постоянно заботясь о неуклонном совершенствовании образовательного процесса во имя интересов отрасли.

RASTORGUEVI. ECONOMIC EDUCATION ATWATER TRANSPORT UNIVERSITY The article considers arranging and development of economic education at St. Petersburg State University of Waterways Communications.

Keywords: water transport, engineering-economic faculty, lecturers’ staff, professor, dean, scientific activities, specialities.

С. Н. ТАРАНУХА, доцент, начальник отдела развития и качества образования Н. Ф. ПИЖУРИНА, доцент, зав. сектором тестирования

Инструменты повышения качества образования в вузе

В статье рассматриваются инструменты контроля и повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: анкетирование, качество образования, Интернет-тестирование, контроль знаний.

Повышение качества образования является одной из приоритетных задач деятельности СПГУВК. Качество подготовки специалистов в университете обеспечивается высоким профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными связями с предприятиями - потребителями кадров, использованием в образовательном процессе новых педагогических технологий. Наряду с традиционными методами, гарантирующими должное качество образовательного процесса, в

университете используются инновационные технологии. Так, вуз проводит регулярное анкетирование выпускников для выявления удовлетворенности потребителей, участвует в федеральном Интернет-экзамене, сертифицировал систему менеджмента качества подготовки специалистов, внедряет балльно-рейтинговую систему оценивания знаний студентов.

Анкетирование выпускников. Последние три года учебно-методическим управлением совместно с деканатами факультетов проводится анкетирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.