Научная статья на тему 'Экономическое образование в отраслевом вузе'

Экономическое образование в отраслевом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРОФЕССОР / ДЕКАН / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОСТИ / TRANSPORT / ENGINEER-ECONOMIC FACULTY / TEACHING STAFF / PROFESSOR / DEAN / RESEARCH / SPECIALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расторгуев И. Е.

Статья посвящена становлению и развитию экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers arranging and development of economic education at St.Petersburg State University of Waterways Communications.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в отраслевом вузе»

И. Е. Расторгуев,

канд. экон. наук, доц., СПГУВК

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОТРАСЛЕВОМ ВУЗЕ

ECONOMIC EDUCATION AT THE BRANCH UNIVERSITY

Статья посвящена становлению и развитию экономического образования в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.

The article considers arranging and development of economic education at St.Petersburg State University of Waterways Communications.

Ключевые слова: водный транспорт, инженерно-экономический факультет, преподавательский состав, профессор, декан, научная деятельность, специальности

Key words: water transport, engineer-economic faculty, teaching staff, professor, dean, research, specialities

О

m

СНОВАНИЕ экономического факультета в Ленинградском институте инженеров водного транспорта в 1934 г. непосредственно было связано с высокими темпами хозяйственного строительства, осуществлявшегося в СССР в предвоенный период. Для подъема народного хозяйства страны требовались квалифицированные экономисты во всех отраслях, в том числе и на речном транспорте. Позже факультет стал именоваться инженерно-экономическим.

Открытие факультета потребовало решения впервые в истории водного транспорта довольно сложных и ответственных задач: создания материально-технической

базы, формирования преподавательского коллектива, призванного заложить основы и обеспечить подготовку специалистов по инженерно-экономической специальности, проведения всех видов занятий по профилю факультета. Быстрому становлению инженерно-экономического факультета способствовало функционирование в институте с момента его организации эксплуатационного факультета, где был уже сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который возглавляли такие транспортники, как: Василий Васильевич Звонков — основоположник эксплуатационной и экономической наук на водном транспорте, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР; Зосима Алексеевич Шашков —

декан эксплуатационного факультета в 1934— 1938 гг. В период Великой Отечественной войны он был народным комиссаром речного флота СССР, а впоследствии — министром речного флота.

Сейчас нередко можно слышать об избыточной подготовке вузами страны «экономистов и юристов». Но это не более чем стереотип, который с конца 1990-х гг. был внедрен в образовательную среду. Несомненным является то, что в постперестроечный период, период массовой приватизации и образования огромного числа малых предпринимательских форм, резко возрос спрос на людей, имеющих экономическое образование. При этом сама система экономического образования значительно дифференцировалась, образовав узко профильные специальности в экономической области знаний. Все это — объективные процессы в сфере хозяйствования.

В ответ на запросы рынка практически все вузы (технические и гуманитарные, отраслевые и находящиеся в ведении Минобрнауки РФ), которые ранее не занимались подготовкой экономистов, взялись за это дело. Кроме того, в этот период стали появляться и негосударственные вузы социально-экономического, гуманитарного и юридического направлений высшего образования.

В результате прием в вузы на экономические специальности значительно возрос. Если в 1980 г. на одного экономиста приходи-

лось 7,3 техника, то в 2004 г. — уже только 2,71, т. е. соотношение «физиков и лириков» увеличилось в пользу последних в 2,7 раза. Такую ситуацию надо рассматривать как нормальную закономерность, вызванную не только ростом интереса молодежи к высшему образованию, но и к бизнес-образованию в частности. Так, если в 1980 г. в России насчитывалось 494 вуза, в которых обучалось 3046 тыс. студентов, то в 2007 г. — 1090 и 7310 тыс. соответственно, т. е. общая численность студентов возросла в 2,4 раза.

Однако качество подготовки специалистов в области экономики в учебных заведениях, ранее не занимавшихся такой подготовкой, не может быть на достаточно высоком уровне. В этом отношении экономическое образование в нашем университете давно и неразрывно связано с деятельностью водного транспорта, его развитием, решением основных вопросов формирования материальнотехнической базы: строительства шлюзов и межбассейновых соединений, строительства и распространения прогрессивных методов работы флота, создания перевалочных баз и логистических центров, организации мультимодальных перевозок, совершенствования системы государственного управления.

Важную роль в развитии факультета, формировании состава экономических дисциплин, подготовке научно-педагогических кадров сыграли профессора А. П. Ирхин,

А. М. Казанцев, С. П. Бланк, стоявшие у истоков инженерно-экономического образования на речном транспорте, создавшие специальные кафедры: организации перевозок, научной организации труда, экономики водного транспорта.

Поскольку факультет с первых лет своего существования формировался как инженерно-экономический, необходимое внимание уделялось инженерной подготовке студентов, изучению ими материально-технической базы водного транспорта: флота, портов, путевого хозяйства, судостроения. Эта работа осуществлялась кафедрами технических факультетов института, крупными учеными, впоследствии заслуженными деятелями науки и техники,

такими как профессора: Н. К. Дормидонтов,

В. Е. Ляхницкий — учеными технических направлений, внесшими весомый вклад в развитие эксплуатационно-экономического образования на речном транспорте.

Следует отметить, что сегодня все яснее сказывается один из существенных недостатков экономического образования в технических отраслевых вузах — это очень незначительная и явно недостаточная инженерная составляющая образовательного процесса. Существующие образовательные стандарты в части состава дисциплин учебного плана и квалификационных характеристик специалистов не позволяют вузам давать будущим управленцам в необходимом объеме производственно-технологические аспекты отраслевой деятельности.

Первым деканом инженерно-экономического факультета был Н. И. Толкачев, закончивший факультет советского права Ленинградского государственного университета. Он имел ученое звание доцента кафедры диалектического и исторического материализма, и, будучи деканом, сделал очень много для организации экономического образования в институте.

Можно с полной уверенностью сказать, что довоенные выпускники инженерно-экономического факультета составляли основной костяк экономистов речного и морского флота той поры.

В период Великой Отечественной войны ЛИИВТ был эвакуирован в г. Горький и продолжал свою работу в составе Объединенного (Горьковского и Ленинградского) института инженеров водного транспорта. Во главе факультета находились в это время: Н. К. Ога-нов (1941-1942) и С. И. Чехович (1943-1945), затем В. Г. Крашенинников — выпускник Ленинградского политехнического института, проработавший на факультете в общей сложности свыше 40 лет (с 1935 по 1976 г.).

С 1950 г. деканом факультета стал профессор А. П. Ирхин — заведующий кафедрой 1171 организации перевозок. Его деятельность была направлена на развитие эксплуатационно-экономической направляющей учебного

1 Веб-сайт Федеральной службы госстатистики. ИЯЬ: http://www.gks.ru.

Выпуск 1

цикла. Он всегда стремился связать учебную подготовку студентов с практическими навыками управления транспортными процессами. В научной и педагогической деятельности профессор А. П. Ирхин широко внедрял математические методы исследования, активно стремился к применению современной вычислительной техники в управлении работой речного транспорта. По его инициативе и под его руководством в институте была создана учебная лаборатория АСУ транспортным процессом.

В целом, в послевоенный период факультет получил значительное развитие и к средине 1950-х гг. выпуск инженеров-эконо-мистов возрос почти до 70 человек в год.

Дальнейшая деятельность факультета с 1966 по 1973 г. проходила под руководством профессора А. М. Казанцева. Он оказался первым деканом, который получил высшее образование в нашем вузе. До 1970 г. на факультете было всего две специальных кафедры: организации перевозок и экономики водного транспорта, которые выполняли весь объем учебного процесса, а также значительные научные исследования. Впоследствии на базе научно-педагогического потенциала факультета были созданы еще две специальные кафедры — коммерческой эксплуатации и научной организации труда, что дало новый импульс развитию факультета, обогатив учебный процесс новыми дисциплинами, увеличив численность преподавателей, расширив спектр научной работы.

С начала 1970-х гг. на факультете была открыта новая специальность — экономическая кибернетика, которая позволила осуществлять подготовку специалистов для бурно развивающихся в то время вычислительных центров и отделов АСУ в пароходствах и портах. В сравнительно короткий срок был разработан и утвержден в Минвузе СССР учебный план по этой специальности. Ведущая роль в этом принадлежала коллективу кафедры управления судоходством (ранее — кафедра организации перевозок). Данная специальность просуществовала на факультете 10 лет, в течение которых было подготовлено около 300 эконо-мистов-кибернетиков, которые направлялись на работу в вычислительные центры и отделы

АСУ пароходств и портов МРФ. За этот период выросли также и кадры преподавателей по новым дисциплинам: АСУ, технические средства управления судоходством, экономико-математические методы и модели и др.

Период 1980-х гг. характеризовался широкими научными исследованиями в области научно-технического прогресса и его влияния на эффективность работы речного транспорта, продления навигации на внутренних водных путях, повышения эффективности работы судов «река-море» плавания, проектирования автоматизированных систем управления флотом и портами. Результаты НИР широко использовались на практике и обеспечивали получение существенного экономического эффекта. Руководители некоторых работ были отмечены медалями ВДНХ. По данной тематике было защищено значительное количество диссертационных работ, результаты которых широко использовались в учебном процессе.

И в настоящее время научный потенциал факультета остается достаточно мощным, что проявляется в научно-методической работе профессорско-преподавательского состава и деятельности диссертационного совета. Основными направлениями научной деятельности являются следующие:

— совершенствование тарифной политики и коммерческие условия перевозок;

— управление затратами и резервы снижения себестоимости перевозок и перегрузочных работ;

— экономическая эффективность инвестиционной деятельности и оценка инвестиционного потенциала предприятий водного транспорта;

— коммерческо-правовое регулирование перевозок и экономической безопасности на транспорте;

— финансовые аспекты реструктуризации предприятий транспорта;

— использование антикризисного управления как основы экономической безопасности;

— проектирование информационных систем и моделирование экономических процессов на водном транспорте.

В течение длительного времени учебным планом специальности «Экономика и управление на водном транспорте» на III курсе после 6-го семестра обучения была предусмотрена производственная практика продолжительностью пять месяцев — с мая по сентябрь. В этот период студенты знакомились с реальными условиями работы речных и морских портов, правилами и технологиями перегрузки и перевозки грузов и документального оформления транспортных процедур. Фактически это была штатная работа студентов на должностях тальманов, приемосдатчиков, диспетчеров, которая восполняла сезонный недостаток кадров в таких крупных перевалочных речных портах, как Осетрово, Красноярск, Томск, Нижнеянск и др. Такая практика была хорошей школой для знакомства студентов с реалиями водного транспорта. Остается только сожалеть о том, что приватизационные процессы прервали тесные контакты вузов с предприятиями речного транспорта. И сегодня нам приходится заново налаживать взаимосвязь образования и производства.

В 1990- е гг. на факультете шла интенсивная перестройка в соответствии с общим реформированием государственной экономической системы и необходимостью обеспечения речного транспорта специалистами в разных сферах экономической и управленческой деятельности. В этот период высшее образование в стране перестраивалось в направлении создания многоуровневой системы обучения по схеме: «бакалавр — специалист — магистр». Факультет в течение двух лет (с 1998 по 1999 г.) последовательно осуществлял подготовку студентов по направлению «бакалавр экономики» и специальностям «Экономика и управление», «Финансы и кредит» и «Информационные системы в экономике».

В конечном счете, университет в целом взял курс на подготовку специалистов именно по тем специальностям, на которые имелся спрос на рынке транспортной отрасли. Поскольку прежний состав кафедр уже не мог обеспечить выполнение новых задач, начался динамичный процесс реорганизации существующих и создания новых кафедр и лабораторий, которые должны были соответствовать новым задачам образования.

Сегодня факультет экономики и финансов имеет в своем составе 11 кафедр и осуществляет подготовку по 9 специальностям высшего профессионального образования:

— экономика и управление на предприятии водного транспорта;

— экономика и управление на предприятии промышленности;

— финансы и кредит;

— бухгалтерский учет, анализ и аудит;

— менеджмент организации;

— антикризисное управление;

— прикладная информатика в экономике;

— налоги и налогообложение;

— организация перевозок и управление на транспорте.

Особую гордость факультета составляют его выпускники, численность которых более чем за семь десятилетий, составляет 5,5 тыс. человек, а с учетом обучения студентов без отрыва от производства — около 8 тыс. человек. Первый выпуск инженеров-экономистов состоялся в 1938 г. Тогда их было 43 человека. В послевоенный период ежегодный выпуск инженеров-экономистов постоянно возрастал с 18 в 1946 г. до 62 человек в 1953 г. К 1970-м гг. ежегодно из стен факультета выпускалось порядка 60-100 человек. Впоследствии численность выпускников стабильно составляла около 100 человек, а в 2003-м — 137 человек.

Дипломированные экономисты — выпускники факультета — работали и работают на самых высоких и ответственных должностях в центральном аппарате Министерства речного и морского флота, Министерстве финансов, Госплане СССР, Федеральном агентстве морского и речного транспорта: руководителями морских и речных пароходств и портов, начальниками вычислительных центров, начальниками служб и отделов судоходных компаний и проектных институтов, руководителями и профессорами вузов, руководителями транспортных и других коммерческих структур.

Наиболее характерным взаимодействием факультета с предприятиями отрасли, ха-растеризующим профильный характер под-

Выпуск 1

готовки специалистов, является связь вуза с СЗП — главным водно-транспортным холдингом Северо-Западного региона России. Один из бывших студентов факультета в своих воспоминаниях пишет «...Северо-Западное пароходство никогда не стало бы столь мощным и несокрушимым транспортным объединением и никогда бы не пережило масштабных разрушений шоковой терапии 90-х годов (что случилось с абсолютным большинством других пароходств), если бы не его специалисты — выпускники экономического факультета, несущие традиции порядочности, честности, преданности водному транспорту России». Золотыми буквами в историю Северо-Западного пароходства и входящих в его состав портов, судоремонтных заво-

дов, баз технического обслуживания флота могут быть вписаны имена таких выпускников инженерно-экономического факультета (ныне факультета экономики и финансов), как: Н. И. Семенов, В. А. Легостаев, Г. А. Васильев, А. Г. Гниренко, И. А. Тинкельман,

В. В. Иванов, В. М. Челноков, С. П. Ивчен-ков, В. С. Белов, В. П. Петров, А. Л. Мазо, Н. Ю. Каржин, Н. В. Андреев, Ю. Д. Ходунов и многих других.

Немалый исторический путь факультета экономики и финансов является поучительным, анализ событий которого дает возможность коллективу двигаться вперед, постоянно заботясь о неуклонном совершенствовании образовательного процесса во имя интересов отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.