Научная статья на тему 'Первый ректор университета'

Первый ректор университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / УНИВЕРСИТЕТ ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / ПЕРВЫЙ РЕКТОР / А. А. БЕТАНКУР / Н. В. БОБКОВ / Б. П. АРЕФЬЕВ / А. С. БУТОВ / A. A. BETANCOURT / H. V. BOBKOV / B. P AREFIEV / A. S. BUTOV / INSTITUTE OF WAYS OF COMMUNICATION / LENINGRAD INSTITUTE OF WATER TRANSPORT / UNIVERSITY OF WATERWAYS COMMUNICATION / THE FIRST RECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабурин В. А.

В статье изложены некоторые факты из истории Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций и биографии его первого ректора Анатолия Сергеевича Бутова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives some facts from the history of Saint-Petersburg State University of Waterway Communication and biography of its first rector Doctor of Technical Sciences, professor A. S. Butov.

Текст научной работы на тему «Первый ректор университета»

Выпуск 2

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

В. А. Бабурин,

канд. техн. наук, проф., СПГУВК

ПЕРВЫЙ ректор университета

THE FIRST RECTOR OF THE UNIVERSITY

В статье изложены некоторые факты из истории Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций и биографии его первого ректора Анатолия Сергеевича Бутова.

The article gives some facts from the history of Saint-Petersburg State University of Waterway Communication and biography of its first rector Doctor of Technical Sciences, professor A. S. Butov.

Ключевые слова: Институт путей сообщения, Ленинградский институт водного транспорта, университет водных коммуникаций, первый ректор, А. А. Бетанкур, Н. В. Бобков, Б. П. Арефьев, А. С. Бутов.

Key words: Institute of ways of communication, Leningrad institute of water transport, university of waterways communication, the first rector, A. A. Betancourt, H. V. Bobkov, B. P Arefiev, A. S. Butov

ЛЯ ТРАНСПОРТА России 2009 г. является юбилейным. 2 декабря исполняется 200 лет со дня подписания императором Александром I Манифеста «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в соответствии с которым учрежден Институт корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений, положивший начало систематическому профессиональному транспортному образованию в России и созданию на его основе впоследствии ряда транспортных вузов, одним из которых является Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.

Присвоение вузу статуса университета в 1993 г. было несомненным признанием заслуг коллектива Ленинградского института водного транспорта в деле подготовки высококвалифицированных кадров, научных разработок и результатов их внедрения на водном транспорте и в смежных отраслях, а также организаторской, научно-педагогической и общественной деятельности его ректора, президента Российской академии транспорта, профессора, доктора технических наук А. С. Бутова.

В 1993 г. университет осуществлял образовательную деятельность по 14 специальностям на семи факультетах. По всем фор-

Главное учебное здание Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций

мам, включая аспирантуру, обучалось около

5 тыс. человек. В последующие годы университет активно развивался: открывались новые специальности, рос контингент студентов, велась большая работа по подготовке научно-педагогических кадров. С 1994 по 2000 г. в университете было открыто 8 филиалов в различных регионах России, в 2000 г. присоединено Ленинградское речное училище, преобразованное в колледж инновационных технологий специалистов флота. Создан университетский комплекс, в котором к 2004 г.

на девяти факультетах по 24 специальностям обучалось более 10 тыс. человек.

Первым ректором университета водных коммуникаций был Анатолий Сергеевич Бутов. Всего же в истории вуза до сих пор было четыре первых ректора.

Эта статья о первом ректоре Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, профессоре, докторе технических наук, действительном члене Российской академии транспорта Бутове Анатолии Сергеевиче.

Августин Августинович БЕТАНКУР (1758-1824), первый ректор (1809-1823) — основатель Института путей сообщения

Борис Павлович АРЕФЬЕВ (1910-1997) Первый ректор (1959-1972) учебно -научного института — Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ), созданного путем объединения учебно го и научно-исследовательского институтов ЛИИВТа и ЦНИИРФа

Николай Владимирович БОБКОВ (1890-1964)

Первый ректор (1930-1937 и 1944-1959) отраслевого вуза — Ленинградского института инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), созданного на базе водного факультета Института путей сообщения

Анатолий Сергеевич БУТОВ (1939-2004)

Первый ректор (1993-2004) Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, созданного путем преобразования ЛИВТа

«

Всю свою сознательную жизнь я работал для России, делал и буду делать для нее все, что в моих силах... Я удовлетворен результатами и безмерно счастлив.

А. С. Бутов

»

Выпуск 2

Выпуск 2

Первого сентября 2009 г. исполняется 70 лет со дня рождения Анатолия Сергеевича Бутова, последние двенадцать с половиной лет своей жизни (04.02.1992-13.06.2004) проработавшего ректором Ленинградского института водного транспорта — Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

А. С. Бутов — волжанин. Родился в селе Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. Всю свою жизнь посвятил водному транспорту.

Ровесник Второй мировой, он на себе ощутил ужасы и трагические последствия Великой Отечественной войны: в 1941 г. семья осталась без кормильца, мальчик — без отца. Выживать помогала великая русская река — труженица Волга.

Мать — школьная учительница сумела привить сыну уважение к людям, труду и знаниям, любовь к литературе и истории. Профессиональный выбор был определен жизнью — детскими и школьными годами.

После окончания средней школы в 1956 г. Анатолий поступает в Саратовское училище речного флота и успешно оканчивает его в 1958 г. После окончания училища работает сначала рулевым, а потом в командной должности III штурмана на пассажирских судах Волжского речного пароходства. Надо сказать, что пассажирские перевозки на внутренних водных путях в те годы активно развивались, проектировались и строились новые суда, и работать в офицерской должности на этих судах было не только престижно, но и чрезвычайно ответственно.

В 1960 г. ищущий, стремящийся к знаниям юноша со своим приятелем и коллегой, тоже штурманом, Валерием Ветчинкиным оказывается на берегах Невы. Они подают документы в Ленинградский институт водного транспорта и успешно выдерживают вступительные экзамены, а их тогда было пять: русский язык и литература (сочине-■8 ние), две математики (письменно и устно), физика и иностранный язык. С 1 сентября штурманы становятся студентами инженерно-экономического факультета, Анатолий делает своеобразный подарок себе к 21-летию.

208]

Затем пять незабываемых, насыщенных студенческих лет, в течение которых, кроме учебы, занятия спортом (плавание, водное поло), комсомольская работа с романтикой стройотрядов, работа в научно-исследовательском секторе на кафедре организации перевозок. В эти годы Анатолий создает прекрасную семью, его избранницей становится лучшая студентка курса Валентина Малашкина.

В студенческие годы во время производственных практик Анатолий Бутов работает на великой сибирской реке Лене две навигации на руководящих должностях: в 1961 г. (после окончания I курса) — мастером погрузочно-разгрузочных работ в порту Осетрово (г. Усть -Кут), а после III курса в 1963 г. — помощником начальника грузового района порта в г. Якутске.

«Во время учебы в институте, — вспоминает однокурсница И. Филимонова (Фря-зинова), — Анатолий Бутов мечтал стать тем, кого сегодня называют топ-менеджером речного транспорта». Однако комиссия по распределению молодых специалистов в 1965 г. определила его судьбу, его профессиональное будущее иначе — он был распределен в должности инженера-исследователя на кафедру организации перевозок ЛИВТа, которую возглавлял доцент А. П. Ирхин, впоследствии — профессор, доктор технических наук. Александр Петрович в то время активно занимался разработкой и внедрением в практику эксплуатационной работы теории управления на водном транспорте и, естественно, в учебный процесс математических методов и вычислительной техники. Он требовал этого и от своих учеников, а Анатолий Бутов был одним из лучших его аспирантов. По рекомендации своего учителя аспирант Бутов поступает на двухгодичный курс для изучения прикладной математики в Ленинградский государственный университет. В своих диссертационных исследованиях занимается математическим и имитационным моделированием на ЭВМ транспортного процесса и составляющих его элементов. В 1973 г. блестяще защищает диссертацию «Экономико-математическое моделирование и оптимизация режимов работы линейного судоходства» на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Про-

должает с упоением заниматься наукой, ему присваивается звание старшего научного сотрудника. С 1974 г. начинает активную педагогическую деятельность в должности старшего преподавателя, а в 1976 г. — доцента.

Научные устремления А. С. Бутова были связаны с совершенствованием методов моделирования и оптимизации работы флота, внедрением ЭВМ на предприятиях речного транспорта. С 1976 по 1978 г. руководил поисковыми исследованиями в рамках творческого содружества с пароходством «Волготанкер», с 1980 г. — комплексными исследованиями по совершенствованию управления заграничными перевозками. Постоянный участник всесоюзных научно-технических конференций по применению вычислительной техники и математических методов на водном транспорте.

В 1982 г. назначается на должность начальника вычислительного центра пароходств Северо-Западного бассейна, становится генеральным конструктором «АСУ — Порт» Министерства речного флота и уже в новом статусе возвращается на р. Лена в порт Осет-рово как идеолог и разработчик автоматизированной системы управления. Знание порта, полученное еще студентом на производственной навигационной практике, очень пригодилось Анатолию Сергеевичу. Порт Осетрово в то время был одним из крупнейших речных портов мира по переработке генеральных грузов. Через него обеспечивалось транспортное обслуживание Якутии, части побережья Северного Ледовитого океана, Чукотки, Колымы и Магаданской области. В эти годы Анатолий Сергеевич проявил себя как специалист высочайшего класса и как выдающийся руководитель.

В 1988 г. ректор ЛИВТа доктор экономических наук, профессор В. А. Легостаев приглашает его на должность проректора с правом выбора направления деятельности: наука или учебная работа. В Министерстве речного флота А. С. Бутова утверждают в должности проректора по учебной работе, по сути — первым проректором вуза.

Новая захватывающая и чрезвычайно интересная для знающего, ответственного и дисциплинированного человека работа не прерывает научных исследований. В 1990 г.

Анатолий Сергеевич защищает в Москве докторскую диссертацию «Методические основы комплексной системы текущего и оперативного планирования работы флота». Решением ВАК при Совете Министров СССР от 28 июня 1991 г. А. С. Бутову присуждается ученая степень доктора технических наук, а в 1992 г. — ученое звание профессора.

С целью внедрения информационных технологий на основе АСУ в образовательный процесс и подготовку высококвалифицированных кадров этого профиля для отрасли в ЛИВТе (1990) создается кафедра автоматизированных систем управления на речном транспорте, которую возглавил А. С. Бутов. В июне 1994 г. она преобразуется в кафедру экономической информатики и эконометрии, а в 2001-м из нее выделяется кафедра прикладной информатики в экономике, которую возглавляет одна из лучших учениц Анатолия Сергеевича профессор, доктор экономических наук Людмила Николаевна Буянова. Кафедра получает новое название — кафедра эконометрии. В 2005 г., реализуя идеи профессора А. С. Бутова, она преобразуется в кафедру математического моделирования и эконометрии, заведующий кафедрой — проф.

В. А. Бабурин, научным руководителем кандидатской диссертации которого был также А. С. Бутов.

В феврале 1992 г. (после смерти Виктора Алексеевича Легостаева) проф. А. С. Бутов назначается исполняющим обязанности ректора ЛИВТа. На общем собрании работников, студентов и аспирантов вуза единогласно избирается ректором и утверждается в этой должности учредителем 10 марта.

Лидер со студенческих лет, Анатолий Сергеевич всегда имел активную жизненную позицию. Работоспособный, талантливый исследователь, даже будучи ректором и президентом Российской академии транспорта находил время для общения с молодежью не только на лекциях. Он передавал опыт молодым ученым и педагогам, беспокоился об их социально-экономическом положении, в трудные 1990-е гг. многое делал для его улучшения, был в курсе студенческих проблем, обеспечивал их решение. Способствовал развитию самоуправления, творчества и

Выпуск 2

Выпуск 2

досуга студентов. Большое внимание уделял становлению и развитию движения КВН в вузе, физической культуры и спорта. Команда КВН СПГУВК в эти годы была неоднократным чемпионом Санкт-Петербурга, студенты университета входили в состав сборной команды города — победителя Кубка Москвы, неоднократного финалиста игр международной лиги КВН «АМИК».

Команда КВН университета — чемпион Санкт-Петербурга в 1998-1999 гг.

В университете в эти годы учились победители и призеры чемпионатов мира и Европы, члены сборных команд России по полиатлону, натурбану (санки), настольному теннису, плаванию, парусному спорту.

Человек слова, Анатолий Сергеевич всегда выполнял свои обещания и принятые обязательства, способствовал решению задач и достижению поставленных целей другими на благо коллектива, заботился о материальном положении работников вуза. Благодаря его стараниям более 60 сотрудников университета улучшили свои жилищные условия.

В 1990-е гг. резко снизился выпуск специализированной технической и учебной литературы государственными издательствами. Вспоминая

об этом времени, Татьяна Васильевна Емельянова, многие годы возглавлявшая издательскую деятельность в университете, отмечает, что интерес Анатолия Сергеевича к книге (это было заложено матерью) вообще и к вузовскому книгоизданию в частности был огромен. В сложившейся с книгоизданием ситуации остро встал вопрос об обеспечении учебной и научно-технической литературой потребностей вуза, создании собственного производства. И Анатолий Сергеевич сделал для этого все необходимое. В 1992 г. вуз получил лицензию на право самостоятельного издания. В 1994 г. сдано в эксплуатацию долго строившееся здание для издательско-полиграфического центра, приобретено новое оборудование. Книги стали выпускаться на собственной полиграфической

базе: в 2004 г. типографией университета было выпущено 465 изданий, тогда как в 1992-1993 гг. — всего лишь 67.

Для обеспечения необходимого качества учебного процесса, проведения учебных практик для студентов гидротехнического и частично судоводительского факультетов произведена реконструкция геобазы в пос.

Толмачево на берегу реки Луги — вместо деревянных домиков построено и введено в эксплуатацию в 2003 г. трехэтажное кирпичное жилое здание — гостиница на 108 мест.

Геобаза университета в поселке Толмачево. Здание гостиницы

С теплотой, глубоким уважением и величайшей признательностью говорят об Анатолии Сергеевиче его многочисленные ученики, люди, которым довелось работать вместе с ним и под его началом.

Ирина Дмитриевна Шилкина (Филатова), дипломница А. С. Бутова, ныне доцент созданной им кафедры: «Возвращаясь ко времени, когда была возможность общаться с Анатолием Сергеевичем, вспоминаются прежде всего студенческие годы. И хотя мы уже были студентами III курса и успели “окунуться” в такие дисциплины, как программирование, экономическая кибернетика, математическая логика, встреча с А. С. Бутовым, читавшим курс “Управление флотом и портами”, определила нашу судьбу. Одних из нас полученные впечатления повергли в шок, других увлекли матметодами в экономике, математическим моделированием, матстатистикой на многие годы. Не все ученики Анатолия Сергеевича остались работать в институте и даже в системе речного флота, но те знания, а может быть, мироощущение и жизненная мудрость, которые мы впитывали при общении с ним, позволили выпускникам успешно трудиться в различных отраслях, в том числе далеких от речного транспорта.

Следующий период общения с А. С. Бутовым прошел в Вычислительном центре па-роходств Северо-Западного бассейна, куда по распределению пришла довольно большая группа выпускников инженерно-экономического факультета ЛИВТа, а незадолго до

этого начальником этого ВЦ был назначен Анатолий Сергеевич. Под впечатлением учебы и дипломного проектирования под руководством А. С. Бутова молодые специалисты рвались в аспирантуру в надежде реализовать желание заняться наукой. Анатолий Сергеевич настойчиво рекомендовал вначале поработать несколько лет — поближе, уже не со студенческой скамьи, познакомиться с речным транспортом, ощутить нужды и проблемы отрасли, а затем уже идти в аспирантуру. Эту жизненную мудрость мы оценили несколько лет спустя, когда, став аспирантами, не испытывали проблем общения с работниками предприятий речного транспорта и не выглядели в их глазах “чистыми теоретиками”.

Учеба в аспирантуре была самым интересным и полезным для нас периодом общения с А. С. Бутовым. Наверное, это отчасти было потому, что мы уже серьезно повзрослели, и общение с любимым Учителем проходило частенько в виде бесед и дискуссий, конечно же, не на равных, но с достаточно высоким взаимопониманием и уважением с его стороны к мыслям своих учеников. Он не давал прямых указаний, не навязывал своего мнения молодым коллегам-ученым, но порой случайно оброненная фраза или пометки на полях рукописи статьи или диссертации позволяли после месяцев тяжелых раздумий получить неплохой результат. Анатолий Сергеевич очень много времени тратил на своих учеников. Это было, как правило, поздними вечерами после его напряженного трудового дня начальника ВЦ, а впоследствии и первого проректора института. Но все его ученики терпеливо сносили часы ожидания в приемной с надеждой — обсудить новые мысли или узнать замечания по ранее отданным ему материалам. Когда он успевал все это прочитать! На полях всегда было много его пометок. Он все отрабатывал по полной программе и не терпел “халтуры” от нас, от него можно было получить взбучку за сданный на четверку один из кандидатских экзаменов или некачественно подготовленную, на наш взгляд, проходную, статью в малозначительном издании».

«Когда в 1987 г. вышла книга А. С. Бутова “Имитационное моделирование работы флота на ЭВМ”, я получил от автора экземп-

Выпуск 2

Выпуск 2

ляр книги с дарственной надписью, — вспоминает один из первых аспирантов А. С. Бутова Владимир Шилкин, — в ней Анатолий Сергеевич выразил надежду на мой “серьезный вклад в управление на речном транспорте”. Наверное, я не оправдал ожиданий Учите -ля, хотя защитил диссертацию и два года работал начальником вычислительного центра Северо-Западного речного пароходства. Но я горжусь тем, что моим Учителем был Анатолий Сергеевич Бутов».

Защитив диссертации, много лет работая в различных отраслях мы, ученики А. С. Бутова, теперь понимаем какого масштаба это была личность.

На нашем жизненном пути именно он был лучшим педагогом, Учителем с большой буквы; лучшим ученым, создавшим свою школу; лучшим руководителем, которого не только уважали, но и любили подчиненные.

А. С. Бутов — доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник транспорта России — много сделал для развития эксплуатационной науки на водном транспорте и внедрения результатов научных исследований в практику его работы. Будучи последователем своего учителя, доктора технических наук, профессора А. П. Ирхина, он является одним из основоположников внедрения методов математического моделирования на водном транспорте. Ему, в частности, принадлежит приоритет в разработке методологии и методики имитационного моделирования для нормирования продолжительности технологических операций и процессов на водном транспорте.

В научном архиве А. С. Бутова более 200 трудов: учебники, публикации на иност-

Фрагмент звездного небе с планетой «БУТОВ» в музее университета

ранных языках, сборники под его редакцией, авторское свидетельство, отчеты по научноисследовательским разработкам.

Величайшим человеческим качеством Анатолия Сергеевича было умение думать и заботиться о людях, уметь слушать и слышать. Он по достоинству оценивал и уважал знания других и, будучи уже крупным руководителем, мог сказать: «Ты в этом разбираешься лучше меня». Он был настоящим товарищем и преданным другом, с ним можно было «идти в разведку».

Лаборатория моделирования транспортного процесса им. проф. А. С. Бутова

О том, как много сделал профессор А. С. Бутов для отрасли и родного вуза напоминает сотрудникам и студентам университета созданная с участием спонсоров (ОАО «Завод имени А. А. Кулакова» и ОАО «Ленгипро-речтранс») при дизайнерском сопровождении проекта С. В. Курбатовым лаборатория инновационных методов обучения — Лаборатория моделирования транспортного процесса имени профессора А. С. Бутова, а о признании его общественных заслуг — малая планета № 13049, которой 24 июля 2002 г. присвоено имя Бутов.

Емко звучат строки из стихотворения «Товарищу Бутову — Человеку-планете», написанного доцентом кафедры технических средств судовождения и связи СПГУВК Ю. Вишневским.

Жизнь пароходов скоротечна:

Уходят с ними имена.

Планета «Бутов» — это вечно,

На все в России времена.

Выпуск 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.