Научная статья на тему 'Подготовка специалистов для водного транспорта России'

Подготовка специалистов для водного транспорта России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов для водного транспорта России»

ствии с санитарными нормами также требует дополнительных учебных площадей. В условиях демографического спада станет актуальной проблема размещения иногородних студентов. Это повлечет за собой необходимость расширения, модернизации и ремонта общежитий университета.

Сегодня мы снова поднимаем вопрос о необходимости строительства для университета нового учебно-лабораторного корпуса. Предпроектные проработки проводились еще в конце

80-х годов, однако в силу объективных причин эта работа не была доведена до конца. Хочется думать, что сейчас это время пришло.

В рейтинге вузов Минобразования за 2003 год наш университет поднялся с 88 на 73 место (из 175 технических и технологических вузов Российской Федерации). Я могу констатировать, что наш университет динамично развивается и имеет определенные перспективы для того, чтобы продолжить и сохранить эту тенденцию.

О. БЕЗЮКОВ, профессор, проректор по учебной работе

Россия - крупнейшая речная держава.

Протяженность ее внутренних водных путей составляет более 100 тыс. км, на которых расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в составе которых 110 судоходных шлюзов, гидроэлектростанции, насосные станции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски.

В России к 1975 г. была создана единая глубоководная система водных путей, связывающая все омывающие Европу моря. Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и на Дону.

В начале 90-х годов флот судов внутреннего и смешанного плавания России, самый крупный в мире, обеспечивал перевозку около 600 миллионов тонн различных народно-хозяйственных грузов. Речным транспортом перевозилось в тот же период свыше 140 млн. пассажиров, что значитель-

Подготовка специалистов для водного транспорта России

но выше аналогичных показателей других стран. Несмотря на снижение экономических показателей в 90-е годы, флот внутреннего и смешанного плавания России продолжает играть исключительно важную роль в транспортном обеспечении нашей страны.

Транспортная стратегия РФ предусматривает к 2015 году увеличение объема перевозок внутренним водным транспортом в два раза по сравнению с 2002 годом. Эту задачу невозможно решить без притока на предприятия отрасли молодых квалифици-

рованных кадров, в подготовке которых важную роль играет ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».

Университет представляет собой крупный учебно-научный комплекс, в составе которого гидротехнический, судомехани-ческий, судоводительский факультеты, факультеты экономики и финансов, портовой техники и электромеханики.

В ответ на запросы рынка образовательных услуг в последние годы в состав университета включен колледж, созданы юридический и гуманитарный факультеты и факультет информационных технологий, открыты 9 филиалов.

Учебный процесс обеспечивают 52 кафедры (в том числе 3 кафедры на профильных предприятиях ОАО «Канонерский СРЗ», ОАО «Балтийский ССЗ», Северо-Западная инспекция Российского Речного Регистра), на которых работают 32 академика (7,5% от общей численности преподавателей), 77 докторов наук, профессоров (18%), 230 кандидатов наук, доцентов (53%).

К учебному процессу привлекаются руководители крупнейших предприятий Северо-Западного региона, такие, как генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», д.т.н., проф., лауреат Государственной премии Кармазинов Ф.В., начальник ГБУ «Волго-Балт», к.т.н., проф. Клюев В.В, генеральный директор ОАО «Канонерский судоремонтный завод», д.т.н., проф. Вихров Н.М. и зам. генерального директора по экономике, д.т.н., проф. Шнуренко А.А., начальник Северо-Западной инспекции Российского Речного Регистра, к.т.н., проф. Фомин Н.Н. и другие.

Университет имеет хорошо оборудованные лаборатории, планетарий, десятки компьютерных классов, четыре общежития, два спортивных комплекса, здравпункт, базу отдыха, студенческое предприятие общественного питания, актовый зал.

Для приобретения навыков управления судном используется ряд судоводительских тренажеров, а также уникальный тре-

нажер глобальной морской спутниковой системы связи.

Более 10 лет тому назад разработаны и постоянно модернизируются тренажеры «Управление и швартовка судна на внутренних судоходных путях MMSIM» и «Редактор электронных карт внутренних судоходных путей SIMEDIT». В учебном процессе также используются тренажерные комплексы по управлению энергетическими установками судов внутреннего и смешанного плавания.

Фонды библиотек в настоящее время насчитывают свыше 900 тысяч томов учебной, научной, общественно-исторической и художественной литературы.

В университете уделяется большое внимание информатизации учебного процесса, доля компьютеров современных моделей увеличилась за последние 2 года с 45 до 67% от общего их количества. Постоянно обновляется и пополняется программно-информационное обеспечение.

В настоящее время к глобальной сети подключено 16 компьютерных классов и около 20 рабочих мест руководителей и специалистов вуза.

Университет занимает ведущее положение в подготовке высококвалифицированных специалистов, научных и педагогических кадров по всем направлениям деятельности водного транспорта. Общий контингент обучающихся (включая 9 филиалов) составляет свыше 10000 человек, в том числе по дневной форме обучается около 4500 человек.

В соответствии с действующей лицензией университет имеет право вести подготовку специалистов по14 специальностям среднего профессионального образования, 26 специальностям высшего профессионального образования инженерно-технического, экономического и гуманитарного профилей.

Шесть инженерных специальностей имеют Международный сертификат института Морских инженеров Великобритании.

Многоуровневая подготовка специалистов для водного транспорта позволяет рас-

ширить диапазон и формы обучения, создать структуру учебных подразделений, предоставляющих такой набор образовательных услуг, который обеспечивает преемственность образовательных программ, учитывающих специфику профессий, и позволяет на основе среднего профессионального образования получить высшее, в том числе по сокращенным и ускоренным программам.

С целью повышения конкурентоспособности университета и выпускников на внутреннем и международных рынках образовательных услуг и труда был пересмотрен перечень специальностей, существенно сокращен прием на не пользующиеся спросом специальности, открыты новые направления подготовки: по гуманитарным и социальный наукам - специальности «Юриспруденция», «Социология»; в группе специальностей Культура и искусство - специальности «Культурология» и «Реклама»; в группе Экономика и управление - специальности «Финансы и кредит», «Бухучет, анализ и аудит», «Антикризисное управление», «Налоги и налогообложение», «Государственное муниципальное управление», «Менеджмент организации»; в группе Информационная безопасность - специальность «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и др.

Открытие новых специальностей потребовало развития материально-технического обеспечения образовательной деятельности в университете. Так, Министерство транспорта РФ финансирует работы по реконструкции гидротехнической лаборатории им. профессора Тимонова. Практически заново создана геологическая база в поселке Толмачево Ленинградской области.

Значительную финансовую помощь в модернизации и укреплении учебно-лабораторной базы оказывают спонсоры. Благодаря ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» был произведен ремонт и оснащение современной мебелью и мультимедийной техникой лекционной аудитории и лабора-

тории имитационного моделирования на кафедре охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности.

Качество подготовки специалистов во многом определяет уровень вузовского книгоиздания. Эту задачу решает издательско-полиграфический центр университета. Только за 2004 год центром выпущено свыше 400 наименований учебно-методической литературы, в том числе учебники с грифом министерства: «Отечественная история», «Бизнес-планирование», «Налоги», «Теплотехника», «Интеллектуальные информационные системы».

Таким образом, ФГОУ ВПО СПГУВК уже сейчас функционирует как вертикально интегрированный научно-образовательный комплекс подготовки кадров в области водного транспорта и в смежных отраслях, состоящий из образовательных подразделений различных уровней. Его выпускники составляют 50% и более сотрудников с высшим образованием в организациях речного транспорта Северо-Запада России, в том числе и в ряде градообразующих предприятий Ленинградской, Вологодской областей и в республике Карелия.

Сложившаяся в университете к настоящему времени система подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием создает реальные условия для дальнейшего развития образовательных программ различного уровня, их адаптации к Европейской образовательной среде, повышения качества образования при одновременном сокращении сроков обучения студентов по ряду специальностей.

Подготовка кадров для портов (Е. АНДРИАНОВ, профессор, декан факультета портовой техники и электрооборудования береговых объектов)

Механизаторский факультет был образован в 1938 году в Ленинградском институте инженеров водного транспорта на базе механического факультета. Целью создания нового факультета - Механизации и обо-

рудования портов - являлась подготовка высококвалифицированных кадров для удовлетворения быстрорастущей потребности портов в специалистах по эксплуатации и механизации перегрузочных работ.

Основателями факультета по праву считаются профессора П.С. Козьмин и Н.Н. Емцов - известные российские ученые в области портовой перегрузочной техники. Первый выпуск инженеров пришелся на начало Великой Отечественной войны. К июню 1941 года с учетом подготовки инженеров-механизаторов на механическом факультете было выпущено 290 человек. В трудных условиях блокады г. Ленинграда небольшая оставшаяся часть факультета продолжала работать, и с 1942 по 1945 гг. было выпущено 17 инженеров. Активная работа факультета возобновилась в полной мере в 1944 году после возвращения сотрудников института из эвакуации.

Количество инженеров-механизаторов, подготовленных со дня основания института по 2004 год, составляет свыше 3500 человек, по электротехнической специальности подготовлено свыше 3000 человек. За этот же период кандидатские диссертации защитили: 87 чел. - по механизаторской специальности и 76 чел.- по электротехнической специальности; подготовлено 16 докторов наук. Среди выпускников - руководители Управлений Министерства транспорта РФ, начальники и главные инженеры портов, конструкторских бюро и заводов.

В настоящее время факультет готовит

инженеров по двум специальностям. Специальность 150900 - «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов» имеет две специализации. В рамках специализации «Транспортные перегрузочные комплексы» более подробно изучаются вопросы организационно-технологической деятельности морских и речных портов, методы рациональной эксплуатации гидрокомплексов, вопросы автоматизации перегрузочных процессов. По специализации «Эксплуатация терминалов для наливных грузов» особое внимание уделяется вопросам проектирования и эксплуатации оборудования для перегрузки наливных грузов, эксплуатации гидравлических транспортных систем, а также экологической безопасности. Подготовка кадров по специальности 150900 производится также в филиалах университета - в городах Выборге, Кронштадте, Мурманске, Екатеринбурге.

Выпускники факультета работают в речных и морских портах сменными и групповыми механиками, в монтажных организациях, на гидротехнических сооружениях, в проектных организациях по проектированию подъемно-транспортного оборудования. Специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» имеет специализацию - «Проектирование и эксплуатация электрооборудования объектов водного транспорта», где подробно изучаются вопросы управления электрохозяйством и энергоснабжения предприятий водного транспорта, проектирования электрооборудования предприятий и портов, а также систем автоматизации судоходных шлюзов и портовой перегрузочной техники. Подготовка кадров по специальности 180400 проводится также в филиалах университета (в Петрозаводске и Котласе). Выпускники работают в морских и речных портах инженерами-электриками, на судоремонтных заводах - линейными механиками по судовому электрооборудованию, инженерами-энергетиками на гидротехнических сооружениях.

Подготовка специалистов на факультете осуществляется кафедрами: «Подъемно-транспортные машины»; «Технология, эксплуатация и автоматизация работы портов»; «Электропривод и электрооборудование береговых установок»; «Теоретическая механика и основы проектирования»; «Прикладная геометрия и инженерная графика».

Юбилей факультета

(И. РАСТОРГУЕВ, доцент, декан

факультета экономики и финансов)

Факультет экономики и финансов является одним из старейших. Его история начинается с апреля 1934 г. как экономического факультета Ленинградского института инженеров водного транспорта.

Быстрому становлению инженерно-экономической специальности способствовало функционирование в институте эксплуатационного факультета, где был уже сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, в который входили такие ученые, как Звонков В.В. - основоположник диспетчерского управления движением речных судов, впоследствии член-корреспондент Академии наук СССР, Шашков З.А. - декан эксплуатационного факультета (1934-1938), в период Великой Отечественной войны - народный комиссар речного флота СССР и министр речного флота.

Первым деканом инженерно-экономического факультета был Толкачев Н.И., который сделал очень много для организации экономического образования в институте.

Можно с полной уверенностью сказать, что довоенные выпускники ин-женерно-эконо-мического факультета составляли и основной костяк экономистов речного и морского флота той поры.

С 1950 г. деканом факультета стал А.П. Ирхин - заведующий кафедрой организации перевозок. Он всегда стремился связать учебную подготовку студентов с практическими навыками управления транспортными процессами. В научной и педагогической деятельности профессор Ирхин широко внедрял математические методы исследования, активно боролся за применение современной вычислительной техники в управлении работой речного транспорта. По его инициативе и под его руководством в институте был создан учебный класс АСУ транспортным процессом.

До 1970 г. на факультете было всего две кафедры, хотя ими проводился весь объем дисциплин на факультете, а также выполнялись научные исследования, поэтому общая численность сотрудников составляла около 100 человек. Одну из них возглавлял профессор А.П. Ирхин, другую - экономики водного транспорта - профессор С.П. Бланк.

В дальнейшем на базе научно-педагогического потенциала факультета были созданы еще две специальные кафедры - коммерческой эксплуатации и научной организации труда. Первую из них возглавил доцент А.Н. Мацвейко, другую - профессор А.М. Казанцев. Расширение состава кафедр дало новый импульс развитию факультета, который позволил обогатить учебный процесс новыми дисциплинами, увеличить численность преподавателей, расширить спектр научной работы.

В 90-е годы на факультете шла интенсивная перестройка в связи с реформированием системы высшего образования в стране и необходимостью обеспечения речного транспорта специалистами в разных сферах экономической и управленческой деятельности.

Сегодня факультет экономики и финансов имеет в своем составе 12 кафедр и осуществляет подготовку по 8 специальностям высшего профессионального обучения. Общая численность студентов дневного отделения составляет около 1400 человек.

Гарантией качественного образования являются высочайшая квалификация профес-

сорско-преподавательского состава, многолетние традиции и современные информационные технологии, используемые в учебном процессе. Общее число штатных преподавателей факультета составляет 73 человека, из них 19 докторов наук и профессоров, в том числе 7 академиков РАТ; 33 доцента.

Факультет информационных технологий

(Ю. КУЛИБАНОВ, профессор, декан)

Один из самых молодых факультетов нашего университета был образован в 2000 году на базе электротехнического факультета. Его создание вызвано потребностями рынка труда и большим спросом на специалистов в области современных информационных технологий.

В настоящее время у нас ведется подготовка по трём специальностям: «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Прикладная математика и информатика», «Информационные системы и технологии».

Объектами профессиональной деятельности по специальности «Информационные системы и технологии» являются информационные сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации технических и программных средств информационных систем. Выпуск по этой специальности производился ещё в рамках электротехни-

ческого факультета, и именно она явилась базой для образования факультета.

Обучение по специальности «Прикладная математика и информатика» обеспечивает получение высшего образования, позволяющего использовать методы прикладной математики и компьютерной технологии в научных исследованиях, управлении, различных областях производственной и хозяйственной деятельности. Сферами профессиональной деятельности специалистов являются государственные органы управления, использующие в своей работе компьютерные технологии; государственные научно-исследовательские институты, применяющие методы математического моделирования для изучения естественнонаучных и социальных процессов; организации, использующие компьютерные технологии и методы прикладной математики в своей производственной, финансовой и исследовательской деятельности; учреждения систем высшего, среднего и среднего профессионального образования.

До 2004 года по этой специальности выпускались только бакалавры (после четырёхлетнего обучения), а теперь по истечении пяти лет выпускникам присваивается квалификация «системный программист».

В 2004 году произведён первый выпуск по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». Объектами деятельности выпускников являются автоматизированные системы обработки, хранения и передачи информации определённого уровня конфиденциальности, методы и средства обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем.

Выпускник по данной специальности является специалистом по «защите информации» и может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проект-но-конструкторскую; организационно-технологическую; эксплуатационную; организационно-управленческую.

Подготовка на факультете осуществляется семью кафедрами, из которых выпус-

кающими являются кафедры: вычислительных систем и информатики - зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Гаскаров Д.В.; прикладной математики - зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Голоскоков Д.П.; комплексного обеспечения информационной безопасности - зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Кулибанов Ю.М.; теоретической и общей электротехники - зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Сахаров В.В.; автоматики - зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Францев Р.Э.

Факультет располагает девятью компьютерными классами на 150 посадочных мест, двумя специализированными аудиториями, оборудованными мультимедийной техникой. Компьютерные классы факультета имеют постоянный выход в сеть Internet. Самая молодая кафедра нашего факультета - «Комплексное обеспечение информационной безопасности» - располагает специальной лабораторией с аппаратными средствами защиты информации («Гранит-8», «Пиранья» ST-031, SEL SP-61 «Катран М» и т.д.) и специальным программным обеспечением («Secret Net» и т.д.).

Выпускники, желающие посвятить себя научной и педагогической деятельности, продолжают обучение в аспирантуре и докторантуре. На факультете работает диссертационный совет, который принимает к защите кандидатские и докторские диссертации по специальности «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами».

Выпускники факультета работают в таких организациях, как НИИ «Вектор», НПО «Аврора», ЦНИИ им. академика Крылова, НПО «Меридиан», «Техприбор», в подразделениях МВД и ФСБ, на таможне.

Дополнительное профессиональное образование (П. СЕМЕНОВ, профессор, декан факультета)

Для осуществления образовательных программ дополнительного профессионального образования специалистов с целью повышения их профессиональных знаний, совершенство-

вания деловых качеств, подготовки к выполнению новых трудовых функций в составе Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций организован факультет дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Задачами факультета ДПО являются:

• повышение квалификации и профессиональная переподготовка плавсостава морского и речного флота согласно требованиям международных конвенций и других нормативных актов по дипломированию и аттестации специалистов;

• повышение профессиональных знаний и деловых качеств специалистов предприятий водного транспорта и других отраслей с учетом достижений в соответствующих видах деятельности, науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта;

• переподготовка специалистов со средним профессиональным и высшим образованием для получения ими новой специальности на базе и в рамках имеющегося образования.

В соответствии с поставленными задачами основными формами обучения являются:

• курсы повышения квалификации специалистов предприятий и флота;

• всесторонняя тренажерная подготовка командного состава речных и морских судов;

• профессиональная переподготовка специалистов по аккредитованным специальностям;

• научно-технические семинары и конференции по проблемам водного транспорта.

Всего факультетом реализуются ежегодно до 60 программ объемом от 72 до 600 аудиторных

часов. За период 2000-2003 гг. среднее количество специалистов, проходящих подготовку по факультету ДПО, составляет от 2000 до 3500 человек ежегодно. Для выполнения указанного объема работ факультетом привлекаются до 200 преподавателей высшей квалификации, в том числе ведущие и главные специалисты таких крупных организаций, как «Морская администрация порта С.-Петербург», Морской Регистр Судоходства, Российский Речной Регистр, ОАО «Северо-Западный флот» и ряда других предприятий.

Большой поток слушателей связан с дополнительной подготовкой плавсостава, в основе которой, как правило, лежит работа на тренажёре. Для этих целей университетом развернут ряд тренажерных центров, таких, как «Подготовка операторов глобальной системы спутниковой связи ГМССБ», «Использование радиолокационных станций», «Маневрирование и управление судном», «Электронная картография», «Управление и обслуживание судовых энергетических установок (СЭУ)». С января 2004 года функционирует тренажерный центр «Охрана судов и портовых средств», позволяющий обеспечить со стороны России выполнение требований Международного кодекса, связанного с усилением борьбы с терроризмом.

Учитывая значительный износ эксплуатируемого оборудования, факультет проводит обучение специалистов по ряду программ, связанных с дефектацией корпусов судов, механизмов гидротехнических сооружений, различного судового оборудования с использованием современных методов оценки износа.

Особый интерес представляют реализуемые программы профессиональной переподготовки объемом, как правило, 550-600 аудиторных часов. Среди наиболее востребованных можно выделить следующие программы:

• «Экономика и управление на предприятии» для специалистов с базовым техническим образованием;

• «Юриспруденция» с коммерческо-

правовой специализацией для специалистов с экономическим образованием;

• «Антикризисное управление» в сочетании с подготовкой арбитражных управляющих I и II уровней;

• «Эксплуатация судовых энергетических установок» с правом дальнейшего рабочего дипломирования.

Дальнейшее развитие факультета ДПО связано со следующими направлениями.

1. Расширение сферы охвата специалистов Северо-Западного федерального округа как за счет работы в филиалах университета (гг. Выборг, Мурманск, Котлас, Петрозаводск), так и путем организации выездных занятий на крупных транспортных предприятиях и в судоходных компаниях.

2. Использование по ряду программ дистанционных форм обучения.

3. Модернизация существующей тренажерной базы для расширения ее функциональных возможностей.

4. Разработка и реализация программ по дополнительной подготовке специалистов, связанных с охраной объектов водного транспорта и гидротехнических сооружений от террористических актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Более широкое освоение программ ДПО гуманитарного профиля: туризм и реклама на водном транспорте, экономика и управление в гостиничном хозяйстве, обучение русскому языку представителей иностранных судоходных компаний.

Кардинально и однозначно изменить ситуацию в области повышения квалификации специалистов водного транспорта должен соответствующий приказ Минтранса России, который регламентировал бы периодичность обязательного повышения квалификации специалистами разного уровня ответственности.

Гуманитарное образование (Т. КОРЕЗИНА, доцент, декан гуманитарного факультета)

Развитие гуманитарного образования в техническом университете расширяет возможности образовательного процесса, на-

правленные на становление личности человека, его духовно-нравственных и интеллектуально-творческих качеств, способствует укреплению статуса университета как высшего учебного заведения, создающего необходимые условия для получения современного качественного образования путем интеграции различных отраслей знания и их взаимного обогащения.

Решая эту задачу, университет создал в 2000 году гуманитарный факультет, который осуществляет подготовку специалистов по четырем новым специальностям: 020600 «Культурология», 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства», 350700 «Реклама».

Открытие этих специальностей продиктовано реальной необходимостью в специалистах данного профиля, значительно возросшим спросом на образовательные услуги, ростом конкуренции в образовательном пространстве, в том числе и появлением большого числа негосударственных вузов.

Учитывая специфику университета как транспортного вуза, факультет включил в свои учебные планы специализации, связанные с транспортной направленностью. Например, специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» имеет специализацию «Организация туризма на водном

транспорте», специальность 020600 «Культурология» - специализацию «Культурологическое обеспечение международного туризма на транспорте».

Основополагающими задачами успешного развития гуманитарного факультета являются:

• качество образования;

• научно-методическое обеспечение учебного процесса, отвечающее современным требованиям;

• научно-исследовательская работа, направленная на качественное обновление подготовки специалистов университетского уровня;

• воспитательная работа, цель которой - разностороннее гармоничное развитие личности, ориентированной на традиции отечественной и мировой культуры;

• международное сотрудничество;

• повышение квалификации, подготовка и переподготовка научно-педагогических и управленческих кадров.

Естественно, что при решении основных задач возникает много дополнительных проблем, которые необходимо решать параллельно с основными. Например, качество обучения можно обеспечить, решая в комплексе и вышеобозначенные задачи, и проблемы материально-технического оснащения учебного процесса, внедряя современные информационные и инновационные технологии, используя компьютерную и мультимедийную технику современного уровня, что требует определенных материальных вложений. Однако только при реализации такого рода мероприятий университет может быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

В рамках дополнительного профессионального образования факультет может решать задачу получения второго высшего образования, переподготовки научно-педагогических кадров, управленческих кадров, проведения краткосрочных авторских семинаров.

Факультет активно включился в научно-исследовательскую деятельность университета, участвуя в научно-практических кон-

ференциях профессорско-преподавательского состава, а также в научных конференциях студентов и аспирантов.

Санкт-Петербург, один из крупнейших культурно-туристических центров мирового значения, постоянно испытывает потребность в профессиональных кадрах, способных обеспечить не только высокую культуру приема и обслуживания туристов, но и ознакомить с уникальными достопримечательностями города, сокровищами мирового искусства.

Как показывает практика, студенты гуманитарного факультета способны занять достойное место в сфере культурно-туристического бизнеса и в смежных с ним областях деятельности.

Международные студенческие контакты

(Ю. ПЕРЕВЯЗКИН, профессор, декан гидротехнического факультета)

Подписание Договора об учебном, научном и культурном сотрудничестве с техническим университетом г. Киля (Fachhochschule Kiel, FH Kiel) в 2002 году положило начало тесным прямым контактам между архитектурно-строительным факультетом FH Kiel и гидротехническим факультетом (ГТФ) СПГУВКа. Конкретная реализация сотрудничества в области образования успешно осуществлена на состоявшихся встречах российских и немецких студентов, организованных под руководством профессора, доктора-инженера Райнхарда Дикма-на и декана ГТФ, профессора Ю. Перевяз-кина.

Первая встреча состоялась в мае 2003 года в г. Санкт-Петербурге. В СПГУВКе был проведен международный российско-немецкий студенческий семинар на тему, актуальную как для России, так и для Германии, - «Наводнения: история, причины, инженерная защита». В работе семинара приняли участие ведущие профессора ГТФ: заведующий кафедрой ГТС, КиГ, д.т.н. Гапеев А.М.; заведующий кафедрой ВПиВИ, д.т.н. Гладков Г.Л.;

заведующий кафедрой ОВРиБЖ, д.т.н. Зуб-рилов С.П.; д.т.н. Колосов М.А. - кафедра ГТС, КиГ; заместитель декана ГТФ, доцент, к.т.н. Головков С.А. Значительную помощь в преодолении языкового барьера оказали переводчики: инженер П. Штоббе (FH Kiel) и Д.А. Шишкина (СПГУВК).

Обсуждения и дискуссии в процессе работы семинара способствовали развитию у студентов навыков общения с коллегами по профессии из других стран. В рамках семинара были организованы экскурсии в г. Кронштадт, с посещением комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений; в Государственный гидрологический институт для ознакомления с модельными исследованиями катастрофических наводнений на р. Лене; в Санкт-Петербургский морской торговый порт, с осмотром контейнерного терминала и района перегрузки минеральных удобрений; на строительство ван-тового моста через Неву. В культурную программу семинара вошли автобусная экскурсия по городу, посещение Екатерининского дворца в г. Пушкине, цирка, Консерватории им. Римского-Корса-кова, катание на теплоходе по рекам и каналам г. Санкт-Петербурга.

В мае 2004 года восемь студентов третьего и четвертого курсов во главе с деканом ГТФ посетили FH Kiel с ответным визитом. Студенты были приглашены в Германию на проведение учебно-лабораторного практикума «Гидравлика русел».

После теплой встречи в аэропорту г. Гамбурга состоялся переезд в курортный город Эккернферде, где расположен архитектурно-строительный факультет FH Kiel. На торжественном собрании, посвященном

началу совместного немецко-российского практикума, с приветствиями и пожеланиями успешной работы выступили представитель по высшему образованию, член Хри-стианско-демократической партии Германии Йост де Йагер, проректор по международным связям FH Kiel и декан факультета господин Офферман.

Программа практикума предусматривала доклад профессора Р. Дикмана и выступления российских студентов М. Бариновой, С. Бударина, Т. Максимовой и Д. Темкина по вопросам гидравлики русел. Участникам практикума были предложены экскурсии по ряду гидротехнических водохозяйственных объектов, посещение института инженерных исследований водных путей BAW в г. Гамбурге, встреча с владельцем и руководителем частной немецкой строительной фирмы графом фон Герстоффом.

Состоявшиеся встречи не только заложили фундамент в добрые отношения между студентами и преподавателями наших вузов, но и внесли существенный вклад в дело укрепления международных связей между Российской Федерацией и Германией.

По предложению ректора FH Kiel Рай-мерса в настоящее время прорабатывается вопрос о сотрудничестве с другими факультетами: судомеханическим СПГУВКа и машиностроительным FH Kiel, факультетом экономики и финансов СПГУВКа и экономическим факультетом FH Kiel.

В мае 2005 года мы ждем группу немецких студентов и надеемся, что дружеские контакты теперь будут регулярными.

Обучение иностранных граждан (С. БАРЫШНИКОВ, профессор, директор Центра)

Первые иностранные учащиеся в нашем университете появились в 80-х годах прошлого века. Это были граждане стран социалистического лагеря и других дружественных государств. В рамках помощи развивающимся странам к нам на гидротехнический факультет были направлены по государственной линии первые иностранные

учащиеся. Для работы с ними в деканате гидротехнического факультета была введена должность заместителя декана по работе с иностранными студентами.

Затем, с ростом числа учащихся, был образован деканат по работе с иностранными студентами. В это время их обучалось около пятидесяти человек. Приезжавшие по направлению государств и коммунистических партий студенты проходили у себя дома конкурсный отбор среди большого числа претендентов, поэтому обучение проходило без особых проблем и основное внимание уделялось воспитательной работе.

В 1999 году на базе деканата по работе с иностранными студентами был образован Центр образовательных услуг для иностранных учащихся. Большие перемены в стране и динамично развивающиеся экономические отношения нового типа потребовали обновления форм работы по набору и обучению иностранцев. Появились понятия «ближнее» и «дальнее» зарубежье.

Сейчас в нашем университете обучается ежегодно около четырехсот человек из 38 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Больше всего к нам приезжают из Туниса, Марокко, Индии, Сирии, Танзании. Из стран ближнего зарубежья много представителей Туркменистана, Грузии, Армении, стран Балтии.

Пять сотрудников Центра в настоящее время занимаются всеми проблемами, связанными с пребыванием иностранных учащихся в университете. Это - изучение политической обстановки в различных странах и регионах, маркетинг, связи с контролирующими и правоохранительными органами, вопросы здравоохранения и страхования, регистрация в паспортно-визовой службе и прописка по месту жительства, оформление приглашений на учёбу и виз, заключение договоров, отслеживание оплаты за обучение, решение вопросов по расселению и проживанию в общежитиях, контроль за обучением студентов, организация занятий на подготовительном отделении, ра-

бота в приёмной комиссии, воспитательная работа и др.

Большое внимание уделяется адаптации вновь приезжающих молодых людей - не только к климату, но и к условиям проживания в нашей стране. Так, многие из приезжающих не умеют готовить еду, что является немалой проблемой для иностранцев. Опыт показывает, что студенты очень быстро привыкают к новым условиям, и иногда даже «холодно» смотреть, когда зимой они ходят по университету в рубашках с короткими рукавами.

Самые большие сложности учебно-психологического характера возникают на подготовительном отделении. Помимо обычных проблем, связанных с пребыванием в чужом государстве, возникают трудности специфического характера: привыкание к новому расписанию, иная система оценок знаний, переход от иероглифов к алфавиту у китайцев, переучивание арабов писать слева направо и др.

На подготовительном отделении обучение делится на два семестра. В первом изучается только русский язык - основной курс и язык науки. Во втором в меньшем объеме дается русский язык, а дополнительно, в зависимости от направления (гуманитарное или техническое), добавляются спецпредметы - математика, физика, информатика, страноведение и другие.

После окончания подготовительного отделения абитуриенты в облегченном виде проходят вступительные испытания и зачисляются на соответствующие факультеты. Наиболее востребованными у граждан ближнего зарубежья являются экономические специальности и юриспруденция. Студенты из дальнего зарубежья больше интересуются техническими (судовождение, судовые энергетические установки, электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов и т.п.).

Большое внимание мы уделяем и работе с нашими выпускниками. Очень приятно получить письмо с информацией о том, что наш выпускник получил хорошую долж-

ность у себя на родине и уверенно продвигается по служебной лестнице.

Высшее образование без отрыва от производства и места жительства (В. БАБУРИН, профессор, проректор по вечерне-заочному и региональному обучению; А. БУЧИНСКИЙ, декан факультета регионального и дистанционного обучения; О. ЛИХОДЕЙ, доцент,, декан факультета вечерне-заочного обучения,)

Подготовка специалистов с высшим образованием без отрыва от производства в нашем вузе имеет почти семидесятилетнюю историю, когда в Ленинградском институте инженеров водного транспорта был организован сектор заочного обучения. В 1938 г. сектор заочного обучения был преобразован в факультет заочного обучения, на котором началась подготовка инженерных кадров по тем же специальностям, что и на факультетах очного обучения, а именно по гидротехнической, механизаторской и эксплуатационной. Заочная форма подготовки в институте осуществлялась и в военные годы, правда в весьма ограниченном объеме. Первый выпуск инженеров, подготовленных без отрыва от производства, состоялся в 1946 г.

В послевоенные годы ощущалась большая потребность в инженерных кадрах для водно-транспортной отрасли, что обусловило существенное развитие структуры заочного отделения института. В 1950 г. были образованы учебно-консультационные пункты (УКП) института в Ленинграде и Киеве, а в 1954 г. - в Москве. В конце 50-х годов с целью подготовки кадров высшей квалификации для предприятия водного транспорта Северо-Западного региона созданы УКП в Белоруссии (г. Гомель) и в г. Котласе в параллель с Лимендским речным училищем. К этому времени сложилась такая структура приема в институт, при которой количество студентов, зачисляемых на 1 курс заочного отделения, превышало прием на очное отделение. Это предопределило необходимость

дальнейшего совершенствования организационной структуры заочного отделения. Московский и Киевский УКП «переросли» статус консультационных пунктов и были преобразованы в факультеты.

Четыре года спустя Московский факультет преобразован в филиал института (МОФ ЛИВТ'а). В эти же годы созданы Петрозаводский УКП и опорные учебные пункты заочных факультетов в местах концентрации речников - в городах Архангельске, Пинске, Череповце, а позже - в Пет-рокрепости (Шлиссельбурге) и Днепропетровске. В 1968 г. создан заочный факультет с учебными пунктами при пароходствах: Северо-Западном речном, Беломорско-Онежском, Северном речном, Верхне-Днеп-ровском Главного управления речного флота Белоруссии.

Таким образом, в 60-е годы в нашем вузе была создана совершенная организационная структура подготовки специалистов для водного транспорта без отрыва от производства, главной целью которой было приближение мест обучения к месту работы и проживания работников отрасли. Такая система обучения имела весьма важное социальное значение (студенты-заочники не отрывались не только от производства, но и от семей), а также позволила существенно повысить качество обучения, приблизив заочную форму к очной за счет организации учебного процесса в вечернее (послера-бочее) время, тем самым предоставив возможность более тесного контакта студентов с преподавателем.

В 1980 г. МОФ ЛИВТ'а был выделен в самостоятельный институт (ныне Московская государственная академия водного транспорта), а на базе Киевского заочного факультета ЛИВТ'а теперь действует Киевская государственная академия водного транспорта.

В настоящее время в университете обучаются 1200 студентов по заочной форме и 1000 студентов - вечерней.

Наряду с традиционными специальностями, отражающими профиль вуза («Су-

довые энергетические установки», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и транспортных терминалов», «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов», «Судовождение», «Гидротехническое строительство», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»), без отрыва от производства ведется подготовка специалистов в области экономики - «Антикризисное управление», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит». Подготовка по специальности «Экономика и управление на предприятии» идет по отраслям: экономика и управление на предприятии промышленном; экономика и управление на предприятии водного транспорта; экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства.

Обучение по специальностям гуманитарно-управленческого профиля: «Юриспруденция», «Государственное муниципальное управление», «Реклама» - призвано готовить кадры специалистов, профессионально ориентированных для работы на предприятиях, учреждениях водного транспорта или обслуживающих и представляющих их интересы.

Студенты, обучающиеся без отрыва от производства, имеют возможность осваивать сокращенные и ускоренные программы, а также учиться по индивидуальному графику.

В последние годы произошли значительные изменения в формах, технологии и структуре системы обучения без отрыва от производства. В соответствии с законодательством Российской Федерации с 1998 г. прекращена деятельность учебно-консультационных и других учебных пунктов вузов; было установлено, что подразделениями вузов в регионах могут быть представительства или филиалы. По этой причине университет пошел по пути преобразования УКП в филиалы с целью предоставления больших возможностей работающим для получения полноценно-

го образования. В настоящее время СПГУВК имеет следующие филиалы: Балтийский, Волго-Балтийский, Воронежский, Выборгский, Котласский, Мурманский, Нерюнгринский, Петрозаводский, Уральский, в которых обучаются свыше 4000 человек. Для координации деятельности филиалов и внедрения новых технологий обучения в университете создан факультет регионального и дистанционного обучения, на базе которого создается новая технология образовательного процесса на основе современных информационно-сетевых структур.

Интеграция образовательных уровней

(О. ЕРЕМИНА, директор Колледжа инновационных технологий специалистов флота)

В январе 2000 г. на основании решений Министерства транспорта и Правительства РФ в состав университета путем реорганизации (в форме присоединения) вошло бывшее Санкт-Петербургское речное училище - ныне Колледж инновационных технологий специалистов флота. Учитывая критическое состояние училища на момент объединения, на первом этапе стояла задача реанимации учебного заведения по основным направлениям жизнедеятельности: ремон-тно-восстановительные работы, материально-техническое и учебно-методическое оснащение, подбор кадров и воссоздание структуры, позволяющей сохранить специфику среднего профессионального учебного заведения, осуществляющего подготовку плавсостава.

Сегодня эти задачи, в целом, можно считать решенными, а это значит - возможен переход к решению более сложных задач -интеграции, непосредственно связанной с внутренней перестройкой самого образовательного комплекса. В настоящий момент сделаны попытки интеграции по отдельным профессиональным направлениям (судовождение и судомеханика), а также отдельным структурным подразделениям (бухгал-

терия, отдел кадров, хозяйственные службы). Но, к сожалению, это не дало желаемых результатов на практике. Нужны не частичные объединительные процедуры, а обдуманный подход в вопросах глобального переструктурирования внутри самой системы профессиональной подготовки кадров. Представляется, что именно в условиях полифункционального, многоуровневого учебного заведения удастся оптимально использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы благодаря гибкости входящих в комплекс учебных заведений.

Практика выявила ряд проблем и противоречий, которые требуют своего разрешения. К ним можно отнести, прежде всего, проблему «иерархии» учебных заведений. Традиционно сложилось, что при объединениях подобного рода диктатура при разрешении многих вопросов остается за учебным заведением, чей уровень подготовки выше, что в корне мешает созданию оптимально-совершенной многоуровневой образовательной системы. Для обеспечения же эффективности этого процесса целесообразно обобщить и проанализировать не только собственный опыт, но и опыт других образовательных комплексов, включая механизм их подчиненности, управления и финансирования, разработать пути и способы разрешения имеющихся противоречий, сдерживающих развитие непрерывного образования, отобрать наиболее эффективные модели.

Проблемными областями в комплексе решений вопросов интеграции разноуровневых учебных заведений (колледж - университет) являются организационная и содержательная базы интеграционных процессов. В данном случае возможны три подхода к процессу интеграции.

1. На основе уже сложившихся элементов интеграционных связей и взаимного интереса руководства и работников образовательных учреждений.

2. На базе содержательного анализа программ обучения и наличия в них аналогичных или близких элементов.

3. На основе классификаторов направлений подготовки специалистов.

Таким образом, интеграционные процессы сопряжены прежде всего с интеграцией образовательных структур, и каким бы способом они ни осуществлялись, неизбежно влекут за собой интеграцию уровней и направлений подготовки, а те, в свою очередь, интеграцию учебных планов и программ по отдельным специальностям. На сегодняшний день уже можно определить, к каким основным проблемам и последствиям приведут эти взаимосвязанные процессы: изменению контрольных цифр приема с учетом непрерывности обучения, подбору оптимальных методик преподавания на ступенях СПО и ВПО, созданию единой учебно-методической базы непрерывной подготовки кадров.

Эффективное решение вышеуказанных проблем позволит:

• произвести концентрацию ресурсов на стратегически важных направлениях (это относится и к направлениям подготовки специалистов, и к направлениям деятельности учебного заведения в целом: увеличению доли рынка образовательных услуг, выходу на новые рынки и т.п.);

• усилить устойчивость и управляемость университетского комплекса в условиях нестабильной внешней среды, а также степень гарантированности предоставления качественных образовательных услуг;

• повысить экономичность образовательной системы в регионе в связи с так называемым эффектом масштаба.

Совершенно очевидно, что поиск подходов к осуществлению вертикальной интеграции учебных заведений на базе СПГУВКбудет продолжаться и набирать новые обороты.

Сотрудничество с Федеральным институтом водного строительства Германии (М. ЖУРАВЛЕВ, доцент)

Сотрудничество Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций с Федеральным институтом водного строительства Германии началось

с 1993 года, когда был осуществлен первый обмен стажёрами между нашими институтами.

Опыт показал, что такая форма сотрудничества целесообразна, а установленные научные контакты могут привести к получению полезных результатов для обеих сторон. Обмен информационными материалами позволил восполнить пробелы по ознакомлению с научными достижениями друг друга и оценить уровень и качество научных разработок. По ряду проблем научные исследования проводятся обеими сторонами, поэтому стало возможным проведение совместных исследований и участие специалистов другой стороны в разработке конкретных проектов для нужд речного транспорта в Германии и в России.

В последнее время наша совместная работа ведется по трем основным направлениям: гидротехника, строительная техника и геотехника.

Наиболее продуктивные результаты получены совместными усилиями по разделу гидротехники. Установились плодотворные контакты между специалистами СПГУВК и БАВ. Ежегодно проводятся встречи экспертов, обмены специалистами, стажировки.

Совместные исследования проводятся по следующим темам: «Шлюзы со средним и высоким напором», «Математические модели речной морфологии».

В настоящее время завершен очередной этап совместной работы по проблеме оценки гидравлических сопротивлений в естественных руслах. Для этого немецкой стороной были подготовлены и переданы на кафедру ВПиВИ необходимые исходные данные.

В результате обмена информацией немецкая сторона приняла для реализации в системе наполнения строящегося шлюза Юль-цен-П предложения СПГУВК по замене колесных опор плоских затворов на опоры скольжения. Такие опоры успешно эксплуатируются на судоходных шлюзах России.

Немецкая сторона проявила интерес к

российской методике расчета железобетонных стен судоходных шлюзов. В настоящее время кафедра ГТС, КиГ готовит для отдела строительной техники БАВ пример расчета шлюза, раскрывающий методический подход, принятый в российской практике.

В области фильтрационных исследований российские специалисты приняли для использования немецкий метод исследования фильтрационного режима по замерам температуры фильтрующей воды.

Десятилетний опыт нашего сотрудничества приносит конкретные результаты обеим сторонам. На современном этапе в связи с интенсивным развитием информационных технологий в области коммуникаций эта деятельность может получить новый импульс и новые формы своего развития.

На наш взгляд было бы целесообразным общими усилиями активизировать работу по различного рода конкурсам и грантам, финансируемым международными общественными организациями и фондами. Для этого к настоящему времени между нашими и немецкими специалистами установлены деловые контакты и тесные связи; имеется необходимый творческий потенциал и техническое оснащение для выполнения таких проектов.

Реализация программы сотрудничества позволит создать условия для совместной подготовки профессиональных кадров, которые будут в большей степени адаптированы к современной практике и в дальнейшем смогут принимать участие в выполнении совместных проектов и научных разработок для нужд водного транспорта России и Германии.

Имеющийся опыт сотрудничества между Федеральным институтом водного строительства и Санкт-Петербургскимгосударственным университетомводных коммуникаций показал его высокую эффективность как для развития науки, так и для практики эксплуатации судоходных сооружений и водных путей.

Деятельность университета в условиях ограниченного бюджетного финансирования (М. САВЕЛЬЕВА, начальник службы; С. ТАРАНУХА, начальник отдела)

Происходящее на наших глазах реформирование системы образования требует качественного изменения подходов к управлению образовательными учреждениями. Проблемы Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций, как и всей высшей школы России, заключаются, в том числе, и в противоречии между возросшим запросом на образовательные услуги, потребностью в активных, творческих, высокопрофессиональных кадрах и объективной нехваткой государственных средств для обеспечения современного качественного образования.

Функционирование в условиях хронического бюджетного недофинансирования заставило коллектив университета искать пути, позволяющие сохранить высококвалифицированные кадры, совершенствовать материально-техническую базу, создать основы для дальнейшего поступательного развития университета в целом.

На данном этапе стратегической целью вуза является создание гибкой,адаптивной университетской системы, способной к саморазвитию и выживанию в условиях модернизации образования.

Достижение этой цели требует расширения финансирования за счет привлечения и эффективного, целенаправленного использования дополнительных внебюджетных средств. К внебюджетным источникам финансирования относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• средства, полученные за обучение студентов, принятых сверх плана приема на договорной основе с полной оплатой обучения;

• средства, полученные от платных образовательных услуг;

• средства, поступающие от осуществления различных видов деятельности в рамках Устава университета;

• добровольные пожертвования и

взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, и др.

В структуре внебюджетных средств большую часть занимает доход от платного обучения студентов. Поэтому в условиях уже наступающего демографического спада одной из главных задач вуза становится активное привлечение абитуриентов на платное обучение.

Среди мероприятий, позволяющих привлекать дополнительные средства, можно выделить следующие.

• Формирование и стабильное функционирование университетского комплекса, позволяющего реализовать непрерывную подготовку специалистов.

Именно система непрерывного образования предоставляет каждому человеку возможность удовлетворить личностные профессионально-образовательные потребности и интересы, адаптироваться к существующей и защитить себя в изменяющейся социальной среде.

Интеграция в рамках университетского комплекса Колледжа инновационных технологий специалистов флота, Печорского, Котласского и Петрозаводского речных училищ, а также сети филиалов университета позволит выстроить вертикальную цепь «учреждение НПО - учреждение СПО -учреждение ВПО - предприятие». Обучающиеся могут выбирать желаемый или возможный уровень квалификации и образования, при необходимости прерывать обучение после окончания любой ступени и получать документ, подтверждающий полученную квалификацию, видеть на каждом этапе обучения перспективы профессионального роста.

• Систематическое осуществление комплекса мероприятий по продвижению университета на рынке образовательных услуг (адресная реклама, связи с общественностью, прямой маркетинг рынков образовательных услуг и труда, выставки, Интернет-сайты).

• Активное расширение профориента-ционной работы, заключение договоров со школами о совместной деятельности, направ-

ленной на создание профильных классов экономического, информационного и гуманитарного профиля и кооперацию старшей ступени школы по специальностям колледжа и университета; введение в программу подготовительных курсов факультета довузовского образования курса лекций «Введение в специальности университета», профориентаци-онного тестирования, психологического тренинга «Как подготовиться к экзамену».

• Расширение спектра сокращенных программ для лиц со средним профессиональным образованием; использование экстерната для обучения лиц с высшим образованием.

• Организация и проведение переаттестации студентов из неаккредитованных вузов с дальнейшей их государственной аттестацией.

• Расширение сети филиалов, открытие представительств в разных регионах России и создание условий для их эффективного функционирования.

• Разработка и реализация программ присвоения дополнительных квалификаций в период освоения студентами университета основных образовательных программ ВПО.

Надо отметить, что внебюджетное обучение или оказание дополнительных платных услуг не являются самоцелью или данью моде. Прежде всего - это дополнительный источник денежных средств, позволяющий поощрять преподавателей и студентов, стимулировать их педагогическую и научную деятельность, поддерживать их социальный статус. На сегодняшний день этой деятельностью занимаются несколько подразделений университета: Управление внебюджетного образования и развития, Центр образовательных услуг для иностранных учащихся, Факультет дополнительного профессионального образования, Факультет регионального и дистанционного обучения. Сегодня становятся актуальными вопросы координации и взаимодействия структур, обеспечивающих поступление внебюджетных средств, а также во-просы формирования полити-

ки эффективного использования внебюджетных поступлений, например создания фонда для НИР, университетской информационной сети, финансирования НИР по оптимизации различных направлений деятельности университета, системы мотивации и поощрения преподавателей и сотрудников и т.д.

Спортивные достижения университета

(Н. ИЗМАЙЛОВ, доцент)

Коллектив университета достиг значительных успехов во многих видах спорта, среди них: парусный спорт, полиатлон летний и зимний, лыжные гонки, стрельба, бокс, борьба, легкая атлетика, плавание, натурбан, шашки, пауэрлифтинг, спортивные игры, гребля, водные лыжи и др. В настоящее время различными видами спорта занимаются около 500 студентов.

Более 30 лет одним из ведущих видов спорта в университете является парусный спорт. Наши яхтсмены выступают на крупнейших городских, республиканских, всероссийских и международных соревнованиях и регатах, таких, как «Балтийская», «Дружба», «Белые ночи», «Кубок Ладоги»,

J

«Кильская регата», «Espoo Suursaary - Rase» (Финляндия), открытый чемпионат Финляндии, на чемпионатах России, Европы и мира. Яхтсмены университета 8 раз успешно участвовали в крупнейшей международной регате учебных парусников «Tall Ship's Race». В 2003 году яхта «Акела» в сложнейших условиях гонок завоевала первое место и в 2004 году повторила свой успех.

СПГУВК - десятикратный чемпион вузов г. С.-Петербурга, чемпион России 20012004 годов среди вузов по зимнему полиат-лону. Члены сборной команды университета в составе сборной команды С.-Петербурга участвовали в этапах Кубка и чемпионатах мира, где занимали призовые места в личном зачете. В 2003 году студенты СПГУВК в составе сборной С.-Петербурга стали чемпионами России. Студентка Т. Кондратьева, неоднократная чемпионка России, выполнила норматив мастера спорта международного класса.

Плавание имеет большую историю и традиции в университете. Около 50 лет работает группа спортивного совершенствования, на базе которой формируются сборные команды студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета. В спартакиаде вузов г. С.-Петербурга среди преподавателей и сотрудников «Здоровье - XXI» в 2001-2004 годах команда СПГУВК была второй в эстафетном плавании 4 х 50 м в/с и четвертый год подряд -четвертой в общекомандном зачете. В чемпионате вузов 2004 года студенты заняли четвертое место в общем зачете, выиграли ряд индивидуальных видов, в комбинированной эстафете были вторыми и выиграли эстафету 4 х 50 м в/с. Плавание - обязательный вид спортивной программы спартакиады на «Кубок ректора». Студент третьего курса мастер спорта И. Жаров - неоднократный призер юношеских чемпионатов Европы, двукратный чемпион России в эстафетном плавании в составе сборной команды С.-Петербурга, чемпион России 2004 года.

В университете культивируется летний полиатлон, в программу которого входят

плавание, стрельба, кросс, спринт, метание гранаты. Команда университета пять лет подряд (2000-2004) являлась чемпионом по этому виду спора среди вузов г. С.-Петербурга, а в 2004 г. стала чемпионом среди вузов России. В составе сборной команды г. С.-Петербурга наши студенты принимали участие в чемпионатах России и мира, где добились высоких спортивных результатов. В 2003 году Ю. Наумова, став чемпионкой мира, выполнила норматив мастера спорта международного класса.

Большой популярностью среди студентов и сотрудников пользуется мини-футбол - как мужской, так и женский. В 2002 году мужская сборная команда заняла первое место в своей подгруппе в чемпионате вузов, а женская команда - второе место среди вузов г. Санкт-Петербурга. В 2003 году команда университета - призер чемпионата вузов (3-е место), а женская сборная вновь заняла второе место.

Наши «силовики» - спортсмены секции пауэрлифтинга - на протяжении пяти лет занимают почетное третье место в чемпионатах вузов города.

Для реализации задач спортивного совершенствования студентов университет имеет спортивную базу. Это специализированные залы борьбы, бокса, настольного тенниса, тренажерный зал, два универсальных игровых спортзала, стрелковый тир, водно-спортивная база (яхт-клуб).

В последние годы в университете проводились крупные спортивные мероприятия: Фестиваль и чемпионат России среди вузов и ссузов (2001), Международный фестиваль и Открытый чемпионат России среди вузов и ссузов (2003) по зимнему по-лиатлону, международные соревнования «XVII Открытый Кубок Санкт-Петербурга - этап Открытого Кубка России» по летнему полиатлону, - посвященные 300-летию Санкт-Петербурга.

В университете ежегодно проводятся: комплексная спартакиада среди студентов на «Кубок Ректора», соревнования на «Приз первокурсника»,спартакиада среди

сотрудников, турниры по мини-футболу, баскетболу. Наиболее массовыми соревнованиями являются традиционный осенний кросс (до 150 человек в финале), соревнования по пулевой стрельбе (до 180 чел.), посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, памяти Героя Советского Союза В.Н. Гаврилова и др.

Проводятся спортивные вечера, в частности, посвященные 100-летию движения, 190-летию транспортного образования в России, 70-летию образования кафедры физической культуры (2004).

На протяжении четырех последних лет СПГУВК принимает активное участие в спартакиаде «Здоровье-ХХЬ> среди преподавателей и сотрудников вузов Санкт-Петербурга. В 2002 году в общем зачете наш университет занимал третье место. В отдельных видах программы, например в футболе, три года подряд СПГУВК - первый. В 2004 году коллектив преподавателей и сотрудников также отличился, заняв первое место по стрельбе, второе место по лыжным гонкам и третье место по волейболу.

За прошедшие десятилетия подготовлено более 70 мастеров спорта, несколько мастеров спорта международного класса.

Сегодня в университете обучаются 5 чемпионов мира, более 10 чемпионов России, выполняются нормативы мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Два студента являлись кандидатами в олимпийскую сборную команду страны. Спортсмены университета принимают участие в соревнованиях самого различного масштаба - от чемпионата вузов до первенства России, мира и других международных соревнований.

Учитывая положительный опыт, квалификацию и значительный вклад в научно-методическую, организационную и педагогическую работу по развитию массовой физической культуры и спорта среди студенческой молодежи, восьми преподавателям университета присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.