Научная статья на тему 'Экономическое образование в школе: аксиологический подход'

Экономическое образование в школе: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенко С. С.

В статье рассматриваются аксиологические основы экономического образования в школе. Показано что, особое значение на этапе специализированной подготовки школьников приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности динамическими тенденциями, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность; в свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. Поэтому в статье задача экономического образования в школе связана с ориентацией подрастающего поколения на адекватную потребностям и интересам общества систему ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в школе: аксиологический подход»

ББК 74.200.53

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

С. С. Косенко ЧГПУ

В статье рассматриваются аксиологические основы экономического образования в школе. Показано что, особое значение на этапе специализированной подготовки школьников приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности - динамическими тенденциями, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность; в свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. Поэтому в статье задача экономического образования в школе связана с ориентацией подрастающего поколения на адекватную потребностям и интересам общества систему ценностей.

На современном этапе развития России образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста страны, что делает их важнейшими факторами благополучия каждого гражданина. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «... развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора ... обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание...» [4, с. 99-100]. Переход России к рыночной экономике требует модернизации всей системы образования, и в частности, - кардинальных перемен в системе непрерывного экономического образования подрастающего поколения.

Значимость и необходимость экономических знаний в условиях перехода к рыночным отношениям очевидна. Если в советское время экономические проблемы и на производстве, и в социальной сфере решались в центре, действовала уравнительная система оплаты труда, то теперь материальное благополучие каждого из нас во многом зависит от интенсивности и эффективности собственного труда. Введение рыночных механизмов в долгосрочном плане неизбежно ведет к росту экономической эффективности. Но на это требуются годы. Вместе с тем, конкретному человеку наших дней понимание основ этих механизмов необходимо сегодня, так как без такого понимания он не столько выигрывает,

сколько проигрывает от действия этих механизмов.

Материалы исследований проблем экономического образования в различных учреждениях образования убеждают в том, что за последние годы проведена значительная работа по углублению и совершенствованию экономической подготовки учащихся. Многие общеобразовательные школы, лицеи, колледжи и учреждения дополнительного образования добиваются значительных результатов в экономическом образовании учащихся, в формировании у них навыков экономного и бережного отношения к собственности, в вооружении их экономическими знаниями, умениями и навыками.

Сегодня сложился четкий подход к экономической подготовке, и экономика стала важной составной частью среднего образования. Экономическое образование, направленное на формирование нравственно-экономических ценностных ориентаций учащихся, должно стать обязательным компонентом специализированной подготовки школьников, независимо от того, в какой сфере профессиональной деятельности они будут заняты в будущем: промышленном производстве, бизнесе, управлении, государственной службе и т.д.

Обращение к экономическому образованию в школе в рамках аксиологического подхода не случайно. По системе ценностей можно судить о перспективах развития общества. Обращаясь к системе ценностей, на которые ориентируется население страны, можно получить ответы на весьма сложные вопросы: что ждет наше общество, расцвет, стагнация или даже деградация;

есть ли надежда преодолеть кризисное состояние? Е.А. Климов подчеркивает, что «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании порастающего человека как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольного самоопределения» [3, с. 46]. Данное положение в полной мере относится к экономическому образованию в профильной школе.

Однако, несмотря на появившиеся в последнее время исследования по экономическому образованию, в настоящее время не представлена система соответствующих ценностей, необходимость разработки которой очевидна. По сути нравственно-экономичес-кие ценности представлены в литературе экономическими, нравственными, мировоззренческими и другими ценностями, что вносит определенную путаницу в формулирование цели и задач экономического образования.

Можно согласиться с А.Г. Здравомысло-вым и В.А. Ядовым, что формирование ценностных ориентаций есть не что иное, как процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредственного социального окружения [5]. Из этого следует, что необходимой предпосылкой формирования и функционирования ценностных ориентаций должно быть наличие соответствующей системы ценностей, о необходимости которой говорилось выше. Сами же ценностные ориентации выступают как ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни индивида.

Взаимосвязь ценностных ориентаций с жизненными целями четко прослеживается в специализированной подготовке школьников. М.Х. Титма отмечает, что, выступая в качестве целей, преследуемых той или иной группой молодежи в профессиональной деятельности и ее выборе, ценностные ориентации (служащие критерием выбора профессий) имеют двоякое значение. С одной стороны, они выступают в качестве духовных регуляторов распределения людских ресурсов посредством выбора профессии в обществе, с другой - входят в мировоззрение личности [5].

Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности, которая выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую

социальную и нравственную ценность личности, что значимо для предмета нашего исследования. Мы согласны с В.А. Сластениным, который характеризует ценностные ориентации как «направленность личности на те или иные ценности» [7, с. 128]. Ценностные ориентации отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности. В связи с этим, многие ученые рассматривают ценностные ориентации как связующее звено между мотивом (побудительной силой) и целью (ориентиром) деятельности. Они жестко связывают ценностные ориентации личности или социальной группы с их мотивированной структурой.

Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности; субъективно они выступают только в косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Эти желания, хотения, стремления к цели и объединяются общим понятием ценностной ориентации [5]. Именно в этом ее суть - быть связующим звеном между мотивом деятельности как побудительной ее силой и целью действия как ориентирующей. Отсюда вытекают и функции, и ее характеристика как эмоционально окрашенной установки на цель действия.

Поскольку ценностная ориентация есть форма осознания мотива как цели деятельности, а мотив - ее предмет, то понять содержание ценностной ориентации можно только через анализ предмета деятельности, в основе которого лежат потребности и интересы человека.

Таким образом, проблема направленности личности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. В свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. Поэтому очевидно, что формирование основ разумного природопользования недопустимо без правильного понимания школьниками ценностного отношения к окружающему миру. Задача экономического образования в школе заключается в том, чтобы сориентировать подрастающее поколение на адекватную потребностям и интересам общества систему ценностей.

Учитывая вышеизложенные положения, а также то, что в психологии ценностные ориентации изучаются во взаимосвязи с мировоз-

зренческими структурами сознания [6], мы не можем упускать из внимания влияние формировавшегося на протяжении многих веков российского менталитета на систему ценностных ориентаций современной российской молодежи. Поэтому представим нравственноэкономические ценности в их сопоставлении с традиционными и современными российскими ценностями. Такой подход представляется конструктивным с точки зрения оценки продуктивности системы нравственно-экономических ценностей.

По сравнению с традиционными и современными российскими ценностями нравственно-экономические ценности являются более приемлемыми как с точки зрения нравственных ориентиров человека, так и с точки зрения получения им материальных благ для своего достойного существования, разрешая при этом исторически сложившееся противоречие между нравственными и экономическими ценностями. Данный факт тем более значим в профильной школе, где многие учащиеся уже ассоциируют себя с определенным видом производственной деятельности и у них появляется возможность экстраполировать нравственно-экономические ценности на определенную, возможно знакомую им область труда.

Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости разработки целостной аксиологической теории экономического образования в школе, основанной на достижениях современной науки и представляющей собой эффективный практический аппарат, отражающий закономерности экономического образования старшеклассников, его принципы, особенности, характеристики, признаки и т.д.

Обращаясь к содержанию экономического образования в школе, остановимся, прежде всего, на особенностях организации экономического образования в школе.

Анализ психолого-педагогической литературы по отбору содержания образования и его организации в старшем школьном возрасте приводит нас к мысли о том, что экономическое образование старшеклассников должно иметь свою специфику. Очевидно, что оно должно рассматриваться с позиций выявления потребностей и способов деятельности, исследования процесса социализации молодых людей, социально-профессиональной ориентации и адаптации, социальной активности. Данный факт основывается на том положении, что школьникам старшего возраста при-

сущи специфические черты и особые виды деятельности. А.С. Белкин выделяет следующие психолого-педагогические доминанты развития [1]:

- сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи; усиление ее роли в самоопределении на будущее; возрастание возможностей школьника в удовлетворении части материальных потребностей;

- сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социальнопсихологических потребностей; значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;

- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; формирование полной юридической дееспособности;

- замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования детей на будущее.

При этом становится очевидной ведущая роль ориентации на будущую профессию в самоопределении старшеклассников. Действительно, начиная со старшего подросткового возраста и продолжаясь в ранней юности, у молодого человека происходят наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности.

На этой основе происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности человека, сферу его общения, оценку деятельности окружающих людей и самооценку [2]. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессионального самоопределения. Следовательно, именно старший подростковый возраст и возраст ранней юности (период предпрофильной и профильной подготовки школьников) являются самыми благоприятными для формирования у подрастающего поколения соответствующих ориентаций на нравственно-экономические ценности в своей будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрение содержания экономического образования старшеклассников предопределятся предполагаемым результатом, который может быть получен при осуществлении экономического образования в профильной школе с позиций аксиологического подходов.

При разработке результативного аспекта экономического образования старшеклассников мы основывались на концепции динамической функциональной структуры личности (К.К. Платонов), обобщающей процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим [6]. Согласно данной концепции, формирование направленности личности, являющейся высшим уровнем структуры личности, тесно связано с формированием других подструктур личности, а именно:

а) опыта, специфической формой формирования которого является обучение, поэтому в дальнейшем о совокупности экономических знаний, умений, навыков и степени их обобщения мы будем говорить как об экономической обученности;

б) мышления, устанавливающего с помощью понятий связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость формирования нравственноэкономической направленности, экономических знаний, умений и навыков и развития нравственно-экономического мышления проявляется в их основных связях с высшей формой психического отражения, интегрирующей все другие свойственные ему формы, - сознанием. При этом формирование экономических знаний, умений и навыков, обеспечивающих динамику форм отражения, предполагает необходимость осознания прошлого; при развитии нравственноэкономического мышления, являющегося формой психического отражения, достаточно осознания настоящего; формирование нравственно-экономической направленности, показывающей отношение к отражаемому на основе опыта, предполагает в основном осознание будущего.

Принимая во внимание результативный аспект экономического образования старшеклассников, определим детерминанты содержания рассматриваемого вида образования.

Под детерминантами содержания экономического образования мы подразумеваем факторы, оказывающие влияние на формирование содержательных компонентов и их взаимосвязи. Следует отметить, что детерминанты содержания экономического образования старшеклассников представляют собой часть факторов, определяющих данный вид образования в целом. Из всего многообразия факторов мы обоснуем те, которые оказывают

существенное влияние на построение содержания экономического образования в профильной школе.

Надпредметным детерминантом служит аксиологический подход к экономическому образованию старшеклассников. Собственно образовательный процесс постоянно апеллирует к системе потребностей, мотивов и ценностей обучающихся, формирует и развивает эмоционально-ценностное отношение к миру. Аксиологический подход находит свое выражение в том, чтобы предоставить обучающимся возможность выразить собственное оценочное суждение по изучаемому вопросу в экономической области.

Базовым детерминантом являются общие и специфические принципы, предъявляющие определенные требования к конструированию содержания экономического образования.

Общими принципами экономического образования старшеклассников являются принципы гуманизма, учета современных достижений науки, культуры и производства, последовательности, преемственности, историзма, систематичности, соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, доступности, базирующиеся на общих закономерностях процесса образования.

Специфические принципы экономического образования старшеклассников базируются на следующих закономерностях. Принципы социализации, взаимосвязи рассмотрения нравственно-экономических проблем на локальном, национальном и глобальном уровнях и опережающего образования основываются на том, что содержание экономического образования зависит от сложившегося состояния экономической системы и возникающего в связи с этим социального заказа на формирование соответствующих ценностных ориентаций школьников в процессе подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для спгуд. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. -192 с.

2. Губайдуллина, Т.Н. Устойчивое развитие эколого-экономической системы (вопросы теории и методологии): дис. ... д-ра экон. наук / Т.Н. Губайдуллина. - Казань, 2000. -324 с.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Ростов-н/Д.: Феникс. -1996. - 356 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. -№ 1. - С. 97-126.

5. Кузнецов, А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: дис. ... д-ра социол. наук/А.Г. Кузнецов. - М., 1995. -342 с.

6. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

7. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 295 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.