Научная статья на тему 'Аксиологические основы профильного обучения'

Аксиологические основы профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / профильное обучение / индивидуальная образовательная траектория / элективный курс / ценностные ориентации

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корбанович Т. В.

Автор рассматривает специфику процесса развития ценностных ориентации в условиях профильного обучения, что повышает качественный уровень подготовки выпускников современной школы и усиливает потенциал и возможности профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article reveals the distinctive features of ethical orientation under the conditions of purposeful education. It gives an opportunity to improve a qualitative level of training in a contemporary school moreover, ethical orientation increases purposeful education"s effectiveness.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основы профильного обучения»

Т. В. Корбанович

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики

Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. А. Асташова

Автор рассматривает специфику процесса развития ценностных ориентаций в условиях профильного обучения, что повышает качественный уровень подготовки выпускников современной школы и усиливает потенциал и возможности профильного обучения.

The author of the article reveals the distinctive features of ethical orientation under the conditions of purposeful education. It gives an opportunity to improve a qualitative level of training in a contemporary school; moreover, ethical orientation increases purposeful education's effectiveness.

Разработка индивидуальной образовательной траектории личности - одна из ключевых идей профильного обучения, направленная на педагогическую поддержку индивидуальности школьника, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, стимулирование творчества и духовности в условиях образовательной среды. Индивидуальная образовательная траектория личности предполагает учет интересов, психофизиологических возможностей старшеклассника и ресурсов овладения образовательными областями. Важен в этом процессе ориентир на индивидуальный темп освоения содержания образования, адекватный психическим, соматическим и поведенческим особенностям ученика.

Традиционный подход к организации образовательного процесса дополняется инновационными решениями обучающегося. Он находит индивидуальные способы работы с предметным материалом, выбирает формы и методы самостоятельной деятельности, стиль коммуникации.

В целом индивидуальная образовательная траектория личности помогает сохранить самобытность школьников и подвести к главной смысловой позиции: образовательная деятельность старшеклассников -это прежде всего деятельность по самообразованию и самосовершенствованию личности. И это реально, если таким образом организованная система образования входит в ценностное поле личности. Следует отметить, что индивидуальная обра -зовательная траектория личности может рассматриваться как источник ценностных ориентаций, поскольку сама она детерминирована аксиологическим вектором свободы и адекватным отношением к ценностным доминантам образовательной системы.

Профильное обучение как инновационная образовательная парадигма предполагает содержательное сочетание основных, базовых, специальных, профильных и элективных курсов. Это дает возможность сочетать общекультурное, профессиональное

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

и личностное развитие старшеклассников в контексте уникальных вариантов обра -зовательных моделей. Естественно, что базовое и профильное образование имеет обоснованные теоретические и практические подходы, ориентирующие профильное обучение на вполне конкретные позиции, хотя и предполагающие реальный диапазон выбора.

Элективные курсы, при обоснованности их содержательного и процессуального наполнения, значительно расширяют возможности имеющегося выбора и обуславливают предпочтение определенной системы ценностных ориентаций. Разработанный нами элективный курс «Ценности профессионально-трудовой сферы» может предоставить старшекласснику аксиологический набор истинного профессионала, обла-дающий своеобразными механизмами регуляции профессионального выбора и поведения.

Элективный курс «Ценности профессионально-трудовой сферы» содержит потенциал для углубления выбранного школьником профиля и одновременно, усиления внутрипрофильной специализации за счет аксиологического осмысления характеристик субъекта в разных типах профессий.

Специально организованный процесс развития ценностных ориентаций в условиях профильного обучения представляется нам ключевым, имеющим принципиальное значение в профессиональном и личностном развитии, поскольку он затрагивает глубинные сферы психики и регулирует поведенческие основы.

Ценностные ориентации, по версии А. Н. Леонтьева, могут быть в личности старшеклассника как своего рода «узлы», соединяющие различные виды деятельности в целостные личностные структуры, т. е. иметь объединяющее начало, возможность строить жизнедеятельность вокруг фундаментальных идей. При этом ценностные ориентации рассматриваются как основа личности, помогающая осознать себя, по-

вышающая способность контактировать и понимать других, усиливающая самостоятельность и уверенность в себе.

Учитывая отмеченные позиции, подчеркнем, что в структуре личности, по мнению Д. А. Леонтьева, непосредственно связаны ценностные ориентации, потребности и мотивы. Причем, осмысливая положение ценностных ориентаций в этой триаде, заметим, что формирование ценностных ориентаций у старшеклассников позволит получить устойчивые мотивационные образования с высокой степенью стабильности, непосредственно влияющие на весь спектр деятельности личности.

Проанализировав различные модели развития ценностных ориентаций (Н. А. Аста-шова, Г. П. Выжлецов, И. А. Зимняя, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин и др.), мы решили взять за основу и апробировать модель «круг ценностей», предусматривающую включение ценностей в педагогический процесс (жизнедеятельность личности); обеспечение связи «субъект - объект», вызов положительной эмоциональной реакции, генерализацию отношения, осознание ценности, включение ценности в жизнедеятельность личности.

Включение ценностей в педагогический процесс при кажущейся простоте представляет собой достаточно сложное явление. Во-первых, «включение» может быть как специально организованным, так и стихийным. Специально организованное включение ценностей требует взвешенности, продуманности, гибкости и умения расставить аксиологические акценты. Главным носителем ценностей в образовательной системе является учитель, от профессионализма и компетентности которого зависит качество введения ценностей в мир отношений старшеклассника. Во-вторых, включение ценностей должно быть связано с актуальным и перспективным личностно-возраст-ным развитием школьников и реализовать динамику перехода от учебно-профессиональных к профессионально-трудовым ценностям. В-третьих, включение ценностей в

Аксиологические основы профильного обучения

педагогический процесс происходит в контексте средовых характеристик образования, подчеркивающих смысловое наполнение ценностей.

Ценностные ориентации, вводимые в образовательный процесс, должны изначально предполагать свободу выбора и общую направленность на профессиональный и личный успех, которые могут обеспечить профессиональную конкурентоспособность и мобильность.

Следующий шаг в процессе интериори-зации ценностных ориентаций - обеспечение связи «субъект - объект», что может рассматриваться как основа познания и углубленного изучения старшеклассниками сущности ценностных положений. При этом причинно-следственные связи как универсальные отношения позволяют выявить определенные закономерности: от наличия каких ценностей зависит профессиональная самореализация; какие ценностные ориентации прямо коррелируют с профессией того или иного типа и т. п. Между тем задача этого этапа прежде всего установить существенные и необходимые связи между субъектом - старшеклассником и объектом - ценностной ориентацией, раскрыть основные характеристики и потенциал ценностных ориентаций в отношении развития профессионально-трудовой сферы.

Важным этапом в развитии ценностных ориентаций является вызов положительного эмоционального подкрепления, создание «эмоционального тонуса» (П. К. Анохин), способствующего активной мыслительной деятельности. В данном контексте эмоции стимулируют смысловое богатство понима-ния ценностных ориентаций, обеспечивают актуальную интеллектуальную деятельность, творческий процесс.

Положительная эмоциональная реакция в ответ на предъявленные ценностные

ориентации может быть основой для правильно возникающего решения, формирования социальной ответственности, осмысления системы отношений, выбора, наконец. Моделируя вызов положительной эмоциональной реакции у старшеклассников на ценностные ориентации, педагог может включить приемы интеграции когнитивного и аффективного опыта ученика, переживания успеха, увлеченности, интереса; многообразия эмоциональных откликов, визуализации, эстетического воздействия, радостного соучастия в общем деле и др.

Все предпринятые попытки могут определить генерализацию отношения как системы сознательных, избирательных связей с окружающим миром. В нашем исследовании отношение имеет профессионально-трудовой вектор, сопровождается положительным эмоциональным подкреплением и показывает уровень активности и самораз -вития личности.

Генерализация отношения к предъявленным ценностям через структурирование и ранжирование ценностных ориентаций с определением доминантных аксиологических позиций сообразно возрасту, индивидуальным предпочтениям личности и стратегическим целям системы образования.

Результатом детальной работы с ценностной ориентацией является ее осознание как субъектно значимого принципа деятельности, установки на соответствующее поведение и перевод в статус присвоенной ценностной ориентации, включение которой в жизнедеятельность старшеклассника придает ей определенную направленность и показывает уровень и качество личностного развития и актуальной регламентации профессиональных предпочтений в контексте аксиологического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.