Научная статья на тему 'Профильное обучение как одно из приоритетных направлений в сфере образования'

Профильное обучение как одно из приоритетных направлений в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1102
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Future Human Image
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Лях

Автор, определяя профильное обучение как системообразующий фактор в педагогической системе средней общеобразовательной школы, выделил положительные и отрицательные аспекты профильного обучения, каждый из которых позволяет рассмотреть изменения, происходящие в элементах педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профильное обучение как одно из приоритетных направлений в сфере образования»

Глава 14.

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.А. Лях

Департамент образования и науки Кемеровской области

»г. Кемерово, Россия

Автор, определяя профильное обучение как системообразующий фактор в педагогической системе средней общеобразовательной школы, выделил положительные и отрицательные аспекты профильного обучения, каждый из которых позволяет рассмотреть изменения, происходящие в элементах педагогической системы.

Характерной особенностью современной социальноэкономической ситуации в России является повышение роли образования как важнейшего условия прогрессивного развития общества, обеспечивающего комплексное обновление всех сфер его жизнедеятельности в условиях перехода к демократическому государству и рыночной экономике.

На этапе всестороннего реформирования российского общества сфера образования выступает приоритетным направлением системной государственной политики. Отечественное образование может успешно выполнять свои прогностические функции в том случае, если его структура, содержание, организация и методы реализации достаточно мобильны, отвечают требованиям не только сегодняшнего дня, но и ориентированы на перспективу.

Присоединение России к Болонскому процессу обуславливает принятие нашей страной ряда обязательств о проведении необходимых преобразований в контексте европейской образовательной интеграции, определяет стратегию изменения содержания и структуры образования, направленную на повышение его качества и установление равного доступа к полноценному образованию различных кате-

горий обучаемых в соответствии с их индивидуальными потребностями.

Основные нормативно-правовые документы российской образовательной политики - Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений - законодательно подтверждают необходимость подготовки современных, мобильных, предприимчивых молодых людей, которые способны к принятию продуктивных самостоятельных решений, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

В качестве главного результата школьного образования в современной России рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, сотрудничеству и диалогу, умение отстаивать свои права и находить компромиссы, проявляя терпимость к чужому мнению, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии.

Направленному решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в парадигме успешной личностной самореализации призвано способствовать введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки - профильного обучения, расширяющего возможность обоснованного выбора учащимися старшей школы гуманитарного или физико-математического направления образовательной подготовки в зависимости от индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Предполагая широкую апробацию и внедрение комплекса образовательных инноваций, включая предпрофильную подготовку учащихся, введение новой системы оценивания учебных достижений, создание образовательных сетей и ресурсных центров на региональном, муниципальном и школьном уровнях, профильное обучение позволяет старшеклассникам получить более глубокие и разносторонние теоретико-прикладные знания по избранному направлению, развивать практические навыки и исследовательские умения, целенаправленно готовить себя к успешной трудовой деятельности, про-

должению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

Ориентированное на удовлетворение познавательных интересов, склонностей и способностей каждого школьника, обладая значимым потенциалом личностного развития учащихся в приоритетных условиях построения индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного содержания, профильное обучение по расширяющемуся объему выдвигаемых целей и решаемых задач совершенно обоснованно восходит к статусу профильного образования, выступает одним из наиболее позитивно оцениваемых общественностью мероприятий по образовательной модернизации современной школы.

Вместе с тем, проведенный анализ многоаспектного содержания рассматриваемой проблемы со всей очевидностью показал, что утверждающаяся новая социально-экономическая система требует существенного обновления школьного профильного образования: все более ощущаются недостатки в работе общеобразовательной системы в аспекте трудовой социализации выпускников, формирования у них общественно-значимых компетентностей, позволяющих с большей эффективностью адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда.

Образовательная проблематика сложившейся ситуации во многом связана с имеющимися противоречиями между:

- потребностью современного общества в повышении качества школьного образования, укреплении связей между образованием, наукой, производством и рынком труда и необходимостью дальнейшей прогностической разработки концептуальных основ совершенствования содержания, структуры и технологий образовательной подготовки учащихся, комплексной системы профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся;

- необходимостью формирования образовательных компетенций выпускников школы, позволяющих успешно решать практические задачи в будущей профессиональной деятельности, и недостатком конкретных научно-педагогических исследований по совершенствованию преподавания предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях, созданию направленных элективных курсов, разработке гибких образовательных программ, учитывающих особенности про-филизации обучения, специфику выбора учебно-методического обеспечения внутри профиля и реальную ситуацию на рынке труда;

197

- традиционным педагогическим функционалом школьного учителя и потребностью в подготовке современного специалиста - магистра педагогики, способного работать в режиме мобильной инновационной деятельности в контексте обеспечения непрерывности содержания образования, в условиях преемственного перехода от профильного обучения к профессиональному образованию учащихся;

- потенциалом информационно-коммуникационных технологий в развитии многоуровневой системы профильного обучения и недостаточной разработкой теоретико-практических аспектов применения модульных и дистанционных технологий в профильном образовании старшеклассников.

Обозначенная совокупность противоречий определила содержательно-смысловые границы проблемы исследования, заключающейся в определении теоретико-методологических и концептуальных основ организации научно-педагогического обеспечения профильного образования старших школьников в условиях преемственной подготовки в системе «школа-вуз» как структурном компоненте университетской образовательной интеграции.

Профильное образование является одним из приоритетных направлений достижения нового качества, обновления современного образования, связанного с переходом от парадигмы обучения к парадигме учения - самостоятельному и осознанному освоению, конструированию, «выращиванию» нового знания, обретению нового социально значимого опыта (О.В. Акулова, А.П. Тряпицына), что предполагает создание развивающей среды реализации индивидуальных образовательных программ (Е.С. Заир-Бек, П.С. Лернер, В.А. Ясвин).

Проведенный анализ показал, что современные требования к системе образования вступают в противоречие с существующей образовательной практикой.

Мы выделяем три группы противоречий:

- связанные с изменениями в социуме;

- возникающие между развивающейся личностью старшего школьника и образовательной системой в целом;

- обусловленные трансформациями непосредственно в системе образования.

Представляется, что система научно-педагогического обеспечения профильного образования позволяет снять обозначенные противоречия.

Так, содержание первой группы противоречий связано с внешней обусловленностью развития образовательной системы. Это противоречии между:

- темпом изменений в обществе и консервативностью образовательной системы;

- содержанием общего среднего образования, практически сложившимся в иную социально-экономическую эпоху, и изменениями качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда, в жесткую экономическую конкуренцию;

- требованиями работодателей к профессиональной компетентности специалистов и планируемыми образовательными результатами в виде знаний, умений, навыков на всех ступенях получения образования;

- требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриентов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.

Вторая группа противоречий между развивающейся становящейся личностью старшего школьника и образовательной системой, связана с противоречиями между:

- образовательными потребностями обучающихся и единообразием требований проектов единого образовательного стандарта и учебного плана;

- многообразием интересов и склонностей обучающихся и существующим спектром учебных предметов и образовательных программ;

- познавательными возможностями обучающихся и едиными требованиями к ним, существованием единого образовательного маршрута для всех;

- становлением индивидуальности и личности старшего школьника и жестко регламентированной образовательной средой, не создающей пространства для самоопределения и самореализации.

Группа этих противоречий между развивающейся становящейся личностью старшего школьника и образовательной системой снимается через реализацию принципов личностно-ориентированного образовательного процесса.

Рассмотрим третью группу противоречий в самой системе образования. Это противоречия между:

- целью личностного и профессионального самоопределения старшеклассника и организацией образовательного процесса, не содержащего пространства для самоопределения;

- требованием практической ориентации образования и содержанием учебных программ;

- требованием организации образовательного процесса на основе выбора и единой образовательной программой;

- необходимостью оценки личностных достижений учащихся и существующей системой контроля знаний.

Ведущие характеристики образовательного процесса в системе профильного обучения раскрывают принципы нелинейности, обращенности к личностной самореализации, динамичности, опоры на ведущую деятельность, неразрывности процессуальных составляющих (обучения, учения, самообразования).

В этой связи процесс обучения нами рассматривается в системе профильного образования как вероятностная динамическая система, представляющая собой целостную совокупность поступательно сменяющих друг друга во временном пространстве образовательных ситуаций выбора темпа, характера, круга образовательных предметов.

К числу его ведущих свойств мы относим следующие характеристики:

- процесс обучения выступает функцией системных характеристик педагогической профессионально-ориентированной среды;

- механизмы созидания и разрешения профессиональноориентированных учебных ситуаций служат движущей силой процесса формирования компетенций;

- процесс формирования и развития компетентности старшеклассников связывается с решением программной системности ус-

ложняющихся задач (от типичных, простых, - к сложным, исследовательским, творческим);

- ведущими факторами оптимизации и интенсификации процесса формирования конкретных компонентов компетентности являются: принципы, теоретические выводы и практические рекомендации педагогики открытого образования; содержание и структура формируемых составляющих компетентности; формы и методы воздействия на мотивационно-эмоциональную сферу учащихся, ориентированную на достижение успеха.

Существенное влияние на процесс учения оказывают также процессы, которые непосредственно не связаны с преподаванием, а обусловлены главным образом внутрисистемными свойствами профессионально-ориентированной образовательной среды.

Мы считаем, что цели профильного образования, обозначенные в концепции, не равнозначны и имеют иерархическую соподчинен-ность. От приоритетной социальной цели - обеспечение равного доступа к образованию разным категориям обучающихся до целей -средств, определяющих основные направления развития профильной школы. Возможную критику данных целей мы считаем ее необоснованной, так как цели развития образования определены в законе «Об образовании». Концепция этих целей не отменяет, а определяет систему подцелей, направленных на реализацию главной цели - самоопределение личности школьника.

При разработке концептуальных основ системы научнопедагогического обеспечения профильного образования следует учитывать, что цели и задачи профильного обучения осуществляются в рамках ЕГЭ, реализуются с помощью принципов личностноориентированной парадигмы образования, отражают дидактическую специфику профильного обучения.

Профильное образование должно быть нацелено на личностное развитие школьников, формирование профессиональных устремлений и индивидуальных предпочтений; иметь деятельностный, продуктивный характер; обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной социокультурной и профессионально-

производственной действительностью; отличаться вариативностью; обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования; быть взаимосвязанно ориентированным на потребности личности и возможности рынка труда; учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий.

С целью расширения возможностей для предпрофильного обучения и профильного образования учащихся необходимо максимально использовать взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, творческие мастерские и др.), а также с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования для приобретения практико-ориентированного социального и будущего профессионального опыта.

Профильное образование выполняет компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-

профессиональному самоопределению. Профильное образование преодолевает возможную закрытость школы для общества, способствует становлению внешкольных отношений субъектов образовательного процесса, института школьного тьюторства.

В концепции профильного образования содержится очень важная идея о том, что предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника - в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Мы считаем, что ведущим механизмом реализации гибкой системы профильного образования является возможность выбора обучающимся многообразных образовательных программ. Этот механизм до сегодняшнего времени не прописан в Концепции, так как отрабатывается в образовательной практике и, скорее всего, будет определяться каждым конкретным образовательным учреждением или образовательной сетью. Но уже сегодня понятно, что таких программ как минимум три: образовательная программа конкретного

профиля, дифференцированная образовательная программа и индивидуальная образовательная программа. Во многих случаях реализации этих программ потребуется обращение к нетрадиционным формам обучения, создание новых моделей общего образования.

Такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой не только реализуется содержание выбранного профиля, но и предоставляется возможность учащимся осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования).

Возможно такое построение образовательного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных предметов дадут самые различные формы профилизации: для общеобразовательного учреждения, для отдельных классов, для групп учащихся и для одного учащегося. Речь также должна идти о различных комбинациях профилей, дистанционном обучении, расширении экстерната. Такой подход позволяет каждому ученику формировать профильноориентированные индивидуальный учебный план, свою индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.

Поэтому, на наш взгляд необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том

числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.