АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема построения содержания эколого-экономического образования в профильной школе с позиций аксиологического подхода, основанного на достижениях современной науки и представляющего собой эффективный методологический аппарат, отражающий закономерности, принципы, особенности, характеристики, признаки рассматриваемого вида образования.
Открытие закономерностей природных процессов делает возможной производственную деятельность людей в рамках экологоэкономического равновесия. Защиту и улучшение среды человека нельзя понимать как защиту собственного жизненного уровня в природной среде: здесь следует учитывать и жизнеспособность всего окружающего мира
- как живого, так и неживого. Ведь всякое нарушение природного равновесия тут же сказывается на всем комплексе природного существования и неизбежно ведет к возникновению эколого-экономических проблем.
Решение эколого-экономических проблем невозможно без высокого качества эко-лого-экономического образования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования и, соответственно, по-новому сформулировать планируемые результаты образования, в том числе в рамках одного из направлений модернизации - профилизации старшей ступени общеобразовательной школы. Возникает необходимость подготовки старших школьников к эффективному участию в новых экономических отношениях, формирования цивилизованного делового человека, для которого характерен не дух наживы, а разумное хозяйствование, ответственное отношение к природе и ее ресурсам.
Мы полагаем, что эколого-экономичес-кое образование, направленное на формирование эколого-экономических ценностных ориентаций учащихся, должно стать обязательным компонентом специализированной подготовки школьников, независимо от того, в какой сфере профессиональной деятельности они будут заняты в будущем: промышленном производстве, бизнесе, управлении, государственной службе и т. д.
Обращение к эколого-экономическому образованию в профильной школе в рамках аксиологического подхода не случайно. По системе ценностей можно судить о перспективах развития общества. Обращаясь к системе ценностей, на которые ориентируется население страны, можно получить ответы на весьма сложные вопросы: что ждет наше общество, расцвет, стагнация или даже деградация; есть ли надежда преодолеть кризисное состояние? Е.А. Климов подчеркивает, что «ценностные представления надо активно и искусно культивировать в сознании подрастающего человека как потенциального субъекта труда, а не рассчитывать, что они сами «произрастут» в порядке вольного самоопределения» [3, с. 46]. Данное положение в полной мере относится к эколого-экономи-ческому образованию в профильной школе.
Однако, несмотря на появившиеся в последнее время исследования по эколого-эко-номическому образованию, в настоящее время не представлена система соответствующих ценностей, необходимость разработки которой очевидна. По сути эколого-эконо-мические ценности представлены в литературе экологическими, экономическими, нравственными, мировоззренческими и другими ценностями, что вносит определенную путаницу в формулирование цели и задач эколого-экономического образования.
Можно согласиться с А.Г. Здравомысло-вым и В.А. Ядовым, что формирование ценностных ориентаций есть не что иное, как процесс становления самой личности, ее индивидуального сознания и индивидуальной психологии под воздействием непосредственного социального окружения [по: 4, с. 95]. Из этого следует, что необходимой предпосылкой формирования и функционирования ценностных ориентаций должно быть наличие соответству-
ющей системы ценностей, о необходимости которой говорилось выше. Сами же ценностные ориентации выступают как ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни индивида.
А.В. Кирьякова отмечает, что «процесс ориентации - сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «по спирали» [2]. Автор выделяет три фазы процесса ориентации.
1 фаза - присвоение ценностей общества личностью. У личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций. Эта фаза очень тесно связана с проблемой формирования убеждений.
2 фаза - преобразование личности на основе присвоения ценностей. В этот период происходит самопознание, самооценка личности, формируется образ «Я». В процесс развития ценностного отношения к миру включается переоценка ценностей, их большая дифференциация. Теоретическим основанием данной фазы выступает психологическая теория «Я - концепции».
3 фаза - прогноз, целеполагание, проектирование. У личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.
Взаимосвязь ценностных ориентаций с жизненными целями четко прослеживается в специализированной подготовке школьников. М.Х. Титма отмечает, что, выступая в качестве целей, преследуемых той или иной группой молодежи в профессиональной деятельности и ее выборе, ценностные ориентации (служащие критерием выбора профессий) имеют двоякое значение. С одной стороны, они выступают в качестве духовных регуляторов распределения людских ресурсов посредством выбора профессии в обществе, с другой - входят в мировоззрение личности [по: 4, с. 96].
Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью лично-
сти, которая выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности, что значимо для предмета нашего исследования. Мы согласны с В.А. Сластениным, который характеризует ценностные ориентации как «направленность личности на те или иные ценности» [6, с. 128]. Ценностные ориентации отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности. В связи с этим многие ученые рассматривают ценностные ориентации как связующее звено между мотивом (побудительной силой) и целью (ориентиром) деятельности. Они жестко связывают ценностные ориентации личности или социальной группы с их мотивированной структурой.
Мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности; субъективно они выступают только в косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Эти желания, хотения, стремления к цели и объединяются общим понятием ценностной ориентации [4, с. 100]. Именно в этом ее суть - быть связующим звеном между мотивом деятельности как побудительной ее силой и целью действия как ориентирующей. Отсюда вытекают и функции, и ее характеристика как эмоционально окрашенной установки на цель действия.
Поскольку ценностная ориентация есть форма осознания мотива как цели деятельности, а мотив - ее предмет, то понять содержание ценностной ориентации можно только через анализ предмета деятельности, в основе которого лежат потребности и интересы человека [7].
Таким образом, проблема направленности личности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. В свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. Поэтому очевидно, что формирование основ разумного природопользования недопустимо без правильного понимания школьниками ценностного отношения к окружающему миру. Задача эколого-экономического образования в
профильной школе заключается в том, чтобы сориентировать подрастающее поколение на адекватную потребностям и интересам общества систему ценностей.
Учитывая вышеизложенные положения, а также то, что в психологии ценностные ориентации изучаются во взаимосвязи с мировоззренческими структурами сознания [5, с. 129], мы не можем упускать из внимания влияние формировавшегося на протяжении многих веков российского менталитета на систему
ценностных ориентаций современной российской молодежи. Поэтому представим эколо-го-экономические ценности в их сопоставлении с традиционными и современными российскими ценностями (табл.). Такой подход представляется конструктивным с точки зрения оценки продуктивности системы эколо-го-экономических личностных ценностей.
Из таблицы видно, что по сравнению с традиционными и современными российскими ценностями эколого-экономические цен-
Таблица. Сопоставление эколого-экономических личностных ценностей
Экологоэкономическая личностная ценность Традиционная российская личностная ценность Следствие Современная российская личностная ценность —► Следствие
Предприимчивость Нестяжательство (богатство - грех, бедность -добродетель) Щедрость, бескорыстие, душевность Умение «делать» деньги Достижение цели любыми средствами
Труд как средство удовлетворения потребностей Труд как удовольствие, для радости творчества Лень, бездеятельность, неорганизованность, результат отсутствия стимулов Труд как «наказание» за то, что не смог добыть деньги «легким способом» Лень, бездеятельность, неорганизованность, результат отсутствия стимулов
Рациональные потребности Скромность в потреблении, непритязательность Слабость стимулов к труду и успеху Расточительность Сильный стимул к достижению успеха, но не посредством труда, а за счет «легких денег»
Справедливость по закону Справедливость как важность внесудебной «рассеянной санкции» Справедливость важнее закона. Распространенность неформальных отношений Эгалитаризм Неприязнь к выскочкам и имущим
Бережливость Размах, широта, склонность к масштабным делам Небрежность, беспечность, неразвитость «средней области культуры». Авось, небось и как-нибудь. Фатализм Размах, широта, склонность к масштабным делам Небрежность, беспечность, неразвитость «средней области культуры». Авось, небось и как-нибудь. Фатализм
Ответственность Погоня за количеством в ущерб качеству Безответственность за конечный результат Погоня за количеством в ущерб качеству Безответственность за конечный результат
Здоровье человека как необходимое условие достатка «Здоровье - главное богатство» как оправдание лени, бездеятельности Довольно высокая продолжительность жизни, но бедной Работа (труд как «наказание») «на износ» Ухудшение здоровья, уменьшение продолжительности жизни
Экологическая безопасность как условие высокой производительности труда Нет аналогов Экологическая безопасность как панацея от заболеваний Слабый стимул к труду, подрывающему здоровье, но не забота о повышении экологической безопасности. Фатализм
ности являются более приемлемыми как с точки зрения нравственных ориентиров человека, так и с точки зрения получения им материальных благ для своего достойного существования, разрешая при этом исторически сложившееся противоречие между экологическими и экономическими ценностями. Данный факт тем более значим в профильной школе, где многие учащиеся уже ассоциируют себя с определенным видом производственной деятельности и у них появляется возможность экстраполировать эколого-эко-номические ценности на определенную, возможно, знакомую им область труда.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости разработки целостной аксиологической теории эколого-экономического образования в профильной школе, основанной на достижениях современной науки и представляющей собой эффективный практический аппарат, отражающий закономерности эколо-го-экономического образования в профильной школе, его принципы, особенности, характеристики, признаки и т. д.
Обращаясь к содержанию эколого-эко-номического образования в профильной школе, остановимся прежде всего на особенностях организации эколого-экономическо-го образования в профильной школе.
Анализ психолого-педагогической литературы по отбору содержания образования и его организации в старшем школьном возрасте приводит нас к мысли о том, что эко-лого-экономическое образование в профильной школе должно иметь свою специфику. Очевидно, что оно должно рассматриваться с позиций выявления потребностей и способов деятельности, исследования процесса социализации молодых людей, социальнопрофессиональной ориентации и адаптации, социальной активности. Данный факт основывается на том положении, что школьникам старшего возраста присущи специфические черты и особые виды деятельности. А.С. Белкин выделяет следующие психологопедагогические доминанты развития [1]:
- сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи; усиление ее роли в самоопределении на будущее; возрастание возможности школьника в
удовлетворении части материальных способностей;
- сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социальнопсихологических потребностей; значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания;
- значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; формирование полной юридической дееспособности;
- замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.
При этом становится очевидной ведущая роль ориентации на будущую профессию в самоопределении старшеклассников. Действительно, начиная со старшего подросткового возраста и продолжаясь в ранней юности, у молодого человека происходят наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. На этой основе происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности человека, сферу его общения, оценку деятельности окружающих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т. е. начинается процесс профессионального самоопределения. Следовательно, именно старший подростковый возраст и возраст ранней юности (период предпрофильной и профильной подготовки школьников) являются самыми благоприятными для формирования у подрастающего поколения соответствующих ориентаций на эколого-экономи-ческие ценности в своей будущей профессиональной деятельности.
Для более четкого структурирования содержания эколого-экономического образования в профильной школе рассмотрим детерминанты содержания рассматриваемого вида образования, под которыми мы подразумеваем факторы, оказывающие влияние на формирование содержательных компонентов и их взаимосвязи.
Под детерминантами содержания эколо-го-экономического образования в профильной школе мы подразумеваем факторы, оказывающие влияние на формирование содержательных компонентов и их взаимосвязи. Следует отметить, что детерминанты содержания эколого-экономического образования в профильной школе представляют собой часть факторов, определяющих данный вид образования в целом. Из всего многообразия факторов мы обоснуем те, которые оказывают существенное влияние на построение содержания эколого-экономического образования в профильной школе.
Надпредметным детерминантом служит аксиологический подход к эколого-экономи-ческому образованию в профильной школе. Собственно образовательный процесс постоянно апеллирует к системе потребностей, мотивов и ценностей обучающихся, формирует и развивает эмоционально-ценностное отношение к миру. Aкcиологичеcкий подход находит свое выражение в том, чтобы предоставить обучающимся возможность выразить собственное оценочное суждение по изучаемому вопросу в эколого-экономической области.
Базовым детерминантом являются общие и специфические принципы, предъявляющие определенные требования к конструированию содержания эколого-экономическо-го образования в профильной школе.
Общими принципами эколого-экономи-ческого образования в профильной школе являются педагогические принципы, характерные для общего среднего образования: развивающего и воспитывающего обучения, социокультурного соответствия, опережающего образования, научности и связи теории с практикой, систематичности и системности, сознательности и активности учащихся в обучении, наглядности, доступности, прочности усвоения знаний, положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении, сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения, диалогичности, рефлексии.
Специфические принципы эколого-эко-номического образования в профильной школе базируются на следующих закономерностях. Принципы фундаментальности обра-
зования, экологического императива основываются на том, что цель эколого-экономи-ческого образования в профильной школе зависит. от наличествующего состояния эколо-го-экономической системы, ее достижение обеспечивается согласованностью потребностей социума, педагогической теории и практики, учащихся и их родителей, личностныгх ценностныгх ориентаций педагога и возникающего в связи с этим социального заказа на содержание, организацию и педагогические условия подготовки старших школьников к будущей профессиональной деятельности.
Принципы взаимосвязи рассмотрения эколого-экономических проблем на региональном, национальном и глобальном уровнях: комплементарности, интегративности, дедуктивности, сопряжения содержания образования определяются той закономерностью, что эколого-экономическое образование в профильной школе является открытой системой, представляет собой часть системы эколого-экономического общего образования -и подчиняется его целям, имея профильную направленность содержания образования.
Принципы ориентации на зону ближайших интересов, актуализации витагенного опыта, вариативности образовательных траекторий соответствуют закономерности, согласно которой эколого-экономическое образование в профильной школе направлено на формирование эколого-экономических ориентаций школьников, которое осуществляется тем более эффективно, чем выше уровень качества эколого-экономического образования школьников; результативность эколого-эко-номического образования в профильной школе зависит от способа разрешения противоречия между познавательными и практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения эколого-экономических знаний и умений, эколого-экономического мышления и эколого-экономической направленности личности учащегося.
Предметные детерминанты содержания эколого-экономического образования в профильной школе мы рассмотрим в двух плоскостях: инвариантной и вариативной. Инвариантным детерминантом содержания эко-лого-экономического образования в про-
фильной школе является область пересечения инвариантной структуры деятельности с инвариантным элементом состава содержания.
Так, эколого-экономические знания выполняют три функции: онтологическую (создание представлений о мире), ориентировочную (указывает направление и способ деятельности) и оценочную (указывает систему идеалов). Эколого-экономические умения и навыки формируются на базе полученных знаний; эти способы деятельности лежат в основе грамотности человека, умений осуществлять репродуктивную деятельность, опыт которой фиксируется в алгоритмах. Опыт творческой деятельности тесно связан с развитием эколого-экономического мышления и предполагает самостоятельный мысленный перенос ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новую ситуацию, видение альтернативы решения эколого-эконо-мической проблемы, построение оригинального способа ее решения. Опыт эмоционально-ценностного отношения является высшей подструктурой личности и показывает степень решения воспитательных задач образования; его формирование пронизывает все элементы содержания эколого-экономичес-кого образования в профильной школе.
С другой стороны, мы выделяем вариативный детерминант содержания эколого-эко-
номического образования в профильной школе и определяем его следующими взаимосвязанными элементами: социальный заказ - образовательный профиль - учебный предмет -содержание эколого-экономического образования - компоненты содержания (информационно-познавательный, когнитивно-операционный, мотивационно-деятельностный).
Область допустимого влияния вариативного детерминанта сформирована социальным заказом на эколого-экономическое образование в профильной школе. Мы учитываем тот факт, что структура потребностей человека со временем претерпевает изменения. При этом феномен социального заказа на эколого-экономическое образование состоит в том, что пирамида удовлетворения потребностей (в традиционном понимании пятиуровневой пирамиды потребностей по А. Маслоу) оказывается «перевернута»: спрос на эколого-экономическое образование развивается наоборот - от удовлетворения потребности в общественном признании до удовлетворения потребности в личной экологической и экономической безопасности. Следовательно, необходимо постоянно соотносить социальный заказ с целью и задачами рассматриваемого вида образования и вносить соответствующие изменения в технологию его реализации.
Список использованной литературы:
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с.
2. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magisteг. - 1998. - №4. - С. 37-50.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов-н/Д., 1996.
4. Кузнецов А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи: Дис. ... д-ра социол. наук / А.Г. Кузнецов. -М., 1995.
5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.
6. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.И. Чижакова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
7. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Дис. ... д-ра психол. наук / А.С. Шаров. - Новосибирск, 2000.