Научная статья на тему 'Экономическое образование младших школьников на сюжетноситуативной основе'

Экономическое образование младших школьников на сюжетноситуативной основе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горчинская А. А.

В контексте решения актуальных проблем экономического образования учащихся начальной школы в статье рассматриваются подходы к определению понятия «сюжетно-ситуативное занятие», обосновывается целесообразность организации процесса обучения экономике детей младшего школьного возраста с использованием сюжетно-ситуативных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование младших школьников на сюжетноситуативной основе»

ББК 371.011 УДК 74.200.53

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СЮЖЕТНО-СИТУАТИВНОЙ ОСНОВЕ

АЛ. Горчинская ЧГПУ

В контексте решения актуальных проблем экономического образования учащихся начальной школы в статье рассматриваются подходы к определению понятия «сюжетно-ситуативное занятие», обосновывается целесообразность организации процесса обучения экономике детей младшего школьного возраста с использованием сюжетно-ситуативных занятий.

В современных российских экономических условиях общество по-иному оценивает степень важности экономического образования подрастающего поколения в рамках школьных образовательных программ. Особые требования к уровню компетентности выпускников общеобразовательных школ обусловили введение курса экономики в учебный план, согласно которому образовательная область «Экономика» опирается на интеграцию экономических знаний в общем комплексе изучаемых в школе предметов. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, географии, граждановедению, информатике, математике и другим общеобразовательным дисциплинам. Одновременно включение экономических знаний в программы большинства школьных курсов способствует углублению процесса познания и подготовке учащихся к жизни и труду в условиях рыночной экономики. Первоначальные попытки повышения уровня экономической грамотности учащихся затрагивали лишь среднее и старшее звено школы, но обширность материала и пристальный интерес к проблемам экономики детей всех возрастных групп привели к введению курса элементарной экономики для детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день экономическое образование учащихся начальной школы осознается как жизненная необходимость формирования у ребенка навыков ответственного поведения.

Вопрос о готовности младшего школьника к изучению основ экономики рассматривается такими учеными, как Л.М. Кларина, И.В. Липсиц, И.А. Сасова, Т.А. Протасе-вич, Б.А. Райзберг, Т.В. Смирнова и др.

На необходимость и возможность обучения экономике детей дошкольного и младшего школьного возраста в своих трудах указывал еще Я.А. Коменский [6]. По его мнению, столь раннее усвоение ребенком знаний и умений по ведению домашнего хозяйства позволяет сформировать экономически грамотную личность, способную анализировать ситуацию, принимать экономически целесообразные решения и нести ответственность за свои поступки. Единственная оговорка, которую делал автор, заключалась в том, что материал необходимо преподносить детям в доступных для возраста форме и объеме.

Идея Я.А. Коменского актуальна и сейчас. Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для умственного, физического и духовного развития ребенка [1, 11]. Именно в этот период появляется способность учащихся к самоорганизации деятельности, однако сам по себе подобный опыт у ребенка еще отсутствует. Обучение экономике позволит ребенку лучше справиться с овладением одним из основных новообразований данного возраста -умением строить внутренний план действий. Выделенные положения подтверждаются трудами Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., в которых рассматриваются психологические особенности учебной деятельности школьников.

Учитывая возрастные особенности детей, объем экономических понятий учащихся начальной школы не должен быть обширным. По существу, это должна быть та понятийная база, которая послужит удовлетворению первичных потребностей детей в экономических знаниях и станет основой

для усвоения целостной экономической теории в дальнейшем. В целом стержневой объем необходимых для начальной школы экономических понятий, рекомендуемый Государственным образовательным стандартом общего среднего образования для разработчиков программ, включает в себя такие категории, как потребности, ресурсы и их ограниченность, выбор, разделение труда и специализация, цены и ценообразование, собственность и богатство, производительность, рынок, спрос, предложение и др. [9, 5]. Дальнейшее расширение понятийного аппарата предлагается на усмотрение учителя и авторов образовательных программ.

В основном, сведения по экономической теории предусмотрены Государственным образовательным стандартом общего среднего образования в двух образовательных областях, представленных в единстве: «Общество» и «Человек». В качестве главных задач изучения этих областей выделены следующие.

1. Формирование знаний о правилах взаимодействия в социальной среде как предпосылки успешной социализации каждого индивида; формирование элементарных представлений о социальном, экономическом, нравственном опыте современных и предшествующих поколений.

2. Расширение социального опыта, обогащение опыта экономических отношений в обществе.

3. Воспитание чувств человека - гражданина, патриота, непримиримого к насилию, жесткости, обману, готовности участвовать в жизни общества.

В настоящее время обучение экономике младших школьников осуществляется на основе учебников под редакцией А.С. Прутчен-кова, Б.А. Райзберг, И.А. Сасовой, Т.В. Смирновой. Разработан ряд курсов экономики для начальной школы авторов С.Б. Вдовиной, Л.М. Клариной, И.В. Липсиц. В качестве материала для детского чтения в них представлено большое разнообразие жанров: занимательные стихи, увлекательные и «остросюжетные» рассказы, справочные пособия и т.п. Значительную часть материалов занимают разработки интегрированных курсов. Учителя начальной школы совмещают урок экономики с математикой, информатикой, русским языком, окружающим миром и др.

Анализ вышеуказанных учебников и сопровождающего методического материала показывает, что они в полном объеме соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию, подаче материала и оформлению учебников для младших классов общеобразовательных школ. При этом большая часть из них построена в виде единого сюжета, в котором ребенок, путешествуя или играя вместе с любимыми героями, усваивает экономический материал.

На наш взгляд, такой подход не обеспечивает в полном объеме связь изучаемого материала с реальными жизненными ситуациями. Ребенок, пришедший в школу, уже достаточно четко отделяет игру от жизни (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д Б. Элько-нин), что создает определенные трудности в практическом применении знаний, полученных на подобных занятиях.

Нам кажется более целесообразным организовывать урок экономики в начальной школе в виде сюжетно-ситуативного занятия. По сравнению с другими формами организации, оно имеет целый ряд преимуществ, позволяющих максимально оптимизировать процесс обучения, добиться более высоких результатов в теории и на практике.

Само понятие - сюжетно-ситуативное занятие - складывается из совокупности трех основополагающих элементов: сюжет, ситуация и занятие, поэтому для выработки единого определения необходимо дать дефиниции каждому из определяющих терминов.

Большой толковый словарь русского языка определяет «занятие» как «тождественную уроку, лекции и т.п. форму» [2, с. 335]. В энциклопедии профессионального образования дефиниция данного термина в значительной степени расширяется. Занятие трактуется как «форма организации обучения, осуществляемая под руководством преподавателя в точно установленное время, с постоянным составом обучаемых, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения» [12]. Таким образом, сюжетноситуативное занятие должно иметь свои дидактические цели, фиксированное время и место проведения, неизменный состав учащихся и контролироваться и управляться непосредственно педагогом.

Сюжет - «совокупность последовательно развивающихся событий, составляющих основное содержание чего-либо» [2, с. 1300]. В то же время сюжет - это «непосредственный

Гарчинская А.А.

Экономическое образование младших школьников ______________на сюжетно-ситуативной основе

способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий» [3, с. 1171]. В этом аспекте подразумевается, что сюжетное занятие имеет четко обозначенную последовательность некоторых событий, данных в их динамике, и определенных заранее педагогом.

Анализируя дефиницию термина «ситуация», мы получаем некоторое сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение [3]. С этой точки зрения ситуативное занятие -своего рода результат взаимодействия общества со средой. Это комплекс педагогических условий и определенного набора обстоятельств, позволяющий моделировать именно тот ход событий, который наиболее ценен в процессе обучения. Существует подразделение учебных ситуаций на потенциальные и актуальные [10]. К потенциальным ситуациям авторы относят запланированные учебные ситуации, в которых обучение еще не проводилось и не проводится. Это тот непосредственный план действий, который учитель выстраивает при подготовке занятия. С того момента, как в учебную ситуацию наряду с педагогом включается учащийся, потенциальная учебная ситуация переходит в актуальную. Нас более всего интересует актуальная учебная ситуация, выступающая средством обучения экономике младших школьников.

Синтезируя все составные элементы определения, можно сказать, что сюжетноситуативное занятие - это такая форма организации обучения, при которой дидактические задачи решаются под руководством учителя посредством сочетания совокупности последовательно развивающихся событий с условиями и обстоятельствами, определяющими данные события.

Нами создается проблемная ситуация, в которую помещается учащийся таким образом, чтобы ее решение позволило проследить механизм возникновения и функционирования изучаемого экономического понятия. В одних ситуациях это достигается путем моделирования исторического процесса формирования содержания понятия. В других экономические понятия изучаются посредством создания конструкта составляющих элементов. Предложенный подход позволяет повысить эффективность интериоризации учащимися младших классов экономических зна-

ний, качественно формировать экономические умения и навыки.

При организации урока в виде сюжетноситуативного занятия четко прослеживается связь изучаемого материала с конкретными жизненными явлениями. Суть такого занятия заключается в том, что детьми на уроке разыгрывается реальная ситуация (которая возникла или может возникнуть в жизни ребенка), в ходе которой каждый из детей оказывается в определенной роли и ему необходимо выполнять возложенные на него функции. Этим достигается максимальная отработка на уроке навыков экономически целесообразного поведения, что снижает тревожность ребенка при его попадании в сложную ситуацию выбора в реальности.

При исполнении той или иной роли ребенок получает огромный опыт по участию в общественных делах в разном качестве. При этом ни один из детей не остается в стороне от решения общей задачи. Включенность всех учащихся в процесс познания в значительной степени повышает эффективность усвоения материала, так как дети охотнее учатся друг от друга, имея реальный стимул знать больше [11].

Широкая свобода перемещения по классу позволяет компенсировать потребность в физической активности, сковываемой на обычном уроке. Большая возможность открывается перед детьми и для удовлетворения потребности в эмоциональной активности, что способствует облегчению восприятия учебного материала и повышает познавательную активность детей на уроке.

Не менее важным является и тот факт, что ребенок видит результат своей работы. Безусловно, похвала учителя всегда была стимулом к дальнейшим стремлениям, но гораздо более сильное действие на него оказывает осознание весомости своего вклада в решение стоящей перед ним задачи, общей задачи. Когда дети коллективно находят выход из сложившейся ситуации, каждый чувствует свою значимость в решении проблемы [1]. Это укрепляет веру ребенка в себя и свои силы, дает дополнительный потенциал для умственного, духовного и нравственного роста.

Следует отметить, что роль учителя в организации сюжетно-ситуативного занятия заключается не только в том, чтобы включить детей в игровую деятельность. Организация урока в форме сюжетно-ситуативного занятия предполагает серьезную и длитель-

ную подготовку, включающую разработку и проработку всех возможных вариантов развития событий. Учитель должен знать гораздо больше, чем то, что дается детям на уроке. Только в этом случае он сможет направить деятельность детей в нужное русло, грамотно подвести их к верному решению. Этому способствует не только знания по экономической теории, но и глубокие знания дидактики, теории воспитания, психологии, философии и т.п.

Сюжетно-ситуативное занятие - это совершенно иная форма взаимоотношений учителя и учащихся на уроке. Безусловно, это игра, но игра, в значительной степени приближенная к реальным условиям. Это игра, правила в которой задаются самими игроками. Детям на собственном опыте предлагается убедиться, как нарушение правил может повлиять на исход ситуации, как воспринимают другие участники игры нечестное распределение возможностей.

В этом аспекте сюжетно-ситуативное занятие имеет наряду с обучающей еще и значимую воспитательную функцию. Помимо знаний экономической теории младшие школьники усваивают экономическую культуру, этические и нравственные нормы поведения, разрабатывают возможные стратегии и тактики выхода из сложных ситуаций с минимальными потерями и максимальным сохранением своего статуса как честного, порядочного человека.

Таким образом, сюжетно-ситуативное занятие позволяет добиться качественных результатов в обучении детей младшего школьного возраста основам экономической теории и создает основу для последующего углубления экономических знаний в среднем и старшем звене. Обучение экономике младших школьников посредством организации сюжетно-ситуативных занятий, наряду с формированием базовых представлений об элементарных понятиях науки, позволяет вырабатывать умения целесообразного поведения без ущерба для здоровья и эмоционального состояния, а также сохранить интерес к дальнейшему изучению предмета.

Литература

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

2. Большой толковый словарь русского языка /сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

3. Большой энциклопедический словарь / Б. Файзуллин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М-СПб.: Большая Российская энциклопедия, Норинт, 1998. -1456 с.

4. Вдовина, С.Б. Универсальная экономика: учебник для младших школьников / С.Б. Вдовина -Киров.: Б.И., 1996. - 206с.

5. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. B.C. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. -М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 384 с.

6. История педагогики: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов; под ред. М. В. Шабае-вой. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.

7. Кларина, Л.М. Экономика и экология в начальной школе /Л.М. Кларина. - М.: Вита-Пресс, 1997. - 208 с.

8. Липсиц, ИВ. Удивительные приключения в стране Экономика: книга для детей мл. шк. возраста / ИВ. Липсиц. - М.: Вита-Пресс, 1998. -302 с.

9. Образование в XXI веке: проблемы и поиски их решений: учеб. пособие / под ред. А.Ф. Аменда, В.В. Латюшина. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003. - 592 с.

10. Родионова, Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество /Н.Ф. Радионова. - Л.: ЛГПИ им. А.И Герцена, 1989. - 84 с.

11. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: избр. психол. труды / под ред. Д.И Фельдштейна. - М.: Просвещение, 1997. - 414 с.

12. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.: АПО, 1998. -Т. 1.- 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.