Научная статья на тему 'Экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности'

Экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ / CIVIL DEFENSE / NATIONAL SECURITY / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязнова И. А.

Мероприятия защиты гражданского населения и экономики государства всегда рассматривались как одни из главных составляющих обеспечения обороноспособности страны. В статье рассматривается экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Грязнова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SUPPORT FOR CIVIL DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR IN NATIONAL SECURITY

Measures to protect the civilian population and economy of the state have always been recognized as one of the main components of the country’s defense. The article deals with the economic security of civil defense of the Russian Federation as a factor of national security.

Текст научной работы на тему «Экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Грязнова И.А., научный сотрудник Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России

Мероприятия защиты гражданского населения и экономики государства всегда рассматривались как одни из главных составляющих обеспечения обороноспособности страны. В статье рассматривается экономическое обеспечение гражданской обороны Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: гражданская оборона, национальная безопасность, население.

ECONOMIC SUPPORT FOR CIVIL DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A FACTOR IN NATIONAL SECURITY

Gryaznova I., fellow at the Center for Strategic Studies Civil Defense Emergency Russia

Measures to protect the civilian population and economy of the state have always been recognized as one of the main components of the country’s defense. The article deals with the economic security of civil defense of the Russian Federation as a factor of national security.

Keywords: civil defense, national security, population.

Исторически сложилось так, что построенная в XX веке система национальной безопасности страны была, в первую очередь, направлена на снижение угроз в военной сфере. Мероприятия защиты гражданского населения и экономики государства всегда рассматривались как одни из главных составляющих обеспечения обороноспособности страны.

Принимая во внимание, что люди являются важнейшей составной частью производительных сил страны и источником пополнения вооруженных сил, становится очевидной важность задачи защиты населения.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности»1. Утвержденная 5 февраля 2010 года Военная доктрина Российской Федерации определила одной из основных задач Вооруженных Сил и других войск подготовку к проведению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и выполнение в установленном порядке мероприятий ГО, раскрыв задачи военно-экономического обеспечения обороны страны и гражданской обороны как ее составной части.

В силу экономических причин еще длительное время не представляется возможным заблаговременно в мирное время создать необходимую материально-техническую базу ГО. Имеется в виду реализация крупномасштабных программ по строительству сил и средств ГО, ее инфраструктуры, накоплению средств коллективной и индивидуальной защиты населения и т.д.

В этих условиях проблемы формировании и реализации единой государственной политики в области ГО, деятельности ее субъектов требуют фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научных исследований экономических отношений, связанных с обеспечением ГО в Российской Федерации.

Говоря о новом облике гражданской обороны, нельзя обойти изменения ее организационных основ. Упразднен территориально-производственный принцип организации ГО. Это означает, что гражданская оборона организуется на всей территории страны и искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и ведомственную. Упразднены федеральные и другие службы ГО. В настоящее время управление ГО осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Изменилась структура сил ГО, а также условия функционирования ГО и содержание ее мероприятий.

Наше государство в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» распределяет полномочия в области ГО между органами государственной власти Российской Федерации (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-

нами местного самоуправления, организациями, а также определяет права и обязанности граждан в области ГО.

Так, например, основные задачи и мероприятия, порядок организации и ведения, состав сил и средств, порядок материальнотехнического и финансового обеспечения мероприятий ГО в соответствующих ФОИВ определяются ведомственными положениями об организации и ведении ГО, согласованными с МЧС России. На сегодняшний день действуют десять таких положений: в МЧС России, Минобороны России, МВД России, Федеральном агентстве по обустройству государственной границы, Минэнерго России, Минтрансе России, Минздравсоцразвития России, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральном агентстве по образованию, Министерстве культуры Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по ГО и защите населения, осуществляемых ФОИВ, в том числе содержание войск ГО является обязательством Российской Федерации. В соответствии с Положением о войсках ГО их обеспечение включает финансирование войск ГО, специальное, тыловое и материально-техническое обеспечение, закупку и поставку вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности войск, ремонт ВВСТ, а также организацию и выполнение воинских перевозок.

Этим нормативным актом определено, что финансирование войск ГО осуществляется за счет средств федерального бюджета. Государственные инвестиции в капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, в том числе жилых домов и других объектов, предназначенных для войск ГО, предусматриваются в государственном оборонном заказе (далее - ГОЗ). Специальное, тыловое и материально-техническое обеспечение войск ГО осуществляет МЧС России в порядке и по нормам, установленным для Вооруженных Сил РФ. Закупку и поставку ВВСТ, боеприпасов, специальных приборов, средств и имущества для обеспечения деятельности войск ГО осуществляет МЧС России в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне», Федеральными законами «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другими нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов. Капитальный ремонт ВВСТ войск ГО производится за счет средств МЧС России. Организация и выполнение воинских перевозок войск ГО осуществляются в порядке, установленном для Вооруженных Сил Российской Федерации, также за счет средств МЧС России.

Военнослужащие войск ГО по вопросам прохождения военной службы, денежного и других видов довольствия, пенсионного обеспечения и социальной защиты пользуются всеми правами и льготами, установленными законодательством РФ для военнос-

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента 12.05.2009 г.

Рис. 1. Место экономики ГО в системе обеспечения национальной безопасности

лужащих Вооруженных Сил РФ. Страхование военнослужащих, привлекаемых к решению задач ГО, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

Обеспечение войск ГО в военное время осуществляется в порядке и на условиях, определяемых руководством по обеспечению деятельности войск гражданской обороны Российской Федерации в военное время, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также ведомственными правовыми актами МЧС России.

Обеспечение (финансирование) мероприятий по ГО, защите населения и территорий субъектов РФ (региональный уровень), населения и территорий муниципального округа (местный уровень) является расходным обязательством соответственно субъекта РФ и муниципального образования, обеспечение (финансирование) мероприятий по ГО, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

В теории экономики общественного сектора принято считать, что деятельность органов государственного управления, осуществляющих расходы на обеспечение нерыночных услуг, в данном случае в сфере ГО, приносящая фактические выгоды домашним хозяйствам, признается производительной. Это дает основание считать деятельность субъектов политики государства в области ГО, обеспечивающих безопасность населения и территорий, производительной. Следовательно, субъекты политики в области ГО в процессе своей жизнедеятельности вплетены в систему государственных экономических отношений и в определенной мере учитывают законы рыночной экономики.

Теория экономики общественного сектора рассматривает также взаимодействие государства как организации с другими общественными институтами по поводу: производства общественных и коллективных благ; функционирования механизма решения социально-экономических вопросов; внерыночного согласования ин-

тересов, личности, общества и государства.

Достижение этих целей осуществляется благодаря государственному воздействию на экономику: финансированию и производству благ в общественном секторе; правовому регулированию; кредитно-денежной политике; научно обоснованной системе налогообложения; реализации программ общественных расходов; осуществлению принципа бюджетного федерализма.

Экономическое обеспечение защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера предполагает существование экономики гражданской обороны, которую можно определить как систему объективно складывающихся экономических отношений, формирующихся между субъектами единой государственной политики в области ГО, с одной стороны, и обществом, его юридическими и физическими лицами, - с другой, в процессе подготовки и ведения ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (рис. 1).

Результатом деятельности субъектов государственной политики в области гражданской обороны является специфическая государственная услуга - «гражданская оборона», которая удовлетворяет потребности в защите жизненно важных интересов личности и общества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Как экономическая категория, гражданская оборона выражает взаимосвязи между ее производителями и потребителями, отношения между людьми в процессе создания и потребления этого специфического общественного блага - безопасности населения и территорий.

Анализ экономического обеспечения гражданской обороны за пять лет, начиная с 2005 года, подтверждает тенденцию роста объема финансовых средств, выделяемых на гражданскую оборону в стране. Соотношение расходов федерального бюджета на ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС к общим затратам на нацио-

5,40% 5’97%

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис.2. Соотношение расходов федерального бюджета на ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС к общим затратам на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в Российской Федерации

34,10%

45,7 °% 29,30%

35,|э0% 22,80%

22, 30%

Т----------------------1----------------------1----------------------1---------------------1-----------1----------1

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 3. Динамика изменения затрат на ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС в структуре асходов МЧС России к общему объему финансовых средств, выделяемых МЧС России из федерального бюджета

нальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2005-2010 годах представлено на рис. 2.

Необходимо отметить, что в развитых странах мира этот показатель находится в пределах от одного до семи процентов.

Динамика изменения затрат на ГО, предупреждение и ликвидацию ЧС в структуре расходов МЧС России к общему объему финансовых средств, выделяемых МЧС России из федерального бюджета в 2005-2010 годах, представлена на рис.3.

Относительные показатели сметы МЧС России по расходованию средств федерального бюджета на закупки и ремонт ВВСТ, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках ГОЗ в 2005-2010 годах (в процентах от общих затрат в рамках года) представлены в табл. 1.

Необходимо отметить, что на процесс экономического обеспечения системы МЧС России в части решения задач ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, реформирования и содержания войск ГО влияют следующие факторы:

1) рост масштабов и сложность задач, выполняемых системой МЧС России, в том числе войсками ГО в новых условиях геополитического и геостратегического положения России;

2) развитие российской государственности, становление рыночных отношений и наличие различных форм собственности;

3) разработка и внедрение новых организационно-правовых форм государственных учреждений и новых подходов к финансовому обеспечению их деятельности в современных условиях;

4) переход на контрактный принцип комплектования войск ГО;

5) необходимость в ближайшем будущем решать задачи ГО в условиях возможных вооруженных конфликтов (войн) группировкой сил и средств МЧС России мирного времени;

6) социально-экономическое развитие и финансовые возможности государства, субъектов РФ, муниципальных образований, экономические возможности объектов экономики.

Как представляется, в целях повышения эффективности экономического обеспечения ГО РФ в современных условиях необходимо:

1) при реализации стратегии совершенствования военно-экономического обеспечения ГО РФ в современных условиях внести изменения в экономическое обеспечение системы МЧС России в связи с формированием группировки сил ГО, способной решать задачи ГО в мирное и военное время без увеличения общей численности. Приоритеты в распределении экономических ресурсов необходимо определить с учетом обеспечения постоянной готовности органов управления и сил ГО к решению задач в мирное и

военное время;

2) разработать систему показателей и оценить эффективность действующей системы экономического обеспечения ГО Российской Федерации в сравнении с предшествующей и перспективной, включая каждую из подсистем: федеральную, региональную, местную и объектовую. Критерием оценки эффективности при этом можно считать степень удовлетворенности всеми видами ресурсов приоритетных потребителей в сфере гражданской обороны с учетом районирования территорий по ГО, ограниченности ресурсов и использования типовых моделей системы экономического обеспечения;

3) оптимизировать систему обеспечения сил и органов управления ГО, формирования резервов материальных средств на основе применения маркетингового инструментария с учетом потребностей всех подсистем и элементов системы ГО страны. Такой подход позволит с наименьшими издержками размещать и исполнять государственный заказ на поставку материально-технических средств для системы ГО;

4) проводить квалифицированную экономическую экспертизу решений, принимаемых в сфере экономического обеспечения ГО страны и системы МЧС России с привлечением внешних экспертных организаций или отдельных экспертов с последующим контролем на системной основе со стороны контрольно-ревизионных (контрольных) органов за их целевым и эффективным расходованием. При этом важно обеспечить предельно прозрачный характер расходования бюджетных средств;

5) в целях совершенствования механизма удовлетворения экономических потребностей ГО страны и системы МЧС России проводить исследования по оценке эффективности внедряемых систем финансового и материального обеспечения, существующей организационной структуры обеспечения их функционирования на основе социологического инструментария.

Таблица 1. Относительные показатели сметы МЧС России по расходованию средств федерального бюджета на закупки и ремонт ВВСТ, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках ГОЗ (%)

Наименование техники и имущества Годы

2005 2006 2006 2008 2009 2010

авиационная техника 54,6 10,8 15,1 18,2 2,6 2,7

корабли и катера 1,1 2,3 0,8 2,4 1,6 14,2

стрелковое и холодное оружие 0,2 0,4 0,5 - 0,3 -

электронная техника и средства связи 3,9 8 7,9 7Д 5,7 6,4

другое вооружение, военная и спасательная техника 39,9 77,8 75 72,3 88,9 76,7

прочая продукция военноспециального назначения 0,3 0,7 0,7 - 0,9 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.