/84 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54) УДК 355.58.001; 351.862.001
Теория вооружения, как методологическая основа обоснования рационального варианта оснащения реагирующих подразделений МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2017
Т.Г. Сулима, А.И. Мазаник
Аннотация
Рассмотрены вопросы обоснования планирования развития техники и технических средств МЧС России. Проанализированы научные идеи, положения, принципы, методы теории вооружения, сформированные в 46 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации. Показано их развитие учеными МЧС России с учетом специфики задач, решаемых спасательными подразделениями.
Ключевые слова: теория вооружения; методология, методика; планирование; программа; план; научно-методический аппарат; государственная программа вооружения; вооружение; военная и специальная техника.
Theory of Armament as a Methodological Basis for Justification of Efficient Equipment of the EMERCOM of Russia Response Units
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2017
T. Sulima, A. Mazanik
Abstract
The article deals with justification of planning the technical and technological equipment of EMERCOM of Russia. Scientific ideas, principles, and methods of the theory of armament developed at the 46th Central Research Institute of the RF Defense Ministry are analysed. Their further development by researchers of EMERCOM of Russia in the light of the specific tasks of emergency rescue units is discussed.
Key words: theory of armament; methodology; planning; program; plan; scientific and methodological apparatus; state armament program; armament; military and special equipment.
Любая созидательная деятельность людей требует осуществления как минимум трех действий: осмысления возникшей проблемы, определения способов ее разрешения и реализации принятых решений. Чем сложнее проблема, тем более ответственным становится процесс выполнения этих действий.
Определение номенклатуры и количества образцов военной и специальной техники, технических средств, имущества, экипировки и снаряжения (далее — ВВСТ), которые должны составить основу оснащения реагирующих подразделений системы МЧС России, качественных и количественных характеристик этих образцов является многофакторной, многоаспектной и многокритериальной задачей с огромным количеством переменных. При этом большинство переменных носит качественный характер, а невозможность придания им количественного смысла создает дополнительные трудности при решении упомянутой задачи по формированию оптимальной номенклатуры ВВСТ [1].
Большие потоки информации, используемой для решения задач планирования и управления мероприятиями оснащения и переоснащения МЧС России, требуют организации многомерных массивов, процедур обмена данными и научной поддержки принимаемых решений. Кроме того, при решении задач, где решение не поддается эффективной формализации и велика роль опыта и интуиции, требуется квалифицированная организация экспертных процедур.
В условиях новой экономической модели развития России финансирование расходов федеральных органов исполнительной власти «силового блока» на ВВСТ подвергаются объективной критике, поскольку, как отмечает ряд авторов [2, 3, 4], расходы на реализацию ряда программ осуществляются не эффективно, без соответствующего военно-экономического анализа, вследствие чего отвлекаются средства от «прямого инвестирования» в благосостояние человека.
Техническое оснащение и переоснащение своих реагирующих подразделений МЧС России осуществляет в рамках мероприятий Государственной программы вооружения (далее — ГПВ) и ее «годового среза» — государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ).
Государственная программа вооружения в части МЧС России определяет целевые установки военно-технической политики Российской Федерации, направленные на поддержание, развитие и использование ВВСТ спасательных воинских формирований (далее — СВФ) и подразделений федеральной противопожарной службы (далее — ФПС). Так, основной целью разработки ГПВ на 2018-2025 гг. в части МЧС России является повышение эффективности применения сил Министерства на основе их оснащения современными системами ВВСТ и наращивание научно-технологического задела для последующего переоснащения сил МЧС России техникой нового поколения.
Достижение сформулированной цели невозможно без разработки методологии проведения военно-экономического анализа альтернативных вариантов оснащения ВВСТ реагирующих подразделений МЧС России.
Решение этой проблемы предполагает проведение значительного объема исследований, включающих:
1. Теоретическую часть работы:
анализ угроз военных конфликтов и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — ЧС);
определение способов реагирования на эти угрозы и риски;
формирование требований к образцам ВВСТ, способным обеспечить такое реагирование;
изучение (осмысление, анализ) существующего положения дел в вопросах оснащенности МЧС России современными (перспективными) образцами ВВСТ в соответствии с задачами мирного и военного времени, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации;
определение путей достижения требуемой эффективности системы ВВСТ МЧС России;
формирование совокупности программных мероприятий и определение требуемого объема финансовых ассигнований на их реализацию.
2. Практическую часть работы (обеспечивает реализацию планов):
формирование соответствующей нормативной правовой и нормативно-технической базы;
размещение заказов на выполнение работ в промышленном секторе; сопровождение работ; приемка продукции;
проведение испытаний образцов ВВСТ, принимаемых на снабжение в системе МЧС России, и другие мероприятия.
Исследовательская работа по научно-методическому обоснованию планирования, управления и развития ВВСТ МЧС России укладывается в круг теоретических вопросов, которые обозначаются сравнительно новым термином — «Теория вооружения» [5].
Теория вооружения — это собрание и целенаправленное объединение принципов, идей и методов, обобщающих теоретический опыт обоснования планов оснащения вооруженных сил (далее—ВС) техническими средствами ведения боевых действий, учитывающих тенденции развития производительных сил общества и направленных на решение задачи оснащения ВС техническими средствами в ближайшей и отдаленной перспективе [5].
Непосредственной предшественницей теории вооружения как раздела военной науки следует считать раздел кибернетики, известный под названием «исследование операций».
Исследование операций зародилось в ходе Второй мировой войны, когда в армейских подразделениях ряда стран появились группы, занимающиеся количественной оценкой альтернативных решений и подготовкой предложений руководящему составу армии. Создатели этой науки определили операцию как систему действий, объединенную единым замыслом и направленную на достижение определенной цели [6].
/86 ^П SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54)
Оптимальные решения — наиболее предпочтительнее других. Основная задача исследования операций — предварительное количественное обоснование оптимальных (предпочтительных) решений с опорой на показатель эффективности.
В области исследования операций сформировалось несколько специфических задач, получивших самостоятельное оформление в виде законченных теорий. К ним относятся общая задача линейного программирования, теория игр, теория массового обслуживания, теория запасов, теория восстановления, теория расписаний, теория оптимального управления процессами и ряд других.
Наличие этих развитых разделов исследований позволяет сэкономить время и средства, если удается свести проблему или какую-нибудь ее часть к одной из названных математических теорий.
Теория вооружения определяет оптимальную номенклатуру и количество образцов ВВСТ и способы достижения требуемого состояния системы ВВСТ на обозримом отрезке времени, в отличие от различных теорий, относящихся к технике (теория надежности, теория защиты от коррозии и т.д.), предполагает наличие противоборствующей стороны, т.е. соперника (соперников), преследующего собственные цели, подчас противоположные интересам ВС Российской Федерации.
Появление новых видов вооружения оказывает влияние на содержание и формы вооруженной борьбы, а через них на организационную структуру, принципы комплектования и боевую подготовку ВС. В свою очередь, изменение и развитие системы комплектования, организационно-штатная структура и вся система боевой подготовки и воспитания личного состава оказывают существенное влияние на требования к ВВСТ. Поэтому диалектика развития вооружения требует наряду с развитием прикладной составляющей теории вооружения самого серьезного изучения ее исторической и методологической компоненты.
Суммируя сказанное, можно констатировать, что в военной науке теория вооружения:
1. Изучает историю развития средств вооруженной борьбы и анализирует взаимное влияние их развития и способов боевого применения.
2. Оценивает возможности применения в военной области достижений фундаментальных и прикладных наук.
3. Оценивает перспективы развития отдельных видов вооружения и необходимость создания инфраструктуры, способствующей наиболее эффективному их применению.
4. Гармонизирует потребности государства в вооружении с его научно-технологическими, экономическими и финансовыми возможностями, т.е. в меру своих возможностей управляет процессом развития вооружения.
К системе МЧС России можно в полной мере применить принципы, идеи и методы теории вооружения с ограничениями на то, что в данном случае нет
противоборствующей стороны с противоположными интересами, а в качестве «противника» выступают опасности (последствия), возникающие при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
С момента создания научно-исследовательские организации МЧС России проводили активную работу по совершенствованию методологии обоснования перспектив развития ВВСТ МЧС России. Создавался также методический базис для практической деятельности органов управления, совершенствовались методы работы заказывающих и довольствующих подразделений центрального аппарата МЧС России в целях обеспечения требуемого уровня готовности системы ВВСТ. Результаты изучения отечественного (Министерство обороны, МВД) и зарубежного опыта планирования и развития ВВТ позволили сделать вывод, что наиболее обоснованным подходом является программно-целевое планирование развития системы ВВСТ МЧС России.
Реализация программно-целевого метода планирования и развития ВВСТ позволяет решать следующие проблемы:
упорядочение развития ВВСТ и расходования выделяемых на оснащение МЧС России финансовых ресурсов;
достижение соответствия (соразмерности) между задачами, решаемыми МЧС России, и расходами на оснащение;
недопущение параллелизма в разработках;
заблаговременное ориентирование производителей ВВСТ для нужд МЧС России и научно-исследовательских организаций о предполагаемых «заказах» на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Внедрение программно-целевого метода в практику планирования мероприятий переоснащения МЧС России существенно повышает уровень военно-экономического анализа, плановой работы на всех уровнях органов управления, оперативность исполнительской деятельности на предприятиях и организациях — изготовителях ВВСТ для нужд МЧС России.
Разработка и содержание программных документов обеспечиваются рациональной системой научно-исследовательских работ, выполняемых научными и образовательными организациями МЧС России по госзаданию и на конкурсной основе. Эти исследования базируются на достижениях отечественной науки и техники и учитывают состояние и прогноз развития угроз мирного и военного времени, обосновывают направления и возможности создания перспективных образцов ВВСТ.
Научное обоснование перспектив развития ВВСТ (особенно на долгосрочную перспективу) невозможно без применения соответствующего методического аппарата. Поэтому все научные и образовательные организации МЧС России ведут «темы» по разработке методов военно-экономического (технико-экономического) обоснования предложений по развитию ВВСТ. При военно-экономическом (технико-экономическом) обосновании предложений по развитию ВВСТ для многопрофильной группировки МЧС России в основу
кладется системный подход, включающий синтез территориальных и различных по предназначению группировок сил и средств ликвидации последствий военных конфликтов и ЧС мирного времени, разработку способов их эффективного применения, оценку эффективности и экономических показателей.
На начальном этапе программно-целевого планирования развития ВВСТ перед МЧС России встала задача разработки методологии обоснования долгосрочных (ГПВ) и среднесрочных (ГОЗ) планов и программ развития, включающих разработку, поставку ВВСТ, обеспечение эксплуатации и капитальное строительство с учетом прогнозируемых уровней финансирования. В этих целях для МЧС России была определена структура программы вооружения, отвечающая его целям и задачам, основное содержание предложений в программу вооружений, основные показатели программ, а также основные методические положения их расчета.
Учеными МЧС России был изучен опыт формирования программных документов планирования и управления развитием вооружения на видовом и надвидовом уровнях Министерства обороны Российской Федерации (далее — МО). Опираясь на опыт коллег из МО, в МЧС России была разработана собственная методология научного обоснования перспектив развития ВВСТ с учетом специфики собственных задач.
Повышению научно-методического уровня исследований, степени обоснованности их результатов и оперативности проведения исследований способствует укрепление взаимодействия между ведущими научными организациями МЧС России:
Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России (ЦСИ ГЗ МЧС России);
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий) (ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИ ПО).
Анализ работ, выполненных в научных и образовательных организациях МЧС России, позволяет сделать вывод, что научно-методический аппарат планирования и реализации мероприятий переоснащения и оснащения реагирующих подразделений МЧС России современными образцами ВВСТ не располагает в своем арсенале такой единой военно-экономической моделью обоснования оптимального (рационального) перечня ВВСТ, которая бы позволяла получать оценку эффективности мероприятий переоснащения, спроецированную на «боевые» возможности спасательных подразделений [9, 10, 11, 12].
Система научных исследований по обоснованию предложений в проекты ГПВ и ГОЗ сложилась, но расширение спектра задач МЧС России, повышение требований к эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР), новые факторы и условия, определяющие дальнейшее развитие ГО и РСЧС, требуют корректировки идеологии построения системы ВВСТ, а также совершенствования методологии исследований по обоснованию
программного планирования (см. Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года». Собрание законодательства Российской Федерации от 26.12.2016 № 52 (часть V) ст. 7611) и [13, 14].
Основными перспективными направлениями исследований по совершенствованию методологии научного обоснования для программного планирования перспектив развития ВВСТ МЧС России являются:
разработка системы исходных данных, используемых при обосновании перспектив развития ВВСТ;
разработка аппарата обоснования технических требований к образцам ВВСТ и оценка их эффективности;
унификация образцов ВВСТ для различных подразделений МЧС России (СВФ, ФПС, поисково-спасательная служба);
разработка аппарата синтеза и анализа эффективности многопрофильной группировки сил и средств МЧС России и РСЧС различного уровня (региональный, межрегиональный, федеральный) с учетом решения различных задач и совершенствования критериев их эффективности, систем антикризисного управления силами и средствами и мониторинга и прогнозирования;
разработка методов анализа состояния и прогноза возможностей производителей по разработке и производству ВВСТ с заданными техническими характеристиками;
совершенствование системы экономических исследований с целью учета особенностей различных подразделений МЧС России при разработке и производстве ВВСТ.
Таким образом, важной и актуальной для МЧС России остается разработка методологии военно-экономического обоснования развития и технического оснащения подразделений МЧС России в условиях ограничений на финансовые и материальные ресурсы. Она обеспечивает проведение анализа альтернативных вариантов перспективных образцов ВВСТ и мероприятий строительства сил и средств МЧС России по критерию «эффективность-стоимость», а также формирования сбалансированных предложений в планы НИОКР и закупок ВВСТ с выявлением ресурсосберегающих мероприятий на основе единой системы методик и моделей.
Необходимо определить головную научно-исследовательскую организацию для научно-методического руководства научными и образовательными учреждениями по разработке программных документов, которая разрабатывала бы единые исходные данные, методический замысел, общую системную методологию и виды моделей, а также обобщала результаты комплекса исследований.
Литература
1. Буренок В. М., Ляпунов В. М., Мудров В. И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения. М.: Издательский дом «Граница», 2005. 236 с.
2. Военный бюджет государства: Методы обоснования и анализа. // Сб. ст. М.: Воениздат, 2000. 359 с.
3. Рахманов А. А., Буренок В. М., Лавринов Г. А. Оценка реализуемости Государственной программы вооружения // Военная мысль. 2001. Вып. 2. С. 37-40.
/88 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54)
4. Буренок В. М., Мельников И. Д., Лавринов Г. А. Качество Государственной программы вооружения: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2002. Вып. 2. С. 61-66.
5. Буренок В. М., Ляпунов В. М., Мудров В. И. Теория вооружения / Под ред. А. А. Рахманова. М.: 46 ЦНИИ МО, 2002. 233 с.
6. Вентцель Е. С. Исследование операций. М.: Сов. радио, 1972. 551 с.
7. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. М.: Логос, 2002. 391 с.
8. Подиновский В. В., Потапов М. А. Методы анализа и системы поддержки принятия решений: Учеб. пособ. М.: Компания Спутник+, 2003.
9. Марков Г. С., Онищенко Ю. А., Щеголькова В. В., Лагутина А. В. Пути повышения эффективности технического оснащения сил МЧС России федерального подчинения // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. № 2 (36). С. 52-55.
10. Пожарная техника / Под ред. М. Д. Безбородько. М.: ВИПШТ МВД СССР, 1989. 336 с.
11. Роенко В. В., Тараканов Д. В., Шкунов С. А. Критерии оценки вариантов переоснащения подразделений МЧС России // Электронный журнал «Технологии техносферной безопасности». 2014. № 5 (57).
12. Сулима Т. Г., Мазаник А. И. Комплексная методика определения рационального варианта оснащения спасательного воинского формирования МЧС России // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. М.: АГЗ МЧС России, 2017. № 2. С. 22-32.
13. Акимов В. А., Соколов Ю. И., Сосунов И. В. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2016. 396 с.
14. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научные аспекты. Системные исследования чрезвычайных ситуаций / Под ред. Н. А. Махутова. М.: МГОФ «Знание», 2015. 864 с.: ил.
Сведения об авторах
Сулима Тимофей Геннадьевич: ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», научн.-иссл. центр, нач. научн.-иссл. отдела (по проблемам ГО и ЧС). 141435, Московская обл, г о. Химки, мкр. Новогорск. e-mail: amchs.ru
Мазаник Александр Иванович: д. в. н., проф., ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России», г. н. с. научн.-иссл. центра.
141435, Московская обл, г. о. Химки, мкр. Новогорск. e-mail: amchs.ru
Information about authors
Sulima Timofey G.: Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Research Center, Head of the Research Department (on Civil Defense and Emergencies). Novogorsk, Khimki city district, Moscow region, 141435, Russia.
e-mail: amchs.ru
Mazanik Alexander I.: Doctor of Military Sciences, Professor, Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Chief Researcher of the Research Center. Novogorsk, Khimki city district, Moscow region, 141435, Russia. e-mail: amchs.ru
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в I полугодии 2015 года http://elibrary.ru/item.asp?id=23879184
Шаерман А.В. и др. Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Монография Марченко Т.А. и др. Система дистанционного консультирования и информирования населения радиоактивно загрязненных территорий. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=23668786 http://elibrary.ru/item.asp?id=23867739
Степанов В.Я. Солдат Великой Победы: литературно-художественный сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29272815
Степанов В.Я. Чернобыль. Память 24/7: историко-художественный литературный сборник. 2-е изд., доп. и перераб. https://elibrary.ru/item.asp?id=29272824
Пучков В.А. и др. Огнеборцы нашего времени: литературно-художественный публицистический сборник http://elibrary.ru/item.asp?id=23887109
Акимов В.А. и др. Современные проблемы Арктической зоны Российской Федерации. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=26661340
Афанасьева Е.В. и др. Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие http://elibrary.ru/item.asp?id=21846885
Шляков С.А. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году» http://elibrary.ru/item.asp?id=21638161
Дурнев Р.А. и др. Методические рекомендации по подготовке диссертационных работ. Комиксы для соискателей http://elibrary.ru/item.asp?id=22256511
Лебедев А.В. Спасательное дело в России. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=22689067