Научная статья на тему 'Экономический университет в Западной Сибири (интервью с ректором нгуэу Гусевым Ю. В. )'

Экономический университет в Западной Сибири (интервью с ректором нгуэу Гусевым Ю. В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический университет в Западной Сибири (интервью с ректором нгуэу Гусевым Ю. В. )»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

Экономический университет в Западной Сибири

Первую страницу в истории вузов Новосибирска открыл созданный в 1929 г. Сибирский институт народного хозяйства, который после ряда реорганизаций в конце 30-х годов прекратил свое существование. В 1967 г. на базе филиала Всесоюзного заочного финансово-экономического института, функционировавшего в г. Новосибирске с 1958 г., был основан Новосибирский институт народного хозяйства (НИНХ), ныне Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ). Контингент студентов тогда составлял около 2300 чел. Перечень специальностей тоже был небольшой и достаточно стандартный для вуза такого профиля: планирование промышленности, планирование народного хозяйства, экономика и организация труда, экономика и планирование материально-технического снабжения, бухучет, финансы и кредит, статистика. В 1994 г. НИНХ стал Новосибирской государственной академией экономики и управления, а в 2004 г. коллегия Министерства образования и науки РФ присвоила вузу самый высокий статус - статус университета.

За годы своей деятельности НИНХ - НГАЭиУ - НГУЭУ подготовил почти 40 тысяч специалистов, которые успешно трудятся в финансово-кредитных учреждениях, органах государственного управления, в сфере бизнеса, в промышленности и сельском хозяйстве, в сфере туризма и гостиничного хозяйства, на предприятиях транспорта, в различных компаниях и фирмах. Немало среди выпускников и тех, кто решил создать собственное дело.

Сегодня в НГУЭУ обучается более 15 тыс. студентов. Университет имеет техническое оснащение, необходимое для внедрения современных образовательных технологий, развитую сеть довузовского образования, высококвалифицированный состав преподавателей, широкий спектр специальностей, направлений подготовки ВПО и СПО, профессиональных программ дополнительного образования (всего более 80), более десятка международных образовательных программ (в том числе МВА) и столько же основных научных направлений, по которым проводятся НИР. В вузе открыты аспирантура и докторантура, действуют докторские диссертационные советы.

НГУЭУ стремится обеспечить высокое качество образовательных услуг, повышая квалификационный уровень преподавательских кадров, формируя научную базу исследований и современное учебно-методическое обеспечение.

Университет все в большей мере становится не только центром образования, но и центром науки и культуры всего региона. Именно это обеспечивает привлекательность и востребованность выпускников НГУЭУ на рынке образовательных услуг.

Беседу с ректором НГУЭУ, доктором экономических наук профессором Юрием Васильевичем Гусевым ведет главный редактор журнала «Высшее образование в России» М.Б. Сапунов.

- Юрий Васильевич! Система высшего образования переживает сегодня нелегкие времена. Новации в сфере образования на фоне кризиса в экономике создают особую атмосферу в образовательной среде. Какие проблемы волнуют Вас сейчас как ректора вуза больше всего?

- Современная ситуация, несомненно, вносит свои коррективы в траекторию движения НГУЭУ. Вместе с тем основные целевые установки Программы развития университета, принятой в 2008 г., сохраняются, а именно:

• формирование многопрофильного, многоуровневого междисциплинарного образовательного комплекса, способного к устойчивому развитию;

• управление переменами для обеспечения стратегического лидерства в подготовке элитных кадров для сферы бизнеса и его инфраструктуры на региональном рынке образовательных услуг;

• расширение взаимодействия университета с внешней средой, установление партнерства с вузами, академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами.

Цели амбициозные, и достигать их приходится в полуторамиллионном городе с высоким уровнем конкуренции по профильным специальностям и направлениям подготовки. Достаточно сказать, что в Новосибирске функционирует 46 вузов и филиалов. Поэтому наиболее важными направлениями деятельности нашего университета становятся следующие.

Во-первых, повышение качества подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов, расширение спектра образовательных услуг в соответствии с требованиями рынка и на основе прогрессивных образовательных концепций. Речь идет прежде всего о переходе к непрерывному многоуровневому образованию и приоритетном развитии программ магистерской подготовки, обеспечивающих получение качественных фундаментальных знаний, формирование у выпускников инновационных и адаптивных компетенций, высоких профессиональных навыков. Кроме того, принимаются меры по диверсификации образовательных услуг дополнительного образования (в т.ч. бизнес-образования), по переподготовке и повышению квалификации работников, занятых не только в сфере бизнеса, но и в системе образования.

Во-вторых, реорганизация научно-инновационной деятельности университета как предпосылки роста интеллектуального потенциала и профессиональных компетенций ППС.

В этой связи намечены меры по созданию научно-инновационных центров, обеспечению ли-

дирующих позиций НГУЭУ в регионе в части проведения олимпиад и конкурсов по профилю университета, по организации постоянно действующего информационно-выставочного центра научных разработок и инноваций.

В-третьих, развитие персонала как необходимого условия мобилизации интеллектуального потенциала университета, что предполагает обеспечение долговременных инвестиций в человеческий капитал, в том числе через расширение и углубление системы повышения квалификации, реализацию проекта «Талантливая молодежь» по поддержке молодых ученых и привлечению их к работе в университете.

В-четвертых, совершенствование финансовой политики университета на основе разработки эффективной концепции управления финансами. Так, намечено завершить внедрение проектно-целевого подхода к формированию бюджета университета, а также ввести систему контроллинга и осуществить оптимизацию расходов.

В-пятых, модернизация системы управления университетом с целью обеспечения его способности к автономному и устойчивому развитию. В связи с этим проводится работа по построению конкурентоспособной инновационной модели управления с акцентом на реализацию системы проектов стратегического развития университета, поиск внутренних ресурсов, совершенствование управления университетом на основе интегрированной информационной среды. Кроме того, намечены меры по развитию системы общественной и бизнес-поддержки деятельности университета (Попечительский совет, общественные и благотворительные организации, Ассоциация выпускников, фонд содействия развитию университета) и формированию системы эффективного кадрового менеджмента.

- Таким образом, в настоящее время деятельность НГУЭУ направлена на преобразования, обусловленные требованиями инновационной экономики. В Ваших выступлениях проводится мысль о необходимости формирования новой модели профильного вуза. Что это значит?

- На мой взгляд, данная модель имеет несколько аспектов.

Аспект первый. Деятельность нашего вуза осуществляется в рамках миссии университета, суть которой состоит в том, что НГУЭУ - это предпринимательский инновационный университет (функционирующий в достаточно широком диапазоне направлений подготовки, выходящем за рамки традиционной трактовки сферы экономики и менеджмента), способный управлять переменами в научно-образовательной сфере для обеспечения стратегического лидерства на региональном рынке образовательных и консалтинговых услуг, создавая своим выпускникам возможности быть конкурентоспособными на глобальном рынке знаний и технологий.

При этом основные задачи в подготовке специалистов нового поколения сводятся к следующему:

• формировать мышление будущего специалиста с установкой на постоянный режим самообучения;

• готовить высокообразованных людей с широким профессиональным профилем (транспрофессионалов);

• осуществлять выпуск профессионалов, готовых работать в разных социально-психологических и социокультурных условиях.

Практическим воплощением этого направления в деятельности университета может служить созданный Профессиональный клуб финансистов, ставящий целью выработку концепции и модели подготовки финансовых менеджеров и аналитиков, в которых остро нуждается динамично развивающийся региональный бизнес. В его работе принимают участие представители финансового и банковского бизнеса. Стратегической целью клуба является формирование управленческой элиты страны, способной к гибким предпринимательским решениям, подготовка коммуникативных и деловых лидеров, владеющих технологиями организации коллективной управленческой деятельности.

Аспект второй. Формирование благоприятного микроклимата, позитивной социально-психологической атмосферы в коллективе в противовес напряженности, нередко существующей в среде профессорско-преподавательского состава технических и экономических специальностей.

Аспект третий. Как адекватная реакция на запросы внешней среды в НГУЭУ формируются различные направления вузовской науки на основе исследовательских групп из представителей смежных специальностей (экономисты - юристы - менеджеры - программисты и т.п.).

Аспект четвертый. Развитие библиотеки с целью формирования ресурсного центра университета и полноценного информационного обеспечения учебной и научно-исследовательской работы. Современные технологии обслуживания (например, электронный режим книговыдачи), программные и технические средства создают условия высокого уровня сервиса для пользователей и сотрудников. В университете внедрены компьютерно-телекоммуникационные технологии на базе программного обеспечения УШТиА (США).

Аспект пятый. Развитие международного сотрудничества. Реализация проектов осуществляется посредством включения специалистов всех смежных направлений для получения возможного синергийного эффекта от их совместных усилий.

Аспект шестой. В контексте реализации миссии университета формируется бизнес-модель Новосибирского государственного университета экономики и управления, в основу которой положена новая стратегия развития, основанная на сценарном подходе и нацеленная на построение сетевого предпринимательского университета, ориентированного на инновации, удовлетворение запросов потребителей и обеспечение конкурентных преимуществ. Такая стратегия требует превращения инноваций в экономическую ценность для университета и потребителей, гибкости, адаптивности, быстрой реакции на воздействия внешней среды, близости к покупателям образовательных и консалтинговых услуг.

- Юрий Васильевич, не могли бы дать пояснения по поводу «сетевого университета»?

- Термин «сетевой» означает совокупность таких интегрированных в целях организации научно-образовательных процессов структур, как университет (с его внутренней структурой: экономическим лицеем, филиалами, телекоммуникационной и информационной сетью и т.п.), ассоциации, зарубежные партнеры, некоммерческие организации и компании бизнес-сообщества, деятельность которых координируется рыночными механизмами. При этом связующими звеньями являются экономические интересы, а также интересы сотрудничества по поводу подготовки и переподготовки специалистов.

На наш взгляд, сетевой модели присущи следующие характеристики:

• выстраивание международных и межрегиональных совместных программ (программ двойных дипломов, совместных проектов и программ исследований, совместных международных программ обучения и повышения квалификации ППС). В НГУЭУ выполняются такие международные программы и проекты, как российско-голландский проект повышения квалификации городских управленцев в идеологии «хорошего управления», программа АРТЕСН подготовки профессиональных программистов, программа подготовки бакалавров экономики с Государственным университетом Нью-Йорка, программа МВА, реализуемая совместно с зарубежными партнерами, и ряд других;

• географическая экстерриториальность и распространение филиалов по регионам;

• усиление связей университета с бизнес-компаниями. Примером могут служить совместные программы НГУЭУ со Сбербанком РФ и с еще более чем десятью коммерческими банками, а также с компаниями различных сфер деятельности по подготовке и переподготовке специалистов, программы подготовки ИТ-менеджеров, проектных и инновационных менеджеров для технопарка, а также осуществление бизнес-консалтинга и обучение профессионалов по проблематике аудита, ценных бумаг, оценки собственности, предпринимательства, реинжиниринга, антикризисного управления и др.;

• выполнение вузом работ по программам развития региона и города. НГУЭУ становится одним из научно-образовательных локомотивов развития региональной экономики. Так, университет принял активное участие в разработке Стратегического плана развития Новосибирска, Концепции генерального плана развития Новосибирска, Плана социально-экономического развития Новосибирской области, Концепции молодежной политики в регионе и, что особенно важно для профильного вуза, стал инициатором и головным вузом по разработке региональной Целевой программы подготовки и переподготовки экономистов и управленцев;

• выполнение научно-исследовательских работ, проектов и программ развития бизнес-компаний и корпораций. Тем самым университет не только берет на себя функции обучения и подготовки кадров, но и осуществляет важные консалтинговые, изыскательские, проектные функции, «выращивая» науку нового типа

- проектно-ориентированную.

Итак, особенностями сетевого университета становятся, во-первых, упор на рыночные механизмы согласования действий; во-вторых, использование как собственных ресурсов, так и ресурсов партнеров по технологической цепочке

деятельности университета; в-третьих, высокая заинтересованность участников; в-четвертых, контрактные взаимоотношения участников; в-пятых, расширение кооперации среди участников, что меняет представление о границах университета.

Я хочу подчеркнуть, что каждый университет должен извлекать все лучшее, что наработано в мировой практике образования, чтобы быть успешным и конкурентоспособным. Поэтому необходимо иметь в университете и замечательных мастеров, передающих глубокие знания, и учить проектировать и выстраивать технологическую систему контроля и управления учебным процессом, и давать возможность студенту строить свою образовательную траекторию. В этой связи современный университет должен себя адекватно позиционировать и искать собственный уникальный вариант сочетания разных моделей образования и типов университетов, образовательных практик и схем управления.

Мы полагаем, что наш университет имеет все шансы и ресурсы, чтобы выстраивать тип сетевого предпринимательского университета, ориентированного на инновации. Речь идет о создании новой архитектуры университета, отдельные элементы которой можно встретить во многих вузах, пытающихся обеспечить самоорганизацию жизнедеятельности университета. Но лишь немногие могут эту модель реализовать на практике, поскольку требуется наличие всех элементов системы.

- В процессе реформы высшего образования осуществляется переход к двухуровневой системе «бакалавр - магистр». Как этот процесс идет в НГУЭУ? Готов ли вуз к переходу? В чем Вы видите преимущества и недостатки новой системы?

- Должен заметить, что в нашем университете наряду с подготовкой специалистов осуществляется реализация профессионально-образовательных программ по направлениям бакалавриата и магистратуры. НИНХ одним из первых в стране (с 1992 г.) принял участие в эксперименте. Поэтому могу с полной уверенностью сказать, что у нас накоплен достаточный опыт для развертывания этой системы подготовки. Сегодня нами принят План работы по подготовке к переходу на ФГОС ВПО, в соответствии с которым в университете создаются временные творческие коллективы по отдельным направлениям подготовки.

При этом важно, чтобы внешняя среда в лице работодателей была готова принять выпускников с дипломами бакалавров и магистров. Вместе с тем, участвуя в Болонском процессе, следует формировать «свое» - российское

- лицо образовательной системы. Впрочем, это делают все участники этого процесса, ведь Болонский процесс и возник как мера противодействия экспансии американской образовательной системы. Наше образование должно ориентироваться в первую очередь на потребности отечественной экономики. Иначе акцент может сместиться с формирования инновационной экономики и вовлечения в нее кадров нового поколения к их поставке за рубеж в рамках непродуманной политики студенческой мобильности. А такая проблема существует. Мы должны найти адекватные средства для ответа на современные вызовы:

• участвовать в своем сегменте в переходе от сырьевой экономики к инновационной, в переориентации хозяйственного пространства РФ под новую экономику (свободные экономические зоны, технопарки и т.п.);

• обеспечить единство процесса воспитания и обучения (массовая культура и духовные ценности);

• организовать взаимодействие фундаментальной науки и образовательного процесса, решив проблему получения серьезных грантов.

В этой связи, видимо, следует обозначить и систему мер по обеспечению привлекательности работы молодых специалистов именно в своем отечестве.

- Что делает руководство НГУЭУ в условиях “плохой демографии”, чтобы преподаватели не оказались в пустых аудиториях? Что Вы думаете о мотивах, которыми руководствуются современные студенты при поступлении в вуз? Обычно говорят, что современная молодежь движима чисто прагматическими соображениями. Вы с этим согласны? Можно ли сказать, что поступают только ради диплома?

- Все новации, которые мы уже реализуем в последние годы, и те, что намечены в Программе развития университета на ближайшие пять лет, в первую очередь нацелены на формирование привлекательности нашего вуза для потенциального абитуриента. Мы должны предложить такие ценности будущим студентам и их родителям (если речь идет о выпускниках школ), от которых будет невозможно отказаться.

Что касается мотивации, то ее следовало бы рассматривать с разных сторон. Думаю, сегодня мы имеем дело по крайней мере с четырьмя группами абитуриентов с соответствующими мотивами:

1) имеющие тягу к знаниям и стремящиеся получить диплом по одной из специальностей или направлению подготовки. При наличии бюджетных мест такие абитуриенты в первую очередь пытаются занять одно из них, желательно в профильном вузе;

2) стремящиеся получить квалификацию;

3) приобретающие бренд вуза (например, НГУЭУ) вместе с дипломом государственного образца;

4) стремящиеся получить социальный статус (здесь выбор специальности и вуза достаточно расплывчатый).

Анализ результатов анкетных опросов показывает, что все-таки первые три мотива для наших абитуриентов являются приоритетными. Причем в немалой степени влияние на выбор абитуриента оказывают родители.

Каковы основания выбора абитуриентом направления подготовки? Возьмем профильные специальности нашего университета по направлениям «менеджмент», «экономика», «юриспруденция», «сервис и туризм», «международные отношения», «связи с общественностью», «управление персоналом», «информатика». Мотивация в этом случае связана, конечно же, с “прагматическими соображениями”, обусловленными привлекательностью финансово-кредитных структур в силу высокой зарплаты, престижностью работы в структурах госслужбы, развитием сети торговых центров, развлекательных комплексов, бизнес-центров (в структуре штатов которых значительная доля персонала приходится на вышеперечисленных специалистов), ожидаемым расширением сферы сервиса и туризма, страхового бизнеса, формированием сети управляющих компаний в ЖКХ, наконец, возможностями создания структур малого бизнеса и самостоятельной работы «на себя» и т.п.

- Юрий Васильевич, каковы Ваши впечатления о прошедшей вступительной кампании? Что Вы можете сказать о ЕГЭ и тестовой системе?

- Полагаю, что та дискуссия, которая прошла в СМИ, и новая, которая непременно пройдет по итогам приема в вузы, и есть отражение многообразия мнений по поводу ЕГЭ. Предварительно можно сказать, что немало процедурных вопросов на уровне вузов еще предстоит решить. Причем эти вопросы касаются как формирования технологии зачисления в вузы по результатам ЕГЭ, так и технологии организации сдачи ЕГЭ.

Ясно, что в условиях предоставленной мобильности могут возникнуть проблемы формирования региональных кадров. А учитывая существенные различия в уровне социального развития регионов, маловероятно, что выпускники новосибирских школ, получив высшее образование в столичных вузах, вернутся обратно. Кроме того, может статься, что региональным вузам будет уготована роль, в соответствии с которой им придется набирать студентов по остаточному принципу. Со временем такая селекция сформирует имидж вузов регионов с низким уровнем качества образования. А между тем местные вузы - важное звено региона, во многом определяющее его привлекательность и перспективы развития. Все это содержит серьезные опасности для единства образовательного пространства страны.

Что касается тестовой системы, то я рассматриваю ее в контексте системы контроля и оценки знаний студентов, но никак не панацею от всех проблем. Важно иметь полноценные тесты, составленные с учетом специфики дисциплин и требований к содержанию контрольно-измерительных материалов. Тесты незаменимы в первую очередь на этапе промежуточного контроля, в условиях применения дистанционных образовательных технологий. В нашем университете тестирование студентов используется достаточно широко. В НГУЭУ создан Центр тестирования, на который, помимо непосредственного проведения тестирования, возложены функции методического и технического сопровождения этого процесса, мониторинга полученных результатов. Думаю, что со временем тестирование получит дальнейшее развитие в связи с решением ряда методических проблем и повышением качества самих тестов.

- Юрий Васильевич, каким Вы видите вуз через 20 лет? Каково будет соотношение специальностей? Какими будут студенты? Преподаватели?

- Учитывая нарастающую неопределенность состояния внешней среды, взятый интервал времени представляется несколько завышенным. В мире все взаимосвязано. И от того, на каком уровне развития будет находиться экономика страны, во многом будет зависеть и состояние высшей школы. Несомненно, ключевым игроком в ресурсном обеспечении и формировании трендов развития образовательной среды должно оставаться государство. Конечно, имеется и обратная зависимость: уровень подготовки и переподготовки кадров определяет лицо экономики. А значит, речь идет о согласованных действиях государства и вузовской общественности.

Мы готовы принять вызовы времени. Наш университет, как я уже говорил, формируется как научно-учебный комплекс с непременной интеграцией в бизнес-сообщество, обеспечивающий нашим выпускникам необходимые конкурентные преимущества на рынке труда. Взятый нами курс на формирование новой

модели профильного вуза и будет ориентиром того, каким Новосибирский государственный университет экономики и управления станет в будущем.

Говоря о соотношении направлений подготовки, хочу сразу же заявить о том, что я не предсказатель. Полагаю, будут активно развиваться те, которые связаны со сферой услуг (туризм, сервис, гостиничное хозяйство, медицина, общественное питание и т.п.), строительством, а также с информационными технологиями и защитой информации, ряд технических специальностей, определяющих приоритетные направления инновационного пути развития России. Ну и, конечно, экономика, менеджмент, юриспруденция как необходимые и обязательные функционалы, «сшивающие» все сегменты реальной экономики в единое целое.

Думаю, серьезные изменения должны произойти как в содержании деятельности, так и во внешнем облике преподавателя. Преподаватель должен стать исследователем, консультантом, руководителем проектов, обладающим творческими компетенциями и практическими навыками, адаптивным к изменениям. Собственно, это преподаватель новой формации, стремящийся к овладению новыми технологиями. Для формирования эффективного педагогического корпуса необходима адресная поддержка и соответствующая программа. Сегодня в университете такая задача решается.

В новой модели образования изменения затронут и студентов, ради будущего которых и реформируется система профессионального образования. Основными ресурсами результативности образования становятся мотивация, интерес, стремление к знаниям, позволяющие найти свое место в конкурентной экономике. Студенту придется быть более ориентированным на самостоятельную работу, умеющим осуществлять самостоятельный доступ к учебно-методическим и информационным ресурсам. Помимо этого, мы должны создать ему необходимые условия для раскрытия творческого потенциала во внеучебной работе и в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.