Научная статья на тему 'Стратегия развития экономического вуза как основа оценки его интеллектуального капитала'

Стратегия развития экономического вуза как основа оценки его интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ECONOMIC UNIVERSITIES / ИНЖЕНЕРЫ БИЗНЕСА / ENGINEERS OF BUSINESS / СТРАТЕГИИ ВУЗОВ / STRATEGY OF UNIVERSITIES / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ВУЗОВ / UNIVERSITIES'INTELLECTUAL CAPITAL / НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" / NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Владимирович, Новгородов Павел Анатольевич

В статье рассмотрены подходы к определению места и роли экономических вузов в образовательном пространстве России. Выдвинута и обоснована идея оценки деятельности вузов на основе оценки стоимости интеллектуального капитала. Стоимость интеллектуального капитала определяется с учетом степени достижения целей и задач, определяемых стратегией вуза. Приведены основные положения стратегии Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF ECONOMIC UNIVERSITY AS A BASIS OF ITS APPRAISAL OF INTELLECTUAL CAPITAL

The approaches to the determination of place and role of the economic universities in the Russian education are examined. The idea of universities performance assessment based on the appraisal of intellectual capital is proposed and justified. The value of intellectual capital is defined considering the degree of achievement of goals and objectives determined by the strategy of the university. The main provisions of the strategy Novosibirsk State University of Economics and Management are provided.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития экономического вуза как основа оценки его интеллектуального капитала»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

УДК 338

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ОЦЕНКИ

его интеллектуального капитала

А.В. Новиков, П.А. Новгородов

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: a.v.novikov@nsuem.ru, p.a.novgorodov@nsuem.ru

В статье рассмотрены подходы к определению места и роли экономических вузов в образовательном пространстве России. Выдвинута и обоснована идея оценки деятельности вузов на основе оценки стоимости интеллектуального капитала. Стоимость интеллектуального капитала определяется с учетом степени достижения целей и задач, определяемых стратегией вуза. Приведены основные положения стратегии Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Ключевые слова: экономические вузы, инженеры бизнеса, стратегии вузов, интеллектуальный капитал вузов, оценка стоимости интеллектуального капитала, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ».

STRATEGY OF ECONOMIC UNIVERSITY AS A BASIS OF ITS APPRAISAL OF INTELLECTUAL CAPITAL

A.V. Novikov, P.A. Novgorodov

Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: a.v.novikov@nsuem.ru, p.a.novgorodov@nsuem.ru

The approaches to the determination of place and role of the economic universities in the Russian education are examined. The idea of universities performance assessment based on the appraisal of intellectual capital is proposed and justified. The value of intellectual capital is defined considering the degree of achievement of goals and objectives determined by the strategy of the university. The main provisions of the strategy Novosibirsk State University of Economics and Management are provided.

Keywords: economic universities, engineers of business, strategy of universities, universities' intellectual capital, Novosibirsk State University of Economics and Management.

Рыночная экономика в России существует уже более 25 лет. Произошли изменения во всех сферах жизни общества. Образование не осталось в стороне от реформ. Был взят курс на использование европейского опыта организации образовательного пространства, основанного на Болонском

© Новиков А.В., Новгородов П.А., 2017

соглашении. Появились новые требования к вузам, образовательным программам, преподавателям и студентам.

Кроме того, появилось новое видение роли вузов в решении общегосударственных и региональных задач: ведущие университеты рассматриваются как научно-внедренческие центры, генерирующие и внедряющие инновации, создатели стартапов, поддерживающие молодежное предпринимательство, драйверы социально-экономического развития территорий. В последние годы также существенно выросла роль вузов в сфере воспитательной деятельности молодежи.

Нарастающая конкуренция вузов за финансирование, участие в проектах, абитуриентов, ведущих сотрудников актуализирует вопросы оценки деятельности и сравнения вузов по тем или иным параметрам. Для этих целей, как правило, используются рейтинги и рэнкинги. Авторы статьи полагают, что такой подход допустим, однако зачастую сравнивается несрав-ниваемое. Необходимо учитывать как исторические особенности развития вузов, так и их место и роль в образовательном пространстве страны, общественное предназначение, выраженное в миссии, целях, стратегических программах вуза. Кроме того, следует перейти к формированию критериев сравнения, которые отражают сущностные характеристики вуза как общественно значимого института. В качестве альтернативы такие критерии могут разрабатываться в рамках стоимостного подхода. Одним из показателей стоимостного подхода может выступать стоимость интеллектуального капитала вуза. На наш взгляд, управление вузом должно основываться на идее формирования, мобилизации и роста стоимости интеллектуального капитала.

Исследуя проблемы оценки стоимости интеллектуального капитала вуза, мы отмечаем, что следует учитывать особенности формирования структурных элементов интеллектуального капитала (человеческий, организационный, клиентский и инновационный капитал [1]), а также нацеленность объекта оценки на решение конкретных задач, определяемых этими элементами. Таким образом, вопрос оценки интеллектуального капитала неразрывно связан с оценкой выполнения целей и задач вузов, которые формулируются в стратегии или долгосрочной программе развития вуза.

Очевидно, что цели и задачи, например, медицинских, педагогических и экономических вузов разные, следовательно, у вузов разные методы и технологии достижения целей. Но при этом результаты деятельности вузов могут быть выражены через одинаковые или схожие показатели, имеющие, как правило, абсолютные значения, которые становятся основой для различных рейтингов. Пользователи таких рейтингов получают искаженную картину, рассматривая места вузов в них через призму «лучше» - «хуже», что приводит к принятию необоснованных решений.

Более объективным представляется сравнение вузов, имеющих одинаковый профиль деятельности и как следствие - схожие цели, задачи и методы их решения. Общая схема оценки и сравнения может быть следующая:

1. Определение стратегии развития вуза, включая количественные показатели по направлениям деятельности (образовательная, научная, инновационная, воспитательная и т.д.). Предполагается, что большинство показателей у вузов одного профиля должны совпадать.

2. Выделение показателей по направлениям, характеризующих интеллектуальный капитал вуза.

3. Периодическая оценка достижения фактических значений показателей в сравнении с заявленным в стратегии через оценку прироста интеллектуального капитала вуза с учетом использованных ресурсов.

4. Сравнение деятельности вузов одного профиля по показателям прироста интеллектуального капитала.

Помимо того, что используются стоимостные показатели, существенным отличием от существующих методов оценки вузов через рейтинги является то, что оценивается и сравнивается степень реализации стратегических задач вуза, т.е. относительные показатели, а не абсолютные показатели деятельности вуза.

Далее для примера рассмотрим вопросы формирования стратегии экономических вузов как основы для дальнейшей оценки интеллектуального капитала.

ВСПОМИНАЯ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

У отдельных субъектов системы образования существует несогласие с современной системой организации высшего образования, своеобразная ностальгия о прошлом. Предлагается взять лучшее из прошлого опыта, принять международные принципы организации образования, создать разумную модель в России. Например, ректор МГУ В.А. Садовничий, выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» сказал: «Не удержусь и еще раз скажу. Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырехлетнее образование в высшей школе» [5].

Оглядываясь на все более удаляющийся советский период, вспоминаем, что советское высшее образование строилось на следующих принципах:

- Жесткий конкурентный отбор в вузы одаренных детей, возможность учиться в техникумах и ПТУ для других. Так, например, перед началом реформ в 1990/91 учебном году в России на 10 000 человек приходилось 190 студентов [6], на рубеже веков - 324 студента, максимум студентов был в 2010/11 учебном году - 493, в настоящее время - 325 студентов на 10 000 человек [7]. Как видим, повышается доступность высшего образования при (как хорошо известно) снижении требования к студентам.

- Бесплатность образования для студентов.

- Выделение многопрофильных университетов классического типа. Таких университетов было немного, и они возникли либо еще до советского периода, либо в исключительных случаях при реализации крупных научных проектов, например, Академгородка в Новосибирске. Сегментирование вузов по направлениям подготовки, отражающих отраслевую структуру экономики: технические, медицинские, строительные, педагогические и т.д. Как отмечается в дайджесте «Высшее образование в России: логика изменений»: «Основа российской системы высшего образования была заложена в июле 1930 года с выходом постановления Совнаркома СССР, которое определило процесс быстрого реформирования университетов и научных учреждений по отраслевому признаку. Многие факультеты превратились в самостоятельные медицинские, педагогические, инженерные,

технические, сельскохозяйственные и другие вузы. Количество вузов за кратчайший срок увеличилось в десять раз. Основной причиной таких изменений была задача обеспечения кадрами программы индустриализации, которая реализовывалась в СССР в отраслевом подходе (наркоматы)» [8]. Судьба таких учебных заведений неоднозначна [2].

КУРСОМ РЕФОРМ В ОБРАЗОВАНИИ

В настоящий период времени эти принципы не соблюдаются. Действительно, высшее образование доступно всем платежеспособным гражданам, большая часть студентов обучается на коммерческой основе, при кажущейся многопрофильности отдельных вузов общим для всех вузов России является подготовка экономистов и юристов (порядка 40 % всех выпускников) [9], статус университета получили большинство вузов страны. Например, в Новосибирске все государственные вузы, не учитывая некоторые творческие и военные, имеют статус университета.

Вероятно, такая ситуация не устраивала руководителей образовательной отрасли, был взят курс на дифференциацию высших учебных заведений через:

- Создание «статусных» университетов по различным основаниям: национально-исследовательских, федеральных, опорных. Ведущие университеты составляют лишь 7,4 % всех государственных вузов страны, но в них учатся 17 % студентов, работают 23,6 % преподавателей [8].

- Подавление частных вузов. На сайте Рособрнадзора из 50 вузов, полностью лишенных аккредитации, все 50 являются частными вузами [10].

- Призывы поступать на технические направления подготовки. Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, говоря о доступности образования, отмечает: «Если говорить о доступности, то ожидается, что в 2017 году на 100 выпускников придется 57 бюджетных мест, из них 46 % будет отдано инженерным специальностям» [11]. При этом почти нет политиков и чиновников, которые бы публично заявляли о необходимости подготовки экономистов, в том числе и через увеличение бюджетного финансирования.

Возможно, такая ситуация связана с неоднозначным определением понятия «экономист». Авторы отмечают, что многие, в том числе образованные люди, ассоциируют профессию «экономист» с должностью «менеджер по продажам». И хотя профессионального менеджера по продажам также трудно найти, существующие продавцы часто не имеют специального образования, а напротив, окончили неэкономические вузы. Отсюда в том числе в общественном сознании нет должного уважения к профессии экономиста.

ЭКОНОМИСТ: ПОДАВЛЯТь ИЛИ ПОДДЕРЖИВАТь?

Вновь обращаясь к советскому периоду, напомним, что в 1966-1967 гг. было принято решение о создании сети нархозов как специализированных экономических вузов. Это решение свидетельствовало об определении места и роли экономического образования в «косыгинской реформе», важности экономистов для народного хозяйства, оценки потребностей в

подготовке кадров. То есть в то время были осознаны место и роль экономических вузов и их развитию уделялось повышенное внимание.

В условиях рыночной экономики потребность в экономистах, на взгляд авторов статьи, значительно выросла. Другой вопрос - каких экономистов, кто понимается под словом «экономист», какова его компетенция и т.д. Дискуссия о судьбе подготовки экономистов является очень оживленной. Почти каждый день проходят конференции, форумы, совещания. Однако внятной концепции до сих пор нет.

При этом один из работодателей, который по-прежнему считается главным, - государство не стимулирует развитие экономического образования, считая, что экономистов и так очень много. Корпоративный сектор и сектор самозанятых нуждаются в подготовке экономистов нового типа, но пока имеются лишь отдельные малочисленные примеры плодотворного сотрудничества университетов и бизнеса по их целевой подготовке.

Следует отметить, что к подготовке экономистов нужно относиться ответственно как к специалистам, которые должны играть важную роль в определении стратегии развития страны, давать точные оценки текущей ситуации в экономике, использовать современный инструментарий анализа деятельности хозяйствующих субъектов, а самое главное, эти специалисты должны обладать рыночным или что более четко - предпринимательским мышлением [3].

Выполняя эту задачу, осуществлять подготовку экономистов должны не все учебные заведения страны, а прежде всего специализированные вузы. Для этого следует очистить систему подготовки экономистов от вузов, которые рассматривают набор на экономические (и юридические) направления подготовки как хороший способ формирования доходной части бюджета.

Конечно, следует отметить, что появились элементы «чистки» вузов, имеющих государственную аккредитацию в области экономики. Прежде всего, это технические вузы, аграрные, строительные и иные непрофильные вузы. Эти вузы не проходят государственную аккредитацию в области экономики и постепенно отказываются от подготовки экономистов. На наш взгляд, указанным типам вузов нужно сосредоточиться на подготовке экономистов для профильных отраслей. Такой опыт был в советский период. Например, строительный вуз, как правило, готовил экономистов для строительства, аграрный - для сельского хозяйства и т.д.

В то же время отсутствует явная программа поддержки экономических вузов и изменения содержания в подготовке экономистов. Поэтому следует сформулировать идею развития экономических вузов и предложить сценарии такого развития.

ИНЖЕНЕРЫ БИЗНЕСА

Главное противоречие в сфере экономического образования заключается в несогласованности практики подготовки экономистов с потребностями общества. Что имеется в виду? Основным потребителем специалистов в области экономики является бизнес. Понятно, что бизнес неоднороден и каждая его составляющая требует специальных знаний. Общей для руководителей и сотрудников предприятий крупного, среднего и малого бизнеса

оказывается необходимость знать ответ на вопросы о том, как устроены бизнес-процессы, какова технология взаимоотношений в бизнесе, каковы инструменты реализации конкретных бизнес-задач.

Отвечая на эти вопросы, приходишь к мысли о том, что в современном экономическом образовании нет ясной цели подготовки экономистов. Считаем, что задача подготовки современных экономистов может быть сформулирована как подготовка инженеров бизнеса [4], т. е. специалистов, обладающих знаниями в части:

- технологии организации бизнеса (учреждение бизнес-единицы, взаимоотношения собственников и менеджеров, государственное регулирование и т.д.);

- реализации основной бизнес-деятельности в целом и по сегментам (производственная деятельность, производственные программы, работа с продуктом);

- реализации взаимодействия с внешней средой (инвестиционная и финансовая политика, маркетинг, продажи, клиенты, конкуренты, логистика и т.д.);

- планирования и прогнозирования (стратегия, программы развития, бизнес-планы, бюджеты, статистические расчеты, прогнозы);

- анализа и оценки эффективности и результативности бизнес-операций (анализ хозяйственной деятельности, коммерческие и финансовые результаты, оценка стоимости бизнеса и т.д.);

- распределения ролей, функционала, ответственности и мотивации в бизнесе (собственник бизнеса, топ-менеджер, менеджер по отдельным направлениям, технический специалист).

Мы полагаем, что подготовка «инженеров бизнеса» должна осуществляться в экономических университетах на основе обоснованного подхода к содержанию профессии «экономист». Каждый университет может разработать собственную модель развития, учитывая специфику потребности в специалистах в регионе, ресурсный, кадровый потенциал и другие факторы. Это и есть шанс найти себя в образовательном пространстве России.

Авторы статьи, являясь руководителями Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), инициировали обсуждение перечисленных вопросов в локальных рабочих группах, а также на заседаниях Попечительского и Ученого совета университета. Результатом явилась принятая в вузе весной 2017 г. стратегия развития НГУЭУ до 2025 г., которая идеологически и методически объединила действующие на тот момент проекты развития по определенным направлениям, выступив таким образом своеобразным «зонтичным» документом. Полный текст опубликован на сайте НГУЭУ [12].

СТРАТЕГИЯ НГУЭУ ДО 2025 ГОДА

Прежде всего отметим, что далеко не все российские вузы имеют утвержденные стратегии развития, а существующие документы могут иметь различные наименования - например, программа или план долгосрочного развития. Учредитель в лице Минобрнауки РФ не требует от вузов наличия подобного документа (только если вуз не участвует в каких-либо програм-

мах, подразумевающих его наличие), поэтому необходимость его разработки, содержание, структура - это почти всегда внутреннее решение.

Для НГУЭУ важность принятия стратегии обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, осознать свое место и роль в образовательном пространстве страны и региона, понять, куда университет движется в условиях динамичных изменений в области образования, рынка труда, технологий, общественных запросов и государственной политики. Это особенно важно с учетом большого количества вузов, выпускающих экономистов и управленцев, и в целом негативной риторики в отношении подготовки этих специалистов.

Во-вторых, стратегия должна была связать единой логикой уже реализуемые на тот момент приоритетные проекты и определить магистральные направления развития вуза на средне- и долгосрочную перспективу.

Внешние условия и ограничения. В последние годы в академической, экспертной среде ведется активное обсуждение глобальных трендов, которые окажут в будущем существенное влияние как на систему образования, так и на рынок труда. Нашей задачей было проанализировать существующий аналитический материал, отобрать те факторы, которые представляются значимыми, и учесть их при принятии стратегических решений. Такими факторами видятся:

1. Повышение конкуренции на образовательном рынке. Если раньше вузы были относительно закрытой и замкнутой системой, то с развитием технологий университетам будет все сложнее разрабатывать полностью собственный «продукт»: появятся «флагманы» по отдельным направлениям, программам и дисциплинам, широко продвигающие свой образовательный контент (сейчас это происходит в основном на уровне учебников), как следствие, конкуренция вузов сменится конкуренцией программ и преподавателей. Уже сейчас можно сформировать образовательную программу на основе контента разных вузов. А технологии автоматизированных переводов с одного языка на другой расширят конкуренцию с национального рынка до глобального уровня. Кроме того, на повышение конкуренции также будет влиять увеличение количества игроков: различных бизнес-школ, корпоративных университетов, индивидуальных тренеров, образовательных онлайн-платформ и т. д.

2. Индивидуализация образования. Развитие технологий будет также создавать широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, формирования индивидуальных учебных планов, форм и методов подготовки. Вузы и другие провайдеры образовательных услуг начнут все больше учитывать специфические запросы обучающихся, в том числе связанные с инклюзией.

3. Стремительное устаревание знаний. Конкретные знания дадут краткосрочное преимущество выпускнику сразу после окончания вуза, но не окажут ему серьезной поддержки в долгосрочной перспективе. Здесь важное значение будет иметь известный тезис о том, что основная задача вуза -это «научить учиться», и это должно будет отразиться при разработке и уточнении образовательных программ. Также все большее значение приобретают так называемые «мягкие навыки» (soft skills), связанные с коммуникациями, командообразованием, креативностью, критическим мышлением.

4. Автоматизация и роботизация труда, развитие искусственного интеллекта. Пока этот фактор больше принимает форму словесных интервенций некоторых экспертов и руководителей компаний, порой анонсирующих замену сотрудников роботами (как, например, Герман Греф). В долгосрочной перспективе нас действительно ждет серьезная перестройка рынка труда, в том числе большое количество профессий либо исчезнет, либо претерпит значительные содержательные изменения. Определяющим успех работника фактором станут не конкретные знания, а понимание проблемы и способов ее решения.

5. Развитие технологий оценки знаний, навыков и компетенций. В настоящее время надежных методов такой оценки нет: даже после многочисленных собеседований и тестирований принятый сотрудник может не оправдать надежд работодателя. Поэтому значение высшего образования при приеме на работу достаточно высоко, особенно если речь идет о престижном вузе. При этом сам по себе диплом ничего не гарантирует, и появление продвинутых технологий оценки знаний, навыков и компетенций девальвирует его значимость: работодателю будет уже не очень важна предыстория того, где и как учился соискатель, получал ли он необходимые навыки через обучение в вузе или каким-то иным способом. Этот аспект важен еще и с другой точки зрения: периодически обсуждается идея введения «ЕГЭ для бакалавров», т.е. относительно объективной внешней оценки качества образования в университетах, позволяющей сравнить показатели абитуриентов на «входе» и выпускников на «выходе» и сделать выводы о реальном приросте уровня знаний. Поскольку эта идея представляется для регулятора крайне заманчивой, полагаем, в той или иной форме она будет воплощена в жизнь.

На пути стратегического планирования деятельности вузов встречается множество препятствий: так, например, на деятельность вузов оказывают существенное влияние различные группы стейкхолдеров, цели которых зачастую не совпадают. С одной стороны, это государство, которое представлено как непосредственным учредителем (Минобрнауки РФ или другим федеральным министерством), так и региональной властью, т.е. неоднородность уже присутствует внутри группы. С другой стороны, это абитуриенты и их родители. С третьей - рынок труда, собственно главный «потребитель» производимого вузами «продукта». Каждая из перечисленных выше групп может считаться «заказчиком», может выступать плательщиком и в определенной степени диктовать вузу свои условия. С четвертой стороны - сама академическая среда: администрация, сотрудники и преподаватели вузов, живущая своими представлениями о том, каким должен быть вуз. В результате взаимодействия стейкхолдеров образуется достаточно пестрая картина целей и интересов (иногда не пересекающихся), в которой крайне сложно выстроить сбалансированную модель развития.

Также к трудностям стратегического планирования можно отнести то, что можно назвать «академическими стереотипами»: подавляющее большинство вузов исходит из представления, что чем выше статус вуза, чем больше уровней, направлений подготовки и образовательных программ, чем больше студентов и т.д. - тем лучше. В результате все стремятся быть университетами-лидерами, расширять географическое присутствие, «за-

воевывать» все большие доли рынков (абитуриентов, НИР, грантов и т.д.), повышать качество образования и наукометрические показатели без соотнесения с имеющимися ресурсами и своим местом и ролью в научно-образовательной системе страны. При этом государственной политикой в области высшего образования и созданной системой оценки вузов (в частности, разнообразными рейтингами, которые ставят в единый строй, сравнивают и ранжируют принципиально разные объекты) это де факто поощряется. Как следствие, вузы могут получать ложные цели развития. Одним из негативных результатов такого подхода является конкуренция вузов в тех областях, где необходимо стимулировать межвузовское сотрудничество, а не соперничество, например, включая в различные программы и поддерживая не отдельные вузы, а их консорциумы.

Конкурентная ниша, миссия и цель университета. Стратегия помогает ответить на вопросы, кого вуз учит и для чего, какие у вуза научные приоритеты, с кем и как он должен сотрудничать по вопросам внедрения своих разработок. Для этого необходимо найти свою «нишу», обусловленную в том числе историческими аспектами и текущей действительностью.

НГУЭУ - не моноотраслевой или монопрофессиональный вуз, развитие которого во многом обусловлено отраслевыми или профессиональными рамками. Экономика и управление - очень широкие понятия, которые вбирают в себя множество необходимых знаний, навыков, компетенций и возможных сфер их приложения. С точки зрения мест работы выпускники вуза широко представлены не только в корпоративном секторе, но и в органах власти, государственных и муниципальных учреждениях, в общественных организациях. Важно отметить, что подавляющее большинство выпускников вуза живут и работают в Сибирском федеральном округе.

Поэтому оптимальной «нишей» для позиционирования НГУЭУ представлялся региональный срез: Сибирь как макрорегион; Новосибирская область и другие субъекты Федерации, относящиеся к Сибири, как мезо-уровень; муниципальные образования как микроуровень. Соответственно, миссия НГУЭУ сформулирована следующим образом: «содействие социально-экономическому развитию Сибири через подготовку востребованных кадров и участие в решении актуальных региональных задач», а цель - «формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции "предпринимательского университета"».

Миссия сформулирована как смысл деятельности, в широком понимании - это «служение обществу», но выбор конкурентной ниши дает возможность применить менее абстрактные формулировки. Цель декомпозируется на подцели в рамках программ и проектов развития, чтобы отвечать критериям SMART: быть измеримой, достижимой и т.д. При этом модель «предпринимательского университета» видится как наиболее эффективная с точки зрения достижения поставленной цели.

Стратегические принципы. Исходя из логики подготовки инженеров бизнеса, создание современного экономического университета должно осуществляться на базе следующих принципов.

Первый стратегический принцип - необходимость интеграции вуза в реальную повестку (прежде всего региональную). Данный принцип будет реализовываться через переход к проблемно-ориентированному образова-

нию, выявление актуальных тем научных исследований и широкое взаимодействие с представителями рынка труда.

Второй стратегический принцип - приоритетность развития интеллектуального капитала. Главный ресурс вуза - это люди, и значимых результатов невозможно достичь без инвестиций в основной актив. Инвестиции будут направлены как в подготовку и переподготовку действующих сотрудников, рост экспертизы, формирование социального капитала, так и привлечение в университет перспективных специалистов извне.

Третий стратегический принцип - управление университетом как открытой системой. Это подразумевает создание партнерств, внедрение сетевых форм сотрудничества, создание межвузовских лабораторий, проведение открытых конкурсов грантов, расширение практики аутсорсинга и т.д.

Четвертый стратегический принцип - децентрализация системы управления. Принятие решений по большинству значимых вопросов должно перейти на факультеты и кафедры, роль администрации при этом от непосредственного управления трансформируется в создание условий для развития. В целях обеспечения интеграции образовательных, научных и внедренческих задач, а также для обеспечения междисциплинарного подхода в вузе будет проработан вопрос создания меж- и надфакультетских структур.

Пятый стратегический принцип - выявление и поддержка «ядра компетенций», основных конкурентных преимуществ по всем направлениям деятельности.

Шестой стратегический принцип - переход от фронтальной к точечной поддержке, выявлению небольшого количества главных приоритетов и показателей и целенаправленная работа по их доведению до плановых показателей.

На основе этих принципов выделены стратегические цели и задачи по основным направлениям деятельности университета.

Приоритеты образовательной деятельности НГУЭУ. Основная стратегическая цель в области образовательной деятельности - обеспечение содержания образования, соответствующего потребностям регионального рынка труда, и качества образования с целью формирования специалиста, конкурентоспособного в долгосрочной перспективе.

Задачи в области образовательной деятельности:

1. Переход к проблемно-ориентированному образованию. Главным в образовательной деятельности должен стать ответ на вопрос «для чего учим» вместо «чему учим». Рост практикоориентированности образовательных программ. Формирование критериев и методики оценки проблемно-ориен-тированности и практикоориентированности образовательных программ.

2. Формирование критериев конкурентоспособности и выявление конкурентоспособных образовательных программ и дисциплин, требующих «точечной» поддержки.

3. Передача неконкурентоспособных дисциплин на аутсорсинг в рамках совместных образовательных программ и иных сетевых форм взаимодействия; включение образовательного контента от ведущих мировых и российских вузов в образовательный процесс.

4. Передача существенной части нагрузки на базовые кафедры.

5. Пересмотр содержания и структуры образовательных программ, в том числе внедрение «сквозных» (для всех направлений и специальностей) дисциплин, направленных на формирование компетенций, «мягких» навыков, приобретение знаний, необходимых для успешной работы независимо от профессиональной области: предпринимательство, управление проектами, управление изменениями, принятие решений, критическое мышление, системный анализ, программирование, основы права, коммуникации, маркетинг и т.д.

6. Запуск новых конкурентоспособных и востребованных образовательных программ по реализуемым в вузе направлениям и специальностям с учетом ведущего международного и российского опыта.

7 Формирование «предпринимательского мышления», получение опыта предпринимательской деятельности у студентов, интеграция образовательной деятельности по ряду направлений и специальностей с деятельностью бизнес-инкубатора.

8. Создание электронной среды обучения и его активное применение в образовательной деятельности.

9. Экспорт знаний - передача образовательного контента университета другим вузам.

10. Усиление роли программ магистратуры и аспирантуры в общей структуре образовательных программ университета. Открытие новых «междисциплинарных» программ магистратуры и аспирантуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Реализация полной сопряженности программ всех уровней - от среднего профессионального образования до аспирантуры.

12. Разработка и внедрение методики периодической всесторонней оценки качества образования.

13. Внедрение новых форм и технологий образования, в частности, проектного обучения.

14. Расширение возможностей индивидуального образования, внедрение модульного принципа, спецкурсов.

15. Интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности в рамках образовательных программ.

16. Интеграция образовательной и воспитательной деятельности, развитие «мягких» навыков в рамках основного образовательного процесса.

17 Развитие программ дополнительного образования. Дополнительное образование рассматривается, во-первых, с позиции «полигона» для внедрения новых образовательных технологий в основную деятельность, во-вторых, с точки зрения диверсификации источников финансирования деятельности вуза, в-третьих, как возможность повышения доходов НПР.

18. Повышение академической мобильности преподавателей и студентов.

19. Повышение эффективности практик и стажировок студентов.

Приоритеты научно-исследовательской и инновационной деятельности НГУЭУ. Основная стратегическая цель научно-исследовательской и инновационной деятельности - глубокая интеграция вуза в региональную проблематику и формирование востребованных научных результатов, внедряемых в деятельности региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций.

Задачи в области научно-исследовательской и инновационной деятельности:

1. Определение ниши научных исследований, характеризующейся наличием реальной региональной проблематики, доступными ресурсами и соответствующей «ядру компетенций» университета в научной и инновационной деятельности.

2. Определение нескольких крупных проблемно-ориентированных междисциплинарных научных направлений, разработка которых предполагает интеграцию усилий кафедр, факультетов, научных школ и коллективов.

3. Смещение акцента с индивидуальных научных исследований на формирование и продвижение стандартизированных «научных продуктов», создаваемых «от рынка» (от потребностей), характеризующихся быстрой масштабируемостью.

4. Повышение «фондоемкости» НИР за счет использования оборудования и программного обеспечения.

5. Формирование эффективных постоянных и временных научных коллективов с распределенными ролями по поиску и выполнению хоздоговорных НИР, привлечению грантовой поддержки.

6. Рост популярности программ аспирантуры, соискательства, количества защит кандидатских и докторских диссертаций НПР вуза. Открытие диссертационных советов.

7 Развитие межвузовского научного сотрудничества, а также сотрудничества с институтами СО РАН, консультационными компаниями, формирование сетевых лабораторий и смешанных научных коллективов.

8. Рост наукометрических показателей, прежде всего публикаций и цитирований статей в журналах, индексируемых в Scopus и Web of Science.

9. Повышение эффективности системы внутренних научных грантов, привязка выделяемых ресурсов и полученных результатов.

10. Привлечение внешних экспертов, консультантов, НПР, научных сотрудников через механизмы открытых грантов.

11. Формирование инфраструктуры поддержки научной деятельности НПР, в том числе по подаче заявок на гранты, по совместным исследованиям и публикациям, по экспертной деятельности, по продвижению публикаций за рубеж.

12. Развитие инновационной инфраструктуры вуза, в том числе бизнес-инкубатора, малых инновационных предприятий.

13. Рост числа НПР университета, представленных в качестве публичных экспертов в регионе (в СМИ, в составе рабочих и экспертных групп).

Приоритеты воспитательной деятельности и молодежной политики НГУЭУ. Основная стратегическая цель воспитательной деятельности -формирование и поддержка интереса и мотивации к личностному росту и развитию.

Задачи в области воспитательной деятельности и молодежной политики:

1. Выявление и поддержка актива студентов, студенческих проектов и инициатив.

2. Вовлечение относительно неактивных студентов во внеучебную деятельность, в том числе при помощи новых педагогических и воспитательных технологий, практик.

3. Повышение культурного уровня студентов.

4. Развитие «мягких навыков» студентов (недоступных в рамках основного образовательного процесса), формирование социального капитала, возможностей для социального и карьерного лифта.

5. Вовлечение студентов в решение актуальных задач университета.

6. Стимулирование форм студенческого самоуправления.

7. Создание «пространства возможностей» для студентов (информирование о круге возможностей и технологиях их реализации).

8. Формирование и поддержание ценностей здорового образа жизни.

9. Патриотическое воспитание.

Приоритеты инфраструктурной деятельности НГУЭУ. Стратегическая цель инфраструктурной деятельности - обеспечение бесперебойного функционирования вуза и создание условий для решения задач образовательной, научно-исследовательской, инновационной и воспитательной деятельности.

Развитие инфраструктуры университета будет планироваться с учетом следующих факторов:

1. Современных трендов, связанных со снижением роли традиционной инфраструктуры и повышением роли инновационной инфраструктуры.

2. Приоритетности инвестиций в интеллектуальный капитал.

3. Учета наличия альтернативной (культурной, спортивной и иной) инфраструктуры в рамках города и района расположения университета.

4. Оценки «профильности» инфраструктуры для деятельности вуза.

5. Возможности использования инфраструктуры партнеров, самих студентов (принцип BYOD).

Приоритеты управленческой и кадровой деятельности НГУЭУ. Вуз является сложной структурой, ведущей разноплановую деятельность, требующей применения адекватных управленческих методик.

С одной стороны, вуз генерирует большое количество «стандартных» продуктов и процессов, к которым можно применить «промышленные» управленческие методики, включая систему менеджмента качества.

С другой - вузы также характеризуются значительной творческой составляющей, наличием индивидуальных особенностей, наличием академических свобод и т.д., что диктует необходимость принятия управленческих решений совершенно иного характера.

Основными объектами управления в университете являются люди (кадры) и процессы, генерирующие значимые результаты.

Общий принцип, который используется при управлении НГУЭУ- стремление к децентрализации, при которой роль администрации трансформируется от непосредственного управления людьми и процессами к созданию условий для творческого и профессионального роста и развития.

Децентрализация также должна сопровождаться значительной дебюрократизацией процесса управления. Для этого, напротив, стандартные «технические» функции должны быть сняты с сотрудников и преподавателей и централизованы в соответствующих подразделениях.

Задачи в области управленческой и кадровой деятельности:

1. Формирование и поддержание сбалансированной с точки зрения прав, обязанностей, ответственности и ресурсов структуры вуза.

2. Выявление, описание и оптимизация бизнес-процессов университета. Переход на процессное управление.

3. Разработка методики оценки системы управления с позиции гибкости (скорости принятия решений) и эффективности (отношения полученного результата к затраченным временным и финансовым ресурсам).

4. Внедрение программно-целевого и проектно-целевого подходов к управлению. Формирование эффективных проектных офисов (проектных команд).

5. Создание меж- и надфакультетских органов управления с целью обеспечения междисциплинарности и интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности для решения значимых региональных проблем.

6. Переход от управления по инструкциям (МВ1) через управление по целям (МВО) к управлению на основе ценностей (МВУ). Внедрение элементов корпоративной культуры.

7 Введение периодической системы оценки (аттестации) сотрудников и НПР вуза.

8. Формирование системы кадрового резерва, поддержки и продвижения перспективных сотрудников, а также привлечения сотрудников извне, в том числе практиков.

9. Целевая подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудников и НПР вуза, в том числе за рубежом.

10. Создание механизмов организационной, информационной, финансовой поддержки лучших сотрудников и НПР.

11. Совершенствование структуры и процессов университета, в том числе введение принципа «одного окна» для студентов и НПР с передачей стандартных функций от деканатов в единый центр обслуживания.

12. Совершенствование содержания и структуры эффективных контрактов с НПР и сотрудниками университета.

13. Автоматизация и информатизация управленческих процессов.

* * *

Авторы статьи полагают, что необходима дискуссия как по формированию стратегий экономических вузов, так и стратегии развития экономического образования в целом, в том числе с учетом опыта передовых международных и российских университетов. Новосибирский государственный университет экономики и управления может выступить площадкой для таких дискуссий.

Литература

1. Новиков А.В., Новикова И.Я. Интеллектуальный капитал: структура, источники и приоритеты в формировании стоимости компании // Сибирская финансовая школа. 2012. № 2. С. 117-124.

2. Вахитов РР. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут. М.: Страна Оз, 2014. 276 с.

3. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов. М.: Изд-во ВШЭ, 2011. 240 с.

4. Новиков А.В. Высшее образование в России: анализ ситуации и тренды обновления // Сибирская финансовая школа. 2012. № 6. С. 29-35.

5. http://zavtra.ru/events/rektor_mgu_nazval_oshibkoj_perehod_na_bolonskuyu_ sistemu_obrazovaniya

6. http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All

7. https://www.hse.ru/data/2017/06/29/1171183207/I0%202017 %204.%20Kontingent% 20obuchajushhihsja.pdf

8. http://edu.interfax.ru/articles/807/

9. http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0349/tema06.php

10. http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/

11. http://fulledu.ru/articles/poznavatelnye-stati/article/1198_itogi-2016-goda-v-sfere-obrazovaniya-i-plany-minob.html

12. http://nsuem.ru/university/facts-and-figures/strategy/

Bibliography

1. NovikovA.V, Novikova I.Ja. Intellektual'nyj kapital: struktura, istochniki i prioritety v formirovanii stoimosti kompanii // Sibirskaja finansovaja shkola. 2012. № 2. P 117-124.

2. Vahitov R.R. Sud'by universiteta v Rossii: imperskij, sovetskij i postsovetskij razda-tochnyj mul'tiinstitut. M.: Strana Oz, 2014. 276 p.

3. Klark B.R. Sozdanie predprinimatel'skih universitetov. M.: Izd-vo VShJe, 2011. 240 p.

4. Novikov A.V. Vysshee obrazovanie v Rossii: analiz situacii i trendy obnovlenija // Sibirskaja finansovaja shkola. 2012. № 6. P 29-35.

5. http://zavtra.ru/events/rektor_mgu_nazval_oshibkoj_perehod_na_bolonskuyu_ sistemu_obrazovaniya

6. http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All

7. https://www.hse.ru/data/2017/06/29/1171183207/I0%202017 %204.%20Kontingent% 20obuchajushhihsja.pdf

8. http://edu.interfax.ru/articles/807/

9. http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0349/tema06.php

10. http://isga.obrnadzor.gov.ru/accredreestr/

11. http://fulledu.ru/articles/poznavatelnye-stati/article/1198_itogi-2016-goda-v-sfere-obrazovaniya-i-plany-minob.html

12. http://nsuem.ru/university/facts-and-figures/strategy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.