УДК 631.1
Экономический рост на инвестиционной основе -
ключевой приоритет государственной политики в развитии пищевой промышленности России
В.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С.Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
Непростые условия развития народного хозяйства в условиях воло-тильности конъюнктуры мирового рынка и рядом внутренних ограничений, связанных с проведением социальной, денежно-кредитной, налоговой политики, привели к экономическому спаду: в 2013 г. российская экономика выросла только на 1,4 % при первоначальных прогнозах Минэкономразвития более 3 %. В текущем году при наличии позитивных трендов во внешней торгов-
Таблиц 1
Основные показатели развития животноводства в Российской Федерации в 2012-2013 гг. (все категории хозяйств)
Показатель Производство Оценка % +, -
Скот и птица на 11621,0 12175,0 104,8 554,0
убой в живой
массе, тыс. т
В том числе
крупный 2912,5 2871,7 98,6 -40,8
рогатый скот
свиньи 3285,6 3622,7 110,3 337,1
овцы и козы 425,5 429,5 100,9 4,0
птица 4864,1 5118,3 105,2 254,2
другие виды 133,3 132,8 99,6 -0,5
скота
Молоко, тыс. т 31830,9 30621,3 96,2 -1209,6
Яйца, млн шт. 42032,9 41276,3 98,2 -756,6
Надой молока на 4987 4987 100,0 0
одну корову, кг
Средняя яйценос- 307 304 99,0 -3
кость одной кури-
цы-несушки, шт.
Поголовье скота и
птицы, тыс. голов
крупный 19981,2 19541,6 97,8 -439,6
рогатый скот
в том числе 8883,0 8687,6 97,8 -195,4
коровы
свиньи 18816,4 19155,1 101,8 338,7
овцы и козы 24180,0 24059,1 99,5 -120,9
ле и увеличения внутреннего спроса на розничном рынке запланирован рост в 2,5 %. Корректировка темпов экономического роста во многом будет определяться политикой Центробанка, как основного регулятора курса национальной валюты.
Президент В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что экономический спад в России обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Это принципиально важный вывод, призывающий государство и власть активнее заниматься вопросами экономики, использую весь арсенал средств, имеющихся в законодательной власти и правительстве. Президентом страны предложен набор мер по обеспечению экономического роста и сбалансированности экономики. Ставится задача, чтобы политика экономического роста опиралась на инновационное производство, и для решения этой проблемы государство будет создавать все условия для обеспечения необходимого уровня инвестиций в развитие народного хозяйства.
Для преодоления негативных тенденций будет шире использоваться принцип программно-целевого управления с разработкой стратегий развития, федеральных и региональных программ социально-экономического развития, которые должны стать частью индикативного планирования развития предприятий агропромышленного комплекса, а не полагаться только на рыночные механизмы регулирования экономики. Использование этих принципов обеспечит более динамичное и сбалансированное развитие секторов АПК, сельских территорий, позволит решать проблемы занятости населения, социальной справедливости и снижение уровня бедности.
Но есть и другие точки зрения по вопросу дальнейшего социально-экономического развития страны и участия государства в экономике. Приведем высказывание Е.Г. Ясина, научного руководителя Высшей школы экономики: «Правда, сейчас восторжествовала иная концепция: надо повышать роль государства в экономике. Она, по-моему, бесперспективна. Нам нужно серьезно думать над тем, чтобы продолжить процесс реформ и воспользоваться теми изменениями, которые начались в экономике». Эта позиция отражает парадигму неолиберального крыла экономистов и с ней вряд ли можно согласиться.
В современной России, когда свободная конкуренция не является двигателем создания инновационных технологий и новых товаров, существует монополизм на агропродо-вольственном рынке, государственно-частное партнерство не способно пока перевести экономику на рельсы инновационного развития, не завершены институциональные реформы и другие факторы указывают на то, что роль государства в экономике не должна ослабевать, а должна быть адекватна складывающимся условиям развития. Тем более опыт развитых стран, где решены проблемы устойчивого обеспечения населения продуктами питания, показывает, что здесь роль государства имеет решающее значение в достижении этих целей через разработку и реализации различных программ.
Развитие отраслей агропромышленного комплекса определялось рамками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
На государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социальное развитие села в
2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период
2014 и 2015 годов» были предусмотрены субсидии в объеме 162 385,85 млн руб., которые практически профинансированы в полном объеме.
Наряду с сохранением ранее действовавших мер господдержки предусмотрена новая форма субсидирования сельскохозяйственного производства, отвечающая условиям членства России в ВТО, - поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, т. е. несвязанная поддержка, а также субсидирование производства молока.
Таблица 2
Импорт продукции АПК России
2012 г. 2013 г.
Продукция Количество, т Стоимость, тыс. долл. США Количество, т Стоимость, тыс. долл. США
Всего 40 700 43 100
Мясная 2566706 7494640 2239690 6558594
Молочная 2038659,9 3089199 1163537 3810678
Зерновые культуры 1147115,195 502109 1304835 583266
Мукомольно- крупяные изделия 334543,606 260754 354393,4 277759,4
Кондитерские изделия 443196,598 1633197 439592,5 1648924
Масложировая 866078,717 1129560 28599,28 954632,2
Плодоовощная 2824959,1 2959515 2981352 3222148
Сахар 696974,3 433285,2 686338,1 385831,9
Алкогольная 146305670,9 2881108 147318995,1 3057386
Табачная 261873,3 1295226 252485,4 1317194
Таблица 3
Экспорт продукции АПК России
2012 г. 2013 г.
Продукция Количество, т Стоимость, тыс. долл. США Количество, т Стоимость, тыс. долл. США
Всего 16 800 16 200
Мясная 35598,031 67843,76 64654,9 86247,5
Молочная 34912,331 65538,26 61138,1 78861,7
Зерновые культуры 6382261,302 1726764 4949297,8 1208971
Мукомольно- крупяные изделия 329765,537 215475,6 232337,1 186909,1
Кондитерские изделия 209062,438 736726,7 236332,3 834904,8
Масложировая 1938382,193 2252338 1865724 2063887
Плодоовощная Сахар Алкогольная 827877,392 78441,6 34484078,12 365344,5 55305,6 424040,1 578714,7 248413,5
36482176,36 11451,3 11451,3 452141,3
Табачная 60012,2 674020 66851,7 707856,8
Средства федерального бюджета на поддержку растениеводства в 2013 г. составили 25,2 млрд руб., средний размер субсидии из федерального бюджета на 1 га составляет 344,4 руб., а с учетом региональной составляющей - 500,9 руб.
На выплату субсидий в молочном скотоводстве на 1 кг реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта выделено 9,5 млрд руб.
Результаты работы агропромышленного комплекса в 2013 г., несмотря на засуху в ряде регионов Южного и Приволжского федеральных округов, наводнение на Дальнем Востоке, следует признать вполне удовлетворительными. Так, прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2013 г. составил 6,2 % (против снижения в 2012 г. на 4,8 %), в том числе растениеводства - 12,3 %, животноводства - 0,5 %. Стоимость произведенной продукции всеми категориями сельхозпроизводителей в стоимостном выражении составила 3,79 трлн руб.
Производство зерна составило 91,3 млн т в массе после доработки. Увеличено производство всех зерновых культур (за исключением риса и зернобобовых), а также производство подсолнечника (на 27,7%), рапса (на 35,4 %), картофеля (на 2,2 %), овощей (на 0,3 %). Высокими темпами идет производство кукурузы на зерно, темп роста составил 130,1 %, собрано 10,7 млн т. Сократилось производство льна-долгунца, сои в результате наводнения на Дальнем Востоке, а также сахарной свеклы.
В животноводстве сохранилась позитивная динамика развития, производство скота и птицы на убой в живой массе в хозяйствах всех категорий в прошлом году со-
ставило 12,18 млн т, что на 4,8 %, или на 554 тыс. т, больше уровня 2012 г. (табл. 1).
Основной прирост производства скота и птицы на убой обеспечен за счет увеличения объемов производства свиней на убой до уровня 3,6 млн т (10,3%) и птицы до 5,1 млн т (5,2 %). Также увеличится производство овец и коз на убой в живой массе на 1 %, производство крупного рогатого скота на убой снизилось на 0,6 % и составило 2,9 млн т.
Производство молока за 2013 г. в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 3,8 %, или на 1,2 млн т, к уровню 2012 г. и составило 30,6 млн т. Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях за 2013 г. остался на уровне 2012 г. и составил 4987 кг.
Производство яиц за 2013 г. ожидается в объеме 41,3 млрд шт., или 98,2 % к уровню 2012 г.
Средняя яйценоскость одной курицы-несушки в сельскохозяйственных организациях за 2013 г. по оценке уменьшится на три яйца к уровню
2012 г. и составит 304 шт.
На 1 января 2014 г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по оценке составило 19,5 млн голов, или 97,8 % к уровню соответствующего периода 2013 г., в том числе коров - 8,7 млн голов, или 97,8 %. Поголовье свиней составило 19,2 млн голов, или 101,8 % к уровню соответствующего периода
2013 г., овец и коз - 24,1 млн голов, или 99,5 %.
Закредитованность хозяйств и снижение производства кормов в связи с засухой 2012 г. в значительной мере определили сокращение поголовья скота молочного направления и производство молока, снижение производства яиц обусловле-
но удорожанием зерна, используемого на кормовые цели.
Предварительная оценка достижения в 2013 г. показателей продовольственной безопасности с учетом удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме ресурсов внутреннего рынка (%): по зерну - 98,5; по маслу растительному -81,3; по мясу и мясопродуктам -77,3; по молоку - 77,1.
В условиях членства России в ВТО существуют определенные риски в отношении наиболее чувствительных товарных групп, по которым уровень тарифной защиты в 2007-2011 гг. повышался в целях поддержки отечественных производителей, а в последующем будет снижен с учетом обязательств, принятых Российской Федерацией о присоединении к ВТО.
По предварительным данным ФТС России, в 2013 г. импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия увеличился на 6,0 % и вырос до 43,1 млрд долл. США против 40,7 млрд долл. в 2012 г. (табл. 2).
Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем объеме импорта составила 13,6 %, при этом физические объемы поставок продовольственных товаров возросли по сравнению с прошлым годом на 7,3 %.
Произошло снижение импорта мяса и мясной продукции на 12,4 %, в том числе свинины и шпика - на 14,9 %; объемы поставок свинины без учета данных о торговле с Республиками Беларусь и Казахстан снизились на 16,6 %.
Снижены импортные поставки мяса птицы (без учета данных о торговле с республиками Беларусь и Казахстан) на 5,7%; поставки бройлеров из США уменьшились на 2,5 %.
Таблица 4
Производство важнейших видов продукции за 2013 г.
Январь - декабрь
Продукция 2013 г. 2012 г. +, - период 2013 г. к периоду 2012 г. Темп, % период 2013 г. к периоду 2012 г.
Мясо и субпродукты, тыс. т 5218,4 4745,8 472,6 110,0
Колбасные изделия, тыс. т 2461,0 2549,2 -88,2 96,5
Мясные полуфабрикаты, тыс. т 2472,9 2233,4 239,5 110,7
Консервы мясные (мясосодержащие), муб 726,2 684,5 41,7 106,1
Масло сливочное, тыс. т 219,8 213,8 6,0 102,8
Цельномолочная продукция, тыс. т 11562,9 11323,0 239,9 102,1
Сыры и сырные продукты, тыс. т 428,6 447,8 -19,2 95,7
Продукты молочные сгущенные, муб 859,9 873,0 -13,1 98,5
Сахар-песок, всего В том числе, тыс. т 4903,8 5262,4 -358,6 93,2
сахар белый, свекловичный 4443,4 4833,7 -390,3 91,9
сахар белый, тростниковый 460,4 428,7 31,7 107,4
Кондитерские изделия, тыс. т 3263,9 3086,9 177,0 105,7
Плодоовощные консервы, всего, муб 10264,2 10232,4 31,8 100,3
Плодоовощная продукция замороженная, тыс. т 45,00 40,60 4,4 110,8
Картофель переработанный и консервированный, тыс. т 186,1 157,0 29,1 118,5
Масла растительные, включая кукурузное, тыс. т 3895,1 4187,3 -292,2 93,0
Масло подсолнечное нерафинированное и его фракции, тыс. т 3284,20 3589,7 -305,5 91,5
Маргариновая продукция, тыс. т 466,2 477,7 -11,5 97,6
Майонез и соусы, тыс. т 840,7 780,0 60,7 107,8
Макаронные изделия, тыс. т 1050,77 1050,84 -0,1 100,0
Мука, тыс. т 9921,20 10143,70 -222,5 97,8
Крупа, тыс. т 1327,9 1406,6 -78,7 94,4
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 6713,2 6883,2 -170,0 97,5
Минеральные воды, млн полулитров 11007,0 10472,2 534,8 105,1
Сохранилась тенденция снижения поставок племенных животных, в том числе крупного рогатого скота -на 35,1 %, свиней - в 5,7 раза.
На 2,1 % вырос импорт тростникового сахара-сырца, на 16,2 % - импорт риса, объем которого составил 239 тыс. т при его производстве в 2013 г. 926 тыс. т.
Экспорт российской продукции АПК в прошедшем году снизился на 3,4 % и составил 16,2 млрд долл., в 2012 г. российский экспорт в денежном выражении составил 16,8 млрд долл. В структуре импорта отмечен рост закупок физических объемов масла сливочного на 23,6 %, сыров и творога - на 9,8 %, молока и сливок - на 18,3 %, молока и сгущенных сливок - на 47 %. (табл. 3).
Наибольший удельный вес в структуре экспорта занимают минеральные удобрения - 58 %, зерновые - 25 %, на долю продукции пищевой промышленности приходится 28 %.
В текущем году развитие агропромышленного комплекса будет осуществляться в соответствии с приоритетными направлениями, предусмотренными Государственной
программой. Особое внимание будет уделено развитию сельских территорий, повышению занятости и доходов населения, развитию кооперации на селе, формированию системы мер по повышению эффективности функционирования и регулирования агропродовольственных рынков.
Исходя из итогов прошлого года, в 2014 г. в сельском хозяйстве ожидается сохранение положительной динамики производства при некотором замедлении темпов прироста.
По предварительным прогнозам Минсельхоза России, производство зерна составит 95 млн т, сахарной свеклы и картофеля в объеме соответственно 36,3 и 31,0 млн т.
В животноводстве рост производства скота и птицы на убой (в живой массе) на 3,4 %, молока - на 1 %.
Темпы роста в пищевой промышленности против прошлого года замедлились, индекс промышленного производства составил 102,3 % против 105,1 % в 2012 г. В структуре оборота розничной торговли продовольственные товары сохраняют свою устойчивую позицию на протяжении последнего времени и в
2013 г. их объем составил 47 % и при общем обороте торговли 23,668 трлн руб., на товары продуктовой группы пришлось 11,12 трлн руб.
Анализ производства основных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности за 2013 г. показывает, что сохранились тенденции роста по отдельным видам продовольственных товаров и стабилизация производства в тех секторах, где произошло насыщение рынка и отсутствуют возможности экспорта готовой продукции (табл. 4).
Как и в прошлом году продолжился рост по мясной группе товаров, цельномолочной продукции, полуфабрикатам, замороженной плодоовощной продукции и продуктам из картофеля. Здесь динамика роста находилась в пределах 10-15 %, в отраслях, вырабатывающих муко-мольно-крупяную и хлебопекарную продукцию, макаронные изделия и маргариновую продукцию, осталась на уровне 2012 г.
Снижение темпов роста в отраслях пищевой промышленности связано с рядом причин: дорожает транспорт, растут цены на энергоносители и тарифы жилищно-коммунального хозяйства, дорожают медицинское обслуживание и лекарственные препараты, образование, оплата за детские сады.
Заметное повышение цен на тарифы и услуги касается большей части населения страны и наряду с высоким уровнем инфляции снижает его возможности покупать продовольственные товары в том объеме и того качества, которые соответствуют рекомендуемым медицинским нормам.
При этом рост доходов населения находится в менее подвижном диапазоне, чем движение цен на рынке товаров и услуг, и именно эти тенденции выступают в качестве ограничителей роста потребительского спроса, препятствуя экономическому росту пищевой промышленности. Данные статистики показывают, что годовой рост цен на агропродоволь-ственном рынке составляет в среднем 106-107 %, а рост располагаемых доходов населения - около 102-103 %. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы сохранять определенный баланс между ростом цен на розничном рынке и ростом доходов населения, не допуская значительного повышения цен на потребительском рынке.
Опыт стран Евросоюза показывает, что здесь, согласно нормам Европейского центрального банка, цены считаются стабильными, если их колебания в течение года не превышают 2 %. В промышленно развитых странах Евросоюза рост цен на по-
требительские товары и услуги значительно ниже, чем в России. Ниже приводятся статистические данные по изменению стоимости товаров и услуг в Германии (рисунок).
«Экономическое дерево», изображенное на рисунке, развивается как за счет своей кроны, где показатели имеют уравновешенный диапазон и корневая система находится в благоприятном климате, создавая условия для сбалансированного роста. Нам к такой модели необходимо стремиться.
Минэкономразвития России разработало прогноз развития народного хозяйства до 2030 г. в различных сценарных условиях, в инновационном варианте предполагается ежегодный рост экономики 4 %.
В 2013 г. на фоне замедления экономического роста в пищевой промышленности в инвестиционной сфере продолжали действовать позитивные тенденции по привлечению инвестиций в основной капитал. (табл. 5). Наибольшие объемы инвестиций вкладывались в развитие мясной, молочной, масложировой и кондитерской промышленности, средства же, привлекаемые для развития мукомольно-крупяной, хлебопекарной, сахарной и крахмало-па-точной промышленности, недостаточны для перевода этих отраслей на модель инновационного развития.
Поэтому для выравнивания ситуации в инвестиционной деятельности компаний должна быть выстроена четкая государственная политика по координации инвестиционной деятельности с учетом приоритетов развития отдельных отраслей экономики, обеспечивающих экономический рост. И в этом вопросе центральное место занимает инвестиционный процесс созданием нормального делового и инвестиционного климата. Для финансирования инвестиционных проектов можно и нужно привлекать заемные средства - это мировая практика.
Масштабные инвестиции необходимы для создания современной инфраструктуры и логистики, строительства новых хранилищ сельскохозяйственной и пищевой продукции в различных регионах страны. Большие средства необходимо вкладывать в энергосберегающие технологии и производства, объекты природоохранного назначения.
Став полноправным участником ВТО Россия еще не выстроила свою денежно-кредитную систему, ориентированную для создания равных условий по доступу к финансовым ресурсам, которые уже давно имеют наши западные партнеры. Ставки по кредитам в российских кредитных организациях остаются высокими и составляют 15-20 %, и это создает
неравные условия по конкуренции на агропродовольственном рынке страны и российские производители ставятся в дискриминационные условия, уступая внутренний рынок иностранным компаниям.
Банки, предоставляющие кредиты бизнесу для проведения модернизации промышленности, требуют больших залогов, да и процентные ставки по кредитам в России высоки, а если учитывать отдельные риски при проведении нового строительства или реконструкции предприятий, то инвестиционный процесс попадает в красную зону, замедляя тем самым экономический рост промышленности. Есть отрасли промышленности, где низок уровень использования производственных мощностей, понятно, что на многих предприятиях они требуют значительного обновления, но это необходимо делать с учетом роста объемов производства сельхозсырья, поступающего на промпереработку.
Производительность труда в индустриально развитых странах в разы выше, чем у нас. Решение этой важ-
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал за 2009-2013 гг. (в фактически действовавших ценах, тыс. руб.)
Изменения стоимости товаров и услуг в Германии (ноябрь 2012 г. к ноябрю 2013 г., %
Производство
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Общий объем за 2009-2012 гг.
% от общего объема
Пищевых продуктов, включая напитки, и табака
Мяса и
мясопродуктов
Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов
Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей
Растительных и животных масел и жиров
Молочных продуктов
Продуктов муко-мольно-крупяной
Крахмала и крах-малопродуктов; сахаров и сахарных сиропов, не включенных в другие группировки
Хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения
Сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения
Сахара
Какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий
157100000,0 176500000,0 186800000,0 201800000,0 722200000,0
12528753,0 16747309,0 27623703,0 27456927,0 84356692,0 11,7
2476798,0 299 5 4 0 9,0 3 289171,0 266 4677,0 114260 5 5,0 1,6
7334896,0 3570390,0 4429842,0 5527676,0 20862804,0 2,9
10103023,0 19013150,0 11659486,0 18954320,0 59729979,0 8,3
17629210,0 18078055,0 20131943,0 18818406,0 74657614,0 10,3
4719625,0 3695051,0 5677141,0 5097046,0 19188863,0 2,7
10 89187,0 90200 2,0 2268 943,0 3 0 4 8 3 64,0 73 0 8 4 96,0 1,0
6945028,0 6851148,0 6682682,0 6282866,0 26761724,0 3,7
2522342,0 5216802,0 3815942,0 3778018,0 15333104,0 2,1
4221211,0 8052942,0 7727188,0 9797272,0 29798613,0 4,1 12882654,0 9255825,0 8483850,0 10069035,0 40691364,0 5,6
ной проблемы лежит в плоскости технологической модернизации производства и повышении оплаты труда. Повышение оплаты труда создает не только мотивы заинтересованности работника к добросовестному и честному труду, но приводит к высокой степени ответственности работника за порученное дело, а бизнес в этих условиях обязан внедрять на производстве инновационные технологии и оборудование для создания трудосберегающих современных рабочих мест.
По этому поводу приведем высказывание директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН академика В.В. Ивантера: «Говорят, что производительность труда должна опережать рост зарплат. Не знаю, кто изобрел такой закон, но
Таблица 6
Основные целевые индикаторы Технологической платформы
Целевой индикатор Год
2015 2020 2030
Инвестиции в развитие производственной базы отраслей промышленности, млрд руб. 96,100 168,000 270,800
Финансирование научных разработок, млрд руб. 2,4 5,2 9,9
Общий объем отгруженной продукции предприятиям, млрд руб. 3750 5120 8500
Выпуск продукции с использованием инновационных технологий, % 17-20 25-30 65-70
Выработка продукции с использованием биотехнологий, млн т 40,5 71,1 102,0
Производство муки, млн т 10,1 12,5 15,5
Производство крупы, млн т 1,35 1,4 3,5
Промышленное производство мяса и субпродуктов, млн т 4,5 5,2 6,3
Производство мяса птицы, млн т 4,5 5,2 6,3
Производство яиц, млрд шт. 43 45 50
Производство цельномолочной продукции, млн т 12,5 13,5 16,4
Производство сыров и сырных продуктов, млн т 527 546 830
Производство сливочного масла, тыс. т 265 280 650
Производство плодоовощных консервов, муб 10064 11597 15800
Производство растительных масел, млн т 3,41 4,1 6,5
Производство сахара и сахарной свеклы, млн т 4,6 5,4 6,5
Производство крахма-лопродуктов, тыс. т 720 1000 1850
Производство кондитерских изделий, тыс. т 2974 3175 4300
проповедуют его в основном либералы. ... Но наш опыт показывает, что такой закономерности нет. Во всех странах были периоды, когда зарплаты опережали производитель -ность труда, и наоборот. Баланс всегда устанавливался в конкурентной борьбе».
Есть определенный научный и инновационный задел, созданный российскими учеными, но внедрение научных разработок идет медленно. Технологические цепочки, создаваемые за счет внедрения новых технологий в кластерных производственных структурах, должны стать императивом развития многих предприятий (табл. 6). Естественно, это требует определенного времени и денег, но это надежное высококонкурентное производство. Мы импортируем почти 40 % продовольствия на сумму, превышающую 40 млрд долл. США, замедлить импорт за счет внутреннего производства - задача государственной важности, претворение в жизнь которой не только снизит давление на бюджет по обслуживанию этого импорта, но и создаст новые возможности для экономического роста во многих отраслях пищевой и перерабатывающих отраслях промышленности с формированием инновационных производств и организацией новых рабочих мест.
Нельзя сказать, что в решение этой проблемы ничего не делается. К примеру, динамика экспорта российских товаров пищевой промышленности с маркой «сделано в России» расширяется, но необходимо искать новые рынки сбыта готовой продукции в условиях, когда в мире не снижается число голодающих на всех континентах. В решении этой проблемы нужно разрабатывать разумную протекционистскую политику по стимулированию экспорта готовой продукции, не противоречащую правилам ВТО. Промышленно развитые страны используют различные инструменты для проникновения на продовольственные рынки других стран в обход этих правил, нам также необходимо более активно двигаться в этом направлении, возможности и ресурсы для этого имеются.
Экономика так устроена, что не одни только показатели характеризуют те или иные тенденции в развитии народного хозяйства, здесь для сохранения позитивных трендов, положительных перемен необходимо создавать общественный интерес у большинства наших экономически активных граждан, поднимать их деловое настроение и доверие к экономическим властям государства и общественным институтам.
Открытый и доверительный диалог между бизнесом и государством
исключительно важен для создания нормального инвестиционного климата, как основного мотива экономического роста на инновационной основе в отраслях пищевой промышленности, а это возможно только в условиях активного привлечения средств для модернизации промышленности.
Движение в этом направлении идет, о чем свидетельствует инвестиционная привлекательность ряда отраслей промышленности, где темпы обновления основных производственных фондов достаточны для производства конкурентной продукции - это масложировая, кондитерская, сахарная, молочная, пивобезал-когольная, табачная отрасли.
Но в то же время следует отметить, что нового строительства предприятий пищевой промышленности явно недостает; и в этом вопросе государственная политика должна быть четко обозначенной с предоставлением определенных гарантий для инвесторов, банковского сектора с целью снижения рисков.
Если хотим жить лучше, необходимо больше заниматься созидательной деятельностью, больше инвестировать средств в новое строительство, модернизацию производства. Привлечение средств в развитие экономики решает важнейшую государственную задачу - перевод ее на модель инновационного развития, без этого никто средства не будет вкладывать в старые мощности, изношенную инфраструктуру.
Для запуска инновационной экономики необходимо вкладывать больше средств в науку, конструкторские решения, разработку новых технологий и конечно в образование, ведь без подготовки современных кадров инженеров, технологов, конструкторов и механиков невозможно решать задачи создания нового технологического уклада промышленности. Для новой экономики необходимо готовить высококвалифицированные кадры, способные трудится в высокотехнологичных отраслях и в условиях высококонкурентной среды.
Привлечение инвестиций для их внедрения в производство ускоряет экономический рост промышленности, создает условия для роста благосостояния народа и социальной стабильности государства.
Определяющим фактором роста экономики и инвестиционного процесса в текущем году по оценке ведущих экономистов и аналитиков станет динамика курса рубля. Если курс рубля будет снижаться по отношению к мировым валютам, то это может принести реальные плюсы для российской экономики. Это даст возможность удерживать уровень инф-
ляции в заданном коридоре, станет намного выгоднее заниматься экспортом готовой продукции. Намного быстрее может решаться проблема «импортозамещения», поскольку стоимость импортируемых товаров возрастает и становится выгоднее внутреннее производство.
Но если рубль будет сдавать позиции, как это происходит в последнее время, то следует ожидать роста цен на продовольственном рынке, что мы сейчас и наблюдаем. Есть и другая опасность в ослаблении курса рубля: сегодняшние колебания курса слишком велики и это может отразиться на повышении процентных ставок. Заместитель министра Минэкономразвития А.Н. Клепач по этому вопросу сказал следующее: «... многое будет зависеть от того, когда стабилизируется курс».
Принимаемые в настоящее время попытки правительства создать полноценную систему внутренней продовольственной помощи для малообеспеченных слоев населения, которых в России по данным Росстата насчитывается около 18 млн человек, может стать мощным стимулом экономического роста по всех звеньях агропромышленного комплекса. Проект этот масштабный, как по количеству населения, вовлеченного в этот процесс, так и по объемам ресурсов, которые необходимы для реализации этого замысла.
Так, по оценке Минсельхоза России, для доведения потребления продовольствия в этой социальной группе населения до уровня рекомендуемых медицинских норм необходимо дополнительно поставлять в систему социального питания более 6,5 млн т различного продовольствия на сумму, превышающую 300 млрд руб.
Наряду с крупными агрохолдинга-ми в аграрной экономике достойное место должно уделяться развитию малого и среднего предпринимательства, которое важно особенно в решении задач инновационного развития, занятости населения, обеспечением населения отдаленных и малых поселений продукцией сельского хозяйства и качественным продовольствием. В сфере АПК по разным секторам малый бизнес производит от 12 до 30 % продукции.
В прошедшем году усиление налоговой нагрузки на малый бизнес привело к уходу из этого вида деятельности свыше 600 тыс. предпринимателей, сейчас их по стране насчитывается 3,6 млн человек. Для улучшения ситуации в этом секторе экономики правительство планирует создать в 2014 г. Агентство кредитных гарантий, на которое будет возложена задача поддержки малого предпринимательства с целью облегчения доступа к кредитным ресурсам предпринимателям, занимающимся производственной деятельностью. Этой категории предпринимателей будет уменьшена налоговая нагрузка и снижены страховые взносы.
Данному направлению уделено внимание в Госпрограмме развития сельского хозяйства на период до 2020 года по разделу «Поддержка малых форм хозяйствования», заложены определенные ресурсы в объеме 86,67 млрд руб. и необходимо добиваться, чтобы программные мероприятия этого направления в полном объеме выполнялись (табл. 7).
В ближайшие два - три года в экономике сохранится рост на уровне 2,2-2,7%, нам нужны более высокие темпы, которые, в принципе, достижимы. Необходимо в течение
Таблица 7
Индикативные показатели производства продукции АПК России на период до 2020 г. (Госпрограмма)
Объем производства продукции Удельный вес отечественной продукции в общих ресурсах
Зерно 115 млн т
Мука 103 млн т
Крупа 1,4 млн т
Диетические и обогащенные 300 тыс. т
микронутриентами хлебобулочные изделия
Подсолнечное масло 3,3 млн т
Сахарная свекла 41 млн т
Сахар из сахарной свеклы 5,4 млн т
Картофель 32 млн т
Плодоовощные консервы 11597 муб
пяти-шести лет иметь рост 4-4,5 %, в этих условиях страна будет идти с опережением по отношению к основным конкурентам (у них темпы роста больше 2 % вряд ли возможны). С такими темпами мы сможем ускорить технологическую модернизацию и в сельскохозяйственном производстве, и в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. Это критически важно и государство обязано активно участвовать в решении данных проблем, создавать оптимальные условия для улучшения делового климата, повышения активности бизнеса. Только в этом случае можно быть уверенным, что данные цели будут достигнуты.
И несомненно, что экономический рост на инвестиционной основе позволит внедрять в производство достижения научно-технического прогресса и обеспечит будущий успех развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности на международных продовольственных рынках.
Экономический рост на инвестиционной основе - ключевой приоритет государственной политики в развитии пищевой промышленности России
Ключевые слова
пищевая промышленность России; государственная политика; экономический рост; инвестиционная основа.
Реферат
В статье приведены основные показатели развития животноводства в РФ в 2012-2013 гг., производство важнейших видов продукции за 2013 г. Показаны изменения по импорту и экспорту продукции отечественного АПК за 2012-2013 гг., а также объем инвестиций в основной капитал за 2009-2013 гг. Рассмотрены основные целевые индикаторы Технологической платформы и индикативные показатели производства продукции АПК России на период до 2020 г. согласно Госпрограмме.
Авторы
Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, 109004, Москва, Земляной вал, д. 37, msta@df.ru
Economic Growth, Based on Investment - Key Priority of the State Policy in the Development of Russian Food Industry
Key words
Russian food industry; state policy; economic growth, investment base.
Abstract
The article presents the main indicators of livestock development in the Russian Federation in 2012-2013, production of major products for 2013. Shown changes on import and export of domestic agriculture for 2012-2013, as well as the volume of investment in fixed assets in 2009-2013. The main target indicators of the Technology Platform and indicative values of APK production in Russia until 2020, according to the State Programme.
Authors
Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor,
Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor,
Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 37, Zemlyanoy Val, Moscow, 109004, msta@df.ru