УДК 332.6.7
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И РАЗВИТИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ Л.А.Ощерин1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрено влияние мирового экономического кризиса на развитие рынка недвижимости регионов. Показано, что основным направлением деятельности субъектов РФ является создание, обеспечение и реализация комплекса взаимосвязанных нормативно-правовых, организационных, финансовых и землеустроительных мер, способствующих появлению и развитию рынка свободных и застроенных земельных участков, контроль за поступлением денежных средств от использования земли, рациональное использование и охрана земель. Ключевые слова: экономический кризис; антикризисные меры; рынок недвижимости; инвестиции; земельно-имущественные отношения.
ECONOMIC CRISIS AND THE DEVELOPMENT OF THE REAL ESTATE MARKET L.A.Oscherin
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author considers the influence of the global economic crisis on the regional real estate market development. It is demonstrated, that the main activity of the subjects of the Russian Federation is creation, provision, and implementation of the complex of interrelated legal, organizational, financial and land management measures to facilitate the emergence and development of the market of vacant and built-up plots, the control of cash flows from the land use, rational land-use and protection.
Key words: economic crisis; anti-crisis measures; real estate market; investments; land and property relations.
Со второй половины 2008 года россияне оставались только пассивными наблюдателями финансового кризиса в США. Но уже осенью того же года большинство жителей России ощутили последствия кризиса на себе. А на начало 2009 года проблема экономического кризиса стала самой обсуждаемой и популярной темой во всем мировом сообществе, в том числе в России, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Финансово-экономический кризис серьезно замедлил и развитие рынка недвижимости. Падение спроса и цен в первую очередь коснулось сектора новостроек. Для замедления стагнации на рынке недвижимости необходимо предпринять меры, прежде всего, в вопросах землепользования и градорегулирования.
Основное направление деятельности предполагает создание, обеспечение и реализацию комплекса взаимосвязанных нормативных правовых, организационных, финансовых и землеустроительных мер по созданию и развитию рынка свободных (незастроенных) и застроенных земельных участков, учет земельных участков, контроль за поступлением денежных средств от использования земли, за рациональным ее использованием и охрану земель. В настоящее время в деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных отношений основными проблемами являются: незавершенность и сложность процесса разграничения государственной собственности на землю, разобщенность системы контроля поступления налоговых платежей за землю, неразвитость рынка земли, наличие излишних ведомственных барьеров и сложная, дорогостоящая процедура узаконивания прав на землю. Решение указанных проблем возмож-
но при условии вовлечения в работу властей всех уровней и общественности. Остро встал вопрос предоставления земельных участков в административных центрах субъектов РФ в соответствии с п. 10 абзац 3 ст. 3, ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», позволяющего органам исполнительной власти субъектов РФ ограничивать полномочия органов местного самоуправления по распоряжению землями муниципального образования.
Как показал анализ законов (нормативно-правовых актов), принятых субъектами Российской Федерации, проведенный «Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов» (АСДГ), прошедшей в г. Иркутске 16-17 октября 2008 года в рамках научно-практической конференции «Концепция управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами в муниципальных образованиях», в городах, где действуют такие законы, практически остановилась работа по предоставлению земельных участков под строительство. При таком положении дел следует ожидать падения объемов строительства как коммерческой, так и жилой недвижимости, ухудшения экономического состояния регионов, муниципальных образований, потери рабочих мест.
Роль региональных и муниципальных властей должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития бизнеса, на поддержку, в первую очередь, малого и среднего предпринимательства. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо срочно рассмотреть вопросы эффективности принятия нормативно-правовых актов, касающихся ограничения полномочий органов местного самоуправления по распоряжению
1Ощерин Леонид Афанасьевич, профессор кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952)405412. Oscherin Leonid Afanasievich, a professor of the Chair of Expertise and Real Estate Management, tel.: (3952) 405412.
землями, государственная собственность на которые не разграничена в административных центрах (столицах) субъектов РФ.
Во многих российских регионах такие акты не принимались. В Сибирском регионе - это Новосибирская область, Красноярский край. В Свердловской области принято решение об обязательном согласовании с правительством субъекта предоставления земельных участков для строительства. Т.е. практически существующая схема не ломалась и не создавались дополнительные структуры, которые решали бы возникающие правовые и организационно-технические вопросы.
С принятием в Иркутской области 20 декабря 2006 г. закона «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», в развитие которого постановлением администрации Иркутской области от 29 декабря 2006 №263- ПА было утверждено «Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена».
В результате принятых решений получены следующие данные, озвученные на заседании комитета по собственности и экономической политике по предоставлению земельных участков в городе Иркутске.
В 2007г. в агентство имущественных отношений Иркутской области поступило 1759 заявлений на общую площадь 1776 гектаров - оформлено 3 (три) участка, в 2008г. поступило 2242 заявления на общую площадь 2700 гектаров - оформлено 45, еще 17 заявлений проходят согласования.
Эти данные говорят о следующем:
1. Предприниматели, физические лица готовы вкладывать свои средства в развитие производства, в строительство жилья. А это еще и создание новых рабочих мест как при строительстве жилья, так и при его эксплуатации.
2. Учитывая ажиотажный спрос на землю в эти годы, при продаже права аренды или прав собственности на земельные участки единовременно в бюджет г. Иркутска и Иркутской области от продажи 1000 га земли можно было получить около 5 млрд. рублей при стоимости продажи 50 тыс. руб. за 0,01 га. Стоимость продаж будет зависеть от разрешенного (целевого) вида использования земельного участка и его места расположения.
3. Это дополнительные денежные средства бюджетов, полученные от земельной платы (аренды, налога). Принимая фактическую за 2008 г. среднегодовую арендную плату по городу 376,5 тыс. руб. за 1 га, бюджеты области и города могли бы получить дополнительно несколько сот млн. руб.
При этом надо учитывать и налоговые платежи в бюджеты разных уровней как от строительной деятельности, так и от деятельности после ввода объектов в эксплуатацию.
Учитывая административные барьеры разных уровней в предоставлении земельных участков как неразграниченной собственности, так и земель, находящихся в федеральной, субъектов РФ, муниципаль-
ной собственности, необходимо рассмотреть вопрос на правительственном уровне о планировании (даже директивном, по аналогии с программами приватизации) и предоставлении земельных участков для различных разрешенных видов использования, предусмотренных существующим законодательством по всем территориям РФ как на разграниченных, так и неразграниченных землях и их категориях, предусмотренных законодательством.
При предоставлении земельных участков необходимо учитывать несколько видов разрешенного вида использования из предусмотренных зонированием территории, которые выбираются застройщиками самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Таким образом, сначала будет приобретаться земельный участок с «пакетом» четко обозначенных и гарантированных прав его использования, а затем владелец участка будет готовить полномасштабный проект и выполнять строительные работы.
Продажа инженерно-подготовительных площадок. В условиях дефицита оборотных денежных средств у застройщиков и полного отсутствия их в органах государственной и муниципальной власти инженерную подготовку строительных площадок можно вести как за счет бюджетных (вложенные денежные средства можно возвращать в бюджет от продажи зем. участков), так и за счет заемных средств.
Выбранные площадки для любого проекта должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь рядом все необходимые коммуникационные сооружения (т.е. по границе участка или рядом);
2) иметь готовый доступ к сооружениям общественного транспорта и существующим коммерческим сооружениям;
3) в основном соответствовать существующему генеральному плану в отношении землепользования;
4) располагаться на землях, в том числе разграниченных, находящихся под контролем соответствующих органов;
5) не иметь крупных недостатков в отношении охраны окружающей среды.
После отбора площадок и разработки эскизного проекта застройки с предварительным определением протяженности, расположения и стоимости инженерных коммуникаций (дороги, водоснабжение, канализация, благоустройство и т.д.) производится расчет по соответствующей методике с выполнением следующих условий:
а) предполагаемые цены продаж жилья и количество жилых единиц в данном интервале цен должны быть в пределах потенциального рыночного спроса на жилье среднего (скромного) уровня;
б) размер площадок под жилищное строительство должен обеспечивать доступность инфраструктуры;
в) плотность жилой застройки должна соответствовать нормам генерального плана, территориальному планированию, проектам планировок при установлении максимальной и минимальной плотности застройки через градостроительные регламенты;
г) нужно определиться со способом продажи зе-
мельного участка целиком или разбитого по лотам. Соответствующая работа по постановке на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности (аренды) - необходимое условие заключения договоров аренды и права собственности.
Такой опыт был использован многими городами (Тверь, В. Новгород, Барнаул, Красноярск). Эта работа была начата в 1996г. и в городе Иркутске. Но в 1998 году работы по данному проекту были прекращены.
См. Постановление Коллегии счетной палаты РФ от 17 декабря 1999 г. и УО (191) «О результатах проверки эффективности и целевого использования средств займа МБРР 3850-РУ по проекту «Жилищный проект».
В продвижении любого проекта необходимо решить ряд организационных вопросов. Прежде всего собственник (Федерация, субъект РФ, муниципалитет) земельного участка должен создать структурное подразделение для решения ряда основных технико-экономических вопросов:
• выполнение предпроектных проработок в соответствии с проектом планировки территории;
• учет всех характеристик, влияющих на финансовые показатели проекта;
• определение доли земли, которая будет использована под различные типы жилищного строительства, строительство нежилых помещений, коммунальные сооружения, дороги, парки и открытые площадки, поскольку от этого будет зависеть доход и стоимость проекта;
• сбор технических условий и т.д.
Развитие застроенной территории. Наряду с формированием рынка незастроенных территорий, актуально развитие застроенной территории, которое производится в соответствии с Градостроительным кодексом (ФЗ № 232 от 18.12.2006 г. ст. 46.1, 46.2, 46.3) по договору, заключаемому с органом местного самоуправления, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего кодекса.
Данные статьи позволяют решать вопросы комплексной застройки, обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры и ухода от так называемой «точечной застройки».
Кодекс позволяет застройщику создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для граждан, выселенных из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом следует учесть, что Кодексом запрещено включение в договор таких условий, которые влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.
Вместе с этим необходимо решить ряд проблем правового и организационного плана. 1) В субъектах РФ, принявших нормативно-правовые акты о передаче полномочий по распоряжению зем-
лей (неразграниченных) в административных центрах, необходимо вносить соответствующие поправки о передаче части полномочий органам местного самоуправления. В противном случае выполнение всех функций по развитию застроенной территории ляжет на исполнительный орган субъекта Федерации, что будет подменой функций местного самоуправления.
2) В соответствии с Кодексом должно быть обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект планировки застроенной территории в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии -в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения объектами социального и коммунально-бытового назначения (п.3ст.46.2)).
3) При наличии частных жилых домов с прилегающими земельными участками, с собственниками которых застройщику (победителю аукциона) необходимо выстраивать отношения на договорной основе, и при планировании застройки может возникнуть значительная доля риска, связанная с оптимальной стоимостью этих земельных участков.
4) Методика для определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом РФ.
В настоящее время существует возможность оформления земельных участков в собственность в основном частном секторе (индивидуальной жилой постройки) с целью дальнейшей их современной застройки в соответствии с генеральным планом и территориальным планированием.
При этом получат развитие все направления рынка - аренда, купля-продажа, залог земли и инвестиционная политика, а рыночные механизмы определят реальную стоимость земли в различных градостроительных зонах. При формировании рынка земли сформируется ее стоимость, и муниципалитет как распорядитель земли на территории города должен учитывать тенденцию ценового развития в арендных платежах за землю. Еще в 2005 году администрация города Иркутска разрабатывала новую методику определения размера арендной платы за пользование земельными участками на основе рыночной стоимости земли и вида осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности на земельных участках. Для этих целей и применительно к условиям развивающегося рынка земли проведено оценочное зонирование территории города на основе рыночной стоимости земельных участков. Формирование оценочных зон осуществлялось с учетом градостроительного и кадастрового зонирования территории.
На основании результатов оценочного зонирования, анализа состояния рынка жилой и коммерческой недвижимости, при использовании методов рыночной оценки земель были получены данные, которые позволили построить математическую модель зависимости арендной платы за землю от вида деятельности хозяйствующего субъекта и месторасположения объ-
екта аренды. Апробация методики и анализ полученных результатов показали, что за счет перехода на ценовое зонирование, основанное на определении рыночной стоимости земель, происходит объективное повышение земельных платежей в центральной части города и качественное изменение земельных платежей на его окраинах. Эффективность землепользования может повыситься в среднем на 20%. Учитывая, что рыночная стоимость земли (особенно в центральной части города) имеет устойчивую тенденцию роста, можно определить механизм, который на основе ежегодного мониторинга состояния рынка недвижимости позволит отражать тенденции развития рынка земли в арендных платежах за землю. Для осуществления учетных и контрольных функций должна быть разработана и создана автоматизированная система учета земельных участков на территории муниципалитетов. В рамках мероприятий по развитию информационно-программного комплекса на цифровом адресном плане необходимо создать картографический слой земельных участков, включающий в себя земельные участки, поставленные на кадастровый учет, находящиеся в процессе землеустройства, сдаваемые в аренду, выкупленные в собственность и используемые без оформления прав.
На следующем этапе создания системы учета и контроля за землепользованием в муниципальных образованиях необходимо создать информационный слой, касающийся плательщиков земельного налога, на основании данных налоговых инспекций и дополнить его данными натурального обследования фактических землепользователей. Уже сейчас из визуального электронного картографического материала, видно, что большое количество земельных участков используется без оформления прав (заняты самовольно без правоустанавливающих документов, объекты недвижимости расположены на неоформленных земельных участках). Кроме того, некоторые пользователи земельных участков платят налог на землю только с площади, занимаемой объектами недвижимости, хотя реально эксплуатируются значительно большие земельные территории. Сопоставляя базу данных налоговых инспекций и результаты натурального обследования, администрация органов муниципального образования информирует налоговые органы о несоответствии налогооблагаемой базы по земельному налогу. Тесное взаимодействие с налоговыми инспекциями при выявлении налогоплательщиков позволит увеличить налоговую составляющую дохода в местный бюджет. Налоговые органы также осознают необходимость такого взаимодействия и реальность будущих доходов. Необходимо заключать соглашение между администрацией муниципальных образований структурных подразделений и Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области о порядке взаимодействия по обеспечению исполнения доходной части местных бюджетов, которое позволит эффективно взаимодействовать муниципалитетам и налоговым органам в сфере контроля за правильным исчислением и своевременным поступлением налоговых платежей за землю. В рамках кон-
троля за использованием земель города и с целью увеличения неналоговых и налоговых доходов местных бюджетов от их использования необходимо проводить натуральное обследование территории муниципальных образований для выявления фактических пользователей земельных участков. Фактические землепользователи - это юридические и физические лица, которые пользуются земельными участками без правоустанавливающих документов. С помощью натурального обследования и базы данных плательщиков земельного налога и арендаторов земельных участков выявляются землепользователи, которые не платят за землю. По результатам обследования необходимо составлять акт, который содержит необходимую информацию для выдачи расчета земельного платежа за фактическое пользование земельным участком. В случае отказа землепользователя от оплаты дело передается на рассмотрение в судебном порядке для взыскания неосновательного обогащения в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Осуществляющийся комплекс работ позволит понудить пользователя поставить земельный участок на кадастровый учет и юридически оформить право пользования в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Проводимые работы также позволят выявлять здания, строения и сооружения, возведенные самовольно, контролировать их постановку на технический учет и упорядочивать процесс возведения объектов недвижимости в соответствии с правилами застройки территории муниципальных образований.
Рациональное управление земельными ресурсами на территории муниципального образования неразрывно связано с вопросами технического и кадастрового учета. В связи с этим необходимо обозначить проблемы, связанные с технической инвентаризацией зданий, строений, сооружений и оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки. При оформлении прав на земельные участки важной является проблема подготовки землеустроительных дел на земельные участки. В муниципальном образовании сохраняется достаточно высокий уровень стоимости землеустроительных работ, хотя на рынке землеустроительных услуг по этому виду деятельности работает около 30 предприятий различных форм собственности и существует конкуренция. Для многих землепользователей, имеющих невысокий доход, стоимость работ является неподъемной, и оформление земельных участков производится только при необходимости совершения сделки. Не менее важной и еще более острой является проблема согласования землеустроительной документации. Порядок оформления прав на земельные участки предусматривает большое количество согласующих организаций, структурных подразделений и сроки согласований для них. Зачастую прохождение землеустроительной документации длится до полутора лет. Для сравнения: в городе Новокузнецке прохождение документов от подачи заявки до выхода административного акта о предоставлении земельного участка занимает полтора месяца и стоимость работ по землеустройству существен-
но ниже. Основную часть землеустроительных работ по городу в целом осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Центр градостроительства и землеустройства». Оперативность подготовки и оформления документов в городе Новокузнецке связана прежде всего с тем, что все структурные подразделения, занимающиеся вопросами землепользования, объединены в Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Новокузнецка, работают в едином информационном пространстве и тесно взаимодействуют. Необходим переход всех структурных подразделений муниципалитета на единую геоинформационную систему, что позволит значительно ускорить этот процесс прохождения землеустроительной документации. Упрощение процедуры оформления прав на земельные участки позволит ускорить формирование рынка земли. В области технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности существуют проблемы, связанные с происходящим в Российской Федерации реформированием системы технического учета. Реализация политики выстраивания государственной вертикали системы технического учета создала в некоторых муниципальных образованиях ситуацию, когда одновременно существует несколько организаций, аккредитованных на оказание услуг в сфере технического учета объектов градостроительной деятельности, причем некоторые из них не имеют материальной базы, а их штат составляет от 1 до 5 сотрудников. Сегодня определено, что аккредитованные организации технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности вправе и обязаны удостоверять планы недвижимого имущества, относящегося к объектам градостроительной деятельности, для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» технический учет объекта недвижимости - это описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера - уникального, не повторяющегося во времени и на территории Российской Федерации номера объекта недвижимости. Кроме того, создание параллельных систем учета и инвентаризации неизбежно приведет не только к хаосу на рынке сделок с недвижимым имуществом, но и не позволит органам местного самоуправления иметь полную и достоверную информацию по такому важному вопросу, как переоценка недвижимого имущества граждан для целей налогообложения, так как не ясно, какая из этих организаций будет проводить массовую переоценку и предоставлять информацию для исчисления налога на имущество физических лиц в налоговые органы, а также информацию об объектах градостроительной деятельности в органы государственного статистического учета. До недавнего времени функции техниче-
ской инвентаризации, регистрации, паспортизации и оценки жилищного фонда, промышленных объектов, инженерных сетей и сооружений, объектов благоустройства, объектов транспортной инфраструктуры на территории города Иркутска осуществляло муниципальное унитарное предприятие «Бюро технической инвентаризации». В результате администрация города Иркутска имеет комплексный информационный ресурс, содержащий сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории города, который позволяет контролировать и оперативно принимать решения по вопросам градостроительства, учета, оценки и переоценки недвижимости для целей налогообложения. Разделение этих функций влечет за собой разрушение слаженной и взаимосвязанной системы учета и контроля за техническим и правовым состоянием недвижимого имущества и налогооблагаемой базой налога на имущество физических лиц. Муниципалитеты заинтересованы в полноценном учете объектов недвижимости, расположенных на их территориях, так как налог на недвижимость, для целей которого создается кадастр объектов недвижимости, будет являться доходной составляющей в местный бюджет. В муниципальных образованиях должна быть создана и отлажена система взаимодействия и информационного обмена для анализа и принятия управленческих решений в сфере развития рынка недвижимости. Необходимо стремиться к максимальному уменьшению количества регистрирующих и учитывающих органов в целях концентрации информации об объектах недвижимости, расположенных на территории города, в одном информационном ресурсе, который должен использоваться для решения стратегических и оперативных задач развития муниципальных образований.
Обобщая, можно отметить, что решение проблем управления земельными и иными недвижимыми ресурсами должно осуществляться на всех уровнях власти. Требуется совершенствование земельного законодательства, которое позволило бы экономически стимулировать землепользователей оформлять свои права на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Также необходимо законодательно упростить процедуру разграничения государственной собственности на землю, создать законодательную базу для организации системы учета и администрирования единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения. Со стороны муниципалитетов необходимо четкое правовое, нормативное и методическое регулирование порядка прохождения документов при предоставлении земли в пользование и собственность, совершенствование системы учета объектов недвижимости - земли и зданий - на основе новых информационных технологий и организации взаимодействия органов, осуществляющих технический, налоговый и правовой учет, организация жесткого контроля за использованием земельных ресурсов и повышение дисциплины платежей за землю.
В заключение необходимо сказать, что только
комплексное решение законодательных, администра- формирования доходной части бюджетов как муници-тивных и финансовых проблем в области земельных палитетов, так и субъектов РФ. отношений позволит использовать этот ресурс для
УДК 658 ББК 65. 291. 8
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
О.В.Парфентьева1
Сибирская академия права, экономики и управления, 664043, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Рассмотрено управление образовательным учреждением высшего профессионального образования на основе процессного подхода. Дано описание и варианты применения процесса «Реализация основных образовательных программ». Установлены требования потребителей на входе и выходе процесса. Предложены показатели, характеризующие процесс, помимо официально установленных показателей. Предложены варианты управленческих решений на основе удовлетворения требований потребителей на выходе процесса. Ил. 2. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: совершенствование организации управления в сфере услуг на основе развития бизнес -процессов в сфере высшего профессионального образования.
MANAGEMENT OF THE REALIZATION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL
EDUCATION ON THE BASIS OF THE PROCESS APPROACH
O.V.Parfentjeva
Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664043.
The author considers the management of an educational institution of higher professional education on the basis of the process approach. She gives the description and application options of the process «Realization of basic educational programs.» The author determines consumers' requirements at the entrance and the exit of the process. She proposes indicators characterizing the process, in addition to statutory targets as well as the variants of management decisions based on the meeting the consumers'requirements at the exit of the process. 2 figures. 3 sources.
Key words: management organization improving in the service sector through the development of business - processes in the field of higher professional education.
Эффективное управление организацией может быть построено на основе процессного подхода. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 дается следующее определение процесса: «Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как про-цесс»(1,С.6). Процессный подход ориентирован на удовлетворение запросов потребителей. Выход их одного процесса - поставщика должен соответствовать по всем параметрам входу в другой процесс -потребителя. В целом в организации входы и выходы процессов должны быть согласованы между собой. Применение системы процессов в образовательном учреждении высшего профессионального образования наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также с управлением процессами можно считать процессным подходом. Процесс должен иметь следующие характеристики: идентификация, владелец процесса, необходимые ресурсы, вход и выход процесса, показатели процесса. На выходе процесса
должны быть удовлетворены требования потребителя, определенные на входе процесса.
Руководит всеми процессами образовательного учреждения ректор. Более детальное руководство учебного процесса осуществляет проректор по учебной работе. Схема взаимосвязи типовых процессов предназначена для графического представления места данного процесса в структуре процессов вуза. Оно наглядно показывает связи между данным процессом и другими процессами по входам - выходам, раскрывает взаимосвязи различных видов деятельности в рамках образовательного процесса.
Идентификация процесса предполагает выявление вида деятельности, к которому он относится согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 90012008. Рассмотрим один из основных процессов образовательного учреждения «Реализация основных образовательных программ», который является важной составляющей руководства по качеству НОУ ВПО «Сибирская академия права, экономики и управле-
1Парфентьева Ольга Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе, тел.: 89086410320, email: [email protected]
Parfentjeva Olga Vasiljevna, a candidate of economic sciences, an associate professor, a vice rector on educational work, tel.: 89086410320, e-mail: ovp.sipeu @ mail.ru