российское право 2010. № 5
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
локальная земельная политика в муниципальном образовании
«город Екатеринбург»
ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ КРИЦКИЙ
Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ КОЖЕМЯКО
Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам жилищного и коммунального хозяйства
ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РУСАЛЕВА
Заместитель председателя Земельного комитета Администрации города Екатеринбурга
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 была утверждена федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» (далее -Программа). В ней определились цели земельной реформы: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Программа была направлена на обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 г. в основном завершить земельную реформу в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
В развитие проводимой органами государственной власти земельной реформы были приняты Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-Ф3).
Механизм правового регулирования земельных отношений необходимо сфор-
мировать и на уровне муниципальных образований, включая создание и управление землями в их границах.
В муниципальном образовании «город Екатеринбург» Администрацией города был подготовлен и утвержден решением Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 г. № 40/6 Стратегический план развития города Екатеринбурга, в соответствии с которым был разработан стратегический проект «Городская земля».
Проблема, послужившая основой для разработки этого проекта, - неразвитость рынка земельных участков в муниципальном образовании «город Екатеринбург» как объектов недвижимости и инвестиционно привлекательного товара; сопутствующие ей: наличие значительного количества не-сформированных земельных участков (отсутствие утвержденных проектов границ и проведенного межевания); неразграни-ченная государственная собственность на землю; необходимость переформирования и изменения разрешенного использования существующих земельных участков; отсутствие открытой и общедоступной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в целях предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам достоверных сведений для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства; необходимость упрощения процедуры предоставления и переформирования земельных участ-
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ков, создания экономически обоснованной и эффективной системы земельных платежей, увеличения доходов местного бюджета от земельных платежей; необходимость осуществления земельного контроля и охраны земель.
Цель стратегического проекта «Городская земля» - развитие рынка земельных участков как объектов недвижимости и инвестиционно привлекательного товара. Одной из его задач выступает упрощение процедуры предоставления и переформирования земельных участков, в связи с чем были предусмотрены разработка и утверждение документов градостроительной деятельности.
Среди наиболее сложных проблем в современной России - формирование подходов к управлению земельным фондом городов для обеспечения рационального использования земель, защиты права пользования землей гражданами и юридическими лицами, устойчивого развития городов в условиях кардинального изменения социально-экономических условий. В соответствии с земельным, градостроительным законодательством, законодательством о местном самоуправлении именно органам местного самоуправления принадлежит главная роль в управлении землями городов. В ряду важнейших функций управления землями городских округов - территориальное планирование использования земель. Будучи единым социальным организмом, город постоянно меняется вместе со сменой экономических и иных условий. Этот процесс протекает на фоне крайней ограниченности террито-
рии, перманентного конфликта интересов различных социальных групп. Поэтому все виды использования земель должны укладываться в рамки запланированных, иначе город не сможет гармонично развиваться. Основным стратегическим документом, определяющим пространственно-территориальной развитие городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», является Генеральный план развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 г. (далее - Генеральный план), утвержденный решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 г. № 60/1.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26 октября 2010 г. № 66/30 «О внесении изменений в решение Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 года № 60/1 „Об утверждении Генерального плана развития городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года"» внесены изменения в Генеральный план в части утверждения новой границы города Екатеринбурга. Теперь она совпадет с границей муниципального образования «город Екатеринбург». Согласно Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» это считается основанием изменения различных категорий всех земельных участков в границах муниципального образования «город Екатеринбург» на категорию «земли населенных пунктов».
Соотношение площади муниципального образования «город Екатеринбург» и площади Свердловской области, гектаров
19 470 000 га (99,41 %)
114 289 га
Свердловская область (0,59 %)
□ МО г. Екатеринбург
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
Распределение земель муниципального образования «город Екатеринбург» по категориям, гектаров
Прежняя городская черта (граница города) была установлена постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1977 г. № 357. Территория в границах города Екатеринбурга составляет 46,8 тыс. га. Площадь городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» - 114 289 га. Увеличение земель населенных пунктов в границах муниципального образования «город Екатеринбург» составит 66 га. Развитие города потребует освоения новых земель за пределами утвержденной в 1977 г. городской черты. Предусмотрено увеличение селитебных территорий с 11,9 тыс. га до 21,6 тыс. га в основном за счет земель сельскохозяйственного назначения (3,7 тыс. га), населенных земель (0,4 тыс. га), трансформации коллективных садов (2,5 тыс. га), прочих территорий (3,1 тыс. га). При этом лесные массивы сохраняются. При подготовке территорий под жилую застройку необходимо исходить из принципа максимальной эффективности использования территорий.
Положения Генерального плана, устанавливающие совмещение границы муниципального образования и населенного пункта «город Екатеринбург», направлены и на совершенствование правового режима всех земель, расположенных в границах муниципального образования, в частности режима их использования и охраны.
Особенности правового режима земель населенных пунктов определяются целевым назначением таких земель. Согласно ст. 83 ЗК РФ земли населенных пунктов -земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Правовой режим земель поселений (населенных пунктов) представляет собой установленный нормами земельного и градостроительного законодательства порядок использования и охраны земельных участков в пределах черты поселения, определяющий права и обязанности субъектов прав на землю посредством планирования, территориального зонирования и регулирования застройки для обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности и устойчивого развития поселения1. О. М. Козырь, О. И. Крассов также отмечают особую роль градостроительного законодательства в регулировании земельных отношений в населенных пунктах2, поскольку земли поселений служат территориальным операционным базисом для размещения жилых, производственных, социально-культурных сооружений и объектов, предназначенных для удовлетворения потребностей населения3.
О. М. Козырь указывает на следующую тенденцию в развитии законодательства о землях населенных пунктов: оно направлено на сближение правового режима земельных участков и прочно связанных с ними зданий и сооружений как
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
единых объектов недвижимого имущества в городах и других поселениях в целях их регистрации, налогообложения и осуществления сделок с недвижимостью.
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой режим земель населенных пунктов определяется нормами и земельного, и градостроительного законодательства.
Муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения на территории муниципального образования «город Екатеринбург»:
решение Екатеринбургской городской Думы от 28 марта 2006 г. № 23/22 «Об утверждении Положения „Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург»"»;
Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург».
Положение «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования „город Екатеринбург"» (далее - Положение) распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «город Екатеринбург», а также те, что расположены на его территории и в соответствии с законодательством находятся в распоряжении органов местного самоуправления. Положение установило задачи управления в области использования и охраны земель на территории муниципального образования «город Екатеринбург»:
осуществление органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, полномочий по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю;
Администрации города Екатеринбурга по управлению и распоряжению земельными участками.
Екатеринбургская городская Дума утверждает в пределах полномочий, установленных законодательством, нормативные правовые акты об управлении и распоряжении земельными участками на территории муниципального образования «город Екатеринбург»; правила землепользования и застройки муниципального образования «город Екатеринбург»; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства; максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
Администрация города Екатеринбурга управляет и распоряжается землями, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «город Екатеринбург», а также землями, находящимися в государственной собственности, расположенными в границах муниципального образования «город Екатеринбург», право государственной собственности на которые не разграничено; участвует в подготовке правил землепользования и застройки; предоставляет, изымает земельные участки; резервирует земельные участки для муниципальных нужд; устанавливает
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НОРМАМИ И ЗЕМЕЛЬНОГО, И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
реализация муниципальным образованием «город Екатеринбург» правомочий собственника земли;
организация рационального использования и охраны всех земель на территории муниципального образования «город Екатеринбург»;
охрана прав на землю граждан и юридических лиц.
В Положении определены полномочия Екатеринбургской городской Думы,
публичный сервитут; закрепляет в соответствии с законодательством требования и ограничения к использованию земельных участков и контролирует использование и охрану земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами; оценивает состояние использования и охраны земель; осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
В развитие Генерального плана в 2007 г. Администрацией города были разработаны и утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 г. № 68/48 Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург».
Принятие основополагающих документов градостроительной деятельности -Генерального плана, Правил землепользования и застройки, внесение изменений в Генеральный план (в части границы города Екатеринбурга) позволило не только упорядочить градостроительную деятельность всех правообладателей земельных участков в границах муниципального образования «город Екатеринбург», но и усовершенствовать правовое регулирование, определить порядок использования и охраны этих земель.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ говорится, что правовой режим земель населенных пунктов четко регламентируется документом градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, которые утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из ст. 85 ЗК РФ, правовой режим земель населенных пунктов определяется зонированием территории, т. е. правилами землепользования и застройки муниципального образования - городского округа. По п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В то же время согласно п. 1 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать землю в соответствии как с целевым назначением, так и разрешенным использованием.
Следовательно, установленное Правилами зонирование территории муниципального образования «город Екатеринбург», утверждение градостроительных регламентов в отношении территориальных зон позволяет согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, в частности, собственнику земельного участка выбирать самостоятельно любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием видов территорий без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом принятие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» документов территориального планирования и градостроительного зонирования позволяет говорить о том, что число нарушений земельного законодательства в его границах должно значительно снизиться. Одно из самых распространенных видов земельных правонарушений -использование земельных участков не в соответствии с установленным правовыми актами органов местного самоуправления видом разрешенного использования. В силу п. 3 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденные решением представительного органа местного самоуправления правила землепользования и застройки подлежат официальному опубликованию и размещению на официальном сайте поселения, городского округа. Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург» размещены на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга (www.ekburg.ru). Общедоступность сведений о территориальном зонировании и видах разрешенного использования земельных участков выступает основанием для предупреждения правонарушений земельного законодательства.
Следует отметить, что совмещение границы города Екатеринбурга с границей муниципального образования «город Екатеринбург» не только служит совершенствованию института управления земельным фондом данного муниципального образования, увеличению селитебных земель в его границах, но и позволит в ближайшем будущем объединить несколько муниципальных образований - поселений, городских округов, граничащих с муниципальным образованием «город Екатеринбург», вокруг административного центра Свердловской области. Цель создания так называемого
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
Большого Екатеринбурга - как решение общих экономических проблем соседних муниципальных образований, так и реализация в отношении группы муниципальных образований Свердловской области одного из основных принципов земельного законодательства - рационального использования и охраны земель с учетом конституционного положения о том, что земля выступает основой жизни и деятельности населения Российской Федера-
7 июля 2004 г. № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» был дополнен ст. 54-3 «Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области». Из статьи следует, что подобное распоряжение осуществляется исполнительными органами государственной власти
СОЗДАНИЕ «БОЛЬШОГО ЕКАТЕРИНБУРГА» ПОЗВОЛИТ ПЛАНИРОВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАСПОЛОЖЕННЫХ В ЕГО ГРАНИЦАХ ЗЕМЕЛЬ В ИНТЕРЕСАХ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ: РАЗМЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ТЕРРИТОРИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ МАССОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЛИЩНОЙ ЗАСТРОЙКИ, ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН, РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ, ЗЕМЕЛЬНЫХ НОРМ, эКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ции. Создание «Большого Екатеринбурга» позволит планировать использование расположенных в его границах земель в интересах его жителей: размещение автомобильных дорог, территорий, предназначенных для массовой индивидуальной жилищной застройки, промышленных зон, рекреационных зон с учетом экологических, градостроительных, земельных норм, экономических, социальных потребностей Свердловской области.
По ст. 11 ЗК РФ и п. 10 ст. 3 Закона № 137-ФЗ органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также теми, право государственной собственности на которые не разграничено. При этом согласно абз. 3 п. 10 ст. 3 названного Закона распоряжение последними в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что таковое реализуется исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством России об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Город Екатеринбург - административный центр Свердловской области. В развитие положений Федерального закона Закон Свердловской области от
Свердловской области, за исключением случая, когда органами местного самоуправления этого поселения заключено соглашение с уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности. 17 мая 2007 г. между муниципальным образованием «город Екатеринбург» и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области было заключено Соглашение о взаимодействии в процессе распоряжения земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенными на территории муниципального образования «город Екатеринбург». В связи с этим Администрация города Екатеринбурга все проекты постановлений об утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении земельного участка для строительства или под существующим объектом недвижимого имущества направляет на согласование в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлен законопроект от 21 декабря 2010 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка предоставления земельных участков и определения порядка их разрешенного использования», предусма-
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
тривающий поправки в Закон № 137-Ф3. Предлагается абз. 3 п. 10 ст. 3 изложить в следующей редакции: «Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городских и сельских поселений». Следовательно, Правительство РФ дает возможность оставить полномочия по распоряжению данными земельными участками за органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Изменения, на наш взгляд, обоснованны и служат прежде всего обеспечению рационального использования и охраны земель, расположенных в границах муниципальных образований.
В ряду функций управления землями -их учет, ведение государственного земельного кадастра - кадастра объектов недвижимости. Эта функция воплотилась в одной из задач стратегического проекта «Городская земля» - формировании земельных участков. В рамках ее решения Администрацией города Екатеринбурга запланированы на период до 2016 г. следующие мероприятия, финансируемые из бюджета города.
1. Проведение работ по формированию земельных участков (утверждение проектов границ (схем расположения земельных участков) и межевание) и установлению (изменению) видов их разрешенного использования, в том числе:
1) проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, и их переход бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
2) проведение работ по формированию земельных участков, занятых скверами, парками, землями общего пользования, городскими лесами, обособленными водными объектами, которые подлежат отнесению к собственности муниципального образования «город Екатеринбург»;
3) проведение работ по формированию земельных участков, оформлению и регистрации прав на земельные участки, которые используются муниципальными организациями (учреждениями).
2. Государственный кадастровый учет сформированных земельных участков, указанных в пунктах 1) - 3).
При постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в частности линейные объекты, возникает проблема - невозможность постановки на кадастровый учет таких земельных участков. Существующий кадастр объектов недвижимого имущества является «плоским». Крупные муниципальные образования, такие как городской округ -муниципальное образование «город Екатеринбург», уже столкнулись на практике с ограниченностью природного ресурса -земли. Новые строительные технологии позволяют размещать объекты не только на земельном участке, но и под, и над его поверхностью. Например, сооружение автостоянок в застроенной части города невозможно без освоения подземного пространства под площадями, улицами, спортивными сооружениями. Однако регулирование отношений по застройке подземного пространства населенных пунктов в земельном и градостроительном законодательстве отсутствует. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объектов капитального строительства выдается при наличии правоустанавливающего документа на земельный участок. В силу ст. 11 ЗК РФ под земельным участком в земельном законодательстве понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Именно при постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращение существования такого недвижимого имущества (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Следовательно, для постановки на государственный кадастровый учет подземных, надземных объектов недвижимости и учета таких объектов на земельных участках необходимо создание трехмерного кадастра объектов недвижимости. Также следует внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, устанавливаю-
ск
о о
ск
со
о <
со
< сь
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
щие либо порядок предоставления земельных участков, либо основания возникновения прав на земельные участки для строительства подземных и надземных объектов капитального строительства, линейных объектов.
Земли населенных пунктов и расположенные на них строения - наиболее ценные объекты недвижимости, которые могут служить источником стабильных высоких налоговых поступлений в бюджет, отмечает О. М. Козырь4. Земельный налог является местным налогом и определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. На территории муниципального образования «город Екатеринбург» решением Екатеринбургской городской Думы от 22 ноября 2005 г. № 14/3 установлен и введен в действие земельный налог. При этом для 12 категорий налогоплательщиков (инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и иных лиц, имеющих звание ветерана в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; неработающих пенсионеров по старости, не имеющих в составе семьи трудоспособных лиц; неработающих пенсионеров по случаю потери кормильца; лиц, имеющих на иждивении трех и более детей) установлена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму на одного налогоплательщика. Для земельных участков, на которых находятся многоквартирные жилые дома, где проживают граждане-льготники, налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 200 тыс. руб. Для земельных участков, приобретенных в границах населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, под существующий индивидуальный жилой дом, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 400 тыс. руб. Предусмотрена такая льгота для земельных участков, предоставленных, приобретенных
для дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства (100 тыс. руб.). Причем размер не облагаемой налогом суммы был пересмотрен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2008 г. № 78/68 в связи с тем, что была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и в целом по Свердловской области.
Комплексный характер правового регулирования земельных отношений в городах ставит вопрос о сфере действия различных отраслей права и конкуренции устанавливаемых ими правовых режимов для отдельных частей города. Все большую роль в сфере земельных отношений в городах начинает играть градостроительное законодательство. Введение градостроительных и технических регламентов в отношении земель городов, городских округов направлено на обеспечение их устойчивого развития. При этом прослеживается тенденция к установлению правовых режимов территорий городов исключительно на основании градостроительных регламентов. Однако они не могут в полной мере решить проблемы правового режима отдельных земель в составе городов.
Следовательно, необходим дальнейший поиск надлежащего правового инструментария для регулирования земельных отношений в городах.
Федеральные нормативные акты предоставляют органам местного самоуправления значительные полномочия в установлении правового режима земель городов посредством принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Однако эти полномочия сформулированы не только в земельном, но и в градостроительном законодательстве, законодательстве о местном самоуправлении, что представляется не совсем верным и приводит на практике к отсутствию единой системы органов управления в сфере использования и охраны земель городов. Целесообразно рассмотреть вопрос о том, чтобы органы местного самоуправления управляли всеми земельными участками, расположенными в границах населенных пунктов, поскольку именно они разрабатывают и утверждают документы территориального планирования
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
и градостроительного зонирования муниципальных образований.
Ряд ученых, в том числе С. А. Боголюбов, выделяют в качестве особенности правового режима земель населенных пунктов нахождение таких земель «в ведении органов власти города»5. Пределами этой территории, указывает автор, определяется власть органов города и других поселений, которые организуют использование и охрану «своих» земель. В этих целях вся территория города и иного поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» в пределах полномочий управляют землями муниципального образования «город Екатеринбург» в целях рационального исполь-
зования и охраны земель, защиты прав граждан и юридических лиц на земельные участки, реализуя на местном уровне положения проводимой в Российской Федерации земельной реформы.
1 Лисина Л. Н. Правовой режим земель поселений. М., 2004. С. 53.
2 Крассов О. И. Земельное право: учеб. М., 2004. С. 370; Волков Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации // Хоз-во и право. 2002. № 2. С. 62.
3 Волков Г. А., Голиченков А. К., Козырь О. М. Указ. соч. С. 62.
4 Там же. С. 63.
5 Земельное право: учеб. / под ред. С. А. Боголюбова. М, 2003. С. 292.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»
Самостоятельное научно-теоретическое, информационное и практическое издание, целью которого является оптимальное освещение международных, федеральных и региональных проблем правового регулирования и правоприменительной практики и их интерактивное обсуждение. Основано в 2010 г.
Публикация в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"» — хорошая возможность расширить список опубликованных работ и шанс для юридической общественности ознакомиться с трудами ведущих и молодых, российских и зарубежных ученых.
Статьи в «Электронном приложении к „Российскому юридическому журналу"» проходят более мягкую редакторскую обработку, что позволяет сократить сроки опубликования.
Редакция журнала: Екатеринбург, ул. Комсомольская, 23, оф. 207, тел./факс (343) 375-54-20, e-mail: [email protected]
electronic.ruzh.org
ск
о о
ск
со
о <
со
< cl