Научная статья на тему 'Экономический анализ затрат на качество в локомотиворемонтном депо'

Экономический анализ затрат на качество в локомотиворемонтном депо Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality of production becomes at system forming factor of its competitiveness. Definition and the analysis of ex-penses for quality allows to present a real picture of a state of affairs in the field of quality of production. Preconditions for acceptance of strategic, tactical and operative administrative decisions that promotes increase of a production effi-ciency, profitability and increase of competitiveness are created.

Текст научной работы на тему «Экономический анализ затрат на качество в локомотиворемонтном депо»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 4. С. 116-120. © Н.В. Васина, 2006

УДК 658.362

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО В ЛОКОМОТИВОРЕМОНТНОМ ДЕПО

Н.В. Васина

Омский государственный университет путей сообщения

Quality of production becomes at system forming factor of its competitiveness. Definition and the analysis of expenses for quality allows to present a real picture of a state of affairs in the field of quality of production. Preconditions for acceptance of strategic, tactical and operative administrative decisions that promotes increase of a production efficiency, profitability and increase of competitiveness are created.

В условиях рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим фактором ее конкурентоспособности, руководство экономически самостоятельных единиц начинает понимать важность определения и непрерывного контроля затрат на качество. Информация о затратах на обеспечение качества становится ключевой для решения следующих задач:

• выявления конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках;

• определения размеров необходимых инвестиций, направляемых на повышение качества продукции;

• определения конкурентных позиций фирмы при ведении как ценовой, так и неценовой конкуренции;

• оценки эффективности функционирования системы качества организации;

• выявление «узких мест» в деятельности предприятия;

• разработки параметров качества, поддержания достигнутого уровня качества и его повышение;

• информирования потребителей продукции фирмы о затратах на качество.

Определение и анализ затрат на качество позволяет представить реальную картину состояния дел в области качества продукции администрации и трудовому коллективу, акционерам и потребителям продукции. В конечном итоге информация о затратах на качество создает предпосылки для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений с учетом требований всех заинтересованных лиц, что способствует повышению эффективности производства, повышению рентабельности и возрастанию конкурентоспособности [2; 3].

На момент подготовки мероприятий по сертификации системы управления качеством локомотиворемонтного депо в соответствии с требованиями ИСО 9001-9003 необходимо про-

вести анализ затрат на поддержание уровня качества. На всех контрольных точках анализа устанавливаются затраты, непосредственно связанные с проведением мероприятий по обеспечению качества. К ним относятся затраты на проведение контроля качества выпускаемой продукции, технологических процессов, оборудования и оснастки, метрологического обеспечения, на обнаружение дефектов, выявление их причин, а также расходы, необходимые для эксплуатации локомотивов при неудовлетворительном качестве ремонта и обслуживания.

Для повышения эффективности системы управления качеством возможно формирование финансового учета и контроля по главным функциям, т. е. определение и анализ затрат на установление необходимого уровня качества, который определяется как вероятность безотказного выполнения присущих данной технике функций в определенных условиях эксплуатации в течение определенного отрезка времени, расходы на обеспечение соответствующего уровня технологии и организации производства [1].

Управление качеством продукции на ремонтном предприятии железнодорожного транспорта в условиях рыночной конкуренции, а также в условиях экономической депрессии является одним из главных факторов, стимулирующих рационализацию производства с целью обеспечения максимальной эффективности при минимальных затратах на поддержание необходимого в данных условиях качества. К числу важнейших факторов, определяющих экономию ресурсов и их рациональное использование на стадии производства и эксплуатации, можно отнести оптимизацию расходов по обеспечению заданного качества продукции, качества технологических процессов, а также соответствие эксплуатационных качеств современным требованиям.

В общем плане управление качеством продукции на ремонтном предприятии железнодорожного транспорта состоит из установления, обеспечения и поддержания необходимого в

Экономический анализ затрат на качество в локомотиворемонтном депо

117

данных экономических и производственных условиях уровня качества. Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта это установление требуемого условиями эксплуатации уровня надежности, обеспечение и поддержание этого уровня [4].

Особый интерес в исследовании состава и структуры затрат на качество представляет их доля в общем объеме затрат организации. Если границы затрат на качество неизвестны, то можно упустить возможности регулирования этих затрат с целью снижения общих затрат организации.

Цель определения и анализа затрат на качество - сократить общие затраты организации, а не затраты, связанные непосредственно с качеством, так как иногда требуется увеличить затраты на качество в отдельных областях, чтобы снизить общие затраты организации, и наоборот, следует предотвращать видимое снижение затрат на качество, которое отягощает все остальные виды производственных затрат.

Понятно, что основная масса затрат на брак и его исправление входит в базовые затраты предприятия и, естественно, прямо пропорционально влияет на цену продукции. Затраты на предотвращение дефектов - это дополнительные затраты предприятия, которые должны влиять на цену конечного продукта только обратно пропорционально, т. е. при их росте цена должна снижаться. Но и в США, и в Европе главное внимание уделяется не предупредительным мерам (10-15 %), а устранению дефектов и отказов по внутренним и внешним причинам (50-75 %) и оценке качества (20-25 %).

Согласно опросу высших руководителей во Франции, 47 % опрошенных считают, что связанные с качеством затраты в основном составляют 5-19 % оборота; по мнению 26 % опрошенных, затраты на качество составляют менее 5 % оборота; 10 % предпринимателей определяют величину затрат в 20-30 % оборота. Отечественные исследователи указывают, что затраты на качество от общих затрат на производство составляют от 3 % на крупных предприятиях с мелкосерийным типом производства сложной продукции до 12 % на предприятиях серийного производства.

При нерациональном распределении расходов по группам затрат их общая величина может достигать значительных сумм. Западными экспертами установлено, что меньшие затраты на предотвращение дефектов (например, 5 %) указывают на недостаточность предупреждающих мер, что в большинстве случаев является причиной большей доли затрат на устранение дефектов - 50 %. Становится ясно, что затраты

на качество снижаются при проведении мероприятий в области предотвращения дефектов.

Среди желательных пропорций затрат на качество для обеспечения их оптимальной величины и ее снижения некоторые специалисты приводят следующие усредненные рекомендации: на предупреждение дефектов следует выделять 50 % от общих затрат на качество, на испытания и контроль (оценку) - 40 %, устранение дефектов - 10 %. Таким образом, изменение затрат должно идти по наиболее характерным направлениям: увеличение расходов на проведение предупредительных мероприятий, а также снижение затрат на дефекты [2].

В основе реализации концепции постоянного улучшения качества лежит формула управления PDCA («планируй - выполняй - проверяй -воздействуй»), известная как «цикл Деминга» или «круг управления». На первом месте в этой формуле - планирование, постановка задач и разработка мероприятий по повышению качества Исследования практики и планирования в области качества показали, что организации, внедрившие систему качества, разрабатывают программно-целевые документы для обеспечения качества как отдельных изделий в процессе разработки и производства, так и выполняемых работ (процессов) в каждом подразделении, а также возобновили практику разработки комплексного плана научно-технического, экономического и социального развития предприятия (ПНТЭСРП), увидев в нем воплощение и действенный механизм реализации TQM. ПНТЭСРП обеспечивает взаимоувязку, согласование целей и задач в области качества не только производственной, но и всех других сфер деятельности организации, направленной на удовлетворение требований заказчиков.

Таким образом, анализ затрат на улучшение качества должен начинаться с общей оценки выполнения плана по числу запланированных мероприятий и выделенных на эти цели средств. При этом следует разграничить мероприятия, направленные на обеспечение качества продукции (т. е. связанные со снижением брака и устранением различных дефектов, улучшением методов контроля и испытаний готовой продукции), и мероприятия по повышению надежности, долговечности и других качественных параметров выпускаемой продукции. В отчетном периоде могут быть внедрены сверхплановые (дополнительные мероприятия), поэтому, на наш взгляд, правильная оценка результатов работы предприятия и его подразделений в этой области обеспечивается с учетом этих мероприятий.

Затраты, связанные с внедрением мероприятий по улучшению качества продукции,

118

Н.В. Васина

подразделяются на единовременные и текущие; их экономический характер, как указывалось выше, различен, а следовательно, различны и методы их анализа.

При исследовании единовременных затрат на внедрение мероприятий по повышению качества продукции целесообразно сравнить их фактический уровень с объемом, предусмотренным сметой. При этом сравнение необходимо осуществлять как в целом по мероприятию, так и по отдельным подразделениям предприятия.

При анализе текущих затрат, связанных с повышением качества продукции, необходимо сравнить уровень фактических затрат на производство продукции (одного изделия или нескольких видов изделий) до внедрения мероприятий с уровнем затрат на производство после внедрения. Такой анализ позволяет определить общую величину текущих затрат на реализацию мероприятий по повышению качества продукции, их состав и отклонения по статьям и мероприятям.

Особое внимание следует уделять анализу затрат на повышение качества по отдельным видам продукции, изменению динамики дополнительных затрат на повышение качества продукции по плановым и особенно фактическим данным исходя из изменения основных параметров качества за ряд лет, определению процента этих затрат в себестоимости продукции.

Соответствующая модель условия оптимизации общих затрат на обеспечение качества имеет вид:

3i + З2 > З3, (1)

где 3i - затраты на предупреждение возникновения дефектов и брака (затраты на профилактику); З2 - затраты на оценку качества продукции; З3 - затраты на устранение возникших дефектов и потери от брака.

Это значит, что для обеспечения минимизации затрат на повышение качества сумма затрат на профилактику и оценку должна быть равной или несколько превышать затраты на устранение дефектов и потери от брака продукции. Поэтому важно, чтобы на предприятиях была достоверная информация о затратах обеих указанных групп.

Между тем задача состоит в том, чтобы преобладающую часть затрат направлять на предупреждение выпуска продукции низкого качества. Значительная доля затрат (41,7 %) связана с контролем технологических процессов изготовления продукции, а также с оценкой качества поступающих в депо сырья и материалов. Около 80 % затрат этой категории идет на оплату труда работников, осуществляющих

контроль и оценку качества ремонта. Это соотношение показывает, что в организации потери от брака стремились снизить путем увеличения объема технического контроля и инспекции. Однако в настоящее время даже строгий технический контроль не дает большого эффекта при устранении дефектов. Какое-то количество бракованных изделий все равно будет отправлено с предприятия потребителям. Таким образом, расходы, связанные с оценкой уровня качества и контролем производства, продолжают расти до тех пор, пока убытки, вызванные выпуском дефектной продукции, остаются высокими. Чем выше возрастают и те, и другие, тем вероятнее, что их рост не удастся остановить без эффективных мероприятий по предотвращению возникновения брака.

Между тем расходы на предупреждение возникновения дефектов в среднем на предприятии составляют около 4,6 % всей суммы затрат на обеспечение качества. Этого явно недостаточно. Наиболее эффективный путь улучшения качества и сокращения общих расходов на обеспечение выпуска качественной продукции заключается в увеличении затрат на предупреждение возникновения дефектов.

Анализ показывает, что объем работ по предотвращению выпуска дефектной продукции необходимо увеличивать, направляя большую часть прироста этих работ на автоматизацию испытательного оборудования, совершенствование методов и средств контроля и проведение ряда необходимых мероприятий по обеспечению качества. Связанное с этим увеличение расходов, предназначенных для предотвращения выпуска дефектной продукции, частично покрывается за счет средств, сэкономленных в результате сокращения убытков от брака, и расходов, связанных с оценкой уровня качества. Следует иметь в виду также, что указанное увеличение расходов не рассчитано на длительный период времени.

При правильной организации системы обеспечения качества, разработке мероприятий, предупреждающих выпуск дефектной продукции, можно добиться оптимизации затрат на качество. Однако для каждого предприятия оптимальное распределение затрат на отдельные элементы системы обеспечения качества должно быть индивидуальным и определяться на основании анализа конкретных условий.

Анализ затрат на качество является инструментом управления и используется для измерения достигнутого уровня качества и обнаружения проблем, при установлении целей по достижению качества. Отчет по затратам на качество имеет значительные преимущества перед

Экономический анализ затрат на качество в локомотиворемонтном депо

119

другими видами отчетов. Анализ затрат на качество предназначен для оперативного воздействия на процедуры управления качеством, если он осуществляется в процессе производства [4].

Содержание анализа затрат на качество должно быть дифференцировано по уровням управления. Начальник депо получает отчет в виде общих форм, обобщающих в целом показатель депо. Отчет должен давать характеристику состояния качества в депо. Среднее и линейное руководство должно получать более детальную информацию о достигнутом уровне качества в той области деятельности, которой оно руководит. Отчет должен быть подробным и представлять данные по каждому виду ремонта и обслуживания локомотивов, узлов и агрегатов. Основной принцип всех видов анализа затрат на качество - представить каждому, кому он предназначается, информацию о затратах на качество в той форме, которая ему необходима.

В анализе затрат на качество в обязательном порядке осуществляется:

- сравнение текущего уровня показателей с уровнем прошлых периодов;

- сравнение текущего уровня с поставленными целями;

- выявляется наиболее значительное место затрат;

- выбираются объекты для улучшения;

- оценивается эффективность программ по улучшению качества.

Оценка затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и может производиться по различным критериям. Для оценки взаимосвязи затрат на качество и экономических показателей деятельности организации могут быть использованы общие и частные критерии.

К общим относятся: отношение величины затрат на качество к объему продаж, величине прибыли, себестоимости и аналогичных затрат за предыдущий период. Перечень частных критериев определяется экономической службой организации. К ним могут быть отнесены:

- соотношения видов затрат на качество (в соответствии с классификацией);

- отношение затрат на улучшение качества к величине предполагаемой прибыли;

- отношение потерь от несоответствия к затратам на их устранение и др.

Результат оценки затрат на качество может быть представлен в виде таблицы.

Изменение расходов на обеспечение качества по отношению к себестоимости в течение года

Видзатрат Показатель «затраты на СМК/себестоимость», %

I квартал II квартал III квартал IV квартал

Потери из-за несоответствия

Затраты на контроль

Предупредительные затраты

Суммарные затраты на качество

Анализ «затраты/прибыль» можно вести в следующей последовательности:

а) убедиться, что предложенные меры по улучшению качества четко определены, запланированы и затраты на них согласуются с главной целью организации;

б) прогнозировать воздействие на удовлетворенность потребителя увеличением числа факторов, вызывающих его положительное восприятие и сокращением числа факторов, вызывающих неудовольствие;

в) оценить рост доходов вследствие повторных заказов благодаря повышению удовлетворенности потребителей;

г) идентифицировать менее ощутимые выгоды для потребителей и других заинтересованных лиц;

д) оценить изменения в затратах на соответствие и вследствие несоответствия как во внутренних, так и во внешних процессах;

е) сопоставить суммарное финансовое воздействие предложенных мер по улучшению;

ж) сравнить суммарные выгоды от инвестиций в мероприятиях по улучшению качества и решить, продолжать их или нет.

В настоящее время в качестве критерия оценки экономической эффективности систем используется суммарный годовой экономический эффект, определяемый как сумма годового прироста прибыли за счет снижения издержек производства, сокращения непроизводительных затрат, более рационального использования основных и оборотных средств. Совокупный экономический эффект от функционирования системы должен оцениваться не только по итогам производственной деятельности, но и с учетом эффекта при эксплуатации. В противном случае (так как повышение качественных характеристик продукции влечет за собой увеличение затрат на ее производство) оценка эффективности системы будет неполной и может дать отрица-

120

Н.В. Васина

тельный результат. Было бы логично рассмотреть экономический эффект не за один год, а за определенный период времени, учитывая при этом, что со временем эффективность использования продукции по мере ее физического и морального старения падает.

Кроме того, экономические результаты от производства качественной продукции и от ее использования потребителем не совпадают по времени, т. е. продукция используется потребителем в течение ряда лет, принося прибыль ежегодно.

Следовательно, критерий оценки эффективности функционирования системы должен учитывать интегральный показатель - суммарный экономический эффект у изготовителя продукции и у ее потребителя с учетом разновременности текущих и единовременных затрат

как на функционирование системы, так и на производство и эксплуатацию продукции. 1

1. Будинцева И.А., Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1989. 184 с

2. Куликов О.А., Хачатуров А.Е. Экономические аспекты систем качества // Методы менеджмента качества. 2001. № 5. С. 17-21.

3. Палицын Ф.И., Пролейко В.М. Экономические методы управления качеством продукции. М.: Машиностроение, 1981. 78 с.

4. Карлик Е.М., Гольденберг М.Н. , Деми-денко Д.С. и др. Учет затрат на контроль качества и испытания продукции в электронном приборостроении // Электронная техника. Серия

8. Управление качеством и стандартизация. 1975. Вып. 10(40). С. 33-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.