Научная статья на тему 'Качество и финансовые результаты предприятия'

Качество и финансовые результаты предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество и финансовые результаты предприятия»

ЭКОНОМИСТУ-ПРАКТИКУ

A.A. Голиков, O.A. Морева

КАЧЕСТВО И ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Управление финансовыми результатами предприятия - это многофункциональная деятельность, подверженная влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести прежде всего воздействия, связанные с изменениями в политической жизни общества, рыночной конъюнктуры и т.п. Во внутренней среде, среди многих других факторов, большое влияние на финансовые результаты оказывает качество производимой продукции и затраты производства, связанные с обеспечением высокого уровня качества. В связи с этим необходимым требованием к управлению финансовыми результатами деятельности предприятия становится объективное признание качества как одного из факторов изменения величины прибыли и управление им с учетом затрат на качество.

Затраты на обеспечение и изменение качества выпускаемой продукции являются частью информации, необходимой для планирования, управления и оценки мер по обеспечению качества и получению прибыли. Поэтому рациональная организация управления качеством продукции на предприятии позволит внести необходимые коррективы и разрешить ряд задач в управлении затратами, выручкой и, следовательно, финансовыми результатами предприятия. Предлагается целесообразным рассмотреть организацию деятельности предприятия по повышению качества продукции и управлению затратами с учетом его функционального поля деятельности.

Для формирования организационной модели управления необходимо определить:

• объекты управления;

• функции управления;

• структуру управления;

• распределение функций по структурным подразделениям;

• распределение функций по исполнителям;

• контроль за управлением.

Объектом управления являются мероприятия, направленные на постоянное повышение качества производимой продукции и затраты на качество, необходимые для поддержания и обеспечения этого уровня качества.

К основным функциям управления изменением качества продукции и, следовательно, затрат на обеспечение качества могут быть отнесены следующие:

•нормирование,

• планирование;

• организация;

•регулирование;

• учет и контроль.

При осуществлении функции планирования необходимо учитывать:

• Изменение рыночного спроса на производимую продукцию.

• Предполагаемое изменение параметров качества производимой продукции, связанное с изменением покупательского спроса.

• Планирование объема продаж продукции с «новыми» качественными характеристиками.

• Планирование необходимой суммы инвестиций в повышение качества при распределении прибыли.

• Прогнозирование потенциального спроса на новую продукцию и возможности улучшения качества продукции.

• Планирование среднесрочных и долгосрочных мероприятий и оценки потребительского рынка с целью повышения качества продукции.

Осуществление функции нормирования предполагает:

• Измерение объема расходов и затрат (расходы материала и т.д.) в связи с изменениями качества производимой продукции.

• Группировки отдельных видов затрат и расходов либо их долей из данных производственного учета и отнесение их значений к элементам и группам затрат на обеспечение качества.

• Стандартизацию способов учета затрат, связанных с ростом качества производимой продукции, чтобы обеспечить сравнимость результатов разных периодов.

Функция организации обеспечивает непосредственное осуществление мер по повышению качества производимой продукции и управлению затратами, связанными с ростом качества. При осуществлении функции регулирования происходит отслеживание и ликвидация фактических отклонений показателей процесса от запланированных. Функции учета и контроля позволяют:

• Непосредственно осуществлять текущий контроль за проведением мероприятий, связанных с повышением качества производимой продукции.

• Подводить итоги мероприятий, связанных с повышением качества продукции.

• Проводить анализ полученных результатов.

• Устанавливать на основе анализа перечень тех изделий, которые причиняют убытки из-за невысокого уровня качества и увеличивают затраты на устранение брака.

• Устанавливать целевые показатели относительно затрат по обеспечению качества на основе сравнения плановых и фактических значений.

• Разрабатывать меры по исправлению ошибок с целью постоянной оптимизации производства и роста прибыли.

• Вносить предложения по оптимизации затрат на качество: проводить постоянный анализ и контроль затрат, связанных с предупреждением ошибок и направленных на рост качества продукции, - а также по снижению издержек производства, связанных с исправлением негодной продукции, послепродажным обслуживанием покупателей и т.п.

• Вносить предложения по корректировочным и предупреждающим мерам по улучшению качества и снижению издержек производства.

• Вносить конкретные организационно-экономические предложения по развитию дальнейшей производственной политики с целью совершенствования качества выпускаемой продукции.

В практике длительное время существенные доли расходов, возникающих в производстве в связи с обеспечением качества, причисляли к общим расходам и поэтому они не учитывались надлежащим образом. Это привело к тому, что нет четко выделяемых данных для оценки самых важных мер, влияющих на обеспечение качества.

Соответственно определению EOQC затратами на обеспечение качества прежде всего являются расходы на проверку работоспособности, а также на обнаружение и исправление ошибок в производстве продукции.

Затраты на обеспечение качества можно разделить на следующие группы:

1. Затраты на предотвращение ошибок.

2. Затраты на контроль.

3. Затраты на исправление ошибок.

Причем соответственно стандарту DIN ISO 9004 затраты, связанные с предотвращением дефектов, и затраты на контроль считаются «капиталовложениями» (или инвестициями), а затраты на устранение ошибок «убытками» (рис. 1).

Обеспечением качества по определению ОБО (Немецкое общество качества) называется совокупность всех организационных и технических работ по обеспечению качества с учетом экономичности. Затраты на качество являются составной частью задач, связанных с обеспечением качества.

Рис. 1. Схема затрат на обеспечение качества

Необходимо отметить, что затраты на предотвращение ошибок и контроль выгодны лишь в том случае, когда способствуют снижению затрат, связанных с исправлением ошибок.

Подразделение на затраты, связанные с предотвращением ошибок, и затраты, связанные с контролем, создает условия для их анализа. Затраты на предотвращение ошибок связаны с предупредительными мероприятиями. Сюда относятся затраты на планирование контроля, разработку стратегий контроля, а также оценку поставщиков и т.д. Затраты на контроль возникают при его проведении в различных подразделениях предприятия, причем около 57% затрат приходится на окончательный контроль (рис. 2).

Однако, если проверка продуктов осуществляется только на окончательном контроле, то причина возникновения дефекта не будет своевременно устранена и длительное время может производиться дефектный продукт. Поэтому для современного предприятия, которое хочет оставаться конкурентоспособным и в будущем необходимо обратить внимание на этот факт.

Затраты на дефект подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние возникают вследствие брака, доработки, при повторном контроле, а внешние - вследствие оказания гарантийных услуг, акций по отзыву дефектных продуктов, бесплатного сервиса (рис. 3).

Затраты на качество

Затраты на обеспечение качества

Затраты на исправление ошибок

Затраты на предотвращение ошибок

• затраи>1 на планирование обеспечения качества

• затраты на поиск и планирование эффективных методов контроля

• разработка стратегий контроля

• контроль технологических процессов

• обучение персонала в направлении обеспечения качества

Затраты на контроль

■ входной контроль

■ произведенный контроль (текущий контроль)

• приемочный контроль

• средства контроля

Внутренние затраты на исправление ошибок

■ брак

• доработка 1 сверхурочные

■ простой

■ повторный контроль

Внешние затраты на исправление ошибок

• гарантийные услу! и

• акции отзыва дефектного продукта

• уценка

■ ответственность за продукт

Рис. 3. Затраты на качество

Снижение затрат на качество легче всего обеспечивается тогда, когда большое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению ошибок. Смысл заключается в том, чтобы рост затрат на предотвращение ошибок и контроль не превышал снижения затрат на предотвращение ошибок при незначительных затратах на качество. Насколько этот подход хорош и насколько можно в соответствии с этим подходом снизить затраты на обеспечение качества, можно установить, только проанализировав соответствующие затраты.

Успех таких действий можно определить лишь на основе сравнения определенных видов расходов (рис. 4).

К - уровень качества предприятия,

3 - затраты, обусловленные качеством продукции,

В - затраты в повышении качества и предотвращения брака,

С - общие затраты на обеспечение качества.

А - затраты, связанные с браком,

Рис. 4

О - оптимальная

К1

К

Особое место в организации управления качеством и финансовыми результатами занимают структура управления и распределение функций по структурным подразделениям предприятия. Правильно организуемое управление способно эффективно влиять на качество товаров и услуг и получение максимально возможной прибыли. Главным здесь является контроль за управлением качеством, прибылью и распределением ответственности. Поэтому становится целесообразным на основе структурно-функционального подхода смоделировать функциональное поле деятельности предприятия, направленное на максимизацию финансовых результатов и комплексное обеспечение качества.

Одной из самых значительных характеристик предприятия является его структура управления и распределение функций по структурным подразделениям предприятия, а также взаимосвязь с внешней средой. Ни одно предприятие не может быть «островом в себе». Предприятия полностью зависимы от окружающего мира, от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в ртношении потребителей, пользователей их результатами.

Термин «внешняя среда» включает экологические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и т.д. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри предприятия. В сочетании с внутренними факторами производства (предметы труда, средства труда) они определяют различные виды деятельности предприятия, направленные на обеспечение устойчивых связей предприятия с внешней средой:

1. Основная производственная - вид деятельности, реализуемой в рамках миссии предприятия по выпуску продукции определенного ассортимента, количества, качества, и с необходимой интенсивностью.

2. Маркетинговая и сбытовая - вид рыночной деятельности, целью которой является стимулирование сбыта, повышение прибыли предприятия путем прогнозирования спроса, цен и рекламы.

3. Сервисное обслуживание и продукция - вид деятельности, осуществляемой предприятием в послепродажный период.

4. Закупочная - приобретение предприятием сырья, материалов, полуфабрикатов и другой продукции доя использования в производстве и изготовления готовой продукции.

5. Управление основной производственной деятельностью - деятельность, направленная на обеспечение целенаправленного протекания производительной деятельности предприятия.

Устойчивость предприятия зависит прежде всего от величины получаемой прибыли. Прибыль выступает и как конечный итог деятельности предприятия, и как важнейший источник формирования денежных фондов, средства которых используются на дальнейшее развитие предприятия. Поэтому вся деятельность предприя-

тия должна быть направлена на получение максимально возможного финансового результата.

Для этого по каждому виду деятельности устанавливается конкретная цель и ряд конкретных функций для ее достижения. Координация всех видов деятельности осуществляется на основе общих функций деятельности, к которым можно отнести:

1. Прогнозирование деятельности. Представляет собой видение предприятия в будущем, его роли и места в экономике, а так же основных путей и средств достижения этого нового состояния. Оно выражается не в плане с детально разработанными показателями, а в наброске, взгляде в будущее, сделанных на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии т.д.). Период такого рассмотрения составляет 10-15 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Целеполагание. Формирование стратегических целей.

3. Долгосрочное планирование. Осуществляется на основе стратегического планирования на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций разделения хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет. Результатом долгосрочного планирования являются трех- и пятилетние планы развития предприятия по различным видам его деятельности. На основе этих планов производится краткосрочное планирование сроком от 1 до 3 лет.

4. Текущее планирование. Его основой являются краткосрочные планы и текущие тенденции развития спроса и предложения. В сравнении с краткосрочными планами они являются более детальными.

5. Нормирование. Установление показателей достижения целей и норм для контроля.

6. Формирование кадрового потенциала.

7. Руководство.

8. Учет и отчетность.

9. Контроль и оценка.

10. Анализ и корректирование.

11. Диагноз. ,

На основе определенных общих и конкретных функций формируется структура управления в вертикальном и горизонтальном разрезах. За каждым подразделением структуры закрепляются определенные функции и устанавливаются взаимосвязь и соподчиненность функций.

Одним из факторов роста прибыли на предприятиях является качество продукции и меры, связанные с его обеспечением и направленные на постоянное совершенствование и улучшение качества выпускаемой продукции.

К основным мерам, направленным на обеспечение качества и улучшение финансовых результатов, относят следующие:

• Внутренние, связанные со снижением брака.

• Внешние, связанные с удовлетворением требований потребителя.

• Управление системой качества на предприятии.

• Управление персоналом (обучение персонала).

В таблице 1 представлены основные виды деятельности предприятия и соответствующие каждому из них конкретные функции, исполнение которых обеспечивает реализацию вышеуказанных мер.

При сочетании общих функций управления с конкретными образуется функциональное поле деятельности предприятия, в рамках которого реализуется работа предприятия по управлению финансовыми результатами (табл. 2).

Как видно из таблицы описанное таким образом функциональное поле позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую полноту и учесть специфику деятельности предприятия, связанную с мерами по обеспечению качества, с другой стороны, адекватно реагировать на изменение финансовых результатов деятельности предприятия и, следовательно, оптимизировать организационные структуры управления финансовыми результатами, главным из которых является прибыль.

Таблица

Матрица для определения содержания конкретных функций предприятия

О - внутренние меры, связанные со снижением брака V - внешние меры, связанные с удовлетворением требований потребителя и - управление системой качества на предприятии N -управление персоналом (обучение персонала) \¥ - финансирование

Л * « о, ю 1 и 0~Х <и * г и и 5 X и Ч * о,1" Ос ч и О. С о = « X о V н о о 02 — ю ^ 1> о с? О. ю н о о Ч с >ч к 0 я о _ I и ;«о ; я I 1 = Л я £ Й И Й .4 И се О к"и О Я о, ° 52 5 о с; о х и с X

1 2 3 4 5 6 7 8 9

м - маркетинговая деятельность М: - маркетинговые исследования М, - анализ контрактов М3 - разработка товара М4 - расчет предпринимательского риска М5 - формирование спроса М6- распространение товара М7 - стимулирование сбыта М8 - формирование ассортимента продукции М9 - сегментация рынка М,0 - ценообразование У1М1 VIМ2 У1МЗ VIМ4 VIМ5 У1М6 VIМ7 У1М8 У1М9 У1М10 У2М1 У2М2 У2МЗ У2М4 У2М5 У2М6 У2М7 У2М8 У2М9 У2М10 иМ1 иМ2 имз иМ4 иМ5 имб иМ7 иМ8 иМ9 имю NN11 NN12 NN43 NN14 NN15 NN16 NN17 NN18 NN19 NN120 \VN11 \Vtvi2 \УМЗ WM4 WM5 WM6 \VN17 WM8 WM9 WM10

3 -производственная деятельность 3! - работа с поставщиками 3, - анализ и отбор поставщиков 3. - обеспечение условий поставки продукции 34 - входной контроль 35 - хранение поставленной продукции 36 - анализ контрактов 3, - цена приобретаемого сырья 0131 0132 0133 0134 0135 0136 0137 0231 0232 0233 0234 0235 0236 0237 У131 У132 У133 У134 VI35 У136 У137 У231 У232 У233 У234 У235 У23Ь У237 из1 1132 изз Ш4 и35 изб 1)37 N31 N32 N33 N34 N35 N36 N37 W31 \¥32 W33 \¥34 W35 W36 W37

Продолжение таблицы 1

\ 2 3 4 5 6 7 8 9

р - проектирование 01Р1 02Р1 У2Р1 иР1 ЫР1 WP1

производ- Р, исследование технологических

ственная процессов 01Р2 02Р2 У2Р2 иР2 ЫР2 \УР2

деятель- Р3 - разработка и применение наиболее

ность эффективных методов контроля (входного, межоперационного и

конечного) 01РЗ 02РЗ У2РЗ ирз N^3 ШРЗ

Р, - управление технопроцессами с помощью

статистических методов 01Р4 02Р4 У2Р4 иР4 NP4 \УР4

Р5 - изготовление первою опытного образца и его испытание с целью выявления

дефектов 01Р5 02Р5 У2Р5 иР5 ЫР5 ШР5

Р6 - хранение и контроль за средствами

кон гроля 01Р6 02Р6 У2Р6 ирб КР6 ШР6

Р, - корректирующие и предупреждающие

мероприятия 01Р7 02Р7 У2Р7 иР7 N Р7 \УР7

Р, - обеспечение прослеживания и

идентификации продукции 01Р8 02Р8 У2Р8 иР8 ЫР8 WP8

Р, - заключение договоров с потребителями 01Р9 02Р9 У2Р9 иР9 \УР9

Б - Б, - установление контактов между

сбытовая покупателями и производителями У131 У28! ив! Ш1 WSI

деятель- 8, - создание интереса у потенциального

ность покупателя к продукции предприятия - формирование предпочтения у У181 У2Б2 Ш2 иБ2 WS2

возможного покупателя У131 У233 ивз ШЗ \УЗЗ

- завершение продажи препродажная

подготовка, доставка продукции, товара У131 У2Э4 и34 иЭ4 WS4

С - С, - порядок удовлетворения гарантийных

послепро- претензий У1С1 У2С1 иС1 ЫС1 WCI

дажное с, - порядок удовлетворения претензий

обслужи- после гарантийного срока У1С2 У2С2 иС2 N02 \УС2

вание С, - оказание дополнительных услуг У1СЗ У2СЗ исз N0« \УСЗ

Таблица 2

Функциональное поле деятельности предприятия

м 3 р Б С ОМ 03 ОР ОБ ОС УМ УЗ УР УБ УС им из ир Ш ис \у

А - прогнозирование АМ АЗ АР АБ АС АОМ АОЗ АОР АОБ АОС АУМ А УЗ АУР АУЭ АУС АиМ АиЗ Аир АиЗ Аис АШ

В - формирование стратегических целей ВМ ВЗ ВР ВЭ ВС ЮМ воз ВОР ВОЗ ВОС ВУМ ВУЗ ВУР ВУЗ ВУС вим виз вир вш вис вw

О - долгосрочное планирование эм ЭЗ ЭР ОБ ОС ЮМ ооз ЭОР БОБ БОС ЭУМ ОУЗ ЭУР ЭУЭ тс оим оиз оир оиз оис DW

Е - текущее планирование ЕМ ЕЗ ЕР ЕБ ЕС ЕОМ ЕОЗ ЕОР ЕОБ ЕОС ЕУМ ЕУЗ ЕУР ЕУБ ЕУС Еим ЕЫЗ ЕиР ЕШ ЕиС EW

Б - установление показателей достижения целей и норм для контроля БМ БЗ БР ББ БС БОМ БОЗ БОР БОБ БОС БУМ ЗУЗ БУР БУБ ЗУС зим БиЗ эир Бив зис sw

К -формирование кадрового состава КМ КЗ КР КЗ КС КОМ КОЗ КОР КОБ КОС КУМ КУЗ КУР КУБ КУС ким киз кир КиБ кис К\У

Я - учет и отчетность км КЗ КР КБ КС КОМ коз КОР КОБ КОС КУМ КУЗ КУР КУЗ КУС ким киз кир КШ кис кw

Т - контроль и оценка тм ТЗ ТР ТБ ТС ТОМ тоз ТОР ТОБ ТОС ТУМ ТУЗ ТУР ТУБ ТУС тим тиз тир тиз тис тw

Z - анализ и корректирование гм гз ХР 2$ гс гом гоз гор гоБ гос гум гуз гур гус гим тт гир гш гис

Р - диагноз РМ РЗ РР РЗ РС РОМ РОЗ РОР РОБ РОС РУМ РУЗ РУР РУЪ РУС Рим риз рир риз рис Р\У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.