УДК: [657.6 + 658.15] (075.8) 338.42
ББК: 65.053я73-1 + 65.291.9я73-1
Макарова В.И., Богдашкин Ю.Н., Елисеева И.В., Елисеева А.И.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РОССИИ, РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Makarova V.I., Bogdashkin Yu.N., Eliseeva E. V., Eliseeva A.I.
ECONOMIC ANALYSIS AS PART OF SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA, REGIONS
AND MUNICIPAL UNITS
Ключевые слова: механизм управления, экономический анализ, стратегическое планирование, стратегическое планирование, экономические законы, развитие общества.
Keywords: management mechanism, economic analysis, strategic planning, strategic planning documents, economic laws of the development of society.
Аннотация: в работе раскрыт механизм реализации системы стратегического управления социально-экономическим развитием общества. Рассмотрены действия экономических законов эффективного функционирования и развития общества, на основе которых должен строиться механизм управления, разрабатываться стратегия и законодательно-нормативные документы стратегического планирования.
Исходя из прогноза социально-экономического развития, формируются системы целей и задач на долгосрочный период, осуществляется процесс разработки операционных и финансовых стратегических планов. Проводится сравнительный анализ результатов стратегического планирования.
Abstract: the mechanism of realization of system of strategic management of social and economic development of a society is opened in work. The actions of economic laws of effective functioning and development of society are considered, on the basis of which the management mechanism should be built, strategy and normative documents of strategic planning.
On the basis of the socio-economic development is formed by a system of goals and targets for the long term, the process of elaborating the strategic operational and financial plans. Comparative analysis of the results of strategic planning.
Экономический анализ, как наука, представляет собой объективную функцию руководителей, непосредственно проявляется в принципах и методах управления, является неотъемлемым элементом процесса стратегического управления.
Механизм реализации системы стратегического управления социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований состоит из следующих элементов.
Первый элемент - система информационного обеспечения стратегического управления социально-экономического развития, включает в себя:
- нормативно-правовое обеспечение реализации системы стратегического управления;
- информационное обеспечение на основе изучения рыночной конъюнктуры, в том числе товарного рынка, рынка капитала, инновационного рынка, инвестиционного рынка.
Второй элемент - система организационного обеспечения стратегического управления социально-экономического развития, как любая управляющая система, характеризуется наличием субъектов и объектов управления, в том числе:
- субъекты стратегического управления социально-экономического развития федерального уровня: Президент Россий-
ской Федерации; Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство Российской Федерации; Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата Российской Федерации; Центральный банк Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- субъекты стратегического управления социально-экономического развития регионального уровня: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации; иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
- субъекты стратегического управления социально-экономического развития муниципального уровня: органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.
Объектами стратегического управления социально-экономического развития являются отрасли народного хозяйства, такие, как промышленность; сельское хозяйство; лесное хозяйство; рыбное хозяйство; транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание; жилищно-коммунальное хозяйство; народное образование; культура и искусство и прочие.
Третий элемент - анализ социально-экономического развития как общая функция системы стратегического управления, направлен на:
- оценку и анализ финансового состояния объектов стратегического управления социально-экономического развития: состава структуры и динамики имущества и источников его формирования, показателей
ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и оценку потенциального банкротства экономического субъекта;
- оценку и анализ доходов и расходов, в том числе выручки как основы образования прибыли, формирование оптимальной величины полной себестоимости, направленной на производство и продажу продукции (себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы);
- оценку и анализ изменения состава и структуры собственного капитала, темпы его роста за счет чистой прибыли;
- оценку и анализ движения денежных потоков, поступления и выплат денежных средств от основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Темпоральный анализ финансового состояния позволяет выявить угрозы и проблемы, препятствующие экономическому развитию предприятия, такие как: сокращение валюты баланса; снижение фондовооруженности, фондоотдачи, рост фондоёмкости, износ основных средств и, как следствие, сокращение производительности труда в процессе производства продукции; неэффективное использование оборотных активов, затоваривание готовой продукции, рост дебиторской задолженности, недостаток наличия денежных средств и денежных эквивалентов; снижение ликвидности и платежеспособности предприятия; изменение типа финансовой устойчивости от абсолютного к кризисному финансовому состоянию; формирование непокрытых убытков вместо чистой прибыли и сокращение собственного капитала; зависимость предприятия от заемного капитала, рост кредиторской задолженности; неэффективное использование имущества и источников его формирования, снижение показателей деловой активности предприятия.
Темпоральный анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия позволяет выявить проблемы и угрозы, препятствующие росту финансовых результатов и, соответственно, собственного капитала: снижение выручки; рост доли себестоимости продаж в общем составе выручки, сокращение валовой прибыли или формирование убытка; рост коммерческих и
управленческих расходов, сокращение прибыли от продаж или формирование убытка; рост прочих расходов, формирование отрицательного результата от прочей деятельности, снижение прибыли до налогообложения, а также чистой прибыли; снижение показателей рентабельности продаж, продукции, собственного капитала.
Четвертый элемент - системы и методы стратегического планирования социально-экономического развития, направлены на:
- разработку основных вариантов социально-экономического развития на основе оценки и анализа, диагностики экономического состояния, выявление и решение проблем. Разработка прогноза социально-экономического развития осуществляется на основе темпорального анализа финансово-хозяйственной деятельности, основанного на темпоральной логике и действии экономических законов развития организации. Темпоральная логика учитывает временной аспект, при этом описывается последовательность явлений и их взаимосвязь по временной шкале. Основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие и экономическую безопасность хозяйствующих субъектов соотносятся с осью времени текущего и перспективного состояния финансово-хозяйственной деятельности организаций. К ним относятся: темпы роста и темпы снижения. Темпы роста отражают в динамике положительную тенденцию изменения технико-экономических показателей предприятия. Например, темп роста производительности труда, фондоотдачи, фондовооруженности, выручки, прибыли, собственного капитала, которые в целом приводят к снижению зависимости предприятия от заемных средств, повышению финансовой устойчивости, платежеспособности, деловой активности и, наконец, обеспечивают синергетический эффект экономической безопасности организации. Однако темпы роста могут отражать в динамике и отрицательную тенденцию изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Например, темпы роста себестоимости продаж, а также полной себестоимости приводят к снижению валовой при-
были, прибыли от продаж, к возникновению угроз и проблем реализации долгосрочных целей экономического развития предприятия. Темпы снижения также могут отражать в динамике положительную и отрицательную тенденцию изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Положительные тенденции выявляются в процессе отражения темпов снижения безработицы, заболеваемости. Отрицательные тенденции выявляются в процессе отражения темпов снижения использования результатов научно-технического прогресса, инновационного развития, наличия инвестиционных ресурсов, а также рождаемости населения страны.
Темпоральная логика учитывает временной аспект и основана на действии экономических законов развития финансово-хозяйственной деятельности организации. Основные из них:
закон получения прибыли. Прибыль -это основной источник роста собственного капитала. Получение прибыли является целевой функцией любой предпринимательской деятельности. В любой стране, при любой власти, известны две основные возможности увеличения прибыли:
- увеличение выручки, то есть дохода предприятия;
- уменьшение затрат на производство и продажу продукции, работ, услуг.
В планируемом периоде необходимо выполнить основные условия экономического развития. При этом важнейшими критериальными условиями, которые учитывают в динамике временные особенности изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности, являются:
- темпы роста полной себестоимости должны быть меньше темпов роста прибыли от продаж;
- темпы роста прибыли от продаж должны быть больше темпов роста выручки;
- темпы роста выручки должны быть больше темпов роста валюты баланса;
- темп роста валюты баланса последующего периода должен быть больше темпа роста предшествующего периода.
Если предприятие в динамике выполняет эти условия, реализуется закон получения прибыли, он объективно обеспечивает экономическое развитие, повышение эффективности производства, а главное - конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Второй экономический закон, отражающий в динамике положительную тенденцию изменения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия -это закон стоимости, который проявляется через цены. В основе образования цены лежит три основных фактора:
- затраты на производство и продажу продукции (то есть полная себестоимость продукции, работ, услуг);
- качество товара - это интегральный показатель отражающий полезность товара с учетом его надежности, долговечности, сохраняемости, безотказности, дизайна, сервиса;
- социальная значимость товара, в первую очередь, это касается продуктов питания.
Закон стоимости действует на рынке и реализуется через механизм конкуренции. Часто возникает конфликт интересов между покупателем и продавцом. Покупателя интересует цена, качество и сервис. Продавца, в первую очередь, - прибыль. Основным условием объективного решения возникающих проблем является реализация механизма конкуренции. При этом цена должна отражать платежеспособность покупателей. Прибыль увеличивается в основном за счет оптимизации затрат и повышения качества товара. Это приведет к снижению инфляционных процессов в целом в России. При этом основными критериальными условиями, которые учитывают в динамике временные особенности изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности являются:
- темпы роста удельных переменных и постоянных затрат на производство и продажу единицы продукции должны быть меньше темпов роста валовой прибыли и прибыли от продаж на единицу продукции. Инновационная технологолизация процесса производства должна обеспечивать снижение материалоемкости, энергоемкости, по-
вышение фондовооруженности и рентабельности производства;
- темпы роста прибыли на единицу продукции должны быть больше темпов роста цены товара.
Закон денежного обращения - третий экономический закон эффективного функционирования и развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывающий временной аспект функционирования финансовых отношений хозяйствующих субъектов. Закон денежного обращения определяет количество денежных средств, необходимых при реализации операционных, инвестиционных и финансовых операций. Он выражает связь между денежной массой, суммой цен на товары и услуги, кредитом и взаимно погашаемыми платежами, скоростью обращения денежных средств. При этом основными критериальными условиями, которые учитывают в динамике временные особенности изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, являются:
- темпы роста поступления денежных средств должны быть выше темпов роста погашения платежей;
- темпы роста скорости обращения денежных средств (коэффициентов оборачиваемости), должны, соответственно, обеспечивать темпы снижения периода их оборота, что приводит к высвобождению денежной массы из оборота, объективно обеспечивает сокращение длительности операционного и финансового циклов. Если предприятие выполняет критериальные условия эффективной реализации закона денежного обращения, то в каждый период времени, движение денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности формирует абсолютную ликвидность баланса, и у предприятия денежной массы достаточно для обеспечения его платежеспособности.
Четвертый экономический закон эффективного функционирования и развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учитывающий временную сущность экономических процессов и явлений - это закон накопления капитала. Капитал и его прирост является основным ис-
точником формирования финансовых ресурсов предприятия. Накопление капитала ведет к увеличению инвестиционных ресурсов. Капитал предприятия может формироваться за счет собственного, заемного, привлеченного капитала, а также за счет бюджетных субсидий, иностранного и венчурного капитала. Нормальное действие закона накопления капитала учитывает в динамике временные особенности изменения основных форм капитала, в том числе:
- темпы роста собственного капитала должны быть больше темпов роста заемного капитала. Реализация закона накопления капитала обеспечивает в динамике эффективное функционирование предприятия, финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность, создает условия финансовой независимости и экономической безопасности предприятия от заемных средств.
Пятый экономический закон эффективного функционирования и развития финансово-хозяйственной деятельности предприятия - это закон экономии времени. Сущность действия данного закона - время, затрачиваемое обществом на создание единицы жизненных благ, по мере развития производительных сил сокращается. Рост производительности труда, снижение трудоемкости приводит к сокращению времени производства продукции, увеличению выпуска товара. Сокращение длительности производственного цикла приводит к снижению полной себестоимости единицы продукции, следовательно, к росту рентабельности и прибыли предприятия. Основным критериальным условием эффективной реализации данного закона, который учитывает в динамике временные особенности изменения технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия является:
- темпы роста производительности труда должны быть больше темпов роста заработной платы.
Нарушение темпоральной логики при реализации закона экономии времени приводит к неоправданному росту заработной платы, особенно управленческого персонала, повышению полной себестоимости и фондоемкости, снижению фондоотдачи, фондовооруженности, оборачиваемости ка-
питала. Накапливаются проблемы и возникают угрозы обеспечения экономической безопасности предприятия.
Исходя из прогноза социально-экономического развития, формируется системы целей и задач на долгосрочный период, осуществляется процесс разработки операционных и финансовых стратегических планов. Проводится сравнительный анализ результатов стратегического планирования.
Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целепола-гания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
Документы стратегического планирования муниципального уровня получают силу закона при условии документированной информации, разработанной и утвержденной органами местного самоуправления в порядке взаимодействия с общественными научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Основными документами стратегического планирования являются:
1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, регионов и муниципальных образований обеспечивает механизм реализации долгосрочных приоритетов, целей и задач государственного управления и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения. Стратегия позволяет оценить будущие возможности и основные направления политики долгосрочного социально-экономического развития, уменьшить влияние негативных факторов и угроз в условиях конкуренции неопределенности и риска.
2. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития разрабатывается соответственно на основе положений и периода реализации стратегии развития на всех уровнях управления страны. План мероприятий содержит этапы, цели, задачи, показатели реализации стратегии, комплексы мероприятий и перечень государственных программ, которые обеспечивают достижение долгосрочных целей и задач развития общества.
3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается на период до 2030 года, содержит оценку достигнутого уровня социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, варианты экономического развития, основные показатели научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов, оценку факторов, препятствующих экономическому росту на долгосрочный период, основные направления и целевые показатели социально-экономического развития, важнейшие параметры государственных программ, а также основные показатели развития отдельных отраслей народного хозяйства.
4. Бюджетный прогноз Российской Федерации разрабатывается на долгосрочный период в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, исходя из стратегии социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.
5. Государственные программы разрабатываются на федеральном и региональном уровне, а муниципальные программы разрабатываются органами местного самоуправления и содержат комплекс планируемых мероприятий и задач, сроки их осуществления, включают в себя исполнителей, основные ресурсы и инструменты государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Кроме того, также документом стратегического планирования являются программы, которые разрабатываются на федеральном, региональном уровне и уровне муниципального образования.
Пятый элемент - мониторинг и контроль реализации системы стратегического управления социально-экономическим развитием на федеральном, региональном уровнях, в том числе мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования. Целью мониторинга реализации документов стратегического планирования является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых
показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Основными задачами контроля реализации документов стратегического планирования являются:
- сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- оценка качества документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования;
- оценка результативности и эффективности реализации решений, принятых в процессе стратегического планирования;
- оценка достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
- оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования.
Методология разработки стратегии социально-экономического развития страны, отраслей и предприятий основана на познании действия экономических законов эффективного функционирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Экономические законы - это объективные существенные, устойчивые, причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Действия их проявляются в виде господствующих тенденций развития экономических процессов. Их необходимо познавать, изучать и применять.
Таким образом, действие экономических законов должны быть положены в ос-
нову разработки законодательно-нормативных документов стратегического планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. На основе экономических законов должна разрабатываться и реализовываться стратегия развития общества, должен строиться механизм управления, деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивая экономический рост и экономическую безопасность. В процессе реализации стратегии социально-экономи-
ческого развития проводят ее результативность по основным критериальным показателям, которые характеризуют финансовое состояние, финансовые результаты; показатели производительности труда; показатели конкурентоспособности; средняя заработная плата работников и другие показатели, которые характеризуют социально-экономическое развитие и эффективное функционирование хозяйствующих субъектов на долгосрочную перспективу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. №642 «О Стратегии научно-технического развития РФ».
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года».
3. Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. «Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период 2030 года».
4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
5. Афоничкин, А.И., Афоничкина, Е.А. Управление портфелем стратегического развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. Т. 2. № 3. - С. 13-19.
6. Егорова Г.В., Федосеева О.Ю. Стратегические аспекты структурирования процессов принятия управленческих решений // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. №1(35), том 2, 2016, Экономические науки. - Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2016. - 143-150 с.
7. Журова, Л.И. Методологический подход к обеспечению устойчивого развития экономических систем // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 3 (34). - С. 22-31.
8. Макарова, В.И., Бобренева, Е.А., Стародубов, В.П., Самуйлова, М.Е., Андреева, И.А. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия: учебное пособие. [Часть 1] -Тольятти: Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2012. - 227 с.
9. Федосеева, О.Ю., Катьянов А.Ю. Эффективное управление предприятием на основе информационной системы // Материалы XII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Актуальные проблемы информатизации науки и производства. Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. В 4-х томах. Том 1. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2015. - 145-152 с.