УДК 330 : 658 JEL D00, D04, D22
Е. В. Шестакова
Оренбургский государственный университет пр. Победы, 13, Оренбург, 460018, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В настоящее время все большее распространение к исследованию социально-экономических систем получает синергетический подход, согласно которому предприятие представляет собой открытую самоорганизующуюся (саморазвивающуюся) систему. Такое представление предприятия в контексте современной экономической науки требует разработки новых механизмов и инструментов управления. Целью исследований в сфере синергетическо-го управления является разработка механизмов самоорганизации, а также информационное наполнение его элементов. Сложность процессов самоорганизации диктует необходимость интеграции отдельных типов механизмов, различающихся по способу создания, однородности элементов, сложности, стратегической направленности, целевой ориентации, функциям менеджмента. Таким образом, интегрированный механизм самоорганизации предприятия представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных механизмов (организационного, экономического, информационного, мотивационного), дифференцированных по элементам. В статье раскрывается содержание экономического механизма развития предприятия; рассматриваются его цели, субъекты, объекты, принципы, методы, инструменты и ресурсы. На основе исследования особенностей развития социально-экономических систем установлено соотношение стадий жизненного цикла предприятия со стадиями процесса самоорганизации. Обоснованы принципы экономического механизма развития предприятия: финансовая самостоятельность, самоокупаемость, экономическая целесообразность, ответственность, обеспеченность ресурсами, экономический контроль, заинтересованность. Выделены методы экономического механизма (планирования и прогнозирования, маркетинговой деятельности, экономической диагностики, финансово-кредитной политики, экономического стимулирования) и обоснованы соответствующие им инструменты. Установлены особенности реализации экономического механизма на стадиях динамического равновесия и бифуркации. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке механизмов развития промышленных предприятий, способствующих достижению долгосрочных конкурентных преимуществ.
Ключевые слова: интегрированный механизм, механизм самоорганизации, экономический механизм, предприятие, саморазвивающаяся система, социально-экономическая система, синергетическое управление, самоорганизующаяся система, адаптивное управление.
В поисках эффективных инструментов развития современных организаций ученые и практики все чаще обращаются к синергетической концепции управления, рассматривающей предприятие как самоорганизующуюся (саморазвивающуюся) социально-экономическую систему.
Управление такими системами основано на согласованном использовании методов целенаправленного воздействия и естественных процессов самоорганизации. Сложность такого адаптивного управления, необходимость комплексного применения различных методов делают актуальным формирование интегрированного механизма развития предприятия как самоорганизующейся системы.
Интегрированный механизм самоорганизации предприятия представляет собой совокупность способов взаимодействия внутренних элементов и подсистем, обеспечивающих опти-
Шестакова Е. В. Формирование экономического механизма развития промышленного предприятия // Вестн. Но-восиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 111-119.
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Том 15, выпуск 2 © Е. В. Шестакова, 2015
мальное согласование процессов организации и самоорганизации на различных стадиях развития предприятия посредством:
• синхронизации внутренних процессов и их когерентного поведения;
• выбора оптимальных управленческих воздействий в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия;
• инициирования и поддержания процессов самоорганизации;
• сочетания различных типов однородных механизмов.
Сложность формируемого механизма, разнообразие методов и инструментов обусловили выделение отдельных видов механизмов: организационного, информационного, экономического и информационного, дифференцированных по элементам.
Экономический механизм самоорганизации предприятия, составляющий основу интегрированного механизма, представляет собой совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, методов, инструментов и ресурсов), обеспечивающих производственную, маркетинговую и финансовую деятельность организации и возникающие на этой основе товарно-денежные отношения.
Цель экономического механизма - достижение финансово-экономических целей, как во внешней среде, где предприятие выступает субъектом рыночных отношений, так и во внутренней, где возникают внутрифирменные экономические отношения.
Цели механизма дифференцируются в зависимости от стадии процесса самоорганизации и соотносятся со стадиями жизненного цикла организации (ЖЦО). В литературе выделяются 4-7 стадий ЖЦО. Укрупненно модель жизненного цикла предприятия представляет собой чередование этапов становления, роста, зрелости, упадка, которые соотносятся со стадиями самоорганизации следующим образом (см. рисунок).
3 «
§ I
о
и
а «
а §
и
а &
а
динамическое равновесие
время
1 - стадия становления (формирования)
2 - стадия роста ...........
3 - стадия стабилизации ...........
4 - стадия упадка (кризис)
подвижное равновесие
стадия бифуркации
Соотношение стадий жизненного цикла предприятия со стадиями самоорганизации
Стадиям роста, стабильного функционирования и зрелости соответствует стадия подвижного равновесия самоорганизации. Данные стадии ЖЦО характеризуются активным освоением рынка или сохранением имеющегося сегмента, разработкой и продвижением товаров и услуг, созданием и расширением клиентской базы. При этом деятельность предприятия направлена на активное инвестирование долгосрочных проектов по развитию производственной базы (на стадии роста) либо на оптимизацию бизнес-процессов и ликвидацию «узких мест» (на стадии зрелости). Основная цель данных стадий ЖЦО - создание и поддержание условий для экономического роста; увеличение прибыльности компании и рост стоимости бизнеса.
Стадии упадка и становления, соответствующие стадии бифуркации и рождения новой структуры, характеризуются сокращением доли рынка, производства товаров и услуг, падением финансовых показателей. Основной задачей предприятия на данной стадии является реорганизация бизнеса вплоть до ликвидации, выбор новых направлений развития.
Цели экономического механизма на различных стадиях самоорганизации и жизненного цикла предприятия представлены в табл. 1.
Из табл. 1 следует, что на стадии подвижного равновесия целью является рост или удержание рынка; рост доходности предприятия на стадии бифуркации - сохранение экономического потенциала, разработка новой маркетинговой, финансовой, производственной политики.
В качестве субъектов экономического механизма во внутренней среде предприятия выступают собственники, акционеры, менеджеры всех уровней, т. е. лица, заинтересованные в конкурентоспособности предприятия, способные оказывать влияние на его производственно-хозяйственную деятельность и участвующие в управлении. Особенностью стадии динамического равновесия является включение в процесс самоорганизации всего персонала предприятия.
Во внешней среде субъектами, влияющими на экономическую политику предприятия, являются поставщики, потребители, конкуренты, кредиторы, контактные аудитории (элементы макросреды прямого воздействия).
При этом наиболее сильное влияние факторов внешней среды наблюдается на стадии бифуркации; при самоорганизации на стадии подвижного равновесия предприятие обладает достаточным запасом прочности и способно компенсировать внешнее воздействие.
К объектам экономического механизма относятся капитал, активы, издержки, дивиденды, финансовые потоки, кредиторская и дебиторская задолженность, результаты финансово-хозяйственной деятельности.
На разных стадиях самоорганизации приоритетным являются определенные объекты экономического механизма. Критерии управления и выбора финансово-экономических решений рассматриваются в работах [1-5]. Авторы дифференцируют состав критериев управления по стадиям жизненного цикла организации.
Стадия зарождения характеризуется недостаточностью денежного потока, высокими финансовыми рисками, вложениями во внеобортные активы, высокими расходами на продвижение продукции. На этой стадии контролируются такие показатели, как динамика прибыли от продаж, соотношение собственных и заемных средств, коэффициенты ликвидности, рост доли рынка, показатели текущей стоимости бизнеса, структура капитала и др.
На стадии роста предприятие, как правило, достигает порога рентабельности, уделяется внимание достаточности экономического потенциала для обеспечения высоких темпов роста. Первостепенное значение, по мнению А. С. Макарова [1], приобретает политика управления оборотным капиталом, расходами, финансовыми результатами.
На стадии стабилизации контролируются все аспекты деятельности фирмы: процессы маркетинговых исследований, поддержания доли рынка и конкурентного преимущества, инвестиционной деятельности производства и продажи, управление оборотным капиталом, финансовыми результатами, включая стоимость бизнеса.
На стадии спада актуальны проблемы стадии зарождения: управление инвестициями в новые проекты, привлечение источников финансирования, развития производства, маркетинга, логистики, совершенствование других аспектов деятельности фирмы [1. С. 52].
Таблица 1
Содержание целей экономического механизма по стадиям самоорганизации и жизненного цикла предприятия
Стадии самоорганизации Стадии жизненного цикла организации
Подвижное равновесие Становление Упадок
Производственные цели Подготовка к реализации идей, создание и начало выпуска нового продукта, услуги. Постановка новых целей развития, выбор стратегических альтернатив Оптимизация всех видов ресурсов, сужение номенклатуры продукции, прекращение затратного производства, поиск нового продукта
Маркетинговые цели Завоевание места на рынке, выбор целевых сегментов, повышение привлекательности для клиентов Удержание рынка, выбор новых ниш, контрагентов, пересмотр продуктовой стратегии
Финансовые цели Поиск источников финансовых ресурсов, накопление активов, обеспечение притока денежной массы Создание резерва финансовых ресурсов для будущих преобразований. Устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости, обеспечение финансового равновесия
Бифуркация, становление новой структуры Рост Зрелость
Производственные цели Увеличение производственных мощностей, рост объемов производства, разделение и специализация труда. Оптимизация производственного процесса, снижение издержек, обеспечения высокого качества товаров, услуг.
Маркетинговые цели Активное освоение рынка, заполнение рыночного сегмента, развитие и продвижение новых продуктов и услуг, создание и развитие клиентской базы Сохранение доли рынка, выявление новых возможностей развития, расширение клиентской базы.
Финансовые цели Долгосрочное инвестирование в производство, инфраструктуру, распределительную сеть; достижение положительного денежного потока. Сохранение положительного денежного потока, повышение рентабельности за счет улучшения работы с клиентами, оптимизации бизнес-процессов; инвестирование в совершенствование бизнеса.
Экономические отношения предприятий, организаций основаны на определенных принципах, регулирующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельности на всех стадиях жизненного цикла. К принципам экономического механизма относятся следующие.
1. Принцип финансовой самостоятельности - самостоятельность в части выбора направлений финансово-экономической политики: источников финансирования, распределения ресурсов, направлений использования денежных средств.
2. Принцип самоокупаемости - осуществление предпринимательской деятельности основано на полном возмещении затрат на производство продукции (услуг) и получении прибыли, сохранении повторяемости производства в неизменных или увеличивающихся масштабах.
3. Принцип эффективности (экономической целесообразности) - деятельность предприятия направлена на превышение результатов над затратами, получение прибыли, достижение высокой рентабельности.
4. Принцип ответственности - наличие определенной системы ответственности за результаты хозяйственной деятельности, нарушения договорных обязательств и требований законодательства. При этом предприятия кроме материальной (штрафы, пени, неустойки), несут также социальную ответственность, заключающуюся в создании высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечении достойных условий труда, развитии социальной инфраструктуры, осуществлении благотворительной деятельности.
5. Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость создания финансовых резервов с целью покрытия рисков предпринимательской деятельности.
6. Принцип экономического контроля - проявляется в необходимости периодического проведения контроля финансово-экономических показателей, показателей результативности структурных подразделений, аудита бухгалтерской и налоговой отчетности.
7. Принцип заинтересованности - создание эффективной системы стимулирования деятельности отдельного работника, коллектива, подразделений, предприятия в целом.
Функционирование экономического механизма, кроме выделенных принципов, основано на принципах самоорганизации, описанных в работе [6].
Цели и задачи экономического механизма реализуются с помощью воздействия на объекты управления определенных методов. В отличие от организационного механизма, в котором реализуются преимущественно прямые организационные методы управления, в экономическом механизме для регулирования самоорганизующихся процессов используются экономические методы, носящие косвенный характер. Управление с помощью экономических методов направлено на регулирование бизнес-процессов, соблюдение принципов самоорганизации при осуществлении предприятием хозяйственной деятельности.
Исследование экономической и финансово-кредитной политики предприятия позволяет выделить следующие группы методов экономического механизма.
1. Методы экономического планирования и прогнозирования.
Методы направлены на определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. К задачам данной группы методов относят: формирование бизнес-портфеля, разработку ассортиментной политики, определение потребности в материальных, финансовых, трудовых ресурсах, снижение себестоимости продукции, рост производительности труда, обеспечение достойного уровня оплаты и условий труда. Указанные задачи реализуются путем разработки планов производства и реализации продукции, организационно-технического развития, материально-технического обеспечения, по труду и заработной плате, по себестоимости и прибыли, разработки инвестиционного и бизнес-плана организации.
2. Методы маркетинговой деятельности.
Данная группа методов служит основой взаимодействия предприятия с внешней средой посредством реализации комплекса маркетинга. Традиционная концепция маркетинга заключается в формировании комплекса «4Р», целью которого является эффективная коммуникационная, товарная, ценовая и сбытовая политика.
3. Методы экономической диагностики.
Методы включают как внутреннюю, так и внешнюю системы мониторинга, оценки, анализа и контроля.
Методы внутренней диагностики направлены на деятельность отдельных сотрудников, подразделений, предприятия в целом, а также внутренние бизнес-процессы. Реализуются с помощью методов анализа внутренней среды организации, а также разнообразных форм и методов внутреннего аудита.
Методы внешней диагностики направлены на исследование положения предприятия на рынке, поиска стратегических направлений, конкурентного анализа, возможностей и угроз; к этой группе относят методы стратегического анализа внешней среды предприятия.
Диагностика позволяет выявить отклонения в деятельности социально-экономической системы, установить параметр порядка, определить показатели, требующие корректировки.
4. Методы финансово-кредитной политики предприятия.
Совокупность этих методов направлена на эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.
Стратегической целью в финансовой политике организации является обеспечение финансовой устойчивости, оптимизация структуры капитала, достижение максимизации прибыли. Методы финансово-кредитной политики организации включают: формирование учетной политики, разработку кредитной политики, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработку амортизационной политики, управление оборотными средствами, снижение рисков, оптимизацию затрат, разработку дивидендной политики, управление инвестициями.
5. Методы экономического стимулирования.
Данная группа методов заключается в мобилизации трудового потенциала предприятия через удовлетворение материальных потребностей персонала. В результате экономические способы воздействия на коллектив и отдельного работника выполняют стимулирующую функцию и выступают также в качестве одного из элементов мотивационного механизма саморазвития предприятия.
Методы, в отличие от административных, носят косвенный характер воздействия и включают: формирование форм и систем оплаты труда, обеспечение участия коллектива в прибыли и капитале, установление системы материальных санкций и поощрений.
Эффективность работы предприятия на принципах самоорганизации определяется выбором адекватных методов управления, а также существенно зависит от правильности подбора инструментов.
Совокупность методов экономического механизма содержит инструменты воздействия на производственные, финансовые и маркетинговые процессы, включая материальные потребности работников, направленные на достижение конечных целей организации.
Методы экономического планирования и прогнозирования реализуются через систему инструментов:
• балансовых (материальные, стоимостные, трудовые балансы);
• нормативных (стоимостные, трудовые, производственные, экологические нормы и нормативы);
• экономико-статистических (корреляционно-регрессионный анализ, экстраполяция, анализ временных рядов, построение матриц, расчет индексов);
• экспертные (мозговой штурм, парные сравнения, индивидуальный опрос, векторы предпочтений, метод Дельфи);
• графических (сетевые графики, Оар-анализ, построение полосовых диаграмм).
Методы анализа, оценки реализуются с помощью широкого арсенала инструментов стратегического анализа, анализа финансово-хозяйственной деятельности, способов диагностики оперативной деятельности. Выбор инструментов маркетинговой деятельности обоснован коммуникационной, товарной, ценовой и сбытовой политикой предприятия. Экономическое стимулирование реализуется с помощью различных инструментов денежного и неденежного материального стимулирования. Соотношение методов и инструментов экономического механизма самоорганизации предприятия представлено в табл. 2.
Таблица 2
Методы и инструменты экономического механизма самоорганизации предприятия
Методы Инструменты
Методы экономического планирования и прогнозирования Баланс доходов и расходов, рабочего времени, торговый баланс предприятия. Экстраполяция, анализ временных рядов, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ. Экспертные оценки, метод Дельфи, мозговой штурм. Сетевое планирование, построение полосовых диаграмм, сетевые диаграммы PERT. Бюджетирование. GAP-анализ, PIMS-анализ, теория SMART
Методы маркетинговой деятельности Реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи. Ассортиментная политика, обслуживание покупателей, сервисы и гарантии. Ценообразование, система скидок. Маркетинговые исследования, продажи, освоение новых рынков
Методы экономической диагностики SWOT-анализ, конкурентный анализ, сравнительный анализ, анализ ресурсов, конкурентный анализ «5 сил»Портера, функционально-стоимостной анализ, бенчмаркетинг, метод кривых освоения, модель ЖЦТ, портфельный анализ, модель Мак-Кинси, И. Ансоффа, система сбалансированных показателей, KPI, панели бизнес-показателей
Методы финансово-кредитной политики предприятия Управленческий и бухгалтерский учет, финансовое планирование и бюджетирование, финансовый контроль и регулирование, дивидендная политика, хеджирование
Методы экономического стимулирования Различные формы и системы заработной платы, премирования, участие в прибыли и капитале
Таблица 3
Элементы экономического механизма на различных стадиях процесса самоорганизации
Элементы механизма Стадии самоорганизации
Стадия динамического равновесия Стадия бифуркации и рождения новой структуры
Субъекты Все категории персонала Учредители, собственники, акционеры, менеджеры всех уровней. Факторы внешней среды прямого влияния
Объекты Прибыль от продаж, соотношение собственных и заемных средств, коэффициенты ликвидности, рост доли рынка, показатели текущей стоимости бизнеса, структура капитала Финансовая устойчивость, показатели задолженности, структура активов, затраты, денежный поток, доля заемных средств
Принципы Финансовой самостоятельности, самоокупаемости, самофинансирования, экономической целесообразности, ответственности, финансовых резервов, экономического контроля, заинтересованности
Методы Экономические методы: планирования и прогнозирования, маркетинговой политики, диагностики, финансово-кредитной политики
Инструменты Соответствующие методам механизма (см. табл. 2)
Ресурсы Компоненты экономического потенциала
Ресурсом, обеспечивающим функционирование механизма, выступает экономический потенциал. Ряд авторов [7; 8] понимают под экономическим потенциалом совокупность всех ресурсов (трудовых, финансовых, материальных), обеспечивающих реализацию целей орга-
низации. В данном исследовании экономический потенциал понимается в более узком смысле - как совокупность ресурсов в части финансовых и производственных возможностей предприятия, позволяющая получить максимальный доход посредством производства и реализации требующихся рынку товаров и услуг. Следовательно, компонентами экономического потенциала выступает совокупность основных и оборотных фондов (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, средства на счетах, ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность; здания, сооружения, машины и оборудование, инструмент и др.).
Информационное наполнение элементов экономического механизма варьируется в зависимости от стадии самоорганизации (табл. 3).
Особенностью экономического механизма, как подсистемы интегрального механизма самоорганизации, является идентичность принципов, методов и инструментов на всех стадиях самоорганизации. Это обусловлено широтой и разнообразием, в то же время универсальностью способов экономического воздействия на любой стадии саморазвития предприятия.
Организационный, экономический, мотивационный, информационный механизмы взаимосвязаны и взаимозависимы. Правила, принципы, методы экономического взаимодействия закреплены в соответствующих организационных документах. Определенные составляющие мотивационного механизма реализуются через экономические методы управления в части материального стимулирования персонала. Экономическую диагностику невозможно реализовать без соответствующего информационного механизма, обеспечивающего сбор, обработку и хранение данных.
Формирование и внедрение комплексного механизма развития предприятия как саморазвивающейся социально-экономической системы позволяет реализовать концепцию синерге-тического управления, обеспечивая оптимальное реагирование на изменения внешней и внутренней среды предприятия.
Список литературы
1. Макарова А. С. Формирование финансовой политики организации с учетом стадий жизненного цикла // Финансы и кредит. 2010. № 12 (396). С. 47-54.
2. Макаров А. С. К проблеме выбора критериев анализа состоятельности организации // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 23 (128). С. 26-34
3. Куранов М. В. Анализ факторов, характеризующих функционирование организации на различных этапах жизненного цикла // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 4. С. 65-68.
4. Журова Л. И., Шехтман А. Ю. Влияние стадии жизненного цикла на формирование стратегии развития интегрированной корпоративной системы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 282-290.
5. Черкасова В. А., Смирнова И. Н. Зависимость инвестиционной активности компании от стадий корпоративного жизненного цикла // Корпоративные финансы. 2012. № 2 (22). С. 45-57.
6. Шестакова Е. В. Обоснование системы принципов самоорганизации предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1. С. 459-463.
7. Лапин Е. В. Экономический потенциал предприятия. Сумы: Университетская книга, 2002. 309 с.
8. Хусаинов Р. Р., Назмутдинова С. С. Экономический потенциал как инструмент проектного управления предприятием // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2 (41-2). С. 648-651.
Материал поступил в редколлегию 08.04.2015
E. V. Shestakova
Orenburg State University 13 Pobedy Ave., Orenburg, 460018, Russian Federation
FORMATION OF ECONOMIC MECHANISM OF INDUSTRIAL ENTERPRISE DEVELOPMENT
Now in research of social and economic systems synergy approach according to which the entity represents the open self-organizing (spontaneous) system gains ground. Such representation of the entity in the context of modern economic science requires development of new mechanisms and management tools. The purpose of researches in the sphere of synergy management is development of mechanisms of self-organization, and also information filling of its elements. Complexity of processes of self-organization dictates need of integration of separate types of the mechanisms differing on a method of creation, uniformity of elements, complexity, a strategic orientation, target orientation, management functions. Thus, the integrated mechanism of self-organization of the entity represents multi-level system of the interconnected mechanisms (organizational, economic, information, motivational) differentiated on elements. In article content of the economic development mechanism of the entity reveals; its purposes, subjects, objects, the principles, methods, tools and resources are considered. On the basis of research of features of development of social and economic systems the ratio of stages of enterprise lifecycle with self-organization process stages is established. The principles of the economic development mechanism of the entity are proved: financial independence, self-sufficiency, economic feasibility, responsibility, resource capability, economic control, interest. Methods of the economic mechanism (planning and forecasting, marketing activity, economic diagnostics, financial credit policy, economic incentives) are allocated and the tools corresponding to them are proved. Features of sale of the economic mechanism at stages of dynamic balance and bifurcation are established. The practical importance of results of research consists in development of development mechanisms of the industrial enterprises promoting achievement of long-term competitive advantages.
Ключевые слова: mechanisms of self-organization, synergy management, strategic orientation, target orientation, management functions.
References
1. Makarova A. S Forming of financial policy of the organization taking into account lifecycle stages. Finance and the credit, 2010, no. 12(396), pp. 47-54.
2. Makarov A. S. To a problem of a choice of criteria of the analysis of solvency of the organization. The Economic analysis: theory and practice, 2008, no. 23 (128), pp. 26-34.
3. Kuranov M. V. The analysis of the factors characterizing functioning of the organization at various stages of lifecycle. The Economic analysis: theory and practice , 2008, no. 4, pp. 65-68.
4. Zhurova L.I., Shekhtman A.Yu. Influence of a stage of lifecycle on forming of strategy of development of the integrated corporate system. Modern problems of science and education, 2013, no. 3, pp. 282 - 290.
5. Cherkasova V.A., Smirnova I.N. Zavisimost of investment activity of the company from stages of corporate lifecycle. Corporate finances, 2012, no. 2 (22), pp. 45-57.
6. Shestakova E.V. Reasons for system of the principles of self-organization of the entity. Economy and entrepreneurship, 2014, no. 4-1, pp. 459-463.
7. Lapin E. V. Ekonomichesky capacity of the entity. Sumy, Univ. book Publ., 2002, 309 p.
8. Khusainov R. R., Nazmutdinova S. S. Ekonomichesky potential as instrument of project management by the entity. Economy and entrepreneurship, 2013, no. 12-2 (41-2), pp. 648-651.