ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ РАСШИРЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕНИЯ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Мазурчук Т.М.
МАЗУРЧУК Тимофей Михайлович - аспирант 2-го года обучения, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством, кафедра национальной экономики экономического факультета РУДН, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В научной статье анализируются возможности развития угольной отрасли России при расширении транспортного сообщения Северного морского пути. Нарастающий спрос на каменный уголь и сжиженный природный газ в восточноазиатском регионе вынуждает многие страны мира расширять производственные мощности для покрытия растущего потребления. Россия как один из крупнейших экспортеров угля и природного газа также может восполнить спрос и укрепить свои позиции на мировом энергетическом рынке.
В работе изучены перспективы развития угольной промышленности в северных регионах Российской Федерации, оцениваются возможности расширения экспортной базы каменного угля и попутно добываемого природного газа, проанализированы возможности улучшения логистики транспортировки ресурсов до конечного потребителя морским и наземным транспортом. Составлен прогноз экспорта угля и попутного газа через Северный морской путь России.
Основная цель данного исследования - оценка экономической выгоды от использования потенциала Северного морского пути при добыче и транспортировке угля и попутного газа. Приведенные в работе экономические выгоды проецируются с точки зрения экспортного потенциала. Важным аспектом остается обеспечение необходимыми топливными запасами удаленных регионов российского Севера через Северный морской путь.
Научной базой исследования послужили российские и зарубежные публикации, государственные и корпоративные статистические материалы, мнения и оценки экспертов в изучаемой сфере деятельности, а также собственные наработки автора.
Ключевые слова: уголь, угольная промышленность, Северный морской путь, добыча угля на Севере, экспорт метана, торговля с Китаем.
Для цитирования: Мазурчук Т.М. Экономические выгоды от расширения транспортного сообщения по Северному морскому пути для развития угольной промышленности России // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 109-117. DOI 10.29030/2309-2076-202114-4-109-117.
Статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061607-0-000 на тему «Комплексное решение для повышения экономической эффективности угольной про -мышленности как условие укрепления энергетической безопасности России», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН.
Введение
Топливно-энергетический комплекс - один из ключевых экономикообразу-ющих факторов для каждого государства. Россия обладает крупнейшими запасами сырьевых ресурсов для преобразования в топливо и энергию с возмож-
Экономические системы. 2021. № 4
Economic Systems. 2021. №. 4
ностью обеспечения ими не только внутренние социально-экономические потребности, но и экспорта в другие страны. Одним из таких ресурсов является каменный уголь. Несмотря на свою долгую историю использования и появление других видов ресурсов с более высоким коэффициентом полезного действия (как традиционных, так и в сфере альтернативной энергетики), каменный уголь по-прежнему остается востребованным сырьем. Так, в 1990 г мировой экспорт угля составил 2222,3 млн т, а к началу 2020 г. превысил отметку в 3900 млн т [13].
Россия с 2017 г. занимает 3-е место по экспорту угля (20% от объема общемирового экспорта), уступая лишь Австралии и Индонезии, осуществляя транспортировку как наземным (преимущественно железнодорожным), так и морским транспортом. Основными импортерами российского угля с помощью морского транспорта являются Китай, Япония, Южная Корея и Индия. В целом же в 2020 г. более 40% угля перевозилась морским транспортом в страны, расположенные в Восточном полушарии. При этом основная его часть перевозилась длинным маршрутом через Суэцкий канал [4, 7].
Важно подчеркнуть, что экспортный потенциал угля России следует оценивать не только в абсолютных показателях по объему его добычи и экспорта, но и с учетом логистической составляющей, в которую входят скорость транспортировки конечному потребителю, объемы транспортировки, добавочная стоимость за логистические издержки, т. е. все, что формирует цену конечного товара и влияет на его конкурентоспособность. Использование морского пути через северные границы России, который с каждым годом привлекает все больше инвестиций, - это возможность снизить конечную цену на сырье и расширить экспортный потенциал страны.
Основная часть
Северный морской путь (далее - СМП) России - перспективная транспортная «артерия», позволяющая обеспечивать более быстрые и менее затратные поставки ресурсов в страны Восточной и Юго-Восточной Азии по сравнению с Южным морским путем через Суэцкий канал. В 2020 г. из общего объема перевозимых по СМП грузов более 89,8% пришлось на топливные ресурсы:
• сжиженный природный газ (СПГ) - 58,9%;
• нефть - 24,1%;
• газоконденсат - 2,8%;
• нефтепродукты - 2,2%;
• уголь - 1% [6].
Несмотря на то что уголь занимает меньшую долю по транспортировке, он обладает вторым местом с точки зрения экономической выгоды (после СПГ) -3,95 долл. США транспортировочной прибыли на 1 т перевозимого ресурса (СПГ - 28,5 долл. США, нефть - 2,78 долл. США). Стоит отметить, что это - дополнительная прибыль, получаемая при выборе наиболее оптимального маршрута отправки товара с учетом единого стоимостного показателя доставки [1].
Так, по оценкам экспертов Федеральной таможенной службы России (ФТС), перевод 15% объема морских перевозок угля с западных месторождений РФ
через Суэцкий канал на Северный морской путь приносил бы дополнительную доходность в 1,4 млрд долл. США. Более того, в северных регионах России также присутствуют достаточные залежи каменного угля и сопутствующих газов, однако уязвимым местом здесь является недостаточное количество судового флота, способного осуществлять круглогодичные перевозки ресурсов через СМП, а также нехватка портов и заправочных станций на пути [5].
Между тем связь транспортного сообщения по СМП и развитие угольной промышленности северных регионов имеют прямую корреляцию. Многие перспективные месторождения угля расположены в близкой доступности к северной акватории, но нуждаются в инвестиционных решениях и создании необходимых условий для транспортировки добываемого продукта до морских судов. Актуальность данных инвестиций обосновывается докладом Международного энергетического агентства (IEA), спрогнозировавшего к 2030 г. рост спроса на уголь более чем на 75% по сравнению с 2020 г., при этом большая часть новых потребителей будет расположена в Юго-Восточной части Азии. Рост инвестиций не только в интенсификацию добычи угля на действующих месторождениях, но и в долгосрочные проекты в новых регионах, может стать эффективным рычагом увеличения экспортной доли России на мировом рынке. Примером таких месторождений является Сырадасайское угольное месторождение на Таймыре [8].
Интерес к данному месторождению не случаен:
• оно - одно из удобных с географической точки зрения месторождений для быстрой транспортировки грузов по Северному морскому пути в страны Европы и Азии;
• тут сконцентрированы значительные запасы сырья: 5,7 млрд т каменного угля, большая часть из которого - коксующийся уголь, являющийся одной из наиболее востребованных и дорогих на мировом рынке разновидностей, особенно на азиатском рынке в металлургии и других тяжелых отраслях промышленности (разведанных ресурсов хватит на более чем 50 лет добычи при запланированных темпах в 12 млн т/год);
• ускоренное развитие транспортного сообщения по СМП [2. С. 76-77].
Близость Сырадасайского угольного месторождения к СМП предоставляет доступ к грузовому морскому транспорту и позволяет организовать эффективную грузоперевозку угля. «Узким горлышком» в данной цепи поставок может стать только ограничение по объемам добычи и грузовой проходимости порта.
Соглашение о совместных инвестициях компании «AEON» и ПАО «Сбербанк» в разработку данного месторождения было заключено весной 2019 г. с общими вложениями в размере 100 млрд руб. Первый этап разработки оценен в 35,64 млрд руб., но, несмотря на такие значительные инвестиции, риски, связанные с окупаемостью проекта, незначительные. Основной уголь на месторождении - коксующийся, т. е. используется не только в теплоэнергетике, но и в металлургии и других отраслях промышленности; он дороже обычного угля в 2-3 раза. Поэтому, даже с учетом рисков ускорения перехода на «зеленую» энергетику, уголь с данного месторождения будет востребован в производстве.
Экономические системы. 2021. № 4
ЕоопотО Эуз!етз. 2021. N0.4
Следовательно, ожидания инвесторов окупаемости проекта вполне оправданны, а срок полной окупаемости не должен превысить 15 лет (при выходе на расчетные мощности добычи угля в 12 млн т /год [12. С. 172].
Решением проблемы нехватки судового флота со стороны России может быть заказ судов для организации транспортировки угля (по данным компании «Северная звезда», новый заказ в 2020 г составляет около 1,4 млрд долл. США). Окупаемость затрат на создание нового флота может рассматриваться только в долгосрочной перспективе. Однако из-за дефицита судов, способных функционировать в условиях Северного морского пути, это становится единственным верным решением для обеспечения стабильных поставок. Государство также заинтересовано в поддержке компаний, сокращающих дефицит судов для СМП, так как после указа Президента России В. Путина грузопоток по СМП к 2024 г. должен увеличиться до 80 млн т., а по итогам 2020 г. по нему было поставлено только 33 млн т., что подчеркивает необходимость расширения транспортного судового состава.
Также со стороны государства реализуется программа обеспечения доступности энергоресурсов в удаленных от основных топливных и энергосетей регионах. Каменный уголь является здесь наиболее эффективным ресурсом с возможностью безопасного наземного хранения при отрицательных температурах и не требует реверсного преобразования перед использованием, как СПГ (табл. 1).
Таблица 1
Доля каменного угля в обеспечении удаленных населенных пунктов
топливным ресурсом
Регион Доля каменного угля, %
Мурманская область 7,9
Карелия 12,6
Архангельская область 24,2
Ненецкий автономный округ 3,4
Республика Коми 8,5
Ямало-Ненецкий автономный округ 13,9
Таймырский автономный округ 3
Республика Саха (Якутия) 6,2
Чукотка 8,1
Источник: составлено автором по данным [12. С. 172].
В ряде северных регионов России, представленных в табл. 1, удаленные населенные пункты испытывают нехватку топливных ресурсов в зимнее время. Расширение транспортных хабов на СМП будет способствовать организации доставки угля и природного газа в любое время года, повысив тем самым региональную энергетическую безопасность РФ. Данный аспект важен и с эконо-
мической точки зрения, так как создание дополнительных портовых систем отгрузки топлива повысят привлекательность и безопасность всего маршрута для иностранных инвесторов. По данным администрации СМП, создание 12 малых портов, необходимых для отгрузки сырья в удаленные регионы, позволит использовать их также как ремонтно-заправочные станции для российских и иностранных судов при проходе СМП. Использование малых ледоколов будет способствовать росту перевозок грузов более чем на 50% по сравнению с объемами поставок 2020 года [10].
Важно отметить, что расширение добычи каменного угля - не единственный аспект, по которому создание угольных кластеров на территории СМП актуально для Российской Федерации: при добыче угля вырабатывается попутный газ (метан), который является ключевым ресурсом, перевозимым по СМП в сжиженном состоянии. Концентрация метановых смесей в угольных пластах достигает 98%, а масштабы ресурсов попутного газа в угольных пластах России соизмеримы с традиционными месторождениями газа. В месторождениях северных регионов России концентрация природного газа выше, так как из-за промерзлой почвы газ остается внутри пласта.
Таким образом, стоит отметить, что новые месторождения угля будут интересны в первую очередь именно за счет газовых образований, а уголь может использоваться как вторичное сырье. Данную теорию подтверждают инвесторы нового проекта «AEON» на Таймыре, заинтересованные в создании отдельных установок сжижения природного газа на угольных карьерах [3].
Поставка угля и метана возможна с Печорского, Таймырского и Ленского месторождений угля в транспортные хабы СМП. В целом метан, добываемый из угольных пластов, может также увеличить суммарный объем экспорта сжиженного природного газа, что привлечет потребителей из стран Европы и Азии. Так, Япония планирует заменить 30% угольной энергетики на использование СПГ к 2030 г., а промышленная база Мьянмы и Бангладеша нуждается в ежегодном росте закупок коксующегося угля (в среднем рост поставок угля в Бангладеш растет на 15% в год, а в Мьянму - на 8%) [4].
Использование природного газа с угольных месторождений может обеспечить растущий спрос и на китайском рынке, где в 2020 г. импорт СПГ превысил более чем в 12 раз производство сжиженного газа на территории России. На рис. 1 представлен прогноз экспорта СПГ из России до 2024 г. Базовый прогноз учитывает значения, отмеченные Минэнерго России, с ростом до 102,2 млн куб. м к 2024 г. Второй прогноз приводится на основании расширения экспортной линии через Северный морской путь. Данный прогноз учитывает статистику ПАО «Газпром» и ПАО «Роснефть» по планам расширения экспортной линии сжиженного метана в Китай и Японию. К 2024 г. по второму сценарию разница в доходности может достичь до 4,5 млрд долл. США в ценах 1-го квартала 2021 г. на СПГ.
Данный сценарий может быть реализован с учетом привлечения дополнительных иностранных инвестиций в развитие северных месторождений природного газа, а также добычи каменного угля. Среди рисков реализации проектов
Экономические системы. 2021. № 4
Economic Systems. 2021. №. 4
Рис. 1. Прогноз экспорта сжиженного природного газа из России, млн куб. м
Источник: составлено автором работы по данным [11. ^ 372].
можно выделить возникновение сложностей при добыче угля из-за особенностей почвы и возможного повышенного содержания метана, что делает работы по дегазации более трудоемкими и опасными (т. е. потребуются дополнительные финансовые вложения в дегазацию угольных пластов, однако данные риски присущи большинству новых месторождений). Вторым риском можно назвать тяжелые арктические условия транспортировки до газовых терминалов и в портовые хранилища [9. С. 73, 76].
Заключение
Разработка российских арктических угольных проектов позволит опробовать новые технологии добычи угля в трудных климатических и географических условиях, которые потом можно будет использовать на аналогичных месторождениях. Это упрочит позиции угольной отрасли России на мировом рынке, принесет дополнительный доход компаниям, разрабатывающим и обслуживающим месторождение, и дополнительные отчисления в консолидированный бюджет государства, а также стимулирует развитие транспортировки грузов по СМП.
Метан, который ранее утилизировался при добыче угля, становится ценным полезным ископаемым, не уступающим в энергетической конкуренции каменному углю. Поэтому можно сказать, что арктические угольные проекты перспективны даже в условиях мировой трансформации энергетического рынка, а рост конкуренции со стороны альтернативной энергетики и вовлечение новых стран в добычу и экспорт топливно-энергетических ресурсов заставляет таких тради-
ционных игроков, как Россия, адаптироваться в целях сохранения и приумножения своего потенциала.
Добыча и транспортировка угля и СПГ Северным морским путем способствуют росту его предложения с конкурентной (более низкой) себестоимостью и выходу России на новые рынки сбыта.
Источники
1. Будущее угольной промышленности. URL: https://finance.rambler.ru/markets/45825850-severnyy-morskoy-put-obespechit-miru-ugolnoe-buduschee (дата обращения: 13.11.2021).
2. Жулева О.И., Дудина А. К вопросу о перспективах развития портов Северного морского пути: основные проблемы пути их решения // Управленческий учет. 2021. № 7-1. С. 75-80.
3. ЗеленковМ.Ю. Транспортно-логистическая система Северного морского пути: перспективы, проблемы и пути их решения // Арктика: экология и экономика. 2019. № 4 (36). С. 131-140.
4. Поставки российского угля. URL: https://minenergo.gov.ru/node/437 (дата обращения: 13.11.2021).
5. Работа российского атомного флота на Северном морском пути. URL: http://www. rosatomflot.ru/o-predpriyatii/severnyy-morskoy-put (дата обращения: 13.11.2021).
6. Развитие судостроения для Северного морского пути. URL: https://www.rbc.ru/busines s/16/02/2021/602a63b19a7947bbf21feb53 (дата обращения: 13.11.2021).
7. Спрос на российский уголь в КНР. URL: https://1prime.ru/energy/20210315/833236789. html (дата обращения: 13.11.2021).
8. Администрация Северного морского пути. URL: http://www.nsra.ru (дата обращения: 13.11.2021).
9. Хейфец Б.А. Северный морской путь - новый транзитный маршрут «Одного пояса - одного пути» // Международная жизнь. 2018. № 7. С. 67-87.
10. Романова С. Холодный Шелковый путь. URL: https://atomicexpert.com/cold-silkpath (дата обращения: 13.11.2021).
11. ЧерняевМ.В. Инновационные технологии дегазации угольных пластов для предотвращения неожиданных выбросов угля и газа в рабочее пространство шахт и извлечение метана в промышленных масштабах // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы : материалы V Международного научного конгресса / под ред. А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. 2017. С. 371-377.
12. Черняев М.В., Агеев Е.Н. Опыт зарубежных стран в применении инноваций в угольной промышленности // Экономические системы. 2020. Т. 13, № 1. С. 170-175.
13. Экспорт России важнейших товаров. 2021. Январь - октябрь // Федеральная таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (дата обращения: 13.11.2021).
Экономuнeoкue ouoreMU. 2021. № 4
Economic Systems. 2021. No. 4
ECONOMIC BENEFITS FROM EXPANDING TRANSPORT LINKS ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE FOR THE DEVELOPMENT OF THE COAL INDUSTRY IN RUSSIA
Mazurchuk T.M.
MAZURCHUK Timofey Mikhailovich - 2nd year Ph.D. student, 08.00.05 - economics and national economy management, Department of national economy, faculty of economics, RUDN University. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The scientific study analyzes the possibilities for the development of the coal industry in Russia while expanding the transport links of the Northern Sea Route. The growing demand for coal and liquefied natural gas in the East Asian region is forcing many countries around the world to expand production capacity to meet growing consumption. Russia, as one of the largest exporters of coal and natural gas, can also fill demand and strengthen its position in the global energy market. The paper studies the prospects for the development of the coal industry in the northern regions of the Russian Federation, assesses the possibilities of expanding the export base of coal and associated natural gas, analyzes the possibilities of improving the logistics of transporting resources to the end consumer by sea and land transport, gas through the Northern Sea Route of Russia.
The main goal of this study is to assess the economic benefits of using the potential of the Northern Sea Route in the extraction and transportation of coal and associated gas. The economic benefits presented in the work are projected not only in terms of export potential, but also an important aspect is the provision of the necessary fuel reserves of remote regions of the Russian north through the Northern Sea Route.
The scientific basis of the research was Russian and foreign publications, state and corporate statistical materials, opinions and assessments of experts in the field, as well as the author's own developments.
Keywords: coal, coal industry, northern sea route, coal mining in the north, methane export, trade with China.
For citation: Mazurchuk T.M. Economic benefits from expanding transport links along the northern sea route for the development of the coal industry in Russia. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). P. 109-117. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-109-117.
References
1. The future of the coal industry. URL: https://finance.rambler.ru/markets/45825850-severnyy-morskoy-put-obespechit-miru-ugolnoe-buduschee (accessed: 13.11.2021).
2. Zhuleva O.I., Dudina A. On the issue of the prospects for the development of the ports of the Northern Sea Route: the main problems of their solution. Management accounting. 2021. No. 7-1. P. 75-80.
3. Zelenkov M.Yu. Transport and logistics system of the Northern Sea Route: prospects, problems and ways to solve them. Arctic: ecology and economy. 2019. No. 4 (36). P. 131-140.
4. Deliveries of Russian coal. URL: https://minenergo.gov.ru/node/437 (accessed: 13.11.2021).
5. The work of the Russian nuclear fleet on the Northern Sea Route. URL: http://www.rosatomflot. ru/o-predpriyatii/severnyy-morskoy-put (accessed: 13.11.2021).
6. Development of shipbuilding for the Northern Sea Route. URL: https://www.rbc.ru/business/ 16/02/2021/602a63b19a7947bbf21feb53 (accessed: 13.11.2021).
7. Demand for Russian coal in China. URL: https://1prime.ru/energy/20210315/833236789. html (accessed: 13.11.2021).
8. Federal State Budgetary Institution Administration of the Northern Sea Route. URL: http:// www.nsra.ru (accessed: 13.11.2021).
9. Kheifets B.A. Northern Sea Route - a new transit route «One Belt - One Way». International life. 2018. No. 7. P. 67-87.
10. Romanova S. Cold Silk Road. URL: https://atomicexpert.com/cold-silkpath (accessed: 13.11.2021).
11. Chernyaev M.V. Innovative technologies for degassing coal seams to prevent unexpected emissions of coal and gas into the working space of mines and extract methane on an industrial scale. Fundamental and applied issues of effective entrepreneurship: new solutions, projects, hypotheses : materials of the V International Scientific Congress / ed. by A.V. Sharkova, I.A. Merkulina. 2017. P. 371-377.
12. Chernyaev M.V., Ageev E.N. The experience of foreign countries in the application of innovations in the coal industry. Economic systems. 2020. T. 13, No. 1. P. 170-175.
13. Export of coal according to the statistics of the Federal Customs Service. URL: https:// customs.gov.ru/statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (accessed: 13.11.2021).