Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОКСУЮЩИЙСЯ УГОЛЬ / ДОБЫЧА УГЛЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мазурчук Т. М.

В научном исследовании проводятся поиск и анализ экономической эффективности разработки ряда угольных месторождений в Арктическом регионе России в современных условиях динамично развивающегося мирового топливно-энергетического рынка. Основная цель данного исследования - изучить экономические выгоды от разработки труднодоступных и трудноизвлекаемых запасов угля в Арктических угольных бассейнах. В работе исследуются перспективы угольной промышленности с учетом наметившихся тенденций к отходу от традиционного сырья и переходу к альтернативным источникам выработки тепла и энергии, а также в рамках климатических договоренностей по углеродно-нейтральной экономике. Оцениваются перспективы угледобычи не только в целях экспорта, но и для обеспечения энергетической безопасности и энергодоступности традиционных топливно-энергетических ресурсов на территории Российской Федерации с учетом транспортировки сырья в удаленные от основных энергомагистралей регионы.Научной базой исследования послужили российские и иностранные государственные и корпоративные базы данных, мнения экспертов отрасли, статистические отчеты по реализации экспортного потенциала угля, стратегии и приоритеты в рамках развития топливно-энергетического комплекса России, а также тематические научные издания.Приводятся факторы экономической эффективности и выгоды от развития угольной промышленности на территории Арктического региона Российской Федерации вблизи Северного морского пути с учетом логистической базы поставки на экспорт, сырьевого обеспечения удаленных регионов, развития углеводородной и газовой отраслей в оффшорной зоне Арктики, в том числе и на Арктическом шельфе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF THE DEVELOPMENT OF COAL DEPOSITS IN THE ARCTIC REGION

The scientific research conducts a search and analysis of the economic efficiency of the development of a number of coal deposits in the Arctic region of Russia in modern conditions of the dynamically developing world fuel and energy market.The main objective of this study is to examine the economic benefits of developing hard-to-reach and hard-to-recover coal reserves in the Arctic coal basins. The paper examines the prospects of the coal industry, taking into account the emerging trends towards a shift from traditional raw materials and a transition to alternative sources of heat and energy generation, as well as within the framework of climate agreements on a carbon-neutral economy.The prospects of coal mining are assessed not only for the purpose of export, but also to ensure energy security and energy availability of traditional fuel and energy resources on the territory of the Russian Federation, taking into account the transportation of resources to regions remote from the main energy mains.The scientific basis of the study was Russian and foreign state and corporate databases, opinions of industry experts, statistical reports on the implementation of the export potential of coal, strategies and priorities in the development of the fuel and energy complex of Russia, as well as thematic scientific publications.At the end of the author's research, the factors of economic efficiency and benefits from the development of the coal industry in the Arctic region of Russia near the Northern Sea Route are given, taking into account the logistics base for export supplies, raw materials for remote regions, the development of hydrocarbon and gas industries in the offshore zone of the Arctic, incl. h. and on the Arctic Shelf.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 90-98. Economic Systems. 2022;15(1(56)):90-98

Научная статья УДК 339.5

DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-90-98

ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ УГОЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Тимофей Михайлович Мазурчук

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-6209-5055, SPIN-код 2393-4075

Аннотация. В научном исследовании проводятся поиск и анализ экономической эффективности разработки ряда угольных месторождений в Арктическом регионе России в современных условиях динамично развивающегося мирового топливно-энергетического рынка. Основная цель данного исследования - изучить экономические выгоды от разработки труднодоступных и трудноизвлекаемых запасов угля в Арктических угольных бассейнах. В работе исследуются перспективы угольной промышленности с учетом наметившихся тенденций к отходу от традиционного сырья и переходу к альтернативным источникам выработки тепла и энергии, а также в рамках климатических договоренностей по углеродно-нейтральной экономике. Оцениваются перспективы угледобычи не только в целях экспорта, но и для обеспечения энергетической безопасности и энергодоступности традиционных топливно-энергетических ресурсов на территории Российской Федерации с учетом транспортировки сырья в удаленные от основных энергомагистралей регионы.

Научной базой исследования послужили российские и иностранные государственные и корпоративные базы данных, мнения экспертов отрасли, статистические отчеты по реализации экспортного потенциала угля, стратегии и приоритеты в рамках развития топливно-энергетического комплекса России, а также тематические научные издания.

Приводятся факторы экономической эффективности и выгоды от развития угольной промышленности на территории Арктического региона Российской Федерации вблизи Северного морского пути с учетом логистической базы поставки на экспорт, сырьевого обеспечения удаленных регионов, развития углеводородной и газовой отраслей в оффшорной зоне Арктики, в том числе и на Арктическом шельфе.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс России, угольная промышленность, коксующийся уголь, добыча угля в Арктическом регионе, Северный морской путь

Для цитирования: Мазурчук Т.М. Обоснование социально-экономической эффективности разработки угольных месторождений Арктического региона // Экономические системы. 2022. Том 15, № 1 (56). С. 90-98. DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-90-98.

© Мазурчук Т.М., 2022

Благодарности: статья подготовлена в рамках инициативной научно-исследовательской работы № 061607-0-000 на тему «Комплексное решение для повышения экономической эффективности угольной промышленности как условие укрепления энергетической безопасности России», выполняемой на базе кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН.

Original article

SUBSTANTIATION OF THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF THE DEVELOPMENT OF COAL DEPOSITS IN THE ARCTIC REGION

Timofey M. Mazurchuk

RUDN University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6209-5055, SPIN-код 2393-4075

Abstract. The scientific research conducts a search and analysis of the economic efficiency of the development of a number of coal deposits in the Arctic region of Russia in modern conditions of the dynamically developing world fuel and energy market.

The main objective of this study is to examine the economic benefits of developing hard-to-reach and hard-to-recover coal reserves in the Arctic coal basins. The paper examines the prospects of the coal industry, taking into account the emerging trends towards a shift from traditional raw materials and a transition to alternative sources of heat and energy generation, as well as within the framework of climate agreements on a carbon-neutral economy.

The prospects of coal mining are assessed not only for the purpose of export, but also to ensure energy security and energy availability of traditional fuel and energy resources on the territory of the Russian Federation, taking into account the transportation of resources to regions remote from the main energy mains.

The scientific basis of the study was Russian and foreign state and corporate databases, opinions of industry experts, statistical reports on the implementation of the export potential of coal, strategies and priorities in the development of the fuel and energy complex of Russia, as well as thematic scientific publications.

At the end of the author's research, the factors of economic efficiency and benefits from the development of the coal industry in the Arctic region of Russia near the Northern Sea Route are given, taking into account the logistics base for export supplies, raw materials for remote regions, the development of hydrocarbon and gas industries in the offshore zone of the Arctic, incl. h. and on the Arctic Shelf.

Keywords: the fuel and energy complex of Russia, the coal industry, coking coal, coal mining in the Arctic region, the Northern Sea Route

For citation: Mazurchuk T.M. Substantiation of the socio-economic efficiency of the development of coal deposits in the Arctic region. Economic Systems. 2022;15(1(56)):90-98. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2022-15-1-90-98.

Acknowledgements: the article was prepared as part of the initiative research work No. 0616070-000 on the topic «A comprehensive solution for improving the economic efficiency of the coal industry as a condition for strengthening Russia's energy security», carried out on the basis of the Department of National Economics of the Faculty of Economics of the RUDN.

Введение

Добыча каменного угля - один из традиционных источников обеспечения энергобезопасности и энергонезависимости топливно-энергетического комплекса России. В последние годы существует много противоречивых мнений об эффективности и целесообразности разработки угольных запасов при росте добычи более экологичного вида сырья - природного газа в совокупности с введением альтернативных источников энергии, таких как солнечная, ветряная и термальная тепло- и электрогенерации. Тем не менее, если изучить мировую динамику добычи угля, то ряд развитых стран, включая США и Австралию, наращивают ежегодную добычу данного ресурса на своей территории, а общая динамика демонстрирует заинтересованность развивающихся стран в импорте и использовании угля (13 стран, добывающих уголь, в 2020 г. импортировали не менее 5% каменного угля от общего уровня внутренней добычи) [9].

Основная часть

По итогам 2020 г. Россия занимает 6-е место в мире по объемам добычи угля в тоннах сырья (более 5,5%) после Китая, Индии, США, Австралии и Индонезии. В стратегии развития ТЭК России до 2035 года приводятся показатели приращения новых мощностей добычи угля с учетом повышенного экспортного потенциала [2] (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз развития угольной промышленности России до 2035 года

Показатели 2019-2025 гг. 2026-2030 гг. 2031-2035 гг.

Ввод новых мощностей (с % в Арктическом регионе) 133-222 (1,8%) 158-250 (4,7%) 251-260 (7,4%)

Усредненная доля экспорта в поставках угля, % 59,5 62 63

Источник: составлено автором по данным [3, 5].

Более того, один из видов каменного угля - коксующийся - активно используется в промышленном секторе из-за наилучшей эффективности по выделению тепла и высокому коэффициенту полезного действия (далее - КПД). Россия обладает крупнейшими мировыми запасами коксующегося угля, часть данных месторождений находится в Арктическом регионе России. В связи с этим

важно оценить потенциал Российской Федерации на мировом угольном рынке и особенно то, какие преимущества может дать разработка Арктических угольных запасов.

Площадь сухопутной части Арктической зоны России превышает 4,5 тыс. кв. км. Население региона - 2,5 млн чел. (по данным 2020 г). Доступные кразработке запасы каменного угля категорий А, В и С по данным на 1 января 2021 г составляют более 7560 млн т. сырья или около 4% от разведанных запасов на территории России в целом. При этом 45% из данных запасов составляет коксующийся уголь - наиболее качественный и дорогостоящий вид угля. Потенциальные запасы каменного угля по оценкам экспертов в данном регионе превышают 58 000 млн т. сырья, но данная цифра может меняться в положительную сторону при расширении базы геологоразведочных работ, которые проводились преимущественно в период развития Арктического региона СССР. В 1990-е гг. из-за затяжного экономического и политического кризисов большинство разведочных работ был прекращено в угоду использованию действующих наиболее выгодных запасов сырья [1; 11, с. 171].

Основные запасы угля сосредоточены на территории 45 месторождений, и еще 8 потенциальных месторождений может быть введено в разработку при расширении Северного морского пути (далее - СМП). Он оказывает стимулирующий эффект на развитие угольной промышленности Арктики России за счет повышения доступности транспортной базы [6].

Это связано в первую очередь с тем, что логистическая база подобных месторождений предполагает сезонные или ограниченные перевозки сырья автотранспортом по сухопутной части или строительство длинных веток железнодорожных путей, что повышает стоимость конечного продукта. Строительство хабов для перевозки угля морским транспортом позволило бы избежать существенных издержек и ускорить освоение подобных месторождений, так как на морском транспорте возможно перевозить крупные строительные установки [9].

Многие эксперты скептически относятся к преимуществам разработки угля на территории Арктики России из-за трудных заполярных условий работы и, как следствие, масштабных инвестиционных проектов, которые потребуют государственного вмешательства в целях минимизации рисков и привлечения иностранных инвесторов к действующим и потенциальным проектам. Для определения возможного промышленного и экономического эффекта для России от разработки сырьевой угольной базы Арктики необходимо выявить ряд значимых факторов, позволяющих привлечь достаточный уровень инвестиций и обеспечить окупаемость проектов.

Одним из ключевых преимуществ развития подобных месторождений служит экспортный потенциал коксующегося угля в Китай и страны Юго-Восточной Азии, активно использующие данный уголь в промышленности. Несмотря на то, что Китайская Народная Республика сама производит 3,84 млрд т угля (по данным 2020 г.) на своей территории, она является одним из крупнейших импортеров российского угля, более 35% которого приходится на коксующийся уголь.

Импорт угля составляет до 320 млн т угля по данным 2020 г, и эти показатели будут только расти по оценкам экспертов китайской службы государственной статистики [8].

Основной проблемой в увеличении поставок в Китай угля выступает транспортировка сырья. В целях компенсации перевозок железнодорожным транспортом возможно применять морскую транспортировку через СМП.

Одним из потенциальных «угольных проектов» Арктического региона, который позволит наладить стабильные поставки ресурсов в КНР, является остров Диксон, который может стать одним из крупнейших транспортных хабов СМП и обеспечить прямые поставки ресурсов из Западной части России в Китай и остальной азиатский регион морским транспортом. По прогнозам Минэнерго России, к 2025 г. на территории угольных месторождений, сопряженных с Северным морским путем, будет добываться до 35 млн т угля. Более 55% из них - коксующийся уголь [10; 13, с. 372].

Эффективность морской логистики по СМП может привлечь и другие компании и государства пользоваться СМП. Расширение международного сообщения по Северному морскому пути позволит ускорить строительство необходимых транспортных систем и фактически снизит расходы на введение новых мощностей в угольной промышленности региона. Так, по мнению экспертов компании «Арктикуголь», на каждый 1 руб., вложенный в развитие СМП, будут приходиться 3,15 руб. прибыли в среднесрочной перспективе, а «кольцевание» перевозок позволит ускорить процессы транспортировки, так как ряд компаний смогут перевозить уголь по СМП в азиатский регион, а затем через Юго-Восточную Азию переходить по Суэцкому каналу к европейским странам и оттуда также осуществлять рейсы в Азию через СМП [2].

Создание такого маршрута позволит охватить больше стран для транспортировки ресурсов и в том числе обеспечит углем регионы Северо-Западной Сибири и севера Дальнего Востока, в которые поставка грузов по наземным путям осуществляется с регулярными перебоями из-за сезонных климатических изменений.

Еще одно немаловажное преимущество - это установленные сверхвысокие для угольных пластов концентрации ценных примесей (редкоземельные элементы):

1) церий (до 3,7%);

2) прометий (до 1,2%);

3) тербий (до 0,2%);

4) иттербий (до 0,6%);

5) лютеций (до 0,02%);

6) самарий (до 0,04%);

7) европий (до 0,005%);

8) гадолиний (до 0,01%);

9) тулий (до 2,3%) (и др.) [8].

Подобные залежи металлов в угольных пластах следует рассматривать в качестве потенциального источника цветных, редких металлов, которые также возможно использовать в других отраслях промышленности, в том числе с высоким экспортным потенциалом [4].

Наличие ценных металлов повышает инвестиционную привлекательность освоения угольных объектов и цену угля при поставках на экспорт. Угольные месторождения и бассейны по возрасту вмещающих осадочных пород совмещаются с нефтегазоносными бассейнами (НГБ). Добыча угля в Арктической зоне и создание необходимой инфраструктуры будут более выгодны, если начнется параллельная разработка угольных объектов, расположенных вблизи Северного морского пути, в том числе вблизи крупных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан [12, с. 64-65].

Четыре ключевых проекта развития угольной промышленности в Арктическом регионе отражены в табл. 2. Важно отметить, что данные в табл. 2 приведены без учета расширения и обновления действующих месторождений. Несмотря на длительный срок окупаемости (более 10 лет), большинство месторождений обладают разведанными запасами на срок использования от 18 до 45 лет. Месторождения архипелага Шпицберген находятся на территории Норвегии, и тем не менее российские компании разрабатывают ряд ключевых месторождений, используя уникальные технологические решения, позволяющие эффективно добывать и транспортировать сырье на материковую часть.

Таблица 2

Развитие угольных проектов на территории Арктики России и совместные проекты на территории Арктики других стран

Название проекта Потенциал в млн т сырья с учетом потенциальных запасов Требуемые инвестиции для начала извлечения и реализации сырья, млрд руб. Срок окупаемости

Строительство угольного терминала в морском порту Лавна, Кольский залив 865 190 9-12 лет

Сырдасайское месторождение в Таймырском угольном бассейне 1200 300-350 15 лет

Лемберовская группа месторождений рядом с о. Диксон 2100 289 12-13 лет

Архипелаг Шпицберген (совместно с Норвегией) 3500 800 18 лет

Источник: составлено автором по данным [3, 7, 9].

Суммарные инвестиционные решения потребуют более 1,5 трлн руб. затрат без учета развития транспортной доступности для стабильных экспортных поставок ресурсов, однако потенциал месторождений будет реализовываться с привлечением значительного объема государственных инвестиций. Так, для развития угольных месторождений и транспортной базы с 2018 г выделено более 270 млрд руб., а в планах до 2030 г предусмотрено выделить еще более 450 млрд руб. на развитие сети Арктического морского транспорта. Если транспортная система СМП сможет обеспечить полную проходимость без сезонных ограничений грузового транспорта, то срок окупаемости месторождений может в значительной степени сократиться, так как, по данным Минэнерго России, снижение экономической отдачи происходит за счет отсутствия морского флота судов, позволяющих проходить в трудных условиях северных широт по МСП [11, с. 172].

Заключение

Арктическая зона России характеризуется высоким сырьевым потенциалом и высокой логистической проходимостью по морской территории. В сравнении с Суэцким каналом одновременная проходимость судов в зимнее время здесь существенно выше (по данным Стратегии развития Арктики до 2035 года, более чем в 50 раз). Огромные разведанные запасы топливных ресурсов, включая каменный уголь, способствуют повышению энергобезопасности России, а также привнесут дополнительный вклад в консолидированный бюджет и внутренний валовый продукт. По данным ООН, даже при низких ценах на уголь коксующийся уголь останется востребованным в промышленной сфере и альтернативные источники энергии при оптимистичном прогнозе не смогут обеспечить в достаточной мере теплом и энергией Китай и Юго-Восточный регион Азии до 2080 года, что означает долгосрочный потенциал реализации подобного сырья на экспорт [5, 9].

Также в Арктическом регионе находятся значительные запасы углеводородов и природного газа, которые, по ряду оценок экспертов, могут превосходить их запасы на остальной сухопутной территории России. Инвестиции в развитие не только судоходства по СМП, но и в сырьевую промышленность Арктики России, позволят перейти к следующему значимому шагу - разработке сырьевых запасов за пределами Арктического шельфа в офшорной зоне.

В целом российские арктические угольные проекты устойчивы и перспективны на мировом рынке даже в условиях нарастающей турбулентности, так как имеют высокое качество извлекаемого сырья при умеренной себестоимости и способность приумножать возможности развития одной отрасли в Арктическом регионе с освоением других, не менее ценных запасов.

Список источников

1. Арктикуголь Шпицберген. URL: https://www.arcticugol.ru (дата обращения: 23.12.2021).

2. https://oilcapital.ru/article/general/03-06-2020/ugolnye-optimisty (дата обращения: 23.12.2021).

3. ВостокУголь: хотим, чтобы Диксон стал мировой столицей Арктики. URL: https://1prime. ru/Interview/20170329/827303215.html?ysclid=l0cm1a37jg (дата обращения: 23.12.2021).

4. Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования топливно-энергетического комплекса в 2020 году. Задачи на 2021 год и среднесрочную перспективу. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/20515/154220 (дата обращения: 23.12.2021).

5. Коксующийся уголь: не без проблем. URL: https://www.metaltorg.ru/analytics/ores/?id=762 (дата обращения: 23.12.2021).

6. Мировой рынок угля. URL: https://fin-plan.org/blog/investitsii/mirovoy-rynok-uglya (дата обращения: 23.12.2021).

7. Угольные месторождения арктической зоны Якутии и Чукотки: состояние сырьевой базы и возможности её освоения / Н.С. Батугина, В.Л. Гаврилов, Е.А. Хоютанов [и др.] // Наука и образование. 2014. № 4 (76). С. 5-11.

8. Путин поручил проработать перевозки угля по Севморпути на российских судах. URL: https://ria.ru/20190328/1552200080.html (дата обращения: 23.12.2021).

9. Справка о состоянии и перспективах использования минерально-сырьевой базы Арктической зоны РФ на 15.03.2021 г. URL: https://www.rosnedra.gov.ru/data/Fast/Files/202104/45b b8bcc7b844220954744c0149a86f4.pdf (дата обращения: 23.12.2021).

10. Холодный Шелковый путь. URL: https://atomicexpert.com/cold-silkpath (дата обращения: 23.12.2021).

11. Черняев М.В., Агеев Е.Н. Опыт зарубежных стран в применении инноваций в угольной промышленности // Экономические системы. 2020. Т. 13, № 1. С. 170-175.

12. Черняев М.В., Агеев Е.Н. Инновационно-технологическое развитие угольной отрасли: проблемы и перспективы развития // Экономические системы. 2019. Т. 12, № 3-4. С. 58-66.

13. Черняев М.В. Инновационные технологии дегазации угольных пластов для предотвращения неожиданных выбросов угля и газа в рабочее пространство шахт и извлечение метана в промышленных масштабах // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы : Материалы V Международного научного конгресса / под науч. ред. А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. 2017. С. 371-377.

References

1. Arktikugol Svalbard. URL: https://www.arcticugol.ru. (In Russ.).

2. https://oilcapital.ru/article/general/03-06-2020/ugolnye-optimisty. (In Russ.).

3. VostokUgol: We want Dixon to become the world capital Arctic. URL: https://1prime.ru/ Interview/20170329/827303215.html ?ysclid=l0cm1a37jg. (In Russ.).

4. The results of the work of the Ministry of Energy of Russia and the main results of the functioning of the fuel and energy complex in 2020. Tasks for 2021 and the medium term. URL: https://minenergo. gov.ru/view-pdf/20515/154220. (In Russ.).

5. Coking coal: not without problems. URL: https://www.metaltorg.ru/analytics/ores/?id=762. (In Russ.).

6. Global coal market. URL: https://fin-plan.org/blog/investitsii/mirovoy-rynok-uglya. (In Russ.).

7. Batugina N.S., Gavrilov V.L., Khoyutanov E.A., Fedorov V.I. Coal deposits of the Arctic zone of Yakutia and Chukotka: the state of the raw material base and the possibilities of its development. Nauka i obrazovanie = Science and education. 2014;4(76):5-11. (In Russ.).

8. Putin instructed to work out the transportation of coal along the Northern Sea Route on Russian ships. URL: https://ria.ru/20190328/1552200080.html. (In Russ.).

9. Information about the state and prospects for the use of the mineral resource base of the Arctic zone of the Russian Federation on the city 15.03.2021. URL: https://www.rosnedra.gov.ru/ data/Fast/Files/202104/45bb8bcc7b844220954744c0149a86f4.pdf. (In Russ.).

10. Cold silk road. URL: https://atomicexpert.com/cold-silkpath. (In Russ.).

11. Chernyaev M.V., Ageev E.N. The experience of foreign countries in the application of innovation in the coal industry. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2020;13(1):170-175. (In Russ.).

12. Chernyaev M.V., Ageev E.N. Innovative and technological development of the coal industry: problems and prospects of development. Ekonomicheskie sistemy = Economic systems. 2019;12 (3-4):58-66. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Chernyaev M.V. Innovative technologies of coal bed degassing to prevent unexpected emissions of coal and gas into the working space of mines and methane extraction on an industrial scale. Fundamental and applied issues of effective entrepreneurship: new solutions, projects, hypotheses: Materials of the V International Scientific Congress. Ed. by A.V. Sharkova, I.A. Merkulina. 2017;371-377. (In Russ.).

Информация об авторе

Т. М. Мазурчук - аспирант 2-го года обучения, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством.

Information about the author

T.M. Mazurchuk - 2nd year Ph.D. student, 08.00.05 - economy and management of the national economy.

Статья поступила в редакцию 02.02.2022; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 04.03.2022.

The article was submitted 02.02.2022; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 04.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.