УДК 631.15:33:638.3
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО ЖИВОТНОВОДСТВА
А.И. Тихомиров, кандидат экономических наук
ФГБНУ «ФНЦ животноводства - ВИЖ им. академика Л.К. Эрнста»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В рамках исследования определены особенности производства и тенденции развития международного рынка органического животноводства. На примере развития молочного скотоводства рассмотрены предпосылки и организационно-экономические факторы развития органического животноводства. Установлено, что среди всех наименований органической продукции животноводства в стоимостном выражении особенно выделяются молоко и молочные продукты. Мировой рынок органических молочных продуктов оценивается в 18 млрд долл. Наибольший объем производства отмечен в США, он составил 1,17 млрд долл. Производство органического молока в странах Европы за последние годы существенно возросло и достигло в 2017 году 4,6 млн т. При этом в странах, являющихся членами ЕС, было произведено 4,3 млн т. Установлены основные производители и поставщики органического молока на мировом рынке. На основании анализа предложены меры по совершенствованию механизмов государственной поддержки и обеспечению благоприятных условий на международном рынке для российских экспортеров органической животноводческой продукции. Среди приоритетных направлений следует отметить оказание специальных мер государственной поддержки отечественных производителей органической продукции, продвижение и защиту их интересов на международном рынке.
Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, животноводство, конкурентоспособность, международный рынок, развитие сельских территорий.
Введение. Развитие агропромышленного комплекса страны и сельских территорий требует создания новых высокооплачиваемых рабочих мест и производственных мощностей в сельской местности для обеспечения занятости местного населения. В современных условиях хозяйствования, связанных с интенсивным развитием крупных агропромышленных формирований и концентрацией производственных ресурсов на основе принципов специализации, происходит повышение эффективности производства и уход с рынка неконкурентных предприятий. В этой связи развитие мелкотоварного производства и расширение рынков сбыта для товаропроизводителей приобретает особое значение и играет важную роль в закреплении населения в сельской местности.
Одним из приоритетных направлений развития АПК России является формирование устойчивого органического сельского хозяйства, позволяющего вовлечь в товаропроводящие цепочки мелких и средних сельхозтоваропроизводителей, обеспечить им рынок сбыта и приемлемый уровень дохода
от реализации продукции. В свою очередь органическое животноводство, как достаточно новое направление агропромышленного производства с относительно низким уровнем конкуренции, позволяет создать инновационные продуктовые цепочки, вовлечь в сельхозоборот неиспользованные земельные угодья и обеспечить устойчивые каналы реализации произведенной продукции.
Материалы и методы исследования. Методологической базой исследования являлись труды отечественных и зарубежных ученых в области развития органического сельского хозяйства и формирования внутреннего рынка органической продукции. Информационную основу исследования составили официальные данные государственных органов власти и аналитические материалы международных объединений, отраслевых ассоциаций и иностранных государственных ведомств.
Результаты. Развитие органического сельского хозяйства позволяет не только увеличить доход от реализации более дорогостоящей продукции органического сельского
хозяйства, но и обеспечить качественными продуктами питания население. Кроме того, органическое сельское хозяйство выполняет важнейшую экологическую функцию, вовлекая в оборот земельные угодья, относящиеся к зоне рискованного земледелия, повышая плодородие почв и уровень защиты экосистем. Весомый вклад органическое сельское хозяйство вносит в развитие биоразнообразия и сохранение редких локальных генотипов пород животных.
Рассматривая сложившуюся рыночную конъюнктуру на данном рынке, следует отметить, что развитию органического сельского хозяйства способствует его практически нереализованный потенциал и наличие обширной ресурсной базы, благоприятной для выращивания органической продукции. Другим фактором, способствующим широкому распространению технологий органического производства в нашей стране, является запрет на использование генетически модифицированных организмов, получивших большое распространение в развитых и развивающихся странах. Россия располагает значительным объемом сельхозугодий, что позволяет наращивать производство органической продукции, и имеет достаточный социально-экономический потенциал для развития рынка органической продукции и наращивания объемов экспортных поставок [2].
В рамках реализации Указа Президента РФ о достижении к 2024 году экспорта продовольственных товаров на уровне 45 млрд долл. в стоимостном выражении наращивание объемов производства органических продуктов является одним из приоритетных направлений развития экспортного потенциала АПК. Оценка состояния мирового рынка органической продукции показывает, что этот сегмент продовольственного рынка характеризуется интенсивными темпами роста. Лидеры по объему рынка органической продукции в 2017 г. - США, страны ЕС и Китай. При этом в расчете на душу населения потребление органической продукции сельского хозяйства в странах Западной Европы значительно превосходит другие регионы планеты. Среднегодовое потребление органиче-
ской продукции в Швейцарии достигло 288 евро/чел. в стоимостном выражении, что на 166 и 205 евро больше, чем в странах Северной Америки. Лидерами по потреблению органических товаров на душу населения также являются Дания, Швеция, Люксембург и Австрия. В этих же странах сохраняется и самая большая доля органического производства от общего рынка АПК.
Среди всех наименований органической продукции животноводства в стоимостном выражении особенно выделяются молоко и молочные продукты. Мировой рынок органических молочных продуктов оценивается в 18 млрд долл. При этом наибольший объем производства отмечен в США и составил 1,17 млрд долл. Производство органического молока в странах Европы за последние годы существенно возросло и достигло в 2017 г. 4,6 млн т. При этом в странах, являющихся членами ЕС, было произведено 4,3 млн т [1].
Исследования, проведенные группой европейских ученых, выявили особенности развития органического молочного скотоводства и рынка органического молока в семи странах ЕС. Установлено, что уровень экономического развития страны и доходов населения предопределял структуру и размер производства, формирование товаропроводящих цепочек и спрос на готовую продукцию. Особого внимания заслуживает исследование, проведенное на базе штатов Вермонт и Миннесота в США, рассматривающее экономическую эффективность производства и реализации органического молока [3]. С
2008-2010 гг. на территории штата Вермонт функционировало 180 органических молочных ферм, которые ежегодно производили продукцию на 76,3 млн долл. Эти предприятия обеспечивали поступление 26,3 млн долл. в бюджет штата. В штате Миннесота с
2009-2011 гг. работало 114 молочных ферм, соответствующих принципам органического сельского хозяйства. Объем производства готовой продукции в стоимостном выражении был равен 77,7 млн долл. в год. Данные предприятия обеспечили создание 552 рабочих мест и поступление 21 млн долл. доходов в бюджет Миннесоты [3].
Следует отметить ряд особенностей, выгодно отличающих органическое молочное скотоводство от традиционной технологии производства молока. Во-первых, соблюдение принципов органического сельского хозяйства позволяет повысить продуктивное долголетие коров, что даст возможность нарастить объем производства в расчете на одно животное, снизить затраты и уменьшить экологические риски, связанные с утилизацией отходов при выращивании молодняка. Во-вторых, в индустриальном молочном скотоводстве повышение продуктивности сопровождалось развитием различных заболеваний, таких, как мастит и кетоз, а также снижением воспроизводительных качеств и устойчивости к тепловому стрессу. Эти негативные проявления можно ослабить, соблю-
Одним из основных направлений развития органического сельского хозяйства является проведение сертификации производства на предмет соответствия производимой продукции установленным требованиям. Она затрагивает все стадии производства, начиная с заготовки кормов и заканчивая реализацией готовой продукцией. Разработка гармонизированных с международными нормативными актами требований к органическим продуктам и правил оценки их соответствия в рамках добровольной сертификации позволит повысить уровень доверия потребителей
дая органическую технологию. Кроме того, технология органического животноводства предусматривает скармливание телятам преимущественно материнского молока при производстве мяса КРС. Авторами был обоснован вывод о том, что потребление материнского молока приводит к увеличению живого веса при отъеме и позволяет получить больше прибыли, чем на традиционных откормочных фермах [4].
Изучение международного опыта и тенденций органического животноводства позволяет провести анализ конкурентных преимуществ и факторов развития отрасли в нашей стране. Для оценки возможностей и возникающих угроз наращивания производства органического животноводства был проведен SWOT-анализ (таблица).
и обеспечит повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширит их экспортные возможности [1].
Первым нормативным документом, являющимся терминологическим базисом в области производства органических пищевых продуктов, стал ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения». Национальный стандарт устанавливает термины и определения в области производства, состава и свойств пищевых органических продуктов и продуктов их переработки, отвечающих требованиям орга-
Таблица. SWOT-анализ развития отечественного органического животноводства
Сильные стороны Слабые стороны
- низкая конкуренция на внутреннем рынке и возрастающий спрос на продукцию органического животноводства; - возможность замещения иностранных производителей на внутреннем рынке; - снижение затрат на приобретение ветеринарных препаратов и агрохимикатов; - сохранение окружающей среды и обеспечение благоприятной экологической обстановки - низкий уровень узнаваемости данной продукции и низкий уровень информированности населения; - высокая стоимость продукции органического животноводства; - ограниченное количество производителей, производящих сертифицированную продукцию; - высокие требования к технологии производства и качеству готовой продукции
Возможности Угрозы
- возможности для насыщения внутреннего рынка продукцией собственного производства; - благоприятные природно-климатические и аг-ротехнологические условия производства; - сохранение и развитие биоразнообразия генетических ресурсов; - возможности для наращивания экспортного потенциала отрасли - несовершенство нормативно-правовой базы и регулирования рынка органических продуктов животного происхождения; - падение доходов населения и платежеспособного спроса; -маленький опыт ведения органического сельского хозяйства; - торговые барьеры и неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура; - высокий уровень конкуренции на международном рынке
нического производства. Порядок осуществления добровольной сертификации органического производства установлен в ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации». Стандарт предназначен для широкого круга пользователей, включая производителей органической продукции и экспертов по сертификации.
С 1 января 2018 г. на территории государств-членов ЕврАзЭс действует межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Стандарт разработан в соответствии с рекомендациями Кодекса Алиментариус САС/GL 32-1999 «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания» и базовыми стандартами ГРОАМ для обеспечения согласованного подхода к требованиям, определяющим производство органической продукции, ее маркировку и информацию о продукте. ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 280-ФЗ вступит в силу 1 января 2020 г. и будет регулировать отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции, установит основные требования к производству органической продукции и порядок подтверждения его соответствия, введения специальной маркировки продукции, а также создания Единого государственного реестра производителей органической продукции и их государственной поддержки.
В частности, в соответствии со ст. 4 Закона при производстве органической продукции в России необходимо будет соблюдать следующие основные требования:
- запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;
- обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической;
- запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных пре-
паратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в РФ национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
- исключение применения трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-мо-дифицированных и трансгенных организмов;
- запрет на применение ионизирующего излучения;
- применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения, а также осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомо-фагов (естественных врагов вредителей растений), выборе видов и сортов растений, подборе севооборота, оптимальных методов возделывания растений и методов термической обработки органической продукции;
- подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству, обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических показателей их содержания;
- использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;
- применение биологических, в т. ч. про-биотических микроорганизмов, используемых при переработке пищевых продуктов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи, основанных на взаимодействии микроорганизмов в естественной среде;
- запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;
- исключение использования упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в т. ч. использования поливинилхлорида для упаковки потребительской и транспортной тары.
Вместе с тем остается нерешенным вопрос подготовки нормативно-правовых актов и разработки стандартов, регулирующих качество готовой продукции и гармонизированных с международными нормами. Стоит отметить, что обладая значительным природно-климатическим и производственным потенциалом, Россия способна в короткие сроки нарастить объемы производства и экспорта продукции органического животноводства. Среди приоритетных направлений, необходимых для развития отрасли и повышения ее конкурентоспособности, следует отметить разработку мер государственной поддержки для отечественных производителей органической продукции, продвижение и защиту их интересов на международном рынке.
Заключение. Развитие органического животноводства обусловлено сложившимся уровнем рыночной конъюнктуры и платежеспособным спросом со стороны населения. Сформированные производственные и логистические цепочки локализованы в регионах с устойчиво высоким уровнем доходов населения и потребления органических продук-
тов питания. Формирование внутреннего рынка органической продукции находится на начальном этапе своего развития, что вызвано несовершенством законодательной базы и проходящими негативными кризисными процессами в экономике, приводящими к падению доходов населения и сокращению платежеспособного спроса. Развитие органического животноводства в нашей стране имеет большой потенциал, который обусловлен благоприятными природно-климатическими условиями и широкими возможностями для наращивания объемов экспортных поставок.
Литература:
1. Тихомиров А.И., Фомин А.А. Развитие органического животноводства: проблемы и возможности // Международный с.-х. журнал. 2019. № 3. С. 77-80.
2. Традиционное и органическое сельское хозяйство: анализ сравнительной эффективности с позиции концепции устойчивого развития / Шульце Э. и др. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. № 4.
3. URL: http://dx.doi.org/ 10.3168/jds.2013-6662
4. Kiefer L. The effect of feed demand on greenhouse gas emissions and farm profitability for organic and conventional dairy farms // Journal of Dairy Science. 2014. № 97.
Literatura:
1. Tihomirov A.I., Fomin A.A. Razvitie organicheskogo zhivotnovodstva: problemy i vozmozhnosti // Mezhduna-rodnyj s.-h. zhumal. 2019. № 3. S. 77-80.
2. Tradicionnoe i organicheskoe sel'skoe hozyajstvo: ana-liz sravnitel'noj effektivnosti s pozicii koncepcii ustojchi-vogo razvitiya / SHul'ce E. i dr. // Vestnik Sankt-Peterbur-gskogo universiteta. 2015. № 4.
3. URL: http://dx.doi.org/ 10.3168/jds.2013-6662
4. Kiefer L. The effect of feed demand on greenhouse gas emissions and farm profitability for organic and conventional dairy farms // Journal of Dairy Science. 2014. № 97.
ECONOMICAL CONDITION OF ORGANIC LIVESTOCK DEVELOPMENT A.I. Tihomirov, candidate of economic Sciences FGBNY "FNCof livestock- VIJ after academician L.K. Ernst"
Abstract. In the study framework, the organic livestock products international market development features and trends were determined. On the dairy cattle breeding development's example the preconditions and organizational-and- economical factors of organic livestock producing development are considered. It is established that among all livestock organic products names milk and dairy products in value terms are especially allocated. The organic dairy products' global market at $ 18 billion is estimated. The production's largest volume in the United States was recorded, it to 1,17 billion of dollars was amounted. Production of European organic milk in recent years was significantly increased and 4,6 million tons in 2017 was reached. At the same time in the EU country-member 4,3 million of tons were produced. The organic milk world market's main producers and suppliers were established. Based on the analysis, state supporting and ensuring favorable conditions on measures for Russian organic livestock products exporters international market mechanisms improving are proposed. Among this areas priority the state support special measures of organic products domestic producers' provision should be noted, their interests on the international market promoting and protecting.
Keywords: organic agriculture, livestock, competitiveness, international market, rural areas' development.