Научная статья на тему 'Мировые тенденции и перспективы развития рынка органической продукции в Беларуси'

Мировые тенденции и перспективы развития рынка органической продукции в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ORGANIC AGRICULTURE / MARKET / LEGISLATION / GREEN ECONOMY / ENVIRONMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самцова Д.В.

Рынок органических продуктов питания является самым динамично растущим сегментом продовольственного рынка в мире. По состоянию на 2017 год его емкость превысила 100 млрд долл. США, что составило более 10 % от общего объема мирового рынка продовольствия. Тенденция активного развития отрасли сельского хозяйства по производству органической продукции сохраняется для 181 страны мира. Эта цифра увеличивается с каждым годом, что связано с востребованностью данного типа продукции у различных слоев населения. В статье отражены мировые тенденции и перспективы развития рынка органической продукции в Беларуси. Приводится анализ состояния мирового рынка органической продукции. Раскрыты основные проблемы законодательной отрасли, связанной с развитием органического сельского хозяйства в стране. Определено количество агропроизводителей, осуществляющих выращивание, сбор и переработку органической продукции. Перечислены организации розничной торговли и общественного питания, реализующие широкий ассортимент данной продукции. Приведены основные действующие общественные организации, способствующие развитию отрасли в Беларуси. Выявлено отношение граждан к органической продукции, а также уровень их осведомлённости. Установлено, что поддержка развития ОСХ позволит государству решить широкий спектр вопросов приоритетных направлений: экономических, социальных, экологических.The organic food market is the fastest growing segment of food market in the world. As of 2017, its capacity exceeded $ 100 billion, which amounted to more than 10% of the total world food market. The trend of active development of the agricultural industry for the production of organic products is maintained for 181 countries of the world. This figure is increasing every year, which is associated with the demand for this type of product among various segments of the population. The article reflects global trends and prospects for the development of organic products market in Belarus. We have analyzed the state of global market for organic products. We have shown the main problems of legislation related to the development of organic agriculture in the country. We have determined the number of agricultural producers engaged in cultivation, collection and processing of organic products. We have listed organizations of retail trade and public catering, realizing a wide range of these products. We have presented the main operating public organizations contributing to the development of the industry in Belarus. We have shown the attitude of citizens to organic products, as well as their level of awareness. We have established that support for the development of organic agriculture will allow the state to solve a wide range of priority issues: economic, social, and environmental.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые тенденции и перспективы развития рынка органической продукции в Беларуси»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 4 2019_

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.43

МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОРГАНИЧЕСКОЙ

ПРОДУКЦИИ В БЕЛАРУСИ

Д. В. САМЦОВА

ГНУ «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: samtsova_d@mail.ru

(Поступила в редакцию 12.09.2019)

Рынок органических продуктов питания является самым динамично растущим сегментом продовольственного рынка в мире. По состоянию на 2017 год его емкость превысила 100 млрд долл. США, что составило более 10 % от общего объема мирового рынка продовольствия. Тенденция активного развития отрасли сельского хозяйства по производству органической продукции сохраняется для 181 страны мира. Эта цифра увеличивается с каждым годом, что связано с востребованностью данного типа продукции у различных слоев населения.

В статье отражены мировые тенденции и перспективы развития рынка органической продукции в Беларуси. Приводится анализ состояния мирового рынка органической продукции. Раскрыты основные проблемы законодательной отрасли, связанной с развитием органического сельского хозяйства в стране. Определено количество агропроизводителей, осуществляющих выращивание, сбор и переработку органической продукции. Перечислены организации розничной торговли и общественного питания, реализующие широкий ассортимент данной продукции. Приведены основные действующие общественные организации, способствующие развитию отрасли в Беларуси. Выявлено отношение граждан к органической продукции, а также уровень их осведомлённости. Установлено, что поддержка развития ОСХ позволит государству решить широкий спектр вопросов приоритетных направлений: экономических, социальных, экологических.

Ключевые слова: органическое сельское хозяйство, рынок, законодательство, зеленая экономика, окружающая среда, устойчивое развитие.

The organic food market is the fastest growing segment offood market in the world. As of 2017, its capacity exceeded $ 100 billion, which amounted to more than 10% of the total world food market. The trend of active development of the agricultural industry for the production of organic products is maintained for 181 countries of the world. This figure is increasing every year, which is associated with the demand for this type ofproduct among various segments of the population.

The article reflects global trends and prospects for the development of organic products market in Belarus. We have analyzed the state of global market for organic products. We have shown the main problems of legislation related to the development of organic agriculture in the country. We have determined the number of agricultural producers engaged in cultivation, collection and processing of organic products. We have listed organizations of retail trade and public catering, realizing a wide range of these products. We have presented the main operating public organizations contributing to the development of the industry in Belarus. We have shown the attitude of citizens to organic products, as well as their level of awareness. We have established that support for the development of organic agriculture will allow the state to solve a wide range ofpriority issues: economic, social, and environmental.

Key words: organic agriculture, market, legislation, green economy, environment, sustainable development.

Введение

В настоящее время основной объём органической продукции реализуется в высокоразвитых индустриальных странах мира. В частности, около 87 % общего объема потребления приходится на страны Западной Европы и Северной Америки, 9 % на Азию, 1 % на Латинскую Америку и государства Океании. Если рассматривать в страновом разрезе, то абсолютным лидером рынка являются США (46 %), затем следуют Германия (11 %), Франция (8 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Италия, Великобритания, Швейцария занимают по 3 %, и все остальные страны мира - 15 % [1].

Основная часть

Оценивая статистику по объему потребления органической продукции на душу населения можно отметить ежегодный рост. Показатель потребления органической продукции в мире по состоянию на 2017 год составляет 12,8 долл. США. Однако максимального значения этот показатель достигает в некоторых странах ЕС и Северной Америки (рисунок)

Рис. Страны-лидеры по потреблению органических продуктов питания на душу населения (2017 г.)

Примечание. Источник: [1].

По объему розничных продаж также лидируют страны Европы и Северной Америки, однако, если рассматривать региональное потребление, то можно отметить, что для Европы данный показатель будет ниже. Это связано с разницей в количестве государств, расположенных в каждом регионе, а также в разнице объёмов потребления в отдельно взятых странах (таблица).

Основные показатели рынка органической продукции (2017 г.)

Регион Розничная торговля, млн евро Потребление на душу населения, евро

Африка* 16 -

Азия 9601 2,1

Европа 37351 50,3

Латинская Америка* * 810 1,3

Северная Америка 43012 119,1

Океания 1293 31,8

Мир 92074 12,2

* - данные из Эфиопии, Кении и Зимбабве.

** - данные из Белиза, Бразилии, Чили, Коста-Рики, Ямайки, Мексики, Перу.

Примечание. Источник: [1].

Таким образом, производство органических продуктов - это возможность для отечественных товаропроизводителей занять новую нишу в структуре рыночной экономики, что обуславливает перспективность развития данного направления в Беларуси.

Широкая поддержка развития ОСХ позволит государству решить широкий спектр вопросов приоритетных направлений: экономических (расширение внешнеторговых связей, улучшение имиджа страны, повышение устойчивости отрасли сельского хозяйства к экономическим потрясениям), социальных (улучшение здоровья населения, создание благоприятный условий для жизни в сельской местности), экологических (снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду, сохранение биоразнообразия, восстановление экосистем).

Несмотря на то, что формирование рынка органической продукции определено в качестве перспективного направления во многих стратегических документах, таких как Национальная стратегия устойчивого развития на период до 2030 года [2], Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года [3], наибольшее развитие данное направление получило в последние год-полтора, что во многом связано с принятием Закона «О производстве и обращении органической продукции» от 9 ноября 2018 г. № 144-З [4]. Данный законодательный акт вступит в действие 09.11.2019 г.

По оценкам экспертов в 2018 г. в стоимостном выражении было произведено органической продукции на сумму около 40 млн бел. руб. (19,6 млн долл. США), большая доля из которой была экспортирована, что подтверждает востребованность белорусской органической продукции на внешнем

рынке [5]. При этом говорить о наличии сформировавшегося внутреннего рынка органических товаров в республике нельзя.

Прежде всего, в стране не сформирован устойчивый блок производителей, переработчиков и продавцов органической продукции. В Республике Беларусь насчитывается 28 сертифицированных производителей органической продукции: 5 организаций, осуществляющих заготовку, переработку и экспорт дикорастущей продукции (березового сока, ягод и грибов) и 23 производителя органической продукции (12 крестьянских (фермерских) хозяйств, 3 личных подсобных хозяйства, 8 предприятий), имеющих сертификат соответствия эквивалентный стандартам ЕС. Некоторые производители находятся в переходном периоде.

Несмотря на то, что фермерские и личные подсобные хозяйства и производят около 20 % [6] валовой продукции сельского хозяйства, именно они на начальном этапе смогут стать основными субъектами развития ОСХ.

По причине того, что фермеры более заинтересованы и будут эффективнее осваивать новую систему хозяйствования, быстрее адаптироваться к требованиям рынка, вовлекать в сферу органического производства крупнотоварные хозяйства пока технически нецелесообразно [7].

Действующие производители испытывают проблемы с рекламой собственной продукции и, как следствие, с ее реализацией на внутреннем рынке, также отсутствует инфраструктура транспортировки и хранения органической продукции, а торговые предприятия только начинают внедрять такие продукты в свой ассортимент.

В настоящее время существует небольшая сеть кафе и специализированных магазинов по продаже органических продуктов питания, в т. ч. имеющие возможность торговли с помощью сети Интернет: Consort.by, Ecobar, Тук-тук Латук, Шанти Лавка, ЭкаЕжа, Ecoby, Бионик, Vegetus. Однако большинство представленных торговых площадок ориентированы не только на потребителей органической продукции, а также на тех, кто предпочитает фермерские продукты, вегетарианские, не содержащие глютен, кошерные, спортивное питание и т. д. Органическую продукцию в таких магазинах можно идентифицировать только по маркировке либо по сведениям о производителе и наличию у него соответствующего сертификата через сеть Интернет. Отдельные полки с органической продукцией имеются лишь в крупных магазинах, например, в сети гипермаркетов Green. Ведутся работы по строительству рынка экологически чистой продукции, который будет расположен на выезде из г. Минска по Логойскому тракту на трассу М3 [8]. Строительные работы ведутся с начала 2019 года, в эксплуатацию здание и прилегающие обустроенные территории планируется ввести уже в конце того же года. Предполагается, что на рынке, кроме сертифицированной органической продукции, будет продаваться продукция, не имеющая сертификата, но подходящая под определение «экологически чистая». Также на рынке будет предусмотрена лаборатория, которая будет проверять продукцию, поступающую на прилавки.

На внутреннем рынке Беларуси представлен узкий ассортимент органических продуктов, прежде всего это крупы, соки, детское питание, другие продукты бакалеи. В то время как овощи и фрукты, которые, как свидетельствует мировой опыт, выступают основными товарами для людей, только начинающих потреблять органические продукты, в торговых объектах практически не представлены.

Для развития эффективного рынка органической продукции в Беларуси необходимо создать устойчивую сеть сбыта, постепенно увеличивая ассортимент, организовать логистику, наладить постоянную связь потребителя с производителем. Одним из первых подобных проектов можно считать ООО «Кансорцыя аргашчных гаспадарак», созданное в конце 2018 года [9]. Данная организация была создана самими фермерами с целью упростить связь потребителей с производителями. Консорция (объединение) работает как интернет-магазин: заказы на продукты принимаются в течение недели, оформляются и доставляются в пятницу. Если фермерские хозяйства, у которых был сделан заказ, территориально расположены рядом, они стараются объединиться. В таком случае удобнее как самим производителям, так и потребителям. Необходимо также отметить, что каждый участник Консорции обязан хотя бы раз в месяц лично отвозить продукты, что, по мнению самих фермеров, позволит сохранить доверие и клиентов. За почти год существования объединения были также введены некоторые приятные бонусы, которые могут привлечь дополнительных клиентов: снижена сумма заказа для бесплатной доставки, а также введена система оплаты заказов с помощью системы ЕРИП.

Общественные организации (Агракультура, Центр экологических решений, Экодом), способствуют развитию рынка органической продукции, в том числе и посредством проведения различных семинаров, тренингов и т. п. Так, например, Центром в 2016 году организована серия обучающих семинаров «Органик школа», первый выпуск которой состоялся в том же году. Проект успешно показал

себя. В настоящее время данный проект является единственным в Беларуси обучающим комплексом по органическому земледелию. Всего практические и теоретические занятия ежегодно посещает около 15-20 человек. Общественные организации «Агракультура» и «Экодом» часто приглашают в Беларусь экспертов и фермеров из других стран, чтобы те рассказали про свой опыт перехода сельскохозяйственного производства на органическое. 11-12 июля 2019 г. проходил семинар «Organic Booster», который проводили приглашенные тренеры Общественного союза производителей сертифицированных продуктов «Органическая Украина» [10]. На семинаре эксперты рассказали о текущем состоянии органического сельского хозяйства в Украине, поделились опытом производителей, тех, кто уже имел капитал на старте, так и тех, кто начинал «с нуля». На двухдневных занятиях присутствовали собственно белорусские производители органической продукции, а также представители иных общественных и научно-исследовательских организаций.

Потребительский спрос на органическую продукцию в настоящее время не сформирован. Отношение населения Беларуси к продуктам ОСХ было изучено в рамках одноименного опроса, проведенного ИАЦ при Администрации президента в 2018 г. [11] Результаты показывают, что большая часть опрошенных хотя бы раз слышали словосочетание «органический продукт», чуть больше половины имеют представление о том, что это такое; большая часть опрошенных нуждается в дополнительной информации об органических продуктах. Необходимо также отметить, что население готово покупать органическую продукцию при условии, что её стоимость не будет превышать 10-30 % от стоимости обычной. При этом в случае превышения цены на 10 % покупать продукцию готово 75 % опрошенных, дороже на 30-33 %, в случае превышения цены на 50 % - всего 13 %.

Законодательство Беларуси в части обращения органической продукции также не сформировано. К настоящему времени в Республике Беларусь принят Закон «О производстве и обращении органической продукции» [4], который является единственным базовым нормативным правовым документом в области органического сельского хозяйства. Из необходимых технических нормативных правовых актов приняты ТКП 580-2016 (33540) «Знак соответствия «Органический продукт» [12].

Республика Беларусь также присоединилась к Межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» [13], который также признан в качестве государственного стандарта. Стандарт принят и действует, в том числе на территории Российской Федерации, Республик Казахстан и Таджикистан.

Иные законодательно закрепленные механизмы регулирования процессов производства, сертификации, маркировки, реализации органической продукции, а также система государственного регулирования в Беларуси пока отсутствуют.

Для создания условий и возможности эффективного функционирования и развития рынка органической продукции необходимо проработать ряд вопросов касаемо правил производства, системы сертификации, контроля качества, стандартизации, государственного регулирования и выработать комплекс конкретных предложений по организации сектора органического производства и формированию механизма создания и функционирования рынка органических продуктов питания в Республике Беларусь, предусмотреть информационную, консультационную и методическую поддержку производителей. Так, предполагается, что в 2019 г. будет создан реестр производителей органической продукции. Каждый производитель, прошедший добровольную сертификацию производимой продукции в Национальной системе подтверждения соответствия, будет включен в реестр производителей органической продукции, размещенный на сайте Госстандарта. Также планируется создать консультационный центр зеленого сельского хозяйства на базе инкубатора малого предпринимательства ЗАО «МАП ЗАО» в Минском районе [14].

Приоритет в разработке законодательной базы и ТНПА для сферы органического производства Беларуси принадлежит органам государственного управления (Минсельхозпрод, Минприроды), научно-исследовательские организации занимаются разработкой адаптивных методов ведения сельского хозяйства, специальных биопрепаратов для растениеводства, кормовых добавок для животноводства (профильные институты НАН Беларуси). Учитывая ограниченность ресурсов, а также специфику сельского хозяйства Беларуси, особое внимание следует уделять продвижению научных разработок и рекомендаций.

Заключение

Рынок органической продукции растет стабильно высокими темпами. Основными потребителями органической продукции являются высокоразвитые индустриальные страны Европы и Северной Америки, в которых спрос на данные продукты превышает предложение, поэтому большая часть продукции импортируется. Рынок не насыщен, что является хорошей возможностью для белорусских

производителей реализовать свою продукцию. В целях взаимовыгодной торговли органической продукцией, необходима гармонизация нормативно-правовой базы Беларуси и ЕС. Развитие органического сельского хозяйства имеет большие шансы стать дополнительным стимулом экономического роста Беларуси, позволит решить вопросы занятости в сельской местности, а также повысить доходы населения. Научные исследования, направленные на поиск возможностей эффективного ведения органического сельскохозяйственного производства с учетом почвенно-климатических и экономико-географических особенностей, могут стать решающим фактором, способствующим быстрому и динамичному развитию органического производства.

ЛИТЕРАТУРА

1. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2019 [Electronic resource] : FiBL & IFOAM - Organics International. - Mode of access: https://shop.fibl.org/CHenmwdownloads/downloadAink/id/1202/?ref=1. - Date of access: 27.07.2019.

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf. - Дата доступа: 27.07.2019.

3. Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 дек. 2016 г., № 1061 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21601061&p1=1. - Дата доступа: 27.07.2019.

4. О производстве и обращении органической продукции [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 9 ноя. 2018 г. № 144-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11800144&p1=1. - Дата доступа: 27.07.2019.

5. Поддержка производителей органической продукции: предпосылки, состояние и перспективы развития органического сельского хозяйства [Электронный ресурс] // IDSM. - Режим доступа: http://idsm.ws/wp-content/uploads/2019/06/Ogranic-production-concept-paper.pdf. - Дата доступа: 19.08.2019.

6. Сельское хозяйство Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/429/429ae6b65d2b59e6e9f9e108ce690fbf.pdf. - Дата доступа: 19.08.2019.

7. Гануш, Г. И. Условия и факторы развития в Республике Беларусь органического сельского хозяйства / Г. И. Га-нуш, В. В. Липницкая, З. Г. Близнюк // Формирование организационно-экономических условий эффективного функционирования АПК: сборник научных статей межд. науч.-практич. конф., Минск, 25-26 мая 2017 г. - Минск: БГАТУ, 2017. -С. 121 -127.

8. Под Минском по поручению президента строят экорынок с «чистыми продуктами». Чем там будут торговать [Электронный ресурс] // Белорусский портал TUT.BY. Новости Беларуси и мира. - Режим доступа: https://finance.tut.by/news635036.html. - Дата доступа: 20.08.2019.

9. Кансорцыя аргашчных гаспадарак [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://consort.by. - Дата доступа: 20.08.2019.

10. Семинар по органическому бизнесу «Organic booster - ускоритель Вашего аграрного бизнеса» [Электронный ресурс] // Агракультура. - Режим доступа: http://agracultura.org/news/priglashaem-na-seminar-po-organicheskomu-biznesu-organic-booster-uskoritel-vashego-agrarnogo-biznesa/. - Дата доступа: 21.08.2019.

11. Отношение белорусов к продуктам органического сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/11wBlMElJ5fMmI1l-3LZGV_-iCVDfi-uX/view. - Дата доступа: 21.08.2019.

12. Знак «Органический продукт». Описание и порядок применения : ТКП 580-2016 (33540). - Введ. 01.01.19. - Минск: БелГИСС, 2019. - 10 с.

13. Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации (с Поправкой): ГОСТ 33980-2016. - М.: Стандартинформ, 2016. - 67 с.

14. Консультационный центр зеленого сельского хозяйства создадут в Минском районе [Электронный ресурс] // Новости Беларуси|БелТА. - Режим доступа: https://www.belta.by/regions/view/konsultatsionnyj-tsentr-zelenogo-selskogo-hozjajstva-sozdadut-v-minskom-rajone-342518-2019/. - Дата доступа: 21.08.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.