Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТНИЧЕСКИЕ ДИАСПОРЫ / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна, Клочко Елена Николаевна, Коваленко Лидия Владимировна

В статье представлен анализ особенностей этнического предпринимательства Краснодарского края. На основе анализа эмпирических данных показано, что нет прямой зависимости между этнической принадлежностью и установками на предпринимательскую деятельность; существуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики края; этнопредпринимательство это способ реализации социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC STRATEGIES OF ETHNIC ENTREPRENEURS: BASED ON THE MATERIALS OF THE KRASNODAR TERRITORY

The article presents an analysis of the features of ethnic entrepreneurship in the Krasnodar Territory. Based on the analysis of empirical data, it is shown that there is no direct relationship between ethnicity and attitudes towards entrepreneurial activity; there are internally cohesive ethnic communities specializing in certain areas of the region's economy; ethno-entrepreneurship ensures the social responsibility of business.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ЭТНИЧЕСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

УДК 316.4

DOI 10.23672/u2165-8404-6158-

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент,

кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет v.mukha@bk.ru

Клочко Елена Николаевна

доктор экономических наук, профессор,

кафедра менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина magadan.79@mail.ru

Коваленко Лидия Владимировна

кандидат философских наук, доцент,

кафедра менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина kovalenko0801@yandex.ru

Victoria N. Mukha

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology, Law and Human Resources, Kuban State Technological University v.mukha@bk.ru

Elena N. Klochko

Doctor of Economics, Professor,

Department of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina magadan.79@mail.ru

Lidia V. Kovalenko

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Management, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina kovalenko0801 @yandex.ru

Экономические стратегии этнических предпринимателей: на материалах краснодарского края

Economic strategies

of ethnic entrepreneurs: based on the materials of the krasnodar territory

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей этнического предпринимательства Краснодарского края. На основе анализа эмпирических данных показано, что нет прямой зависимости между этнической принадлежностью и установками на предпринимательскую деятельность; существуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики края; этнопредпринимательство это способ реализации социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: этничность, этническое предпринимательство, этнические диаспоры, полиэтничный регион.

Annotation. The article presents an analysis of the features of ethnic entrepreneurship in the Krasnodar Territory. Based on the analysis of empirical data, it is shown that there is no direct relationship between ethnicity and attitudes towards entrepreneurial activity; there are internally cohesive ethnic communities specializing in certain areas of the region's economy; ethno-entre-preneurship ensures the social responsibility of business.

Keywords: ethnicity, ethnic entrepreneurship, ethnic diasporas, multi-ethnic region.

Экономический потенциал любого региона невозможно представить без предпринимательской деятельности. Предприниматели гибко адаптируются к изменениям рыночной среды, активно внедряют новые технологии, обеспечивают занятость населения региона и именно они составляют основу среднего класса, который, в

свою очередь, обеспечивает экономическую и социальную стабильность общества1.

Краснодарский край входит в число регионов, с высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса. Так, в крае, согласно данным статистики, в 2020 году было 266405 субъектов малого и

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-ГО-20.1/11.

среднего предпринимательства, а в январе-марте 2021 г. на малых предприятиях трудилось 154,7 тысячи человек, при этом оборот малых предприятий составил 179,0 миллиарда рублей [1]. Полиэтничность региона обуславливает такую форму предпринимательской деятельности, как этнопредпринимательство, которое способствует не только сохранению и передаче уникальных технологий производства этнической продукции, но и трансмиссии этнической идентичности, трансляции традиций этнических групп края.

Этнические предприниматели могут выбирать разные стратегии ведение бизнеса: в одном случае, этническая общность занимает определенную рыночную нишу, предлагая потребителям уникальный «этнический» продукт или услугу, в другом случае - включается в уже имеющиеся сегменты рынка. Так, и способы ведения бизнеса могут отличаться, быть легальными, а, где-то, и выходить за рамки правового поля. Выбор стратегий будет зависеть от множества факторов, например, от уровня экономического развития, как самого этноса, так и региона, социально-культурных и демографические характеристик группы, от позиций власти по отношению к предпринимателям и т.д.

По мнению Ф. Велтера, анализировать и оценивать предпринимательскую деятельность следует в конкретных контекстуальных условиях [2]. Рассмотрим, какие основные экономические стратегии используют представители бизнеса основных этнических общностей Краснодарского края. Обратимся к результатам эмпирического исследования, проведенного в рамках реализации проекта № ФНИ-ГО-20.1/11, которое проводилось в мае-августе 2021 года и включало анкетный опрос представителей основных этнических групп края (выборка 450 человек), серию полуформализованных интервью с представителями этнического бизнеса (10 интервью), и серию экспертных интервью (12 экспертов).

При анализе этнического предпринимательства следует учитывать следующие особенности.

Во-первых, этническое предпринимательство нередко рассматривается в контексте миграционных процессов как способ экономической адаптации этнической группы, что существенно сокращает объект исследования, поскольку предполагает рассмотрение диаспор (образованных мигрантами), тогда как без внимания остаются другие этносы, проживающие на данной территории и вовлеченные в данный вид экономической деятельности. В рамках данной работы, под этническим предпринимательством понимается «вид экономической деятельности, для ведения которого предприниматель использует этнические, родственные, земляческие, дружеские сети и связи, производя товар или услугу, востребованные именно в этом этнокультурном сообществе и представляющее его как для внутриэтнического, так и для внешнего потребления» [3].

Таким образом, в полиэтническом обществе этническое предпринимательство может сущест-

вовать как проявление этнической экономики в разнообразных формах.

Во-вторых, состав этнических предпринимателей, представленных мигрантами, неоднороден. Часть - это бизнес-структуры внешних мигрантов (армянская, азербайджанская, украинская, среднеазиатские диаспоры), тогда как другая часть -это внутренние мигранты, чаще всего, представленные выходцами из республик СКФО. Соответственно, у каждой из них свой ресурсный потенциал, разная степень сплоченности и свой стиль ведения бизнеса, поэтому при сборе эмпирических данных в выборку включались представители как внутренних, так и внешних мигрантов.

В-третьих, представляется затруднительным оперировать конкретными статистическими данными, поскольку в рамках официальной статистики мы можем видеть только общую численность предпринимателей, формы ведения бизнеса и основные сферы деятельности, тогда как этнический состав предпринимательского сообщества края в открытых источниках не фигурирует. Данные обстоятельства определили привлечение данных экспертного опроса.

Обратимся непосредственно к результатам эмпирического исследования.

Анкетный опрос был проведен среди трех этнических групп края: русских, армян и украинцев, выборка составила 450 человек, по 150 представителей указанных этнических групп. В целом, по выборке, 87 % опрошенных положительно относятся к предпринимателям, 10 % - отрицательно и 3 % затруднились с ответом. При этом оценки разных этносов несколько отличаются, так представители армянского и украинского народов в большей степени склоны положительно оценивать данный вид хозяйственной деятельности, тогда как среди русских больше тех, кто выразил отрицательное отношение. Кроме того, определено, что возраст и уровень материального положения влияют на оценку предпринимательства: в возрастной группе от 25 до 34 лет - 92 % респондентов относятся положительно к предпринимательству, а среди тех, кто оценил свой уровень достатка как высокий таких - 96 %.

На момент опроса 21 % респондентов указали на то, что в данный момент, у них есть свой действующий бизнес, а 8 % отметили, что в прошлом занимались предпринимательской деятельностью. Среди тех, кто указал, что имеет действующий бизнес, преобладают представители армянского этноса; среди лиц, указавших на занятие бизнесом в прошлом - украинцы. Доля желающих открыть свой бизнес, в целом, по выборке - 18 %, нежелательной для себя такую перспективу видят 66 %, тогда как 16 % не смогли однозначно определиться с ответом. Значимых отличий в ответах респондентов на данный вопрос выявлено не было. В качестве препятствий для открытия собственного дела респонденты указывали на высокое налогообложение (19 %), бюрократию (16 %), коррупцию (15 %), недостаток первоначального капитала (14 %).

Анкетный опрос показал, что прямой зависимости от этнической принадлежности и установками на предпринимательскую деятельность не выявлено, тогда как статистически значимые различия есть в группах по возрасту и оценке материального положения. То есть, представители всех этнических групп, в возрасте от 25 до 34 лет с уровнем материального достатка выше среднего в большей степени, чем все остальные, ориентированы на предпринимательскую деятельность.

Интервью с представителями этнического бизнеса показало, что большая часть предпринимателей независимо от этнической принадлежности считают, что ведение бизнеса в современных условиях затруднено из-за снижения уровня жизни людей, пандемии, высоких налогов и коррупции. Достаточно пессимистически настроено более половины информантов, поэтому они предпочитают краткосрочное планирование своего бизнеса, а некоторые даже совмещают работу по найму и собственный бизнес. Два информанта отметили, что находятся в данный момент на стадии банкротства и, скорее всего, им придется отказаться от бизнеса.

Описывая отношения с представителям бизнеса иных этнических групп, часть информантов характеризует их положительно, воспринимая их как коллег, тогда как вторая часть - воспринимает как конкурентов, но делая акцент именно на экономической составляющей, то есть, переводя в плоскость экономических отношений, а не межэтнических.

Все информанты, отмечали, что этнические связи очень важны на первом этапе организации бизнеса, поскольку именно этническая группа оказывает помощь финансовую, организационную и иную помощь, а взаимодействие с общественными организациями, национально-культурными автономиями позволяет получить еще и административный ресурс, наладить «полезные» связи. При необходимости финансовой поддержки, этнические предприниматели предпочитают обращать не в банки и иные финансовые организации, а к своим - родственникам, соотечественникам, представителям «своей» этнической группы.

Данные, полученные в ходе интервью во многом соотносятся со взглядами экспертов. Так, по мнению экспертов, есть определенная специализация этнических групп края в экономической сфере.

Армянский этнос, численность которого по данным Всероссийской переписи 2010 года составила 281680 человек, то есть, 5,4 % [4] в численности населения края, представлен преимущественно в финансовой сфере, в гостиничном и ресторанном бизнесе. Для данной этнической группы дополнительным ресурсом выступает доступ к властным структурам, высокий образовательный уровень, а также, для данной группы характерна высокая степень этнической солидарности, предпочтение внутриэтнических деловых и личных связей.

Украинцы, согласно данным 2010 года, составляли 1,6 % от всей численности населения края, то есть, 83746 человек [4], но из-за событий на юго-востоке Украины численность украинской диаспоры существенно увеличилась: так, за период с 2014 по 2018 гг. Кубань приняла 27353 мигранта из Украины. Основные виды занятости данной группы - сфера услуг, торговля, строительство. Эксперты отмечают, что представители украинской диаспоры нередко используют стратегию инструментального слияния с этническим большинством[5], так называемый, «уход в русские». Эта стратегия не означает потерю этнической идентичности, а, всего лишь, отказ от использования в публичной сфере родного языка и упоминания этнической принадлежности. Это дает возможность избежать барьеров при организации бизнеса, устройства на работу и т.п.

Адыгейцев в крае насчитывается 13834 человек [4]. Представители данной этнической группы заняты в разных сферах экономики края (образовании, сельском хозяйстве, медицине и др.), представлены в органах государственной власти и силовых структурах края, но значительная часть концентрируется в строительном бизнесе. Эксперты отмечают, что для данной этнической группы не характерна замкнутость, этническая избирательность в вопросах ведения бизнеса, они активно налаживают деловые связи с представителями других этнических групп, хорошо интегрированы в экономику края.

Численность чеченцев в крае составляет 2313 человек [4], они относительно замкнуты и сплочены вокруг двух основных общин - краснодарской и сочинской. Чеченцы представлены как в малом бизнесе региона (гостиничный и ресторанный), так и в его среднем сегменте - в сфере строительства, в торгово-развлекательных центрах и т.п. Эта этническая группа ориентирована на внутриэтнические связи в вопросах ведения бизнеса, характеризуется высоким уровнем сплоченности, несколько агрессивной стратегией поведения на рынке.

Диаспоры народов Средней Азии в крае представлены таджиками (1853 человек) и узбеками (3469 человек), преимущественно, это трудовые мигранты, которые заняты в сфере строительства, торговли и обслуживания. Их предпринимательская деятельность, в большей степени, ориентирована на «своих» и связана с оказанием посреднических услуг соотечественникам, например, в трудоустройстве, регистрации, в получении разрешительных документов

Обобщая мнения экспертов, можно отметить, что на территории края мирно сосуществуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики, а низкая социально-культурная дистанция и устоявшиеся этноэкономические границы обеспечивают баланс межэтнических взаимодействий в регионе. Опасность конфликтного взаимодействия существует и может актуализироваться в случае попыток этнопредпринимателей занять новые экономические ниши.

Результаты эмпирического исследования экономических стратегий этнических предпринимателей в Краснодарском крае, позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, этническая принадлежность для предпринимателей, в одном случае, выступает как ресурс, помогающий наладить бизнес («нужные» связи, финансовая помощь от представителей своей этнической группы), в другом же, может служить существенным барьеров ведения бизнеса (предвзятое отношение, проверки органов власти, ограниченный доступ к властным позициям).

Во-вторых, этническое предпринимательство становится оптимальной стратегией трудо-

Литература:

1. Предпринимательство. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL : https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/bIg kuTIS/mp_03.htm (дата обращения 10.09.2021)

2. Welter F. Contextualizing entrepreneurship -conceptual challenges and ways forward / F. Welter // Entrepreneurship Theory and Practice. 2011. № 1. P. 165-184.

3. Тюхтенева С.П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии) / С.П. Тюхтенева // Новые исследования Тувы. 2018. № 2.

4. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги. URL : https:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/pe repis_itogi1612.htm (дата обращения 10.09.2021)

5. Григорьева К.С. Этничность как социальный ресурс и барьер (на примере этнических общин Краснодарского края) / К.С. Григорьева // Мир России. Т. 26. № 1. С. 81-102.

устройства и интеграции в принимающий социум, особенно мигрантов, но при этом потенциально содержит конфликтный потенциал и экономическая конкуренция может перерасти в межэтническую напряженность.

В-третьих, этнопредпринимательство связано с социальной ответственностью, поскольку предприниматель вкладывает средства в развитие благоприятной социальной среды, обеспечивает рабочими местами, способствует сохранению этнических традиций.

Таким образом, этническое предпринимательство способствует диверсификации экономики региона, создает новые точки роста.

Literature:

1. Entrepreneurship. Site of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. - URL : https:// krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/bIgkuTIS/mp_03. htm (date of access 09/10/2021).

2. WelterF. Contextualizing entrepreneurship -conceptual challenges and ways forward / F. Welter // Entrepreneurship Theory and Practice. 2011. № 1. P. 165-184.

3. Tyukhteneva S.P. Ethnic entrepreneurship without migration (examples from Tuva and Kalmykia) / S.P. Tyukhteneva // New studies of Tuva. 2018. № 2.

4. All-Russian population census 2010. Official results. URL : https: //www.gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (date of access 09/10/2021).

5. Grigorieva K.S. Ethnicity as a social resource and a barrier (on the example of ethnic communities in the Krasnodar Territory) / K.S. Grigorieva // World of Russia. Vol. 26. № 1. P. 81-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.