Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОСМОПОЛИТИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭТНИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ETHNIC PRODUCT / ETHNIC ENTREPRENEURSHIP / COSMOPOLITAN CONSUMPTION / ETHNIC MARKETING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рунова Надежда Юрьевна

В статье рассматривается понятие этнического продукта и его место в этнической экономике и этническом предпринимательстве. Автор анализирует характеристики этнического продукта и его связь с потребностями этнического сообщества, тенденциями рынка, модой и стилем жизни массовых потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic product in the formation of ethnic entrepreneurship

The paper analyses the notion of ethnic product and its place in ethnic economy and ethnic entrepreneurship. The author considers ethnic product characteristics and its relations with ethnic community needs and preferences, fashion and lifestyle trends.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 10 • Номер 2 • Февраль 2020 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

ï>

Пер

ЧРЛ1

Первое

экономическое издательство

Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова 113 лет

Предпринимательство и логистика в условиях цифровой трансформации экономики

Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства

Рунова Н.Ю. 1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматривается понятие этнического продукта и его место в этнической экономике и этническом предпринимательстве. Автор анализирует характеристики этнического продукта и его связь с потребностями этнического сообщества, тенденциями рынка, модой и стилем жизни массовых потребителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнический продукт, этническое предпринимательство, космополитичное потребление, этнический маркетинг

Ethnic product in the formation of ethnic entrepreneurship

Runova N.Yu. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Несмотря на возрастающий интерес к этническому предпринимательству в последние несколько десятилетий, основной акцент в научных исследованиях делается на социальной составляющей данного направления. Этническое предпринимательство часть связывают с вопросами миграции и самозанятости мигрантов в новой стране проживания [7] (ТуикЫепеуа, 2018). Однако этнические продукты пользуются спросом не только среди представителей этнического сообщества, но и за его пределами, превращаются в модные товары, связанные с определенным стилем жизни. В научной литературе этнические товары исследуются с точки зрения отражения в них страны происхождения или как возможности удовлетворения потребностей

определенной этнической группы. Целью данной статьи является определение места этнического товара относительно этнического предпринимательства, выявление производителей и потребителей таких товаров, а также областей деятельности, в которых такие товары получают распространение сегодня.

Этническое предпринимательство

Исторически этническое предпринимательство объяснялось реакцией на невозможность трудоустройства мигрантов в новой стране их проживания. Движущей силой и мотивом этнического предпринимательства является само этническое сообщество, создающее спрос на конкретные товары и услуги, который может быть удовлетворен только представителями данного сообщества, знающими вкусы и покупательские предпочтения своего этноса [6] (Runova, Saginova, 2019). Этническое предпринимательство - это совокупность связей и закономерностей экономического взаимодействия между людьми, имеющими общее национальное происхождение или миграционный опыт [4, 6] (Runova, Saginova, 2019). Источник этнического предпринимательства - этническая группа - часто часть более крупного сообщества, члены которого имеют общее происхождение и культуру, и в их предпринимательской деятельности это происхождение и культура играют важную роль. Понятие этнического предпринимательства включает хозяйственную деятельность мигрантов, приехавших в новую страну жительства, и представителей этнических меньшинств, проживающих в стране на протяжении долгого времени.

Рынки, занимаемые этническими предпринимателями, обычно характеризуются низкими барьерами с точки зрения капитальных затрат и образовательных квалификаций, мелкосерийным производством, высокой трудоемкостью и низкой добавленной стоимостью. Этот приводит к появлению большого количества малых предприятий, многие из которых вскоре разоряются. Чтобы оставаться конкурентоспособными

ABSTRACT:_

The paper analyses the notion of ethnic product and its place in ethnic economy and ethnic entrepreneurship. The author considers ethnic product characteristics and its relations with ethnic community needs and preferences, fashion and lifestyle trends.

KEYWORDS: ethnic product, ethnic entrepreneurship, cosmopolitan consumption, ethnic marketing JEL Classification: L26, M21, M31 Received: 23.01.2020 / published: 28.02.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Runova N.Yu. (n.runovaBgmail.com)

CITATION:_

Runova N.Yu. (2020) Etnicheskiy produkt v formirovanii etnicheskogo predprinimatelstva [Ethnic product in the formation of ethnic entrepreneurship]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 10. (2). - 185-194. doi: 10.18334/epp.10.2.100441

в таких условиях, предприниматели должны выпускать продукты, наиболее полно удовлетворяющие потребности своей целевой аудитории, этнического сообщества, т.е. этнические продукты.

Этнический продукт

Сам этнический продукт в научной литературе получил недостаточное освещение [20]. Нет даже общепринятого определения этнического продукта. Максимально полно этнический продукт рассматривается Уолдингером и коллегами [24] (Waldinger, 2000) в предложенной ими модели развития этнического предпринимательства (рис. 1).

Этнические продукты рассматриваются как часть рыночных условий,способству-ющих развитию предпринимательства среди 1мигрантов, в первую очередь как продукты для представителей своей этнической группы, а также «для обслуживания более широкой доли рынка, не связанной с данной этнической группой» в принимающей

Структура возможностей/ Условия рынка:

Спрос на этнические продукты

Доступ к собственности

Условия рынка труда

Регулирование рынка

Стратегии этнического предпринимательства

Ресурсы:

Культурные традиции

Доступ к собственности

Рисунок 1. Модель развития этнического предпринимательства Источник: составлено автором по [24] (Waldinger, 2000).

ОБ АВТОРЕ:

Рунова Надежда Юрьевна, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики (n.runovaBgmail. com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Рунова Н.Ю. Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 185-194. Со1: 10.18334/ерр.10.2.100441

стране [24] (Waldinger, 2000). Такое определение этнического предпринимательства охватывает только мигрантов, приехавших в другую страну, но не этнических предпринимателей, уже проживающих там. Более точное определение рассматривает этническое предпринимательство «как вид экономической деятельности, для ведения которого предприниматель использует этнические, родственные, земляческие, дружеские сети и связи, производя товар или услугу, востребованные именно в этом этнокультурном сообществе и представляющее его как для внутриэтнического, так и для внешнего потребления» [7] (Tyukhteneva, 2018).

Этнический маркетинг

С понятием этнического продукта, предназначенного как для потребителей конкретного этнического сообщества, так и для других сегментов потребителей в данной стране, связано понятие «космополитичного потребления» [21] (Rössel Jörg, Schroedter, 2015). Этот термин используется для описания покупки и использования товаров и услуг, связанных с другими культурами [10, 16, 23] (Beck, 2006; Gavin, Woodward, Skrbis, 2008; Vertovec Steven, 2012). Интерес к понятию космополитичного потребления возник на фоне растущего значения этнической экономики во многих западноевропейских странах [9] (Volkan, Rath, 2012). Иммигрантские продуктовые магазины, супермаркеты и рестораны предлагают широкий спектр возможностей для взаимодействия с различными культурами непосредственно в местах проживания потребителей [12, 15, 25] (Jean, Luckman, Bishop, 2011; Hiebert, Rath, Vertovec, 2015). В городских районах крупных мегаполисов космополитичное потребление необязательно связано с миграцией населения, поскольку этнические продукты доступны всем и повсеместно [14, 17] (Molz Jennie, 2007; Nava Mica, 2006).

Усилия предпринимателей, направленные на производство и продвижение специальных продуктов, ориентированных на потребности этнических групп, объединяются понятием этнический, или мультикультурный маркетинг.

Этнические предприниматели также ориентируются не только на представителей конкретного этноса. Многие этнические продукты предлагаются потребителям за пределами своего собственного этнического сообщества [1S, 22] (Parzer, Rieder, Wimmer, 2016; Rusinovic, 2008). Можно наблюдать растущий интерес к этническим продуктам со стороны представителей большинства населения в данной стране [13] (Everts, 2008). Это становится наиболее отчетливо видно в случае потребления продуктов питания. Прогулки по «мультикультурным», или этническим рынкам, выбор экзотических деликатесов в азиатских гастрономических магазинах стали повседневной и все более популярной практикой среди городских жителей и туристов.

Таким образом, этнический продукт необязательно производится мигрантами или для мигрантов, это продукт, отвечающий потребностям этнического сообщества и используемый как внутри этого сообщества представителями данного этноса, так и за пределами сообщества потребителями, привлеченными этнокультурными особенностями продукта.

сферы этнических продуктов

Сферами появления этнических продуктов чаще всего являются производство продуктов питания. Это могут быть определенные овощи и фрукты, приправы, определенные продукты, предпочитаемые представителями данного этноса. Также весьма популярным направлением развития этнического предпринимательства являются рестораны и кафе с национальной кухней [6] (Runova, Saginova, 2019). Китайские кварталы (Чайнатаун) в крупных европейских и северо-американских городах популярны не только среди китайцев, которые приходят туда за разнообразными этническими продуктами, но и среди представителей других групп населения [20]. Мода на продукты японской кухни распространила прежде этнические товары (суши, сашими и т.п.) на широкий сегмент потребителей. Мода на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и духовное развитие стимулирует интерес среди неэтнического населения ко многим этническим продуктам и услугам [4]. Например, многие авиакомпании предлагают в качестве альтернативного меню на борту самолета кошерное питание, которое заказывают необязательно представители еврейского этноса, а люди, соблюдающие определенную диету или просто следующие моде. К тому же модному тренду и усилиям этнического маркетинга можно отнести популярность халяльных продуктов [1, 3] (Aleshkov, Kalenik, Zhebo, 2016; Zharinov, Kuznetsova, Dydykin, 2017).

Свои ниши среди этнических предпринимателей занимают малые предприятия, обеспечивающие представителей своего этнического сообщества так называемыми «культурными товарами» - газетами, книгами, журналами, одеждой, украшениями [11] (Dannecker Petra, Alev Cakir, 2016). Часто ассортимент торговых точек, предлагающих этнические товары, оказывается «псевдоэтническим», а владельцы не являются этническими предпринимателями [4].

Рынок этнических товаров декоративной косметики растет быстрее, чем массовый рынок этих товаров1, и привлекает не только этнических предпринимателей, но и крупных игроков рынка с известными брендами. К этой же категории этнических продуктов можно отнести и этнические парикмахерские и салоны красоты, учитывающие специфику кожи и волос представителей азиатских и африканских этнических сообществ.

В туристической индустрии активно развивается новое направление - этнотуризм (этнографический туризм), который способен удовлетворять целый ряд духовных и культурных потребностей, давать возможность окунуться в культуру отдельного этноса [20]. Для привлечения туристов создаются этнопарки, представляющие собой музеи под открытым небом, созданные с использованием макетов или копий этнических построек в натуральную величину, ориентированные на отдых и развлечение [5] (Rudenko, 2018).

1 https://www.wsj.com/articles/beauty-brands-focus-on-women-of-color-11563096600

заключение

Таким образом, этнический продукт отражает особенности культуры и стиля жизни представителей конкретного этнического сообщества, их вкусы, предпочтения или конфессиональную принадлежность. При этом этнический продукт не всегда предназначен для потребления представителями этнического сообщества, но в результате тенденций рынка, моды или стиля жизни такой продукт выбирается представителями широких слоев местного населения. Этнический продукт также не всегда является результатом деятельности только этнического предпринимательства. Привлекательность продукта для широкого сегмента потребителей делает его привлекательным объектом бизнеса для различных предпринимателей за пределами данной этнической группы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алешков А.В., Каленик Т.К., Жебо А.В. Конфессиональные продукты питания на

российском рынке: ассортимент, качество и безопасность // Технология и товароведение инновационных пищевых продуктов. - 2016. - № 5. - с. 103-109.

2. Гулина Д.С. Этнические диаспоры: подходы к определению, типология и функции //

Миграция и социально-экономическое развитие. - 2017. - № 4.

3. Жаринов А.И., Кузнецова О.В., Дыдыкин А.С. Современные тренды ассортимента

мясопродуктов. Этнические продукты питания // Мясная гастрономия Мясная индустрия. - 2017. - № 2. - с. 13-18.

4. Ипатова А. Обзор рынка этнических товаров. [Электронный ресурс]. URL: https://

t-laboratory.ru/2019/08/08/obzor-rynka-jetnicheskih-tovarov/ ( дата обращения: 16.12.2019 ).

5. Руденко Л.Г. Этно-отели - новый тренд в развитии этнографического туризма //

Вестник РМАТ. - 2018. - № 4.

6. Рунова Н.Ю., Сагинова О.В. Рунова Н.Ю., Сагинова О.В. Этническое предприни-

мательство как инструмент адаптации мигрантов: опыт Германии // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 1. - с. 664-670.

7. Тюхтенева С. П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из

Тувы и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. - 2018. - № 2.

8. Aldrich Howard E., Roger Waldinger Ethnicity and Entrepreneurship // Annual Review

of Sociology. - 1990. - № 16. - p. 111-135.

9. Aytar Volkan, Jan Rath Introduction: Ethnic Neighbourhoods as Places of Leisure and

Consumption. / In Selling Ethnic Neighborhoods: The Rise of Neighborhoods as Places of Leisure and Consumption, edited by Volkan Aytar and Jan Rath, 1-15. - New York: Routledge, 2012.

10. Beck U. The Cosmopolitan Vision. - _Polity, 2006.

11. Dannecker Petra, Alev Cakir Female Migrant Entrepreneurs in Vienna: Mobility and Its Embeddedness // Österreichische Zeitschrift für Soziologie. - 2016. - № 41 (1). - p. 97-113.

12. Duruz Jean, Susan Luckman, Peter Bishop Bazaar Encounters: Food, Markets, Belonging and Citizenship in the Cosmopolitan City // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. - 2011. - № 25. - p. 599-604.

13. Everts J. Konsum und Multikulturalität im Stadtteil. Eine sozialgeografische Analyse migrantengeführter Lebensmittelgeschäfte. - Bielefeld: Transcript, 2008.

14. Germann Molz Jennie Eating Difference. The Cosmopolitan Mobilities of Culinary Tourism // Space and Culture. - 2007. - № 10. - p. 77-93.

15. Hiebert Daniel, Jan Rath, Steven Vertovec Urban Markets and Diversity: Towards a Research Agenda // Ethnic and Racial Studies. - 2015. - № 38. - p. 5-21.

16. Kendall Gavin, Ian Woodward, Zlatko Skrbis The Sociology of Cosmopolitanism: Globalization, Identity, Culture and Government. - _Palgrave, 2008.

17. Nava Mica Domestic Cosmopolitanism and Structures of Feeling: The Specifity of London. / In The Situated Politics of Belonging, edited by N. Yuval Davis, K. Kannabiran, and U.M. Vieten. - _Sage, 2006. - 42-53 p.

18. Parzer Michael, Irene Rieder, Eva Wimmer Using Go-Alongs for Exploring Immigrant Entrepreneurs' Native Customers. - Current Sociology, 2016.

19. Rath Jan Outsiders' Business: a Critical Review of Research on Immigrant Entrepreneurship. - International Migration Review, 2000.

20. Rath Jan The Transformation of Ethnic Neighborhoods into Places of Leisure and Consumption. Institute for Migration and Ethic Studies (IMES). [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/228555945_The_transformation_ of_ethnic_neighbourhoods_into_places_leisure_and_consumption ( дата обращения: 21.01.2020 ).

21. Rössel Jörg, Julia H. Schroedter Cosmopolitan Cultural Consumption: Preferences and Practices in a Heterogenous, Urban Population in Switzerland // Poetics. - 2015. - № 50. - p. 80-95.

22. Rusinovic Katja Moving Between Markets? Immigrant Entrepreneurs in Different Markets // International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. - 2008. - № 14. - p. 440-454. - doi: 10.1108/13552550810910997.

23. Vertovec Steven Diversity' and the Social Imaginary // European Journal of Sociology. -2012. - № 53. - p. 287-312.

24. Waldinger R. Ethnic Entrepreneurs. / R. Waldinger, H. Aldrich, R. Ward // Entrepreneurship. The Social Science View / Ed. by R. Swedberg. - Oxford : Oxford University Press, 2000.

25. Zukin Sharon, Philip Kasinitz, Xiangming Chen, eds. Global Cities, Local Streets: Everyday Diversity from New York to Shanghai. - New York: Routledge, 2016.

REFERENCES:

Aldrich Howard E., Roger Waldinger (1990). Ethnicity and Entrepreneurship Annual Review of Sociology. (16). 111-135.

Aleshkov A.V., Kalenik T.K., Zhebo A.V. (2016). Konfessionalnye produkty pitaniya na rossiyskom rynke: assortiment, kachestvo i bezopasnost [Confessional foods on the Russian market: assortment, quality and safety]. Tekhnologiya i tovarovedenie innovatsionnyh pischevyh produktov. (5). 103-109. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aytar Volkan, Jan Rath (2012). Introduction: Ethnic Neighbourhoods as Places of Leisure and Consumption

Beck U. (2006). The Cosmopolitan Vision

Dannecker Petra, Alev Cakir (2016). Female Migrant Entrepreneurs in Vienna: Mobility and Its Embeddedness Österreichische Zeitschrift für Soziologie. (41 (1)). 97-113.

Duruz Jean, Susan Luckman, Peter Bishop (2011). Bazaar Encounters: Food, Markets, Belonging and Citizenship in the Cosmopolitan City Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. (25). 599-604.

Everts J. (2008). Konsum und Multikulturalität im Stadtteil. Eine sozialgeografische Analyse migrantengeführter Lebensmittelgeschäfte

Germann Molz Jennie (2007). Eating Difference. The Cosmopolitan Mobilities of Culinary Tourism Space and Culture. (10). 77-93.

Gulina D.S. (2017). Etnicheskie diaspory: podkhody k opredeleniyu, tipologiya i funktsii [Ethnic diaspora: approaches to the definition, typology and function]. Migration and social development. (4). (in Russian).

Hiebert Daniel, Jan Rath, Steven Vertovec (2015). Urban Markets and Diversity: Towards a Research Agenda Ethnic and Racial Studies. (38). 5-21.

Kendall Gavin, Ian Woodward, Zlatko Skrbis (2008). The Sociology of Cosmopolitanism: Globalization, Identity, Culture and Government

Nava Mica (2006). Domestic Cosmopolitanism and Structures of Feeling: The Specifity of London

Parzer Michael, Irene Rieder, Eva Wimmer (2016). Using Go-Alongs for Exploring Immigrant Entrepreneurs' Native Customers

Rath Jan (2000). Outsiders' Business: a Critical Review of Research on Immigrant Entrepreneurship

Rath Jan The Transformation of Ethnic Neighborhoods into Places of Leisure and ConsumptionInstitute for Migration and Ethic Studies (IMES). Retrieved January 21, 2020, from https://www.researchgate.net/publication/228555945_ The_transformation_of_ethnic_neighbourhoods_into_places_leisure_and_ consumption

Runova N.Yu., Saginova O.V. (2019). Runova N.Yu., Saginova O.V. Etnicheskoe predprinimatelstvo kak instrument adaptatsii migrantov: opyt Germanii [Ethnic Entrepreneurship as an Instrument of Migrants Adaptation: the Case of Germany]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). 664-670. (in Russian).

Rusinovic Katja (2008). Moving Between Markets? Immigrant Entrepreneurs in Different Markets International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. (14). 440454. doi: 10.1108/13552550810910997.

Rössel Jörg, Julia H. Schroedter (2015). Cosmopolitan Cultural Consumption: Preferences and Practices in a Heterogenous, Urban Population in Switzerland Poetics. (50). 8095.

Vertovec Steven (2012). Diversity' and the Social Imaginary European Journal of Sociology. (53). 287-312.

Waldinger R. (2000). Ethnic Entrepreneurs

Zharinov A.I., Kuznetsova O.V., Dydykin A.S. (2017). Sovremennye trendy assortimenta myasoproduktov. Etnicheskieprodukty pitaniya [Current trends in the range of meat products. Ethnic food products]. Myasnaya gastronomiya Myasnaya industriya. (2). 13-18. (in Russian).

Zukin Sharon, Philip Kasinitz, Xiangming Chen, eds. (2016). Global Cities, Local Streets: Everyday Diversity from New York to Shanghai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.