Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭТНИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / этническая сфера / этноэкономика / экспертные оценки / государство / стимулирование / entrepreneurship / ethnic sphere / ethnoeconomics / expert assessments / state / stimulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Н. Муха, Е.Н. Клочко

Этнические предприниматели могут выбирать разные стратегии ведения бизнеса: в одном случае этническая общность занимает определенную рыночную нишу, предлагая потребителям уникальный «этнический» продукт или услугу, в другом случае – включается в уже имеющиеся сегменты рынка. Определено, что развитие этнического предпринимательства является одним из наиболее перспективных направлений функционирования экономической системы Краснодарского края. В этой связи, важнейшей задачей субъектов регионального управления является стимулирование предпринимательской активности. Проведенные авторами социологические исследования свидетельствуют о том, что этнические связи очень важны на первом этапе организации бизнеса и являются одним из важнейших факторов активизации хозяйствующих субъектов. В заключение исследования авторы делают вывод о том, что на территории Краснодарского края мирно сосуществуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC BUSINESS STRUCTURES IN THE MULTI-ETHNIC REGION: ENTREPRENEURIAL ACTIVITY, PROSPECTS OF ETHNIC ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Ethnic entrepreneurs can choose different strategies for doing business: in one case, ethnic community occupies a certain market niche, offering consumers a unique "ethnic" product or service, in another case, it is included in already existing market segments. It is determined that the development of ethnic entrepreneurship is one of the most promising areas of the functioning of the economic system of the Krasnodar Territory. In this regard, the most important task of regional management entities is to stimulate entrepreneurial activity. Sociological studies conducted by the authors indicate that ethnic ties are very important at the first stage of business organization and are one of the most important factors in the activation of economic entities. The possibilities of including ethnic components in clusters for the development of creative industries and the tourist cluster of the Krasnodar Territory were determined, which will allow: 1) to structure the economy of the territory's economic space; 2) rebrand the region; 3) reduce the mono-industry dependence of the region due to the active use of natural resources available in the territory; 4) increase the flow of tax revenues, which will be due to the growth of incomes of the population and in turn will allow to make the necessary investments in the development of the region; 5) rationally use and preserve the recreational, natural, cultural and historical potential of ethnic groups.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-251-254

В.Н. Муха - к.соц.н., доцент, заведующая лабораторией «Центр социологических исследований», Кубанский государственный технологический университет, v.mukha@bk.ru,

V.N. Mukha - candidate sociologist. sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory «Center for Sociological Research» Kuban State Technological University;

Е.Н. Клочко - д.э.н., профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, magadan.79@mail.ru,

E.N. Klochko - Doctor of Economic Sciences, professor of department of management, FSBEI HE Kuban SAU.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научного проекта № ФНИ-ГО-20.1/11

ЭТНИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ETHNIC BUSINESS STRUCTURES IN THE MULTI-ETHNIC REGION: ENTREPRENEURIAL ACTIVITY, PROSPECTS

OF ETHNIC ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация. Этнические предприниматели могут выбирать разные стратегии ведения бизнеса: в одном случае этническая общность занимает определенную рыночную нишу, предлагая потребителям уникальный «этнический» продукт или услугу, в другом случае - включается в уже имеющиеся сегменты рынка. Определено, что развитие этнического предпринимательства является одним из наиболее перспективных направлений функционирования экономической системы Краснодарского края. В этой связи, важнейшей задачей субъектов регионального управления является стимулирование предпринимательской активности. Проведенные авторами социологические исследования свидетельствуют о том, что этнические связи очень важны на первом этапе организации бизнеса и являются одним из важнейших факторов активизации хозяйствующих субъектов. В заключение исследования авторы делают вывод о том, что на территории Краснодарского края мирно сосуществуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики.

Abstract. Ethnic entrepreneurs can choose different strategies for doing business: in one case, ethnic community occupies a certain market niche, offering consumers a unique "ethnic" product or service, in another case, it is included in already existing market segments. It is determined that the development of ethnic entrepreneurship is one of the most promising areas of the functioning of the economic system of the Krasnodar Territory. In this regard, the most important task of regional management entities is to stimulate entrepreneurial activity. Sociological studies conducted by the authors indicate that ethnic ties are very important at the first stage of business organization and are one of the most important factors in the activation of economic entities. The possibilities of including ethnic components in clusters for the development of creative industries and the tourist cluster of the Krasnodar Territory were determined, which will allow: 1) to structure the economy of the territory's economic space; 2) rebrand the region; 3) reduce the mono-industry dependence of the region due to the active use of natural resources available in the territory; 4) increase the flow of tax revenues, which will be due to the growth of incomes of the population and in turn will allow to make the necessary investments in the development of the region; 5) rationally use and preserve the recreational, natural, cultural and historical potential of ethnic groups.

Ключевые слова: предпринимательство, этническая сфера, этноэкономика, экспертные оценки, государство, стимулирование.

Keywords: entrepreneurship, ethnic sphere, ethnoeconomics, expert assessments, state, stimulation.

В целях определения специфики этнических бизнес-структур в полиэтническом регионе на примере Краснодарского края авторами было проведено эмпирическое исследование. Были проведены анкетный опрос представителей трех этнических групп края: русских, армян и украинцев (выборка 450 человек, по 150 представителей указанных этнических групп), серия полуформализованных интервью с представителями этнического бизнеса (10 интервью) и серия экспертных интервью (12 экспертов). Кроме того, из общей выборки были выявлены этнические предприниматели - 96 чело-

век, затем произведена довыборка - 39 человека, общий объем выборки предпринимателей составил 135 человек.

Отметим, что предпринимательская активность определяется не только желанием открыть свое собственное дело, но также характеризует отношение общества к предпринимательству, отражает степень благоприятной правовой среды для ведения бизнеса, степень прозрачности процедур для старта бизнес-проекта, степень предсказуемости и стабильности условий ведения бизнеса.

Представители этнического бизнеса указывали на ряд проблем, которые мешают эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность, что позволило выявить факторы, сдерживающие развитие инфраструктурных площадок роста, связанных с развитием этнического предпринимательства и продовольственным импортозамещением в хозяйственном пространстве Краснодарского края.

В целом, опрос показал, что основными факторами, препятствующими развитию этнического предпринимательства в Краснодарском крае, являются высокие налоги, высокие стартовые издержки и низкий спрос. Кроме того, предприниматели указывают на необходимость поддержки (финансовой, организационной, информационной) со стороны органов власти.

С одной стороны, государством предпринят ряд действий по стимулированию граждан к предпринимательской деятельности. Это прежде всего:

- совершенствование специальных налоговых режимов;

- снижение страховой нагрузки для индивидуальных предпринимателей с небольшим доходом;

- создание законодательной основы для упрощения порядка ведения кассовых операций;

- имущественная поддержка предпринимателей;

- обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в исполнении государственных и муниципальных заказов;

- утверждение и реализация «дорожных карт» в сфере улучшения условий ведения предпринимательской деятельности;

- формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей [4, 5].

Эти меры, пусть и в разной степени, но способствовали появлению у граждан мотивации к созданию собственного дела. Отмечают данный факт и наши респонденты, но уточняя, что не всегда есть возможность получить в полно объеме такую помощь от государства, в виду отсутствия официального статуса, сложностей с оформлением документов и др.

Предпринимательская активность зависит как от внешних факторов (поддержка государства, инфраструктура и др.), так и от внутренних (предпринимательских способностей, наличия капитала и др.). Согласно глобальному мониторингу предпринимательства [1] выделяются следующие типы предпринимателей:

1) потенциальные предприниматели (potential entrepreneurs) - те, кто пытаются начать свое дело, планируют организацию бизнеса;

2) ранние предприниматели (early-stage entrepreneurs), в том числе: нарождающиеся предприниматели (nascent entrepreneurs) - те, кто в течение предыдущего года предпринимал активные действия по созданию бизнеса; они владеют долей в созданном бизнесе, однако они не получают доходы от предпринимательской деятельности;

3) владельцы вновь созданного бизнеса (owners of new or baby business) -те, кто управляет вновь созданным предприятием и получает доход от его деятельности более трех, но менее 42 месяцев;

4) устоявшиеся предприниматели (established business) - те, кто владеют и управляют бизнесом и получают связанные с этим доходы более 42 месяцев.

Анализ данных анкетного опроса населения и интервью этнических предпринимателей края позволяет говорить только об общих показателях предпринимательской активности, а размер выборки и отсутствие официальных данных по этнической занятости не позволяют экстраполировать данные полностью на все население края, что затруднило процесс получения характеристики уровня предпринимательской активности основных этнических групп региона, но позволяет увидеть общие тенденции.

Проведенный анализ позволил отнести к потенциальным предпринимателям 18 % - это те, кто планировал начать дело в ближайшие три года. 6 % являются нарождающимися предпринимателями, владельцев вновь созданного бизнеса - 3 %, тогда как 5 % респондентов были отнесены к владельцам устоявшегося бизнеса.

На предпринимательскую активность способны оказать влияние следующие группы факторов: социально-демографические факторы (пол, возраст, уровень образования, уровень дохода, тип занятости); объективные характеристики (предыдущий опыт предпринимательской деятельности, личное знакомство с предпринимателями), характеристики восприятия.

Результаты исследования позволяют охарактеризовать влияние этих факторов на уровни предпринимательской активности в крупнейших городах и определить потенциальные возможности предпринимательства в сфере этнического хозяйства.

Среди потенциальных предпринимателей количество мужчин и женщин приблизительно одинаково, однако предпринимательская активность существенно различается. Среди женщин больше тех, кто планирует открывать свой бизнес, тогда как среди нарождающихся предпринимателей мужчин значительно больше в три раза (60 % против 20 % соответственно), т.е. активность нарождающихся предпринимателей мужчин практически превышает активность женщин. В возрастной структуре потенциальных и ранних предпринимателей преобладают представители молодого поколения, тогда как среди устоявшихся предпринимателей наиболее распространена возрастная группа от 35 до 44 лет. На желание заниматься предпринимательской деятельностью влияет социальный капитал. В целом по выборке, лично знакомы с предпринимателем 87 % респондентов, то среди потенциальных предпринимателей их уже 91 %, среди нарождающихся - 88 %, а ранних - 86 %. В случае с этническим бизнесом - это этнические сети, которые способны предоставить различные виды ресурсов.

Описывая отношения с представителям бизнеса иных этнических групп, часть информантов характеризует их положительно, воспринимая их как коллег, тогда как вторая часть - воспринимает как конкурентов, но делая акцент именно на экономической составляющей, то есть, переводя в плоскость экономических отношений, а не межэтнических.

Все информанты, отмечали, что этнические связи очень важны на первом этапе организации бизнеса, поскольку именно этническая группа оказывает помощь финансовую, организационную и иную помощь, а взаимодействие с общественными организациями, национально-культурными автономиями позволяет получить еще и административный ресурс, наладить «полезные» связи. При необходимости финансовой поддержки, этнические предприниматели предпочитают обращать не в банки и иные финансовые организации, а к своим - родственникам, соотечественникам, представителям «своей» этнической группы.

В виду того, что есть сложности учета официальной статистикой численности этнических предпринимателей в регионе, а также закрытостью ряда этнических диаспор, анкетный опрос и интервью были дополнены данными экспертного опроса.

Говоря о перспективах развития этнического бизнеса в регионе, ряд экспертов отметили, что одним из перспективных направлений выступает развитие народного промысла или ремесла (вышивка гладью, гончарное ремесло, резьба по дереву, плетение из лозы и др.). Также эксперты отметили основные проблемы развития традиционного художественного народного творчества на территории края: проблема вовлечения детей и молодёжи в традиционную народную культуру; проблемы баланса в народной культуре традиций и модернизационных процессов; проблема стимулирования и поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями традиций старожильческой народной культуры.

Обобщая мнения экспертов, можно отметить, что на территории края мирно сосуществуют внутренне сплоченные этнические сообщества, специализирующиеся в определенных сферах экономики, а низкая социально-культурная дистанция и устоявшиеся этноэкономические границы обеспечивают баланс межэтнических взаимодействий в регионе. Опасность конфликтного взаимодействия существует и может актуализироваться в случае попыток этнопредпринимателей занять новые экономические ниши [2, 3]. Полиэтничность региона предоставляет новые возможности для экономического развития.

Источники:

1. Глобальный мониторинг предпринимательства. - [https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/ gem/].

2. Клочко Е.Н. К вопросу о сущности этноэкономических основ в региональном развитии экономических систем / Е.Н. Клочко, Л.В. Коваленко // Управленческий учет. - 2020. - №3. - С. 33-37.

3. Кундакчян Р.М. Теоретико-методологические аспекты исследования влияния кросс--культурных факторов на развитие экономики / Р.М. Кундакчян, Л.Ф. Зульфакарова // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2017. - №2. - С. 24-29.

4. Печура О.В. Этноэкономика как стратегический ресурс социально-экономического развития региона / О.В. Печура // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права. - 2011. - №1. - С. 34.

5. Предпринимательство в России: отношение россиян, барьеры [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery.

References:

1. Global enterprise monitoring. - [https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/gem/].

2. Klochko E.N. On the essence of ethnoeconomic foundations in the regional development of economic sys-tems/E.N. Klochko, L.V. Kovalenko//Management accounting. - 2020. - №3. - Р. 33-37.

3. Kundakchyan R.M., Zulfakarova L.F. Theoretical and methodological aspects of the study of the influence of cross-cultural factors on the development of economics // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. - 2017. - №2. - Р. 24-29.

4. Pechura O.V. Ethnoeconomics as a strategic resource for the socio-economic development of the region / O.V. Pechura//Izvestia of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law. - 2011. - №1. - P. 34.

5. Entrepreneurship in Russia: attitude of Russians, barriers [Elekthrone resource] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-254-261

А.Ю. Никитаева - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой информационной экономики, Южный федеральный университет, aunikitaeva@sfedu.ru,

A.Y. Nikitaeva - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Informational Economics, Southern Federal University;

А.С. Дейниченко - магистрант 2 года обучения, Южный федеральный университет (ЮФУ), pavliukevich@sfedu.ru,

A.S. Deynichenko - 2nd year master's degree student, Southern Federal University (SFedU).

РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ НАРАЩИВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА DEVELOPMENT OF HIGH-TECH INDUSTRY IN THE SOUTH OF RUSSIA: OPPORTUNITIES FOR INCREASING EXPORT POTENTIAL

Аннотация. В условиях цифровой трансформации экономики и новой индустриальной революции актуальным является исследование текущего уровня и перспектив наращивания экспортного потенциала отечественной высокотехнологичной промышленности и повышения ее конкурентоспособности на международных рынках с учетом региональных особенностей. В статье приводятся подходы к определению высокотехнологичной продукции, уточняются характерные особенности и признаки продукции данного типа. В исследовании раскрывается содержание экспортного потенциала высокотехнологичной промышленности, выделяются его составные элементы и детерминирующие факторы. В работе представлены и проанализированы индексы инновационного развития, научно-технического потенциала, экспортной активности регионов Южного федерального округа с позиций их связи с экспортным потенциалом макрорегиона. В исследовании проведена оценка фактических показателей экспорта регионов юга России, выявлены проблемы и предложены пути для наращивания экспортного потенциала данных регионов с учетом специфики функционирования и развития высокотехнологичного сектора экономики.

Abstract. In the context of the digital transformation of the economy and the new industrial revolution, it is relevant to study the current level and prospects for increasing the export potential of the domestic high-tech industry and increasing its competitiveness in international markets, taking into account regional peculiarities. The article presents approaches to the definition of high-tech products, clarifies the characteristic features and characteristics of products of this type. The study reveals the content of the export potential of the high-tech industry, highlights its constituent elements and determining factors. The paper presents and analyzes the indices of innovative development, scientific and technical potential, the export activity of the regions of the Southern Federal District from the standpoint of their connection with the export potential of the macroregion. The study assessed the actual export indicators of the regions of the south of Russia, identified problems, and proposed ways to increase the export potential of these regions, taking into account the specifics of the high-tech sector of the economy.

Ключевые слова: высокотехнологичная продукция, экспортный потенциал, высокотехнологичная промышленность, мировой рынок, цифровизация, Юг России.

Keywords: high-tech products, export potential, high-tech industry, world market, digitalization, South of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.