Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: КЕЙС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: КЕЙС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муха Виктория Николаевна

В статье представлен анализ данных опроса представителей этнического бизнеса Краснодарского края. Определено, что этнический бизнес представлен практически во всех сферах экономики края, а структура сфер деятельности практически полностью повторяет структуру малого и среднего бизнеса края; при выборе экономической ниши предприниматели руководствуются не только прагматическими мотивами, но и традициями и желанием помочь; при наборе персонала также действует принцип родства и землячества, особенной у предпринимателей-мигрантов; этнические сети позволяют предпринимателям получать финансовые ресурсы и другие виды поддержки; основными факторами, препятствующими развитию этнического предпринимательства в крае, являются высокие налоги, высокие стартовые издержки и низкий спрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DOING ETHNIC BUSINESS: THE CASE OF THE KRASNODAR TERRITORY

The article presents an analysis of data from a survey of representatives of ethnic business in the Krasnodar Territory. It was determined that ethnic business is represented in almost all spheres of the region's economy, and the structure of the spheres of activity almost completely repeats the structure of small and medium-sized businesses in the region; when choosing an economic niche, entrepreneurs are guided not only by pragmatic motives, but also by traditions and a desire to help; when recruiting personnel, the principle of kinship and fraternity, which is special among migrant entrepreneurs, is also applied; ethnic networks enable entrepreneurs to receive financial resources and other types of support; The main factors hindering the development of ethnic entrepreneurship in the province are high taxes, high start-up costs and low demand.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО БИЗНЕСА: КЕЙС КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

УДК 316.4

РО! 10.23672Я5776-5955-3065-к

Муха Виктория Николаевна

кандидат социологических наук, доцент,

кафедра социологии, правоведения и работы с персоналом, Кубанский государственный технологический университет v.mukha@bk.ru

Victoria N. Mukha

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Department of Sociology,

Law and Human Resources,

Kuban State Technological University

v.mukha@bk.ru

Особенности ведения

этнического бизнеса: кейс краснодарского края

Features of doing

ethnic business: the case of the krasnodar territory

Аннотация. В статье представлен анализ данных опроса представителей этнического бизнеса Краснодарского края. Определено, что этнический бизнес представлен практически во всех сферах экономики края, а структура сфер деятельности практически полностью повторяет структуру малого и среднего бизнеса края; при выборе экономической ниши предприниматели руководствуются не только прагматическими мотивами, но и традициями и желанием помочь; при наборе персонала также действует принцип родства и землячества, особенной у предпринимателей-мигрантов; этнические сети позволяют предпринимателям получать финансовые ресурсы и другие виды поддержки; основными факторами, препятствующими развитию этнического предпринимательства в крае, являются высокие налоги, высокие стартовые издержки и низкий спрос.

Ключевые слова: этничность, этническое предпринимательство, этнический бизнес, полиэтничный регион.

Annotation. The article presents an analysis of data from a survey of representatives of ethnic business in the Krasnodar Territory. It was determined that ethnic business is represented in almost all spheres of the region's economy, and the structure of the spheres of activity almost completely repeats the structure of small and medium-sized businesses in the region; when choosing an economic niche, entrepreneurs are guided not only by pragmatic motives, but also by traditions and a desire to help; when recruiting personnel, the principle of kinship and fraternity, which is special among migrant entrepreneurs, is also applied; ethnic networks enable entrepreneurs to receive financial resources and other types of support; The main factors hindering the development of ethnic entrepreneurship in the province are high taxes, high start-up costs and low demand.

Keywords: ethnicity, ethnic entrepreneurship, ethnic business, multi-ethnic region.

Полиэтничность - характерная черта современных многосоставных обществ, при этом этническое разнообразие несет в себе не только конфликтный потенциал, но и является ресурсом развития и трансформации социальных отношений, хозяйственных связей и т.п. С. Вертовек отмечает, что усиление разнообразия - это «не только усложнение состава населения по этносам и странам происхождения, но и ... возникновение новых взаимосвязей и взаимодействий» [1]. Исследователь определяет данное явление как «трансформирующую диверсификацию разнообразия» (transformative diversification of diversity), которая приводит появлению «сверхразнообразия» (super-diversity) [1]. Такая ситуация имеет и несомненный экономический эффект: меняются стандарты производства и потребления, возникают «этнические ниши» в разных сферах экономики, расцветает этническое предпринимательство и др.

Эффективное функционирование этнического бизнеса возможно при наличии благоприятной предпринимательской среды, то есть соответствующих условий и факторов для развития предпринимательской активности. Следует отметить, что в российских условиях особое значение имеют региональные факторы предпринимательской среды: «движущей силой развития предпринимательской среды в регионах выступает политика местных властей, а также уровень социально-экономического развития территории базирования предпринимательской структуры [2].

Для Краснодарского края, который отличается этнически пестрым составом населения и высоким уровнем миграции, этническое предпринима-тельств выступает ресурсом развития полиэтнической территории, что в свою очередь предполагает создание среды, которая позволит эффективно функционировать бизнес-структурам. В 2020 году в крае было 266405 субъектов малого и

среднего предпринимательства, а в январе-марте 2021 г. на малых предприятиях было занято 154,7 тысячи человек, оборот малых предприятий составлял 179,0 миллиарда рублей [3]. Основными сферами, в которых сосредоточены субъекты малого и среднего предпринимательства, являются торговля, ремонта, операций с недвижимостью, транспортные услуги. В последние годы увеличилось количество предприятий агропромышленного комплекса, транспортно-логи-стического комплекса, сельскохозяйственного машиностроения и др., ориентированных на производство.

Обратимся к анализу оценок условий ведения бизнеса в регионе представителями этнического

Сферы деятельности эт

бизнеса. Эмпирическое исследование проводилось в рамках реализации проекта № ФНИ-ГО-20.1/11 в мае - августе 2021 года. В ходе анкетного опроса представителей основных этнических групп края (выборка 450 человек), были выявлены этнические предприниматели - 96 человек, затем произведена довыборка - 39 человека, общий объем выборки предпринимателей составил 135 человек.

Ответы на вопрос относительно сферы экономической деятельности, к которой относится бизнес, позволяют увидеть, что этнический бизнес представлен практически во всех сферах экономики края (табл. 1).

Таблица 1

|х предпринимателей, %

Вид экономической деятельности %

оптовая и розничная торговля 32

деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21

транспортировка и хранение 14

сельское хозяйство 9

строительство 8

общественное питание 7

иные виды деятельности 9

Всего 100

Заметим, что структура сфер деятельности этнического бизнеса практически полностью повторяет структуру малого и среднего бизнеса края. Ввиду относительно небольшой выборки не представлялось возможным корректно оценить соотношение этносов в данных сферах.

Обосновывая выбор той или иной экономической ниши, респонденты отмечали, что руководствовались востребованностью коммерческого продукта (40 %), экономическим расчетом (34 %), национальная/семейная традиция (11 %), помощь родственникам (6 %), не было возможности заняться чем-то другим (6 %) и другие причины (3 %).

В данном контексте интересен тот факт, что наряду с прагматическими мотивами фигурируют мотивы альтруистические («помощь семье»), следование традициям («национальная традиция»). Ряд исследователей особенностей этнической экономики отмечают, что в случае с этническим предпринимательством «субъект экономической деятельности не всегда руководствуется критериями экономической целесообразности рациональная основа деятельности не заменяет собой всю палитру человеческой деятельности» [4, с. 11].

Также и при выборе сотрудников предприниматели не всегда рациональны, так часть респондентов указали, что набирали сотрудников из числа родственников (36 %), стараются взять на работу земляков - 24 %, рассматривают только представителей определенной национальности -16 % и ориентируются на квалификацию кандидатов - 24 %. Среди тех, кто при приеме на работу руководствуется принципом родства и землячества, преобладают мигранты. Это обстоя-

тельство и объясняет такой выбор, поскольку в ситуации миграции практики взаимопомощи и поддержки выступают для этнических меньшинств значимым ресурсом адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Этнические сети позволяют предпринимателям не только находить сотрудников, определяться с выбором ниши, но и получать финансовые ресурсы. Так 46 % отпрошенных указали, что родственники и земляки поддержали финансами, помогли взять выгодный кредит и только 26 % респондентов смогли обойтись без такой поддержки и сами финансировали свой бизнес. 19 % получили помощь от партнеров по бизнесу и 9 % указали на другие источники. Среди тех, кто указал на помощь родственников и земляков, практически не было представителей русского этноса.

Это соотносится с данными других исследований [5], согласно которым на территории страны нет этнических сетей русских предпринимателей даже в регионах с русских большинством, тогда как для других этносов - это распространенная практика. А сами сетевые формы контракции в услов иях Российской Федерации стали «защитной реакцией» бизнеса на участие представителей государственных структур в хозяйственной деятельности, на «патримониальную укорененность экономических процессов», ведущую к тому, что экономическая система становится воплощением «множества локальных порядков» [6].

Представители этнического бизнеса указывали на ряд проблем, которые мешают эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Факторы, препятствующие этническому бизнесу (возможет выбор нескольких ответов), %

Факторы %

Высокие стартовые издержки 86

Высокие налоги/ неэффективное налоговое администрирование 93

Нехватка финансовых средств, сложность с доступом к банковским кредитам 75

Низкий платежеспособный спрос, отсутствие спроса 82

Рост цен на сырье, материалы, комплектующие 67

Недобросовестная (нечестная) конкуренция 62

Высокие транспортные издержки 58

Сложность с доступом к помощи государственных и/или муниципальных фондов/институтам финансирования 72

Отсутствие необходимого объема информации о конкурентной ситуации на рынках 76

Нехватка кадров 64

В целом, опрос показал, что основными факторами, препятствующими развитию этнического предпринимательства в Краснодарском крае, являются высокие налоги, высокие стартовые издержки и низкий спрос. Кроме того, предприниматели указывают на необходимость поддержки (финансовой, организационной, информационной) со стороны органов власти.

Таким образом, в Краснодарском крае с целью дальнейшего развития и использования экономического потенциала этнического бизнеса необходима реализация мер в области налоговой политики, разработка системы льгот для предпринимательского сектора, а также активизация программ по поддержке этнического бизнеса. Поли-этничность региона предоставляет новые возможности для экономического развития.

Литература:

1. Vertovec S. Super-diversity and its implications. Ethnic and Racial Studies. 2007. Vol. 30. № 6. P. 1024-1054.

2. Формирование предпринимательской среды как основы повышения эффективности функционирования различных организационно-экономических форм хозяйствования в России и за рубежом / Под ред. И.В. Шевченко и О.В. Никулиной [и др.] // Международный бизнес: теория и практика управления : монография. Краснодар : КубГУ, 2013. 256 с.

3. Предпринимательство. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL : https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/bIg kuTIS/mp_03.htm (дата обращения 10.10.2021)

4. Бабаева М.А. Влияние социально-экономических и этнокультурных факторов на развитие предпринимательской деятельности (на примере конкретного социологического исследования развития предпринимательства в Туркестане) : дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1993.

5. Кундакчян Р.М. Теоретико-методологические аспекты исследования влияния кросс-культурных факторов на развитие экономики / Р.М. Кундакчян, Л.Ф. Зульфакарова // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. № 2.

6. Светуньков М.Г. Теория государственного регулирования предпринимательскими сетями : монография. Ульяновск : Издатель ИП Василькина М.Н. 2011. 200 с.

Literature:

1. Vertovec S. Super-diversity and its implications. Ethn ic and Racial Studies. 2007. Vol. 30. № 6. P. 1024-1054.

2. Formation of an entrepreneurial environment as the basis for increasing the efficiency of functioning of various organizational and economic forms of management in Russia and abroad / Ed. I.V. Shev-chenko and O.V. Nikulina [et al.] // International business: theory and practice of management : monograph. Krasnodar: KubGU, 2013. 256 p.

3. Entrepreneurship. Site of the Office of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. URL https:// krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/bIgkuTIS/mp_

03.htm (date of application 10/10/2021)

4. Babaeva M.A. The influence of socio-economic and ethnocultural factors on the development of entrepreneurial activity (on the example of a specific sociological study of the development of entrepreneur-ship in Turkestan) : dis. ... cand. econom. science. SPb., 1993.

5. Kundakchyan R.M. Theoretical and methodological aspects of the study of the influence of cross-cultural factors on the development of the economy / R.M. Kundakchyan, L.F. Zulfakarova // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2017. № 2.

6. Svetunkov M.G. The theory of state regulation by entrepreneurial networks : monograph. Ulyanovsk : Publisher SP Vasilkina M.N. 2011. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.