Научная статья на тему 'Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы'

Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1307
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мировая экономика / экономический кризис / национальная экономика / геополитика / экономическая безопасность / государство / санкции / закон / world economy / economic crisis / national economy / geopolitics / economic security / state / sanctions / law

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ираклий Мамукаевич Гегечкори

Современные условия развития российской экономики во многом характеризуются как сложные. Прежде всего, это определено геополитическими сдвигами в мировом сообществе и связанными с ними санкциями, введенными некоторыми ведущими странами против нашей страны. В то же время российская экономика в целом смогла приспособиться к новым условиям, но некоторые проблемы по-прежнему требуют своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats

The modern conditions for the development of the Russian economy are largely characterized as difficult. This is determined, first of all, by geopolitical shifts in the world community and related sanctions imposed by some leading countries against our country. At the same time, we have the right to say that the Russian economy as a whole has been able to adapt to the new conditions, but some problems still require their solution.

Текст научной работы на тему «Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 97—100. Audit journal. 2022;(1): 97—100.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 339.9

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-97-100 NIION: 2017-0074-1/22-016 MOSURED: 77/27-021-2022-01-216

Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы

Ираклий Мамукаевич Гегечкори

Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия, irakli-n1@mail.ru

Аннотация. Современные условия развития российской экономики во многом характеризуются как сложные. Прежде всего, это определено геополитическими сдвигами в мировом сообществе и связанными с ними санкциями, введенными некоторыми ведущими странами против нашей страны. В то же время российская экономика в целом смогла приспособиться к новым условиям, но некоторые проблемы по-прежнему требуют своего решения.

Ключевые слова: мировая экономика, экономический кризис, национальная экономика, геополитика, экономическая безопасность, государство, санкции, закон

Для цитирования: Гегечкори И.М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 97 — 100. doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats

Irakli M. Gegechkori

Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Moscow, Russia, irakli-n1@mail.ru

Abstract. The modern conditions for the development of the Russian economy are largely characterized as difficult. This is determined, first of all, by geopolitical shifts in the world community and related sanctions imposed by some leading countries against our country. At the same time, we have the right to say that the Russian economy as a whole has been able to adapt to the new conditions, but some problems still require their solution.

Keywords: world economy, economic crisis, national economy, geopolitics, economic security, state, sanctions, law

For citation: Gegechkori I.M. Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 97 — 100. (In Russ.). doi: 10.24411 /1727-8058-2022-1-97-100.

© Гегечкори И.М., 2022

Самой важной частью экономической безопасности является государственная внешнеэкономическая безопасность. За последние годы в мире произошло множество событий, подорвавших мировую экономическую безопасность и, в частности, внешнеэкономическую безопасность Российской Федерации. К таким событиям относятся: санкции со стороны Европейского союза, гражданская война в Сирии, существенно повлиявшая на расстановку сил в мировой политике и экономике (формирование крупнейших террористических группировок), мировой кризис. Что касается мирового кризиса, почувствовать на себе его последствия Россия смогла в конце 2014 и начале 2015 гг., во время так называемого валютного кризиса, когда рубль резко обесценился в связи со снижением мировых цен на нефть (от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета России), а также введения экономических санкций в отношении России [3].

Потери российской экономики от санкций, по оценке ряда экспертов, в течение 2014—2017 гг. составили около 170 млрд долл. Эти события показали, что основное влияние на внешнеэкономическую безопасность любого государства непосредственно оказывают внешние факторы. Под их воздействием изменяется не только экономическое устройство, но и сами страны. Главной причиной, по которой происходит изменение мировой экономики, являются геополитические и экономические интересы стран, ведущих в мировом хозяйстве. В связи с этим в системе национальной безопасности сформировалась отдельная подсистема — внешнеэкономическая безопасность, представляющая собой политику, направленную на поддержание устойчивого, независимого государственного развития как единой хозяйственной структуры, ее естественный экономический рост, основанный на рациональных и эффективных внешнеэкономических взаимосвязях.

Современная экономическая политика российского правительства ведет к тому, что прежние угрозы теряют свою значимость в связи с тем, что появляются новые, более острые проблемы. С точки зрения внешнеэкономической безопасности нужно стремиться к разнообразию отечественных товаров на рынках сбыта, осуществлять поддержку экономических отношений с большим количеством стран. Необходимо сотрудничать не только с Европой, но и с рядом других стран, в частности со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона. В ходе мирового экономического кризиса уменьшение капиталовложений и инвестиций других стран могло бы служить средством экономического роста во многих отраслях жизни государства, что привело бы к улучшению экономики в целом и поспособствовало бы усилению внешнеэкономической безопасности.

Привлечение иностранных инвестиций должно вызвать рост финансовых и материальных благ, поддержку национальных интересов и недопущение возможности иностранным компаниям контролировать отрасли отечественного производства. Угрозой для внешнеэкономической безопасности государства является утечка финансов из страны в огромных масштабах, называемая «бегством капитала», которая осуществляется в легальной и нелегальной форме. За последние 20 лет значительно возрос интерес государства и общества к обеспечению экономической безопасности, поскольку она характеризует состояние экономики, ее способность противостоять внешним и внутренним угрозам. Многочисленные труды ученых довольно подробно описывают методологию изучения экономической безопасности и ее структуру на макро- и микроуровнях, также разработан понятийный аппарат. Известно, что экономическая безопасность включает в себя военную, продовольственную, экологическую, инновационную, технологическую, социальную, демографическую, транспортную и другие виды безопасности [5].

На сегодняшний день первостепенной задачей становится обеспечение именно инновационной безопасности, поскольку за счет нее возможно увеличить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. В этом направлении Правительство РФ разрабатывает программы по развитию науки и технологий для того, чтобы достичь поставленной цели: перехода России к инновационному пути развития. Необходимость государственного инновационного регулирования обусловлена прежде всего возрастающей потребностью в ней со стороны экономики и общества в целом и объясняется общенациональным значением и экономическим содержанием инноваций. Уже сегодня инновации характеризуются как основное средство увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования большинство нововведений не могло бы в короткие сроки внедряться в производство [2].

Во-первых, инновации оказывают значительное влияние на макроэкономические показатели и лежат в основе интенсивного фактора экономического роста. Так, благодаря научно-техническим открытиям происходит прирост ВВП в развитых странах.

Во-вторых, осуществляется воздействие на структуру общественного производства, потому что новшества являются непосредственной причиной создания одних отраслей и производств и санации других.

В-третьих, это взаимодействие с институциональными механизмами экономики: формируются новые элементы в сфере хозяйственных структур, трансформируется взаимосвязь между ними.

В-четвертых, инновации влияют на социальную стабильность, так как повышается уровень жизни общества, решаются проблемы безработицы, происходит рост уровня образования и здравоохранения.

В настоящее время Россия должна решить большое количество проблем, которые ставят под угрозу национальную безопасность страны. Однако, несмотря на все отрицательные последствия кризиса, он все же заставляет взбодриться экономику, которая должна перестроиться под новые рыночные условия. При этом Россия не отменяет планы по поводу своего долгосрочного развития. Российское государство по-прежнему должно создать условия для обеспечения высокого уровня благосостояния населения, утверждения геополитической роли страны на мировой арене как лидера. Одним из возможных способов решения этой проблемы является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года идет речь о необходимости занять существенную долю (5—10%) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям, повышения в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9% до 17— 20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз — доли инновационно активных предприятий (с 9,4% до 40—50%) [4].

Обеспечение безопасности в инновационной сфере на сегодняшний день является одним из приоритетов государственного регулирования. Однако в Российской Федерации до сих пор отсутствует понимание значимости использования продуктов инновационной деятельности как факторов обеспечения безопасности, конкурентоспособности и роста экономики. Одной из проблем является

большой внешний государственный долг, порождающий угрозы экономическому и политическому положению страны. До кредитного кризиса 2007 г. государственный долг Исландии составлял всего 27% ВВП. Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие внешних факторов на национальную безопасность становится решающим. Для решения описанных проблем государству необходима устойчивая стратегия внешнеэкономической безопасности, которая смогла бы обеспечивать безопасность посредством различных внутренних и внешних мероприятий. Необходимо периодически пересматривать и корректировать (как минимум один раз в три-пять лет) законодательство, регламентирующее и направляющее деятельность по обеспечению национальной безопасности в нужном направлении. Нужно ориентировать внешнеэкономическую политику на ужесточение контроля, качества и количества ввозимых и вывозимых товаров; активное привлечение инвестиций иностранных партнеров; формирование оптимальных условий деятельности отечественных экспортеров; осуществление государственной поддержки развития экспортно ориентированных наукоемких отраслей производства и сельского хозяйства [3]. Таким образом, для решения данной проблемы, помимо антикоррупционного законодательства и создания системы противодействия коррупции, необходимы:

• взаимодействие Совета Безопасности с Государственной Думой РФ (отсутствие связи является существенным пробелом в антикоррупционной деятельности РФ);

• постоянное распространение информации о коррупции в реальных масштабах, об ее ущербе и отрицательных последствиях;

• повышение правовой грамотности населения (граждане России должны сделать честность и неподкупность своими главными принципами, ведь коррупция — прежде всего социальное явление, основной мерой противодействия которой являются развитие и укрепление в обществе нравственных начал и устойчивых нравственных принципов);

• противодействие коррупции в высшем образовании (взяточничество учит молодое поколение совершенно иным отношениям между людьми, чем отношения в рамках закона и правовой культуры, от того, как студентов (курсантов) научили относиться к коррупционным проявлениям в университетских стенах, зависит то, как они будут поступать в своей дальнейшей профессиональной деятельности);

• индексация заработной платы сотрудников органов внутренних дел (последняя индексация заработной платы сотрудников ОВД проходила пять лет назад; стремительное изменение уровня жизни, рост цен подталкивают к получению дополнительного незаконного дохода) и т.д. [1]. Уровень преступности, в частности экономической, — это одна из основных «шестеренок» в условиях обеспечения экономической безопасности не только одной страны, но и всего мира в целом. Борьба с преступностью и государственная оборона всегда были, есть и будут основными направлениями финансирования большинства государств. К сожалению, число преступлений, представляющих угрозу международным экономическим отношениям, с каждым годом растет. Безусловно, одна из причин такого роста — политическая ситуация в мире, способствующая распространению международного терроризма, на основе которого происходят развитие теневого бизнеса, рост хакерства, наркобизнеса, работорговли, коррупции. Теневой бизнес в контексте терроризма связан с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, что могло бы способствовать реализации террористических актов в странах. Взяв в качестве примера «Аль-Каиду», финансирование которой осуществлялось за счет сборов в мусульманских религиозных организациях, в тех же мечетях, мы можем сделать вывод, что в большинстве своем подобный теневой бизнес развивается в разного рода мусульманских странах, отражаясь на последствиях, а именно в террористических актах, нападениях населения в странах, «идущих против их системы и взглядов». Рост хакерства представляет собой связь информационной безопасности с экономической [5].

«Бегство капитала» — одна из актуальных проблем настоящего времени, это связано с противодействием вывозу за рубеж похищенных денежных средств и необходимостью привлечения инвестиций частного капитала в экономику России. Борьба с преступностью,

связанной с деятельностью по отмыванию доходов и выводу денежных средств за рубеж, имеет масштабный характер и затрагивает экономическую безопасность нашей страны.

Список источников

1. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2014.

2. Куклин А. А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-1. С. 142—145. U RL: http://iundamental-research.ru/ru/article / view?id=:34127 (дата обращения: 08.02.2022).

3. Латов Ю.В. Национальная экономическая безопасность в историческом контексте // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8. № 1. С. 5—6.

4. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность: учеб. пособие / под общ. ред. Н.А. Свет-лаковой. Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010.

5. Серебрякова Т.Ю, Тимофеева Н.Ю. Экономическая безопасность и угрозы: сущность и подходы к определению // Вестник НГУЭУ.

2013. № 3. С. 237—246.

References

1. Vechkanov G.S. Economic security. St. Petersburg: Vector, 2014.

2. Kuklin A. A. Economic security of regions: theoretical and methodological approaches and comparative analysis // Fundamental research.

2014. No. 6-1. pp. 142—145. URL: http://iunda-mental-research.ru/ru/article/view?id=:34127 (date of access: 02/08/2022).

3. Latov Yu.V. National economic security in the historical context // Historical and economic research. 2007. V. 8. No. 1. P. 5—6.

4. Svetlakov A.G. Economic security: textbook / under total ed. N.A. Svetlakova. Perm, 2010.

5. Serebryakova T.Yu, Timofeeva N.Yu. Economic security and threats: essence and approaches to definition // Bulletin of NSUEU. 2013. No. 3. P. 237—246.

Информация об авторе И.М. Гегечкори — аспирант кафедры международных экономических отношений.

Information about the author I.M. Gegechkori — post-graduate student of the department of international economic relations.

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 24.02.2022; принята к публикации 10.03.2022. The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 24.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.