Научная статья на тему 'Экономические права и свободы: понятие, признаки, система'

Экономические права и свободы: понятие, признаки, система Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20359
1029
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ / ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД / ECONOMIC RIGHTS / ECONOMIC FREEDOMS / CHARACTERISTICS OF ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS / TYPES OF ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS / CLASSIFICATION OF ECONOMIC RIGHTS AND FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахарова Анастасия Сергеевна

В статье рассматривается история становления экономических прав и свобод, анализируются положения международно-правовых актов, закрепляющих названную группу прав и свобод, приводятся примеры конституционного регулирования в России и ряде зарубежных государств. Особое внимание уделено особенностям экономических прав и свобод и их классификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic rights and freedoms: concept, characteristics, system

In the article the history of development of economic rights and freedoms is regarded, provisions of international legal instruments, which enshrine this group of rights and freedoms, are analyzed, examples of constitutional regulation in Russia and several foreign countries are made. Special attention is given to specifics of economic rights and freedoms and its classification

Текст научной работы на тему «Экономические права и свободы: понятие, признаки, система»

Вопросы конституционного и финансового права

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СИСТЕМА

© Сахарова А. С., 2007

А. С. Сахарова — кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры конституционного права Юридического института ИГУ

Экономические права и свободы относятся ко второму поколению прав человека и ведут свой отсчет с 1948 г., когда наиболее важные из них были зафиксированы во Всеобщей Декларации прав человека. Они равны по значению с гражданскими и политическими правами и тесно с ними связаны. Более того, вплоть до середины двадцатого века такие, как право на собственность и труд (в смысле свободного распоряжения рабочей силой), вообще объединялись с правами гражданскими1. Так, Декларация прав гражданина, принятая 27 августа 1791 г. Национальным собранием Франции, провозгласив, что люди рождаются свободными и равными в правах, к числу таких прав отнесла свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах отмечает, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами3. Хотя долгое время многие страны рассматривали положения названного Пакта не как юридические обязательства, а только лишь как своеобразные пожелания и стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. В резолюции от 4 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных и гражданских прав. Экономические права представляют собой обязательную часть конституционно-правового статуса личности. Определяя их место в общей системе прав и свобод человека и гражданина, необходимо учитывать, что и для международного права и для большинства национальных правовых систем современных демократических государств характерно отношение к правам человека как к единому комплексу. Все права одинаково ценны, не может быть более важных и менее важных прав человека, все они по-своему необходимы. Выделение же определенной группы прав в качестве ведущей, главной неизбежно ведет к недооценке, умалению роли других. Об этом свидетельствует и наш исторический опыт, когда в теории и практике советского конституционализма безусловный приоритет отдавался социально-экономическим правам в ущерб гражданским и политическим4.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение факторами производственной (хозяйственной) деятельности, составляющей основу существования и развития общества. Они призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Выделяются следующие особенности экономических прав: распространенность на определенную, социально-экономическую область жизни человека;

допустимость рекомендательных нестрогих формулировок; зависимость реализации от состояния экономики и ресурсов5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер»6. Кроме того, как один из видов конституционных прав граждан экономические права и свободы отражают специфические по содержанию социальные связи, обладают собственным материальным и нормативным содержанием и социальным назначением; экономические права и свободы направлены на удовлетворение материальных потребностей человека, предоставляют ему возможность участвовать в хозяйственно-экономической жизни общества. При этом содержание экономических прав и свобод имеет конкретно-исторический характер, отражающий уровень экономического, социального, культурного, политического развития общества, присущие ему противоречия и принятые способы их разрешения7.

H. С. Бондарь в своей работе «Права человека и конституция России» называет следующие особенности экономических прав:

I. Единство материального (экономического и социально-культурного) содержания. Оно определяется тем, что данная группа прав и свобод самым непосредственным образом связана с отношениями собственности, экономическими и социальными элементами гражданского общества. А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества.

2. Они нередко выступают как права-гарантии, т. е. выполняют гарантирующие функции по отношению к другим правам и свободам. Выступая не только как правовая форма экономической свободы, но и как права-гарантии, социально-экономические права несут, таким образом, двойную нагрузку.

3. Общесоциальная направленность данных прав как инструмента утверждения гуманизма и социальной справедливости. Так, Конституция РФ, закрепляя с одной стороны право на развитие частных систем

здравоохранения (ч. 3 ст. 41), образования (ч. 5 ст. 43) и т. п., в то же время устанавливает гарантии бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ч. 1 ст. 41), право на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 43.)

4. Необходимость детальной конкретизации социально-экономических прав в текущем законодательстве (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.)8.

Экономические права и свободы можно отнести к так называемым естественным правам. В отличие, например, от политических прав, экономические права и свободы имеют не государственное, а естественное, социальное происхождение, так как люди объективно были вынуждены вступать между собой в отношения по поводу создания, перемещения, обмена и потребления материальных благ. С возникновением государства эти отношения лишь приобретают юридический (позитивный) характер, но не меняют своей естественно-правовой природы9. Отдельные положения международно-правовых актов позволяют говорить о том, что международное сообщество рассматривает экономические права в качестве естественных прав человека. Так, в ст. 17 Всеобщей Декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Кроме того, в ст. 22 этого документа за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития во всех, в том числе экономических областях его жизнедеятельности.

Это подтверждает и Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право частной собственности и право свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в качестве прав, принадлежащих каждому лицу (ст. 34, 35)10.

Права «второго» поколения отличаются по своей природе от прав первого поколения. Связано это, прежде всего, с позицией государства по отношению к этим правам. Права первого поколения в буржуазной политической мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и госу-

дарственного, в осуществление гражданских (прав члена гражданского общества) и политических (прав участника политической жизни). Для осуществления социально-экономических прав недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу, необходимо создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать названные права11. Таким образом, если закрепление гражданских и политических прав призвано ограничить роль государства в названных сферах, то социально-экономические права расширяют сферу государственного контроля, повышают патронажную роль государства по отношению к об-12

ществу12.

Пионером конституционного закрепления социально-экономических прав явилась Мексика. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных штатов была принята 31 января 1917 г. Шестой раздел этой Конституции «О труде и социальном развитии» провозглашал право каждого человека на достойный и общественно полезный труд, регламентировал продолжительность рабочего дня, устанавливал шестидневную рабочую неделю, пенсии по инвалидности и старости, различные виды льгот и пособий, минимальные гарантии медицинского об-служивания13. Веймарская конституция 1919 г. закрепляла возможность добывать себе содержание трудом, право на социальное страхование в случае болезни, старости и т. д. Конституция в ст. 151 отмечала, что «строй хозяйственной жизни должен соответствовать началам справедливости и целям обеспечения для всех существования, достойного человека»14. Большой перечень прав «второго поколения» содержался в Конституции СССР 1936 г.15 Прежде всего, следует сказать о праве на труд (ст. 118), в соответствии с закрепленной нормой право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы. Помимо права на труд, Конституция закрепляла право на отдых (ст. 119), право на обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 120), право на образование (ст. 121). Следует отметить, что статьи, провозглашающие то или иное право, со-

провождаются ссылками на материальные гарантии, обеспечивающие его реализацию. Конституция 1936 г. различает право личной и частной собственности. В соответствии со ст. 9 допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда. Охраняется право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан (ст. 10). Конституция СССР 1977 г. дополнила перечень социально-экономических прав, добавив такие, как право на охрану здоровья (ст. 42), право на жилище (ст. 44). После принятия в 1948 г. в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социально-экономических прав и свобод в конституциях значительно расширилось. Достаточно отчетливо данные права были закреплены в Конституциях Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г., Греции 1975 г., Испании 1978 г. и некоторых других стран.

Основным универсальным международным договором в области прав человека является Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, который был принят по рекомендации Комиссии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. и открыт для подписания 19 декабря 1966 г. Пакт вступил в силу в 1976 г. Как уже упоминалось, в течение длительного времени в зарубежной юридической науке, велись споры об обязательности содержащихся в Пакте предписаний. Так, немецкий ученый К. Томушат считает, что права, закрепленные в Пакте, утопичны, неосуществимы, а сам Пакт об экономических, социальных и культурных правах за годы, прошедшие после его принятия, устарел16. Профессор Д. Трудек также полагает, что социально-экономические права могут быть осуществимы только в течение длительного времени путем принятия программы действий17. По мнению А. Робертсона, Пакт устанавливает лишь стандарты, к достижению которых государства должны стремиться18. Несмотря на то, что многие годы некоторые западные страны отрицали юридическую обязательность положений Пакта, в настоящее время их позиция изменилась. Еще в 1986 г. в Голландии,

в Лимбургском университете собрались ведущие эксперты из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых го-сударствами-участниками Пакта. Они пришли к следующим выводам:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени19.

Позднее данный подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.: Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических, культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы20.

Анализируя положения действующих Конституций зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что все они закрепляют различный перечень экономических прав. Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует право собственности и ее наследования (ст. 14), свободу труда (ст. 12), право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 (3))21. Конституция Итальянской Республики содержит в части первой «Права человека» специальный раздел «Экономические отношения», где говорится об охране труда во всех его проявлениях (ст. 35), закрепляют-

ся право на создание профсоюзов (ст. 39), право на забастовку (ст. 40), право частной хозяйственной инициативы (ст. 41), право собственности (ст. 42), право трудящихся участвовать в управлении делами предприятия (ст. 46), право на кооперацию (ст. 45), кроме того, Республика поощряет и охраняет сбережения во всех формах; регламентирует, координирует и контролирует деятельность кредитных организаций (ст. 47)22. Конституция Королевства Испании регулирует экономические права и свободы сразу в нескольких главах первого раздела «Об основных правах и свободах». Так, в гл. 2 «Права и свободы» закрепляется право каждого на обучение (ст. 27), право на свободное объединение в профсоюз (ст. 29), признается право частной собственности ее наследования (ст. 33), право на труд (ст. 35), свободу предпринимательства (ст. 38). Охране и гарантиям отдельных экономических прав посвящена также глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики»23. Конституция Японии провозглашает следующие экономические права и свободы: право на труд (ст. 27), право собственности (ст. 29), право на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни (ст. 25), право на образование (ст. 26), право выбора профессии (ст. 22).

Н. С. Бондарь на основе анализа действующей Конституции РФ представляет социально-экономические права и свободы в виде системного единства следующих групп прав: 1. Рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности: право частной собственности и ее наследования (ч. 1 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37).

2. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего

образования (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества (ч.1 ст. 44); свобода преподавания (ч. 1 ст. 44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44); право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). 3. Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка: право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38); право на государственную поддержку отцовства, инвалидов, и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); право на жилище (ч. 1 ст. 40); право на охрану здоровья, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

4. Социальные права и гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности: право на отдых (ст. 37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42). 5. Социальные права, способствующие достижению социального партнерства в обществе: право создавать

профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4. ст. 37)24.

Н. И. Косякова, отмечая, что базой экономических прав граждан служит гарантированное право собственности на движимое и недвижимое имущество, классифицирует экономические права и свободы следующим образом: право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; право создавать коммерческие организации с целью извлечения прибыли; право создавать некоммерческие организации в благотворительных, образовательных, культурных и иных некоммерческих целях; права в кредитно-расчетных отношениях с банком; права на жилые помещения; право на распоряжение имуществом в порядке наследования25. Необходимо заметить, что здесь, видимо, речь идет все-таки о классификации отраслевых экономи-

ческих прав граждан, а не о конституционных правах. Вполне обоснованной видится классификация экономических прав на основные, комплексные и производные права, предложенная Р. А. Дунаевым26. К комплексным правам относятся право на неза-прещенную законом экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ) и право собственности (ст. 35, 36 Конституции РФ), к производным относятся такие как право на предпринимательскую деятельность, права на осуществление конкретных видов предпринимательской деятельности, экономические права по владению, пользованию и распоряжению конкретными видами имущества (производные права регулируются отраслевым, прежде всего, гражданским законодательством). Трошкин Ю. В., Колотова Н. В. выделяют следующие экономические права: право на труд, право на собственность, право на предпринимательство, право на забастовки, право на заключение коллективных договоров, право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих интересов27.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что достаточно сложно выделить полный, исчерпывающий каталог экономических прав граждан в современном мире, тем более сложно отграничить их от смежных с ними социальных и культурных прав. Выделяя в структуре социально-экономических прав группу собственно экономических и группу социальных прав, в качестве критерия их отграничения можно предложить характер (негативный или позитивный), принадлежащий тому или иному праву. Так, на наш взгляд, к собственно экономическим правам относятся права, имеющие негативный характер (т. е. не требующие от государства представления каких-либо благ, позволяющие индивиду самостоятельно входить в экономическую сферу общества): право собственности, право на свободу экономической деятельности, право на труд. Права, которые требуют более активного вмешательства со стороны государства, призванного обеспечить социальный компромисс в обществе в условиях рыночной экономики, являются социальными. Исходя из смысла закрепляемых Конституцией РФ положений к таковым, прежде всего, следует отнести: охрану семьи, материнства и детства; право на социальное обеспечение; право на жи-

лище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

В заключение хотелось бы отметить, что, не смотря на обсуждаемые в научной литературе проблемы определения экономических прав человека, их классификации, причисления или непричисления этих прав к категории основных прав человека, приоритетными все же должны являться вопросы по определению их непосредственного содержания и юридического характера налагаемых на государства обязательств по их осуществлению. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Трошкин Ю. В. Права человека. М., 1997. С. 41.

2 Документы истории Великой Французской революции / под ред. А. В. Адо. Т. 1. М., 1990. С. 112.

3 Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 20.

4 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996 С. 177.

5 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 159.

6 Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992. С. 143-146.

7 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 7.

8 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 176.

9 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

10 Гражданское право современной России / под ред. Н. М. Коршунова. М., 2006. С. 398.

11 Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 139.

12 Михайловская И. Генезис социально-экономических прав и их влияние на формирование посттоталитарных систем // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 2000. № 1. С. 146-151; Шварц Г. Экономические и социальные права // Рос. бюллетень по правам человека. М., 1995. Вып. 6. С. 23-30.

13 Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. М., 1986. С. 117.

14 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 1996. С. 21.

15 Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской конституции М., 1987. С. 285.

16 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 442.

17 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.С. 44.

18 Там же.

19 Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукаше-вой. М., 1996. С. 440.

20 Там же.

21 Конституции зарубежных государств. М., 2003

С. 103.

22 Конституции зарубежных государств. М., 2003

С. 185-187.

23 Конституции зарубежных государств. М., 2003

С. 229-237.

24 Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/ Д, 1996. С. 186-188

25 Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации : учебник для вузов / под ред. О. И. Тиунова. М., 2005. С. 141.

26 Дунаев Р. А. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. М., 2005. С. 9.

27 Трошкин Ю. В. Права человека : учеб. пособие. М., 1997. С. 44. Права человека / под ред. Е. А. Лукашевой. М., 2003. С. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.