Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ГУРИДОВ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ГУРИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: государство Гуридов / экономические отношения / исторические источники / сельское хозяйство / налоги / феодальное землевладение / Ключевые слова: государство Гуридов / экономические отношения / исторические источники / сельское хозяйство / налоги / феодальное землевладение

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарипов Мухаммад Маруфович

Изучается экономическая жизнь Гуридского государства. Использованы следующие основные первоисточники: «Табакоти Носири» Минходжиддина Сироджа Джузджани, «Китаб-аль-Харадж» Абу Йусуфа Йакуба Ибрахима аль-Куфи и т.д. Отмечается, что проблема возникновения феодальных отношений в Гуре до сих пор является у историков предметом спора, и представлены некоторые сведения по данному поводу. Кроме того, освещены категории феодального землевладения и основные налоги: зякет, ушр, харадж, джизья и хумс. Отмечено, что сельское хозяйство Гура целиком зависело от климатических условий. В заключении отмечается, что развитие политической и культурной жизни связано с экономическим развитием государства. Кроме того, на развитие экономики государства Шинасбенидов влияло расширение его территории. Так, после завоевания Гуридами Хорасана и Северной Индии, в состав владения вошли важные торговые дороги, что привело к его расцвету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

МУНОСИБАТҲОИ ИҚТИСОДӢ ДАР ДАВЛАТИ ҒУРИЁН

Ҳаёти иқтисодии Ғуриён мавриди омӯзиш ва таҳлил қарор гирифтааст. Ҳангоми таълифи мақола муаллиф ба сарчашмаҳои муҳим, чун «Табакоти Носирӣ»-и Минҳоҷ Сироҷи Ҷузҷонӣ ва «Китоб-ал-хироҷ»-и Абӯюсуф Яқуб Иброҳим ал-Куфӣ ва ғ. такя намудааст. Қайд мешавад, ки масъалаи ҷорӣ гардидани муносибатҳои феодалӣ дар Ғур то ин ҷониб байни муаррихон яке аз масъалаҳои баҳснок ба шумор меравад. Доир ба масъалаи мазкур маълумоти якчанд муаррихон зикр шудааст. Инчунин муаллиф роҷеъ ба шаклҳои заминдории феодалӣ ва андозҳои асосӣ чун закот, ушр, хироҷ, ҷизя, хумс ва ғ. маълумот пешниҳод гардидааст. Кишоварзӣ аз иқлими минтақа вобастагӣ дошт. Дар хулоса ишора мешавад, ки рушди ҳаёти сиёсӣ ва маданӣ бо инкишофи ҳаёти иқтисодии давлат вобастагӣ дорад. Васеъшавии ҳудуди давлат низ ба инкишофи ҳаёти иқтисодӣ сабаб гардид. Зеро, баъди ишғоли Хуросон ва Ҳиндустони Шимолӣ аз ҷониби ғуриён ба ҳудуди давлат роҳҳои муҳими тиҷоратӣ дохил гардид, ки ин омил низ ба тараққиёти давлат боис шуд.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ГУРИДОВ»

УДК930

Шарипов Мухаммад Маруфович, канд. истор. наук, старший преподаватель кафедры истории таджикского народа ГОУ «ХГУ им. академика Б. Гафурова» (Таджикистан, Худжанд);

Шарипов Мухаммад Маруфович, н.и.т., муаллими калони кафедраи таърихи халци тоцики МДТ «ДДХ ба номи академик Б.Fафуров» (Тоцикистон, Хуцанд);

Sharipov, MukhammadMarufovich, candidate of historical sciences, senior lecturer of the department of the history of the Tajik nation under SEI "Khujand State University named after acad. B.Gafurov " Tajikistan, Khujand)E-mail: istoriya_tj@mail.ru

Ключевые слова: государство Гуридов, экономические отношения, исторические источники, сельское хозяйство, налоги, феодальное землевладение

Изучается экономическая жизнь Гуридского государства. Использованы следующие основные первоисточники: «Табакоти Носири» Минходжиддина Сироджа Джузджани, «Китаб-аль-Харадж» Абу Йусуфа Йакуба Ибрахима аль-Куфи и т.д. Отмечается, что проблема возникновения феодальных отношений в Гуре до сих пор является у историков предметом спора, и представлены некоторые сведения по данному поводу. Кроме того, освещены категории феодального землевладения и основные налоги: зякет, ушр, харадж, джизья и хумс. Отмечено, что сельское хозяйство Гура целиком зависело от климатических условий. В заключении отмечается, что развитие политической и культурной жизни связано с экономическим развитием государства. Кроме того, на развитие экономики государства Шинасбенидов влияло расширение его территории. Так, после завоевания Гуридами Хорасана и Северной Индии, в состав владения вошли важные торговые дороги, что привело к его расцвету.

Калидвожа^о: Fуриëн, сарчашмауои таърихи, муносибатуои ицтисодй, хоцагии цишлоц, андозуо, шаклуои заминдории феодалй

Цаёти ицтисодии Fуриëн мавриди омузиш ва тащил царор гирифтааст. Цангоми таълифи мацола муаллиф ба сарчашмауои мууим, чун «Табакоти Носирй»-и Минуоц Сироци Цузцонй ва «Китоб-ал-хироц»-и Абуюсуф Яцуб Иброуим ал-Куфй ва г. такя намудааст. Цайд мешавад, ки масъалаи цорй гардидани муносибатуои феодалй дар Fур то ин цониб байни муаррихон яке аз масъалауои бауснок ба шумор меравад. Доир ба масъалаи мазкур маълумоти якчанд муаррихон зикр шудааст. Инчунин муаллиф роцеъ ба шаклуои заминдории феодалй ва андозуои асосй чун закот, ушр, хироц, цизя, хумс ва г. маълумот пешниуод гардидааст. Кишоварзй аз ицлими минтаца вобастагй дошт. Дар хулоса ишора мешавад, ки рушди уаёти сиёсй ва маданй бо инкишофи уаёти ицтисодии давлат вобастагй дорад. Васеъшавии уудуди давлат низ ба инкишофи уаёти ицтисодй

DOI10.24412/2413-2004-2022-3-36-45

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ГУРИДОВ

МУНОСИБАТХрИ ИЦТИСОДИ ДАР ДАВЛА ТИ FyP^H

ECONOMY RELATIONS IN THE STATE

OF GURIDS

сабаб гардид. Зеро, баъди ишголи Хуросон ва Хцндустони Шимолй аз цониби гуриён ба уудуди давлат роууои мууими тицоратй дохил гардид, ки ин омил низ ба тарацциёти давлат боис шуд.

Key-words: Gurids' state, economy relations, historical sources, agriculture, taxes, feudal land

possession

The article is a fragment of the studies dealing with the economy life in the state of Gurids. While working with the theme the author used primary original sources: "Tabakoti Nosiri" by Minkhodja Sirodge Djuzdjoni, "Kitab-al-Kharadge " by Abu Yusuf Yakub Ibrahimalkuf and etc. It is marked that the problems of feudal relations in Gura, their emergence are up to now a subject of controversies; a certain amount of information being produced as these issues. Into the bargain, the author highlighted the points related to the categories offeudal land possession and principal taxes: zyaket, ushr, haradge, djizya and hums. It is marked that agriculture in Gura completely depended on climatic conditions. In conclusion it is noted that the development of political and cultural life is connected with that one of state's economy. Besides this economic development sustained the influence of the extension of the territory which started to be possessed by Shinasbenids. Thus, after the conquest of Khorasan and Northern India by Gurids important trade roads were included into the structure of the state after what its efflorescence followed.

В средневековых источниках даются более или менее подробные сведения о географии, политической истории, нравах жителей Гура, но сведения об экономической истории этой страны довольно скудные и разрозненные, но и по ним можно провести анализ хозяйственной и экономической жизни этого региона. Современные афганские историки Гавсуддин Мухаммад Гури и Асгар Фуруги имеют отдельные монографии по истории Гуридов, но в этих сочинениях нет сведений по экономической жизни Гуридов в Средние века [4; 17].

Все современные исследователи истории государства Гуридов исходят из того, что в XI веке здесь господствовал феодальный строй, а афганский исследователь М.А. Хайдари подчёркивает, что в это время в Гуре существовало рабство и наравне с крестьянским трудом использовался рабский труд, а дальше пишет: «Рабовладельческие отношения в Гуре отличались от Древней Греции и Древнего Рима тем, что здесь рабов не убивали, их использовали как товар при торговле. В редчайших случаях хозяева, получив необходимую сумму, освобождали их» [18, с. 114]. Всегда было известно, что рабовладение на Востоке существенно отличалось от рабовладения в Древней Греции и Риме. На мусульманском Востоке труд рабов никогда не заменял труда свободных общинников. Зачастую рабский труд использовался для домашних работ, в таком виде в Бухарском эмирате рабский труд использовался вплоть до ХХ века. Далее М.А. Хайдари подчеркивает, что именно из таких рабов было создано сильное гуридское войско [18, с.114]. Практика использования тюркских рабов в военных целях существовала еще со времен Саманидов. У правителей Гура также были рабы-воспитанники наподобие Кутбиддина Айбека, но использование рабов в массовом порядке в военном деле сомнительно, так как такое войско могло выйти с подчинения и выступить против хозяев. Примером этому может послужить Махмуд Газневид, который был сыном раба, принадлежавшего династии Саманидов, и в дальнейшем выступил против хозяев.

Проблема возникновения феодальных отношений в Гуре до сих пор является у историков предметом спора. К примеру, Мир Гулям Мухаммад Губар пишет: «Гуридское государство возникло в первой половине Х11 века (1148 г.) и просуществовало до начала

- 37 -

XIII века (1214 г.), и это был период развития феодальных отношений в Афганистане» [6, с.135]. Мухаммад Губар считает государство Гуридов афганским государством, но этот регион в то время назывался Хорасаном и никакого Афганистана и Афганского государства тогда не существовало.

Академик Б.Г. Гафуров, обращая внимание на историю государства Гуридов, подчеркивает, что феодальные отношения в этой горной стране возникли позже, чем в Мавераннахре и Хорасане. Он пишет: «1152-1206 годы являются самым блестящим периодом для государства Гуридов, в этот период наблюдается расцвет экономики и культуры Гура...» [5, с. 392]. Действительно, в этой горной стране, которая длительное время была оторвана от внешнего мира из-за труднодоступности дорог и воинственности населения, феодальные отношения возникли значительно позже, чем в других регионах Средней Азии. В Гуре вплоть до XI века господствовали патриархальные и полупатриархальные отношения, даже ислам распространился в этой стране значительно позже других регионов Хорасана. В XI веке владение Гур был завоёвано Газневидами и в этой патриархальной стране проникли феодальные общественные отношения. Только в 1150-1152 годах гуридский султан Алауддин Мухаммад Джахонсуз (1149-1161) разбил войско Газневидов и освободил страну. Начиная с этого времени и вплоть до 1206 года имеет место период бурного экономического, культурного и социально-политического развития государства Гуридов.

Феодальные отношения в Гуре не отличались от феодальных отношений в Мавераннахре и Хорасане. Землей в Гуре владели царевичи, придворные, родовая знать гурцев, военачальники и т.д. [10, с. 38].

Одним из основных источников благосостояния хорасанских и мавераннахрских феодалов были земельные угодья. И в Хорасане, и в Мавераннахре существовали различные формы землевладения. Наряду с крупными феодальными землевладениями существовала общинная собственность селений на землю, воду и пастбища.

Другим важным источником доходов феодалов была собственность на городские земли: иногда им принадлежали целые кварталы, мастерские, рынки, караван-сараи, мельницы и т.д. Владение поместьями было наследственным, их можно было дарить и даже продавать. Средневековые источники различают земледельческую аристократию, жившую в городах (шахр) и в селениях (руста).

Другим сословием в государстве, владевшим земельными участками, были крестьяне. Они были основными налогоплательщиками, а также выполняли все общественные работы наподобие рытья каналов, кяризов, артезианских колодцев, строительства дорог, крепостей и т.д., и эти общественные работы назывались «хашар» [3, с. 43]. Владение Гуридов имело развитую ирригационную систему, и после завоевания независимости был вырыт канал от Герируда до Гилманда, что способствовало открытию новых орошаемых земель и решило проблему с водоснабжением.

В Гуре было очень развито ремесло: гурцы добывали железную руду, золото и серебро, занимались кузнечным и оружейным делом, также в Гуре было развито ткачество. Гурские хлопковые ткани, так называемые «бурда», были знамениты по всему Востоку. Гуридские мастера оружейного дела славились мечами и доспехами, но экономическое и социальное положение ремесленников, земледельцев и других трудящихся было очень нелегким: налоги и другие общественные работы тяжким бременем лежали на их плечах. Как подчёркивает Абед Хайдари: «В Средние века положение ремесленников были довольно тяжёлым» [18, с. 116].

Класс землевладельцев дополнялся также владельцами вакуфных угодий, которые принадлежали мечетям, медресе, а также шейхам, факихам, суфиям и другим представителям духовенства. Духовенство как отдельное сословие было освобождено от налогов и от общественных работ.

Сельское хозяйство в государстве Гуридов целиком зависело от климатических условий. В долинах климат был тропическим, сухим и жарким, а в горах, в зависимости от высоты над уровнем моря, климат был умеренным или очень холодным. Например, в Сиистане, Гилманде и Балхе, которые находились на высоте 800-1000 метров над уровнем моря, климат был тропическим, жарким; зерновые, овощи и фрукты выращивались именно в этих районах. Но большинство других районов государства находилось на высоте 1000-2 500 метров над уровнем моря. Климат в этих районах был суровым, и население в основном занималось скотоводством и садоводством [18, с. 117].

В монографии «История народов Узбекистана» подчёркивается, что в Х1-Х11 веках в Гуре, как и везде в Хорасане и Мавераннахре, существовали три категории феодального землевладения:

1. Султанский, или диванский мильк - земельные угодья, которые принадлежали государству.

2. Мильки - земли, которые принадлежали частным лицам.

3. Вакуфные земли - земли, которые принадлежали мечетям, медресе или другим духовным учреждениям [15, с. 233-34].

Икта' как особая форма феодального землевладения в Мавераннахре и Хорасане появилась в VII веке, ещё со времён Арабского халифата. Академик Б.Г. Гафуров подчёркивает: «В Х1-Х11 веках икта, то есть дарение пахотных земель за государственную службу, было распространено повсеместно в государствах Газневидов, Караханидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. Дальновидные правители и другие государственные деятели понимали, что этот способ землевладения приведёт к ослаблению центральной государственной власти» [5, с. 558].

Профессор Н.О. Турсунов пишет об этой форме землевладения: «Икта - это право феодалов собирать налоги с земель, которые были подарены им за государственную службу. Икта для феодалов-кочевников была удобной формой сбора налогов или получения доходов с завоёванных земель, которые были отданы им за государственную службу. Эти земли раньше принадлежали древней таджикской аристократии - дихканам, этот класс землевладельцев постепенно исчез, впоследствии дехканами стали называться все землепашцы» [16, с. 211].

В Х1-Х11 вв. в Иране продолжалась раздача икта' за счет государственных земель, и это привело к ослаблению центральной власти и к усилению феодальной раздробленности страны [12, с. 154]. Историки отмечают: «Земли икта' сильно распространились в течение X в. также в Хорасане. В обоих государствах икта' в X в. юридически не была наследственной, но владельцы земель этой категории стремились превратить их в наследственные. Так, в X в. четыре поколения знатной фамилии Симджуридов владели на правах икта' областью Кухистан. Постепенная закономерная эволюция института икта' привела к тому, что превращение земель из временного бенефиция в наследственный лен, начавшееся в X в., завершилось между XI и XIII вв.» [12, с.136].

Еще со времен Саманидов, а затем и в тюркских государствах в Х1-Х11 веках существовали два вида икта': тамлик и аренда. Тамлик выделялся за счет бесхозных земель сроком на три года. Из-за войн и бесчисленных поборов многие земледельцы

бросали свои земли и переселялись в другие, более спокойные регионы. Вот эти земли арабы и отдавали как тамлик некоторым лицам. Арендная икта' давалась военачальникам и другим государственным служащим. Владельцы этой формы икты' платили государству налог, который составлял от 15 до 50% их доходов [11, с.258].

Как пишет историк С.Г. Агаджанов, иктовое землевладение существовало и в государстве Гуридов: «Система икта', существовавшая в Восточно-Сельджукском государстве, оказала влияние на его распространение в областях к востоку от Хорасана. В XII в. происходит инфильтрация этого института в Центральный Афганистан и Северную Индию. Икта' широко внедряется во владениях Газневидов, Гуридов и в Делийском султанате» [2, с.140].

Не только земли, но иногда и города, мастерские или рынки также отдавались как икта', или в откуп отдельным лицам. Как пишет Минходжиддин Сиродж Джузджани в книге «Табакоти Носири», один из самих больших городов Гура в качестве икта' принадлежал Махмуду ибн Мухаммаду Сому (1203-1210), или, говоря об Алауддине Мухаммаде Гуриде, Джузджани сообщает: «Области Гур, Буст и Гармсер были иктой малика Алауддина (1149-1161)» [20, с.370].

Систему феодального землевладения в Гуридском государстве можно разделить на следующие группы:

1.Государственные земли, которые известны под названием «арозийи девонй» («владение дивана» (диван - государственное учреждение наподобие министерства)), эти земли распределялись среди членов семьи правителя в качестве икты'. Это способствовало возникновению центробежных сил, усиливало феодальную раздробленность страны [18, с. 117].

2.Мечетям, медресе и другим религиозным учреждениям принадлежали так называемые вакуфные земли. Также такие земли принадлежали благотворительным учреждениям (абваб-аль-хайр), больницам, за счет этих земель оказывалась помощь одиноким старикам, вдовам, сиротам и т.д. Но зачастую доходы с этих земель присваивали кадии (мусульманские судьи) и мутавалли (главы религиозных учреждений) [11, с. 247].

3. Специальные земли. Эти земельные угодья в период раннего ислама принадлежали халифам, и они распределяли эти земли в качестве икта' своим приближенным, но позже эти земли превратились в частную собственность халифов и других правителей и зачастую сдавались в аренду [18, с.118].

4. Другой формой феодального землевладения была икта', и эта форма землевладения в Средневековье была весьма распространённой, владельцы икта' платили налог государству [18, с.118]. Держатели икта', стремясь к получению максимума доходов от этих, иногда подаренных на определённый срок, земель, всячески обирали крестьян-издольщиков, что вызывало недовольство крестьян и являлось причиной восстаний [3, с. 42].

В Мавераннахре и Хорасане особое внимание уделялось садоводству, которое при меньших затратах труда давало больше дохода. Как отмечают В.М. Массон и Р.А. Ромодин в книге «История Афганистана»: «По-видимому, основной отраслью хозяйства жителей Гура было земледелие, но наряду с ним жители занимались и скотоводством» [9, с. 254].

По мнению Н.О. Турсунова, в ХЬХП веках в Мавераннахре, Хорасане, Хорезме и Гургане существовала развитая ирригационная система, так как без ирригационных систем на этих территориях земледелие невозможно. Но многочисленные междоусобные войны феодалов и нападения чужеземных врагов приводили к тому, что ирригационные

системы разрушались, многие земельные участки оставались без воды и сельское хозяйство приходило в упадок [16, с.213].

В Гуре было очень развито садоводство и виноградарство, потому что хозяева садов всегда получали хороший доход; сады состояли на особом учете, во многих местах налоги изымались со всех плодовых деревьев. При экспорте фруктов и винограда изымался специальный таможенный налог. В горах выращивали яблоки, абрикосы, сливу, ягоды шелковицы и т.д., а в долинных садах выращивали оливковые деревья, цитрусовые, хурму. По словам Хамдуллаха Казвини, садоводство было развито в Герате, Балхе, Сиистане, Бушандже [8, с.166].

Из бахчевых культур в Гуре чаще всего выращивали дыни. Дыни, которые выращивались в Бушандже и Балхе, были очень сладкими, их сушили и использовали в качестве десерта. Хамдулла Муставфи Казвини в книге «Нахзат-ул-кулуб» сообщает, что в Сиистане и Заминдоваре существовали огромные сады и хозяева этих садов всегда получали большой доход [18, с. 118].

Налоги. Налоги и политика налогообложения - это основные рычаги воздействия государственной власти на население, от их умеренности и справедливости зависит благополучие страны и населения. Налог - это основной доход государства, государство, его армия и чиновники существуют на этой экономической основе. Сбор налогов в государствах, где власть принадлежала тюркам (Караханидам, Газневидам, Сельджукидам), напоминал нашествие врага. Сборщики налогов (амили) попросту грабили население, и очень часто разорившиеся земледельцы были вынуждены покидать насиженные места, разорялись и превращались в бродяг, и эта политика наносила государству большой ущерб. Еще великий визирь Сельджукидов Низам аль-мульк в книге «Сиясет-наме» предупреждал: «Амилям, которым дают должность, следует внушать, чтобы они хорошо обращались с людьми Бога, преславного и всемогущего, не брали бы сверх законного налога, предъявляли бы свои требования учтиво, в хорошем виде, и пока у них рука не достигнет урожая, пусть ничего у них не требуют; так как, если требуют прежде времени, создадут народу невзгоды, и если прибудут во время сбора урожая, то по необходимости будут продавать за пол-дирхема, из-за этого люди станут лишенным всего, бродягами. Если кто из народа окажется в затруднении, будет нуждаться в воде или семенах, надо ему дать в долг, облегчить его бремя, чтобы он остался на месте, не ушел бы из своего дома в скитания...» [13, с.26].

По сообщениям М.П. Петрушевского, в Средней Азии и Хорасане существовали две разновидности налогов: местные налоги и налоги для центральной власти. Централизованные налоги собирались с государственных земель и с земель вассалов, а местные налоги платили общины земледельцев [11, с. 205].

Часто налоги изымались деньгами, иногда они имели натуральный вид, то есть изымалась определенная часть урожая, скота или изделий ремесленников. Собранный налог расходовался на содержание войска, строительство дорог, ирригационных систем и т.д. Но понятия «бюджет» по большому счету не существовало, правители зачастую тратили собранные налоги на свое усмотрение.

В Средние века, с распространением ислама, в Мавераннахре и Хорасане появились следующие разновидности налогов, сбор которых разрешался установлением исламского шариата.

Зякет - один из пяти столпов ислама (каждый мусульманин должен был совершать пятикратный намаз, соблюдать уразу (пост), платить из своих доходов специальный налог - зякет, приносить жертву Богу (курбани), совершить хадж). Первоначально мусульмане

платили этот налог добровольно, но позже он превратился в обязательный, собирался государством и всегда имел денежный вид. Этот налог должен был тратиться на содержание вдов, сирот, инвалидов, одиноких и престарелых людей [11, с. 228].

Ушр. Этот налог должны были платить все мусульмане; ушр похож на христианскую десятину и тоже составляет десятую часть доходов каждого мусульманина. Первоначально этот налог также имел религиозный характер, в некоторых мусульманских источниках ушр отождествляли с зякетом или называли милостыней (садака). В дальнейшем ушр -тоже один из обязательных налогов, собираемых государством, одно из средств пополнения государственной казны.

Харадж. Этот вид налога был распространен во всех мусульманских странах, так как также был введен арабскими захватчиками. Согласно исследованиям И. Петрушевского, которые приведены в его книге «Земледелие и аграрные отношения в Иране ХШ-Х1У вв.», в XIII веке в мусульманских странах существовали две разновидности хараджа: 1. Натуральный харадж 2. Харадж, который изымался деньгами [11, с. 341]. В качестве натурального хараджа изымалась определенная часть урожая, а денежный харадж собирался от определенного объема пахотной или богарной земли, сумма денежного хараджа определялась заранее.

Афганский историк А. Хабиби в монографии «История Афганистана» пишет следующее о налоговой политике арабов: «Исламские завоеватели в Хорасане собирали харадж деньгами, годовой харадж можно было также заплатить оружием, рабами, скотом, особенно конями и верблюдами. Население вынуждено было ежегодно платить большие налоги, чтобы уберечь себя и близких от насилия захватчиков» [19, с. 422]. Советский историк С.Г. Агаджанов, говоря о налогах, подчеркивает: «Харадж и ушр - десятина, которая обычно вносилась с богарных участков и земель, орошавшихся с помощью водоподъемных колес» [2, с. 140]. А в академической книге «История таджикского народа» о харадже пишется следующее: «Хараджная система, на которой держались все тюркские государственные формирования и учреждения, представляла собой своеобразную форму присвоения ренты землевладельцами посредством государства, что давало возможность содержать обширный аппарат управления и обеспечивало единство государства и бесперебойное поступление податей. Поэтому решительно пресекалось получение жалованья непосредственно из хараджа управляемых чиновниками областей, минуя казну.» [7, с. 135].

Таким образом, харадж - это основной подушный налог, собиравшийся во всех мусульманских государствах. Этот налог шел прямо в казну, его размер не был одинаковым и устанавливался каждым государством по усмотрению шариата и пониманию справедливости.

Джизья - это налог от немусульман. Во всех мусульманских странах его платили зороастрийцы (гебры), евреи, христиане, буддисты и т.д. Этот налог существовал и в Гуридском государстве, после завоевания Северной Индии такой налог платили все индийцы. Иранский историк Маджид Яктаи пишет, что в Гуридском государстве джизья собиралась с христиан и евреев и составляла 5% от проданных ими товаров [18, с.119].

Хумс. Хумс в переводе с арабского языка означает «одна пятая часть» (1/5). В период раннего ислама хумс касался раздела военной добычи. Средневековый арабский автор Абу Йусуф Йакуб Ибрахим аль-Куфи в труде «Китаб-аль-Харадж» пишет: «Рассказывал нам

Ашас бин Саввар со слов Абу Зубайра, со слов Джабира бин Абд Аллаха1, что собиралась пятая часть захваченного в войне за веру и раздавалась войску..» [1, с. 34]. Налог хумс собирался Гуридами с завоёванных земель, особенно в Индии. Иногда хумс называли военным налогом. Правители, собираясь на войну, облагали население так называемым военным налогом, который тяжелым бременем лежал на трудящихся. Этот налог в народе назывался «нохаккона», то есть несправедливый.

Налоги, собираемые с рынков, с занятий ремеслом и торговлей, а также таможенные пошлины, взымавшиеся с иностранных купцов, составляли значительную часть доходов Гуридского государства. Гурский регион находился на пересечении торговых путей, через него проходил один из отрезков Великого шелкового пути, поэтому правители Гура, заботясь о развитии внешней торговли, строили караван-сараи и рабаты, велели копать колодцы и водоемы по пути следования караванов, охраняли дороги от разбойников, то есть всемерно способствовали развитию торговых отношений.

Хорасанские купцы везли из Индии драгоценные камни, пряности, ткани, гурцы специализировались на вывозе оружия: мечей, кольчуг и другого военного снаряжения. Все это отправлялось по Великому шелковому пути до самого Багдада - столицы Арабского халифата [19, с. 486; 14, с. 244]. В.М. Массон, Р.А. Ромодин в книге «История Афганистана» пишут: «В X в. в Гуре довольно высоко по тем временам были развиты горное дело и обработка металлов. Оружие и воинские доспехи из Гура пользовались известностью в соседних странах и служили предметами вывоза» [9, с. 254].

В Х-Х11 вв. торговые пути из Индии в Багдад, Мавераннахр и Китай шли через владения Гуридов. Особое развитие эта торговля получила после завоевания Гуридами Северной Индии. Как пишет афганский историк М.О. Хайдари, до завоевания Гуридами Северной Индии существовали три торговых пути в Индию: 1. Северный путь. По этому пути караваны шли через Кабул до Пешавара и оттуда - до берегов реки Синд. 2. Восточный путь. Караваны шли через Газну до Пенджаба. 3. Третий путь шел через Сиистан в Индию [18, с. 126].

Таким образом, развитие экономической жизни связано с развитием политической и культурной жизни государства. Основной доход собирался государством с ремесленников и торговцев. Расширение владений Шинасбенидов влияло на развитие экономики, так как после завоевания Гуридами Хорасана и Северной Индии в состав государства входили важные торговые дороги, что привело к его расцвету.

Список использованной литературы:

1. Абу Йусуф Йакуб Ибрахим аль-Куфи. Китаб-аль-Харадж (мусульманское налогообложение). /Перевод с арабского и комментарии А.Э. Шмидта.- Санкт-Петербург, 2001.- 415 с.

2. Агаджанов С.Г. Государство Сельджукидов и Средняя Азия в Х1-Х11 вв. - Москва: Наука, 1991. - 303 с.

3. Бертелс В. Носири Хусрав ва исмоилиён /Тарцумаи Хусайни Оринпур. - Теурон 1343 ш. (1965).

4. Fавсуддин Мустаманди Fурй. Таърихи мухтасари Fуриëн/ Мустаманди Fурй. -Хирот, 1367 ш. (2008). - 266 с.

1 Джабир бин Абд Аллахал-Ансари—сподвижник пророка Мухаммеда, участник первых завоеваний, который умер в 73 х. (692-693 г.) в возрасте 94 лет.

5. Гафуров E.F. Тоцикон, таърихи цадимтарин, цадим ва асруои миёна. - Душанбе: Дониш, 2008. - 704 с.

6. Fубор Мир Fулом Мухаммад. Афгонистон дар масири таърих. - Кобул, 1387 у. (1967). - 412 с.

7. История таджикского народа. Том III (Период развития феодального общества). - Душанбе: Дониш, 2013. - 580 с.

8. Цазвинй Хрмдулло Муставфи. Таърихи гузида /Бо тасуеуи Абулуасани Навоби.-Теурон, 1362 ш. (1983).-640 с.

9. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана (в двух томах). Т.1/ Массон В.М., Ромодин В.А.-Москва: Наука, 1964. - 529 с.

10. Неъматов Н., Амиршоуи Н., Пирумшоев., Мирбобоев А. Таърихи халци тоцик/ Неъматов Н., Амиршоуи Н., Пирумшоев., Мирбобоев А. - Душанбе, 2008. - 814 с.

11. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV веков./ И.П. Петрушевский. - Москва; Ленинград, 1960.- 492 с.

12. Пигулевская Н.В. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века./ Пигулевская Н.В., Якубовский А.Ю., Петрушевский И.П., Строева Л.В., Беленицкий. - Ленинград, 1958. - 386 с.

13. Сиёсат-наме. Книга о правлении визиря XI столетия Низам аль-мулька /Перевод, введение, изучение памятника и примечания профессора Б.Н. Заходера. Издание Академии наук СССР. - Москва; Ленинград, 1949. - 379 с.

14. Сиистони Мууаммад Аъзам. Низоми бахрабардари аз замин дар Афгонистани цуруни. - Кобул,1362 у.ш. (1983). - 301 с.

15. Тревер К.В. и др. История народов Узбекистана. Т.1. С древнейших времён до начала XVI века/ Тревер К.В., Якубовский А.Ю., Воронец М.Э. - Ташкент: АН УзССР, 1950. - 474 с.

16. Турсунов Назирцон. Таърихи халци тоцик. Аз ауди бостон то инцилоби соли 1917. Нашри дуввуми такмилёфта /Турсунов Назирцон. - Хуцанд: Ношир, 2017. - 656 с.

17. Фуругй Асгар. Таърихи Fуриён./ Фуругй Асгар.-Теурон, 1387 ш. (2008). - 118 с.

18. Хайдари М.А. Политическое устройство, социально-экономические отношения и культура государства Гуридов.: дис. ... канд. истор. Наук /07.00.02. -Отечественная история/Хайдари Мохамед Абед. - Душанбе, 2013. - 178 с.

19. Хабиби Абдулуай. Торихи Афгонистон баъд аз ислом/ Абдулуай Хабиби. - Теурон: Дунёи китоб, 1367у.ш. (1988). - 1058 с.

20. Цузцонй Минуоц Сироц. Табацоти Носири. Иборат аз 2 ц. Ч..1. /Ба чоп омодакунанда Абдулуай Хабиби / Цузцонй Минуоц Сироц. -Кобул, 1363 у. (1984). -501 с.

Reference Literature:

1. Abu Yusuf Yakub Ibrahimal-Kufi. Kitab-al-Kharadge (Moslemic Taxation). Translation from Arabic and commentaries by A.E.Shmidt. - Saint-Petersburg, 2001. - 415pp.

2. Agadjanov S.G. The State of Seldjukids and Middle Asia in the XI-th - the XII-th Centuries. - Moscow: Science, 1991. - 303pp.

3. Bertels V. Nosir Husrav and Ismailities// Translation by Husayn Orinpur. - Tehran. 1343/1965

4. Guri, Gavsuddin Mustamand. Brief History of Gurids.//Mustamand Gavsuddin Guri.

Herat. 1367/2008. - 266pp.

5. Gafurov B.G. Tajiks, the Ancientest History, Ancient and Middle Ages. - Dushanbe: Knowledge. 2008. - 704pp.

6. Gubor, Mir Gulom Mukhammad. Afghanistan along Historic Direction. Kabul. 1387/1967. - 412pp.

7. The History of the Tajik Nation. Volume III (The Period of Feudal Society Development).

- Dushanbe: Knowledge. 2013. - 580pp.

8. Kazvini, Hamdullo Mustavfi. Selected Fragments from History (correction by Abduhasan Navobi). - Tehran. 1362/1983. -640pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Masson V.M., Romodin V.A. The History of Afganistan (in two volumes. V.1) V.M.Masson, V.A.Romodin - Moscow.: Science, 1964. - 529pp.

10. NegmatovN., Amirshokhi N., Pirumshoev, Mirboboev A. The History of the Tajik Nation. - Dushanbe, 2008. - 814pp.

11. Petrushevsky I.P. Agriculture and Agrarian Relations in Iran in the XIII-th - the XIV-th Centuries//I.P. Petrushevsky. - Moscow; Leningrad. 1960. - 492pp.

12. Pigulevskaya N.V. et alia. The History of Iran since Ancientest Times up to the End of the XVIII-th Century// Pigulevskaya N.V., Yakubovsky A.Yu., Petrushevsky I.P., Stroyeva L.V., Belinitsky. - Leningrad, 1958. - 386pp.

13. Siyosat-/name. The Book about the Governance of Nizam al-mulk, Vezier of the XI-th Century (Translation, introduction, study of the monument and notes by Professor B.N.Zahoder). The edition of the USSR Academy of Sciences. - Moscow; Leningrad, 1949. - 379pp.

14. Siistoni, Mukhammad Azam. Regulation of Land Utilization in Different Times in Afghanistan. Kabul. 1362/1983. - 301pp.

15. Trever, K.V. et. alia. The History of the Peoples of Uzbekistan. V.1 Since Ancientest Times up to the Beginning of the XVI-th Century/K.V.Trever, A.Yu.Yakubovsky, M.E.Voronets. - Tashkent: AS of the Uzbek SSR. 1950. - 474pp.

16. Tursunov, Nazirjohn. The History of the Tajik Nation. Since Ancient Times up to the Revolution of 1917. The second edition, revised and enlarged. Khujand: Publisher. 2017.

- 656pp.

17. Furughi, Asgar. The History of Gurids//Asgar Furughi: - Tehran. 1387/2008. - 118pp.

18. Khaidari M.A. Practical Arrangement, Social-Economic Relations and Culture of Gurids' State. Candidate dissertation in history: 07.00.02. - Home History//Khaydari, Mokhammed Abed. - Dushanbe. 2013. - 178pp.

19. Habibi Abdulhay The History of Afghanistan after the Adoption of Islam// Abdulhay Habibi. - Tehran. Book two. 1367/1988. - 1058pp.

20. Djuzdjony Minhodge Sirodge. Social State of Nosiri: In two volumes. V.1. Preparation of the edition by Abdulhai Habibi//Djuzdjony Minhodge Sirodge. Kabul. 1363/1984. -501pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.