Научная статья на тему 'Экономические основы военной безопасности России'

Экономические основы военной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2066
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю.

В статье концептуально определены и исследованы основные проблемы, связанные с экономическим обеспечением военной безопасности государства. Рассмотрены некоторые направления развития военно-экономической науки и практики, а также основы военной региональной политики. Отмечено, что ключевая задача военного строительства на современном этапе состоит в повышении эффективности военно-экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические основы военной безопасности России»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ _7 (244) - 2014

УДК 355.013.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВы ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ*

С. Ф. ВИКУЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ,

президент Академии проблем военной экономики и финансов E-mail: Sergviculov@yandex. ru. Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru.

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье концептуально определены и исследованы основные проблемы, связанные с экономическим обеспечением военной безопасности государства. Рассмотрены некоторые направления развития военно-экономической науки и практики, а также основы военной региональной политики. Отмечено, что ключевая задача военного строительства на современном этапе состоит в повышении эффективности военно-экономической деятельности.

Ключевые слова: национальная безопасность, военно-экономическая наука, финансирование военной организации, продукция военного назначения, военные кадры, военное строительство, оборонная промышленность.

Введение. Национальная безопасность России: основные понятия и определения. Перед тем, как начать исследование, необходимо привести и определить важнейшие понятия, позволяющие понять сущность и значимость процессов обеспечения национальной безопасности государства. Это следующие основополагающие термины — интерес, угроза, опасность, безопасность. Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — это то, что лежит в основе побуждений, мотивов и идей. Угроза — намерение нанести какой-либо урон кому-

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00209-а).

либо, чему-либо, в том числе интересам. Опасность, по сути, является синонимом понятия «угроза».

Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это официальная система взглядов и установок на пути, средства и механизмы защиты интересов личности, общества и государства в политической, экономической, гуманитарной, экологической и других сферах как от внешних, так и от внутренних угроз [16]. Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000 № 24) [18]. В этом документе отражена совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, военной, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах.

Различают внешнюю и внутреннюю национальную безопасность. Национальная безопасность тесно связана с международной безопасностью, поскольку надежная безопасность государства может быть обеспечена главным образом в рамках международной безопасности.

Наиболее интегрированное понятие — национальные интересы, под которыми понимаются основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они носят долгосрочный характер. Жизненно важные

интересы — осознанные и выраженные в виде программных целевых установок — постоянные и наиболее существенные потребности, без удовлетворения которых невозможно само существование личности, общества и государства.

В свою очередь, угрозы национальной безопасности — это условия и факторы, представляющие опасность жизненно важным (наиболее существенным, национальным) интересам личности, общества и государства.

В соответствии с таким толкованием базовых понятий безопасность может иметь несколько трактовок. Во-первых, безопасность может быть обусловлена отсутствием опасностей (однако можно просто не знать об их наличии). Во-вторых, если угрозы (опасности) имеются, то безопасность может представлять собой способность объекта (личности, общества, государства) противостоять им. В-третьих, и это главное, безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства от противоправных посягательств на их интересы.

Таким образом, безопасность — это состояние объекта, характеризуемое отсутствием реальной опасности (угрозы), защищенностью от опасностей (угроз) или способностью им противостоять.

Для обеспечения национальных интересов государство создает институты власти, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции РФ и законодательства Российской Федерации.

Реализация национальных интересов возможна лишь при условии устойчивого развития экономики [2, 6, 20, 22]. Поэтому национальные интересы в этой сфере являются ключевыми. Экономика создает базу, в том числе и для защиты национальных интересов в военной сфере.

Одной из важнейших составляющих национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного.

Таким образом, национальная безопасность — это состояние защищенности граждан, общества и государства, характеризующее устойчивость нации, государства по отношению к внешним и внутренним опасностям и угрозам. Такая трактовка национальной безопасности определяет состояние, пути развития и условия жизнедеятельности личности, общества и государства, гарантирующие их независимое существование и процветание.

Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России. Потребность в защите национальных интересов, как правило, возникает тогда, когда имеется определенная опасность или возникает угроза этим интересам. Угроза национальной безопасности — это совокупность факторов, способных нанести существенный ущерб национальным интересам, безопасности страны.

Рассмотрим характеристики и классификацию угроз национальной безопасности по различным признакам.

По географическим источникам возникновения угрозы и опасности различают внешние и внутренние. Внутренние угрозы находятся на территории России (например терроризм, сепаратизм, воровство), внешние — за пределами государства (например территориальные претензии других государств, транспортировка наркотиков).

Применительно к современной России считается, что наиболее существенными для нашей безопасности являются внутренние угрозы и опасности.

К числу наиболее существенных внутренних угроз национальной безопасности страны относятся, прежде всего, состояние отечественной экономики, затем — несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений.

Кроме экономических к числу внутренних угроз относятся:

• угроза федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации, обусловленная экономической дезинтеграцией, социальной дифференциацией общества, девальвацией духовных ценностей, усилением напряженности во взаимоотношениях регионов и центра;

• угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, роста масштабов терроризма и организованной преступности;

• угрозы в социальной сфере, создаваемые глубоким расслоением общества на узкий круг богатых лиц и преобладающую массу малообеспеченных граждан, критическим увеличением

удельного веса населения, живущего за чертой бедности, ростом безработицы; • угроза физическому здоровью нации, обусловленная кризисом систем здравоохранения и социальной защиты населения, ростом потребления алкоголя и наркотических веществ. Классификация видов безопасности и способы их обеспечения. Национальная безопасность России, будучи категорией комплексной, интегрирующей, включает в себя ряд частных видов безопасности, которые классифицируются по ряду признаков. Так, по уровню и масштабу безопасности выделяют международную, государственную и региональную безопасности. По характеру и содержанию угроз, которые носят частный, отраслевой, но, в конечном счете, системообразующий характер, различают: экономическую, военную, экологическую, технологическую, региональную, политическую, продовольственную и другие разновидности безопасности. По отношению к субъекту воздействия можно выделить безопасность внешнюю и внутреннюю.

Экономическая безопасность — состояние, в котором общество и государство может самостоятельно определять пути и формы своего экономического развития. Это позволит обеспечить удовлетворение потребностей общества на достаточном уровне социально-политической стабильности. Различают экономическую безопасность на различных уровнях: страны в целом, региональную, сектора экономики и предприятия, отдельного гражданина.

Экономическая безопасность обеспечивается комплексом мер и условий, определяющих экономическую независимость страны, способностью успешно и независимо решать социально-экономические задачи, поддержанием достаточного уровня экономического потенциала государства, пропорциональным развитием всех секторов экономики, состоянием законодательной базы и нормативно-правового обеспечения экономического развития.

Экологическая безопасность — состояние окружающей среды (природных ресурсов, воды, атмосферы, почвы, растительного и животного мира), исключающее возникновение кризисов и катастроф, которые угрожают нормальному существованию и жизни человека и общества в целом. Угрозы экологической безопасности — загрязнение среды (атмосферы, воды, земли), повышение радиационного фона и др. Экологическая безопасность обеспечи-

вается системой мер: мониторингом окружающей среды, проведением работ по предотвращению и ликвидации нарушений требований экологических норм и правил, созданием нормативно-правовой базы, экологическим просвещением населения и др.

Информационная безопасность — состояние защищенности информационных ресурсов, каналов передачи и мест хранения информации, а также обеспечения доступа граждан к информации в соответствии с федеральным законодательством. Информационная безопасность обеспечивается предотвращением утечки информации путем защиты каналов и устройств, кодирования, ограничением доступа к информации и применением других мер по выявлению, предотвращению, нейтрализации, пресечению, локализации и отражению угроз безопасности информации путем применения технических, криптографических, программных и других средств.

Региональная безопасность может иметь две трактовки. В общем случае регион — это отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, или выделяемый по определенным военно-стратегическим соображениям район мира (отдельно взятого государства).

С одной стороны, может идти речь о региональных аспектах международной безопасности, с другой — о регионах внутри государства. В любом случае региональная безопасность характеризует состояние защищенности граждан и государств (часть государства), расположенных в границах определенного региона.

Военная безопасность — это состояние военно-политической обстановки и государственных институтов, в первую очередь военной организации, при котором обеспечивается надежная защита суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов страны и ее населения от военной угрозы извне или внутри страны. Военная безопасность характеризует готовность и способность государства обеспечить предотвращение или ликвидацию внутренних и внешних угроз всеми средствами, включая военные. Оборонная безопасность — часть военной безопасности, касающаяся предотвращения или ликвидации только внешних угроз и опасностей.

Структура и функции органов обеспечения национальной безопасности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 80) и Федеральным законом

от 31.05.1996 № 61-ФЗ «О безопасности» (ст. 11) «...общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации» [14, 17]. В целях координации деятельности по обеспечению национальной безопасности государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 83) и Федеральным законом «О безопасности» (разд. III) создается Совет Безопасности Российской Федерации. Положение о Совете Безопасности утверждается указами Президента РФ.

В системе представительной власти наиболее важными органами обеспечения национальной безопасности являются комитеты: в Совете Федерации — Комитет по обороне и безопасности, в Государственной Думе — Комитет по безопасности и противодействию коррупции. Вопросами оборонной безопасности в Государственной Думе занимается также Комитет по обороне. Их основная задача — обеспечить законодательно поддержание соответствующего уровня национальной безопасности.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений преобразован институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

В соответствии с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 02.08.1999 № 949 [19]) и Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» образованы межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по следующим проблемам: Содружества Независимых Государств, по конституционной безопасности, по военной безопасности, по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией, по оборонно-промышленной безопасности, по безопасности в сфере экономики, по пограничной политике, по информационной безопасности, по международной безопасности, по экологической безопасности, по охране здоровья населения, по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Экономический аспект обеспечения национальной безопасности. Данный аспект обеспечения безопасности России всегда был и остается

исключительно важным и для практических работников всех уровней управления, а также для исследователей в области военного дела. Но в каждый исторический период развития характер проблем экономического обеспечения страны имел существенное своеобразие и требовал своего осмысления, детальных научных проработок [3, 8, 10, 12]. Особенно важны такого рода исследования в переломные моменты жизни страны, что характерно для сегодняшней России, когда функционирование экономики происходит в экстремальных, кризисных условиях. Это не может не сказаться на уровне обеспечения национальной безопасности государства, да и на самом понимании содержания безопасности.

Первые годы реформ, проведенных в Российской Федерации, не принесли ожидаемых положительных экономических и политических результатов. Однако в полной мере проявили себя негативные моменты, в том числе и в военной сфере, которые нужно видеть и на которые нельзя не реагировать. Так, например, существенно ослабился военный и оборонно-промышленный потенциал [21]. Без серьезной научной проработки и учета новых экономических явлений началась «обвальная» конверсия оборонной промышленности, утеряны некоторые передовые технологии. Произошел разрыв производственных связей между предприятиями, находящимися в различных государствах СНГ.

Одновременно начались болезненные процессы в российской экономике, которые не могли не сказаться на материальном обеспечении армии и, главное, на ее финансировании. В то же время изменение внешнеполитической ситуации дало основание многим политическим деятелям для ложных сомнений в самой необходимости армии и для провокационных утверждений о том, что у России вообще нет угроз и опасностей.

В новой политической, экономической и военной ситуации необходимо кардинально переосмыслить все вопросы военного строительства. Однако концепция военного строительства и ее интенсивно реализуемой части — военной реформы — до сих пор не выработана, идет формирование военной политики Российской Федерации. Президентом РФ еще в 1996 г. образован Совет обороны Российской Федерации, к числу основных задач которого отнесена разработка концепции военного строительства. Однако практически значимых результатов пока не наблюдается.

В долгу перед практикой и отечественная военно-экономическая наука, хотя объективности ради нужно отметить, что долгие годы чрезмерной идеологизации экономического развития и закрытости военно-финансовой сферы весьма негативно сказались на ее состоянии и результатах.

Актуальные экономические проблемы обеспечения военной безопасности России. Экономические компоненты процесса обеспечения военной безопасности государства России можно классифицировать следующим образом [4, 5]:

• во-первых, это сугубо практические компоненты, которые определяются реальными внешними и внутренними условиями функционирования военной организации;

• во-вторых, научно-теоретические компоненты, решение которых позволяет снять многие практические проблемы.

Среди практических проблем к числу основных можно отнести следующие [7, 10].

Первая проблема обусловлена диспаритетом между потребностями военной организации и реальными возможностями государства по их выполнению.

Вторая проблема порождена несовершенством и неэффективностью существующего финансово-экономического механизма, который не приспособлен к работе в условиях рынка, в том числе в рамках стоимостного бухгалтерского учета и казначейской системы исполнения федерального бюджета.

Третья проблема возникла по причине некачественной и несовременной системы управления военной экономикой, в том числе из-за отсутствия единого федерального органа, осуществляющего руководство государственной военно-экономической системой, межведомственную координацию, разработку новых институтов и форм управления на основе использования возможностей новых информационных технологий, современных методов принятия решений и подготовки высококвалифицированных кадров [9, 11].

Эти и другие практические проблемы могут быть решены только при наличии научно обоснованных методов, подходов и инструментов, разработанных военными теоретиками. Однако последние по ряду объективных и субъективных причин не выполняют возложенных на них исследовательских обязанностей. Объяснить сложившуюся ситуацию можно следующими обстоятельствами.

Фундаментальные достижения военно-экономической науки практически отсутствуют, долгосрочные прогнозы не разрабатываются, макроэкономическими военными исследованиями даже в рамках Вооруженных сил РФ никто не занимается. В этом отношении показательным представляется следующий факт — до последнего времени военно-экономические работы занимали менее 2 % в планах фундаментально-поисковых исследований.

Многие десятилетия либеральных реформ наиболее перспективная для военной организации государства методология программно-целевого планирования и управления игнорировалась и не использовалась в военно-экономических исследованиях. И только недавно необходимость активного применения программно-целевого подхода в финансовой деятельности была подтверждена введением его в Бюджетный кодекс РФ, новая редакция которого принята Федеральным Собранием и подписана Президентом РФ.

По этой причине можно считать, что одним из главных направлений прогрессивного развития военно-экономической науки представляется создание научных основ формирования программ модернизации отечественной военной организации. В частности, требуется программирование укрепления силовых министерств и ведомств, разработка программы создания новых видов вооружения, военной и специальной техники, программ социальной защиты военнослужащих, программы воссоздания и дальнейшего укрепления финансово-экономической службы [1].

Второе направление связано с решением ряда взаимосвязанных проблем, которые требуют разработки комплексной балансовой модели, позволяющей давать научно обоснованные рекомендации по нахождению компромисса в отмеченном выше противоречии «насущные военные потребности — реальные экономические возможности».

В рамках третьего направления необходимо осуществить научные исследования, позволяющие создать современный и эффективно функционирующий механизм финансово-экономического обеспечения военной организации и военного строительства в целом.

В российской военно-экономической науке еще много и других нерешенных проблем, среди которых экспертами выделяются следующие [13, 15, 25]: • построение оптимальной классификации военных расходов, которая по причине несовершенства часто просто не выполняется;

• оптимизация структуры и состава оборонно-промышленного комплекса;

• актуальные задачи ценообразования на продукцию военного назначения;

• эколого-экономические проблемы в сфере военной деятельности;

• новые проблемы военно-финансовой региональной политики;

• государственно-частное партнерство, позволяющее привлечь в военную сферу частный бизнес и пополнить военные финансовые активы внебюджетными средствами.

Для решения этих фундаментальных проблем целесообразно воссоздать упраздненный ранее межвидовой Научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований, который в современных условиях должен стать межведомственным. В ведущих военных академиях следует создать, укрепить и усилить кафедры и научные подразделения военно-экономического профиля, материально и финансово поддержать деятельность научно-общественной организации «Академия проблем военной экономики и финансов».

Следует отметить, что высказанные предложения являются только начальным этапом возрождения фундаментальных финансово-экономических исследований военного профиля. Консолидация академических, вузовских и военных ученых экономического профиля и организационная поддержка тематики их исследований призвана обеспечить решение наиболее важных и актуальных практических проблем финансово-экономического обеспечения российского военного строительства.

Военно-экономическая безопасность регионов России. Новые положения военно-экономической региональной политики в сокращенном виде можно сформулировать следующим образом:

• увеличение военной составляющей федерального бюджета;

• введение института полномочных представителей Президента РФ;

• уточнение Концепции национальной безопасности РФ;

• утверждение Военной доктрины РФ;

• принятие решения Правительством РФ — в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» — о проведении ежегодного мониторинга о социально-экономическом положении военнослужащих,

лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;

• проведение финансовой стабилизации, в том числе улучшение состояния финансирования военной организации России.

В то же время следует отметить настораживающие факты:

• не создана система информации о положении в регионах;

• до сих пор нет научно-исследовательского учреждения, в прямой постановке занимающегося регионами;

• возникли новые условия финансирования войск, в том числе казначейская система исполнения военного бюджета (в результате увеличился срок доведения объемов финансирования до распорядителей и получателей бюджетных средств до 10 дней);

• актуализировалась проблема оперативного оборудования территории страны (разработка программы — проблема финансирования), что вытекает из установок Военной доктрины РФ;

• с трудом решаются общие для Минобороны России и регионов следующие задачи: подготовка специалистов в РОСТО; проведение военных сборов граждан РФ; военное обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, которые следует восстанавливать взамен сокращенных;

• производство вооружения, военной и специальной техники, выполнение военно ориентированных НИОКР и их финансирование остаются на недопустимо низком уровне.

Отметим, что территории субъектов РФ продолжают оставаться милитаризованными, что увеличивает их связь с военной организацией государства. Например, только в Тверской области расположено 10 объединений, предприятий и организаций оборонных секторов промышленности, в том числе: авиапредприятия, предприятия средств связи, электроники, радиопромышленности, оборонно-промышленного комплекса. Общая численность работающих на оборонных предприятиях составляет более 10 тыс. чел., что составляет около 6 % от общей численности работающих в промышленности данной области.

Все это говорит о том, что проблема экономических отношений регионов и силовых ведомств очень серьезная и настоятельно требует решения

научных, а на их основе и практических проблем федерального масштаба [23, 24].

Теоретические и практические аспекты военно-экономической безопасности в системе национальной безопасности России. Угрозы экономическому обеспечению военного строительства в России и регионах имеют три аспекта: исторический, внутренний и внешний.

Исторический аспект угрозы состоит в недостаточности экономического могущества — сердцевины безопасности, которая обусловлена избыточной милитаризацией страны в прошлом, низкой конкурентоспособностью значительной части выпускаемой продукции на внешнем рынке.

Внутренние аспекты угроз на современном этапе: внутренняя слабость общества, переживающего всесторонний кризис; нерешенность проблем воспроизводства, структуры и эффективности экономики, совершенствования экономических отношений, экономической политики и хозяйственного механизма; несовершенство механизма финансирования войск, приводящее к нерациональному использованию ресурсов, хищениям и, как результат, задержкам финансирования, ухудшению материального обеспечения военнослужащих; ошибки и пороки экономической и оборонной политики.

Внешние аспекты угроз представляются следующими: зависимость экономики от внешних заимствований; несоответствие системы экономических отношений государства условиям мирового рынка, необоснованность внешнеэкономической политики.

Заключение. На основе исследования приходим к закономерному выводу о том, что проблемы экономического обеспечения оборонной безопасности могут быть разрешены лишь на основе возрождения и укрепления экономической силы и безопасности как фундамента могущества страны, всех его составляющих. Поэтому ключевая задача военного строительства на современном этапе состоит в повышении эффективности всей военно-экономической деятельности, включающей следующие мероприятия:

1) обоснование масштабов военной экономики, ее размещение по территории страны на основе оптимизации имеющейся структуры, а также всей военной организации государства;

2) повышение эффективности военной экономики путем реформирования системы военно-эко-

номических отношений, перенос упора на экономические инструменты хозяйствования;

3) оздоровление региональных и внешних военно-экономических отношений разных уровней, поиск рациональных форм их организации в рамках государства, а также глобальных отношений военно-экономического партнерства и противоборства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Буренок В. М., ЛавриновГ. А., Хрусталёв Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

2. Викулов С. Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Граница, 2013.

3. Викулов С. Ф. Военно-экономический анализ: история, методология, проблемы // Вооружение и экономика. 2012. № 4.

4. Викулов С. Ф. Экономическое обеспечение военного строительства: пути выхода из кризиса // Вооружение и экономика. 2009. № 1.

5. Викулов С. Ф. Некоторые парадигмальные проблемы военной экономики и финансов в исследованиях последних лет // Вооружение и экономика. 2009. № 3.

6. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военная экономика России: научная дисциплина и отрасль производства // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 7.

7. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности военного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.

8. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Современная концепция развития российской военной экономики // Концепции. 2009. № 1.

9. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Реформа системы военного образования: состояние, тенденции, предложения по улучшению // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 12.

10. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Состояние, тенденции и новая парадигма экономического обеспечения российской военной реформы // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 4.

11. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 12.

12. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Концепция подготовки и аттестации научно-педагогических

кадров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 14.

13. Воробьев В. В., Пожаров А. И., Ермаков С. М. Военная экономика. М.: Военное издательство, 2003.

14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

15. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.

16. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Формирование интегрированных структур в военно-промышленном комплексе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3.

17. Об обороне: Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (с изм. и доп.).

18. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000 № 24).

19. Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.08.1999 № 949.

20. Пожаров А. И. Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности // Вооружение и экономика. 2008. № 2.

21. Пожаров А. И. Экономика национальной безопасности: реалии и наука // Вооружение и экономика. 2010. № 1.

22. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.№ 8.

23. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

24. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32.

25. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42.

26. Хрусталёв Е. Ю. , Хрусталёв О. Е. Финансово-экономический и социальный анализ военно-региональной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.