Научная статья на тему 'Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России'

Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ВОЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю.

В статье дан анализ причин и состояния военных приготовлений ведущих стран мира, исследована роль военной мощи в решении многих геополитических и экономических проблем, изложена методология оценки обороноспособности и военной безопасности России, а также эффективности реформы ее вооруженных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

9 (198) - 2013

УДК 355.013.1

глобальное военное противостояние

и методология оценки

обороноспособности россии*

е. ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье дан анализ причин и состояния военных приготовлений ведущих стран мира, исследована роль военной мощи в решении многих геополитических и экономических проблем, изложена методология оценки обороноспособности и военной безопасности России, а также эффективности реформы ее вооруженных сил.

Ключевые слова: национальная безопасность, военная экономика, военная организация, вооруженные силы, оборонно-промышленный комплекс, военная инфраструктура, вооруженный конфликт, военный бюджет, информационное моделирование, наукоемкие технологии.

Введение

Последнее десятилетие отличается неуклонным ростом числа вооруженных конфликтов и масштабных актов международного терроризма, укреплением организованной преступности и увеличением военных расходов, доля которых в 2011 г. превысила 2,5 % мирового ВВП (1 738 млрд долл.). Почти половина мировых военных расходов принадлежит США (711 млрд долл.), а Россия по объему своего оборонного бюджета (71,9 млрд долл.) находится на 3-м месте, отставая от США и Китая (143 млрд долл.) [15]. Между тем нет недостатка в высказываниях о «несправедливости» мирового порядка, при котором Россия с ее менее чем 2 % населения Земли является обладателем огромных

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00209-а).

2 -

территорий с почти третью минеральных ресурсов и других природных богатств. Становится все более очевидной прагматическая направленность политики ведущих стран мира на защиту своих национальных интересов. Следует подчеркнуть, что эффективность мер по обеспечению национальной безопасности в значительной степени зависит от военной организации, базирующейся на экономических возможностях государства.

Военная организация государства представляет один из основных скрепов российского общества и тесно взаимосвязана с такими сферами, как демография, здравоохранение, образование и наука, оборонно-промышленный комплекс, внешняя политика, международные интеграционные процессы, военно-политические коалиции, экспорт наукоемкой продукции и др. Изучаемая предметная область представляет собой слабоструктурированную систему, для моделирования которой целесообразно использовать специальные методологию и инструментарий, базирующиеся на семантических (логико-лингвистических) технологиях.

Для успешного обеспечения военной безопасности России необходимо адекватно анализировать и оценивать осуществляемые в военной организации реформы и строить прогнозы ближайших и стратегических перспектив ее развития, что позволит сформулировать новую для данной исторической, военной и экономической реальности парадигму экономики военного строительства.

При исследовании состояния и эффективности реформирования отечественной военной организации должны быть получены конкретные научно-практические результаты, которые состоят в формировании методологии оценки ее ресурсной обеспеченности, разработке и обосновании информационно-математического инструментария построения и исследования комплекса моделей, позволяющих выработать эффективную военно-экономическую политику в условиях институциональных и структурных преобразований российской армии и флота, а также рассчитать эффективность военных приготовлений России, которые обеспечивают надежную защиту ее национальных интересов. Кроме того, следует исследовать социально-экономические основы безопасности, качество военного кадрового состава, методы управления и контроля, а также состояние отраслей российского оборонно-промышленного комплекса с позиций существующих научных теорий и объективной практики. Необходимо убедительно продемонстрировать, что проблемы эффективного реформирования военной организации России приобретают особое значение для сохранения государственного суверенитета и прогрессивного развития. При этом нельзя забывать об условиях реформирования военно-ориентированных отраслей промышленности, о методах военно-экономического управления, о необходимости постоянного совершенствования методических принципов, позволяющих сформулировать новую методологию укрепления и развития военной организации.

Современное состояние национальной безопасности

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) отмечается, что современный мир полон острых противоречий политического, экономического, социального и исторического характера. В этой ситуации особенно сложно приходится России, так как она имеет уникальные географическое положение, природные ресурсы, многонациональное население, разнообразные культурные и научные достижения. Поэтому для нашей страны очень важно обеспечение национальной безопасности, без которой невозможно ее существование и прогрессивное развитие.

В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой национальная безопасность — это гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз (политических, экономических, военных, информационных, экологических и др.).

В соответствии с принципом всеобъемлющей безопасности и в зависимости от рода угроз, масштабов и средств их воздействия на разнообразные объекты различают политическую, экономическую, военную, технологическую, информационную, экологическую, генетическую и другие виды безопасности страны.

Следует отметить, что текущая геополитическая ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, вызванной острой борьбой за ресурсы и рынки сбыта, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе за счет военно-силовых факторов. И ведущие мировые державы, и Россия не исключают применения вооруженных сил для обеспечения собственной безопасности и защиты национальных интересов и стремятся увеличить военную мощь и военный потенциал, которые, характеризуя способность государства обеспечивать свою национальную безопасность, во многом определяются состоянием военной организации и военной экономики. Учитывая указанные тенденции, геополитическое положение и национальные интересы России, а также особенности структуры российской экономики и ситуацию, сложившуюся вокруг отечественной военной организации, ее ресурсного обеспечения и оборонно-промышленного комплекса (ОПК), проблемы развития последних приобретают особое значение для национальной безопасности России.

И действительно, России есть что и от кого защищать, поскольку она обладает одним из самых впечатляющих природно-ресурсных потенциалов — 12,5 % территории мира, 22 % леса, 20 % пресной воды, 30 % шельфа, 15 % мировых запасов нефти, 55 % природного газа, 12 % угля, более 27 % железа и олова, 40 % металлов платиновой группы и, наконец, 10 % пахотных земель, способных прокормить более 500 млн чел. [13]. Такое положение дел раздражает руководителей ряда развитых в экономическом и демократическом отношении стран, которые объявляют природные богатства России все-

общим достоянием и призывают народы мира под их руководством использовать чужие богатства для себя более комфортно, не предлагая взамен ничего.

До последнего времени в военной организации России (главным образом в вооруженных силах) ре-ализовывался очередной комплекс организационно-штатных преобразований органов управления, резко сокращалось количество научно-исследовательских учреждений (по сути, уничтожалась военная наука), изменялась система военного образования, что неизбежно привело к резкому снижению кадрового и научно-учебного потенциалов, в значительной мере обеспечивающих сохранение и укрепление военной безопасности государства. Сокращение численности войск, старение вооружения и военной техники и продолжающееся социальное расслоение военнослужащих не способствовали повышению боеспособности Вооруженных сил РФ.

Поэтому для радикального изменения сложившейся ситуации должна быть правильно и своевременно решена фундаментальная научная проблема стратегического управления реформированием и прогрессивным развитием военной организации России, ориентированного на эффективное взаимодействие всех участников процесса укрепления обороноспособности государства и обеспечивающего надежную защиту всего комплекса национальных интересов страны. В частности, необходимо научно обоснованно ответить на вопросы, имеющие важное значение для оценки состояния военной организации государства и определения влияния на нее различных международных и внутригосударственных процессов; надежного обеспечения национальной (в первую очередь военной) безопасности государства за счет создания новых видов вооружения, военной и специальной техники, повышения качества используемого в военных целях человеческого капитала; формирования эффективной военно-экономической политики в условиях институциональных и структурных преобразований российской военной организации; приоритетного развития наукоемкого и высокотехнологичного оборонно-промышленного производства, составляющего базис современной экономики знаний; интенсивного перевода военной экономики страны на инновационный путь развития.

Необходимо постоянно помнить, что обеспечение надежной обороны — важнейшая функция каждого, в том числе и российского государства. При этом проблема обеспечения военной безопасности

страны давно уже стала общенациональной, и не только потому, что военная организация позволяет сохранить ее национальный суверенитет и территориальную целостность, защитить личность и общество от внешних и внутренних угроз, а в связи с ее огромной ресурсоемкостью, непосредственно влияющей на благосостояние граждан.

Военно-политическая ситуация в мире по-прежнему остается достаточно напряженной. Это подтверждается, например, боевыми действиями в Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, осуществляемые коалиционными вооруженными силами, масштабными террористическими и сепаратистскими акциями в ряде стран, новыми инициативами американского руководства, его претензиями на роль единственного полюса силы. Деградация российской экономики не позволяет адекватно реагировать на возникающие внешние и внутренние угрозы.

Согласно рейтингу военных потенциалов стран мира, США занимают первое место, Россия — второе, а Китай — третье. Кроме того, в рейтинг 2011 г. попали новые страны — Эфиопия, Швейцария, Бельгия, Йемен, Иордания, Алжир, Катар, Португалия, Финляндия, Малайзия и Сингапур. Всего список включает 55 стран мира, армии которых оцениваются по пяти основным группам параметров: численный состав армии, количество вооружений сухопутных, воздушных, военно-морских сил, объемы финансирования (ядерный потенциал стран этот рейтинг не учитывает) [12].

Занять первое место в рейтинге США помогли численный состав армии — 1,5 млн чел., общее количество техники сухопутных войск — 56,3 тыс. ед., военно-воздушных сил — 18,2 тыс. ед., военно-морских сил — 2,4 тыс. ед., а также объем финансирования в размере 698 млрд долл.

Россия почти в два раза опережает США по количеству военной техники для сухопутных войск — 91,7 тыс. ед. Однако проигрывает по другим параметрам: численный состав — 960 тыс. чел., количество техники военно-воздушных сил — 2,7 тыс. ед., военно-морских сил — 233 ед., военный бюджет — 58,7 млрд долл.

Китай занял третье место, обогнав всех по численному составу армии — 2,3 млн чел. Военный бюджет также впечатляет — 100 млрд долл. Остальные параметры: количество военной техники сухопутных войск — 22,8 тыс. ед., военно-воздушных сил — 4 тыс. ед., военно-морских сил — 562 ед.

Приведенная фактография свидетельствует о масштабности, значимости и сложности задач, стоящих перед военной организацией государства, которая должна постоянно развиваться и совершенствоваться для эффективного выполнения своей основной функции — надежной зашиты страны от внешних и внутренних угроз.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов государства. Наличие у России современных и эффективных военной организации и ОПК становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Важнейшая фундаментальная задача состоит в формировании методологии экономического анализа обеспеченности военной организации всеми необходимыми ресурсами, оценки эффективности выделяемых и расходуемых на ее реформирование средств, а также в построении стратегий планируемых преобразований и реформ, позволяющих получить наилучший итоговый результат.

Для успешного решения поставленной задачи должен быть разработан и обоснован современный информационно-математический инструментарий, предназначенный для построения и исследования комплекса экономико-математических и логико-лингвистических моделей, позволяющих выработать эффективную военно-экономическую политику в условиях перманентного реформирования российской военной организации, а также осуществлен расчет эффективности военных приготовлений России, которые обеспечивают надежную защиту национальных интересов страны и достойный социальный статус военнослужащих.

Методология исследования

Для получения обоснованных и соответствующих реалиям результатов необходимо использование методов и подходов, основанных на теории военно-экономического анализа и базирующихся на математическом аппарате теории вероятностей и управления проектами, математической статистики, экономико-математическом моделировании [2, 4]. В аналитической части методология исследования должна опираться на статистический материал о плановых и фактических значениях показателей военного бюджета. Кроме того, в исследованиях следует учесть многолетний научно-практический задел, накопленный в центральных научно-иссле-

довательских институтах Минобороны России, а также результаты, полученные в последние годы научными организациями и учебными заведениями различной ведомственной принадлежности.

Методы, предлагаемые для моделирования, разработки и реализации стратегии экономического обеспечения военной безопасности (основные принципы, технологии, критерии, модели, методики и компьютерное обеспечение), основываются на использовании системного анализа, экспертных оценок, теории гипертекстов, когнитивных карт и исследований операций, включая вопросы методологии инновационного развития, ресурсосбережения, маркетинга и ценообразования наукоемкой продукции военного назначения (ПВН) [1, 6—8].

Новизной обладает планируемый к адаптации и использованию метод логико-лингвистичекого (семантического) моделирования, который благодаря использованию лингвистических переменных и нечетких алгоритмов позволяет эффективно исследовать поведение сложных, плохо определенных систем, не поддающихся точному математическому анализу [9, 11].

Для систематизации обширного класса военно-экономических сведений целесообразно применить новый тип семантических моделей — гипертекст или нелинейный текст, совмещающий положительные свойства энциклопедии, монографии и тезауруса. Особой разновидностью метода гипертекстового анализа является когнитивное моделирование (в когнитивных моделях предусмотрены лишь причинно-следственные связи), которое будет использовано для оптимизации процессов, осуществляемых в военной организации.

Когнитивная модель определена как структура причинно-следственных связей между элементами изучаемой системы и окружающей ее среды, отображающая представление экспертов об устройстве и функционировании данной системы. Ее элементами являются: базисные факторы — понятия, характеризующие, по мнению экспертов, исследуемую систему (внутренние) и окружающую ее среду (внешние); причинно-следственные отношения между базисными факторами. Когнитивное моделирование представляет собой циклический процесс и содержит пять основных взаимосвязанных этапов: когнитивная структуризация; структурный анализ когнитивной модели; сценарное моделирование развития ситуации; оценка и интерпретация результатов моделирования; когнитивный мониторинг ситуации.

Схема проведения исследования включает следующие основные этапы: изучение предметной области — сбор необходимых данных, их анализ, систематизация и обобщение; построение методологии, инструментария и комплекса экономико-математических и семантических моделей; выполнение конкретных модельных расчетов; получение новых авторских результатов, дополняющих существующие теории; подготовка практических рекомендаций и предложений.

Первоочередные наиболее важные задачи исследования

Поставленные для решения задачи следует классифицировать на содержательные и инструментальные.

Содержательные задачи:

• изучение геополитического положения России, ее места в системе глобальных военно-политических отношений и военно-политической ситуации в мире, выявление ключевых национальных интересов и угроз безопасности. С учетом этого, а также наряду с особенностями исторического развития государства определение общего облика военной организации, размеров и структуры ОПК;

• исследование фундаментальных проблем укрепления военной безопасности России от внешних угроз с позиций складывающейся на рубеже веков военно-политической обстановки, военных приготовлений развитых стран, а также с учетом формируемых концепций современного военного строительства в условиях бюджетных ограничений и необходимости качественного изменения средств и методов вооруженной борьбы;

• определение потребности государства в оперативном оборудовании его территории в целях обороны, разработка организационно-экономических и правовых механизмов создания и использования объектов оборонной инфраструктуры как элементов системы многоцелевого назначения. Сравнительное исследование относительной эффективности использования технологий и изделий двойного применения в гражданской и военной сферах, выполняемое по критерию соотношения лимитных цен, предельных полных затрат к издержкам, рассчитываемым отдельно для каждого сектора использования объекта;

выполнение анализа хода современного военного строительства, а также возможных вариантов решения всей совокупности возникающих при этом проблем, что представляется реальной предпосылкой к разработке предложений по проведению реформы военной организации — одной из важнейших институциональных реформ, ее финансово-экономическому обоснованию и многоаспектной интегральной оценке; обоснование требований и правил, в соответствии с которыми должен действовать механизм реформирования и экономического обеспечения военной организации; определение зависимости состояния и перспектив развития современной экономической и военно-политической обстановки от качественного совершенствования средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличения ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространения на новые сферы. На основе реальных военных конфликтов с участием международных коалиций (Афганистан, Югославия, Иран, Ливия) проведение экономического анализа реальных боевых действий и современных методов их ведения; исследование социальной компоненты военной организации, разработка методов ее реформирования, содержательное и экономическое обоснование необходимости подготовки и принятия ряда законопроектов, нормативно регламентирующих планируемые позитивные преобразования (проекты законов о реформе системы комплектования военной организации России, о создании системы накопительных счетов для решения жилищных проблем военнослужащих и др.);

исследование сущности и проблем контрактно-конкурсных механизмов размещения оборонного заказа, анализ существующей методической базы для оценки реализуемости планов производства и развития ПВН, обоснование необходимости нового подхода к оценке реализуемости и рисков;

исследование роли экспорта как одной из главных опор экономического развития ОПК. Выявление зависимости оборонно-промышленного комплекса от зарубежных заказов. Обоснование и доказательство гипотезы о том, что производство в интересах зарубежного потребителя не только не позволяет сохранить мощности

предприятий, но и опасно деформирует структуру ОПК;

формирование системы понятий, раскрывающих суть стратегического управления экономическим обеспечением военной организации, под которым понимается деятельность по разработке и реализации стратегии ее реформирования и развития. Определение основных этапов стратегического управления военной организацией в части разработки концепции ее развития. Расчет нормативного уровня доли ВВП, выделяемого на национальную оборону, который позволит технически переоснастить военную организацию России и содержать 1 млн хорошо вооруженных, обученных и социально обеспеченных военнослужащих; построение новых подходов и моделей к оценке результативности оборонных расходов путем расчета соотношения между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степени достижения планируемых результатов. Исследование возможности замены традиционных показателей боевой эффективности, учитывающих вклад в характеристику выполнения задачи не только вооружения и военной техники, но и личного состава, для систем тактического и оперативного звена, на индикативные показатели, интегрирующие вклад каждого элемента сложной системы в выполнение боевой задачи. Инструментальные задачи: математическая постановка основных военно-экономических задач, определение экономической сути военной безопасности, выявление и систематизация структур, способных и заинтересованных в решении возникших оборонных проблем. Определение вероятных последствий, к которым приведет ослабление внимания к состоянию военной организации государства; разработка основных процедур согласования бюджетного процесса в РФ с процессами управления военным строительством и проведением военной реформы. Содержательная и математическая постановки возникающих задач, а также нахождение возможных методических подходов к их решению в рамках программно-целевого бюджетного планирования преобразований в российской военной организации; формирование методологических основ построения комплекса информационно-аналити-

ческого моделирования, предназначенного для исследования слабоструктурируемых систем. Разработка принципов построения и функционирования информационных интеллектуальных технологий семантического моделирования (изучение информационных технологий современной экономики, обоснование методов семантического моделирования экономических систем, формализация метода исследования слабоструктурируемых систем); разработка методологии и модельного инструментария экономического обоснования программы перехода на контрактную систему комплектования военной организации и оценка эффективности ее социальных и боевых последствий;

с учетом проблем взаимовлияния военно-экономических и правовых отношений исследование роли и значения текстовых документов, регламентирующих функционирование и развитие российской военной организации. Разработка современной технологии, позволяющей анализировать эффективность и качество проектируемых военно-экономических систем путем организации семантической информации об этих системах в виде баз знаний гипертекстовой структуры;

построение концептуальных основ оценки и управления уровнем риска при обосновании и реализации программ и планов развития ПВН. Изучение существующего отечественного и зарубежного опытов, подходов и методов оценки и управления риском. Формулировка основных принципов оценки и управления риском заказывающими органами военной организации России, разработка требований к методам оценки и управления риском, определение структуры, состава, основного содержания методической базы и общего порядка ее применения при обосновании и реализации программных документов по развитию ПВН; разработка и апробация комплекса методик, включающего: методику формирования интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе; методику прогнозирования контрактных цен на ПВН при отсутствии эффективной конкуренции исполнителей; методику оценки эффективности системы заказов ПВН; методику оптимизации состава «ядра» ОПК;

• построение и исследование комплексных семантических (гипертекстовых и когнитивных) моделей военной организации и ее компонентов и происходящих в ней процессов реформирования.

Необходимость и значимость семантического моделирования. При решении поставленных задач, в частности для повышения эффективности и качества проектирования, а также функционирования и реформирования современной военной организации в ее жизненном цикле должен присутствовать этап семантического моделирования. Традиционное модельное представление исследуемого объекта (военной организации) включает в себя целостное и взаимосвязанное описание моделей по крайней мере трех уровней: семантического, логического, физического. Построение моделей осуществляется с использованием специальных методов и технологий, разработанных для каждого конкретного уровня. Системного, теоретически обоснованного и программно реализованного подхода, позволяющего охватить в едином цикле весь процесс моделирования, начиная с получения моделей семантического уровня и кончая физическими базами данных, программами обработки и эксплуатационной документацией проектировщика, в настоящее время не существует.

Наиболее сложным и трудно формализуемым является этап семантического моделирования военной организации. Отсутствие теоретически обоснованного решения данной проблемы и практическая не-реализованность указанного уровня моделирования не позволяют в полной мере осуществить системный подход в прогнозировании результатов реформирования и развития социально-экономических систем в целом и экономической обеспеченности военной организации государства в частности.

Для оценки эффективности управленческих решений должна существовать система показателей, характеризующих степень достижения цели: коэффициент целедостижения; степень благоприятности ситуации для лица, принимающего решение, — коэффициент благоприятности ситуации; объем и ценность ресурсов, необходимых для реализации управленческого решения, — ресурсоемкость управленческого решения; коэффициент эффективности управленческого решения, характеризующий отношение степени достижения целей к объему и ценности ресурсов, необходимых для реализации соответствующего управленческого решения.

На основе методологии концептуального моделирования может быть предложена и исследована система комплексных семантических (гипертекстовых и когнитивных) представлений военно-экономических объектов и их компонентов, моделирующих механизм функционирования оборонных производств России и взаимодействие последнего с военной организацией и внешней средой и поддерживающих стратегическое управление военной безопасностью в части разработки концепции ее повышения. Анализ результатов моделирования позволит подтвердить предположение о том, что качественное улучшение ситуации в военной организации и повышение ее боевого потенциала в долгосрочной перспективе способна обеспечить лишь реализация системы институциональных и финансовых мер.

Анализ современных методов и результатов исследований в области военной безопасности

Для того чтобы избежать необоснованности в принятии управленческих решений, влияющих на безопасность государства, военная экономика как наука и, соответственно, учение о ее перманентно меняющейся парадигме должны развиваться опережающими темпами, поскольку они призваны устанавливать объективные закономерности и на этой основе вырабатывать способы воздействия на окружающий мир во всех аспектах. Однако нет оснований считать, что военная экономика как наука в полной мере служила и раньше, и сейчас «компасом» для военной экономики — практики. Этому мешает, во-первых, многолетняя политическая «за-шоренность» общественных наук, что ограничивает ее прогрессивное развитие, во-вторых, отсутствие у большинства военных ученых-экономистов реальной информации в необходимых объемах вследствие ее закрытости, в-третьих, негативное (в лучшем случае — безразличное) отношение руководства финансово-экономического блока военного ведомства к фундаментальным результатам и рекомендациям военно-экономической науки [10, 14].

Нет в России и специального научного исследовательского учреждения военно-экономического профиля ни в Российской академии наук, ни в структуре какого-либо силового ведомства или Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, который специализированно занимался бы военно-экономической проблематикой. Сохранилось лишь

несколько институтов от некогда мощного научного комплекса, который проводил исследования в так называемой оборонной «девятке», например ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации — федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (создан в 1968 г.), ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (создан в 1998 г.), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (создан в 1968 г.). Но военную экономику в целом, включая войсковую сферу военной организации государства, по существу, не изучает никто.

А между тем на военную организацию государство ежегодно выделяет почти треть своего бюджета. Но не находится воли и средств для создания и содержания научного учреждения, которое бы вело исследования по военно-экономической проблематике. Справедливости ради следует отметить, что в ряде институтов РАН изучаются и решаются фундаментальные проблемы национальной безопасности. Так, отдел военно-политических исследований Института США и Канады РАН, созданный в 1970 г. и возглавляемый в настоящее время В. Ю. Сизовым, проводит исследования в широкой сфере военно-политических вопросов, включая эволюцию военной политики США, развитие вооруженных сил и вооружений, проблемы ограничения и сокращения вооружений, создания структур региональной и глобальной безопасности, меры доверия в области военной деятельности, развитие российско-американских отношений в военно-политической сфере.

Среди приоритетных направлений деятельности отдела необходимо выделить исследование вопросов обеспечения стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, современные проблемы международного военного, в том числе военно-технического, сотрудничества.

Институт проблем международной безопасности РАН (ИПМБ РАН) создан решением Президиума РАН в 1999 г. Инициатором создания института выступил А. А. Кокошин. Созданию института предшествовало детальное обсуждение основных направлений его деятельности на заседании Отделения международных отношений РАН, среди ученых других отделений Академии, в МГУ

им. М. В. Ломоносова, в МГТУ им. Н. Э. Баумана и в ряде других вузов. В результате обсуждений были определены основные направления деятельности ИПМБ РАН: фундаментальные исследования комплекса экономических, политических и иных проблем международной безопасности; изучение региональных и глобальных систем международной безопасности и использование их возможностей в интересах России; проведение исследований на стыках различных научных дисциплин в тесном взаимодействии ученых-обществоведов и ученых естественнонаучного профиля; анализ проблем обеспечения стратегической стабильности в условиях расширения круга государств, обладающих оружием массового поражения, в том числе ядерным; разработка типологии международных кризисных ситуаций, теории управления такими кризисными ситуациями.

На основе фундаментальных и прикладных исследований ИПМБ РАН готовит рекомендации по обеспечению национальной безопасности страны для Совета безопасности и Правительства России.

Начиная с 2001 г. в Институте мировой экономики и международных отношений РАН функционирует Центр международной безопасности (руководитель — А. Г. Арбатов), в котором работают ведущие российские специалисты в области международной безопасности, контроля за вооружениями, нераспространения, урегулирования конфликтов и конверсии. Центр осуществляет широкий спектр исследований по проблемам контроля за вооружениями, стратегической стабильности, урегулирования конфликтов, реализует ряд проектов — «Укрепление глобального партнерства», «Исследование евроатлантических проблем, вопросов военной политики и национальной безопасности Российской Федерации», «Россия и актуальные военно-политические проблемы», «Проблемы военной политики и национальной безопасности», «Трансформация военной экономики в XX веке», «Проблемы военно-технической политики и международной безопасности», «Исследование актуальных вопросов военной политики».

Важно констатировать, что даже в этих неблагоприятных условиях в последние годы экономистами, работающими в военной организации России, подготовлены и выпущены монографии и учебники, которые важны для активизации научных исследований и подготовки кадров всех уровней. За публикации последних лет два коллектива (рас-

формированный и несуществующий ныне Военный финансово-экономический университет и 46 ЦНИИ Минобороны России) получили Государственные премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.

По состоянию на конец 2010 г. в России работают пять диссертационных советов по военной экономике. Они созданы в наиболее авторитетных учебных и научных центрах — Академии военных наук, Военной академии Генерального штаба ВС РФ, Военном университете МО РФ, Институте мировой экономики и международных отношений РАН, 46 ЦНИИ Минобороны России. В этих советах за последние 4—5 лет защищен ряд докторских и кандидатских диссертаций, которые имеют принципиальное значение для развития военной экономики, создания ее новой парадигмы в изменившихся политических, военных и экономических условиях.

В России функционирует ряд общественных организаций, ориентированных на изучение, исследование и экспертизу проблем геополитики, прогнозирования характера вооруженной борьбы будущего и способов применения вооруженных сил, национальной безопасности, военных угроз России и путей предотвращения войн и вооруженных конфликтов, формирования и исполнения военного бюджета, оборонно-промышленного комплекса и других, в частности Академия военных наук (пре-зидент—М. А. Гареев), Академия геополитических проблем (президент — Л. Г. Ивашов), Академия проблем военной экономики и финансов (президент — С. Ф. Викулов), Институт политического и военного анализа (директор — А. А. Шаравин), Фонд содействия научным исследованиям проблем безопасности «Наука-XXI» (президент — Р. М. Ти-мошев).

Но с учетом глобальности и значимости фундаментальной проблемы обеспечения военной безопасности страны этого явно недостаточно для поддержки и развития отечественной военно-экономической науки и практики, тем более что комплексные исследования, использующие современный модельный инструментарий, в этих организациях не проводятся [3,5].

Изучение опубликованных в открытой печати материалов, а также анализ реальной практики в области военно-экономической деятельности, направленной на повышение военной мощи и обороноспособности, свидетельствуют об отсутствии эффективной методологии и инструментария, поз-

воляющих осуществить моделирование процессов реформирования военной организации, выполнить научно обоснованные расчеты объемов материальных и финансовых средств, выделяемых на их осуществление. Применение процедур управления военными организациями развитых стран затруднено, так как учет российской специфики требует их кардинального изменения. Отсутствие объективных экономических ориентиров привело к тому, что в советское время чрезмерные военные расходы государства не способствовали подъему экономики. Современное российское государство выделяет на нужды обороны такие незначительные средства, что армия не в состоянии выполнить возлагаемые на нее функции.

Мировой уровень решения исследуемых проблем достаточно высок. Можно, например, отметить деятельность Стокгольмского института исследования проблем мира. Целью института является «выявить предпосылки стабильного мира и найти мирные решения международных конфликтов», исследования сфокусированы в область ограничения, сокращения и контроля за вооружениями. Помимо этого институт работает над политическими вопросами, имеющими практическое значение, и имеет репутацию научно-исследовательского учреждения, которое обладает широкой базой данных в таких областях, как ограничение, сокращение и контроль за вооружениями, производство и транспортировка вооружений, военные расходы. Все источники, которыми пользуется институт, являются открытыми.

Известны различные методологии и инструментальные средства, предназначенные для расчета финансовых, материальных, людских ресурсов, которые государство способно выделять своей военной организации. Эти объемы меняются в зависимости от внешних и внутренних условий, но для развитых государств экономическое обеспечение высокой боевой готовности вооруженных сил всегда является одной из приоритетных задач. Государства, не относящиеся к числу высокоразвитых, содержат мощные и хорошо оснащенные армии за счет резкого снижения жизненного уровня своих граждан.

Оба рассмотренных подхода не приемлемы для России. Из-за своего геополитического положения наша страна объективно нуждается в сильных вооруженных силах, однако потребности военных руководителей объективно превышают реальные экономические возможности.

Заключение

Принимая во внимание актуальность и аналитический характер фундаментальных задач военной безопасности России и реформирования ее военной организации, полученные результаты, выводы и рекомендации могут быть использованы органами военного и государственного управления для решения системных проблем развития российской военной организации в условиях глобальной конкуренции и роста числа вооруженных конфликтов.

Предложенные, но подлежащие дальнейшему изучению, доработке и совершенствованию методология и модельный инструментарий являются оригинальными, базируются, но не повторяют известные результаты отечественных и зарубежных ученых и специалистов. По этим причинам изложенная методология исследования представляется особо актуальной, значимой и приоритетной с точки зрения требований, предъявляемых к современной военной организации, способной защитить суверенитет и независимость страны.

Список литературы

1. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военная экономика России: научная дисциплина и отрасль производства // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 7.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Военно-экономический анализ современных оборонных проблем России // Экономический анализ: теория и практика, 2012, № 12.

3. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Концепция подготовки и аттестации научно-педагогических кадров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 14.

4. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности военного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 21.

5. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Реформа системы военного образования: состояние, тенденции, предложения по улучшению // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 12.

6. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Современная концепция развития российской военной экономики // Концепции, 2009, № 1.

7. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Состояние, тенденции и новая парадигма экономического обеспечения российской военной реформы // Аудит и финансовый анализ, 2012, № 4.

8. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Хрусталёв Е. Ю. Анализ факторов, влияющих на ценообразование продукции военного назначения // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012, № 28.

9. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Концептуальное моделирование военной безопасности государства. М.: Наука, 2008.

10. Ткачев В. Н., Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н. Оборонная достаточность и боеспособность армии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009, № 15.

11. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, № 8.

13. Хрусталёв Е. Ю., Рассадин В. Н. Социально-экономическая устойчивость и национальная безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 23.

14. Хрусталёв Е. Ю. Рассадин В. Н. Социально-экономические основы национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2009, № 7.

15. URL: http://www. sipri. org/research/armaments/ milex/sipri-factsheet-on-military-expenditure-2011 .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.