УДК 332.1 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-5-83-90
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕНЬЩИКОВА ВЕРА ИВАНОВНА
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: menshikova@list.ru
В статье рассматриваются ключевые составляющие экономических основ развития муниципальных образований Тамбовской области. Анализируются показатели площади муниципальных образований, количество проживающих на территории в разрезе городского и сельского населения, а также некоторые социально-экономические показатели. Выявлены муниципальные образования с самыми низкими и самыми высокими значениями рассматриваемых показателей. Определено, что на территории ряда муниципальных образований региона реализуется целый ряд инвестиционных проектов, большая часть которых направлена на выполнение важной государственной задачи продовольственного импортозаме-щения. Выявлено, что в муниципалитетах Тамбовской области реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета. Приведены показатели, характеризующие работу органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы местных бюджетов. Установлено, что в целях увеличения объема доходов местных бюджетов в муниципалитетах Тамбовской области действуют комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Тамбовской области и государственные внебюджетные фонды, проводится активная работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, мероприятия по выявлению и постановке на налоговый учет структурных подразделений, головные организации которых находятся за пределами Тамбовской области. Дан анализ муниципальных образований Тамбовской области по размеру среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций, а также расходов на содержание органов местного самоуправления в размере муниципалитетов. Дана краткая характеристика муниципальных образований Тамбовской области с особым территориальным статусом.
Ключевые слова: муниципальные образования, регион, экономическая основа развития муниципалитета
Территория Тамбовской области составляет 34,5 тыс. км . С 2000 г. область входит в состав Центрального федерального округа. По площади территории область занимает 9-е место среди областей, входящих в ЦФО (площадь ее территории составляет 5,3 % и 0,2 % территории ЦФО и России, соответственно). На территории области на 1 января 2017 г. находится 277 муниципальных образования, из которых 7 имеют статус городского округа, 23 -муниципального района, 234 и 13 имеют статусы сельского и городского поселения, соответственно [1]. Картография муниципальных образований Тамбовской области и размеры их территорий представлены на рисунке 1.
Самым крупным по площади муниципальным образованием является Моршанский район (2880 км2), на территории которого проживает 30,3 тыс. чел. Самым маленьким по размеру территории является Первомайский район (941 км ), где проживает 27,1 тыс. чел.
В целом на территории муниципальных образований Тамбовской области на 01.01.2017 г. проживало 1040,3 тыс. чел., из них городское население - 629,4 тыс. чел., сельское - 410,9 тыс. чел. (60,5 % и 39,5 % соответственно). В таблице 1 представлены основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Тамбовской области в 2016 г.
В целом в 2016 г. в Тамбовскую область было привлечено порядка 110 млрд руб. инвестиций. На территории ряда муниципальных образований Тамбовской области реализуется целый ряд инвестиционных проектов, при этом большая их часть направлена на выполнение важной государственной задачи продовольственного импортозамещения [4]:
- в Первомайском районе - ООО «Тамбовская индейка» (эксплуатация индюшиной фермы, строительство комбикормового завода и убойного производства),
- в Токаревском районе - АО «Токаревская птицефабрика»;
- в Сосновском районе - строительство животноводческой фермы на 2400 голов дойного стада КРС/ ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский»; строительство промышленного кролиководческого предприятия ИП Киреев О. А.;
- в Уваровском районе - строительство молочного комплекса ООО «Суворово»;
- в Бондарском районе - строительство молочных ферм ООО «Молочные технологии»;
- в Пичаевском районе - строительство молочного комплекса ООО «Мегаферма Шереметьево»;
- в Рассказовском районе - строительство свиноводческого комплекса ООО «РАСК»;
- в Тамбовском районе - строительство комплекса по производству, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции ООО «Белая Дача Фарминг»; строительство убойного цеха сельскохозяйственных животных ОАО «Тамбовагроинвест»; запущен центр разделки мяса ООО «ФИЛЬЕ ПРО-ПЕРТИ» (ООО «АШАН»);
- в Мичуринском районе - строительство се-лекционно-семенноводческого центра для выращивания безвирусных семян картофеля ООО «Возрождение»;
Рис. 1. Площадь территории городских округов и муниципальных районов Тамбовской области на 01.01.2017 г., км2 (по данным управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области) [2]
- в Мордовском районе - строительство сахарного завода ОАО «Тамбовская сахарная компания»;
- в Кирсановском районе - реконструкция сахарного завода, маслобойного завода ООО «Кристалл»;
- в Уметском районе строительство завода по производству муки и модифицированных крахмалов ООО «Агрокомбинат «Тамбовкрахмал»;
- в Никифоровском районе - строительство мукомольного комплекса ООО «Сабуровский ком-
бинат хлебопродуктов» (ООО «Агропромышленная Инвестиционная компания»).
В 2016 г. Тамбовская область и ее муниципалитеты получила сразу несколько высоких оценок федеральных экспертов в инвестиционной сфере. Тамбовская область заняла 11 место по результатам самого престижного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России в 2016 г., организуемого Агентством стратегических инициатив [5]. На сегодняшний день в Тамбовской области на разных стадиях реализации находятся 133 проекта, что является наибольшим по-
казателем среди регионов ЦФО. Большинство проектов реализуется в коммунально-энергетической сфере. На муниципальном уровне заключено более 50 концессионных соглашений в сфере реконструкции и строительства коммунальной инфраструктуры. Благодаря этому область занимает 14-е место в российском рейтинге регионов по уровню развития ГЧП [6].
В Тамбовской области и ее муниципалитетах реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета Тамбовской области, бюджетов муниципальных образований Тамбовской области. Бюджет Тамбовской области испол-
нен за 2016 г.: по доходам - в сумме 43 276 101,8 тыс. руб. или на 98,3% к уточненным плановым назначениям с ростом к 2015 г. на 4,6 %; по расходам - в сумме 45 758 291,1 тыс. руб. или на 97,0 % к уточненным плановым назначениям с ростом к 2015 г. на 4,2 %; с дефицитом в сумме 2 482 189,3 тыс. руб. со снижением к утвержденному дефициту на сумму 670 376,0 тыс. руб. [7].
Важным результатом исполнения бюджета стал рост налоговых и неналоговых доходов. Так, налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет Тамбовской области в объеме 23 651 635,2 тыс. руб. или 101,9 % к уточненным плановым назначениям (рост к уровню 2015 г. составил 10,0 %).
[3].
Таблица 1
Некоторые социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Тамбовской области в 2016 г. [составлено по 3]
Показатели / Муниципальные образования Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. чел. населения, ед.
значение динамика значение значение динамика значение
Тамбов 289,4 0,8 42,4 56 320,0 4 582,9 465,8
Мичуринск 94,2 -1,1 23,9 2 763,9 -1 996,7 371,5
Кирсанов 16,8 -0,2 26,4 73 014,5 -273 480,7 394,0
Котовск 30,5 -0,4 26,5 3 757,9 1 146,4 332,8
Моршанск 39,6 -0,1 30,7 8 178,9 -2 734,4 289,9
Уварово 24,3 -0,4 24,7 5 611,2 -1 601,8 336,2
Рассказово 44 -0,5 37,6 2 854,8 1 907,9 355,0
Бондарский 11,2 -0,4 34,3 62 988,4 -32 365,0 179,5
Гавриловский 10,7 -0,1 27,2 70 500,0 31 154,9 256,1
Жердевский 27,8 -0,4 35,9 136 110,3 96 219,8 288,1
Знаменский 16,9 -0,5 36,6 159 334,4 -33 459,2 312,4
Инжавинский 20,3 -0,5 21,2 65 886,0 34 616,4 254,2
Кирсановский 20 -0,3 13,5 37 850,7 14 996,0 204,0
Мичуринский 33,2 -0,5 28,9 29 847,5 -79 968,6 233,1
Мордовский 16,8 -0,4 52,2 82 806,6 55 882,0 216,1
Моршанский 30,3 -0,6 52,5 22 723,0 3 499,7 180,9
Мучкапский 13,4 -0,3 44,1 52 972,5 17 244,7 243,3
Никифоровский 17,7 -0,4 30,1 71 777,1 -154 680,8 267,8
Первомайский 27,1 -0,4 15,4 184 903,7 105 851,7 211,4
Петровский 17,1 -0,3 36,0 29 785,3 5 283,6 270,2
Пичаевский 12,7 -0,4 34,3 25 586,2 -11 191,0 150,4
Рассказовский 21,5 -0,1 46,7 37 329,7 -2 994,9 157,2
Ржаксинский 16 -0,5 46,7 26 430,5 -464,2 237,5
Сампурский 12,4 -0,3 41,6 56 631,6 -11 547,6 262,1
Сосновский 28,6 -0,6 40,3 31 768,8 1 211,8 179,4
Староюрьевский 12,7 -0,4 41,0 56 788,4 -912,1 199,2
Тамбовский 103,2 -1,1 42,3 46 233,9 -4 921,6 287,7
Токаревский 16,2 -0,3 32,6 165 515,3 -194 478,0 226,5
Уваровский 10 -0,2 74,0 47 472,3 4 476,4 216,0
Уметский 10,7 -0,2 28,5 35 520,6 16 970,7 231,8
Немаловажная роль в проводимой работе отводится органам местного самоуправления. В целях увеличения объема доходов местных бюджетов в муниципалитетах Тамбовской области действуют комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет Тамбовской области и государственные внебюджетные фонды, проводится активная работа по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, мероприятия по выявлению и постановке на
В среднем по области доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме собственных доходов за 2016 г. составила
налоговый учет структурных подразделений, головные организации которых находятся за пределами Тамбовской области.
В целом формирование доходов бюджета муниципальных образований производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основе прогноза социально-экономического развития муниципалитета. В таблице 2 приведены показатели, характеризующие работу органов местного самоуправления по развитию собственной доходной базы местных бюджетов.
Таблица 2
42 %. Превышают среднеобластной уровень по данному показателю Тамбовский (66,5 %), Жер-деский (61,7 %), Инжавинский (59,6 %), Ржаксин-
Показатели, характеризующие процессы формирования муниципальных бюджетов по муниципальным образованиям Тамбовской области в 2016 г. [составлено по 3]
Показатели / Муниципальные образования Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района), % Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций),%
значение значение динамика
Тамбов 96,2 49,4 -21,6
Мичуринск 96,5 35,7 -5,1
Кирсанов 72,0 64,7 11,3
Котовск 71,9 35,5 -17,0
Моршанск 96,5 52,2 0,2
Уварово 94,2 42,4 -9,2
Рассказово 79,2 34,4 -7,7
Бондарский 93,5 23,1 6,7
Гавриловский 98,6 32,7 0,3
Жердевский 99,6 61,7 21,5
Знаменский 94,1 48,3 29,3
Инжавинский 89,0 59,6 5,9
Кирсановский 97,8 42,2 -1,0
Мичуринский 98,3 48,8 7,4
Мордовский 99,1 18,3 -3,6
Моршанский 100,0 41,1 2,7
Мучкапский 98,4 37,7 4,2
Никифоровский 84,2 42,6 2,5
Первомайский 100,0 22,5 3,5
Петровский 96,2 49,5 3,4
Пичаевский 86,1 29,3 -10,5
Рассказовский 98,6 23,8 -5,1
Ржаксинский 100,0 50,7 0,3
Сампурский 79,0 36,1 -4,7
Сосновский 98,7 37,3 5,5
Староюрьевский 89,0 41,3 5,9
Тамбовский 96,5 66,5 1,1
Токаревский 100,0 23,8 -28,7
Уваровский 97,5 48,5 7,2
Уметский 95,0 17,1 -7,0
ский (50,7 %) муниципальные образование - городские округа - Кирсанов (64,7 %), Моршанск (52,2 %), Тамбов (49,2 %).
По сравнению с 2015 г. роста доли налоговых и неналоговых доходов в 2016 г. достигли 18 муниципальных образований. Наибольшая положительная динамика при этом отмечается в Знаменском (на 29,3 %), Жердевском (на 21,5 %) муниципальных районах, а также в городе Кирсанове (на 11,3 %).
Размеры средних заработных плат по муниципальным образованиям Тамбовской области в 2016 г. в разрезе сфер деятельности некоммерческого характера представлены в таблице 3.
Так, к примеру, наиболее высокий размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций наблюдается в Мичуринском районе (30149 руб.), в Тамбове (27395 руб.), Кирсанове (25891 руб.), Мичуринске (25187 руб.). Самый низкий - в Муч-капском районе - 19125 руб.
Следует отметить, что практически по всем муниципальным наблюдается положительная динамика роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников.
Данные о расходах на содержание органов местного самоуправления области в 2016 г. свидетельствуют о том, что наибольший объем указанных расходов в расчете на 1 жителя отмечается в Бон-дарском (1 733 руб.), Уваровском (1 646 руб.), Уметском (1 645 руб.) и других районах, в городе Кирсанове (1 378 руб.); наименьший объем указанных расходов в расчете на 1 жителя - в Тамбовском районе (535 руб.), городе Мичуринске (696 руб.) [3].
Некоторые муниципальные образования Тамбовской области имеют особые территориальные статусы. Так, муниципальное образование г. Мичуринск обладает статусом наукограда (единственный в России). Муниципальные образования г. Котовск и рп Знаменка входят в федеральный перечень моногородов.
Город Котовск - это один из самых молодых промышленных городов области, который вырос из рабочего поселка при градообразующем пороховом заводе. По состоянию на 1 июля 2017 г. в Статистический регистр хозяйствующих субъектов по городу Котовску включено 471 предприятие и организаций. Из них 84,7 % имеют частную форму собственности. Визитная карточка города - музыкальная игрушка - неваляшка, аналогов которой нет во всем мире. Шесть крупных и средних предприятий представляют различные отрасли промышленного производства[8].
Ведущая роль в экономике города принадлежит обрабатывающим производствам. На отдельных предприятиях реализуются долгосрочные инвестиционные программы, направленные на техническое перевооружение и модернизацию. Промышленными предприятиями города в 1 полугодии 2017 г. направлено инвестиций в основной капитал 20,0 млн руб., что в 2,7 раза в действующих ценах больше января-июня 2016 г. По состоянию на 01.07.2017 г. в городе зарегистрировано 336 малых и средних предприятий, количество предпринимателей без образования юридического лица составляет 709 человек. Большая часть их сконцентрирована в трех отраслях экономики: промышленное производство - 9,7 %, строительство - 6,2 %, торговля и общественное питание - 63,8 %. В обрабатывающих производствах ведущая роль принадлежит химической отрасли, отрасли машиностроения, пищевой, легкой, фарфоро-фаянсовой отраслям промышленности, производству строительных материалов: нитроцеллюлозы и пироксилиновые пороха для всех видов стрелкового оружия, оружия ближнего боя, артиллерийских систем всех калибров, находящихся на вооружении сухопутных войск, Военно-Морского Флота и авиации, лакокрасочные материалы, спанбонд, облицовочные материалы, керамические изделия, музыкальная игрушка - неваляшка.
В настоящее время муниципальному образованию г. Котовск одобрена заявка на создание территории опережающего развития. Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) - это часть территории субъекта России, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. Необходимо отметить, что ТОР создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.
Перспективные резиденты ТОСЭР в Котовске могут привлечь в муниципалитет порядка 10,7 млрд руб. инвестиций [8]. Резидентам ТОСЭР в Котовске могут быть предоставлены льготы по основным налогам и обязательным взносам. Так, для налога на прибыль в федеральный бюджет на первые десять лет работы компании устанавливается нулевая ставка вместо 2 %. Ставка аналогичного налога в бюджет области на первые пять лет снижается с 18 до 5 %, а на вторую пятилетку - до 10 %.
00 00
к»
h У
к» о
Таблица 3
Размеры средних заработных плат по муниципальным образованиям Тамбовской области в 2016 г. в разрезе сфер деятельности, руб. [составлено по 3]
Показатели / Муниципальные образования Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства
значение динамика значение динамика значение динамика значение
Тамбов 27 395 1 105 14 737 265 21 822 262 17 159
Мичуринск 25 187 1 403 15 435 2 714 21 625 518 17511
Кирсанов 25 891 3 516 14 765 629 19 121 -137 16 155
Котовск 19 899 1 879 13 883 -15 19 400 687 17 378
Моршанск 24 736 1 366 13 913 159 20 635 319 16812
Уварово 20 966 655 13 966 629 20417 96 17 006
Рассказово 20 288 869 14 585 156 20517 -95 16 034
Бондарский 19 733 1 588 15 601 3 603 18 158 443 15 805
Шшшгаж 20 869 2 092 14 207 91 17 526 1 15 570
Жсрдсшыш 25 251 2 305 14 908 423 18 290 571 16 784
Знаменский 21 076 1 392 12 852 865 17 487 -50 15 77S
Ишштшм 21 937 -117 13 054 206 17 927 109 17 556
Киршята 23 422 1 453 12 693 504 17 922 686 16 112
Мичуринский 30 149 1 691 14 264 521 19717 430 18 432
Мордовский 21 461 1 316 13 300 -633 18 974 617 15 715
Моршаискли 19 959 1 045 12 690 242 18 032 56 17 166
Мучка! [скип 19 125 1 148 12 749 101 18251 193 16 595
Никифоровский 22 092 875 14018 26 19 242 202 17 330
Первомайский 22 744 1 780 13 394 -79 19 334 282 15 850
Петровский 20 290 1 536 12 597 366 16 732 351 15 810
п«™ 19 884 1 677 13 982 446 17 575 -262 16 344
Расскачоискп:! 22 448 729 13 829 449 19 234 -48 16417
21 044 2 075 14 891 2 128 16 906 472 16911
Сшдаршш 21 050 1 641 14 290 216 16 954 -102 15 800
Сосновский 20 093 837 13 869 545 18 675 -64 18 009
Схарокрьевскпд 21 253 1 674 13 185 460 18 056 -81 16 441
Тамбовский 24 292 1 879 13 843 746 18 837 222 16516
Токаревский 19 746 773 19 443 887 19 556 465 18 056
Хжшшзн 22 465 2 495 17 004 CG Cl 18210 371 17 021
ХМ53ШЙ 20 134 1 207 14 306 93 17 997 45 16 254
О
о
tJ4
Кроме того, на первые пять лет устанавливается нулевая ставка налога на землю (1,5 %, выплачивается в муниципальный бюджет) и налога на имущество организаций (2,2 %, областной бюджет). На шестой год ставка этих налогов вернется к первоначальной. Также для резидентов планируется значительно сократить на первые десять лет работы обязательные взносы во внебюджетные фонды. С 22 до 6 % могут быть уменьшены отчисления в Пенсионный фонд, с 2,9 до 1,5 % - в Фонд социального страхования и с 5,1 до 0,1% - в Фонд обязательного медицинского страхования [9].
Кроме того, в 2017 г. границы муниципального образования г. Котовск были расширены, и теперь в них входит одноименный индустриальный парк площадью 600 га. Соответственно, его участники могут стать и резидентами ТОСЭР. Первый проект в индустриальном парке «Котовск» - кожевенный завод Boxmark мощностью переработки до 3,2 тыс. шкур в сутки. Объем инвестиций оценивается в €15 млн (примерно 1,1 млрд руб.).
Таким образом, в результате создания в Ко-товске территории опережающего развития в распоряжении ее перспективных резидентов окажутся восемь инвестиционных площадок в черте города общей площадью 33,5 га. Для проектов в сельском хозяйстве возможна агломерация с расположенным в непосредственной близости Знаменским районом. Отметим, что рп Знаменка входит не только в перечень моногородов, но и рассматривает перспективу создания ТОСЭР.
В целом, наличие развитой транспортной инфраструктуры, которая при относительно небольших вложениях сможет обслуживать возрастающие потоки грузов, ТОСЭР в Котовске вполне может претендовать на роль одной из самых перспективных из уже созданных.
Литература
1. Официальный сайт Управления экономической политики администрации Тамбовской области. URL: https://www.ekon.tmbadm.ru
2. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области. URL: https://www.rosreestr.ru
3. Города и районы Тамбовской области. URL: https://www.tambov.gov.ru/reg/districts.html
4. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. URL: https://www.tambov.investments
5. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: https://www.asi.ru
6. Официальный сайт администрации Тамбовской области. URL: https://www.tambov.gov.ru
7. Официальный сайт финансового управления Тамбовской области. URL: https://www. fin.tmbreg.ru
8. Официальный сайт администрации города Ко-товска. URL: https://www. kotovsk.pro
9. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: фе-дер. закон от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
References
1. Ofitsial'nyj sajt Upravleniya ekonomicheskoj politiki administratsii Tambovskoj oblasti [Official site of Management of economic policy of administration of the Tambov region]. URL: https://www.ekon.tmbadm.ru
2. Ofitsial'nyj sajt Upravleniya Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj registratsii kadastra i kartografii po Tambovskoj oblasti [The official site of Management of Federal service of the state registration of the inventory and cartography across the Tambov region]. URL: https://www.rosreestr.ru
3. Goroda i rajony Tambovskoj oblasti [Cities and areas of the Tambov region]. URL: https://www.tambov.gov.ru/reg/districts.html
4. Investitsionnyj pasport Tambovskoj oblasti [Investment passport of the Tambov region]. URL: https://www.tambov.investments
5. Ofitsial'nyj sajt Agentstva strategicheskikh initsiativ [Official site of the Agency of strategic initiatives]. URL: https://www.asi.ru
6. Ofitsial'nyj sajt administratsii Tambovskoj oblasti [Official site of administration of the Tambov region]. URL: https://www.tambov.gov.ru
7. Ofitsial'nyj sajt finansovogo upravleniya Tambovskoj oblasti [Official site of financial management of the Tambov region]. URL: https://www. fin.tmbreg.ru
8. Ofitsial'nyj sajt administratsii goroda Kotovska [Official site of city administration of Kotovsk]. URL: https://www. kotovsk.pro
9. O territoriyakh operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 29.12.2014 g. № 473-FZ (red. ot 13.07.2015 g.) [About territories of the advancing social and economic development in the Russian Federation: federal law on 29.12.2014 № 473-FL (an edition on 13.07.2015)] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
* * *
ECONOMIC BASES OF DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN THE TAMBOV REGION
MENSHCHIKOVA VERA IVANOVNA Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: menshikova@list.ru
In article the author considered key components of economic bases of development of municipal units of the Tambov region, analyzed indicators of the area of municipal units, quantity living in the territory in a section of an urban and rural population and also some socio-economic indexes, revealed municipal units with the lowest and highest values of the considered indicators, defined that in the territory of a number of municipal units of the region there is a number of investment projects most of which part directs to performance of an important national objective of food import substitution, also revealed that in municipalities of the Tambov region there is a package of measures, the budgets of all levels aimed at providing balance, improvement of quality of the budgetary planning and budget implementation, gave the indicators characterizing work of local government bodies on development of own profitable base of local budgets, established that for increase in volume of income of local budgets in municipalities of the Tambov region the commissions on increase in receipts of tax and non-tax income and repayment of a shortage in the consolidated budget of the Tambov region and state non-budgetary funds work, there is an active work on statement on the state cadastral registration of the land plots, actions for identification and statement on tax accounting of structural divisions which parent organizations are outside the Tambov region, gave the analysis of municipal units of the Tambov region by the size of the average monthly nominal charged wage of employees of large and medium-sized enterprises and non-profit organizations and also maintenance costs of local government bodies at a rate of municipalities and also gave the short characteristic of municipal units of the Tambov region with the special territorial status.
Keywords: municipal units, region, economic basis of development of municipality
Об авторе:
Меньщикова Вера Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Тамбовского государственного технического университета, г. Тамбов
About the author:
Menshchikova Vera Ivanovna, Candidate of Economics, Associate Professor of Economy Department, Tambov State Technical University, Tambov