Научная статья на тему 'Экономические направления стратегии развития аграрной сферы экономики России: аналитические материалы'

Экономические направления стратегии развития аграрной сферы экономики России: аналитические материалы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстошеин К.В.

Рассмотрены основные экономические направления стратегического развития сельского хозяйства России. Выявлены недостатки современного экономического механизма действующего в отрасли, влекущие дисбалансировние распределительных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические направления стратегии развития аграрной сферы экономики России: аналитические материалы»

практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых / МНИЦ ПГСХА. -Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С.78-80.

© Тагирова О.А., 2015

УДК 33.338.242

К.В. Толстошеин

аспирант кафедры менеджмента и агробизнеса Мичуринский государственный аграрный университет г.Мичуринск, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация

Рассмотрены основные экономические направления стратегического развития сельского хозяйства России. Выявлены недостатки современного экономического механизма действующего в отрасли, влекущие дисбалансировние распределительных отношений.

Ключевые слова

Экономический механизм, межотраслевые отношения, инвестирование

Стратегия развития сельского хозяйства России охватывает не только целевые ориентиры (обеспечение продовольственной безопасности), но и инструменты, механизмы обеспечения их достижения.

Важным направлением стратегического развития отрасли является создание такого экономического хозяйствования - от сельскохозяйственного товаропроизводителя до государства. Это позволит в режиме опережающего действия вскрывать внутренние резервы повышения эффективности производства аграрного продукта, обеспечивать устойчивое развитие товаропроизводителей на основе принципов самофинансирования и самоокупаемости, снижать производственные и коммерческие риски внутри экономического поля. Однако как отмечает ряд исследователей [2, с.11, 5], существующий экономический механизм в сельском хозяйстве требует модернизации, поскольку не позволяет использовать в полном объеме мероприятия по прямой поддержки отрасли, ограничивает действие принципа свободного доступа к кредитным ресурсам (эффект действий ЦБ РФ в условиях высокой волатильности национальной валюты). Это, в свою очередь, ведет к дисбалансу в ее производственной сфере. В этих условиях выравнивание экономических возможностей подотраслей сельского хозяйства возможно только через систему субсидирования и кредитования [1, 3]. Экономический механизм представляя собой совокупность инструментов экономического балансирования (на макроуровне - государственное регулирование, ценообразование, кредитование, страхование, налогообложение, кадровое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность; на микроуровне - хозяйственный расчет, внутрихозяйственный экономический расчет, материальное стимулирование труда, планирование, распределение прибыли) реализуется посредством отношений, возникающих между участниками совместной деятельности (поставщиками, потребителями, конкурентами, работниками, собственниками) по поводу обеспечения условий эффективного и устойчивого развития агробизнеса. При этом он охватывает экономические отношения как внутри сферы производства конечного продукта (межотраслевые в рамках продуктового подкомплекса АПК), так и между разнородными по качественной составляющей сферами экономики страны (например, банковская).

Как указывают Семин А.Н. и Кибиров А.Я., государству "удалось несколько стабилизировать ситуацию в аграрном и агропромышленном комплексе" [7]. Однако по данным Единой межведомственной

информационно-статистической системы, несмотря на увеличение абсолютных значений кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей в России за 2009-2014 годы на 75% (в Тамбовской области в 2,5 раза!), объемы полученных ими заемных средств в расчете на 1 рубль выручки от реализации продукции, товаров и услуг возрос на 33,3% (таблица 1). Это косвенно может свидетельствовать о продолжении тенденции закредитования аграрной сферы, когда одним из направлений расходования займов и кредитов является уплата процентов по ранее полученным кредитам и штрафов по несвоевременной уплате основных долгов. Кроме того, следует отметить непропорциональность темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные ресурсы, используемые отраслью: если для приобретения 1 тонны дизельного топлива в 2009 году требовалось продать 3,7 тонны пшеницы, то в 2014 году 4,8 тонны, то есть на 29,7% больше.

Таблица 1

Результативность межотраслевого взаимодействия сельского хозяйства, банковской сферы и топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации за 2009-2014 годы*)

Отклонение

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2014 г. от 2009 г.

Показатели г. г. г. г. г. г. (+, -), %

Соотношение цен на дизельное топливо и

пшеницу, раз 3,7 4,4 4,0 3,8 4,6 4,8 1,1

Кредиторская задолженность

сельскохозяйственных организаций в

расчете на 1 рубль выручки от реализации

продукции, товаров, услуг, руб. 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,1

Доля просроченной кредиторской

задолженности в общей сумме кредиторской

задолженности сельскохозяйственных

организаций, % 11,9 12,2 10,6 10,1 10,2 10,2 -1,7

Доля сельского хозяйства в прибыли от

реализации конечного продукта, % 10,5 9,6 9,4 8,4 9,6 7,7 -2,8

Уровень рентабельности производства

аграрного продукта, % 12,4 9,8 11,14 11,2 12,9 6,8 -5,6

*) Рассчитано автором по данным ЕМИСС

Рыночные механизмы ценообразования в АПК, к сожалению, определяют стихийные тенденции распределения конечной стоимости производимого продукта. Неся около 70% затрат на производство сельскохозяйственного сырья в совокупных затратах отрасли, аграрная сфера в 2014 году получила лишь 27,3% общей выручки, что, с одной стороны, способствовало сокращению ее доходности (уровень рентабельности производства аграрного продукта составил 6,8% против 12,4% в 2009 году), а, с другой, снижению ее доли в совокупной прибыли от реализации конечного продукта на 2,8% до 7,7%.

Можно констатировать, что экономический механизм развития сельского хозяйства несбалансирован, межотраслевые отношения требуют совершенствования. В стратегическом плане снижение стохастичности формирования стоимостных результирующих показателей аграрной сферы экономики возможно путем ограничения торговых надбавок ритейлеров, их обязанности представления продуктов отечественного производства, а также развития кооперационных и интеграционных процессов в АПК. Подобные предложения могут быть в полном объеме реализованы только при участии государства (правовое и экономическое).

Оно должно принять на себя функции не только инвестора, но и координатора организационных процессов (контроль за эффективностью распределительных отношений между I, II , III сферами АПК, АПК и ТЭК, АПК и государством, законодательное нормирование и др.). Но именно инвестирование по приоритетным направлениям развития отрасли было принято как основной экономический инструмент антистагнационной политики.

Относительно инвестиционной деятельности всех субъектов хозяйствования необходимо отметить, что она должна носить инновационный характер, то есть обеспечивать более динамичные темпы или прирост масштабов аграрного производства по расширенному типу [6, 8]. К началу 2015 года финансирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве увеличилось в 3,8 раза по отношению к 2015 года

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

(рисунок 1). При этом более 60% ресурсов привлекается сельскохозяйственными товаропроизводителями из заемных источников, из них 2-3% составляют привлеченные средства, 35-37% - долгосрочные кредиты.

Доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в сельское хозяйство, %

♦ Инвестиции в основной капитал сельском хозяйстве

Рисунок 1 - Инвестиции в сельское хозяйство по всем источникам финансирования и доля бюджетного участия в нем в Российской Федерации за 2005-2014 годы

По сути, в условиях несбалансированного воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, сложившаяся структура финансирования свидетельствует о приходе в отрасль третьих лиц - инвесторов.

Стратегически оправдано участие государства в финансировании перспективных (часто пилотных) проектов развития аграрной сферы экономики в рамках программно-целевого подхода. Опыт последнего десятилетия показывает, что реализация таких проектов позволяет: 1) более прогрессивно развивать сельские территории регионов; 2) быть импульсом для развития агробизнеса, специализирующемся на смежных отраслях; 3) решить проблему полного самообеспечения субъектов страны продовольствием. Перечисленные стороны эффекта инвестирования сельского хозяйства взаимозависимы и -обусловлены.

Таким образом, использование потенциала только экономических направлений реализации стратегии развития сельского хозяйства может обеспечить устойчивый рост отрасли.

Список использованной литературы

1. Авис О.У. Проблемы современного аграрного кредитования в России // Деньги и кредит. 2012. №4. С. 48-52.

2. Глазьев С.Ю. О тагетировании инфляции // Вопросы экономики. 2015. №9. С. 1 -12.

3. Дмитриев И.В. Особенности и перспективы развития кредитования ссельсскохозяйствеенных предприятий. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. наук, Москва 2011. - 24 с.

4. Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах // Научный журнал КубГАУ. 2013. №90 (066). С. 17-33.

5. Липатов С.Политика ЦБ РФ: глупость или измена? URL.: http://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9188 (дата обращения 15.10.2015)

6. Помогаев В.М.Инвестиционное обеспечение инновационных процессов в сельском хозяйстве // Теория и практика общественного развития. 2010. №4. С. 281-282.

7. Семин А.Н., Кибиров А.Я. Базисные направления и инструменты повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики // Экономикам региона. 2013. №3. С. 233 -238.

8. Федоренко В.Ф., Буклагин Д.С., Аронов Э.Л. Инновационная деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы: науч. изд. - М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2010. - 280 с.

© Толстошеин К.В., 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 338.22.021.4

А.Н. Хацкелевич

к.э.н, доцент кафедры маркетинга экономического факультета ПГНИУ, г. Пермь

А.О. Веселова к.э.н, доцент кафедры маркетинга экономического факультета ПГНИУ, г. Пермь

ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА КАК ОБЪЕКТ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация

Использование лесов, как рекреационная деятельность, является самостоятельным видом использования. Данный вид использования включает в себя большой объем возможных видов деятельности, которые могут свободно выбираться и использоваться правообладателем соответствующего лесного фонда. Рекреационная деятельность человека должна рассматриваться, как любая деятельность имеющая отношение к организации отдыха, туризма, физкультуры и спорта, так как является неотъемлемой от социальной духовной и трудовой деятельности его жизни.

The use of forests as recreational activities, an independent type of use. This type of use includes a large amount of possible activities that can be freely selected and used by the copyright owner of the forest Fund. Recreational human activities should be considered as any activity relating to recreation, tourism, physical culture and sport, as it is inseparable from the spiritual social and work life.

Ключевые слова

Лесной фонд, рынок земли, рекреационная деятельность, аукцион, договор аренды, анализ Forest Fund, the land market, recreational activities, auction, lease agreement, analysis.

На сегодняшний день рынок земли в Пермском крае, как и в целом по стране, является более закрытым по сравнению с другими секторами рынка недвижимости. Во многом это связано с пробелами в области земельного законодательства, наличием ограничений на свободный оборот земельных участков и т.д.

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Однако более 15-ти лет, с начала 1990-х годов, в России фактически не велось никакой работы по территориальному планированию. Изменения начались с принятия в 2001 г. Земельного Кодекса РФ, а также с принятия Градостроительного кодекса РФ в 2004 г.

Российский земельный рынок еще крайне неразвит. Ограниченность его двояка: во-первых, общие земельные ресурсы России не беспредельны, во-вторых, что важнее всего, главным распорядителем земель по-прежнему остается государство. До сих пор основным способом вовлечения государственной земельной собственности в рыночный оборот остается сдача ее в аренду. При этом площадь земельных участков, задействованных во всех сделках, составляет примерно 4% от земельного фонда РФ.

Неразвитость рынка земли видна и на примере пермского рынка. Так, только на современном этапе развития рынка начались работы по формированию схем территориального планирования во всех муниципальных образованиях и краю в целом, по подготовке градостроительной документации для обеспечения жилищного строительства [2, с. 4].

Согласно Земельному кодексу РФ (ст.7), все земли делятся на 7 категорий, определяющих вид целевого назначения земли, а именно земли:

1) сельскохозяйственного назначения;

2) населённых пунктов;

3) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.