Финансы АПК
Удк 334.02:338.43
повышение эффективности регионального аграрного воспроизводства на основе совершенствования государственного регулирования и рационального использования финансовых ресурсов
C. А. КУЧИН, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: kuman1983@rambler. ru Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
В статье предложены основные направления совершенствования системы экономического регулирования аграрного сектора. В целях совершенствования экономического регулирования разработаны методические рекомендации по определению индикативных уровней предпринимательской рентабельности в аграрном секторе. Определены основные направления совершенствования кредитных отношений и мероприятий по улучшению инвестиционно-инновационного климата.
Ключевые слова: аграрный сектор, государственное регулирование, инвестиции, финансы, инновации, АПК.
Формирование системы экономического регулирования аграрного сектора регионов при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВтО). Вступление в ВТО является одним из основных вопросов экономического регулирования аграрного сектора России и накладывает определенные ограничения на внутреннюю сельскохозяйственную политику. Страны - члены ВТО заинтересованы в максимальной либерализации российского рынка сельскохозяйственных товаров, включая:
- запрет на предоставление экспортных субсидий;
- резкое сокращение внутренней поддержки.
Став членом этой организации, Россия будет
вынуждена принять и выполнять обязательства по доступу продовольствия из других стран на свой рынок, ограничению финансирования некоторых мер внутренней поддержки и экспортного субсидирования сельскохозяйственных товаров.
В рамках ВТО в системе мер внутренней поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей под обязательства по сокращению не подпадают меры, в минимальной степени влияющие на производство и торговлю, относимые условно к программам «зеленой корзины»:
-создание развитой инфраструктуры в сельской местности;
- поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований, государственных программ в области развития науки и осуществления научной деятельности;
- подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов;
- развитие служб консультации и информации;
- осуществление эпизоотических мероприятий и фитосанитарного контроля;
- улучшение плодородия почв;
- формирование страхового фонда семян и запчастей, продовольственных фондов для государственных нужд.
Использование этих мер является необходимым условием функционирования АПК, поскольку основная часть программ поддержки носит регулирующий, стабилизационный, консультационный, инновационный и социально значимый характер. Такое финансирование направлено на решение долгосрочных задач. Оно органически может быть реализовано только в условиях финансово-экономической стабильности аграрного сектора
Важной задачей является развитие инфраструктуры аграрных рынков, отсталость которых препятствует:
- снижению уровня трансакционных издержек;
- повышению эффективности функционирования товарных рынков.
Поэтому необходимо развивать рациональные формы товародвижения:
- посреднического;
- складского;
- транспортного.
И проявлять заботу об информационном обслуживании процесса.
Однако меры поддержки посредством программ «зеленой корзины» в условиях кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли не могут полностью гарантировать эффективность агропродо-вольственной политики государства и поддержание продовольственной безопасности на долгосрочной основе. Поэтому развитые индустриальные страны активно используют направление поддержки «желтой корзины», к которому относятся:
- решение проблем укрепления материально-технической базы;
- регулирование диспаритета цен на ресурсы промышленного происхождения и продукцию аграрного сектора.
В агропромышленном комплексе России целесообразно:
- сохранить на федеральном и региональном уровнях льготы по оплате энергоресурсов;
- ввести системы льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- расширить возможности приобретения техники на условиях лизинга;
- реструктурировать кредиторскую задолженность хозяйств перед бюджетом и поставщиками.
При этом особое внимание следует уделять:
- повышению эффективности доведения бюджетных средств до сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- упрощению процедуры доступа к кредиту;
- совершенствованию контрактной основы предоставления дотаций и компенсаций.
Без реализации таких мер в условиях относительно либерального внешнеторгового режима наряду с активным применением внутренней поддержки, стимулирующей производство, и экспортного субсидирования, применяемого правительствами стран - основных торговых партнеров России, невозможно будет сохранить ценовую конкурентоспособность отечественной продукции.
В связи с этим важным направлением мер поддержки является перенос основных усилий из программ «желтой корзины» в программы «голубой корзины», активно используемые странами ЕС, США, а также Центральной и Восточной Европы. Они направлены на оптимизацию политики по поддержке аграрного сектора через регулирование и являются наиболее эффективным способом поддержки доходов сельскохозяйственных производителей, связанных с производственной деятельностью.
К сожалению, в России данный способ поддержки пока не применяется. Процедура переноса мер поддержки из программ «желтой корзины» в программы «голубой корзины» не требует серьезной технической работы. Достаточно внести поправки в текущее законодательство, связав условия предоставления субсидий со следующими факторами:
- фиксированные площади и урожаи в растениеводстве;
- фиксированное поголовье скота с определенным уровнем производства в животноводстве;
- наличие механизма доведения и распределения бюджетных средств.
Существенным стимулом модернизации сельскохозяйственного производства является и то, что членство России в ВТО будет способствовать проведению инновационной политики. При этом важно отметить необходимость достойного финансирования НИОКР.
Таким образом, вступление в ВТО предполагает структурную перестройку бюджетных расходов на
сельское хозяйство посредством косвенных мер воздействия, что позволит качественно улучшить условия сельскохозяйственного производства.
Участие в ВТО существенно повышает возможности России в привлечении иностранных инвестиций в АПК. Членство в этой организации позволит обеспечить доступ российских сельхозпредприятий к передовым технологиям зарубежных стран.
На современном этапе развития нашей страны система экономического регулирования аграрного сектора подвергается активным трансформациям. Тенденции развития экономики в изменяющихся условиях обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и механизмов управления на всех уровнях федеративного устройства для:
- обеспечения высокой конкурентоспособности экономики страны;
- роста качества жизни населения.
В решении этой проблемы огромная роль принадлежит регионам, в которых создается и воспроизводится экономический, человеческий и инновационный потенциал общества. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления различными видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на уровень региона, его территориальных единиц, входящих в состав хозяйствующих субъектов.
В современных региональных исследованиях активно и небезуспешно применяется системный подход, который специалисты обозначают как комплексный. Данная методология предполагает рассмотрение изучаемого объекта или процесса как системы [16].
Действительно, как отмечают эксперты, комплексность современных задач в области экономического регулирования аграрного сектора регионов, заключающаяся в необходимости учета различных региональных факторов в их динамике, вызывает неизбежность применения системного подхода. Он позволит рассматривать АПК региона как сложную саморазвивающуюся открытую систему, имеющую структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду, представляющую собой сложную совокупность компонентов, включающую:
- субъекты;
- закономерности;
- принципы;
- функции;
- целевые установки стратегического развития;
- организационные структуры;
- ресурсы;
- методы;
- организационную культуру;
- компетенции;
- технологии и инструменты.
Все они тесно взаимосвязаны между собой, образуют различные подсистемы в их интеграционной целостности и формируют механизм воздействия на региональное хозяйство, воспроизводственный потенциал, условия жизнедеятельности населения, организации и домашние хозяйства, общественные, экономические и социальные процессы в целях повышения конкурентоспособности региональной экономики и качества жизни населения.
Формирование современной системы экономического регулирования аграрного сектора регионов -это сложный и многоуровневый процесс, охватывающий:
- уяснение стратегии государственного и регионального развития;
- определение ресурсных возможностей региона;
- выбор требуемых форм интеграции участников;
- создание адекватной организационной структуры;
- установление межорганизационных связей и т. д.
Создание системы экономического регулирования аграрного сектора регионов должно базироваться на определении теоретических положений, основу которых составляют принципы, регламентирующие данный процесс с точки зрения того или иного подхода. Кроме того необходимо исследовать:
- современные приоритеты и условия региональной экономической политики;
- проблемы регионального уровня управления экономикой;
- факторы, влияющие на региональное развитие.
Решающую роль в развитии регионального
АПК играют факторы, влияющие на определение целей управления:
- объективные потребности региональной социально-экономической системы на конкретном этапе ее развития;
- ресурсные возможности для их удовлетворения;
- государственная и региональная политика, определяющая приоритеты в решении социально-
экономических, экологических и других проблем развития территории, а также обеспечивающая заинтересованность отдельных компаний в реализации различного рода региональных программ.
Безусловно, эти факторы надо рассматривать в единстве, так как недостаточный учет хотя бы одного из них затруднит реализацию целей. Однако роль данных факторов на различных этапах развития регионального АПК меняется.
В настоящее время в свете выбора перспективных направлений социально-экономических трансформаций все чаще слышны утверждения о том, что для превращения России в передовую державу необходима масштабная модернизация экономической, социальной и институциональной сфер. Данные тезисы являются основой государственных программ развития на долгосрочную перспективу [15].
Экономическая ситуация в агропромышленном комплексе России (особенно в сельском хозяйстве) остается сложной и противоречивой. Одной из основных причин этого является отсутствие факторов, устойчиво благоприятствующих развитию агропромышленного производства. Спад производства и последовавшее за этим снижение совокупного спроса на продукцию сельского хозяйства, рост импорта продовольствия, диспаритет цен в АПК разрушили сложившуюся ранее аграрную сферу, усугубили деградацию большей части сельскохозяйственных организаций.
Воспроизводство аграрного сектора экономики. В последнее время все большее значение в экономическом механизме воспроизводства аграрного сектора экономики приобретают финансовые отношения. Государство, создавая определенную финансово-экономическую среду, регулирует воспроизводственный процесс путем оптимального формирования фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления.
Воспроизводство в АПК является составной частью всего общественного воспроизводства. Поэтому оно подчинено действию общих экономических законов. Для сельскохозяйственного производства также требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. Этот процесс повторяется в условиях развивающихся отношений. Но агарное производство имеет ряд существенных особенностей.
Сельское хозяйство обеспечивает население страны продуктами питания, в которых содержатся незаменимые для жизнедеятельности человека питательные вещества, а промышленность - сырьем.
Воспроизводственный процесс в АПК имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли.
Во-первых, это влияние природно-экономичес-ких условий:
- плодородие и местоположение участков;
- их рельеф;
- климат и т. д.
Природные условия относятся к объективным факторам воспроизводства и характеризуются независимостью от деятельности людей. Объективные условия в историческом плане являются первичными условиями воспроизводства, а экономические -производными от них. Природно-климатические условия тесно переплетаются с экономическими факторами.
Во-вторых, особое влияние на воспроизводство оказывает биологический фактор. В сельском хозяйстве производство основано на использовании живых организмов - растений и животных, которые выступают в нем одновременно в качестве предметов и средств труда. Природно-экономические и биологические особенности сельскохозяйственного производства служат причинами его сезонности, которая выражается:
- в несовпадении рабочего периода и времени производства сельскохозяйственной продукции;
- в колебании объемов производства и качества получаемого продукта;
- в неравномерности в использовании рабочей силы;
- в дифференциации затрат и показателей доходности по периодам года.
Также к важнейшим особенностям воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве относится его тесная взаимосвязь с воспроизводственным процессом в агропромышленном комплексе страны в целом. Промежуточное положение сельского хозяйства, находящегося на стыке производственно-экономических отношений ресурсоп-роизводящих отраслей АПК и перерабатывающей промышленности, определяет его зависимость от этих отраслей в плане формирования затрат и результатов производства.
Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом финансовой системы государства.
Для осуществления расширенного воспроизводства продукции в сельском хозяйстве необходим постоянный приток финансовых ресурсов [5, 8, 14].
Основным источником вложений в основной капитал сельского хозяйства остаются собственные средства предприятий и организаций. В 2000 г. их доля составляла 74,2 % от всех капиталовложений. В целом по экономике этот показатель равнялся 47,5 %. К 2012 г. удельный вес собственных средств в инвестициях в основной капитал сельского хозяйства практически сравнялся со средним показателем по экономике и составил 40 %.
В сельском хозяйстве с развитием финансово-кредитной системы в структуре инвестиций значительно повысилась доля заемных и прочих привлеченных средств: в 2009 г. она равнялась 59,9 % (в 2001 г. - 25,8 %). Этот рост обусловлен проводимой государством политикой субсидирования части процентной ставки по привлекаемым кредитам. В общем объеме инвестиций в основной капитал постоянно сокращается доля средств бюджетов всех уровней [17].
В аграрном секторе инвестиционная деятельность складывается под влиянием различных факторов:
- природно-ресурсный и финансовый потенциалы региона;
- уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
- местоположение региона;
- благоприятное местное инвестиционное законодательство;
- ряд других условий, определяющих инвестиционную активность субъекта Российской Федерации.
На протяжении последних лет лидерами по общему объему инвестиций в сельское хозяйство выступают шесть регионов:
- Белгородская область;
- Краснодарский край;
- Московская область;
- Липецкая область;
- Ростовская область;
- Республика Татарстан.
Регионы, ведущие активную инвестиционную политику, характеризуются более высокими результатами сельхозпроизводства. В хозяйствах с относительно низкими инвестициями на единицу площади производится значительно меньше зерна, сахарной свеклы, молока и других видов продукции.
Таких предприятий в России более 30 %, многие из них являются убыточными. От уровня инвестиций зависит эффективность работы сельскохозяйственных предприятий как в целом, так и в разрезе отдельных видов продукции.
Эффективность использования инвестиций зависит от соотношения между основными производственными фондами и оборотными фондами (предметами труда). В последние годы соотношения между основными и оборотными фондами ухудшились. Если на начало 2000 г. основные средства в активах баланса составляли 73 %, а оборотные - 18 %, то в 2011 г. это соотношение составляло 43 и 29 %.
В 2009-2011 гг. фондооснащенность в сельхозпредприятиях возросла на 34 %, а фондовооруженность труда - на 63 %. Окупаемость основных средств производства за анализируемый период повысилась:
- производство валовой продукции (в текущих ценах) в расчете на 100 руб. основных средств выросло в 2,4 раза;
- прибыль от реализации сельхозпродукции -в 8,5 раза.
Таким образом, в процессе аграрного воспроизводства действуют различные факторы, которые, переплетаясь, образуют целостную систему. Влияние каждого фактора на производство трудно переоценить.
Эффективное использование факторов воспроизводства может не сопровождаться адекватным приростом продукции. Это связано с отсутствием прогрессивных форм организации труда, продуманной системы управления на производстве, недостатком маркетинговых исследований и т. д. Но самое главное -значительные колебания рыночной конъюнктуры на продовольственном рынке. В связи с этим на первый план выходит необходимость государственного регулирования как сельскохозяйственного производства, так и в целом агропродовольственного рынка.
Государственное регулирование в обеспечении устойчивого функционирования аграрного сектора. Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояния населения.
Государственное регулирование осуществляется с помощью следующих форм и методов:
- прямые и косвенные;
- административные и правовые (рис. 1, 2).
Особенности аграрного сектора
Отсутствие самовоспроизводства; сложная биотехнологическая система;
среда обитания одной трети населения;
почвенно-климатические
особенности;
инерционная адаптация к
изменяющимся экономическим
условиям;
снижение уровня
производительных сил;
диспаритет цен;
низкий уровень товарности;
неразвитая рыночная
инфраструктура;
влияние на состояние
продовольственной безопасности
страны;
кадровый дефицит и др.
Роль государства в экономике аграрного сектора
Роль аграрного сектора в национальной экономике страны
Производство продовольствия, сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности, биогаза и биотоплива; обеспечение занятости активной части населения в производстве общественных благ;
обеспечение продовольственной безопасности; социальный контроль над территорией; формирование и сохранение самобытности населения; удовлетворение рекреационных потребностей общества
Механизмы достижения эффективности
Комплексный подход государственного регулирования в целях устойчивого функционирования отрасли. Обеспечивает:
- благоприятный режим торговли сельхозпродукции, сырья и продовольствия;
- минимальный уровень доходов
сельхозпроизводителей;
- систему льготного налогообложения;
- поддержку паритета цен;
- государственную поддержку;
- научно-технический прогресс; -подготовку
высококвалифицированных кадров;
- структурную перестройку
рис. 1. Роль государства в обеспечении устойчивого функционирования аграрного сектора
Правовое обеспечение:
- Федеральный закон № 264-ФЗ;
- Госпрограмма;
- другие нормативно-правовые акты
Макроэкономические рычаги:
- фискальная политика;
- монетарная политика
Экономические методы регулирования
Административные меры:
- выдача лицензий;
- квотирование сельхозпродукции;
- установление таможенных пошлин;
- контроль за качеством продукции
Прямые методы:
- выплата различных дотаций и компенсации;
- регулирование тарифов
Косвенные методы:
- поддержка страхования урожая;
- совершенствование налогообложения;
- осуществление финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей;
- закупки сельхозпродукции и продовольствия для госнужд;
- регулирование цен на агропродукцию;
- информационная поддержка аграриев;
- финансирование за счет бюджета НИОКР;
- подготовка и переподготовка кадров
рис.2. Схемагосударственногорегулированияаграрной экономики
Вопрос о сочетании саморегулирования рынка и государственного регулирования в аграрном секторе экономики после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-
вольствия на 2008-2011 гг. (далее - Госпрограмма) решается с учетом возросшей роли государства.
Западные страны достигли наивысшего в мире уровня по количеству и качеству социальных затрат и соответствующих результатов (рис. 3). В России системный подход государственного регулирования, который бы способствовал достижению финансовой устойчивости и технико-технологичес-
ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ
I ТИП (СТРАНЫ ОЭСР) США
ЖЕСТКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ (ОРИЕНТАЦИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ)
II ТИП (СТРАНЫ ЕС)
СОЦИАЛЬНО И ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
III ТИП (РОССИЯ)
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР
Создание условий для прибыльного функционирования агропредприятий в условиях рынка;
обеспечение приоритетных конкурентных возможностей с производителями из третьих стран;
обеспечение населения качественными продуктами питания
Создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка; обеспечение приоритетных конкурентных возможностей с производителями из третьих стран; обеспечение населения качественными продуктами питания; охрана окружающей среды
Устойчивое развитие сельских территорий; рост конкурентоспособности сельхозпродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных сфер;
сохранение и воспроизводство земельных и др. природных ресурсов
| ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР
Способствовать росту конкурентоспособное™; поддержка производителя как наименее защищенного субъекта продовольственного рынка Сближение регионов по доходам сельского хозяйства до уровня других отраслей экономики; предотвращение социальных проблем от сокращения числа занятых в АПК; снижение затрат на сельхозпродукцию Создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; обеспечение ускоренного развития животы овод ства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; совершенствование механизмов регулирования рынков сельхозпродукции
| МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Более 45% - арецда фермерской земли Более 50% - аренда фермерской земли Приоритет частой собственности (более 90%)
| МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Субсидирование кредитования, дотации, государственные заказы и закупки, регулирование цен Субсидирование кредитования; дотации; госзаказы; регулирование цен Субсидирование кредитования, дотации (отсутствие привязки к урожаю); низкий уровень госзакупочных и товарных зерновых интервенций
МАСШТАБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИХ НАПРАВЛЕНИЯ
30% сгоимоста произведенной товарной сельхозпродукции;
долговременные прогнозы и целевые программы;
социальные программы повышения доходов населения
45-50% стоимости товарной сельхозпродукции; прогнозные продовольственные балансы общегосударственных и межгосударственных целевых программ; социальные программы повышения доходов населения
3,5% стоимости товарной сельхозпродукции; среднесрочные и целевые программы
рис.3. Типологиясовременныхмоделейгосударственногорегулированияэкономикиаграрного сектора
зарубежных стран и России
кой модернизации сельского хозяйства, на уровне субъектов РФ пока еще отсутствует, уступая место точечному [9].
Современное состояние государственной экономической политики и ее перспективы для развития аграрного сектора характеризуются снижением индекса экономической активности государства в отношении аграрного сектора в период институциональных реформ.
Для аграрной экономики ныне как никогда остро стоят задачи:
- финансирования отрасли в тех масштабах (с учетом инфляционных процессов), которые были предусмотрены госпрограммой;
- расширения возможностей средне- и долгосрочного кредитования.
Наравне с дискреционными инструментами стимулирующей монетарной политики необходимо предусмотреть применение дискреционных мер стимулирующей фискальной политики (увеличить субсидии и дотации).
Вообще же эффективность любого вида экономической политики определяется отношением ее результатов (эффекта) к затратам на ее проведение. Наибольший эффект удастся достичь, совмещая инструменты фискальной и монетарной политики. Если же сравнивать эффективность фискальной политики и монетарной, то, с точки зрения автора, в условиях спада производства эффект от применения инструментов бюджетно-налоговой политики будет выше, чем от применения денежно-кредитной. Особенно если удастся снизить чувствительность инвестиций к изменению процентной ставки. Но начинать необходимо с финансовых рычагов - в силу их большей мобильности [13].
Проблема эффективности государственного регулирования аграрного сектора является актуальной не только для нашей страны, но и для стран -членов Евросоюза (ЕС). В странах ЕС, США и Японии, несмотря на провозглашаемые обещания сократить прямое субсидирование производства, ключевым способом протекционизма остается субсидирование. Эти страны ежегодно направляют в собственное сельское хозяйство десятки миллиардов долларов. Причем на эти три центра приходится 90 % от объема субсидий всех участников ВТО, а уровень господдержки составляет 35-40 % от стоимости продукции, производимой аграрным сектором. Кроме того, чтобы защитить отдельные сегменты своего сельского хозяйства,
развитые страны нередко выстраивают разного рода заградительные барьеры на пути импорта: пошлины на импортные мясные продукты в Финляндии и некоторые продукты растениеводства в Японии достигают сотен процентов. Используются не только таможенные барьеры (например, придирки фитосанитарного контроля).
По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, относительный показатель суммарной поддержки сельхозпроизводителей в странах ОЭСР составлял 33 % в 1995-1997 гг. В 2003-2005 гг. он снизился на 3 %. В России, по данным ВИАПИ, за исследуемый период этот показатель тоже сократился и составил 20 и 17 % соответственно. Таким образом, уровень суммарной поддержки в нашей стране был почти в 2 раза ниже, чем в странах ОЭСР [9].
Государственная экономическая политика должна адекватно реагировать на мировые конъюнктурные изменения, так как глобализация затронула все сферы экономического развития, в том числе и аграрную [10].
В условиях кризиса Правительству РФ целесообразно последовать примеру США, в которых бюджетные расходы на сельское хозяйство зависят от экономической ситуации: в кризисные годы их значение возрастает, в более стабильные периоды уровень государственного субсидирования снижается. Расходы на помощь аграрному сектору в середине 1980-х гг. (во время предыдущей длительной рецессии) составляли около 6 % средств федерального бюджета, тогда как в стабильный период - около 4 % [11].
Для стабилизации условий воспроизводства в аграрном секторе экономики необходима компенсация удорожания приобретаемых промышленных средств производства и услуг. Мониторинг цен на соответствующие виды ресурсов должен:
- быть оперативным;
- учитывать повышение эффективности производства;
-учитывать рост доходов сельхозтоваропроизводителей при реализации их продукции.
Одним из направлений государственной поддержки является компенсация удорожания материально-технических ресурсов, приобретаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями. Проблема регулирования цен на энергоносители приобрела особое значение в 2006-2008 гг. в связи с постоянно растущими мировыми ценами на нефть и газ, которые в свою очередь негативно влияли на
внутренний рынок сырья России. Из-за их роста нарушилась эквивалентность межотраслевых связей и в АПК. Необходима государственная поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей на уровне, который позволял бы приобретать эти средства. Для определения дополнительных затрат производителей, возникающих в связи с удорожанием цен на энергоносители (бензина автомобильного, топлива дизельного, электроэнергии), была предложена математическая расчетная модель, позволяющая провести полный расчет необходимых компенсаций.
Полноценно функционирующее агропро -мышленное производство ежедневно нуждается в материально-технических ресурсах. Государство в первую очередь должно взять под свой контроль финансовую поддержку элитно-семеноводческих хозяйств, племенных заводов и репродукторов. Это может быть в форме создания ГУП, покупки акций акционерных обществ.
Крайне необходимо поддержать сельскохозяйственное машиностроение. Осуществляя активную системную государственную поддержку этих отраслей, можно снизить затраты на производимую ими продукцию на сумму государственной помощи. Например, государство выделяет денежные средства на поддержку машиностроения (на каждый произведенный трактор - 200 тыс. руб.). Следовательно, предприятия машиностроения, получившие целевые денежные средства, должны уменьшить цену реализации трактора для сельскохозяйственных предприятий на сумму 200 тыс. руб. (табл. 1).
Мероприятия, направленные на повышение устойчивости финансовой системы в аграрном секторе. Назовем основные задачи социально-экономического развития и одновременно предпосылки, послужившие основой для создания концепции развития России на долгосрочную перспективу,
повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе [2]:
1) модернизация системы принятия решений;
2) оптимизация использования региональных ресурсов;
3) создание эффективного частно-государственного партнерства [3];
4) устранение противоречия между:
- национальными и корпоративными интересами;
- между федеральным уровнем и региональными центрами;
- между видами промышленности, социальной сферы, инфраструктуры и т. д.
В России важным стало понимание того, что стратегия развития страны - это не набор деклараций, а объединение перспективы, воли и ресурсов в конкретном организационно-техническом формате (в виде крупных национальных проектов).
При этом необходимо рассматривать в комплексе все национальные активы как потенциальный источник доходов через призму инвестиционной логики, искать возможности консолидации ресурсов и управления рисками. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Стратегия-2020) предусматривает переход с инертно-сырьевого на инновационный путь развития [8].
Основными целями Стратегии-2020 являются:
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов страны;
- сокращение избыточной экономической дифференциации территорий;
- преодоление зон отсталости и низкого уровня жизни на территории России;
- укрепление системы стратегического управления региональным развитием, обеспечивающей повы-
Таблица 1
Финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг.
Направление 2008-2011 2011
Млрд руб. В процентах к итогу Млрд руб. В процентах к итогу
Устойчивое развитие сельских территорий 32,54 6,31 7,72 6,18
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства 57,07 11,07 11,51 9,21
Развитие приоритетных сфер сельского хозяйства 63,27 12,27 23,13 18,50
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства 338,60 65,68 74,70 59,76
Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия 24,10 4,67 7,94 6,35
Итого... 515,58 100,0 125,00 100,0
шение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил;
- повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных властей и их финансовых возможностей.
Продвижение к названным целям может отслеживаться обществом (населением регионов) по макроэкономическим ориентирам, которые можно классифицировать следующим образом.
1. Общие стратегические ориентиры, содержащиеся в Стратегии-2020. В том числе:
- повышение благосостояния и качества жизни населения на территории России,
- обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста,
- усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире.
2. Приоритеты долгосрочного развития по отраслям (кластерам).
3. Направления социально-экономического развития регионов во взаимоувязке с государственной политикой социально-экономического развития:
- развитие человеческого потенциала;
- создание высококонкурентной институциональной среды и др.
К социально-экономическим ориентирам повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе регионов можно отнести:
1) стратегические задачи по повышению инвестиционной привлекательности регионов;
2) создание рабочих мест в аграрном секторе, повышение конкурентоспособности и др.;
3) приоритетные направления развития (формирование межотраслевых инновационно-технологических кластеров);
4) ключевые задачи:
- совершенствование образовательного процесса;
- формирование социальной и производственной инфраструктуры;
- увеличение финансовых и бюджетных средств, внебюджетных и прочих денежных и материальных источников;
- рост отдачи от использования ресурсов;
- увеличение возможностей для полной занятости населения в аграрном комплексе региона;
- создание конкурентоспособности АПК региона и его имиджа;
- изменение инновационно-инвестиционной активности и др.
Государственная политика пространственного развития в долгосрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основных принципов:
1) обеспечение на федеральном и региональном уровне скоординированности принятия решений по вопросам регионального развития, включая стратегии и программы развития экономических регионов и субъектов Российской Федерации с государственными и частными решениями, определяющими развитие отраслей и инфраструктуры;
2) оказание дополнительной финансовой помощи регионам в поддержку их действий по формированию новых центров развития, соответствующих федеральной политике улучшения качества государственного (муниципального) управления в регионах и в первую очередь - повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансов;
3) создание условий для всемерной кооперации регионов в развитии территорий, решении общих проблем и реализации совместных проектов;
4) эффективное распределение полномочий между уровнями власти - обеспечение сбалансированности обязательств, финансовых ресурсов и полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением;
5) обеспечение в регионах и муниципалитетах четкого соответствия финансовых источников объему полномочий и обязательств, повышения доли собственных источников финансирования в бюджетах регионов и муниципалитетов [6].
Переход на инновационные сценарии развития формируют новую систему регионального управления, которая характеризуется высоким уровнем децентрализации. Делегирование широкого ряда вопросов на региональный и муниципальный уровни позволило не только расширить круг полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но и увеличить их ответственность за социально-экономическое положение управляемой территории [12].
Основным направлением развития кредитных отношений в аграрном секторе является совершенствование макроэкономической политики, направленной на:
- повышение доступности кредитов;
- создание специальных кредитных линий;
- усиление роли инноваций в инвестиционном процессе.
Определение обоснованной потребности сельского хозяйства в заемных инвестициях и обоснование размера средств федерального бюджета, необходимых для субсидирования части процентной ставки Банка России, стало особенно актуальной задачей в связи с кризисными явлениями в экономике страны. Предполагается, что динамика объемов привлечения заемных ресурсов будет увеличиваться в соответствии с прогнозом развития сельского хозяйства. В 2011 г. соотношение собственных и привлеченных средств составляло 40 к 60 %, из них кредитов банков и других заемных средств - около 40 %. Предполагается, что размер обеспеченности заемными ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей не может быть 100 %-ным. Видимо он будет составлять около 50-70 %.
Потребность в привлеченных заемных средствах на развитие сельскохозяйственного производства увеличится почти в 1,6 раза и в 2012 г. составит около 400 млрд руб., из которых:
- 277 млрд руб. будет приходиться на кредитование сельхозорганизаций;
- 67 млрд руб. - на обновление основных фондов;
- 56 млрд руб. - на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения в аграрном секторе экономики (табл. 2).
Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки Банка России: до 80 % от ставки рефинансирования (по животноводству этот показатель установлен в размере 100 %). Основным финансовым условием государства при предоставлении субсидии
Объемы привлечения кредитных ресурс«
производства в 20
по инвестиционным кредитам является платежеспособность предприятия. Коммерческие банки добавляют свои требования к требованиям государства, к которым (помимо платежеспособности) относится наличие залога. В итоге предложение среднесрочных инвестиционных кредитов, для получения которых требуется полное отсутствие просроченных долгов в федеральный бюджет и внебюджетные фонды, может охватить лишь финансово благополучные хозяйства, не имеющие просроченной кредиторской задолженности. Их число составляет около 8 тыс., или 30 % (это в относительно благополучном для аграрного сектора 2008 г.) [9].
По краткосрочным кредитам, для получения которых платежеспособность не является столь жестким условием, потенциальными заемщиками являются примерно 15 тыс. хозяйств. Ограниченный доступ сельхозпредприятий к кредитным ресурсам в значительной степени усугубляется отсутствием полноценной системы страхования рисков.
Дополнительно к мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации для повышения устойчивости финансовой системы в аграрном секторе, предлагается сосредоточиться на решении следующих задач:
- создание специальных кредитных линий; повышение доступности средне- и долгосрочных кредитов; возможность предоставления государственных гарантий; развитие лизинга техники и оборудования, племенных животных; дальнейшее развитие агрострахования;
- внедрение механизма мониторинга государственных средств, направляемых банкам; включение
Таблица 2
■ в целях развития сельскохозяйственного »-2012 гг., млрд руб.
Показатель Период Всего
2008 2009 2010 2011 2012
Расчетные данные по объемам кредитования 174,3 158,1 198,6 244,7 277,4 1 053,1
сельхозорганизаций
Данные по Госпрограмме по объемам кредитования 200,0 241,0 290,0 308,0 316,4 1 355,4
сельхозорганизаций
Расчетные данные по объемам кредитования 46,6 41,8 48,4 58,9 66,8 262,4
на обновление основных фондов
Данные по Госпрограмме по объемам кредитования 49,0 46,5 59,8 50,0 50,0 255,3
на обновление основных фондов
Расчетные данные по объемам кредитования 33,8 27,7 34,9 46,6 56,5 199,5
на развитие КФХ и ЛПХ
Данные по Госпрограмме по объемам кредитования 30,0 35,0 35,0 35,0 35,0 170,0
на развитие КФХ и ЛПХ
Примечание. КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство; ЛПХ - личное подсобное хозяйство.
АПК в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных договоров;
- введение субсидирования процентной ставки предприятиям АПК в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России не только по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов;
- введение прямого кредитования Банком России наиболее значимых отраслей экономики и проектов.
Для совершенствования кредитных отношений в сельском хозяйстве целесообразно:
1) последовательно осуществлять необходимые мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей для повышения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий;
2) создать единую специализированную систему сельскохозяйственного кредитования, которая должна включать:
- государственную поддержку кредитования АПК;
- сельскохозяйственную кредитную кооперацию;
- частных операторов на рынке кредитных ресурсов.
В целях повышения эффективности производства в аграрном секторе экономики следует усилить роль инноваций в инвестиционном процессе. Инновационное развитие - одна из труднорешаемых проблем российской экономики. Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы научно-технического развития, значительного улучшения пока нет. Сказывается отсутствие системы спроса, потребности и сквозной мотивации в новациях. Решать данную проблему необходимо именно с макроэкономических позиций. В настоящее время основными препятствиями в становлении инновационно-инвестиционного развития стали следующие:
- высокая ставка рефинансирования;
- отсутствие «длинных» заемных ресурсов;
- слабая скоординированность источников инвестиций: они не составляют системы;
- рост инвестиций отсчитывается от низкого исходного уровня, обусловленного длительным спадом;
- низкая доля финансирования начальных отправных этапов, «запускающих» весь инновационный процесс, и доминирующая доля затрат на приобретение машин и оборудования;
- структура финансирования затрат по видам экономической деятельности не прогрессивна;
- отсутствует система сквозной мотивации в новациях;
- слабо развиты дополнительные источники и формы финансирования.
В нашей стране еще не создана целостная национальная инновационная система. В Государственной программе развития сельского хозяйства до 2012 г. намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций:
- развитие элитного семеноводства и племенного животноводства;
- техническая и технологическая модернизация отрасли;
- создание системы государственного информационного обеспечения и развитие сети консультационных центров.
Но в этом документе нет конкретных показателей по расширению инновации, а стимулирование этого процесса осуществляется косвенными методами.
Реализация Национального проекта «Развитие АПК» показала, что выделение инвестиционных кредитов, направленных на внедрение инновационных продуктов в аграрную экономику, осуществляется крайне неравномерно. По данным Всероссийского института аграрных проблем и информатики (ВИАПИ), в 2011 г. из 140,5 млрд руб. кредитных средств, выделенных сельскохозяйственным организациям, 75 % средств получили 509 предприятий, т. е. 3 % от их общего количества, а 2/3 крупных и средних организаций вообще не смогли воспользоваться инвестиционными кредитами. При таком распределении субсидированного кредитования стимулирование инноваций крайне ограничено.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., разработанной Министерством экономического развития РФ, переходу на инновационный путь развития уделяется значительное внимание. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 5 % ВВП. Переход на инновационный путь развития предполагает существенные изменения в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать научно-технический прогресс (НТ П). Согласно инновационному варианту развития экономики доля высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости увеличивается в 2 раза: с 10 % почти до 20 %.
Но для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор инструментов:
- бюджет и налоги;
- денежное предложение;
- регулирование цен;
- внешнеэкономическая деятельность;
- антимонопольная политика.
Предполагается, что по расходам на социальную сферу бюджет России существенно приблизится к общемировым стандартам. К 2020 г.:
- расходы на образование за счет государственных и частных источников составят не менее 5,5 % ВВП (в 2006 г. - 4,6 %);
- затраты на исследования и разработки - 3,54 % ВВП;
- на образование - 4,5 % ВВП;
- на науку - 1,3 % ВВП.
Основой инновационного развития страны должен стать государственный сектор. Инновации обязаны приобрести материальное содержание, а не ограничиваться бумажным вариантом различных концепций и программ. Если не прекратить опережающее повышение тарифов на энергоносители, не сформировать механизмы кредитования внутреннего производства, не привести уровень финансирования науки и образования в соответствие с мировыми стандартами, не освободить производство и инвестиции от значительного налогового бремени, то российская экономика не сможет выйти на инновационный путь развития [1, 4, 6, 7].
Проблема экономической стабилизации в России, на взгляд автора, не может быть решена без усиления государственного регулирования как в экономике, так и в финансовой сфере.
Таким образом, необходимо совершенствовать систему экономического регулирования отрасли, корректировать экономическую политику, а на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей - рационально использовать финансовые, трудовые, земельные ресурсы и внедрять инновации в производство.
Список литературы
1. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.
2. ВасильеваМ. В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2.
3. Васильева М. В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9.
4. Васильева М. В. Роль баланса финансовых ресурсов региона в реализации эффективной финансовой политики // Фундаментальные исследования. 2006. № 7.
5. Васильева М. В. Финансовая политика: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс. 2008.
6. ВасильеваМ. В. Проблемы и пути оптимизации ценообразования на оптовом рынке электроэнергии с учетом экономических интересов субъектов рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 18.
7. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.
8. ВасильеваМ. В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля: методология, концепция, перспективы: монография. Волгоград: изд. Волгоградского государственного университета. 2011.
9. Карпенко Г. Г. Государственное регулирование агропромышленного производства: состояние и тенденции развития в условиях трансформации // Вестник СКГТУ. 2011. Вып. 4.
10. Корняков В. О непрерывности и показателях воспроизводства // Экономист. 2007 № 6.
11. Крылатых Э. Н. К разработке долгосрочной концепции инновационного развития АПК РФ. Сборник «Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса». М.: РАСХН. ВИАПИ. РГАУ МСХА. 2008.
12. Курнешева И. Тенденции и перспективы экономического роста // Экономист. 2007. № 10.
13. Маслова В. В. Финансы как фактор воспроизводства в сельском хозяйстве // АПК: экономика и управление. 2008. № 12.
14. Маслова В. В. Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики: монография. М. 2009.
15. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
16. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. М. 2004.
17. Турьянский А. В. Развитие институциональных процессов в сельском хозяйстве России на современном этапе: монография. Белгород: изд. БелГСХА. 2012.