ЛЕОНТЬЕВ Сергей Валерьевич - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российский университет кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
LEONTYEV, Sergey Valeryevich - Postgraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: spm-lsv@yandex. ru.
УДК 343.37
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Н.Н. Макарова, Е.Л. Фесина, Т.Ю. Серебрякова
В современных условиях важной задачей в области экономической политики является создание международных и национальных механизмов противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Этот процесс тесно связан с оттоком капитала за рубеж, незаконной торговлей оружием, наркотиками, с коррупцией, использованием оффшорных юрисдикций для сокрытия источника происхождения доходов и уклонения от уплаты налогов. Легализация активов преступного происхождения угрожает не только стабильности экономической системы, но и национальной безопасности. Для выявления легализации преступных доходов и финансирования терроризма необходимо обеспечение прозрачности расчетов между участниками рынка, снижение числа наличных расчетов, эффективное развитие банковской системы. Легализация доходов, полученных преступным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики. Для того чтобы денежные средства, полученные от преступного бизнеса, могли быть вовлечены в дальнейший оборот, необходимо их легальное прикрытие, что достигается различными приемами и способами. В статье рассматриваются экономические методы выявления легализации преступных доходов в российской экономике.
Ключевые слова: экономические преступления; обналичивание денежных средств; подставные фирмы; уклонение от уплаты налогов; легализация преступных доходов.
N.N. Makarova, E.L. Fesina, T.Yu. Serebryakova. ECONOMIC METHODS OF DETECTING THE LEGALIZATION OF PROCEEDS OF CRIME
An important task of detecting the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism is to ensure transparency of payments between market participants, reduce the number of cash payments, and effectively develop the banking system. The legalization of proceeds of crime is a prerequisite for the functioning of organized crime in the economy. To make sure the money received from the criminal business could be involved in further turnover, its legal cover is necessary; the latter is achieved by various methods and ways. The article discusses the economic methods of detecting the legalization of criminal proceeds.
Keywords: economic crimes; money encashment; rogue firms; tax evasion; legalization of criminal proceeds.
Разнообразные виды преступной деятельности, осуществляемой организованными преступными формированиями, приносят огромные доходы, масштабы которых не поддаются реальной оценке. Накопление критической массы криминального капитала диктует преступным сообществам необходимость решения задачи по определению путей и способов его легализации или приданию видимости законности его владения, пользования и распоряжения, а также сокрытия реального источника его происхождения.
Появление новых мировых тенденций, таких как глобализация, увеличение количества
транснациональных операций, возникновение новых финансовых инструментов, развитие высоких технологий, существенно повлияло на возможность контролирующих и правоохранительных органов эффективно противодействовать отмыванию преступных доходов. В соответствии с данными официальной печати в мире ежегодно легализуется от 1,0 до 1,5 трлн долл. США, а объем отмываемых преступных доходов составляет около 2,5 трлн долл. в год [7]. Такие тенденции свидетельствуют о глобальном характере легализации преступных доходов и необходимости выработки адекватных мер по их устранению или минимизации
возможностей и лазеек, которыми пользуются преступные сообщества.
В качестве универсальных экономических методов выявления легализации доходов, полученных преступным путем, можно выделить метод «запутывания следов», метод искажения отчетности и метод заключения фиктивных гражданско-правовых договоров. По нашему мнению, метод «запутывания следов» является более глобальным, остальные методы - проявление его частных случаев.
Метод «запутывания следов» - это наиболее общий метод, заключающийся в совершении совокупности операций с преступными доходами, в результате которых их истинное происхождение установить невозможно. В качестве отдельных операций при применении этого метода можно выделить открытие банковских счетов на подставных лиц; регистрацию фирм на паспорта умерших лиц, похищенные паспорта или на реальных, но подставных лиц и последующее использование этих фирм в законной и незаконной предпринимательской деятельности; осуществление операций через оффшоры, а также с помощью новейших информационных технологий; многократное осуществление купли-продажи одного и того же товара (недвижимости, ценных бумаг или крупной партии товара). Сюда можно также отнести различные деяния, связанные с фиктивным банкротством учрежденных криминалитетом фирм с целью вывода изначально размещенных на их счетах преступных капиталов в оффшорные зоны.
Метод искажения отчетности заключается во внесении ложной информации в различные отчетные документы: первичные договоры, в которых занижается или завышается цена сделки, бухгалтерскую, банковскую и другие виды отчетности. В результате использования этого метода документальное оформление сделок и финансовых операций не соответствует действительному их объему, хотя реально они осуществляются. Типичный пример этого - приобретение по официально низкой цене недвижимости (крупной партии товара) с последующей ее перепродажей по цене, выше рыночной. В результате таких махинаций преступные доходы выступают как источник от выгодной продажи недвижимости (товара).
В качестве другого примера выступает «лжеэкспорт», когда преступные элементы завышают цену экспортируемого товара. При этом валютная выручка, поступившая от иностранной фирмы, находящейся в сговоре с преступными сообществами или специально созданная ими, является источником преступных
доходов. Кроме отмывания преступных доходов бюджет Российской Федерации возвращает преступным сообществам НДС, но фактически происходит его хищение из бюджета, так как поставщик продукции является подставной фирмой, и НДС, якобы перечисленный ему экспортером, до бюджета так и не доходит.
Метод заключения фиктивных гражданско-правовых договоров (метод маскировки) используется не только при отмывании преступных доходов, но и при выведении денежных средств из легального оборота в теневой. Его принципиальное отличие от метода искажения отчетности состоит в том, что если при «лжеэкспорте» сделка (финансовая операция) действительно совершается, но с искажением ее истинного объема, то при методе заключения фиктивных гражданско-правовых договоров имеет место совершенно другая сделка (финансовая операция). Путем заключения фиктивного договора прикрываются реальное содержание, истинные участники и даже сам факт осуществления определенного вида деятельности. Это явление сопряжено с проведением псевдоопераций и псевдорасчетов, что приводит к истинному сокрытию, искажению и маскировке всех элементов теневой деятельности, осуществляемой в официальной экономике. В основе псевдооперации лежит притворная или мнимая (фиктивная) сделка.
Примером использования метода заключения фиктивных гражданско-правовых договоров является приобретение на преступные доходы наличным путем продукции в скрытом или неформальном секторе экономики, например лесоматериалов у физических лиц. Это сопровождается оформлением фиктивного договора поставки (купли-продажи) от имени подставной фирмы, что позволяет использовать продукцию в легальном хозяйственном обороте, например при перепродаже ее на внутреннем рынке или экспорте за рубеж. Вырученные при этом денежные средства имеют вполне легальное происхождение.
Другим примером является открытие банковских счетов на подставную фирму, размещение на ее счете преступных доходов путем использования различных схем обезналичива-ния через фиктивные договоры, что приводит к приобретению ценных бумаг или возможности проведения финансовых операций по приобретению имущества с последующим использованием его в легальном хозяйственном обороте. Как и в предыдущем случае, вырученные денежные средства приобретают вполне легальное происхождение.
Следует отметить, что в чистом виде рас-
смотренные методы практической деятельности хозяйствующих субъектов не используются [8]. Как правило, в разветвленных и многозвенных цепочках легализации преступных доходов встречаются лишь различные сочетания рассмотренных методов, способов и приемов на фоне глобального метода «запутывание следов». В качестве подтверждения этого рассмотрим конкретные примеры из практики противодействия Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) России теневой экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Так, уголовное дело, возбужденное следственной службой Управления ФНС России по Ленинградской области в отношении двух граждан, показало, что они, действуя в составе устойчивой организованной преступной группы, распределив роли и спланировав свои действия, с целью осуществления незаконной предпринимательской деятельности, направленной на извлечение дохода в особо крупном размере, используя печать, реквизиты и расчетный счет ООО «Онега» и ЗАО «ЛПК» (лесопромышленный комплекс), систематически осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность, в результате которой получили доход в особо крупном размере [9]. Указанные денежные средства обналичивались через счета физических лиц, открытые в филиале Санкт-Петербургского коммерческого банка, и были легализованы при создании коммерческих организаций.
Таким образом, легализация преступных доходов от незаконной предпринимательской деятельности заключается в их использовании в процессе осуществления легальной предпринимательской деятельности через созданные на эти средства легально функционирующие предприятия. В этом случае используется совокупность двух методов: метода «запутывания следов» путем включения в цепочку подставных физических лиц, открывших банковские счета, и метода заключения фиктивных гражданско-правовых договоров, так как иначе невозможно перечислить безналичные деньги в банк на открытые счета физических лиц. При совершении таких противоправных деяний имело место искажение отчетности.
Расследование уголовного дела, возбужденного ФНС России по Приморскому краю по факту незаконной предпринимательской деятельности и последующей легализации денежных средств, приобретенных незаконным путем группой лиц в период 2016-2017 гг., установлено, что в указанный период эти лица, вступив между собой в преступный сговор, направленный на осуществление незаконной предпринимательской деятельности с целью
извлечения дохода в особо крупном размере, с использованием поддельных и утраченных документов зарегистрировали в Москве и Владивостоке ряд коммерческих предприятий с нарушением правил, установленных законодательством России [2]. Используя реквизиты указанных предприятий, они осуществляли незаконную предпринимательскую деятельность, получив доход в особо крупном размере (35 млн руб.). Полученный от незаконной предпринимательской деятельности доход по договору о совместной деятельности с компанией ООО «Примор-рыба» был легализован путем вложения денежных средств в указанное предприятие. Действуя от имени предприятия ООО «Трэвел-транзит», преступники осуществляли через третьих лиц платежи по долгам ООО «Примор-рыба», заключив соглашение с ООО «Грэй» о переуступке прав требования долга. В дальнейшем путем проведения сверки взаиморасчетов между ООО «Грэй» и ООО «При-мор-рыба» последнее посредством перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «Грэй» полностью погасило свой долг. Кроме того, было установлено, что ООО «Примор-рыба» заключило договоры на выдачу займов фиктивным предприятиям [2].
В рассмотренном случае наблюдается не столько процесс легализации преступных доходов, сколько сложный и запутанный механизм переплетения теневой и официальной экономики. Теневую экономику представляют подставные фирмы и стоящие за ними реальные «теневые» хозяйствующие субъекты, а открытую - ООО «Примор-рыба» и ООО «Грэй». Изначально легализация преступных доходов заключается во вложении их от незаконной предпринимательской деятельности в легально функционирующее предприятие, но впоследствии преступные элементы начинают циклический процесс перераспределения в свою пользу финансовых средств, заключая договоры о переуступке прав требования долга и выдачи займов фиктивным предприятиям. Получаемые таким образом преступные доходы вновь легализуются. Этот пример наглядно демонстрирует чередование легального и нелегального хозяйственного оборота в преступной деятельности хозяйствующих субъектов. При этом легализация происходит каждый раз, когда преступные доходы, незаконным способом полученные из официального сектора экономики, вновь выводятся в легальный хозяйственный оборот. При совершении таких преступных деяний наблюдается использование хозяйствующими суъектами совокупности методов «запутывания следов», фиктивных
гражданско-правовых договоров при фиксировании фактов искажения отчетности.
Расследование уголовного дела, возбужденного ФНС России по республике Хакасия, по обвинению предпринимателя без образования юридического лица показало, что предприниматель в августе 2016 г. заключил договор поставки с ООО «Альбатрос» на поставку продукции на сумму свыше 40 млн руб. [6]. Следствием установлено, что предприниматель, имея умысел на незаконное получение кредита с целью дальнейшей легализации незаконно полученных кредитных средств в крупном размере путем вовлечения их в финансово-хозяйственный оборот, обратился в кредитный отдел банка с просьбой о выдаче ему кредита в размере 20 млн руб. для закупки сельскохозяйственной продукции. В опись предлагаемых к залогу товарно-материальных ценностей он включил неполученную и не принадлежащую ему сельскохозяйственную продукцию, введя тем самым банк в заблуждение о своем реальном финансово-хозяйственном положении. Банк перечислил денежные средства на расчетный счет предпринимателя. Продолжая свои преступные действия, направленные на легализацию незаконно полученного кредита, предприниматель, в свою очередь, перевел со своего счета на расчетный счет ООО «Альбатрос» (г. Москва) указанные денежные средства в качестве платы за сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, предприниматель совершил финансовые операции с денежными средствами, приобретенными незаконным путем в целях использования их для осуществления экономической деятельности в особо крупном размере.
Рассмотренный пример не является типичным случаем легализации преступных доходов, так как денежные средства, поступившие предпринимателю в результате незаконного получения кредита, остались в легальном хозяйственном обороте. Получив незаконно кредит, предприниматель перечислил его на расчетный счет легального хозяйствующего субъекта - московской фирмы «Альбатрос». Если бы предприниматель вывел эти средства из легального хозяйственного оборота в криминальный бизнес, а затем вновь ввел их в легальный хозяйственный оборот, тогда можно было бы квалифицировать типичный случай отмывания преступных доходов. По формальным признакам получение доходов в результате неправомерной выдачи кредита и совершения незаконных финансовых операций в совокупности с другими неправомерными сделками в особо крупном размере следствие предъявило предпринимателю обвинение.
Между тем, при вынесении предпринимателю обвинения возник спорный вопрос относительно того, что незаконное получение кредита и мошенничество относятся к разным преступным деяниям. При мошенничестве обман или злоупотребление доверием служит средством изъятия имущества в свою собственность или в собственность других лиц. Напротив, при незаконном получении кредита не преследуется цель обращения денежных средств в личную собственность, так как обвиняемый рассчитывает на временное пользование ими обманным путем. Таким образом, в рассмотренном случае отсутствует в чистом виде процесс легализации преступных доходов.
Ярким примером связи хищения НДС из бюджета и легализации полученных преступных доходов является уголовное дело, возбужденное ФНС России по Новгородской области в отношении руководителя ЗАО «Слайд», который, осуществляя внешнеэкономическую деятельность, в результате проведенной фиктивной экспортной сделки с американской компанией подал декларацию на возмещение НДС, а полученные из бюджета денежные средства использовал в легальном экономическом обороте [4].
В этом случае источником преступных доходов является хищение денежных средств из бюджета путем совершения мошенничества при осуществлении фиктивных операций («псевдоэкспорта). Отмывание денежных средств тесно связано с использованием их в легальном хозяйственном обороте. Классические методы легализации доходов, полученных преступным путем, в данном случае отсутствуют, так как изначально преступные доходы принимают вид доходов, полученных законным путем.
Рассмотренные экономические методы выявления легализации преступных доходов показывают, что ФНС в своей деятельности все чаще сталкивается с хищением бюджетных средств. И хотя это не является типичным для легализации, поскольку преступные доходы связаны с происхождением не в криминальном секторе теневой экономики, а поступили из бюджета, тем не менее связь с процессом легализации здесь присутствует. Тем более, что такое хищение было бы невозможным без участия в этом криминально-перераспределительном процессе высококвалифицированных экономистов и юристов, разрабатывающих различные схемы хищений. В частности, сотрудниками Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации в результате анализа материалов, представленных органами ФНС, сделан вы-
вод о том, что с участием специалистов в сфере банковского дела разработаны и применяются схемы хищения бюджетных средств, основанные на пробелах и разночтениях в действующем законодательстве, а также отсутствии возможности для всеобъемлющего контроля за экспортными товарными потоками [3].
Рассмотренные экономические методы выявления легализации преступных доходов не исчерпывают их полный перечень. Они носят целевой характер и имеют ориентировочную направленность. Владея ими, можно оперативно раскрыть преступные схемы и привлечь виновных к уголовной ответственности. Решающую роль в этом процессе играет четко функционирующая система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Список литературы
1. О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: фе-дер. закон от 28.11.2007 № 275-ФЗ. URL: https:// rulaws.ru.
2. Иванов Э.А. Система международного правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М.: КноРус, 2018. 365 с.
3. Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2016. № 8. С. 12-15.
4. Лавров В.В., Степанов Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2015. 210 с.
5. Осипов С.К. Движение капитала под строгий контроль // Интерпол в России. 2017. № 6. С. 25-30.
6. Осипов С.К., Гатин В.А. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Финансы и кредит. 2017. С. 14-18.
7. Соловьев А.В. Правовые и криминалистические проблемы противодействия легализации преступных доходов. Краснодар: Лига-Н, 2016. 129 с.
8. Фесина Е.Л. Повышение эффективности формирования решений налоговых органов в условиях активизации процессов по уклонению от уплаты // Интеграл. 2007. № 5 (37). С. 78-79.
9. Фесина Е.Л. Проблемы реализации статистических моделей выбора налогоплательщиков в условиях функционирования теневой экономики // Интеграл. 2007. № 4 (36). С. 56-57.
References
1. O vnesenii izmenenij v stat'i 5 i 7 Federalnogo zakona «O protivodejstvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i fi-nansirovaniyu terrorizma» [On amendments to Articles 5 and 7 of the Federal law «About counteraction to legalization (laundering) of the income received by way of crime, and financing of terrorism»]: feder. zakon ot 28.11.2007 № 275-FZ. URL: https://ru-laws.ru.
2. Ivanov E.A. Sistema mezhdunarodnogo pra-vovogo regulirovaniya borby s otmyvaniem deneg [The system of international legal regulation of combating money laundering]. M.: KnoRus, 2018. 365 s.
3. Klepitskij I.A. Otmyvanie deneg v sovremen-nom ugolovnom prave [Money laundering in modern criminal law] // Gosudarstvo i pravo. 2016. № 8. S. 12-15.
4. Lavrov V.V., Stepanov D.V. Yuridicheskaya otvetstvennost za legalizatsiyu dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, po rossijskomu zakonodateFstvu [Legal responsibility for the legalization of crime proceeds under Russian law]. N. Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2015. 210 s.
5. Osipov S.K. Dvizhenie kapitala pod strogij kontrol [Strict capital controls] // Interpol v Rossii. 2017. № 6. S. 25-30.
6. Osipov S.K., Gatin V.A. Organizatsionno-pra-vovye problemy protivodejstviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem [Organizational and legal problems of counteracting the legalization (money-laundering) of proceeds of crime] // Finansy i kredit. 2017. S. 14-18.
7. SolovyovA.V. Pravovye i kriminalisticheskie problemy protivodejstviya legalizatsii prestupnykh dokhodov [Legal and forensic issues of counteraction to legalization of criminal proceeds]. Krasnodar: Liga-N, 2016. 129 s.
8. Fesina E.L. Povyshenie effektivnosti formirovaniya reshenij nalogovykh organov v us-loviyakh aktivizatsii protsessov po ukloneniyu ot uplaty [Increasing the decision-making efficiency of tax authorities in the context of the intensification of tax evasion] // Integral. 2007. № 5 (37). S. 78-79.
9. Fesina E.L. Problemy realizatsii statis-ticheskikh modelej vybora nalogoplateFshhikov v usloviyakh funktsionirovaniya tenevoj e konomiki [The problems of implementing statistical models of taxpayers' choices in the conditions of the shadow economy] // Integral. 2007. № 4 (36). S. 56-57.
МАКАРОВА Надежда Николаевна - доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Волгоград. E-mail: [email protected].
ФЕСИНА Елена Леонидовна - доктор экономических наук, профессор кафедры таможенного дела. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
СЕРЕБРЯКОВА Татьяна Юрьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: serebrtata@yandex. ru.
MAKAROVA, Nadezhda Nikolaevna - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Accounting and Audit. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: [email protected].
FESINA, Elena Leonidovna - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Customs. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
SEREBRYAKOVA, Tatyana Yuryevna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Accounting and Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tserebryakova@rucoop. ru.
УДК 314 (470.344)
СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЧУВАШИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Л.М. Пучкова, Е.М. Пучкова, О.Г. Васильева
Современная демографическая ситуация в Чувашской Республике в значительной степени обусловлена политическими и социально-экономическими процессами. В последние годы в республике сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, что вызывает необходимость разработки и осуществления первоочередных мер, нацеленных на смягчение данной проблемы. В связи с этим авторами проведено исследование, позволившее на основе данных официальной статистики произвести анализ демографической ситуации Чувашской Республики. Представлены результаты территориального анализа влияния социально-экономических факторов на уровень рождаемости и уровень смертности, проанализированы миграционные процессы в республике. В заключение сделаны выводы о возможных направлениях решения демографической проблемы. Авторы исследовали мнения отдельных демографов, которые предлагали выход из создавшегося положения - проведение активной демографической политики, направленной на принятие мер по снижению уровня смертности, на стимулирование рождаемости, охрану материнства, увеличение продолжительности жизни населения республики, субсидирование многодетных семей. Решению демографических проблем также будут способствовать улучшение здоровья населения, повышение качества медицинского обслуживания, существенное увеличение пособия на детей и материального поощрения при рождении второго и последующих детей, поддержка многодетных семей, оказание населению помощи в приобретении и строительстве жилья, развитие льготного кредитования.
Ключевые слова: демография; численность населения; рождаемость; смертность; естественная убыль; миграция.
L.M. Puchkova, E.M. Puchkova, O.G. Vasilyeva. MODERN DEMOGRAPHIC SITUATION IN CHUVASHIA: SOCIO-ECONOMIC ASPECT
The current demographic situation in the Chuvash Republic is largely due to political and socioeconomic processes. In recent years, the republic has developed an unfavorable demographic situation, which necessitates the development and implementation of priority measures aimed at mitigating this problem. In this regard, the authors conducted a study on the basis of official statistics that allowed to analyze the demographic situation in the Chuvash Republic. The results of the territorial analysis of the influence of socio-economic factors on the birth rate and mortality rate are presented, migration processes in the republic are analyzed. Conclusions are made about the possible directions of solving the demographic problem. The authors studied the opinions of individual demographers who proposed