Научная статья на тему 'Экономические кластеры в управлении агропромышленным комплексом'

Экономические кластеры в управлении агропромышленным комплексом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / РАЗВИТИЕ АПК / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / GLOBALIZATION / INFRASTRUCTURE / CLUSTER / COMPETITION / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горетов Игорь Николаевич

Необходимость повышения экономической эффективности региональных агропромышленных комплексов ставит задачи, связанные с выбором конкурентоспособной модели экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал. Кластерные принципы организации, успешно доказывающие свою результативность во всем мире, могут стать оптимальным решением поставленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic clusters in agricultural complex management

The paper considers conditions of formation of regional clusters in conditions of globalization on the basis of the existing and transforming infrastructure, including the innovative one.

Текст научной работы на тему «Экономические кластеры в управлении агропромышленным комплексом»

когда эти компании могут быть отнесены к ключевым, пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков.

Конкурентные преимущества кластеров не одинаково весомы во всех областях производства, несмотря на то, что кластеры могут охватывать экономику достаточно широко. Обычно чем сильнее преимущества кластеров и чем более ходовыми оказываются их продукты и услуги, тем меньше число «жизнеспособных» мест для расположения кластера. Значение кластеров повышается с усложнением конкуренции, подразумевая тенденцию к росту количества кластеров по мере развития экономики. Именно поэтому ключевой задачей при формировании региональных кластеров должно стать не просто развитие инфраструктуры региона, построение инфраструктуры инновационного процесса на основе кластерных преимуществ.

і. Andersson et al. The cluster policies whitebook.

2004.

2. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? Эпистемотехнологический подход // Альманах «Восток». 2007. № 1 (42). Июнь. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/ j_jn_43.htm. Загл. с экрана.

3. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

4. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

5. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. Режим доступа: http://www.rusrand.ru/ netcat_files/j42007.pdf. Загл. с экрана.

6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.,

2005.

Поступила в редакцию 7.09.2008 г.

Ioda E.V., Ioda Y.V. Formation of regional clusters and role of infrastructure in increase of economic competitiveness. The paper considers conditions of formation of regional clusters in conditions of globalization on the basis of the existing and transforming infrastructure, including the innovative one.

Key words: globalization, infrastructure, cluster, competition, regional development.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ В УПРАВЛЕНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

И.Н. Горетов

Необходимость повышения экономической эффективности региональных агропромышленных комплексов ставит задачи, связанные с выбором конкурентоспособной модели экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал. Кластерные принципы организации, успешно доказывающие свою результативность во всем мире, могут стать оптимальным решением поставленной проблемы.

Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, синергетический эффект, развитие АПК, организация производства.

На современном этапе перед Россией стоит задача прочно занять место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают все отрасли экономики страны.

Особое значение для успешного решения поставленной задачи в российских условиях имеет развитие агропромышленного комплекса, поскольку перед ним поставлена важнейшая проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, без решения которой нельзя претендовать на статус развитого государства.

Возрастает роль стратегического управления в политике повышения конкурентоспособности отраслей сельского хозяйства. Однако анализ динамки развития агропромышленного комплекса показывает отсутствие должной мотивации к развитию взаимодействия различных отраслей, сужение сфер партнерских взаимоотношений власти и бизнеса.

В то же время практика показывает, что только научно обоснованная стратегия устойчивого развития сельского хозяйства, созданная на основе обобщения накопленного мирового и отечественного опыта, позволит задействовать современные механизмы развития конкурентоспособности организаций агропромышленного комплекса. Одним из таких средств является активно разрабатываемая целым рядом современных зарубежных и отечественных ученых теория кластерной стратегии развития, позволяющая в полной мере задействовать межотраслевую природу современного аграрного производства, учесть их глубинную взаимосвязь и получить в результате системный синергетический эффект.

В аграрном секторе экономики регионов России последние годы характеризуются спадом сельскохозяйственного производства, ухудшением материально-технической оснащенности отрасли, разрушением крупного производства, низким уровнем оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий.

На сегодняшней день экономическая ситуация в сельских территориях остается сложной. Низкий уровень цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, недостаточный спрос на нее, конкуренция со стороны импорта и соседних регионов, бессистемное реформирование АПК обусловили резкое снижение производственного потенциала сельских территорий и всех отраслей АПК.

Основные проблемы сельскохозяйственного производства обусловлены следующими факторами:

- разрушение материально-технической базы АПК;

- диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию;

- отсутствие строгой системы государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

- недостаточная развитость предпринимательской деятельности в сельской местности;

- высокий уровень занятости сельского населения в личных подсобных хозяйствах;

- недостаточная развитость дорожной сети;

- недостаточное финансирование социальной инфраструктуры сельских территорий;

- деградация земельных ресурсов.

Ключевым фактором при выводе аграрного сектора экономики из кризиса и его дальнейшего подъема является управление агропромышленным комплексом на всех уровнях.

Отправным моментом построения рациональной системы управления является теоретическое обоснование объектов управления. Отраслевой состав АПК, как правило. рассматривается исходя из принципов агрегирования, основанных на функциональных связях, т. е. потоках материально-вещественных ресурсов, услуг и информации.

Однако такой подход не всегда обоснован. Помимо функциональных, следует учитывать синергетические, или системные, связи, а также связи развития и управления. Синергетические связи проявляются через механизм взаимозаменяемости, взаимодополняемости, комплексности и оптимальности элементов системы. Связи развития обусловливают существенные изменения в строении взаимосвязанных элементов и способов их функционирования, реализуясь через функциональные связи сельского хозяйства с отраслями, работающими не только на АПК, но и на другие комплексы. Связи управления представляют собой функции по реализации определенной программы функционирования и развития системы.

Существует необходимость в выборе критериев определения состава АПК как объекта управления на основе научного анализа технологических, экономических, организационно-управленческих и социальных связей, являющихся детализацией функциональных, синергетических связей и связей развития и управления.

С позиций управления наиболее приемлем анализ связей по характеру взаимодейст-

вия производителя и потребителя: прямые, обратные и опосредованные (косвенные) связи. Прямые связи представляют собой отношения между непосредственно участвующими в процессе агропромышленного производства предприятиями и организациями, когда результаты деятельности производителя поступают к потребителю и участвуют в дальнейшем процессе производства конечной продукции АПК.

При опосредованных связях результаты деятельности производителя поступают к потребителю через передаточный механизм (посредников, поставщиков).

Элементы производственной системы взаимосвязаны лишь при наличии обратных связей. Это встречное движение потребностей каждой стадии воспроизводства, вытекающее из общей цели комплекса. Обратные связи служат индикаторами степени выполнения функциональных задач комплекса.

В последние годы в связи с неконтролируемым государством ценообразованием на промышленную и сельскохозяйственную продукции, приводящим к неэквивалентности межотраслевого обмена, связи сельских товаропроизводителей с организациями по продаже материально-технических ресурсов сокращаются, что невыгодно ни потребителям, ни производителям.

Поэтому совершенствование механизма обратных связей, состоящее, в основном, в улучшении экономических отношений производителей и потребителей, является одной из важнейших проблем управления АПК.

Основной целью управления АПК является экономическое развитие и повышение эффективности агропромышленного производства. Из группы факторов, влияющих на эффективность производства сельскохозяйственной продукции, можно выделить экономические, организационно-хозяйственные, технико-технологические, социальные, природные.

Наиболее взаимосвязаны первые две группы. Экономические факторы обусловлены общими макроэкономическими деформациями хозяйственного механизма и слабой ролью государства в его регулировании или в использовании нерыночных методов этого регулирования. Проявлением таких деформаций выступает ценовой диспаритет, который в сочетании с несовершенством налого-

вой системы и кредитно-финансового механизма порождает негативные последствия в развитии всей агропромышленной сферы.

Анализ сегодняшнего состояния агропромышленной интеграции в развитых странах указывает на существование многих форм связи между сферами производства, переработки и реализации продукции, которые формировались в течение длительного периода. Организационные методы агропромышленной координации проявляются в развитии вертикальной интеграции и заключении контрактных соглашений различного рода при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности партнеров.

В условиях рыночной экономики возникает множество проблем, связанных с функционированием интегрированных и квазиин-тегрированных структур в агропромышленном комплексе, имеющих большое методологическое и прикладное значение. Необходимость повышения экономической эффективности региональных агропромышленных комплексов ставит перед территориями новые задачи, связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал.

Показывая тенденции развития интегрированных форм хозяйствования, особую актуальность приобретают вопросы, отражающие влияние различных форм и типов интеграции на экономический рост, устойчивость экономического развития, конкурентоспособность продукции отраслей АПК. Отражая эволюцию развития интегрированных структур, хотелось бы особое внимание уделить организации кластерных структур в АПК, показать эффективность их функционирования, задачи становления в регионе. Исследование данной проблемы играет большую роль в обосновании экономической политики государства, при совершенствовании институциональной основы АПК, в содействии развитию более эффективных форм интеграции.

Неоднозначное отношение к проблеме создания экономических кластеров, сложившееся сегодня в научных кругах России, требует углубленной проработки научных подходов к этому экономическому явлению в рамках новой концепции конкурентоспособности, рассмотрения возможностей создания качественно новых интегрированных струк-

тур, направленных на реализацию инновационной и инвестиционной составляющей экономической политики и практической трансформации механизмов государственного регулирования интегрированных систем в АПК, в т. ч. и на региональном уровне.

Согласно исследованиям основоположника кластерного подхода к теории конкурентных преимуществ М. Портера, «фирмы отраслей, имеющих неоспоримые конкурентные преимущества внутри страны (или в международных масштабах), обычно не бессистемно разбросаны по территории страны, а имеют свойство концентрироваться в одном и том же регионе страны» [1].

Конкурентоспособные фирмы распространяют свое влияние на субъекты рынка, с которыми они находятся во взаимодействии: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, повышение конкурентоспособности этих фирм благотворно влияет на деятельность и статус конкурентности фирмы-лидера. Итогом такого взаимодействия является формирование кластера, т. е. сообщества фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Со временем эффективно действующие кластеры становятся причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т. е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. Центром кластера чаще всего бывает несколько мощных компаний, при этом между ними сохраняются конкурентные отношения. Этим кластер отличается от картеля или финансовой группы.

Концентрация соперников, их покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации производства. При этом кластер дает работу и множеству мелких фирм и малых предприятий. Кроме того, кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта».

Объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конку-

рентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера [2].

Таким образом, сотрудничество становится все более необходимым, но оно же несет с собой известную опасность - возможность утраты самостоятельности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.).

Вот почему в ряде стран в последние десятилетия приобрели такое значение эффективные «кластерные стратегии», которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в странах Европы.

Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров «Био Регио». В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере морского хозяйства.

В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации.

Таким образом, несмотря на различность подходов, большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную стратегию. Страны, в наиболее явной форме осуществляющие такую стратегию, - Дания, Нидерланды, фламандский район Бельгии, Квебек (Канада), Финляндия, а также Южная Африка (при новом правительстве). Франция и Италия могут служить примерами стран, в

которых издавна практикуется своеобразная кластерная стратегия, хотя и под другим названием.

В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:

1) географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);

2) горизонтальная: несколько отраслей / секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);

3) вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;

4) латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);

5) технологическая: совокупность от-

раслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);

6) фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;

7) качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими [3].

Агрокластер представляет собой инновационно направленную, территориально локализованную интегрированную структуру с элементами сетевой организации, органи-

зованную на основе сельскохозяйственного производства, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.

В целом, агропромышленные кластеры не являются полноценными кластерными структурами, формируются сравнительно медленно, видимые результаты достигаются лишь через несколько лет. Подобные структуры не позволяют осуществить резкий прорыв в сфере АПК, но имеют большое значение при проведении эффективной политики занятости на региональном уровне и расширении налоговой базы.

К преимуществам кластеров в сфере агропромышленного производства можно также в полной мере отнести реализацию конкурентных преимуществ региона по производству продуктов питания, связанных с географическим расположением, климатом, обширными зонами агропромышленного производства регионов и т. п., возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий. Взаимодействие элементов кластера происходит посредством обмена товарами, технологиями, информацией, услугами и т. д.

Таким образом, управление экономикой АПК на основе региональных инновационных кластеров имеет следующие преимущества:

- позволяет увеличить налогооблагаемую базу;

- повысить уровень занятости сельского населения;

- повысить развитость инфраструктуры села;

- переориентировать убыточные агропредприятия;

- урегулировать инвестиционные потоки;

- оценить эффективность вложений;

- повысить в регионе предпринимательскую активность на рынках АПК;

- развить инновационный потенциал предприятий АПК посредством быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера;

- совершенствовать информационную базу для статистических исследований.

Итак, к наиболее значимым преимуществам кластерных организационных технологий можно отнести то, что они:

- представляют собой наиболее эффективный инструмент для повышения вклада малого бизнеса в конкурентоспособность территорий, развития частнопредпринимательской инициативы в инновационной и научно-производственной сфере;

- имеют ключевое значение для повышения экспортного потенциала малого бизнеса, улучшения экспортно-импортного баланса территорий, функционирования каждого отдельного малого предприятия - участника кластерного проекта;

- обеспечивают объединение усилий предпринимателей и органов власти для решения социально-экономических задач и представляют собой один из наиболее эффективных механизмов частно-государственного партнерства;

- имеют высокий потенциал для применения при формировании особых экономических зон всех видов.

Таким образом, организация интегрированных структур на базе кластерного подхода может значительно улучшить инвестиционный климат отраслей, связанных с производством АПК, стимулировать инновационные процессы и, тем самым, повысить конкурентоспособность отраслей АПК.

Во многих регионах России имеются предпосылки к созданию территориальнопроизводственной структуры, которая основана на взаимодействии научно-образовательной сферы, предприятий АПК, торговли, сферы обслуживания и государства [4].

Кроме того, сотрудничество с агропредприятиями будет выгодным и полезным для научно-образовательных учреждений региона, а постоянный мониторинг предприятий со стороны государства повлечет за собой повышение эффективности государственной региональной политики.

К необходимым направлениям в составе кластерных инициатив можно отнести:

1) устранение законодательных, административных и прочих барьеров для конкуренции, построение системы интерактивного обмена информацией между предпринимательским сообществом и органами власти на всех уровнях;

2) содействие взаимодействию и самоорганизации разрозненных хозяйствующих субъектов через создание локальных организаций по сотрудничеству, ассоциаций и др., а также реализацию совместных мероприятий, направленных на повышение совместной конкурентоспособности;

3) повышение компетентности и требовательности органов власти, осуществляющих государственные закупки, в вопросах технологического уровня и обеспеченности закупаемой продукции связанными услугами (обучение пользователей, комплексность поставки и др.);

4) поддержка малых предприятий - участников формируемых кластеров в вопросах повышения информированности о потребностях государственных заказчиков, подготовленности в вопросах участия в конкурсных торгах по размещению государственного заказа;

5) Привлечение инвестиций, поощрение усилий по привлечению смежных поставщиков, реализация территориальных программ развития производственной кооперации и субконтрактации, технологической модернизации и перевооружения, создания гибко специализированных сетей субконтрактных малых предприятий и инженерно-технологических центров общего использования;

6) содействие малым предприятиям в вопросах внедрения и сертификации систем менеджмента в соответствии с международными стандартами, независимого тестирования и сертификации продукции;

7) запуск специализированных программ подготовки и переобучения, привлечение к участию в кластерных инициативах местных вузов, НИИ, КБ, научных парков, организация трансфера технологий, НИР и ОКР в интересах инновационных и научнопроизводственных предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) вовлечение молодежи в инновацион-

ное предпринимательство, реализация информационно-просветительских мероприятий, обеспечивающих популяризацию предпринимательства в молодежной среде; реализация организационных мероприятий,

обеспечивающих упрощение входа начинающих предпринимателей из числа молодежи на рынок;

9) проведение маркетинговой политики и презентация кластеров на внешних рынках.

1. ПортерМ.Э. Конкуренция. М., 2002.

2. Яшева Г.А. Кластерная стратегия в повыше-

нии конкурентоспособности экономики // Экономический бюллетень. 2007. № 5.

С. 31-33.

3. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 74-81.

4. Марков Л.С. Кластерная политика: региональный аспект // Совет директоров Сибири. 2007. № 5. С. 6-7.

Поступила в редакцию 2.09.2008 г.

Goretov I.N. Economic clusters in agricultural complex management. The necessity of raising economical effectiveness of regional agricultural complexes sets the tasks related to the choice of competitive economic model which allows maximum usage of the potential available. Cluster approach principles of organization which successfully prove good results in the world practice can be the optimal solution of this actual problem.

Key words: cluster, competitiveness, synergetic effect, agricultural complex development, organization of industrial production.

ИННОВАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

А.Ж. Белоусов

Обусловлена необходимость инновационного прорыва посредством использования инвестиций в производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции на региональном уровне. Рассмотрены факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность продукции реального сектора экономики региона.

Ключевые слова и фразы: инновации, инвестиции, эффективность, анализ среды, инновационная деятельность, модернизация, конкурентоспособность.

Повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности возможно при условии технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства. Определенный резерв решения данной проблемы заложен и в применении новых схем управления производством. В последнее время наблюдается стремительная либерализация внутренних и внешних рынков, способствующая усилению конкурентной борьбы между промышленными компаниями за рынки сбыта, особенно в сфере высоких технологий.

В развитых странах экономический прогресс был достигнут благодаря разработке новейших технологий, производству инновационных товаров и успешному выходу на мировые рынки. В индустриальных странах темп роста наукоемких отраслей был выше в среднем в 1,5-2 раза, чем по промышленности в целом.

Сейчас в российской экономике наметился подъем промышленного производства. Однако без инновационного наполнения инвестиций в экономике регионов, без техниче-

ской модернизации промышленности весьма трудно достичь намеченных темпов роста ВВП.

Крупнейшим производителем и экспортером российского газа является ОАО «Газпром», занимающее первое место в мире по объему экспорта газа, его поставки удовлетворяют около 20 % потребностей в природном газе Западной Европы и на 60 % - Центральной и Восточной Европы. Данная система широко использует инвестиции в инновационные направления развития отрасли, имеет тесные связи с другими отраслями национальной экономики, вкладывая в смежные технологии инвестиционные ресурсы и финансируя инновационные разработки в них, требующиеся для газовой отрасли.

Доля «Газпрома» в ВВП России превышает 5 %, в промышленной продукции - 8 %. Компания является крупнейшим налогоплательщиком, обеспечивая 25 % налоговых поступлений федерального бюджета. Продажа газа в Европу дает 10% всех валютных поступлений. Среднегодовая добыча составляет порядка 520 млрд мЗ газа. Однако, если рост

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.